Ребенок не хочет на дачу: 7 способов заинтересовать

Подросток не хочет ездить на дачу. 4 вопроса психологу

Вечная история — родители собрались на дачу, а ребенок-подросток отказывается: «Там скучно. Друзей нет, интернета нет. Телефон, и тот не ловит! А огурцы мне ваши даром не нужны!»

Автор: Мария Баулина

Дата публикации: 05.07.2018

Родители в растерянности. Что делать с этим упрямцем? Убедить-уговорить-заставить? Взывать к остаткам подростковой совести? «Ах так, помочь нам не хочешь! У отца спина больная, а у меня – ноги еле ходят». Вот только эти приемы, как правило, не работают. А что работает?

1. Дочери пятнадцать. Остаток лета хочет провести в Москве, хотя мы с мужем сейчас живем за городом. Но как оставить ее одну в квартире, у нее же самый опасный возраст! Может, нам ее как-то развлекать на даче, чтобы ей там было интересно?

Развлекать 15-летнего подростка особого смысла нет даже с педагогической точки зрения. Это уже почти взрослый человек. Тем более что дело вообще не в развлечениях. И даже не в даче. Это вопрос доверия к ребенку. Доверяете вы дочери или нет? А если не доверяете, то почему? Стоит подумать на эту тему. Если доверяете, можно на какое-то время оставлять ее в городе одну. Но постараться при этом соблюсти обоюдные интересы. Например, «Эту ночь ты остаешься в Москве, а утром приезжаешь к нам на электричке». Или «Ты можешь позвать на дачу друзей, но перед этим тебе необходимо приехать и сделать приборку». То есть придумать некий компромисс, чтобы, с одной стороны, ребенок мог проявить свою самостоятельность. А с другой, чтобы не был постоянно предоставлен сам себе.

2. Внуку 14. Пока был маленький, охотно ездил на дачу. А сейчас нахально заявляет: «Не хочу горбатиться на грядках». Нас с дедом это обижает. Ведь нам нравится выращивать все самим! Как решить конфликт?

Здесь проблема не только во внуке, но и в бабушке с дедушкой. Вам нравится выращивать овощи, и это прекрасно. Но внуку это не нравится. Да и овощи он может не любить. Для того, чтобы подросток с радостью приезжал на дачу, у него там тоже должен быть какой-то свой интерес. Вместо садово-огородных работ предложите ему что-то другое. Например, покосить газон, обустроить зону для шашлыка, сделать удобные ступеньки в бане, придумать необычный забор или креативно его покрасить (кстати, можно использовать баллончик для граффити). То есть, во-первых, предоставить ребенку право выбора. А, во-вторых, позволить подойти к делу творчески. Тогда он будет заниматься этим охотно. А потом сможет позвать на дачу друзей и похвастаться. В общем, у него тоже должны быть какие-то «пряники» от дачной жизни.

Если же взрослые заставляют его что-то делать: «Что ты сидишь в своем телефоне? Опять играешь?! Немедленно выключай и иди копать!» — это вызовет лишь раздражение и отторжение. Подростки терпеть не могут, когда с ними разговаривают в таком тоне. Да еще жестко контролируют.

Поэтому нужно договариваться: «А давай сделаем то-то и то-то, чтобы всем было хорошо и удобно!». Тогда он охотнее включится в работу.

3. У нас домик в деревне, куда мы приезжаем на лето. Рядом круглый год живет многодетная семья. Их дети работают в огороде наравне со взрослыми. А наши оболтусы ничего не хотят. Как им вбить в голову, что нам тоже нужна помощь?

Это не только проблема детей, но и проблема взрослых, которые не могут признать, что дача в 80−90-е годы и дача сейчас – это разные дачи. В наше время мало городских семей, которые живут тем, что вырастили на даче. Да, они что-то выращивают. Но – ради удовольствия. А в сельской местности труд на земле — вопрос выживания. Поэтому и мотивация детей, которые там живут круглый год, понятна. Когда родители им с детства говорят: «Ты не хочешь сажать картошку? А что ты тогда будешь есть зимой?», сопротивления такая формулировка не вызывает. Ведь земля их объективно кормит.

А вот когда городскому ребенку говорят — не будешь полоть грядки, у нас помидоры не вырастут, он вправе сказать: «Не вырастут – купим. В чем проблема?» Он действительно не видит в этом проблемы.

Поэтому, опять же, формулируйте свою просьбу по-другому. Если вам нужна помощь, так и скажите: «Мне очень хочется вырастить помидоры. Я знаю, что тебе они не нужны – ты их не ешь. Но мог бы ты мне помочь – натаскать воды для полива? Мне самой тяжело». Если вы произнесете такие слова (а не будете упрекать подростка: «Ты лодырь, валяешься целый день в гамаке, помочь не хочешь!»), тогда он без проблем принесет эти ведра.

4. Друзья дают сыну-подростку деньги за то, что он помогает на даче. Ребенок теперь рвется за город. Но хорошая ли это идея? Он ведь потом деньги будет требовать за то, что мусор выбросил или в комнате убрался. Может, еще какие-то бонусы придумать?

Бонусы хороши в раннем детстве: наклейки, призы и пр. Если все это как-то обыграть, ребенка действительно можно таким образом мотивировать. Однако подобные поощрения хороши лет до 10. А дальше возникает система «ты мне – я тебе». Ты мне 100 рублей – я газон постригу. Ты мне 300 рублей – я порядок в бане наведу. Такие вещи ухудшают общение, делают его более формальным и менее близким. То есть, фактически, родители сами роют себе яму. Поэтому, как уже говорилось, действовать нужно по-другому – заинтересовывать подростка и предоставлять ему право выбора.

