Ребенок все забывает: что делать?

Причины детской забывчивости

Чаще всего они связаны с конкретными педагогическими упущениями родителей, а не со спецификой памяти школьника

Жалобы родителей на забывчивость ребенка часто достигают гневного накала, потому что с этим недостатком не только школьнику, а всей семье трудно жить. «Ни на что памяти нет! Вчера забыл спортивную форму, хотя она приготовленная у двери лежала. И опять получил двойку по физкультуре: ведь не первый и не второй раз забывает. Забыл записать, что задано по математике, и весь вечер висел на телефоне: обзванивал приятелей, чтобы задание узнать. Забыл из химчистки вещи забрать. Забыл, забыл, забыл! Что делать? Как заставить помнить?»

Публикация статьи произведена при поддержке компании «НВН групп». Если Вы ищите надежного дистрибьютора высококачественной одежды, обуви и аксессуаров для детей, то предложение компании «НВН групп» для Вас. Детская одежда оптом от компании «НВН групп» – это богатый ассортимент продукции популярных брендов Бразилии, Канады, Швеции и Норвегии, прошедшей тщательную внутреннюю проверку, и соответствующей самым строгим стандартам качества и гигиеническим нормам. Узнать больше о предоставляемых услугах, и отправить запрос на покупку одежды online можно на официальном сайте компании «НВН групп», который располагается по адресу http://nvngroup.info/

Неорганизованность или протест

На первый взгляд вопрос о памяти логичен. В самом деле, если ребенок все забывает – и вещи, и задания, и обещания – значит, надо «исправлять» память, это она виновата. А между тем с памятью-то у ребенка все в порядке. Почему? Да потому, что если бы у школьника была беда с памятью, если бы он действительно не был способен ничего запомнить, то родители пришли бы к специалисту гораздо раньше и совсем с другими жалобами. Куда более серьезными. Так что дело не в памяти. А в чем?
Для упорной детской забывчивости существуют две типичные причины. Первая причина – неорганизованность. Вторая – протест. Они могут переплетаться. Но обе связаны с конкретными педагогическими упущениями родителей, а не со спецификой памяти школьника. Конечно, память у детей разная – у кого-то послабее, у кого-то посильнее, но дело в умении и желании пустить память в ход. Если у ребенка умения и желания нет, то и наилучшая память не избавит от забывчивости.

Все по порядку

Прежде чем браться за исправление забывчивости, надо определить, чем она вызвана. Внимательно присмотреться и проанализировать, что именно ребенок забывает и в каких обстоятельствах. И обязательно «оборотиться на себя». Если родители люди неорганизованные, то у них самих простейшие бытовые действия вроде сборов на работу или в дорогу превращаются в хаотическую беготню по комнатам в поисках пропавших вещей, которые «вот только что тут лежали». В этом случае от ребенка трудно ожидать, что он спокойно соберется в школу, проверит расписание и не забудет спортивную форму.
Первое «лекарство» от забывчивости – организованность, упорядоченный режим дня, отработанная последовательность действий. Для младшего школьника собраться в школу – довольно-таки сложная работа. Этому его надо научить. Но частенько бывает так, что родители идут по пути наименьшего сопротивления и подменяют работу ребенка собственной работой. Сами все соберут, приготовят, наденут ему рюкзачок на спину – и вперед. Конечно, в этом случае родители могут быть спокойны: все сделано правильно, ничего не забыто. Но ученик «растренировывается». Зачем «держать в голове» кучу вещей, если все равно мама позаботится? Как только ребенку придется действовать самостоятельно, тут же встанет во весь рост злосчастная проблема забывчивости.
Итак, собираемся в школу не вместо ребенка, а вместе с ним. Сначала участвуя в его сборах, помогая ему, а потом подсказывая понемножку, если есть подозрение, что он может что-то упустить. Процесс разбиваем на этапы. Смотрим расписание на завтра – раз. Кладем в рюкзак учебники и тетради в соответствии с расписанием – два. Проверяем, понадобятся ли спортивная форма, краски, пластилин, фломастеры, – три. С вечера проверяем, готовы ли одежда и обувь, – четыре. Вспоминаем, не поручала ли учительница принести что-нибудь особенное, – пять. Для первоклашки-второклашки эту простую последовательность можно изобразить яркими значками на листе бумаги и повесить над письменным столом. Выходя из дома, полезно остановиться на пороге и еще раз мысленно «окинуть взглядом» – все ли сделано. Если ребенок выходит из дома один, то последовательность действий дополняется важным и серьезным заданием – проверить, все ли выключено.
Вместе с ребенком составьте распорядок дня. Не тот, напоминающий казарменный режим – «подъем во столько-то, отбой во столько-то», – а деловой, куда должны быть вписаны действия, которые надо выполнить, чтобы не хвататься за них в панике в последний момент. Вечером вместе с ребенком прикиньте, что надо не забыть сделать завтра. Когда дел набирается много, запишите их. Или пусть запишет сам, если достаточно овладел этим умением. Для школьных заданий помогите установить крайний срок выполнения, отсчитайте от него назад столько дней, сколько, по мнению ученика, ему понадобится, чтобы без спешки выполнить работу. Со временем посоветуйте завести ежедневник и подарите ребенку красивый блокнот. Он сможет сам справляться со своими планами с помощью ежедневника.
Чтобы не забыть записать домашнее задание, ученику просто надо проверить это, выходя с урока. Для малыша можно обозначить домашнее задание каким-нибудь значком – допустим, «голубая точка» – и вложить в дневник или в тетрадь листок с голубым кружочком. Но вообще-то забыть записать домашнее задание – это, согласитесь, довольно странно. Задание ведь и диктовали, и на доске писали. Чем же был занят ребенок, если ничего не видел и не слышал? А может быть, не хотел слышать? Когда ученик систематически «забывает», что было задано на дом, возникает подозрение, что причиной оказывается протест.
В этом случае надо задуматься, не скрываются ли за словами «я забыл» совсем другие слова – «я не хочу», «я боюсь», «у меня не получается». Родителям придется серьезно спросить себя: а дают ли они ребенку право, позволяют ли ему открыто выражать свои желания и нежелания? Доверяет ли им ребенок? Делится ли с ними своими трудностями?

