Развитие ребенка по месяцам до 1 года: норма физических и психологических достижений грудничка

Таблица развития ребенка до года

Удивительно, как быстро меняется ребенок в первый год жизни. Больше никогда он не будет обучаться с такой скоростью. Но как узнать, правильно ли развивается малыш, все ли у него в порядке? Конечно, каждый ребенок уникален, но важно знать средние показатели, чтобы вовремя забить тревогу и обратиться к специалистам.

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачок

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Имитирует голоса животных.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Нормы развития ребенка до года по месяцам: физического и психологического

Как только наш малыш родился, неугомонные врачи, немедленно начинают обследование маленького человечка. Замеряют, взвешивают, рассматривают со всех сторон, загоняя наших детишек в рамки, которые прописаны в нормах развития.

Развитие наших детей обусловлено наследственностью, правильностью и составом питания, ну и нашей с вами окружающей средой. Наследственность отражается обычно на росте наших детей.

Но, пожалуй, самое важное это правильное и качественное питание наших малышей. От правильного питания зависит полноценное развитие ребенка – вес, и нормальный рост.

Под нормальным и качественным питанием я подразумеваю обязанность мамы кормить грудью первый год жизни наших малышей, с постепенным добавлением прикорма.

Придерживаясь норм приведенных ниже в таблицах, вы сможете четко контролировать процесс развития наших малышей до года, избегая перекармливания, которое в свою очередь ведет к нежелательным результатам.

Чтоб оценить развитие ребенка обычно измеряют рост и вес ребенка.

Но еще не маловажно отслеживать и окружность головки деток. Так как развитие мальчиков и девочек протекает по-разному, они выделены в отдельные колонки.

Ниже приведена таблица роста и веса детей, а также таблица нормы окружности головки ребенка.

Желаю всем, чтоб детки росли, всесторонне развивались и никогда не болели. Надеюсь, что информация будет вам полезной.

Нормы физического развития ребенка до года

Данные детей до года контролируются ежемесячно с точным учетом указанного интервала. У малышей от года до двух прибавка в весе отслеживается раз в 8 недель, что и считается эталонным показателем.

Наибольший темп увеличения массы тела ребенка характерен для первых трех месяцев его жизни. Сколько должен набирать массы новорожденный, можно посмотреть ниже.

Чтобы воспользоваться таблицей, стоит знать, как взвешивать новорожденного правильно. Перед включением весов нужно убрать с чаши все посторонние предметы, иначе вы получите искаженные данные.

Хотя вы можете оставить на ней пеленку и затем нажать кнопку «Тара», чтобы обнулить результат. Укладывать младенца в чашу весов надо в состоянии покоя, чтобы зафиксировать точные цифры, которые затем можно сравнить с «идеалом».

К полугодовалому возрасту ребенок увеличивает свой начальный вес примерно в два раза, к году – в три раза. Но, следует учитывать, что это лишь условные нормы: каждый ребенок индивидуален в физиологическом развитии.

Набор веса — процесс, требующий учета множества факторов: условий, в которых протекало формирование организма ребенка во внутриутробном периоде, условий, в которых проходили роды.

Так, например, недоношенные дети, как правило, растут быстрее доношенных, активно добирая то, что не успели получить в утробе матери.

Как набор веса оценивают педиатры? Специалисты производят оценку увеличения показателей массы в соответствии с ростовыми параметрами по специальным центильным таблицам набора веса новорожденного, учитывающим множество параметров.

Суть такой оценки заключается в том, что индивидуальные антропометрические показатели ребенка (рост, вес, окружность головы, а также грудной клетки) сравниваются со стандартными величинами, получаемыми при массовых обследованиях детей.

Сами центильные таблицы представляют собой некую математическую фотографию распределения большого количества детей по соответствующим возрастающим показателям.

Подобное исследование гармоничности физического развития малыша несложное, поскольку в нем исключены расчеты, но сами таблицы довольно громоздкие и для выбора цифр необходимо затратить большое количество времени.

Но есть и противники центильных таблиц, считающие данный метод оценки устаревшим.

Так или иначе грамотно оценить развитие ребенка может только педиатр, который ведет за ним регулярное наблюдение, а метод оценки остается на его усмотрение.

Таблица 1 – Нормы веса для детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Вес ребенка в килограммах

Допустимые отклонения

+/- в килограммах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Остались вопросы? Задай их автору в комментариях!

Таблица 2 – Рост детей до года

Правильно измеряется рост ребёнка до года горизонтальным ростомером, когда педиатр придерживает ножки малыша, прижав легонько на колени, и придвинув планку ростомера к стопам, согнутым под углом 90˚.

Возраст ребенка по месяцам

Рост ребенка в сантиметрах

Допустимые отклонения

+/- в сантиметрах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Таблица 3 – Окружность головки детей до года

Возраст ребенка по месяцам

Окружность головки ребенка в сантиметрах

Допустимые отклонения

+/- в сантиметрах

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Развитие детей раннего возраста

Все родители мечтают, чтобы их ребёнок рос здоровым, счастливым, а также всесторонне развитым.

И начинают прилагать массу усилий по этому самому всестороннему развитию, записывая малыша чуть ли не с пелёнок во всевозможные кружки, секции, школы развития, загружая огромным количеством информации неокрепшее сознание.

Боясь что-то упустить, они пытаются объять необъятное, не учитывая возраст ребёнка и лишая тем самым малютку нормального детства.

Так что же нужно знать молодым родителям о развитии детей раннего возраста, чтобы не допустить подобных ошибок?

Прежде всего, малыш должен расти в семье, где его любят.

  • Родители должны быть заинтересованы жизнью ребенка, его потребностями и интересами.

Они должны сделать малыша счастливым! Развитие детей раннего возраста основано на взаимопонимании мамы и малыша, и огромную роль здесь играет грудное вскармливание, которое позволяет наладить тесный контакт матери и ребёнка с рождения.

  • Окружающая обстановка также играет немаловажную роль в развитии.

Сделайте комнату ребёнка светлой, веселой и интересной! Обязательно развесьте по стенам рисунки, обучающие картинки, наполните комнату различными игрушками для развития тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

  • Развитие детей раннего возраста немыслимо без физической активности – отведите в комнате уголок, где малыш сможет попрыгать и порезвиться.

Это поможет карапузу изучить себя, вырасти сильным, крепким и уверенным в себе. Развитие детей раннего возраста невозможно без игр. Они должны соответствовать возрасту ребёнка, его потребностям на данном этапе развития.

Не думайте, что ребёнок будет развиваться сам по себе – родители должны принимать активное участие в играх с малышом, быть искренне заинтересованы в процессе игры!

Маленький человечек очень хорошо чувствует фальшь: если мама не хочет играть, зачем это мне? (подробнее об играх читайте здесь)

  • Общение чрезвычайно важно для развития детей раннего возраста.

