занимаемся творчеством с пользой: пластилинография как средство развития мелкой моторики

Пластилинография для детей – творчество и развитие

Пластилинография (или пластилиновая живопись) — это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин. Она доступна даже самым маленьким детям, что делает её всё более популярной.

Польза пластилиновой живописи

Польза этого занятия в том, что дети изучают формы, свойства предметов, развивают движения пальцев, что помогает развитию речи.

При изучении предметов развивается наблюдательность и воображение детей, лепка помогает им творить и фантазировать.

На занятиях развивается координация движений, согласованность в действиях глаз и рук, дети учатся работать с инструментами.

Техника этого творчества проста и доступна каждому, всё необходимое легко приобрести в магазине, поэтому несложно организовать занятия дома.

Педагоги советуют заниматься этим оригинальным творчеством вместе с ребёнком, ваша увлечённость непременно передастся детям и из этого занятия можно извлечь большую пользу. Это не только развитие фантазии и творчества детей, но и расширение их знаний о природе, развитие умственных способностей, внимания, памяти, моторики рук. Это творчество поможет подготовить ребёнка к школе, разнообразит семейный досуг.

Занятия можно начинать с двух — трёх лет, обязательно обращая внимание на особенности возраста и полученные умения, чтобы из-за сложных заданий малыш не потерял интерес.

Приглашаю Вас на полноценный видео онлайн урок (45 минут) по пластилинографии “Открытка с пингвиненком”. Для детей старше 5 лет, с мамой 3+. http://artplastilin.ru/intro/

Цели и задачи пластилинографии

Цель пластилинографии — развитие творческих и художественных способностей детей.

Задачи в младшем возрасте (4-5 лет)

Особенностями четырёх-, пятилетних детей является то, что они активно стремятся к самостоятельности. Кроме того, в этом возрасте развивается воображение и фантазия.

Задачи пластилиновой живописи на этом этапе следующие:

  • заинтересовать творчеством, развивать художественные навыки;
  • ознакомить с новым занятием — пластилиновой живописью;
  • получение знаний о свойствах пластилина и других средств изображения, использование этих знаний на практике;
  • развитие чувства формы, цвета, композиции;
  • тренировка мелкой моторики, подготовка к письму;
  • воспитание у дошкольников терпения, старательности, активности, эстетического вкуса.

Начать заниматься могут дети 2-х – 3-х лет, при этом нужно использовать простейшие приёмы (не более двух). К 4-м – 5-ти годам можно переходить к техникам посложнее, использовать жгутики, спирали, дополнительные элементы декора; дети учатся соблюдать границы рисунка.

Скачать шаблоны для лепки

Задачи для старшего возраста (6-7 лет)

Возраст шесть — семь лет — переходный к младшему школьному, происходит внутренняя перестройка; семилетний возраст часто бывает кризисным периодом в развитии ребёнка.

Особенностями детей шести — семи лет является то, что в этом возрасте главным остаётся наглядно – образное мышление, чувствительность в этот период повышена, в работах появляется больше различных цветов и деталей.

Задачи пластилиновой живописи на этом этапе следующие:

  • изучение новых видов — пейзажи, изображения животных и людей, фантазийные работы;
  • развитие инициативности, способностей к творчеству;
  • получение навыков использования различных подручных средств;
  • развитие способности к сочетанию и соединению различных цветов;
  • обучение новым способам — барельеф и изразец, работа шприцем, «финишная отделка» — изготовление рамок, альбомов и т. п.

Лепка из пластилина для детей поэтапно

Пластилинография на тему Осень

Пластилинография на тему зима

Общие рекомендации, материалы для работы

Процесс создания пластилинового рисунка заключается в следующем:

  1. нужно выбрать рисунок, который будем изображать, цвета для фона и изображений;
  2. затем перенести маркером рисунок на основу;
  3. выполнить работу в пластилине;
  4. оформить итог работы — сделать рамку, покрыть лаком, поместить в альбом.

Преимущества пластилиновой живописи:

  • несложная в работе техника;
  • снимает напряжение в мышцах, помогает расслабиться;
  • тренирует мелкую моторику;
  • легко исправлять ошибки, и вносить изменения.

В занятиях полезно использовать художественное слово, игровые методы.

Темы для работ должны быть знакомы детям — это могут быть предметы, которые они видят дома, в лесу, парке, в книжках (игрушки, конфеты, фрукты и овощи, растения и животные, сказочные герои).