Издержки требовательности

Забывчивость – форма пассивного протеста слабого, неопытного существа. Такой протест упорен и приносит много вреда как самому «протестанту», так и всей семье. Но он обозначает, что ребенку есть против чего протестовать…
Если в семье установилась атмосфера строгой, неуклонной требовательности, не соответствующей возрасту и возможностям ребенка, то развития «забывчивости» приходится ожидать со стопроцентной вероятностью. Ребенок не осмеливается прямо отказаться от какого-либо дела, он не говорит «не могу» или «не хочу», он не говорит «я не умею, покажите, как». Он говорит то, что кажется ему более простым и легким, – «я забыл». «Собирался, но забыл!» «Я же не отказывался, я забыл!» «Я не виноват, я просто забыл!»
Говорит ли в этом случае ребенок неправду? И да и нет.
В некоторых случаях, ссылаясь на забывчивость, ребенок однозначно лжет. Он даже слишком хорошо помнит о каком-то неприятном для него деле и уклоняется от него под прикрытием забывчивости. Если ученик несколько раз подряд «забыл» спортивную форму, заботливо приготовленную на самом видном месте, то причина не в забывчивости, а в чем-то другом, чего родители не знают. Ребенок что-то скрывает. Что? Какую-то неприятность. Может быть, он за что-то обиделся на учителя. Может быть, у него что-то не получается, он стесняется своей неуклюжести или неловкости, поэтому и не хочет участвовать в уроке. Ему легче получить плохую отметку за то, что опять забыл форму, чем за то, что опять не смог подтянуться на перекладине и весь класс над ним смеялся. То же самое и с вечно «забытым» домашним заданием. То ли ученик находится в состоянии «борьбы» с педагогом, то ли не понял чего-то и боится даже подступиться к заданию. В любом случае ругать ребенка за то, что он «опять забыл», бесполезно. Причины глубже. Причины в том, что ребенок одинок в своей беде, но не ищет помощи у родителей, а пытается совладать со своей проблемой самым неподходящим способом – делая вид, что забыл о ней.
Иногда, напротив, ребенок говорит правду. Он в самом деле забыл. Просто потому, что действительно ничего не видел и не слышал. Родители нередко искренне возмущаются: «Сто раз ему повторил! Так нет же! Смотрит потом честными глазами и говорит, что не помнит». Но младший школьник, как и дошкольник, прежде всего воспринимает интонацию и отношение. Сто раз повторенный гневный приказ он и в самом деле мог не расслышать. Он слышал другое: что мама или папа сердятся, недовольны им, не любят его… Такой «ужас», как сердитые родители, полностью заслонил ребенку то, что они ему велели.
Типичной, к сожалению, оказывается и такая ошибка родителей: они сами поддерживают эту форму пассивного протеста, поставив ребенку клеймо забывчивого. Тем самым фактически признавая и даже оправдывая поведение ребенка. Забывчивый! Да, за это его ругают – но получается, что протест действует. Ведь ребенок и правда, якобы забывая, не делает того, чего не хочет.

Может пригодиться

Умение распределять внимание и объем работы – это качества, которые можно успешно потренировать с помощью простых и увлекательных упражнений, они вдобавок помогут повысить грамотность малыша.

«Зачеркни букву»

Для тренировки потребуется старая газета или, еще лучше, пестрый журнал, а также набор фломастеров или цветных карандашей. Сначала ребенок получает совсем простое задание – в небольшом отрывке текста зачеркнуть красным карандашом букву «А». Он быстро и без труда справится с этой работой. Похвалите его и скажите, что теперь ему придется посложнее.
В следующем отрывке текста букву «А» он должен красным карандашом не зачеркивать, а подчеркивать, а зачеркивать теперь нужно, допустим, букву «О». Такое усложнение тоже будет ребенку вполне посильным.
Тогда начинается третий этап. Букву «А» подчеркивать красным, букву «О» зачеркивать синим, а букву «И» не зачеркивать и не подчеркивать, а, встретив ее, говорить: «Буква “И”». Чтобы ребенку не надоело, за один раз надо ограничиваться тремя этапами тренировки. Успешное выполнение заданий хорошо бы отметить маленьким призом. Взрослый может играть вместе с ребенком, тренируя собственное внимание, а ребенку в этом случае выпадает еще один этап: проверить мамино или бабушкино задание.
«Квадратики»
Для этой игры понадобится нарезать квадратики из цветной бумаги. На столе или на белом листе расположите четыре квадратика. Игроку дается 30 секунд на то, чтобы присмотреться и сказать на память, какого цвета квадратики и как именно выложены. Например: «В центре красный, а в верхнем ряду три синих». С приобретением сноровки количество квадратиков увеличивается до девяти.

«Что я вижу?»

Попросите ребенка закрыть глаза и по памяти описать ту самую комнату, где вы с ним сидите и играете. Задание станет для младшеклассника интересным и очень поучительным: оказывается, насквозь знакомую, ежедневно находящуюся перед глазами комнату описать не так-то просто. Когда ребенок почувствует трудности – а он их непременно почувствует, потому что никогда не ставил себе целью сосредоточить внимание на том, что повседневно наблюдал, – предложите ему открыть глаза и присмотреться к обстановке сознательно и внимательно.
Для этой игры-тренировки можно использовать самые разнообразные картинки, открытки, репродукции. Предложите маленькому игроку в течение минуты внимательно рассмотреть картинку: что изображено, какого цвета, в каких взаимных отношениях? Это упражнение развивает помимо внимания также и речь.