Старайтесь побольше говорить с крохой, называйте все окружающие предметы, описывайте явления, указывайте характеристики.

Но не давайте малышу лишних знаний, которые просто лягут «мёртвым грузом» на дне его памяти. Информация должна быть важной для жизни ребёнка «здесь и сейчас».

Например, увидев на улице собаку, скажите малышу, что это хорошая, красивая собачка, какой у неё хвостик, какие ушки, как она лает «гав-гав», бегает по дорожкам, но не сообщайте ему о том, что это плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых!

Выбирая методику развития, не стремитесь объять необъятное. Лучше подобрать одну методику или сочетание двух-трех близких методов раннего развития – так вы будете последовательнее в своих действиях.

Не нужно приобретать несчётное количество пособий и развивающих материалов, потому что от многообразия методов малыш только запутается.

Лучше сделать акцент на разнообразие форм и средств обучения и развития: игры, плакаты, карточки, пособия, видео, музыку.

Проделывайте задания вместе с ребёнком, после чего просите его повторить то же самое. Идите от простого к сложному, а затем – к очень сложному.

Но если малыш не справляется, то подождите, не торопите события, так как маленькому человечку нужно время, чтобы обдумать порядок действий.

В случае полной неудачи не расстраивайтесь и тем более не ругайте кроху, а просто отложите игру или занятие на некоторое время, ведь вы не участвуете в соревнованиях «кто быстрее».

И не ругайте себя, если вы с малышом не проделали какое-то упражнение, потому что лучше делать по чуть-чуть, чем совсем ничего.

Помимо этого, карапузу просто может понравиться какое-то упражнение, и он захочет делать его снова и снова.

Ничего страшного! Это даже к лучшему, ведь так кроха закрепит материал или навык и проявит себя. Не заставляйте малыша делать задания, если он не хочет или плохо себя чувствует, так как это принесёт только вред.

Не зацикливайтесь только на одной стороне развития детей раннего возраста, будь то эстетическое, физическое, речевое или какое-то другое – ведь лучше показать ребёнку многообразие этого мира, чем вести в одном направлении.

Не нужно заниматься с малышом круглосуточно, оставляйте время для отдыха, чтобы ребёнок мог усвоить новые знания и закрепить навыки.

Поощряйте его инициативу, радуйтесь самым незначительным достижениям, хвалите кроху, дайте свободу творчеству – это принесёт ощутимые плоды в развитии вашего малыша!

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст и физические показателиУмения
ВозрастРечевое развитиеДвигательное развитиеПсихическое развитие
1-1,5 месяцаТихое гулениеПервые попытки приподнимания головыКратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяцаВ хорошем настроении понемногу гулитЛучше координирует движенияУдерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяцаДлительное гулениеУверенно держит головуПоворачивается к источникам звука
4 месяцаНа смену гулению приходит первый лепетНе отрывает взгляд от движущихся предметовОтличает маму от посторонних
5 месяцевЛепечет, произносит слоги “ма, “па”Самостоятельно переворачивается, ползает назадНастораживается при чужих голосах
6 месяцевАктивный лепет, воспроизводит простые слогиПолзает “по-пластунски”Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцевЛепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др.Сидит с опорой, ползает впередПонимает интонацию, слово “нет”
8 месяцевПервые односложные словаВстает и передвигается у опоры, самостоятельно сидитРасширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцевАктивное лепетание, новые слогиСтоит и ходит с опорой, ползаетПонимает простые поручения
10 месяцевПроизносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав”Садится из положения стоя, пытается ходитьПовторяет за мимикой взрослых
11 месяцевВыражает желания – “на,” “дай”Поднимает предметы с пола, встает, приседаетПоказывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцевМного лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба”Активно передвигается, ложится, встает, ходитПонимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Видео: Ваш новорождённый – Школа доктора Комаровского

Все о развитии ребенка до года

С момента рождения и до того, как малышу исполнится год, ему предстоит пройти множество этапов взросления. Каждый месяц до года будет особенным, ведь именно тогда чадо развивается наиболее интенсивно. При этом новоиспеченные родители не всегда понимают, есть ли проблемы у ребенка с освоением навыков, или он опережает свой возраст. Чтобы молодым родителям было проще понимать, какой путь проходит карапуз за год, нужно знать все о развитии ребенка до года.

За первый год малыш проходит большой путь развития

Первый год жизни

Календарь развития малышей по месяцам от рождения и до первого года наполнен множеством событий и достижений. Все, что будет происходить с ребенком, будет для него впервые. Постепенно малыш развивает свои навыки, и к году будет активно ходить, ползать и сидеть. Он будет уметь держать ложку, а также понимать, как взаимодействовать с игрушками.

Доктор Комаровский утверждает, что развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому можно только ориентироваться на нормы, в соответствии с которыми должен меняться малыш. Это вовсе не значит, что есть точный план, которому ребенок должен соответствовать.

Несмотря на то, что каждый младенец уникален, всегда есть нечто общее в познании им окружающего мира. Молодые родители могут наблюдать за развитием своего ребенка по месяцам.

Обратите внимание! Развитие недоношенного новорожденного по месяцам несколько отличается от тех, кто родился в срок. Они немного иначе реагируют на происходящее, все процессы привыкания и познания мира проходят несколько позже. Это не значит, что ребенок не здоров, он только будет расти чуть дольше и первое время немного расходиться с нормами.

Первый месяц

Первый месяц жизни ребенка считается самым сложным для новоиспеченных мам. Грудной малыш еще адаптируется к обстановке, ему необходимо привыкнуть к миру и набраться сил, поэтому большую часть времени он спит. Крепкий и здоровый сон важен на этом этапе, поскольку именно во сне происходит рост грудничка. В остальное время малыш будет недолго бодрствовать, шевелить ручками и ножками, к концу месяца сможет держать голову непродолжительное время, а также цеплять взглядом предметы ярких цветов и улавливать звуки.

От рождения дети обладают рефлексами, при помощи которых приспосабливаются к новой обстановке. Некоторые из них пропадают, спустя несколько месяцев, часть остается, такие как моргание, чихание, зевание и другие. Этап развития ребенка педиатры устанавливают за счет подобных способностей.

Иногда родители стараются сохранить врожденный рефлекс плавания и ходят с крохами на курсы по плаванию, чтобы малыш не утратил рефлекс. Подобное занятие можно проводить и в домашней обстановке.

К врожденным, но временным рефлексам относят:

  • хватательный (хватает палец, если дотронуться до руки);
  • сосательный (касается языком);
  • плавательный (движется как при плавании, если коснется животом воды);
  • поисковый (ищет грудь) и другие.

Месячный ребенок способен общаться только плачем, так он дает знать о том, что он голоден, о некомфортных ощущениях или просто требовать внимания. Если разговаривать с ребенком регулярно, то вскоре он начнет отвечать «агуканьем».