  • использовать мягкий пластилин или предварительно разогревать с помощью горячей воды;
  • основой для работы лучше взять плотный материал, например картон или картон, покрытый слоем скотча (на него удобнее наносить пластилин и снимать его излишки);
  • приготовить рабочее место для творчества — доску или клеёнку, влажную салфетку;
  • до начала работы нанесите на основу, под плёнку, контуры изображения;
  • после занятий сначала вытирать руки салфеткой, и только потом — мыть с мылом;
  • делать перерывы в работе, разминки для рук и пальчиков;
  • покройте готовый рисунок бесцветным лаком или лаком для волос, чтобы можно было его долго хранить.

Самый мягкий пластилин фирмы Jovi и Луч Кроха.

Материалы для пластилинографии:

  • пластилин (предпочтительно восковой, он удобнее в работе и ярче);
  • основа (картон, пластик, стекло);
  • технические средства (стеки — специальные пластмассовые ножики; палочки, зубочистки и т. п.);
  • декоративные элементы (бисер, пуговицы, бусы, нитки, лоскуты ткани, крупа, пайетки, природные материалы – жёлуди, листья, шишки, ветки, ракушки, скорлупа, орешки, семена, мелкие камешки, зернышки и т. п.);
  • шприц медицинский или кондитерский;
  • влажная салфетка вытирать руки;
  • доска для раскатывания колбасок и шариков.

Можно купить в магазине специальный набор для творчества пластилином.

Видео – урок по лепке

Много творческих идей у меня на страничке в Instagram, присоединяйтесь!! https://www.instagram.com/artwithbaby/

Приёмы и способы пластилинографии

Рисование мазками

Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина.

Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной длины, смотря что необходимо изобразить — длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья).

Можно использовать такую технику — размазывать попеременно разными пальцами обеих рук, это полезно и для пальчиков, и для мозговой деятельности.

Рисование шариками из пластилина

Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.

Расплющивание по основе скатанных шариков

Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе. Можно использовать их как отдельные элементы, вместе с другими, а можно заполнить ими всю поверхность.

Размазывание на большой поверхности

Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.

Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина

На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесите различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с помощью разных инструментов — палочек, зубочисток, колпачком ручки и т. п. Оригинально смотрятся и придают объём узоры из спиралей.

Скатывание пластилиновых колбасок

Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма — множество.

Выдавливание пластилина из шприца

Если в рисунке нужно много одинаковых ровных колбасок, удобнее сделать их с помощью шприца (или чеснокодавилки). Вам понадобится шприц со срезанным острым наконечником и ёмкость с горячей водой. Поместите пластилин в шприц, опустите в воду на одну минуту и постепенно выдавливайте пластилин из шприца на основу. Подождите, пока материал немного охладится и затвердеет. Далее можно придавать колбаскам необходимую форму.

Виды пластилиновой живописи.

  • Прямая. Это традиционный вид пластилиновой живописи, в котором рисунок наносится на горизонтальную поверхность. Эту технику могут освоить дети младшего возраста.
  • Обратная (витражная). Выполняется на оборотной стороне прозрачной поверхности — стекла, пластика или оргстекла. Предварительно изображение рисуют маркером, затем наносят основной рисунок пластилином.
  • Модульная. В этом виде творчества рисунок наносится шариками, колбасками, лепёшками и иными элементами. Этот вид самый трудный, нужны умения пользоваться всеми приёмами рисования пластилином.
  • Мозаичная. В этой технике рисунок выполняется из шариков. Техника простая, нужно подобрать подходящие цвета и заполнить контуры внутри рисунка скатанными шариками.
  • Контурная. Рисунок состоит из контуров объектов, выполненных в виде тонких колбасок или жгутиков.
  • Многослойная. В этой технике слои пластилина наносят последовательно. Она лучше всего изображает пейзажи (небо, море, лес, горы), при этом слои накладываются один на другой. Эта сложная техника подходит для старших дошкольников.
  • Фактурная. В данном изображении рисунок выпуклый, делят на три вида — барельеф (немного выпуклое изображение над фоном), горельеф (сильно выпуклое изображение над фоном) и контррельеф (рисунок вогнутый или углубленный).

На заметку

Если смешать желтый, красный и синий, получаются новые цвета. Жёлтый и синий — получится зелёный цвет, красный с жёлтым — оранжевый, синий с красным — будет фиолетовый.

Если соединить пластилин разных тонов — глянцевый и матовый, получается пластилин другого качества.

Чтобы у поверхности рисунка был глянцевый фон, пальцы нужно смочить водой.

Чтобы сделать цвета темнее, можно добавить к ним чёрный, а светлее — белый.