Онлайн консультации врачей
в мобильном приложении Доктис

Дежурный терапевт и педиатр консультируют бесплатно

26 способов занять ребёнка

Когда на улице слякоть или льёт дождь, а родители по горло заняты, нужно срочно придумать занятие для детей. С помощью подручных материалов вы можете выиграть несколько свободных часов и развлечь ребёнка, даже если ему надоели все игрушки.

1. Борьба сумо

С помощью папиной футболки и подушек можно устроить сражение. В большую футболку помещаются маленькие дети и мягкие подушки. Чем шире окажутся бойцы в обхвате, тем безопаснее поединок.

2. Рисование на бутербродах

Радугу на тостах и делать, и есть очень весело. Ингредиенты: хлеб, сгущённое молоко, пищевой краситель. Несколько капель краски растворите в сгущёнке, разрисуйте хлеб чистыми кисточками. Приятного аппетита.

3. Игры с разноцветным рисом

Ингредиенты: рис, белый уксус, пищевые красители, чистые пакеты. Разведите красители в небольшом количестве уксуса. Положите горсть риса в полиэтиленовый пакет, вылейте туда краску, плотно завяжите и перемешайте рис, чтобы прокрасить всю крупу. Детям, кстати, нравится и сам процесс перемешивания, когда можно вдоволь крутить и тискать пакетик, и результат. Прокрашенный рис нужно просушить и использовать для картинок, аппликаций и всевозможных поделок.

4. Масса для лепки своими руками

Сделать массу можно за пару минут, а развлекаться с ней дети будут часами. Понадобятся: клей ПВА (240 мл); борнокислый натрий, также известен под названием «бура», продаётся в хозяйственных магазинах и в отделах для садоводов (чайная ложка); вода и пищевые красители.

Перемешайте в миске клей с водой, добавьте несколько капель красителя. Растворите буру в половине стакана тёплой воды и влейте раствор в цветной клей, продолжая размешивать массу. Когда масса загустеет и станет тянуться, помесите её руками, как тесто, и через несколько минут у вас в руках окажется пластичная масса, которая не липнет к поверхностям и не пахнет! Из неё можно даже надувать пузыри.

5. Настольные игры с печеньем

Купите двухцветное печенье, шоколадное с одной стороны и ванильное с другой. Сделайте доску для игры: наклейте полоски цветной липкой ленты на квадратную основу. Чем старше дети, тем больше ячеек можно включать в игру. Используйте печенье вместо фишек для игры в реверси. Обычные шашки тоже можно заменить зефиром или печеньем. После игры фишки можно съесть.

6. Домик для кукол своими руками

Один день делаем — неделю играем! Набор для архитектурного творчества: обувные коробки, скотч, бумага для папье-маше, бумага для скрапбукинга или обои, краски, канцелярский клей, газеты.

Вставьте обувные коробки друг в друга под углом 90 градусов. Из двух коробок получится один угол дома и один этаж. Конструкцию можно делать любой, в зависимости от полёта фантазии. Скрепите коробки между собой скотчем.

Затем весь домик обклейте газетами, а на слой газет приклейте бумагу для папье-маше. На этой основе можно упражняться в создании интерьера. Краски, обои, красивая бумага и даже кусочки линолеума понадобятся для оформления стен, пола и потолка. Расставьте мебель, и кукольный особняк готов.

Из коробок вообще можно сделать массу интересных вещей.

7. Пластиковые шары и малярный скотч: активные игры дома

Пластиковые шарики и стаканчики можно использовать для активных игр дома. Нанесите малярным скотчем разметку на пол или на ковёр, чтобы определить границы игр. С помощью таких нехитрых средств можно:

  • сыграть в классики, а пластиковая чашечка выступит в роли шайбы;
  • нарисовать на полу мишень; выигрывать будет тот, чей шарик закатится ближе к центру;
  • заменить крестики и нолики на стаканчики или шары разного цвета, чтобы играть на полу;
  • представить себе гнездо, в котором птица защищает яйца (стаканчики) от нападения змеи;
  • устроить соревнования по прыжкам в длину, отмечая рекорды полосочками скотча;
  • превратиться в канатоходцев, которым нужно обойти всю квартиру, ни разу не шагнув в сторону от линии.

8. Самолёт из трубочки для коктейля

Нестандартный вариант самолётика, который полетит намного дальше, чем обычный, можно сделать из трёх кусочков бумаги и пластиковой трубочки для коктейля.

Из плотной бумаги нужно вырезать три полоски размером 2,5 × 12,5 см. Две полоски соединить между собой в длину и замкнуть в большое кольцо при помощи скотча. Из третьей полоски сделать маленькое кольцо. Прикрепите кольца на концы трубочки, положив её внутрь бумажных колечек. Выглядит необычно, но эта конструкция летает! Запускайте маленьким кольцом вперёд.

9. Свирель из трубочек для коктейлей

Если взять 6–8 пластиковых трубочек, обрезать их и склеить между собой скотчем, получится забавный музыкальный инструмент.

10. Радуга из пены

Когда детям надоест пускать обычные мыльные пузыри, предложите им сделать пенную змею. Для этого нужно, чтобы дома были: пластиковая бутылка, липкая лента, средство для мытья посуды, пищевые красители и носок, потерявший пару.

Отрежьте дно у пластиковой бутылки, натяните на неё носок, закрепите носок липкой лентой. В отдельной ёмкости смешайте жидкость для мытья посуды с небольшим количеством воды, добавьте краситель. Обмакните носок на бутылке в мыльный раствор и медленно подуйте в горлышко. У вас получится большая пенная змея. Если проявить фантазию, можно сделать радугу из пены.