Как попрощаться с «машей-растеряшей»

Советы по борьбе с детской рассеянностью и потерей вещей

Ваш сын опять остался без любимой машинки, забыв ее в песочнице. Дочка не может найти резинки для волос, хотя вы абсолютно точно пару недель назад купили целую упаковку. Школьник вечером сообщает, что ему нечем писать на уроках, потому что очередная ручка ушла в неизвестном направлении. Эти ситуации, увы, знакомы многим родителям.

И если в дошкольном возрасте поведение «маши-растеряши» вызывает легкое раздражение, то для первоклашки это уже чревато сложностями в учебе. Как научить ребенка быть внимательным?

Почему он все теряет?

У всего есть причины и истоки. Если найти их, будет гораздо проще научить малыша следить за своим детским имуществом. Психологи уже сделали кое-что за нас и нашли семь объяснений детским потерям.

Слишком много нового вокруг

Дошкольник легко переключает внимание на что-то новое, увлекательное и яркое, появившееся в его поле зрения, стремится все потрогать, понюхать, лизнуть. Личные вещи при этом отходят на задний план, а то и вообще забываются. Даже если ребенок вспомнит, что какое-то время назад у него в руках была песочная лопатка, он совершенно точно не сможет сказать, куда ее пристроил до того, как побежал за бабочкой.

Читайте также:  Детские бутылочки для кормления: основы правильного выбора

Слишком много фантазий в голове

Ребенку так интересно «внутри себя», что совершенно не важно, куда запропастился его спортивный костюм или учебник по математике.

В его голове летают воздушные змеи, разыгрываются баталии сказочных воинов, скачут принцы на белых конях. Сами посудите, где тут найти время на скучный и будничный контроль за какими-то неинтересными вещами?

Вот он (или она) и не находит, и теряет все совершенно неосознанно.

«А что менять – не в этом суть…»

Взрослым людям это кажется странным, но для детей обмен вещами – совершенно нормальная практика. Дать другу игрушку и забыть об этом – обычное дело. Запрещать подобное поведение – значит, требовать от ребенка играть не по детским правилам.

Аттракцион неслыханной щедрости

Иногда такой обмен происходит непреднамеренно. Стремление воспитать щедрого человека тоже может стать основой его рассеянности. Вы же не раз объясняли ребенку, что нехорошо быть жадиной, и его машинкой вполне может поиграть мальчик Вася? Тогда примите как данность, что малыш не будет воспринимать предметы, как личное имущество, и не будет следить за своими вещами.

В темпе вальса

Родители не оставляют малышу запас времени утром, в надежде подольше поспать, а потом постоянно торопят и подгоняют. Боязнь опоздать гораздо сильнее, чем страх не уследить за своими вещами. Особенно часто в цейтноте дети оказываются в начальной школе, где нужно быстро переместиться в кабинет рисования или спортзал, собрав необходимые принадлежности и переодевшись. Кеды первыми героически падут в борьбе с минутной стрелкой…

«Драмкружок, кружок по фото…»

Конечно, не все дети теряют пеналы и спортивную форму с упорством, достойным лучшего применения, – для этого тоже требуются способности.

Однако до этого состояния можно довести и самого обычного среднестатистического ребенка – главное, немилосердно его нагрузить. Если ребенок живет в слишком высоком ритме, потери неизбежны.

Маленький человек не в силах уследить, что и куда проложил, когда ему приходится постоянно бежать то на одно занятие, то на другое, то собираться на третье. И вот уже ребенок устал, и потерял концентрацию.

У семи нянек – дитя без портфеля

Чем больше мы ограждаем маленького человека от ответственности за то, что с ним происходит, чем выше шанс, что в доме поселится растеряша. Если портфель собирает мама, а вещи на тренировку – бабушка, ребенок даже не в курсе, что у него там. Ситуация, когда он просто не узнал свои штаны и оставил их на скамейке спортивного зала, в этом случае – вполне заурядна.

Жизнь без потерь возможна!

Сначала нужно разобраться, вас уже постигла участь родителя растеряши, или то, что произошло вчера, – разовая акция. Меры нужно принимать тогда, когда потеря вещей происходит с пугающей регулярностью. Объясните ребенку, что в каждую его вещь вложены деньги и время родных ему людей, ведь ничего в этом мире не появляется из ниоткуда. Папа и мама работали, чтобы купить эту машинку, эту ручку, эти кроссовки. Вас расстраивает их потеря – эту мысль нужно донести до малыша. Возможно, научить ребенка быть более внимательным к своим вещам помогут несколько не таких уж сложных правил.

На всех детских вещах должны быть метки, и, что немаловажно, ребенок должен их узнавать. Метки могут быть выполнены в любом виде, на который хватит вашей фантазии: личный логотип, вензель из инициалов, изображение любимого мультяшного персонажа. Он поможет ребенку легко опознать свои вещи среди множества других.

” Ругать за потерянную вещь – тупиковый путь. Гораздо лучше будет просто спокойно обсудить произошедшее и вместе с ребенком обговорить, что нужно делать, чтобы такое больше не повторилось.

Не спешите приобретать новую вещь взамен потерянной. Дискомфорт от потери должен быть прочувствован ребенком. Ощутив негативные последствия своей безответственности, маленький человек в следующий раз будет стараться быть более внимательным.

«Потерял дорогое – получил взамен дешевое» – это правило должно стать неизменным.