Творите, создавайте, сочетайте разные приёмы и цвета, украшайте узорами и декором. Стоит потратить время на то, чтобы заинтересовать и научить ребёнка этому оригинальному занятию. Польза и вам, и ребёнку. Вы сможете занять своего малыша, когда вам понадобится немного свободного времени.

Детям нравится играть с пластилином, они любят творить, будут рады научиться такому оригинальному объёмному рисованию и смогут создавать по-настоящему уникальные работы.

Книги по лепке из пластилина

Мне нравятся книжечки Ольги Московка с поэтапными мастер-классами по лепке. Для детей от 2 лет и старше. Очень рекомендую!

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 06.03.2018

Статья просмотрена: 1193 раза

Библиографическое описание:

Комиссарова Л. В. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 109-111. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13953/ (дата обращения: 11.03.2020).

В статье описан опыт работы педагога дошкольного учреждения по организации работы с использованием пластилиновой живописи с целью формирования мелкой моторики пальцев рук.

Ключевые слова: мелкая моторика, пластилинография, пластилиновые картины, приёмы лепки.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с января 2014 года, рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка, развитие крупной и мелкой моторики рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора детьми материалов.

К 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Поэтому развивать мелкую моторику важно с раннего, младшего и среднего дошкольного возраста. Дети с плохо развитой ручной моторикой оказываются обедненными. Они часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.

Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует такая форма работы с пластилином, как пластилинография. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук пластилинография влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Поэтому я стала в своей работе уделять большее внимание развитию мелкой моторики рук посредством пластилинографии.

Пластилинография — создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на поверхности.

Мною были определены цели и задачи по данному направлению.

Цель: развитие мелкой моторики руки у детей среднего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно — творческой деятельности по пластилинографии.

Задачи:

освоить основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание);

совершенствовать навыки работать на заданном пространстве;

формировать умение детей слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию;

воспитывать умения аккуратной работы с пластилином;

развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

развивать интерес к процессу и результатам работы.

На начальном этапе дети познакомились с нетрадиционной техникой пластилинографией. Ребята рассмотрели картины и иллюстрации, выполненные в данной технике, узнали, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы пластилиновая картина не потеряла форму, какие бывают виды пластилиновых работ. Обговорили, что необходимо для подготовки рабочего места, как сделать пластилин мягким, готовым к работе. Вместе разобрали правила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками. Поговорили о том, что после работы следует навести порядок на столе. Поиграли с пластилином, знакомясь с приемами пластилинографии: отщипывали пальчиками, надавливали на пластилин подушечкой указательного пальца; размазывали пластилин по поверхности основы от центра к краям контура.

Кроме того, ребята освоили следующие приёмы: размазывать пластилин, будто закрашивая рисунок, вливать один цвет в другой, путем слияния двух цветов получать новый цвет или оттенок. Для большей выразительности работ приступили к использованию природного материала и других вспомогательных предметов: бусинок, стразов, зубочисток, бисера, научились пользоваться стекой — печаткой. Следует отметить, что на данном этапе дети научились выполнять работы по образцу и действовать по словесному указанию воспитателя.

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует овладеть основными приемами, такими как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание. Разделение бруска пластилина стеком или резачком на отдельные куски. Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Работу по пластилинографии провожу в образовательной деятельности, в совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей. Чтобы вызвать интерес у детей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрывается какой — либо сюжет. Так, например, предлагаю детям вылепить угощение на праздник для куклы Кати– вкусное печенье и конфеты, а затем к ней приходят друзья в гости и «пьют» чай с печеньями. А на следующее занятие к детям приходит письмо от ежика, где он просит помочь ему найти друзей. И дети довольны– ведь это они помогли зверушкам!

Читайте также:  Ребёнок отказывается от грудного молока: анализ возможных причин

Мозаичная пластилинография — изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Это достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Совместно с детьми сделаны картины «Плывет кораблик», «Елочка — красавица», «Грибы в корзинке».

Свою работу в данном направлении строю в соответствии с комплексно-тематическим планированием, с учётом сезона и календарных праздников. Так, например, осенью сделали картины «Осеннее дерево»; «Ежик» (с использованием природных материалов, иголки из семечек подсолнуха); зимой — «Веселый снеговик», «Пингвин — мечтатель»; к новогодним праздникам — «Ёлочный шар»; ко Дню святого Валентина — сердечки (где использовали для украшения горох, манку, бусинки), ко Дню Защитника Отечества-подарки папам.