Читайте также:  Детские бутылочки для кормления: основы правильного выбора

11. Акула и крокодил из бельевой прищепки

Если нарисовать на бумаге акулу или крокодила с большими зубами, разрезать рисунок пополам и приклеить две части к бельевой прищепке, то вы сможете устроить настоящую войну зубастых хищников, кровожадно разевающих пасти.

12. Мыльные облака

Продолжаем мыльную тему. Обычное мыло в микроволновке за пару минут превращается в воздушное облако, которое можно измельчать в блендере, красить и закладывать в формочки.

13. Альтернатива рогатке из пластикового стаканчика и воздушного шара

Разрежьте пополам пластиковый стаканчик. Хвостик воздушного шарика завяжите узлом, не надувая. Отрежьте широкую часть шарика и натяните половину с хвостиком на стаканчик. У вас в руках — весёлый заменитель рогатки. Положите в стаканчик «пулю» (пластиковый или ватный шарик) и дёрните за хвостик шарика. Можете устраивать чемпионаты по дальности стрельбы.

14. Наклейки своими руками

Рисование будет увлекательным, если превратить рисунки в наклейки. Для этого нужно просто дать детям самоклеящуюся бумагу вместо обычного альбома.

15. Домашняя канатная дорога

Натяните несколько верёвок между ручками дверей, ножками стульев и бельевыми крючками — это ваша канатная дорога. Возьмите вешалку с прищепками — это кабинка на вашей канатной дороге. Мягкие игрушки — это ваши пассажиры.

16. Игры на скорость: успеть за одну минуту

Практически любой предмет в доме можно превратить в игровое снаряжение, если собирать что-либо на скорость в течение одной минуты.

  • Собирайте конфеты и маршмеллоу китайскими палочками — кто больше?
  • Постройте самую высокую башню из монет или пластиковых стаканов.
  • Забросьте большее количество носков в бельевую корзину.
  • Не давайте мячику упасть на пол в течение минуты.

17. Гонки стеклянных шариков

Если у вас есть аквапалка (нудл), а плавать вы с ней не собираетесь, сделайте из неё игрушку. Разрежьте палку на половины по всей длине (лучше использовать пилу). У вас есть две дорожки, по которым можно запускать стеклянные или железные шарики. Положите палки одним концом на возвышение, другим — на коробку, куда будут падать шарики. Оформите трассу флажками «старт» и «финиш» — игра готова.

18. Прицельная стрельба стеклянными шариками

Стеклянные шарики дают возможность придумать море игр. Возьмите коробку из-под обуви и сделайте несколько полукруглых вырезов с разным радиусом по длинному краю. Переверните коробку вверх дном. У вас получился гараж с разными воротами. Они-то и будут целью для шариков. Поставьте коробку (её можно раскрасить) на стол и постарайтесь прицельно попасть катящимся шариком в самые узкие ворота. Победит тот, у кого больше попаданий.

19. Браслеты из дерева и бумажного скотча

Сделать деревянные браслеты можно своими руками. Это идея для совместных занятий с детьми.

Вам понадобятся: вода, широкая кружка, деревянные палочки для мороженого, разноцветный бумажный скотч или цветная бумага, шило, шпагат или толстые нитки.

Положите деревянные палочки в воду, чтобы они стали мягкими. На это потребуется два дня. Обязательно придавите их чем-то, чтобы они не всплывали и всегда были полностью покрыты водой. Когда дерево станет гибким, согните палочку и положите её внутрь кружки. На следующий день дерево высохнет и примет форму стакана.

Приступайте к самому интересному! Нужно украсить браслет по своему вкусу аппликациями из цветной бумаги или скотча. Когда узор готов, сделайте на концах деревянной палочки шилом два отверстия, проденьте нитку. Украшение готово!

20. Браслеты из цветных шнурков

Если ребёнок уже в таком возрасте, что умеет плести косички и вязать интересные узлы, купите несколько метров цветных шнурков. Из них можно сплести массу простых браслетов.

21. Запас раствора для мыльных пузырей

Мыльные пузыри можно пускать почти бесконечно. По крайней мере, пока не кончится раствор. Чтобы это случилось нескоро, сделайте большой запас: 3,5 л воды, стакан средства для мытья посуды, столовая ложка глицерина. Бочка раствора готова!

22. Рисование без пятен

Если залить немного геля для душа, смешанного с красителями, в прочный герметично закрывающийся пакет, ребёнок сможет рисовать пальцами футуристические картины и не пачкаться!

23. Автомойка своими руками

Дети часами могут играть в ванной с настоящей автомойкой, которую можно сделать из пятилитровой пластиковой канистры, губок для мытья посуды и влагостойкой липкой ленты.

Из канистры нужно вырезать корпус мойки с въездом и выездом. Разрежьте губки для мытья посуды на тонкие длинные палочки и приклейте их вертикально к потолку мойки. Перманентными маркерами раскрасьте конструкцию. В пустые баночки из-под йогурта поместите пену для бритья, возьмите старые зубные щётки и игрушечные машинки. Всё остальное сделает воображение.

24. Научный эксперимент с воздушными шарами

Покажите ребёнку химический эксперимент на кухне. Насыпьте в воздушный шарик ложку соды, а в пустую пластиковую бутылку налейте уксус. Наденьте шарик на горлышко бутылки и плотно закрепите. Постепенно высыпайте соду из шарика в бутылку. Реакция нейтрализации приведёт к выделению большого количества углекислого газа, который надует воздушный шар.