Первый месяц – важный период, как для мамы, так и для малыша

Второй месяц

Малыш уже не только рассматривает лица родителей, но и понимает их эмоциональное настроение. Он радуется, когда родители подходят к его кроватке, следит за движущимися предметами, ведь зрение улучшается. Грудничок дольше держит головку и бывает активным, притом нередки случаи, когда день у них сменяется ночью. Координация движений развивается – могут поворачиваться на спину, стараются ухватить предметы.

В течение нескольких недель постепенно будут утрачиваться врожденные рефлексы.

Третий месяц

Малыши отдают предпочтение ночному сну и меньше спят днем. Могут держать локти в качестве опоры, когда лежат на животе. Если держать малыша, он может отталкиваться ногами о поверхность, а также начинает активно изучать свои ножки, лицо и игрушки. К 3-му месяцу ребенок должен уметь распознавать звуки и сам общаться при помощи них. Появляется эмоциональная составляющая – грудничок начинает смеяться, улыбаться, криком выражать свои желания или недовольство.

Четвертый месяц

Теперь кроха самостоятельно переворачивается на живот и уверенно держит головку, ползает и старается сесть, начинает контактировать с предметами: придерживает бутылочку, бросает и берет игрушки. Произносит первые слоги и сам реагирует на звуки: слушает музыку, воспринимает свое имя, различает голоса. Может смотреть за движущимися предметами, рассматривать их вблизи и вдали, наблюдает за собой в зеркале. Улыбается и смеется, особенно в присутствии близких, вплоть до бурной радости. Вместе с тем, сильно переживает, когда матери нет рядом, даже недолго.

Пятый месяц

Дети на пятом месяце уверенно сидят с опорой, играют с игрушками. Овладевают навыком различать близких от чужих. В присутствии незнакомого человека могут насторожиться, зато с близкими людьми охотно контактируют: просятся на руки, обнимают. Проявляют интерес к себе и окружающим предметам, начинают разглядывать картинки. В этот период начинают резаться зубы, дети капризничают.

До полугода дети больше развиваются физически

Шестой месяц

К 6-ти месяцам дети сами садятся, ползают, нагибаются в разные стороны. Могут поднимать предметы, перекладывать их в разные емкости. Начинают играть со всем, в том числе с едой, познавая предметы, могут сломать игрушки. Развивается умение устанавливать самые простые причинно-следственные связи. Когда малыша спрашивают о предмете или человеке, может найти его взглядом. Старается повторять услышанные звуки. Любит играть с родителями, особенно в прятки (когда закрывают глаза или прячутся за предмет). В то же время сейчас дети очень эмоциональны и могут быстро менять настроение.

Седьмой месяц

Дети в семь месяцев могут вставать, придерживаясь за опору, любят ходить ножками, когда родители держат их за подмышки. Начинает активно развиваться психомоторный аспект, поэтому детям так нравятся игры в «сороку-ворону», «ладушки». Им становится интереснее взаимодействовать с игрушками: стучат ими, бросают, ломают. Копируют поведение и речь взрослых, могут произносить разные звуки и уже отчетливо понимают слово «нет». Дети знают части тела и могут показать их на себе.

Восьмой месяц

Малыш уже уверенно ходит, опираясь на предметы. Особенно свободно чувствует себя в знакомой обстановке. Кроха может показать или принести предметы, о которых идет речь. Начинает соотносить предметы и понимать, как с ними можно взаимодействовать по новому: начинаются игры с пирамидками, стаканчиками и прочим. В психологическом плане дети тяжело переносят разлуку с мамой, даже на короткий период. В то же время увеличивается количество эмоций: удивление, радость, восторг. Начинает малыш говорить первые простые слова, при этом он понимает их значение. Музыка также нравится малышу, а также танцы под нее.

Девятый месяц

Активно познает пространство и передвигается по нему разными способами. Запоминает, где лежат предметы, старается добраться до них. Повторяет за взрослыми, выполняет их поручения, любит, когда за ним наблюдают. Пробует самостоятельно пользоваться столовыми приборами. Мелкая моторика улучшается, и ребенок начинает совать пальцы во все отверстия. Проявляет к родителям все аспекты эмоций, а также старается манипулировать ими плачем. Быстро усваивает новые слова и придумывает собственные.

С полугода дети начинают развивать речь

Десятый месяц

Ребенок любит танцы и музыку. Улучшается моторика рук, берет мелкие предметы, пользуется ложкой. Начинает определяться ведущая рука. Может прятать и перекладывать предметы, отдает предпочтение игрушкам маленького размера, показывает части тела на других.

Одиннадцатый месяц

Малыш может немного пройти без опоры, старается все делать самостоятельно. Бурно реагирует на новых людей, обстановку, игрушки. Понимает, когда на него сердятся и любит когда хвалят. Сам может кивать или вертеть головой в знак ответа. При прощании знает, что нужно махать рукой. Знает, как зовут всех ближних.

Двенадцатый месяц (год)

Годовой малыш спокойно встает, ходит, прыгает, участвует во всех процессах, которые с ним связаны. Может определять, нравится ему пища или нет. Сильно привязывается к родителям и игрушкам. Знает, для чего нужны разные предметы, и как ими пользоваться. Понимает, что ему говорят, и сам может на словах выразить свои желания.

Годовалый ребенок активно передвигается в пространстве

Мальчики и девочки: разница

Отличие в развитии мальчиков и девочек начинается еще в утробе: мужские зародыши более подвержены стрессам и тяжелее переносят роды, поэтому могут дольше нагонять девочек в физическом развитии после рождения.

Однако малыши от рождения обычно крупнее малышек:

  • дышат животом (девочки грудью);
  • объем легких чуть больше;
  • крови на пол-литра больше, чем у девочек;
  • активнее, но девочки выносливее.

За первый год жизни мальчики опережают девочек в росте и весе, но к 2 годам они меняются местами. Девочки начинают ходить на пару месяцев раньше.

Что хорошо получается у девочек или мальчиков

МальчикиДевочки
• левый глаз видит лучше;
• пространственное зрение;
• распознают синий спектр цвета;
• слуховая память.
• реагируют на звуки;
• лучше и раньше распознают лица;
• оба глаза хорошо видят;
• периферийное зрение;
• распознают красный спектр цвета;
• раньше начинают говорить, имеют больший словарный запас;
• визуальная память.

Кроме того, у мальчиков быстрее развивается правое полушарие, у девочек – левое. Из-за этого девочки начинают быстрее осваивать речь. При этом процесс освоения речи проходит у детей одинаково. Различия есть и на эмоциональном фоне, ведь даже плач мальчики и девочки используют по-разному: новорожденные мальчики реагируют слезами на что-то новое для них, девочки плачут, если остаются одни.