Изучив правила дорожного движения, выполнили коллективную работу, уже в более сложной технике (модульная пластилинография), где изобразили дома, дорогу, пешеходный переход, светофор, пешеходов и машины). Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов. Познакомившись с хохломскими узорами, мы с ребятами решили стать настоящими мастерами и расписать посуду ложки и пластиковые стаканчики пластилином (изобразив ягодки, листики и травинки).

Выполнив творческие работы, устраиваем вместе с ребятами в группе выставки и вернисажи, где дети рассматривают свои произведения, отмечают лучшие, подробно рассказывают о сюжете, о том, какими приемами выполняли работу, какими инструментами и материалами пользовались, что использовали для украшения, замечая, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый раз! На этом этапе предлагаю детям сюжетно — ролевую игру «Картинная галерея», где мы с ребятами рисуем афишу, пригласительные билеты, подготавливаем места для зрителей, распределяем роли, назначаем экскурсовода, кассира, администратора галереи, и дети как настоящие экскурсоводы проводят показ творческих работ. В такой игровой форме дети научились выделять в своих работах главный замысел и оттенять второстепенные детали.

В результате целенаправленной работы, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, улучшились навыки самообслуживания, меняется нажим при работе с карандашом, повысилась творческая активность воспитанников.

Результаты работы позволяют говорить о том, что использование пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.

Мои воспитанники освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, сформировано умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.

Воспитанникам предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что соответствует ФГОС ДО.

  1. Лыкова И. А., Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях реализации ФГОС ДО. — М: Издательский дом «Цветной мир», 2014. — 144 с.
  2. Новацкая М. Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми.-СПб.: Питер, 2014.-64 с.: ил.- (Серия «Вы и ваш ребенок»).
  3. Шкицкая И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009. — 61 с.

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

Пластилинография-это создание плоскостных(рельефных) картин из пластилина, с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.Освоение детьми нетрадиционной техники рисования позволит не только лучше управлять своими пальчиками, но и принесет массу позитивного настроения.

