Развитие навыков ребёнка от рождения до года

Следим за развитием ребенка по месяцам: таблица от рождения до года

Многих родителей слово «таблица» пугает своей «документальностью». Одни просто не верят сводным таблицам разных параметров, другие ссылаются на индивидуальность и не желают равняться на всех, третьим, наоборот, мерещится куча отклонений и патологий при малейшем отступлении от табличных данных. Четвертые не считают себя обязанными утруждаться постоянной сверкой с чем-то или отслеживанием динамики… Для чего же нужны таблицы развития ребенка? Можно ли им верить? Зачем вести собственную таблицу?

От рождения до года

Новорожденный ребенок за первый год своей жизни делает невообразимый рывок в освоении всевозможных навыков. Бдительные родители всегда следят за их динамикой. Но часто мы склонны «несколько преувеличивать» ситуацию – для самоуспокоения и гордости перед окружающими. Как только ребенок сделал пару первых шагов, мы радуемся: он ходит! Едва он взял ложку в ручку, восторгаемся: он сам ест! Часто подобное поведение может стать причиной того, что родители не замечают: их ребенок освоил тот или иной навык слишком поздно или пока не освоил вовсе (не заговорил к году – не страшно, всему свое время).

Каковы же основные достижения ребенка до 1 года? На что обращать внимание? За первые 12 месяцев он научится:

  • держать голову;
  • лежать на животе;
  • переворачиваться;
  • ползать;
  • сидеть;
  • вставать, стоять и ходить;
  • улыбаться, хмуриться и выражать другие эмоции;
  • следить за предметами, яркими игрушками, громкими и тихими звуками;
  • играть в прятки;
  • брать игрушки, играть ими, отдавать их взрослым;
  • общаться с помощью гуления, лепета, жестов и эмоций;
  • сопереживать окружающим;
  • реагировать на свое имя;
  • прощаться и приветствовать окружающих жестами;
  • узнавать своих и чужих, доверять другим людям, не только родным;
  • говорить первые «настоящие» слова;
  • понимать первые запреты;
  • реагировать на похвалу;
  • понимать, что предмет есть, даже если его спрятали;
  • понимать, что мама вернется, если ушла;
  • кушать ложкой и пить из чашки самостоятельно.

Не правда ли, список внушительный? Но – довольно усредненный: кто-то умеет немного больше, кто-то чуть меньше. В целом же психическое, физическое, эмоциональное и речевое развитие с рождения до первого юбилея ребенка проходит огромный путь, достойный восхищения.

Если вы замечаете, что малыш отстает в той или иной сфере, не ждите очередного планового визита к доктору. Обратитесь сразу же, как что-то покажется подозрительным. Пусть лучше это окажется «ложной тревогой», чем останется проигнорированным симптомом. Понимающий доктор никогда не упрекнет вас в излишней мнительности, а наоборот, расскажет, почему ребенок вас насторожил, с чем связаны те или иные проблемы (возможно, действительно и не проблемы вовсе).

Для чего нужна таблица?

Родителям следует, прежде всего, понимать, что таблица – это выборка основных, важных показателей развития малышей, основанная на глубоких многолетних исследованиях и дающая представление о нормах развития тех или иных показателей у детей в разном возрасте.

Такими таблицами, кстати, часто пользуются педиатры и неврологи, чтобы оценить ребенка, если на каком-то этапе его достижения разнятся с общепринятыми. Принимая во внимание течение беременности и родов, социально-бытовые условия, наличие или отсутствие каких-либо заболеваний у малыша, а также сравнивая данные таблицы с навыками ребенка, врач может сделать вывод о том, является ли в каждом конкретном случае то или иное отставание симптомом серьезных отклонений.

Возможно, речь идет просто об индивидуальной динамике (ребенок генетически предрасположен к запаздыванию, либо имеет большой вес, при котором ему труднее осваивать двигательные навыки, либо просто это особенности его темперамента – он немного ленив и медлителен). Или же ситуация требует коррекции действий родителей по развитию навыков своего ребенка (они не достаточно занимаются с ним, общаются, играют). Возможно, малыш получает несбалансированное питание или мало бывает на воздухе.