25. Замороженное яйцо динозавра

Если ребёнок любит динозавров, покажите ему, как древние ящеры вылуплялись из яиц. В воздушный шарик положите фигурку динозавра и залейте её подкрашенной водой, затем отправьте шарик в морозилку. Когда вода замёрзнет, зовите юных палеонтологов. Снимите с яиц «скорлупу» шарика, рассмотрите динозавра в толще льда. Доставать игрушку можно с помощью маленького молотка (только делать это нужно в очках для плавания, чтобы мелкие льдинки не повредили глаза).

26. Мороженое из бананов

Сделать фруктовое мороженое можно всего из одного ингредиента. Возьмите бананы (лучше немного переспевшие), снимите кожуру и нарежьте на тонкие кусочки. Положите в морозилку. Через пару часов достаньте замороженные бананы и перемешайте в блендере, пока масса не станет напоминать густую сметану. Мороженое можно есть сразу или разложить в формочки и заморозить повторно. Дети постарше справятся с приготовлением сами!

Дачная трудотерапия: заставлять, приучать, поощрять?

Дача – это не только отдых, но и труд, а для детей – трудовое воспитание. Как приучать ребенка к садово-огородным работам? Нужно ли заставлять? Как не превратить огород из блага для семьи в мучительную повинность?

«Дачная идиллия» из-под палки

Марина Шмакова, психолог

Когда родители приобретают дачный участок, они уверяют себя и других, что это затея – ради детей. Там они будут больше находиться на свежем воздухе, будут ближе к природе и натурпродуктуам в виде свежевыращенной морковки, огурчиков и других овощей, ягод и фруктов.

Небольшой участок земли быстро начинает преображаться. Появляется дом, окруженный зеленым газоном и пышными цветниками. Высаживаются деревья и кустарники, делаются грядки под овощи, и все это ограждается забором.

Все члены семьи после трудовой недели выезжают отдыхать на дачу. Папа вытаскивает из машины все новые и новые инструменты, потому что он строит дом. Мама достает сумки и корзинки с едой.

Почему-то в этих сумках уже есть помидоры, огурцы, редис и даже зелень. Своей зелени, то есть собственноручно выращенным луку, петрушке и укропу только еще предстоит в виде семян попасть в землю и через две-три недели показаться на грядках. Да и яблоки появятся ближе к осени, в конце дачного сезона, а в маминой корзинке они уже сейчас лежат, очень даже симпатичные.

Дети бегут к грядкам, смотрят, какие изменения произошли в природе. Прибавили ли посаженные их руками растения в росте, не засушило ли их солнце, не поломал ли ветер, не побило ли дождем и градом?

Сначала родители объясняют своим детям, что выращенные на участке овощи лучше, чем купленные в магазине, а потом в воспитательных целях довольно требовательно говорят: «Раз посадили – ухаживайте!» Дачный труд не так скоро дает результат, принуждение начинает раздражать, и с каждым новым выходным днем мотивация у детей становится ниже.

Возникает вопрос: надо ли заниматься такой сельскохозяйственной трудотерапией?

Вместо того чтобы играть с детьми в подвижные игры или сходить в лес и на речку, папа с мамой упираются в свои неотложные дачные дела, которые никогда не кончаются, и вся их изначально благородная затея терпит крах. Выходные заканчиваются – и все семья, утомленная работой, возвращается домой в город.

Иронично изображая современную дачную «идиллию», я вспоминаю свое детство. Мне было 15 лет, когда мама получила от завода участок земли. Нам пришлось с ней на этом участке пройти все круги ада: корчевать, копать, сажать, строить и так далее. Через несколько лет я возненавидела эту дачу, но как послушный ребенок каждую субботу и воскресение маршировала за мамой по дороге от автобусной остановки до участка. Машины у нас не было, так что урожай собирали и везли в сумке-тележке, несли в рюкзаке и авоськах. Мы с мамой все лето выращивали для нашей семьи овощи, ягоды и фрукты. Материально – это было выгодно, но физически – очень тяжело.

Многие городские дети моего поколения прошли через такую трудотерапию. После таких выходных дней вечером на танцы не пойдешь, да и руки и ноги долго в порядок приводить надо: они в трещинах, мозолях и в земле.

На мой взгляд, если городская семья испытывает материальные трудности и это объясняется детям, то садоводство и огородничество на дачном участке становится частью «бизнеса». Дети сами понимают необходимость помощи родителям, и их не надо заставлять. Им будет даже радостно помогать родителям в решении семейных проблем. Семьи, которые живут в сельской местности, как правило, имеют свое хозяйство, и там дети не спрашивают, зачем копаться на огороде. Они имеют свои обязанности и выполняют их.

Если же необходимости в обеспечении большого урожая нет, то, выезжая из душного, пыльного города на выходные, каждый член семьи мог бы находить для себя дело, которым хотел бы заниматься. И здесь родителям важно не упустить момент и подсказать, даже показать детям, чем можно заняться на природе с пользой для себя и для других. В том числе, может быть, даже засеять грядки. Но не из-под палки, а в удовольствие.

Грядки – это личный выбор

Екатерина Заварухина, психолог

Что значит «приучать» ребенка к дачному труду?! Показать, как это здорово! Как классно вскапывать грядки, как радостно, когда появляется первый росточек морковки или свёколки…

Тут скорее стоит вопрос, а нравится ли родителям копаться в земле? Как сами они собираются на дачу – с восторгом или с глубоким вздохом: опять полоть грядки, опять «садить» картошку, опять, опять, опять.

Читайте также:  Ребенок все забывает: что делать?

Важно понимать, что все, что делает человек – выбор самого человека. Выбирает человек сам, а не кто-то за него. И если все-таки это добровольный выбор родителей, то поэтапно и ребенок будет знакомиться и привыкать к даче:

1 этап, с рождения:

— малыш спит на свежем воздухе, пока родители возделывают грядки; если они не ссорятся, а работают командой, то и ребенок будет вместе со свежим воздухом вдыхать любовь к даче.