В первый год жизни мальчики опережают девочек в физическом развитии, после – наоборот

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Приблизительный график развития малышей в течение первого года жизни

ВозрастФизический этапПсихо-эмоциональный этапРечевой этап
1Старается приподнять головуМожет недолго следить за предметомТихонько гулит
2Улучшает координациюСледит за предметом в движенииКогда хорошо себя чувствует, может непродолжительно гулить
3Легко держит головуПоворачивается на звукГулит уже дольше
4Следит за движением предметовРазличает мамуНачинается первое лепетание
5Переворачивается, ползаетРазличает незнакомые голосаМожет начать произносить первые слоги
6Быстро ползаетПоказывает радость или недовольствоАктивно лепечет и произносит разные слоги
7Может сидеть, опираясь на что-тоЗнает слово «нет»Активно лепечет и произносит разные слоги
8Сам сидит, встает, ходит с опоройОсваивает новые эмоцииГоворит первые несложные слова
9Увереннее ходит с опоройВыполняет простые просьбыМного говорит на своем языке, вставляя короткие простые слова и слоги
10Может сесть сам, старается ходитьИмитирует выражение лиц взрослыхПроизносит больше простых слов
11Сам встает и приседает, может поднять предметМожет указать предметы или часть лицаНачинает говорить простые слова, выражающие его желания
12Свободно двигается, ложится, встает, активно ходитПонимает речь, одобрение или запретМного говорит, употребляя освоенные слова, и осознанно называет близких

Используя календарь развития, проще следить за изменениями по месяцам

Развитие каждого ребенка – уникальный процесс, который протекает со своими особенностями. Все же существуют общие нормы, на которые основываются, чтобы судить о том, что малыш хорошо развивается. Развитие мальчиков и девочек до года может отличаться в несколько месяцев, но это не значит, что кто-то из них запаздывает в познании себя и окружающего мира. Разница между полами – утвержденная норма.

Видео

Календарь развития ребенка по месяцам до 1 года: основные этапы и нормативные показатели

Первый год для младенца является очень важным. В это время организм адаптируется к окружающему миру, формируется нервная и иммунная системы. От того, как пройдет этот период, зависит дальнейшее психическое, эмоциональное, физическое и умственное развитие. После появления на свет, младенец начинает быстро расти, прибавлять в весе, осваивать новые навыки.

Заботливые родители интересуются тем, как должно проходить развитие ребенка по месяцам.

Основные этапы развития новорожденных и грудных детей

С каждым месяцем, родители замечают определенные изменения в физическом и психоэмоциональном состоянии своего малыша. Педиатры утверждают, что развитие ребенка проходит поэтапно.

После рождения, младенец адаптируется к новым условиям жизни. Привыкнув к внешней среде, он начинает изучать окружающий мир. У него совершенствуется работа органов чувств и нервной системы, моторика.

Ребенок стремительно набирает вес. Его тело становится длиннее с каждым месяцем. Молодым родителям полезно знать, как проходит развитие младенца по месяцам. Это поможет им вовремя заметить отклонения и устранить их.

Основные этапы развития новорожденных и грудных детей:

  • первый (длится 0-30 дней);
  • второй (это период 2-4 месяцев);
  • третий (4-6 месяцев);
  • четвертый (длится с полугодовалого возраста до 8 месяцев);
  • пятый (8-10 месяцев);
  • шестой (10 месяцев – 1 год).

До месяца

Малышей до месяца называют новорожденными. На первом этапе развития детский организм приспосабливается к новым условиям жизни.

Ребенок адаптируется к внешней среде посредством таких врожденных рефлексов:

  • сосательного (сосет предметы, оказавшиеся во рту);
  • плавательного (если опустить ребенка в воду животом вниз, то он будет выполнять движения, напоминающие плавание);
  • хватательного (если прикоснуться к ладошке малыша, он сожмет пальцы в кулак);
  • поискового (при прикосновении к щеке младенец начинает искать грудь матери);
  • шагательного (если поставить ребенка на ноги, он станет выполнять движения, похожие на ходьбу).

Для периода новорожденности характерно следующее:

  • туловище находится в согнутом положении;
  • большую часть времени малыш спит (около 20 часов в сутки);
  • мышцы тела находятся в состоянии гипертонуса.

Малыш реагирует на громкие звуки, яркий свет и прочие негативные внешние факторы плачем. С крика начинается становление речи. Зрение месячного малыша развито плохо. Поэтому знакомство с внешним миром происходит через кожу. Первый опыт контакта ребенок получает, когда мать берет его на руки.

2 – 4 месяца

Этот этап развития педиатры называют «оживлением». У малыша наблюдается активизация работы органов чувств: улучшается зрение, обоняние, слух. Это позволяет начать познавать окружающий мир.

Продолжают совершенствоваться эмоциональные, психические, физические навыки. Малыш меньше спит, больше бодрствует, начинает интересоваться родными людьми, собой.

Ребенок долго способен рассматривать свои руки или игрушку. У него развивается трехмерное восприятие предметов. К концу этого этапа начинают угасать врожденные рефлексы: они трансформируются в осознанные действия. У ребенка появляется понимание подвижности мира. Это вызывает новые эмоции, стимулирует работу мозга.

4 – 6 месяцев

Младенец уже умеет уверенно держать голову и поворачивать ее в разные стороны. У ребенка начинает развиваться мелкая моторика, мышление. Малыш может сам брать погремушку и подолгу с ней играть. Активизируется работа нервной системы.

Ребенок начинает различать интонации в голосе, понимать эмоции взрослых. У детей появляется интерес к собственному отражению. Повышается двигательная активность. Младенец может сидеть непродолжительное время, делает первые попытки переворачивания с живота на спину.

Малыш уже отличает своих родителей от чужих людей. Но социальное развитие находится на низком уровне: незнакомые лица ребенка пугают. Грудничок продолжает осваивать эмоции: он может сердиться, грустить, смеяться.

6 – 8 месяцев

На этом этапе ребенок продолжает активно познавать мир. Совершенствуются умения, формируются новые навыки. Мышцы тела становятся более крепкими. Ребенок уже умеет долго сидеть с прямой спиной, вставать на ноги.

Он пытается делать первые шаги, начинает выражать просьбы. Легко и быстро ползает на четвереньках, может вставать на колени, переступать и стоять с поддержкой родителей.

Развивается мелкая моторика. Формируются и совершенствуются бытовые навыки: малыши учатся пить из чашки, есть из ложки (пока делают это с помощью родителей). Активно развивается интеллект. Дети начинают понимать последствия своих действий (если нажать на кнопку – раздастся писк, когда бросить погремушку – она упадет). Продолжается становление речи.

8 – 10 месяцев

На этом этапе продолжает развиваться крупная и мелкая моторика, мимика. Ребенок может самостоятельно сесть, активно пытается встать на ноги. У малыша формируются устойчивые связи (кушать – идти на кухню, гулять – на улицу).