Просмотр содержимого документа
«Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук
и творчества детей дошкольного возраста
Актуальность
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми для жизни умениями и навыками самообслуживания.
Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Для развития мелкой моторики рук очень хорошо подходит техника пластилинография. И к тому же это отличная возможность развития творческих способностей. Данная техника выбрана не случайно.
Рисованием пластилином с детьми можно начать заниматься уже с младшего возраста. Это осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в пластилинографии являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Детям нравиться рисовать. Но на деле нередко сталкиваешься с ситуацией, когда дети быстро теряют интерес к рисованию. Чаще всего это происходит из-за того что они не чувствуют себя успешными в этом деле, попросту говоря не получается то, что ребёнок хотел изобразить. Всегда приятно заниматься тем, что у тебя получается, дети в этом не исключение.
Для того чтобы рисование, оставалось для детей любимым и желанным занятием, они должны чувствовать себя в этом деле счастливыми и успешными. И здесь опять нас выручит пластилинография.
И так что же такое «пластилинография»?
Пластилинография – это создание плоскостных (рельефных) картин из пластилина, с изображением выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Освоение детьми нетрадиционной техники «пластилинография» предполагает последовательную реализацию трех этапов:
На первом этапе (2 младшая группа) используем восковой пластилин, знакомим с простыми приёмами изображения: нажим. размазывание (травка, ручеёк, солнышко). Раскатывая пластилин круговыми и прямыми движениями, сплющивая, украшаем различные силуэты:мухомору и божьей коровке дорисовываем точечки, снег на ёлочке; украшаем ёлочку шариками, яблочки на яблоньке и так далее.
Силуэты предлагаются небольших размеров, что бы дети не утомлялись и получали радость от своих работ. Постепенно усложняя композицию (новогодний шарик, мишура, снежинка). Работаем коллективно: (гора самоцветов,новогодняя ёлочка,ягодная полянка).
В процессе освоения техники рисования пластилином, занимаясь индивидуально или подгруппами, мы радуемся нашими маленькими победами. У ребятишек повышается уверенность в своих силах, крепнут и развиваются пальчики. Совместное творчество доставляет радость от общения и познанию нового.
Второй этап (средняя группа) – продолжается освоение доступных приемов изображения.
На этом этапе большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.
Знакомимся:
с получением более светлого оттенка, (смешивая основной цвет с белым пластилином). Развивая умение размазывать пластилин по шаблону, затем делали лепные украшения.
с обратной пластилинографией двумя способами: налепом, шариковым и жгутиковым способом, выполнение простых композиций.
Третий этап (старший возраст) – создание условий для свободного варьирования накопленного опыта и самостоятельного применения в работе.
Этот этап подразумевает комбинирование известных способов с новыми, поиск альтернативных решений.
Дети составляют более сложные рельефные композиции.
На этом этапе дети создают основу для будущей композиции(фон) – прижимают и размазывают пластилин по плотной основе. Затем выполняют задуманную композицию. Если необходимо, можно сделать предварительный набросок карандашом или стекой. Новых оттенков цвета можно достигнуть путем смешивания пластилина разных цветов.
Чтобы добиться эффекта «мраморности», «мерцания цвета», т.е. изображения с разноцветными хаотичными разводами, пластилиновые жгутики разных цветов скручиваем друг о другом. Затем слегка перемешиваем, но не допускаем полного поглощения красок.
Колорит комбинированных «пластилиновых красок» при нанесении на поверхность должен просматриваться разноцветными разводами.
Видимость объемности передаем более высоким рельефом, т.е. выпуклостью над ровной поверхностью картины. Для передачи фактурности шерсти, неровности коры, чешуи у рыбы используем стеку – процарапываем гладкую ровную поверхность пластилина. Дополнительные природные (ракушки, камешки, семена) и бросовые (бисер, бусины) материалы используется для создания определенных эффектов, придающих выразительность образу и неповторимость всей работе.
Создавать индивидуальные творческие работы в технике «пластилинография» на большом формате дошкольникам сложно:
Если работа большого формата, то наносить пластилиновый слой на всю площадь основы для создания фона – это утомительный, трудоемкий процесс, и дети могут потерять интерес к творческой деятельности. Поэтому вначале можно нарисовать фон акварельными или гуашевыми красками (цветными карандашами, восковыми мелками) в соответствии с замыслом. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу за ламинировать скотчем. Можно картон покрыть клейкой плёнкой или цветным скотчем. Работы большого формата создаются совместно, дети объединяются по своему желанию, педагог всегда рядом помогает советом, показывает или творит совместно.
Отличные работы получаются на стекле (фото-рамки очень хороши для обратной пластилинографии), эффектные на зеркале.
Дефекты пластилиновой картины и неудавшиеся детали можно легко исправить, срезать стекой и на этом месте внести исправления.
Всегда поощряется самостоятельные работы (когда дети работают по своему замыслу, используя изученные ранее приёмы). Дети рисуют пластилином с удовольствием, радуются и восхищаются самим процессом рисования. Очень нравиться экспериментировать с пластилином, получать новые оттенки.
Доступность материала поддерживает интерес у детей к данной технике. Ведь так важно, чтобы дети могли заниматься любимым делом в свободное время.
Работая с детьми в этой замечательной технике, убеждаемся, что она открывает возможности комплексно воздействовать на развитие ребенка:
повышается сенсорная чувствительность (восприятие формы, фактуры, цвета);
развивается общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизирует работу обеих рук;
формируется умение планировать работу по реализации замысла, умение предвидеть результат и достигать его;
развивается воображение, пространственное мышление, творческие способности.
Из опыта проведенной работы, можно с уверенностью сказать, что главный итог – необыкновенное ощущение радости детей и взрослых и большое желание вновь встретиться для работы с этим художественным материалом.
Ведь даже те, кто не всегда удачно выполнял рисунки или не совсем любил рисовать работал с большим воодушевлением.
Результат, как правило, отличный – все творческие работы получаются великолепными.
«Источники способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»В.А. Сухомлинский
Цель: развитие мелкой моторики рук и творческой активности посредством пластилинографии Учить основным приёмам пластилинографии Развивать мелкую моторику рук
Воспитывать умение сотрудничать, самостоятельность
Способствовать занятиям пластилинографией в свободной деятельности

Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Это интересно! Делимся опытом. (9)
  • Методики и технологии, применяемые в работы с детьми. (11)
  • Технология “Проектная деятельность в ДОУ” (12)
  • Конспекты досуга, знятия (10)
  • Участие в конкурсе “Педагог года 2017” (3)
  • Полезная информация для родителей и воспитателей. (15)
  • Мастер классы, консультации для родителей. (17)
  • Мастер классы, консультации для воспитателей. (6)
  • Развитие мелкой моторики (13)

Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Содержание работы

  1. Эссе………………………………………………………………………………..5
  2. Актуальность и проблемность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………6
  • Новизна и оригинальность……………………………………………………. 7
  1. Раскрытие путей реализации представленного опыта………………………. 8
  2. Организация взаимодействие с родителями и коллегам……………………..10
  3. Результативность развития воспитанников…………………………………. 10
  • Результативность педагогической деятельности……………………………..11
  • Литературные источники………………………………………………………12

Опыт работы по теме:

«Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

«Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте

на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени».
Эстер Селсдон

  1. 1. Актуальность и проблемность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Одной из главных проблем в настоящее время для общества является полноценное и всестороннее развитие детей. Развитие руки ребенка, ручных умений или мелкой пальцевой моторики является одним из самых главных условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка.