Постарайтесь, чтобы ребенок был аккуратным. Если у каждой вещи есть свое место, ее проще найти. И ухаживать за вещами он должен самостоятельно, тогда он будет лучше чувствовать ценность вещей. Простые правила ухода за вещами – повесить школьную форму в шкаф, мокрые перчатки на сушилку, шапку засунуть в рукав – все это постепенно научит ребенка знать, что у каждой вещи есть свое место.

Собираетесь на прогулку – посчитайте игрушки, которые берете с собой. Делайте это вслух и вместе с ребенком. По возвращению домой повторите подсчет, чтобы понять, все ли вещи вернулись домой.

Хорошим подспорьем станет планирование. Оно избавит от суеты и спешки, которые влекут за собой рассеянность. В основе режима дня должны лежать не только увлечения и занятия мальчика или девочки, а также их темперамент.

И помните, малыш потерял вещь, которую вы ему купили. Быть может, все дело в вас? Заваливать ребенка лишними вещами – прямой путь к тому, что он перестанет их ценить. А значит, и следить за тем, где и в каком состоянии они находятся.

Воспитать ребенка внимательным и собранным – процесс долгий и трудоемкий. Но результат того стоит!

Есть ещё другой аспект у потеряшек, воспитание уважения к чужой собственности и воспитание честности.
Год назад сын потерял дорогой мп3 плеер – наушники (купили ему на ДР) на дет.площадке (выпал из кармана), тут же через 15 минут стали искать – не нашли. Повесили объявление, результат нулевой. Обидно!

Когда я нахожу чужие телефоны, деньги (было раз под НГ, крупная сумма выпала у людей перед дверью в подъезд. Написала объявление, через 10 минут вернула пропажу). Все это делаю при детях, демонстративно и поясняю, потому что задают вопросы: ” А зачем возвращать, нам же тоже может пригодиться?” Объясняю, что это не твоё и будь добр приложи старания, чтобы вернуть пропажу. Людям будет так же обидно, как и тебе, когда тебе не вернули плеер.
Буквально вчера “оставил” на лавке у подъезда смарт-часы -телефон. На тренировке снял, положил в рюкзак к ключам, а у дома доставал ключи и выложил часы на лавочку. Так и ушёл! Хватились в полпервого ночи. На месте не нашли, на звонок никто не отвечал (не знали как). Утром написала объявление.
Но вычислили телефон сами по функции прослушивания (обратный звонок), gps показал, что часы в подъезде. Включили прослушку и услышали, что нашедшие телефон-часы собираются в магазин. Выскочила на улицу и ждала. Оказалось маленький ребенок нашел и принес домой, а родители не знали что с ними делать (как ответить на звонок). Все разрешилось благополучно, нашедших отблагодарили (делаю так всегда, даже если у людей не было намерений вернуть, а так получилось))).

Забыто-потеряно: что делать с детской рассеянностью?

Предметом постоянных жалоб многих родителей становится забывчивость их ребенка

Нередко дети младшего школьного возраста все забывают, теряют и оставляют свои вещи где угодно, но только не в положенном месте. Перманентная борьба с «превышением лимита утрат» заставляет жить в вечном напряжении пап и мам. В то время как большинство детей младшего школьного возраста не придают особого значения материальным потерям и не понимают упреков и замечаний. Какие меры следует принимать родителям?

Итак, время от времени ребенок забывает дома учебники или тетради, иногда теряет сумку со сменной обувью или даже любимую куртку. Детские психологи постарались найти объяснение этой рассеянности и забывчивости.

«У моего ребенка память, как Пошехонский сыр – одни дырки!» – жалуется Мария Кириенко, мама семилетней дочери, в очередной раз «уличенной» в забывчивости. Подаренные на первое сентября новые кроссовки она оставила или в школьном гардеробе, или где-то в раздевалке спортзала. Разумеется, модная обувь не могла не найти нового владельца. Казалось бы, не стоит делать из мухи слона: даже взрослые нередко теряют недешевые вещи. Однако мама не перестает сокрушаться – забывчивая первоклассница отличается стабильностью в утратах. По меньшей мере раз в неделю из ее личных вещей пропадает какой-либо предмет, который зачастую больше не возвращается к своей хозяйке, несмотря на все усилия родителей, его разыскивающих.

Норма или трагедия?

О том, что дочь Марии вовсе не исключение из правил, свидетельствуют многочисленные жалобы родителей, оставляемые в интернете на форумах и в чатах. Так, Людмила из Нижнего Новгорода делится своими переживаниями: ее одиннадцатилетний сын продолжает все время что-то терять, и, к большому сожалению, ситуация становится только хуже. «Недавно мы решили перевести ребенка в гимназию, – пишет она, – надеялись, что он станет более дисциплинированным. Однако его рассеянность и невнимательность никуда не исчезли – наоборот! Масштабы потерь стали едва ли не колоссальными. За одну неделю он может оставить где-то и уже не найти спортивную форму, кошелек, папку с тетрадями и даже школьный дневник. Мы делали ему внушения, пытались напоминать проверять свои вещи – бесполезно. Он теряет все, всегда и везде».

«Не все так плохо! – спешит успокоить встревоженных родителей Андрей Александров, детский психолог с многолетним опытом работы. – Забывчивость и рассеянность у детей имеют такие же причины, как и у взрослых. Они являются индивидуальными характеристиками, такими, как, например, рост и комплекция, и бывают присущими человеку на протяжении всей его жизни».

Детский интерес – источник проблем

Тем не менее, именно в первые десять лет жизни ребенка психологи советуют родителям вести активную «борьбу» с его невнимательностью и небрежным отношением к личным вещам. У детей детсадовского возраста еще нет понимания того, что предметы, оставленные ими в каком-то месте, могут попросту исчезнуть и больше никогда к ним не вернуться. «Чем младше ребенок, – говорит Александров, – тем быстрее он переключает свое внимание с одного на другое. При этом вещи, представляющиеся ему маловажными, часто проходят в сознании в фоновом режиме. Ребенок делает акцент только на том, что представляется ему наиболее интересным». О справедливости высказывания специалиста можно судить по давно доказанному факту: дети отвлекаются от какого-либо дела гораздо легче и быстрей, чем взрослые. Они открыты для всего нового и любопытного. Их предпочтения порой меняются чуть ли не ежеминутно.