Совершенствуется речь: малыш произносит первое осмысленное слово. Дети много времени бодрствуют: могут подолгу рассматривать разные игрушки, кидать их.

К девяти месяцам они уже хорошо различают предметы. Развиваются поисковые навыки. Малыши могут залазить на возвышенность (диван, кресло, стул). В этом возрасте происходят определенные изменения в органах чувств. Активно развивается мыслительная деятельность. Из-за избытка количества новой информации, дети могут становиться раздражительными.

Ребенок начинает проявлять свой характер (сопротивляется одеванию, купанию, даже если раньше переносил эти процедуры спокойно). У малыша улучшается память. Это способствует пополнению пассивного словарного запаса. Активно развивается мелкая моторика.

10 – 12 месяцев

На этом этапе продолжают совершенствоваться приобретенные навыки. Ребенок осознает причинно-следственные связи, учится делать выводы. Начинает играть осмысленно, совмещать различные предметы.

Малыши отличаются высокой степенью активности и повышенной эмоциональностью. Навыки движения развиты достаточно хорошо. Дети уже без помощи родителей встают на ноги, начинают ходить. Активно подражают движениям взрослых, копируют их мимику.

В этом возрасте малыши уже начинают осмысленно произносить односложные слова. Ребенок становится более самостоятельным. Он пытается сам надеть или снять одежду, пить из чашки, есть ложкой. Продолжает развиваться мышление.

Дети начинают осмысленно отвечать на вопросы, знают слова «нет», «да», «нельзя», могут утвердительно либо отрицательно махать головой. Груднички на данном этапе осваивают навыки вежливого общения. Они запоминают жесты «пока», «привет», охотно машут рукой. Малыши перенимают эмоциональное состояние родителей.

График правильного развития малыша по месяцам до года

Существует календарь развития новорожденных и грудных детей. Он имеет вид таблицы либо графика, описывающей те навыки, которыми овладевают малыши в определенном возрасте.

Подобная информация позволяет контролировать процесс становления ребенка. Доктора сравнивают фактические данные, полученные в ходе осмотра и обследования малыша, с эталонными, приведенными в календаре.

Таблица развития ребенка по месяцам до года приведена ниже.

Возраст в месяцахРазвитие грудничка
двигательноеречевоепсихическое
1делает попытки приподнимания головы, движения рук и ног хаотичнытихо гулитобращает внимание на игрушки, реагирует на внешние раздражающие факторы
2лучше координирует движения, удерживает голову около минуты, пытается перевернуться набокгулит, издает гласные звуки, прислушивается к своей «речи»удерживает взгляд на движущемся предмете, узнает родителей по запаху, осознанно улыбается
3держит голову около двух минут, пытается приподняться на локтях из позиции лежа на животегулит, начинает издавать согласные звукиищет источник звука (поворачивает голову в сторону возникновения шума); проявляет интерес к игрушкам; привлекает внимание родителей требовательным криком, плачем; изучает свои руки, тянет пальцы в рот; некоторые дети начинают смеяться
4не отрывает взгляд от движущегося предмета, поворачивается набок, пытается садитьсяначинает лепетать, появляются первые внятные слогиможет сам брать погремушку; отличает маму от других людей; реагирует на свое имя; различает голоса; играет с погремушками (пытается их ловить); появляются любимые игрушки; разглядывает свое отражение в зеркале; прислушивается к разным звукам
5переворачивается в разные стороны, пытается ползать «по-пластунски», поднимается на локти из положения лежа на животелепечет, произносит слоги «ма», «ба», «па»боится чужих людей, настораживается, когда слышит незнакомый голос, увлеченно рассматривает и ощупывает разные предметы
6ползает «по-пластунски», перекладывает предметы из одной руки в другую, пытается встать на коленииграет с громкостью голоса, произносит простые слоги, выговаривает согласные «з», «ф», «с»выражает эмоции (недовольство, радость), тянет руки ко всем интересующим его предметам, берет все в рот, просится на руки, знает особенности разных игрушек (пищалок, музыкальных каруселей)
7ползает вперед, передвигается на четвереньках, сидит с опорой, может удерживать в каждой руке по игрушкелепечет, выговаривает новые слоги («на», «та», «да»)различает интонацию речи, понимает слово «нет», узнает известные предметы, начинает подражать звукам, которые издают животные
8самостоятельно сидит, пытается передвигаться у опоры, активно ползаетлепечет, пытается повторять речь взрослых, начинает выговаривать простые слованачинает выражать настойчивость, удивление; хлопает в ладоши, машет ручкой; знает расположение комнат в той квартире, в которой живет; игры становятся более осмысленными; может выполнять простые просьбы родителей, показывает свои части тела
9стоит и ходит с опорой, активно передвигается по квартире, может разворачиваться и ползти в обратную сторону, пытается встать на ногиактивно лепечет, слова произносит со смысломпонимает простые просьбы взрослых, интересуется маленькими предметами, может мять и рвать бумагу, перелистывать страницы книги, стремится к активному общению с родителями, быстро запоминает названия новых предметов
10пытается ходить, садиться из положения стоя, активно ползает по квартирепроизносит простые словакопирует мимику взрослых; различает родных и чужих; стремится общаться и играть с другими детьми; появляется привязанность к часто встречающимся людям; понимает смысл игрушек (может катать машинку, собирать пирамидку, строить башню, кидать мяч)
11делает первые шаги, может пройти небольшое расстояние без опорывыражает желания словами «на», «дай», четко произносит «мама», «папа», «баба», увеличивается активный словарный запассопротивляется, когда из рук забирают интересующий предмет; легко возбуждается, быстро переходит от смеха к плачу; в новом месте настораживается, пугается незнакомых людей
12самостоятельно ходит, ложится, встает, приседает, поднимает игрушку, учится перешагивать через препятствиямного лепечет, осознанно выговаривает «баба», «папа», «мама»понимает, что говорят взрослые; реагирует на запреты, просьбы; наблюдает и комментирует все происходящее вокруг; в игре появляется сюжет (укладывает или расчесывает куклу, возит в машине мячик)

Сравнивая данные ребенка с теми, что указаны в таблице, родителям следует помнить, что все дети развиваются по-разному. Это зависит от того, в каких условиях они живут, как с ними занимаются. Недоношенные младенцы отстают в развитии от появившихся в срок малышей на 1-1,5 месяца.

Как помочь ребенку развиваться правильно с самого рождения?

Развитие ребенка во многом зависит от родителей: от того, сколько времени они уделяют малышу, как занимаются с ним. Важно создавать благоприятные условия для становления малыша, помогать ему в освоении полезных навыков. Развивать ребенка следует с самого рождения.