2 этап, от года до 3,5 лет:

— ребенку все интересно, ему нужно показывать и объяснять: «Смотри, какой червячок! Ой, как красиво почки набухают! Скоро появятся цветочки! А земле нужно помочь, чтобы она нам дала хороший урожай: вот сейчас я возьму лопатку, и тебе тоже надо? Давай будешь мне помогать». В этом возрасте детям нравится помогать родителям, особенно, когда их подбадривают: «молодец, отлично!».

3 этап, от 3 (3,5) до 5 лет:

— важно поручать ребенку небольшие конкретные, но важные задания, например, полить маленькую грядку; нужно заинтересовывать ребенка, показывая ему прелести природы, но ни в коем случае не говорить «затопчешь, сломаешь!». Показывайте, как нужно обращаться с растениями, при необходимости просто говорят: «а вот здесь – немного поаккуратнее».

От 5 лет и далее, если дачи не было, и родители собираются покупать:

— стоит заранее вместе с ребенком смотреть фото с природой, бывать на природе, заинтересовывать растениями, показывая, как распускаются почки и цветы и т.п.

Важно помнить, что заставлять – все равно что отдалять ребенка от дачи. Заставлять – значит показывать, что нужно делать то, что ребенок не хочет делать. А на самом деле необходимо показать, что там интересно, чтобы ребенок захотел сам.

В подростковом возрасте, если другой мотивации не сформировано, есть уже только путь договоренности: «мы все члены семьи, у нас заведено ездить на дачу, потому что мы с нее получаем то, то и то». Также помогает определение конкретных обязанностей по дому. Подростку нужно предоставлять выбор, чтобы он сам решал, что лучше – прополоть две грядки или заняться уборкой в доме. Возможно, любовь к природе проснется сама собой.

Обязанности посильные, согласно талантам

Алексей Проскурин, отец 8 детей, в 1996 года уехал с женой из города в деревню в Костромской области

Таким уж образом устроена деревенская жизнь: нельзя, чтобы кто-то не работал.

У нас довольно большое хозяйство: огород, два поля картошки (не знаю, сколько по площади, но урожай снимали до ста мешков), корова и куры. Лето короткое, сезон работ, соответственно, тоже. Надо много успеть, так что в работе задействованы все члены семьи.

Деревня у нас маленькая, живут, в основном, одни бабульки. Ни детского садика, ни пойти погулять со сверстниками. То есть дети с утра до вечера с нами. А у нас задача простая – летом пахать, чтобы перезимовать. Не вырастет картошка – и что делать? Супермаркетов тута нету. Положим, вот заметёт зимой дорогу, так, что недели две-три никуда не выберешься и к тебе никто не проедет. Надо как-то это время прожить. И если дрова есть, печка есть, картоха-овощи есть, мешок гречки-муки-макарон, молоко есть, то прожить можно.

Поэтому у каждого есть круг обязанностей, посильных, конечно, и согласно талантам. Кто-то лучше дома управляется на кухне, кто-то с коровой умеет. Есть самые трудоёмкие работы, где чем больше народу, тем лучше: это окучивание и копание картошки или сенокос.

Дети – они разные. Старшие у нас – более ответственные и самостоятельные. (Сейчас трое уже студенты). Самая старшая, Дарья, – самая трудолюбивая: просыпаешься утром, выходишь на крыльцо – в огороде Даша, грядку полет. Целый день где-то мотался, приходишь домой – там обед, всё помыто, баня затоплена…

Алёнка в детстве была более разгильдяйская и склонная больше к развлечениям, но её можно было легко зажечь, мотивировать: вот доделаем всё и на речку поедем, мультики посмотрите, в компьютер поиграете. Она научилась работать, как электровеник: не всегда качественно, но очень продуктивно.

Младшие уже не такие. Жизнь вокруг изменилась, мы теперь живём не так изолированно, и в связи с этим возникают какие-то новые соблазны: интернет, например. Поэтому младших детей приходится принуждать к работе более жестко, чем хотелось бы. Сам-то себя, взрослый, и то принуждаешь…

Но тут, кстати, такой момент: работа работой, а надо и сказку на ночь, и деда Мороза на Новый год и Рождество, и снежные крепости, и поход за грибами и ягодами, и на речку, и на шашлыки, и конкурс на лучший рисунок по теме… «уборка картофеля».

25 недорогих способов занять ребенка, когда он заскучал

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Быть родителем — значит быть сообразительным.

Особенно круто, когда это удается сделать не потратив денег. Пред­ла­гаем вам под­борку необыч­ных, но в то же время про­стых спо­со­бов занять детей.

1. Сде­лайте из клей­кой ленты дороги для машинок.

2. Изо­ленту также можно исполь­зо­вать как аль­тер­на­тиву мел­кам.

«Рас­чер­тите» поле для клас­си­ков или любой дру­гой игры — это надолго зай­мет вашего ребенка.

3. Несколько губок для посуды и пара цвет­ных мел­ков — все, что нужно для импро­ви­зи­ро­ван­ного тур­нира по дартсу.

4. Помните бумаж­ных кукол для выре­за­ния, к кото­рым при­ла­га­лись раз­но­об­раз­ная одежда и аксес­су­ары?

Вы можете сде­лать игру в пере­оде­ва­ние немного реалистичней.

5. Взры­ва­ю­щи­еся пакеты с крас­кой пре­вра­тят дороги возле вашего дома в насто­я­щее про­из­ве­де­ние искусства.