Что не любим – не храним!

Врачи, собрав и изучив статистические сведения, выяснили: дети чаще всего забывают и теряют предметы, ассоциирующиеся у них с нелюбимыми занятиями: например, с надевшими уроками физкультуры или посещением с вечными рыданиями и капризами музыкальной школы. Андрей Александров поясняет: «Люди всегда стараются избавиться от вещей, связанными с неприятными моментами и событиями в их жизни. Дети поступают точно так же, случайно «избавляясь» от циркуля или кроссовок, однако делают это бессознательно».

Кто ищет, тот найдет

Как бы то ни было, на детскую рассеянность нельзя не обращать внимания. Но наказания в данном случае никогда не возымеют должного действия! «Карательные меры еще ни одного человека не сделали хорошим гражданином», – улыбается Александров. Родителям следует, прежде всего, спокойно поговорить с ребенком, объяснить ему все возможные последствия его забывчивости, постараться донести, что он уже несет полную ответственность за свои личные вещи и действия с ними. Так, например, если школьник забывает в учебном заведении учебник или спортивную форму, он должен сам искать их, обращаться к учителям, одноклассникам, завхозу, уборщицам. Опыт показывает, что такой самостоятельный поиск, связанным с большими усилиями, во многих случаях бывает самым лучшим «лекарством» от рассеянности. В следующий раз ребенок, помня о предпринятых им мерах по возврату вещи, будет уже делать все, чтобы ее снова не потерять.

Важно, чтобы и родители подавали школьнику хороший пример, потому что дети учатся в основном путем подражания старшим. Поэтому мамы и папы должны обязательно задать сами себе определенные вопросы и честно на них ответить. Что преобладает в моем доме: порядок или хаос? Лежит ли каждая вещь на своем месте? Я всегда слежу за чистотой в комнате? Кроме того, следует объяснить ребенку, что все материальные вещи имеют определенную ценность, и замена потери аналогичным предметом не является само собой разумеющимся действием, даже если пропажа была не слишком большой по стоимости.

Читайте также:  Почему нельзя кричать на ребенка: 3 типа поведения

Противодействие рассеянности

Для того чтобы будущий первоклассник был уже приучен к ответственности и порядку, родителям следует заранее вносить определенные коррективы в его воспитание. Полезным, к примеру, может оказаться составляемый всей семьей список дел на каждый день, который послужит хорошим подспорьем и для самих взрослых. У школьника нелишним будет небольшой вечерний «ритуал», заключающийся в последовательном сборе портфеля: в основное отделение кладутся учебники, в маленькое – тетради, в клапан – сменная обувь, в боковой карман – деньги на перекус в столовой и т.д. Такое несколько рутинное мероприятие психологи считают очень действенным: дети приучаются соблюдать порядок в своих вещах. Кроме того, перед выходом из дома ребенок должен сам проверить, застегнуты ли молнии на ранце и карманы на брюках и куртке. Таким образом, мелкие предметы не выпадут случайно и останутся при маленьком хозяине.

Если потери все же имеют место быть, родителям следует позаботиться о том, чтобы вещи, особенно дорогостоящие, по возможности возвращали владельцу. Детям младшего возраста можно пришить на одежду бирки с именами и указанием класса, на MP3-плееры и другие электронные устройства наклеить специальные магнитики с номером домашнего телефона. Если ребенок пользуется мобильным, сотовая компания без всяких проблем подключит услугу, позволяющую мамам и папам узнавать местоположение аппарата.

Забывчивость: перезагрузка

Подводя итоги, детский психолог Андрей Александров рекомендует родителям, переживающим из-за рассеянности своего ребенка, спокойно и без скандалов реагировать на потерянные вещи: «На самом деле, забывчивость можно назвать не то что плохой особенностью, но даже полезной! С течением времени все дети учатся различать важные и неважные вещи, просто сначала их приоритеты несколько другие, чем у взрослых. Если бы мы держали в памяти абсолютно все, то есть центральная нервная система работала бы «без фильтра», на износ, она бы очень быстро не выдержала такой нагрузки. И это была бы катастрофа».

Что делать, если ребенок все время теряет вещи

Как приучить растеряш к порядку

ВСЕ СЕМЕЙНЫЕ НОВОСТИ НА ТЛУМ.РУ

Многие родители сталкиваются с одной и той же проблемой: ребенок пришел из сада или школы без сменки (портфеля, пенала, игрушечного носорога и т. д. ). И это уже далеко не в первый раз! На прошлой неделе — шарф, на этой — шапка, сколько можно покупать ему новые вещи вместо потерянных? И ведь если спросить, где он оставил что-то, не вспомнит, будет только виновато смотреть в угол.

Как бороться с излишней забывчивостью у детей? Какие есть причины для подобного поведения? Разбираемся в этом с помощью психологов и приводим комментарии родителей с форумов и из соцсетей.

6 причин несобранности

Для начала стоит разобраться, в чем причина несобранности вашего ребенка. А их может быть очень много. У детей до 5 лет невнимательность вообще практически норма. Излишнее любопытство и интерес к окружающему миру не дает им сконцентрироваться на чем-то одном. Положил ведерко у дерева и пошел на горку, она же красивая и красная. А когда вы поинтересуетесь, уходя с площадки, где игрушка — ребенок не вспомнит, спрашивать его об этом бесполезно, так как у малыша нет такой временной памяти. И ругать его не стоит, нужно тренировать память.