Педиатры дают такие рекомендации родителям:

  • часто общаться с малышом, изменяя тембр голоса. В разговоре стоит называть имя ребенка. Петь младенцу колыбельные, рассказывать стишки;
  • делать массаж, выполнять упражнения на фитболе. Это стимулирует физическое развитие, улучшает работу нервной системы;
  • когда младенец научится держать голову, стоит начать ходить с ним по квартире, дотрагиваться рукой до вещей, произнося одновременно их названия. Это закладывает базу для правильного становления речи;
  • развивать осязание. Например, прикасаться к животу, лицу, конечностям мягким перышком, помещать в ладошку небольшие предметы. Нужно регулярно обнимать и гладить малыша;
  • над кроваткой повесить карусель. Включать классическую музыку (Чайковского, Штрауса, Моцарта). Это развивает слух и хорошо влияет на психику;
  • повесить возле ребенка контрастные фотографии, яркие игрушки. Это будет благотворно влиять на развитие зрения. Каждые несколько дней предметы нужно менять для привлечения внимания;
  • кормящей матери следует постепенно вводить в рацион разные продукты. Это будет способствовать развитию вкусовых ощущений у ребенка.

Нормы роста и веса мальчиков и девочек до 1 года

Но нужно учитывать, что на физическое состояние ребенка влияют такие факторы:

  • срок появления на свет (вес и рост недоношенных детей меньше, чем у тех, что родились вовремя);
  • половая принадлежность (мальчики рождаются крупнее девочек).

Нормы параметров тела детей до года по месяцам приведены в таблице.

Возраст в месяцахРост, смВес, кгОкружность головы, смОкружность грудной клетки, см
девочкимальчикидевочкимальчикидевочкимальчикидевочкимальчики
49503,23,333,934,533,935,0
154554,24,436,537,336,036,3
257585,15,538,339,138,139,0
360615,86,339,540,540,041,3
462646,47,040,641,641,842,8
564666,97,541,542,643,044,3
666687,38,042,243,344,345,4
768707,78,342,844,045,046,4
869718,08,743,444,546,047,2
970728,39,043,845,046,747,9
1072738,59,244,245,447,348,3
1173758,89,444,645,847,748,7
1274769,09,744,946,147,749,0

Незначительные отклонения от нормы не должны сильно пугать родителей. Каждый ребенок индивидуален, на его рост и развитие влияет наследственный фактор. Большое значение имеет отношение и забота близких.

Причинами плохого набора массы тела и задержки в росте могут быть:

  • нерациональное, несбалансированное питание;
  • недоедание;
  • отсутствие режима;
  • наличие патологий (врожденных и приобретенных);
  • степень активности малыша.

Видео по теме

О развитии ребенка по месяцам до 1 года в видео:

Таким образом, развитие грудничков проходит поэтапно. С каждым месяцем наблюдаются определенные изменения в физическом и психическом состоянии малыша. Важно помочь ребенку развиваться правильно. Для этого родителям следует создавать определенные условия, уделять много внимания малышу, проводить обучающие занятия.

Календарь развития ребенка до года по месяцам

Ни в какой другой период жизни человек не достигает стольких высот как в физическом, так и в психоэмоциональном плане, как в первый год своей жизни. Подумать только – всего за год вес ребенка увеличивается почти в 3 раза, рост – в полтора раза.

Из орущего свертка малыш превращается в человечка, который может самостоятельно передвигаться. Из невнятных звуков составляются самые простые слова.

Эти навыки сведены в календарь развития ребенка по месяцам от рождения до года. Сверяясь с ним, вы будете знать, верно ли развивается малыш, и сможете адекватно и своевременно реагировать на отклонения от норм, описанных в календаре.

Первый месяц

Еще его называют периодом адаптации. Это важный в жизни крохи момент, когда происходит привыкание к жизни за пределами маминого животика. В первый месяц новорожденный, в основном, спит. Сон – важная часть жизни ребенка, во сне он растет, набирается сил. Период бодрствования занимает всего 4 часа. В это время малыш ест. В идеале, конечно, мамину грудь.

При кормлении ребенка не торопите его, это прекрасные моменты единения мамы и малыша, когда он чувствует любовь, заботу и защищенность. Несмотря на совсем юный возраст, у ребенка уже есть определенные навыки:

  • он обращает внимание на яркие игрушки; в положении лежа на спинке расположите на отдалении примерно 30 см от глаз яркую игрушку, медленно перемещайте ее вправо, влево, вниз, вверх, малыш будет следить за ней глазами;
  • обращает внимание на звуки: вы можете проверить это, погремев погремушкой справа или слева от головки малыша, в ответ малыш повернет голову к источнику звука.

Ребенок обладает такими рефлексами новорожденного:

  • сосательный: сосет все, что попадает в рот;
  • хватательный: вложите палец в раскрытую ладошку малыша, он сожмет ее в кулачок;
  • плавательный: расположите малыша на воде пузиком книзу, он начнет плыть;
  • рефлекс шагов: в вертикальном положении ребенок перебирает ножками, имитируя ходьбу;
  • поисковый рефлекс: почесав щечку малышу, он начнет вытягивать губки, ища грудь.

Физические достижения первого месяца:

  • прибавление в весе составляет 600-700 граммов;
  • прибавка в росте – 2-3 см;
  • в положении лежа на животе пытается приподнимать голову.

Второй месяц

Это месяц «оживления». Периоды бодрствования увеличиваются. Малыш может не спать уже в течение 50 минут. Ребенок узнает маму и других близких людей. Если вы склонитесь над кроваткой, где лежит малыш, он, увидев вас, активно задвигает ручками и ножками.

Он уже «разбирается» в вашем настроении: грустны вы или веселы, умиротворены или тревожны. Начинают постепенно затухать рефлексы новорожденного.

Достижения второго месяца:

  • прибавка в весе – от 700 граммов до 1 килограмма;
  • прибавка в росте – 3 см;
  • в положении на животе непродолжительное время удерживает голову;
  • пытается удержать игрушку, если вложить ее в руку;
  • может перевернуться самостоятельно с бока на спину;
  • «находит» свои руки и с интересом их изучает, рассматривая и обсасывая;
  • наступает прекрасный момент первой улыбки;
  • гулит гласные звуки, агукает;
  • начинает различать разные цвета;
  • пытается дотянуться до интересного предмета.

Третий месяц

Совершенствуются физические возможности малыша: в положении лежа на животе малыш уверенно удерживает голову, поворачивает ее на источник звука или в попытках дотянуться до интересного предмета. Пробует подняться на предплечья. Если вы будете петь малышу песенки, он станет вам подпевать.

Достижения третьего месяца:

  • прибавка в весе – 700-750 граммов;
  • прибавка в росте – 3-3,5 см;
  • предпринимает попытки к переворачиванию: может повернуться со спины на бок;
  • в поле зрения попадают ножки, это начало знакомства с ними;
  • учится смеяться вслух, пародирует родителей;
  • громким криком требует внимания к себе;
  • поворачивает голову к источнику света или звука;
  • удерживает игрушку в руке;
  • все, что попадает в руки, немедленно отправляется в рот.