Один из самых главных индикаторов интеллектуальной готовности к школе считается уровень развития мелкой моторики у ребенка. Поэтому развивать мелкую моторику рук необходимо начинать с раннего возраста.

Функция человеческой руки неповторима и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

В настоящее время у многих дошкольников иметься общее моторное отставание, но в большей степени всех это выявляется у детей которые живущих в городах. Это связано с тем, что еще недавно наши мамы и папы вместе с детьми работали больше руками: перебирали крупу, стирали белье, вязали и вышивали, а сейчас всю эту работу выполняют машины. Может где-то это и хорошо так, как у нас освободилось время для других важных, но это повлияло на общую недоразвитость моторики рук и неготовность наших детей к письму.

Однако, развивая мелкую моторику рук, мы влияем на общее психическое развитие ребенка. Систематические упражнения по тренировки движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

2.Новизна и оригинальность.

Для того, чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию.

Что же это такое “пластилинография”? Само понятие состоит из двух слов “пластилин” – художественный материал, из которого осуществляется замысел, в нашем случае создание полуобьемных изображений и “графия” – создавать, изображать. Это техника, не требующая определенных способностей от ребенка, очень проста в исполнении. Материалы для исполнения данной техники просты и не требуют больших затрат.

Художественный материал “пластилин” имеет огромное значение в развитии ребенка. С раннего возраста ребенок знаком с мягким и податливым материалом, из которого можно лепить, но мало кто знает, что пластилином можно рисовать. Рисование пластилином способствует развитию, что оказывает благоприятное влияние на развитие речи, (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми 2 младшей группы. В группу приходили дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика была развита плохо. Пальцы рук сгибались и разгибались синхронно, т.е. действовали все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Одним из несомненных достоинств образовательной деятельности по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных образовательных областей. Пластилинография позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Читайте также:  Развитие навыков ребёнка от рождения до года


Интеграция пластилинографии по образовательным областям согласно с ФГОС ДО.

Исходя из этого, были определены основные цели и задачи обучения детей пластилинографии:

Цель: Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пластилинографию.

Задачи:

  • развитие, координации движения рук, глазомера;
  • освоение приемов пластилинографии (скатывание, надавливание, размазывание);
  • формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
  1. Раскрытие путей реализации представленного опыта.

Весь подбираемый материал для образовательной деятельности с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: различие формы, величины. У детей формируется тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети младшего дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В ходе деятельности происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.)

Основные средства которые используются в образовательной деятельности.

Применение этих средств в работе, позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Особое внимание уделяется и предметно – развивающей среде: цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки. Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления

Существует множество различных приемов рисования пластилином, но рекомендуется начинать обучение с наиболее простых.

  1. Организация взаимодействия с родителями и коллегами.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. По данным проведенного анкетирования, бесед выяснилось, что у большинства дома нет пластилина для самостоятельного творчества. Родители сами не уделяют внимание лепке и не владеют навыками работы. Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей приобрели пластилин, доски для лепки для занятий дома.

Также родители принимают активное участие в изготовлении поделок. Понимание родителями значимости современной диагностики кистевой моторики сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, поможет сформулировать навыки письма.

Проведенная мною работа с коллективом показала свою результативность. Посредством анкеты) удалось выяснить отношение воспитателей к необходимости организации данного процесса в группе. Мною была организована выставка книг и пособий по развитию мелкой моторики рук. Очень заинтересовала воспитателей методика формирования опыта развития моторики младших дошкольников. Для этих целей был проведен мастер – класс «Рисуем картину пластилином», где проследили последовательность работы, этапы. Почти все коллеги изъявили желание позаимствовать разработанную мною систему мероприятий с детьми.

  1. Результативность развития воспитанников.

Для того отслеживания результатов работы с детьми проводилась диагностика два раза в год (октябрь, март). Она была направлена на обследование уровня развития ручных умений детей, а именно:

  1. Технические навыки: раскатывание, сплющивание, размазывание.
  2. Проявление творчества в декоре
  3. 3. Развитие мелкой моторики
  4. Проявление аккуратности и трудолюбия

Семейный клуб Тема: «Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №21

Тема: «Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

1. Организация рабочего места.