Вторая причина — излишняя погруженность в себя, мечтательность. Это дети, которые куда больше в своих мыслях, чем в реальном мире. В этом случае такая черта характера может сопровождать ребенка все детство, если не всю жизнь. Забывают они неосознанно, но тренировки памяти могут помочь им сконцентрироваться.

Третья причина — отсутствие понятия личной собственности. Например, в большой семье ребенок может считать все игрушки общими, а потому и следить за ними не нужно, это не его личная ответственность. То же самое в детских учреждениях, где работают детские правила обмена «ты мне — я тебе». Утром обменялись, а к вечеру вспомнить, что и кому было отдано, уже сложно.

Четвертая причина — спешка. Если у малыша нет времени на сборы, конечно, он что-нибудь да забудет. И не только ребенок, но и взрослый. Малыш к вечеру плохо помнит в каких штанах он пришел в садик, были ли у него с собой варежки и что он положил в портфель. Также на ребенка может влиять излишняя загруженность. Школа, домашка, кружки, обязанности по дому, увлечения… День расписан по минутам, нагрузки слишком большие и у ребенка не остается времени подумать о том, что он взял, а что нет.

Пятая причина — отсутствие самостоятельности. Если мама малыша одевает, раздевает, портфель ему собирает и с уроками помогает, то сам по себе ребенок станет беспомощным и никак не вспомнит, что там ему положили в сумку с собой.

А еще ребенок может забывать что-то специально. Забыть дома тетрадь, потому что не сделал домашку, забыть в школе дневник, чтобы не увидели оценки и так далее. Если вы чувствуете, что ребенок хитрит, просто поговорите с ним о ситуации в школе и причинах такого обмана.

Профилактика против забывчивости

Если малыш маленький или большой, но излишне рассеянный, то ему сложно держать в голове все свои вещи, которые он носит с собой. Облегчите ему задачу и пометьте его одежду каким-нибудь логотипом, символом или просто биркой с фамилией, чтобы потом было легче искать. Тем более, что кроме вашей растеряши в саду или школе, есть и другие, и кто-то из детей вполне мог уйти на улицу в ваших штанах.

Проговаривайте с детьми нужные действия вслух, чтобы довести их до автомата. Пришли — сняли варежки, сунули их в карманы. Сняли шапку и шарф — положили на полку. Куртку — на крючок. И так далее. Можете придумать стишки, чтобы ребенок легче запоминал эти действия.

Еще помогает проговорить предметы по их количеству (можно с загибанием пальцев). В портфеле должны быть: учебник, пенал, тетрадь и т. д. По возвращению, разбирая портфель, повторите список вместе с малышом, чтобы убедиться, что все на месте. Если вы сами страдаете от забывчивости, этот список лучше записать.

Кроме этого, существует очень много игр на тренировку памяти. Устные вроде «Я возьму с собой на север» или «Я знаю пять…», и онлайн вроде Memories, и настольные вроде «Уга Буга». Подобрать что-то по вкусу ребенка не составит труда.

Не давайте растеряше лишние вещи. Если вы знаете о рассеянности малыша, то ему точно не нужно вручать еще и пару игрушек, которые он хочет взять, и телефон на недолгую прогулку. Тем более, что, выполняя любой каприз малыша, вы обесцениваете вещи, которые он получает, и заботиться об их сохранности он не станет.

Аккуратность стоит воспитывать во всем. Найдите место для каждой вещи ребенка и время для ухода за этой вещью. Учите ребенка следить за своими вещами самостоятельно и постоянно. Например, регулярно чистить обувь или сдавать вещи в стирку. Не убирайтесь за ребенком и не делайте все за него. Научите малыша планировать свое время, не суетиться и выделите лишние пару минут на проверку всего перед выходом.

Не стоит останавливать малыша строгим: «Ничего не забыл?». Лучше будет сделать это в форме вопроса, а ничего ли он не забыл? Пусть сам еще раз проговорит, что должен взять, вслух и, если не вспомнит, тогда уже вы напомните, что сменка валяется вон там. А если малыш собрался и ничего не забыл, и вы не забудьте похвалить его.

И последнее — подавайте ребенку хороший пример. Ведь дети делают что-то, смотря на нас. Так что привыкайте к порядку всей семьей и проводите работу над ошибками вместе.

А если уже потерял…

Если ребенок уже потерял вещь, постарайтесь не ругать его, а обсудить причины случившегося и проговорить, что он должен был сделать, чтобы этого не произошло. Все что вы будете делать, должно быть не наказанием, а необходимыми мерами. Не называйте ребенка «растеряшей» или «рассеянным», так вы только укрепляете его в этой мысли.

Лучше попробовать вызвать в малыше чувство ответственности. «Ты сам должен следить за своей ледянкой на горке, я на тебя полагаюсь». И тогда малыш, может быть, и запомнит, что мама дала ему важное задание.

Взамен потерянных вещей не торопитесь покупать новое и лучшее. Ребенок должен успеть ощутить дискомфорт от потери. Походит на физкультуру в старых кроссовках, поносит в школу свитер не по размеру, останется с обычным телефоном вместо смартфона. Главное, не перестараться, чтобы ребенок не стал причиной насмешек или травли в школе.

Если ваш малыш рассеянный по натуре, постарайтесь вообще не покупать ему дорогих вещей и объясняйте ему это с точки зрения материальных расходов. Объясните, что, если вы купите ему машинку и он ее потеряет, новой не будет. Вы не можете себе это позволить. А вместо крутого пенала с Пикачу придется ходить с обычным синим.