Чтобы сде­лать цвет­ные бом­бочки, вам понадобятся:

  • пакеты с зам­ком Zip-lock;
  • куку­руз­ный крахмал;
  • пище­вой кра­си­тель или акварель;
  • уксус;
  • сода;
  • бумаж­ные поло­тенца или салфетки.

Сме­шайте крах­мал, уксус и кра­си­тель и запол­ните сме­сью пакеты на одну треть. Затем насыпьте соду в сере­дину сал­фетки и сфор­ми­руйте из нее бом­бочку. Поло­жите в пакет бом­бочку и плотно запе­ча­тайте пакет. Затем хоро­шенько встрях­ните содер­жи­мое. Пакет нач­нет взду­ваться и через несколько минут про­изой­дет взрыв, кото­рый окра­сит улицы радуж­ными красками.

6. Инте­рес­ные и кра­соч­ные рисунки полу­чатся, если рисо­вать пище­вым кра­си­те­лем на жид­ком клее.

В каче­стве «хол­ста» можно исполь­зо­вать пла­сти­ко­вые крышки от сме­таны или сыра.

7. Еще один спо­соб позна­ко­мить ребенка с твор­че­ством при помощи пузыр­ча­тых паке­тов, кра­сок и ват­мана (подой­дет и ста­рый кусок обоев):

8. Сде­лайте бре­зент для игры в мяч сво­ими руками.

Вам пона­до­бится бре­зент, веревка, нож­ницы, мар­кер и скотч.

9. Постройте башню из поре­зан­ных губок.

Это заня­тие на время успо­коит рас­шу­мев­ше­гося ребенка.

10. Сде­лайте реку из фольги и бутылки с водой.

11. При­кре­пите гильзу от бумаж­ного поло­тенца к стене.

12. Если у вас зава­лялся кусок меш­ко­вины — сде­лайте из него холст для вышивания.

Это заня­тие будет полезно для раз­ви­тия мел­кой моторики.

13. Помните, как вы рисо­вали в дет­стве палоч­ками на песке? Чтобы вос­про­из­ве­сти это заня­тие дома, исполь­зуйте коробку, запол­нен­ную саха­ром, и карандаш.

Можно рас­пе­ча­тать буквы и попро­сить ребенка пере­ри­со­вы­вать их.

14. Раз­бейте пала­точ­ный горо­док. И не забудьте раз­ве­сти «костер».

Ребенок ничего не хочет делать

Недавно знакомая поделилась наболевшим. Поняла, мол, что работаю круглосуточным аниматором для своих детей: «А давайте в выходные пойдем в зоопарк? Ну давайте! Пойдем, я сказала!», «Смотри, какой крутой фильм! Не хочешь в кино, я тебе его на планшет скачаю. Посмотришь потом. Если захочешь. », «Хочешь сходить на робототехнику? Ну может, на эстрадный вокал? Плавание? Танцы? Ну хоть куда-то?!»

У многих других родителей похожее ощущение: они фонтанируют идеями для своих сыновей и дочерей, но наталкиваются на тягучую пассивность. Девочкам и мальчикам, кажется, ничего не нужно.

И дело-то не в том, что папы и мамы предлагают что-то скучное и устаревшее. Многие готовы поощрить и оплатить инициативу детей – купить экипировку, найти репетиторов, поехать в путешествие. Но этой инициативы как раз и нет. Не хотят ничего детки. Что с ними? И лечится ли эта апатия?

Дошкольный возраст

– Детсадовцев мамы ко мне обычно не приводят, – говорит Елена Казакевич. – Скорее, когда приходят с младшими школьниками, вспоминают: «Да он с младенчества ничего не хотел! Я его и на развивашку, и на английский, и на хореографию буквально силком таскала! И каждый раз дома был скандал: «Не хочу!»

Важно: ребенок не хотел, а родители настаивали. С малышом это просто – его и обхитрить можно, и зыркнуть грозно. Поэтому весь дошкольный возраст семья с пассивностью детей справляется. А вот уже в школе приходят на прием к психологу.

Но я хочу сказать папам и мамам малышей: позвольте им «ничего не делать, просто валяться и ковырять обои»! Когда дошкольник бездельничает, с нашей взрослой точки зрения, в его мозгу идет активный процесс обработки информации. А ее на ребенка обрушивается очень много! Ведь все вокруг для него внове.

Главная деятельность, которая развивает ребенка в этом возрасте, – игра. Когда он катает машинку или наряжает куклу, он познает мир. И это – самое главное для него в этом возрасте.

Так что ж, позакрывать все развивашки для малышей? Нет, конечно. Но не перегружайте ребенка занятиями. Оставьте одно, интересное ему, и до тех пор, пока интерес сохраняется. И не ждите от уроков выдающихся результатов. Для ребенка это лишь еще одна игра – и час отдыха для мамы.

7 – 11 лет

– Родители младших школьников жалуются: «Приходит из школы, падает на диван, и, если встает, только за планшетом. Игрушки его не интересуют, кружки выбирать не хочет!»

Но для первоклашки школа – очень большая нагрузка. Он должен вести себя по-взрослому, а не как малыш, концентрировать внимание в течение 4 – 5 уроков, писать, читать, считать – невзирая на то, что хочется ему и что нравится. К тому же классы большие, а в коридорах – сотни других детей, часто более взрослых и шумных. Поэтому, если ребенок приходит и падает, дайте ему часик полежать отдохнуть. Лучше в тишине.

Не загружайте первоклашку кружками и секциями – начинать нужно с какого-то одного дополнительного занятия в неделю, другие – по желанию и самочувствию ученика – подключайте не раньше второго полугодия. Адаптация к школе – сама по себе большая нагрузка.