Все это сказывается на его навыках и не всегда говорит о серьезной патологии. Таблица в данном случае является удобным средством, позволяющим наглядно отследить прогресс, который наступит после коррекции всех этих факторов у конкретного ребенка, и определить при необходимости план дальнейших действий.

Помните, что отставание ребенка в какой-либо одной сфере (например, двигательной), если вовремя не заняться коррекцией, рано или поздно «потянет» за собой отставание и в речевых, и в мыслительных процессах. Исправить это будет гораздо сложнее. Ведь развитие отделов головного мозга взаимосвязано. Неправильно развиваются одни – это влияет на развитие соседних. Так же как и наоборот (всем известно, что развитие центров, отвечающих за мелкую моторику, «включает» в работу и центры, ответственные за речь, мышление, память).

Нормы развития детей до полугода

Для наглядности приведем список основных навыков ребенка до полугода по месяцам в виде таблицы.

Возраст (мес.)Двигательные навыкиЗрениеСлухЭмоцииРечьИнтеллект
1Конечности согнуты, присутствует множество рефлексов, выражены хватательный и сосательный рефлекс.Несколько минут фиксирует внимание на игрушке или лице взрослого. Следит за медленно передвигающимся перед глазами предметом или яркой игрушкой.Прислушивается к голосам, звукам, шуму погремушки. К 4-й неделе поворачивает голову на звукК 4 неделе улыбается маме. Радостно сучит ручками и ножками на обращенную к нему речь. Появляется комплекс оживления как реакция на близких людей.Использует простые гортанные звуки (а, э, гы, кх).Приспосабливается к окружающему миру, проявляет к нему интерес.
2Разводит ручки в стороны, может повернуть голову, на животе ненадолго приподнимает голову. Пару секунд удерживает игрушку.Следит за игрушкой или предметом около 15 секунд. Фиксирует взгляд на них до 25 секунд. Видит предметы объемно.Концентрируется на звуках до 10 секунд. Поворачивает голову в их сторону.Комплекс оживления выражен ярче.Начинает гулить со звуками «ага», «агу», «гы». Плач интонационно окрашен.Интерес к внешнему миру растет, появляется координация рук и глаз.
3Полминуты держит голову в вертикальном положении, до минуты – на животе. В таком положении упирается на локти. При поддержке подмышки упирается ровными ножками в поверхность. Хватает предметы не рефлекторно, а сознательно.С интересом следит за движущимся предметом или игрушкой. До 5 мин. может рассматривать ручки. Видит объекты на расстоянии до 60 см от глаз.Отводит глаза, а потом голову в сторону звука. При резком звуке замирает, хмурится и плачет.Сознательно строит контакт со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления ярко выражен.Активно и подолгу гулит.Сознательно и избирательно интересуется предметами окружающего мира.
4Умеет поворачиваться на бок, пробует перевернуться на животик. Придерживает при кормлении грудь, бутылочку.Узнает близких людей, себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 минут.Реагирует на музыку. Точно поворачивает голову на звук. Различает родных по голосам.Смеется громко и заливисто. Отвечает на улыбку. Требует внимания взрослых.Активно гулит. В речи появляются первые слоговые цепочки.Действия становятся целенаправленными и осознанными. Понимает простые причинно-следственные связи. Интересуется всем новым.
5Делает попытки сесть. Лежа на животе, упирается ладошками прямых рук. Изучает предметы ощупыванием, тянет их в рот.Отличает родных от чужих. Следит за предметом до 15 мин.Различает речь по интонациям. На звук поворачивается всем телом.Требует общения, привлекает к себе внимание. Интересуется другими детьми.Гуление певучее, протяжное.Интересуется предметами, удаленными до 1 м, а также разными частями своего тела.
6Переворачивается с живота на спину. Ползает на животе. Стоит при поддержке. Достает и хватает предметы, перекладывает их в руках. Держит бутылочку.Зрение становится острее – малыш различает мелкие предметы.Слух совершенствуется. Кроха слышит даже тихие звуки: шепот, шорохи.Испытывает любовь к родителям, ждет от них похвалы, любви и поддержки.Гуление переходит в лепет. Малыш повторяет до 40 слоговых вариаций.Ставит перед собой простые цели и понимает пути их решения (чтобы взять игрушку, нужно отодвинуть коробку).