Если ребенок уже подрос и имеет карманные деньги, то такие пропажи можно выписывать ему «на счет», чтобы он понял стоимость той или иной вещи. И вообще, не бойтесь обсуждать с ребенком материальную сторону дела. Для малыша вы можете сравнить пропавшую вещь в понятном ему эквиваленте, вроде: «Эх, а ведь эта шапка стоила 10 киндер-сюрпризов. Теперь придется копить». Наглядно, правда?

Комментарии родителей:

«Я своей говорю — нет, не купим. Особенно если учесть, что игрушки покупаю не дешевые. Сразу говорю — береги, относись аккуратно, потеряешь или сломаешь — новой не будет. У нас редко что-то теряется. Если не уверена, что сможет игрушку сберечь — не берет с собой. Говорит пусть дома останется, а то испачкается или сломают».

«Моя знает что куплю из ее карманных денег или продав что-то из ее вещей на авито. моя разбила люмию за 20 тысяч через месяц после того как она у нее в руках оказалась (пишу так потому что я ее не покупала. ей ее подарили за участие в ЧЕ) она с ней еще 9 месяцев проходила пока осколки выпадать не стали».

«Теряет все и постоянно. Никакие игры на память не помогают, они ему не интересны. И не забывать, хоть на минуту собраться — тоже неинтересно. Повторит из-под палки — все равно забудет. Помогает только жесткая материальная ответственность и дисциплина. Или угроза реально серьезного наказания вроде отмены поездки летом заграницу (к бабушке вместо этого отправлю). Потихоньку дает свои плоды».

«Эх, буквально вчера я продумывала план „мести“ за очередную оставленную в школе форму для физры (а это, извините, кроссовки и спортивный костюм, общей стоимостью около 10 тыс.). Что решила: если не найдет, не буду оплачивать в ближайшие месяцы тренажерный зал. На физру походит пока в кедах и старых штанах. Но костюм был сегодня найден))))».

«Просто надо объяснить, что это его вещь, его, как его игрушки. его комната, его цветы, его тетради и все такое, и поэтому он сам об этом пусть и заботится, как следит за собой так и за своими вещами. чистит же он зубы, п.ч. иначе они будут болеть. Пусть он будет знать, что такое ответственность и последствия. Я бы сказала, ты можешь делать с курткой что угодно, хоть полы ей мыть, но носить ее тебе, или оставлять в раздевалке, но потом придется ходить без спорт. куртки. Без злости и угроз. Просто по факту. оставишь куртку — будешь ходить в футболке»

Что делать, если ребенок все теряет?

Рассеянность и невнимательность – распространенные проблемы у детей. В раннем возрасте они теряют различные вещи, оставляют их на улице, и на детских площадках.

У родителей это вызывает огромный стресс. Мало того, что малыш потерял вещь, которая им нравится. Так она еще и стоит денег. Порой – не маленьких.

Дети же к потерям относятся спокойно. В силу своего возраста, они даже не переживают о том, что какая-то вещь утрачена. Но это неправильно. Вещи нужно ценить.

Терять все под ряд – это очень плохая привычка. Если не избавиться от нее в детстве, ребенок останется рассеянным вплоть до подросткового возраста. И даже во взрослой жизни будет терять вещи.

Мы расскажем, как решить эту проблему.

Причины, по которым ребенок теряет вещи

В школьном возрасте детки, в основном, забывают тетради, и книги.

В учебном заведении они нередко оставляют куртки. А также пакеты со сменкой.

Читайте также:  Ребенок не хочет на дачу: 7 способов заинтересовать

Долго личные вещи в школе не залеживаются. Хорошо, если их найдет порядочный ребенок, и отдаст охраннику. Но чаще всего бывает так, что другие дети подбирают бесхозные предметы. И вернуть потерянную вещь становится невозможно.

Не стоит думать, что рассеянность – это проблема только вашего ребенка. Ежедневно сотни родителей жалуются на ту же проблему в различных группах ВК, и Facebook.

Психологи относятся к невнимательности, и потере вещей не так критично, как обычные взрослые. Они заявляют, что причины забывчивости у малышей такие же, как и у любых других людей старшего возраста. Ребенок забывает все не потому, что он плохой. А потому, что на подсознательном уровне в мозгу у него заложена рассеянность.

Но не переживайте, исправить проблему можно.

Исправлять забывчивость нужно до 10 лет

Психологи рекомендуют родителям исправлять забывчивость ребенка до того, как ему исполнится десять лет. В этот период еще можно исправить проблему. А вот уже когда малыш достигнет десяти лет, научить его быть внимательным будет намного сложнее.

Ваша задача на этом этапе – как можно активнее бороться с рассеянностью.

Почему малыши рассеянные и забывчивые?

Психологи объясняют, почему дети к одним вещам относятся бережно, а к другим – безразлично. В силу своего возраста, малыши быстро переключают внимание с одной вещи на другую. Те предметы, которые ребенок считает неважными, отходят на второй план.

Малыш фокусирует внимание только на на том предмете, который ему интересен. Его он не потеряет ни при каких обстоятельствах. Потому, что будет бережно хранить.

Если вдруг, при этом, малыш потеряет менее важную вещь, то он не расстроится. И даже не уделит этому внимание.

Малыши теряют те вещи, которые вызывают у них неприятные воспоминания

Детские доктора провели исследование причин невнимательности. В ходе него, они выяснили, какие вещи малыши теряют чаще всего.

Это предметы, которые:

  1. Вызывают у них неприятные воспоминания.
  2. Связаны с определенным занятием, которое им не нравится.

К примеру, сменную обувь дети могут терять по тому, что не видят смысла ежедневно переобуваться в учебном заведении. Или потому, что им просто лень.

Рюкзаки, пеналы, тетрадки и учебники они теряют потому, что не любят школу.

Психологи отмечают, что дети забывают различные предметы не специально. Они теряют их потому, что подсознательно считают их бесполезными.