Если с дивана не сходит ученик 2 – 4-го класса, ситуация несколько иная. Проверьте, не перегружен ли он школьными и внешкольными занятиями? Успевает ли отдыхать? Нет ли у него конфликтов в классе со сверстниками или учителями (это может вызвать чувство бессилия и апатии). С помощью наводящих вопросов попытайтесь понять, не обижают ли ребенка старшие дети? Причем спрашивайте не в лоб, поскольку на прямой вопрос вам могут не ответить – из-за страха или стыда.

Читайте также:  Как говорить ребенку "Нельзя": 5 важных условий

Если у школьника есть хотя бы одно увлечение или интерес – этого уже достаточно! Вам кажется, нужно добавить еще языков и спорта? Что ж, начните с себя – запишитесь на фитнес и в языковую школу. А там и ребенок подтянется. Ну или вас это перестанет так тревожить.

Вместо того, чтобы читать, смотрит видео и играет в планшете? Вполне объяснимо. Видеоинформацию воспринимать значительно легче, чем самому складывать буквы в слова. А человек ищет, где легче. Поэтому не надейтесь, что удастся отвлечь подростка от виртуальной реальности с помощью добрых старых книг. Запрещать гаджет тоже нельзя, ведь для ребенка это еще и средство обучения. Установите правила: например, пользоваться смартфоном и планшетом не более часа в день, после того, как выучены все уроки. Когда школьник подрастет и у него появится свой личный гаджет, куда родителям путь будет закрыт (как к личной переписке), сразу оговорите установку специальной программы родительского контроля. Она поможет понять, сколько времени проводит ребенок в сети, и оградит от нежелательного контента.

12 – 16 лет

«Уткнулся в комп и сидит днями и ночами! Ни друзья не нужны, ни девушки. Раньше на теннис ходил, забросил – неинтересно, мол. Собрались семьей в Европу. Говорит, летите без меня, что я там не видел? Ребенок ничего не хочет!» Примерно так рассказывают о проблемах родители старшеклассников.

Это возраст, когда самым важным процессом, определяющим дальнейшее развитие человека, становится его сепарация, внутреннее отделение от родителей. Это, во-первых, требует времени и душевных сил на обдумывание. Поэтому подросток выпадает из жизни семьи, зависает за компом. Со стороны кажется – ничего не делает. Но внутри все кипит. Во-вторых, ездить с родителями им становится неинтересно и даже зазорно, что ли. Гораздо круче остаться дома одному на время путешествия родителей!

Вчерашний ребенок становится взрослым, поэтому нужно, с одной стороны, дать ему некоторую свободу. С другой – наделить его частью домашних обязанностей, заставляющих вставать из-за компьютера, чтобы погулять с собакой, развесить постиранное белье, приготовить несложный ужин. Пусть это будут небольшие, но вполне конкретно оговоренные дела. И молодой человек сам станет решать, когда и как он их будет выполнять. Это теперь его зона ответственности. Если не выполняет – вводите опять же четко оговоренную систему штрафов (не драконовских, но чувствительных): урезайте карманные деньги, допустимый трафик в сети и т. п. Планомерно и многократно объясняйте, что взрослые люди кормят и обслуживают себя сами.

Лучше, если все это будете делать постепенно, по мере взросления ребенка, а не в 18 лет.

По поводу зависания в компьютере излишне не паникуйте: в них и в смартфонах – вся нынешняя и будущая жизнь. Общение, новые знания. В конце концов, может, в гаджете – его будущая профессия? Станет разработчиком софта или игр. Если при этом не страдает учеба (не прогуливаются занятия), сон – отпустите ситуацию. Вам сейчас важнее не оборвать контакт с подросшим человеком. Пока этот контакт есть – есть возможность диалога.

Ребенок с моторчиком: Чем занять непоседу дома?

Шпаргалка для родителей детей 2-3 лет

Дети, маленькие яркие звездочки, способны привести нашу личную вселенную к умиротворяющей гармонии и, наоборот – к полному хаосу. Неуемная энергия исследователей двух и трех лет в ненаправленном движении течет, куда ей захочется: к битым чашкам, вывороченным горшкам с цветами, разрисованным обоям и так далее.

Думаю, каждый родитель имел удовольствие столкнуться с таким бедствием. Малышня делает это не специально, нет-нет. Исключительно ради науки!

Конечно, самое лучшее занятие для детей – это улица. Потому что улица – это целый мир. Там есть все, что нужно для счастья маленькому экспериментатору и вертолету.

Для нас в детстве самым страшным наказанием был домашний арест. Как прожить без улицы хотя бы день? Особенно летом? Когда вон землянка только наполовину достроена (а для нее мы два дня в поте лица срезали на поле дерн) и стройка не вся исследована!

Но погода не всегда нас балует, а болезни, порой, запирают дома на ключ без всяких поводов.

Чем занять ребенка дома? Чем его порадовать и увлечь?

Так как у нас ребенок с моторчиком, дневная программа занятий и развлечений прилично разрослась, и у меня образовалась идейная копилка для непосед:

  • Лепка и рисование

Банальные, на первый взгляд, вещи. Но под рукой всегда пусть будут пластилин, тесто для лепки (соленое можно делать самим), наборы со штампиками и прессом, акварель, фломастеры, карандаши, мелки, пальчиковые краски и вдоволь бумаги. Мы рисуем каждый день.

Особенный восторг, когда можно покрасить кисточкой ладошки и от души наляпать отпечатков собственных маленьких ручек листах этак на 20. Один такой шедевр все же решили оставить на память – очень уж цвета хорошо смешались, художественно.