2. Беседа «Пластилинография – как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

3. Практическая работа. Мастер – класс «Барельеф из пластилина на компактном диске»

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами собрались на очередное заседание нашего семейного клуба.

Тема сегодняшнего заседания звучит следующим образом «Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»!

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.

Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.

Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека и кисть). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими)

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот вид представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. ) Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.

Способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

В интересной игровой форме обогащается словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

Но главное значение занятий по пластилинографии все-таки, состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

– формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

– освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

– обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

– развитие мелкой моторики;

– ознакомление с окружающим миром;

– развитие эмоций и фантазии.

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по данной тематике.

В 2015 году я начала работу по самообразованию по данной теме. Перечитав множество литературы, я решила создать в своей группе кружок по пластилинографии. С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором темы. Дети увлечённо работали, загорались новыми идеями, им нравилось, что всё всегда получается. Особенно подкупает детей то, что оказывается, пластилином можно рисовать, а не только лепить.

В связи с этим, были поставлены следующие задачи, а именно:

1. Научить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

2. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

3. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

4. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.

5. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

6. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Вся работа в нашем кружке ведется в три этапа:

На первом этапе мы с детьми осваивали правильную постановку пальцев, приём отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учились скатывать шарик на доске и между двумя пальчиками, надавливать, вдавливать, размазывать подушечкой пальцев, работать на ограниченном пространстве.

На втором этапе мы учимся не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин. Будто закрашивая рисунок, осваиваем приём вливания одного цвета в другой. Для большей выразительности работ используем природный материал или другие вспомогательные предметы ( природный материал, крупы, бусинки, стразы, зубочистки, бисер). А самое главное, учимся выполнять коллективные работы, действовать по словесному указанию воспитателя.

На третьем заключительном этапе, я планирую подвести детей к самостоятельному решению творческих задач, самостоятельно выбирать рисунок для работы и формировать своё отношение к результатам своей же деятельности.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимательности и усидчивости, поэтому в середине занятия мы проводим разнообразные физкультминутки, чередуя их подвижными играми.

Дети с удовольствием занимаются, но ещё больше удовольствие получают от выполненной своими руками поделки, особенно если ее можно подарить маме, например.

Показ выставки работ кружка.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:

во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;

устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее “жизнь”..

Сначала важно научить ребёнка надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

В процессе обучения детей пластилинографии важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

Желаю Вам успеха!

3. Практическая работа. Мастер – класс «Барельеф из пластилина на компактном диске»

Цель: формирование интереса к нетрадиционному творчеству и совместной деятельности воспитателя и родителей; вовлечение родителей в образовательное пространство группы через участие в мастер-классе.

Оборудование: образец работы, пластилин, доски для работы с пластилином, салфетки для рук, компактные диски, стеки.

Уважаемые родители, хочу обратить ваше внимание один из важнейших нюансов пластилинографии – выбор пластилина! Выпускаются следующие виды пластилина: восковый, парафиновый. шариковый, флуоресцентный и т. д. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, способность размягчаться под действие тепла.

Пластилинография – это хороший способ проявить вашу фантазию и провести досуг с ребенком! Вспомните, когда Вы в последний раз лепили?

Сегодня я предлагаю Вам выполнить барельеф из пластилина на компакт диске.

1.Сначала выберем из коробки нужные цвета для нашего барельефа.

2. Возьмем компакт диск и выберем цвет основного фона, тот цвет которым мы «закрасим» нашу основу для барельефа.

3.Отщипнем необходимое количество пластилина, разомнем его пальцами, тем самым разогреем пластилин до состояния мягкости. Скатаем шар.

4. Возьмем диск, положим его перед собой и отщипывая от пластилина мелкие кусочки размазываем их по всей поверхности диска.

5.После того, как мы создали основной фон, можно приступать к выполнению рисунка.

6. Определяемся с техникой (размазывание, колбаски или кусочки) и выполняем рисунки на диске.

7. На последнем этапе раскатываем 2 тоненькие колбаски разных цветов и оформляем ими контур нашего диска.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Глава 1 Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно: советы главного педиатра по обучению карапуза

1.1. Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

1.2. Характеристика пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

1.3 Виды пластилиновой аппликации.

Глава 2. Проектирование деятельности педагога по применению пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Методы диагностики по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Результаты диагностики по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

2.3. Описание проекта по применению пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Введение

Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Моторика – это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты [5]. Одним из показателей хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики [6, с. 28 – 35].

Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева, и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

И. М. Сеченов в своих работах отмечал, что «ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое». [2, 180 с.] Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях.

Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной.

Проблема исследования заключается в поиске средств для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – использование возможностей пластилинография как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – обосновать возможности пластилинографии в коррекции мелкой моторику детей дошкольного возраста

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии будет способствовать развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаем, что пластилинография:

  • способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, творческих способностей;
  • способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
  • развивает умелость рук, укрепляет силу рук, движения обеих рук, подготавливает руку к освоению сложного навыка, как письмо.
  • формирует различные способы и приемы техники пластилиновой живописи: мять, комкать, скручивать в комки и т.д

В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить возможности пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести диагностику по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать психолого-педагогический проект по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами психолого-педагогический проект может быть использован педагогами ДОУ для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

  • теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.
  • Практические методы: тестирование, анкетирование, наблюдения.

База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение детский сад №33 «Гармония»

Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Монтажников 33, детский сад комбинированного вида МКДОУ детский сад «Гармония» №33, группа «Смешарики», старший дошкольный возраст, количество испытуемых 23.

Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.[9,c.12]

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается, естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими: игры с мелкими предметами – пазлы, мозаика, конструкторы, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка. Необходимо подчеркнуть, что развитие мелкой моторики ребенка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Исследования учёных показали, что движения выпрямленных рук ребёнка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, издаёт тихие звуки. В возрасте от двух до трёх месяцев у ребёнка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. [10,с.400]

Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка. Учёные установили, что своевременное развитие ручных умений ребёнка положительно влияет на развитие его психических процессов.

До 3, 5 – 4 месяцев движения рук у ребёнка носят, безусловно-рефлекторный, характер. Это значит, что движения выполняются как относительно постоянные стереотипные реакции организма на воздействие внешней среды, не требующие специальных условий для своего возникновения. В 4 – 4, 5 месяца у ребёнка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета его ощупывание. Однако действия рук носят ещё случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребёнка в развитии действий с предметами наступает следующий этап – этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта. С 5 месяцев у ребёнка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребёнок отводит его при схватывании. В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.

7 – 10 месяцев – это уже следующий этап в развитии действий с предметами, этап «соотносящего» действия. В этот период малыш уже умеет соотносить предмет с определённым местом в пространстве. С 8-9 месяцев ребёнок уже прекрасно сжимает игрушку, если её хотят у него взять, берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью.

С 10 месяцев до 1 года 3 месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно. В 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Только к трём годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: влияние движений пальцев и кистей рук на формирование речевых умений детей и всестороннего развития, начиная с самого раннего возраста, было известно еще во II веке до нашей эры, в Китае, на востоке медики издавна использовали массаж рук для активности головного мозга и других систем организма; игры с пальчиками, созданные нашей народной педагогикой так же имеют развивающее, оздоравливающе воздействие. Сегодня это доказали работы многих исследователей, педагогов, психологов, таких как

В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, И.Э. Степаненкова, А.А. Леонтьев, Ж. Пиаже и многие другие [7, с.216].

1.1 Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи, ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву последующего формирования речи.

С возрастом у детей происходит совершенствование движений пальцев рук. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца остальным. С этого момента ребёнку доступны тонкие движения пальцев. Когда движения пальцев достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования психической деятельности.[11,c.26]

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков, (в том числе и навыка письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Наблюдения за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.[2,c.45]

Ребенку-дошкольнику предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки, что подразумевает под собой быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Соответствующая тренировка мышечного тонуса осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе с штампами, в ручном труде (например, при работе с иголкой и ножницами).

Одним из важных моментов в развитии старших дошкольников, является ориентировка на листе бумаги. Прежде всего, ребенок должен четко определять, где у него правая и левая стороны туловища. Это будет основной ориентировкой в пространстве. Он также должен познакомиться с понятиями верх – низ, сзади – спереди.

Еще одно из важных упражнений для формирования пространственной ориентировки на листе – это фиксация ритма, который слышит ребенок, посредством ритмических рисунков и чтении этих рисунков.

Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентации на листе является штриховка. В основе штриховки лежит определенный ритмический рисунок: линии сочетаются с пропусками, как длительность звука с паузами. А значит, штриховка может быть редкой и частой.[9,c.35]

Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Таким образом, развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Необходимо обратить внимание, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Полную версию работы можно скачать здесь .

Ссылка на основную публикацию