Наказывать ребенка за то, что он потерял определенную вещь – не нужно

Вопрос рассеянности ребенка действительно нужно решать. Однако, использовать при этом радикальные методы (наказания) не нужно.

Если вы будете кричать на ребенка каждый раз, когда он что-нибудь теряет, это не даст должного эффекта. Наоборот, вы только ухудшите отношения с ребенком. А терять предметы он не перестанет.

Нужно поступать хитрее. И использовать следующие правила.

Заставляйте ребенка самостоятельно искать вещи, которые он потерял

Вызовите ребенка на разговор. Объясните ему, что теперь за свои вещи ответственность несет лично он. Если малыш забудет определенный предмет в учебном заведении, то он должен будет самостоятельно найти его. Бегать по школе, и спрашивать учителей по поводу того, видели ли они потерянную вещь.

На процесс поиска ребенок потратит очень много времени. И наверняка устанет. Но это положительно повлияет на него. Когда в следующий раз ребенок будет держать вещь в руках, он будет следить за ней. Потому, что будет знать о последствиях – на поиск снова придется тратить много времени и сил.

Лень и нежелание снова искать вещь заставят ребенка стать более внимательным.

Подавайте хороший пример

Поведение родителей часто отражается на самом ребенке. Учитывайте, что на внимательность и рассеянность влияет обстановка в вашем доме.

Если в квартире постоянный беспорядок, то у малыша вряд ли получится быть внимательным и следить за вещами. Он на подсознательном уровне будет думать, что хаос – это нормально. И поэтому будет небрежно относиться к предметам.

Также, обратите внимание, все ли вещи в вашем доме лежат на своих местах. Если какие-то предметы разбросаны по квартире, то это плохо. Видя это каждый день, малыш будет думать, что оставлять вещи “где не попадя” – это нормально.

Объясните, что каждая вещь стоит денег

Объясните ребенку, что каждый предмет стоит денег. И не маленьких.

Скажите, к примеру, что куртка стоит 2.000 рублей. Ботинки – 5.000 рублей. И переведите эту сумму в товары, которые вы могли бы приобрести ребенку. Например, скажите: “Представь, сколько на эти деньги можно купить игрушек. Если ты потеряешь куртку или ботинки, то мне придется приобретать новые. А на игрушки у меня денег не хватит”.

Это может положительно повлиять на чадо. Он поймет, что лучше следить за вещами, и получить игрушку, чем потерять их, и остаться без нее.

Как исправить рассеянность ребенка?

Побороть рассеянность чада не сложно. Достаточно лишь правильно воспитать его.

Начать рекомендуем с совместной подготовке портфеля к школе. Скажите ребенку, чтобы он каждый день собирал рюкзак. И помогайте ему. Раскладывать вещи нужно следующим образом:

  1. Учебники нужно размещать в большом отсеке рюкзака.
  2. Тетрадки – в маленьком.
  3. В небольшой карманчик можно положить пенал. Или сменку.
  4. В карман штанов – деньги, которые ребенок может потратить на покупку еды в столовой.

Проговаривайте, что должен сделать ребенок

Перед походом ребенка в школу, скажите ему, что он должен сделать. Ваши слова должны быть максимально простыми. Чтобы информацию ребенок гарантированно запомнил.

Проговаривать с малышом нужно следующее: “Я даю тебе в школу сменную обувь. Когда переобуешься, положи первый комплект обуви в сумку. И возьми ее с собой. Когда будешь выходить из школы – переобуйся. И забери сумку домой”. Текст можете придумать самостоятельно.

Пересчитывайте предметы перед выходом из дома

Предположим, ребенок идет в школу. Он берет: портфель, сменную обувь и куртку. То есть, три предмета.

Укажите малышу на то, что он взял с собой 3 вещи. И попросите пересчитать их количество при выходе из школы.

Пишите списки собранных предметов

Каждый вечер пишите, какие предметы ребенок возьмет с собой завтра. Составьте список, и укажите в нем собранные вещи. Он должен выглядеть следующим образом.

Скажите ребенку, чтобы каждый день, после выхода из школы, он сверял предметы по списку. Желательно, чтобы напротив проверенной вещи он ставил галочку. Это необходимо для того, чтобы малыш контролировал процесс сбора.

Научите ребенка порядку

Чаще всего рассеянностью страдают те малыши, которые не приучены к порядку. Ваша задача – исправить эту проблему.

  1. Раскладывать вещи в комнате по полкам.
  2. Не разбрасывать предметы по квартире.
  3. Контролировать, чтобы все лежало на своих местах.

Помните: порядок в квартире = порядок в голове.

Не давайте ребенку брать с собой слишком много вещей

Чем больше вещей, тем выше вероятность того, что ребенок что-то забудет. Поэтому, рекомендуем давать малышу в школу брать не более двух-трех предметов.

Игрушек рекомендуется брать не более трех.

Побороть детскую растерянность можно.

Помните основные правила:

  1. Учите ребенка внимательности до десяти лет. Потому, что потом может быть поздно.
  2. Не ругайте малыша. Крики и оскорбления должного эффекта не дадут. Действуйте хитрее.
  3. Регулярно работайте с ребенком, и воспитывайте в нем внимательность.
  4. Научите малыша порядку.
  5. Придерживайтесь других правил.

Если соблюдать все эти аспекты, ребенок гарантированно перестанет забывать вещи.

На портале Vikids вы можете:

Первые признаки Альцгеймера или просто забывчивость?

Где проходит граница между обычной забывчивостью и первыми тревожными симптомами болезни Альцгеймера?

Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу.

Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.

Признаки болезни Альцгеймера

Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

6. Очень важный признак — нарушение моторно-пространственных навыков, а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

Что делать?

Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких — не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр — специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника»

Ссылка на основную публикацию