Четвертый месяц

Происходит скачок как в физическом, так и в эмоциональном развитии. Малыш уже уверенно держит голову в положении на животе, может подниматься на выпрямленные руки, активно переворачивается. Точно знает, где его мама, часто не хочет ее никуда отпускать. Будьте с малышом – это временное явление, и скоро оно пройдет.

Достижения четвертого месяца:

  • прибавка в весе – 700 граммов;
  • прибавка в росте – 2,5 см;
  • переворачивается со спины на живот;
  • пытается сидеть;
  • ползает по-пластунски, активно работая руками и подтягивая туловище;
  • определяет любимые игрушки, тянется к ним, пробует на вкус, может бросать их или стучать ими;
  • при кормлении поддерживает руками грудь или бутылочку;
  • осознанно следит за движущимися объектами;
  • начинает откликаться на свое имя;
  • формирует понятные слоги: «ма», «ба», «да».

Пятый месяц

Месяц оттачивания физических навыков. Малыш хорошо переворачивается, пытается сидеть, ползать, подниматься на ноги. Отлично отличает своих от чужих, может расплакаться при виде посторонних людей. Учится капризничать, когда ему не хватает внимания и становится скучно.

Достижения пятого месяца:

  • прибавка в весе – 700 граммов;
  • прибавка в росте – 2,5 см;
  • попытки к сидению: полулежит на одном бедре, опирается о поверхность одноименной с бедром ручкой;
  • может дотянуться до стоп, берет их в рот, сосет;
  • играет с игрушками (бросает их, стучит ими, облизывает);
  • рассматривает книжки с крупными картинками; хорошо, если они будут из плотного картона (его трудно порвать, зато можно взять в рот);
  • с интересом слушает мамино чтение простых стишков;
  • может повторять простые слова: «мама», «папа», «баба»;
  • хорошо умеет заливисто хохотать или, наоборот, грустить.

Шестой месяц

У большинства малышей появляется первый зуб, ему начинают вводить прикорм. Малыш уже может самостоятельно сидеть, предпринимает попытки подняться на четвереньки из положения лежа на животе. Умеет держать в руках игрушки, играть ими, перекладывая из руки в руку.

Достижения шестого месяца:

  • прибавка в весе – 700 граммов;
  • прибавка в росте – 2,5 см;
  • самостоятельно сидит;
  • освоено ползание по-пластунски;
  • в процессе освоения ползание на четвереньках, пока что малыш только приподнимается на руках, подтягивая ножки и покачивается в этом положении;
  • учится пить из кружки, знакомится с прикормом;
  • изучает устройство предметов, берет их в рот, может сломать их;
  • уверенно держит игрушки в руках, осознанно их перекладывает;
  • любимые игры: «ку-ку» и «ладушки»;
  • ярко проявляет эмоции (смех, когда весело, крик, когда хочется внимания или недоволен);
  • изучаются причинно-следственные связи: нажал кнопочку, зажегся свет; толкнул мячик, он упал;
  • в речи появляются отдельные согласные: «с», «з», «ф».

Седьмой месяц

Это уже настоящий непоседа: малыш легко переворачивается с живота на спину и обратно, может сидеть, ползает по-пластунски, а иногда уже и на четвереньках.

Достижения седьмого месяца:

  • прибавка в весе – 600 граммов;
  • прибавка в росте – 2 см;
  • купание переходит в разряд развлечений с игрушками: малыш сидит в ванной и играет с набросанными в воду игрушками;
  • самостоятельно пьет из кружки;
  • проявляет интерес к еде: берет ее в руки, мнет;
  • обычно, держась за перегородки в кроватке, малыш начинает вставать на ноги;
  • при поддержке под мышками учится ходить;
  • изучает части лица и тела, может показать свои ушки, носик, глазки;
  • с интересом листает страницы;
  • копирует взрослых;
  • осваивает новые игры для пальчиков «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик»;
  • умеет произносить много слов, типа «гав», «дай», «ква»;
  • понимает интонацию запрета: слова «нет».

Восьмой месяц

Это месяц активных попыток встать отдельно от опоры. Не оставляйте ребенка на высоте, он может упасть. Возрастает социализация малыша, он с удовольствием реагирует на приветствие, машет «пока».

Достижения восьмого месяца:

  • прибавка в весе – 600 граммов;
  • прибавка в росте – 2 см;
  • проявление интереса к самостоятельному приему пищи;
  • сидит, встает, ползает самостоятельно;
  • может ходить, держась за опору;
  • хорошо ориентируется в знакомом пространстве;
  • выполняет простые поручения: подними, принеси;
  • осваивает складывание пирамидок, работу с сортерами;
  • говорит осознанные слова: «мама», «папа», «дай»;
  • расширяются доступные эмоции: умеет выражать радость, удивление, восторг, настойчивость;
  • слушает музыку и совершает под нее ритмичные движения.

Девятый месяц

Продолжается освоение ходьбы. Малыш может «по стеночке» передвигаться по знакомому пространству. Он хорошо осваивает возможность залезть на диваны, кресла, стулья. А также учится слазить с них. Будьте внимательны, обеспечьте малышу безопасность.

Достижения девятого месяца:

  • прибавка в весе – 600 граммов;
  • прибавка в росте – 2 см;
  • встает и садится из любых положений, ходит с помощью опоры;
  • изучает окружающую обстановку: диваны, кресла, стулья, пытаясь на них залезть и слезть;
  • проявляет интерес к содержимому ящиков и кухонных шкафчиков;
  • нравится рвать бумагу;
  • можно предложить пластилин для творчества (лучше, если это будет тесто для лепки, оно не липнет к рукам), следите за тем, чтобы он его не съел;
  • ползает в нужном ему направлении, умеет разворачиваться;
  • знает, куда убирают интересные ему предметы, может криком сообщать, чего именно он хочет;
  • достигает успехов в самостоятельном приеме пищи;
  • запоминает названия вещей и предметов, может показать их;
  • любит публичное признание: нравится выполнять поручения и получать похвалу;
  • речь богатая, правда, понятная пока только близким.

Десятый месяц

До самостоятельной ходьбы уже рукой подать. Некоторые дети в этом возрасте начинают ходить без опоры.

Достижения десятого месяца:

  • прибавка в весе – 350 граммов;
  • прибавка в росте – 1 см;
  • совершенствуется мелкая моторика: в одной руке малыш может удерживать несколько предметов, появляется ведущая рука;
  • приходит понимание, как играть: машинку нужно катать, куколку укладывать спать;
  • если взрослые показывают, как играть в совместные с другими детьми игры, малыш активно принимает участие;
  • знакомится с понятием формы: пытается сложить мелкие предметы в крупную форму;
  • интересуется конструкторами с крупными блоками, в основном разбирая их;
  • уже знаком с основными животными, может найти их на картинке, воспроизвести звуки, которые они издают;
  • хорошо знает части тела и лица: может показать их на себе, на маме, на кукле, на картинке;
  • любит танцевать под музыку.