А если свежую акварель присыпать крупными кристалликами соли – получится и вовсе нечто сказочное. Мой ребенок искренне полагает, что получается снег – разводы похожи на снежинки. Еще нам нравится раскрашивать камешки – просто и весело.

Из пластилина Глеб делает тюнинг всем своим маленьким машинкам: катает шарики, а потом приклеивает их на колеса, украшает капоты и двери. Пластилиновые панно с гречкой, фасолью и бусинами – 20 минут тишины и усердного пыхтения обеспечено.

  • Аппликации и наклейки

Открытием для меня стали небольшие книжечки белорусского издательства с простыми, яркими аппликациями. Двухлетние карапузы еще не могут самостоятельно справиться с ножницами, поэтому детали вырезают родители, но самозабвенно намазывать клеем-карандашом и приклеивать колеса, ракетные иллюминаторы и мячики – это полный восторг!

Что примечательно, стоят эти книжки совсем недорого – 3-4 тысячи.

Аппликации, конечно, можно делать самим. Мы берем набор цветной бумаги, я на ходу вырезаю простые геометрические фигуры, и получаются дома, машины, деревья, дети и так далее. Развивающие альбомы с наклейками – их сейчас просто тьма.

Моему вертолету быстро надоедает играть по правилам – клеить туда, куда надо, хотя он прекрасно понимает задания. Поэтому он часто клеит туда, где мама не видит – хорошо, что все это просто смывается и сдирается.

  • Игры с водой

Сразу оговоримся, кто за экономное использование ресурсов, тот этот пункт не читает. Но я готова переплатить немного за воду, когда вижу, какое наслаждение получает мой ребенок от водных игр.

Чтобы вода не текла просто так, в одну кастрюлю мы бросаем ракушки или камешки, ребенок их вылавливает ложкой и перекладывает в другую. «Мыть посуду» – одно из любимых занятий. Заодно к быту приучается.

  • Баночки и коробочки

Ну, это вообще – целое приключение! В баночки прячутся игрушки (изредка конфетки), потом прячутся баночки – ищем всей семьей. В коробочки складываются маленькие фигурки животных и перемещаются по квартире в зависимости от солнца – из Африки на Север и наоборот.

Многие дети именно в период 2-3 лет обнаруживают склонность к прятанию предметов и накапливанию имущества. Замечали, как ваш карапуз методично собирает мелочи в баночку из-под пюре? Он как бы показывает вам, что у него уже есть свои ценные вещи, свое имущество.

Поэтому баночек может быть много – любых форм и размеров. Из старых банок от смеси мы строим высокую пирамиду, а Глеб между банками расставляет машинки – получается многоуровневый гараж.

  • Танцы, танцы, танцы!

Танцуем каждый день. Во-первых, это очень весело. Хорошее настроение для мамы и малыша. Во-вторых, это полезно. Во время танцев можно делать самую простую гимнастику – наклоны, приседания, ходьба, разминка для рук и шеи. Нам с Глебом нравится мультик «Обезьянка видит, обезьянка делает» – обучение зарядке на повторении.

  • Игры с сыпучими материалами

Фасоль, крупы, макароны – до сих пор не теряют своей актуальности. Мне казалось, что к двум годам приоритеты у ребенка немного сместились – больше к игрушкам. Но нет! До сих пор пересыпать овсянку лопаткой из банки в банку, перебирать макароны и фасоль – это огромное удовольствие и увлечение. К этому пункту относятся и собранное осенью ведро каштанов.

  • Нитки, лоскутки, ленточки

Мы играем в художественную гимнастику. Привязываем к палочкам тонкие ленты и кружимся. Моток вязальных ниток – кладезь тактильных игр: учимся завязывать узелки, наматывать на палочки, на спинки стульев, шнуровать ботинки и так далее.

Кое-кто, не будем показывать пальцем, так запутался, что пришлось провести спасательную операцию по извлечению Глеба из ниток. Дети чуть постарше, от 3,5 лет уже могут пытаться плести из ниток косички.

  • Играем в домики и настольные игры

Кто из нас в детстве не играл в домики? Теперь у нас домики под каждым стулом. А недавно выяснилось, что в стиральной машинке был гараж. Выяснилось после стирки, конечно.

Мы с братьями в детстве играли в «Лифт» (не было у нас лифта в доме). Составляли спинками 4 стула, сверху накрывали покрывалом, двое держат, один садится в середину – и лииииифт! Отпустили покрывало. Никто из стульев не пострадал.

В госунивермагах продаются простые настольные игры по типу мозаики. Признаться в ту, что с дырочками, я сама увлеклась одним вечером – есть в этом втыкании гвоздиков в дырочки что-то умиротворяющее.

Игры на развитие внимания – разные карточки, которые нужно собрать попарно или подобрать верх к низу. Много таких игр попадается в детских журналах «Мамино солнышко» и «Играю с мамой». Мы даже выписали себе оба домой.

  • Театр теней и качели

В театр теней мы играем вместо чтения сказки перед сном. А домашние качели всегда выручают, когда хочется отдохнуть.

По-хорошему, наша жизнь наполнена огромным количеством мелочей и простых предметов, из которых всегда можно придумать новую игру для ребенка. Сколько бы ни было игрушек, внимание мамы и совместное творчество – лучшее, что мы можем дать своим неповторимым звездочкам и непоседам.

Я рада, что могу вернуться в детство и все это выдумывать снова и снова вместе со своим Глебомоторчиком.

А будут лужи – пойдем кораблики запускать!

Уважаемые читатели! А чем вы занимаетесь дома со своим малышом? Какие игры нравятся вашему ребенку больше всего? Ждем ваши ответы в комментариях!

Читайте также:

Обсуждаем на форуме:

Семейный каталог:

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях!

Ссылка на основную публикацию