Одиннадцатый месяц

Это уже почти маленький взрослый. Малыш понимает, что обращаются именно к нему, может выполнить простые просьбы, общается.

Достижения одиннадцатого месяца:

  • прибавка в весе – 350 граммов;
  • прибавка в росте – 1 см;
  • может пройти небольшое расстояние самостоятельно, без опоры;
  • любит похвалу, понимает запрет;
  • осваивает самообслуживание: старается сам кушать, брать одежду из ящика, пытаться ее надеть;
  • знает, как и куда складывать игрушки;
  • помимо крика, может выражать свои желания, указывая пальцем на нужный предмет, активно учит и применяет новые слова;
  • умеет кивать при согласии или отрицательно качать головой;
  • осознанно машет при приветствии и прощании.

Двенадцатый месяц

Порой в это трудно поверить, но уже почти год, как малыш стал неотъемлемой частью вашей жизни. Почти все малыши к году уже ходят самостоятельно, пробуют сами кушать, одеваться, собирать свои игрушки с помощью мамы.

Достижения двенадцатого месяца:

  • прибавка в весе – 350 граммов;
  • прибавка в росте – 1 см;
  • почти все дети уже передвигаются самостоятельно;
  • могут сами встать после падения;
  • перешагивают препятствия;
  • стараются сами кушать, одеваться, умываться, чистить зубы;
  • в словарном запасе крохи от 8 до 10 понятных всем слов;
  • игры малыша усложняются, он уже не просто укладывает куколку спать, а может покормить ее перед «сном», покачать;
  • ребенок отлично помнит, где лежат его игрушки;
  • малыш понимает практически все, что ему говорят родители, отлично считывает их эмоции.

Полезные покупки от 0 до 1 года

Может вам будет полезно видео с вещами маст-хев от 0 до 1 года

Грандиозный скачок развития ребенка происходит в его жизни от рождения до года, все его достижения можно вести в персональном календаре. Так вы сможете проследить все его успехи: от первой улыбки до самостоятельных шагов. Записывайте его первые слова, снимайте на видео первые танцы. Когда он подрастет, ему будет интересно узнать о своем детстве, а вам будет что рассказать и показать.

Если вы не определились с методикой, по которой будете учить ребенка ребенка навыкам чтения и письма. Обратите внимание на Методику Зайцева, Домана или Методику Никитиных.

Развитие ребенка до 1,5 лет по месяцам

Чтобы правильно оценить развитие ребенка до 1 года, ВОЗ были разработаны специальные центильные таблицы. Они охватывают несколько аспектов:

Родителям стоит учитывать не только изменения веса, сроки прорезывания зубов и прочие параметры, но и навыки движения, мимику, умственные способности малыша. Ниже мы представим данные о том, как происходит физическое развитие ребенка по месяцам до 1 года

Физическое развитие ребенка по месяцам

Узнайте рост и вес вашего ребенка, воспользовавшись нашим КАЛЬКУЛЯТОРОМ

Первый месяц

Ребенок начинает держать голову лежа на животе, продолжается период приспособления к внешнему миру, важен телесный контакт с родителями. Новорожденный должен реагировать на голос матери и осматривать окружающее пространство. Питание хаотичное, опорожнение кишечника происходит до 12 раз в сутки.

Два месяца

ребенок должен проявлять первые мимические реакции в виде улыбки, уметь удерживать игрушку. Младенец учится фокусировать взгляд и устанавливать зрительный контакт с другими людьми. Питание без режима, частота стула снижается до 1-8 раз в сутки. Устанавливается ночной сон.

Три месяца

Появляются попытки управления телом, начинаются пробы удерживать себя, опираясь на руки, ребенок умеет поворачиваться, реагирует на знакомые вещи, начинает гулить. Устанавливается ритм кормления и сна. Младенец уверенно держит голову в горизонтальном положении на животе, громко смеется, осматривает и сосет руки.

Четыре месяца

Пять месяцев

Происходит резкое повышение активности, появляются попытки принять вертикальное положение, ребенок готовится к ползанию в виде появления частых перекатываний. Младенец узнает значимых взрослых, начинает понемногу ползать, сидеть с поддержкой. Проявляется интерес к взрослой еде. Кормление становится прерывистым.

Шесть месяцев

Ребенок уверенно сидит и опирается на руки, разнообразно манипулирует предметами, появляется новая стадия развития речи в виде детского лепета. Наступает время введения прикорма.

Семь месяцев

Младенец начинает активно ползать, уверенно сидеть, некоторые дети предпринимают попытки встать. В речи выделяются отдельные слоги: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и т.д. Руки активно функционируют, ребенок может перекладывать предметы из руки в руку. Ребенок активно пробует еду взрослых.

Восемь месяцев

В это время дети начинают вставать на четвереньки, могут самостоятельно садиться, включаются в игру со взрослым. Появляется повышенный интерес к новым предметам и собственному отражению в зеркале, мимика обогащается. Ребенок ползает с большой скорость, может брать небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев, в речи появляются звукоподражания.

Девять месяцев

Ребенок ползает на четвереньках, встает с помощью опоры, повторяет движения взрослых. Активно прорезываются зубы.

Десять месяцев

Дети могут долго стоять с помощью опоры и без, играть в более сложные игрушки, включая сбор пирамидки, закрывание и открывание крышек. Ребенок начинает ходить.

Одиннадцать месяцев

Ребенок осваивает ходьбу и более сложные игры с куклами, машинками и т.д. У некоторых детей речь достигает этапа произнесения первых слов.

Один год

Осваивается самостоятельное хождение, приседания. Ребенок карабкается на диваны, подражает движениям взрослого и сверстников, начинает понимать простые просьбы.

От одного до полутора лет

В этот период ребенок умеет активно двигаться, осваивает различные движения, учится пользоваться ложкой и чашкой, умеет следовать простым действиям по слову взрослого.

Осваивает отличия предметов по форме, величине и цвету. Активно развивается речь. Ребенок воспроизводит знакомые действия на игрушке, часто обращает внимание на взрослого и сверстников, нуждается в эмоциональном контакте.

Игры становятся более сложными, малыш нуждается в постоянном взаимодействии со взрослыми. Речь дополняется мимикой, жестами. Появляется интерес к другим детям, разнообразная реакция на музыку, интерес к картинкам в книжках. Происходит освоение навыков одевания, рисования, игр с мячом.

Читайте также:  Чем лечить насморк у грудничка: поиск действующих препаратов и средств для быстрой помощи
Ссылка на основную публикацию