На пути к первому юбилею

Вот сколько всего умеет делать ребенок в полгода. В следующем полугодии его навыки развиваются еще более стремительно. Из грудничка малыш быстро превращается в «ползунка», а затем и в «ходунка».

Возраст (мес.)ДвиженияУменияЭмоцииРечьИнтеллект
7Сидит без опоры, может перевернуться на живот и обратно. Ползает на четвереньках. Любит бросать предметы. Перекладывает их в руках, стучит ими по поверхностям.Пьет из чашечки в руках взрослого, хорошо кушает с ложечки. Подолгу может «мусолить» сухарик, баранку.Хочет быть центром внимания. Но теперь – для совместных игр.Активно лепечет. Произносит четкие сочетания слогов («ба-ба», «да-да», «ма-ма»)Понимает простые причинно-следственные связи (смотрит, куда упадет брошенная игрушка, ищет глазами дверь на кухню, когда голоден)
8Поднимается на ножки по опоре. При поддержке переступает ножками. Активно ползает. Уверенно сидит.Тянет руки к своим вещам, узнавая их. Держит в руке и ест хлеб.Начинает бояться незнакомцев, боится потерять близкого человека из поля зрения.Слогов и слогосочетаний в лепете становится все больше.Начинает все вокруг исследовать и изучать (особенно устройство игрушек). Ищет выпавшую из рук игрушку.
9Держится за опору одной рукой, переступая, хватаясь свободной рукой за игрушку или другую опору. Подолгу сидит и ползает.Пьет из чашки в руках взрослого, придерживая ее руками. Может держать ложку. Не хочет отдавать предмет из рук. Готов приучаться к горшку.Испытывает множество эмоций (страх, удивление, радость, гнев). Стремится увлечь взрослых своими играми.Появляются первые указательные «слова». Понимает просьбы и запреты.Отделяет себя от взрослого, считает себя самым главным. Развивается память.
10Может стоять без опоры или поддержки. Передвигается по опоре или толкая стул.Катает мячик, собирает пирамидку, возит машинку. Поднимает упавший предметПоявляется чувство юмора. Любит играть в прятки. Расстраивается, услышав запрет. Контактирует с другими малышами.Повторяет за взрослыми слоги. Может произносить первые слова (мама, дай, там)Развиваются все ощущения: становятся острее зрение, слух, вкус, обоняние, тактильное восприятие. Улучшается память.
11Уверенно стоит без опоры, расставив ножки, удерживая равновесие руками. Ходит с поддержкой.При захвате предмета, игрушки раскрывает ладошку соответственно его размерам, показывает пальчиком туда, где его что-то заинтересовало. Может набирать еду ложкой.Понимает, что взрослыми можно манипулировать, и пытается делать это. Может кивком головы обозначить «да» или «нет».Знает несколько простых слов, может повторять новые за родителямиНастойчиво добивается цели, многократно повторяя действие. Появляются признаки сюжетности в игре с игрушками (кормит куклу, укачивает мишку, перевозит груз на машине). Осмысливает всю получаемую информацию.
12Самостоятельно приседает, наклоняется за игрушкой. Преодолевает ступеньки приставным шагом. Проходит сам несколько метров.Самостоятельно пьет из чашки, может пользоваться ложкой.Испытывает кризис первого года жизни, связанный с «отделением от взрослых» из-за освоения навыка ходьбы. Становится капризным и непослушным.Может произносить несколько простых слов и несколько подражательных. Понимает, о чем речь, даже если не видит предмет.Начинает понимать обобщающие категории предметов (мебель, транспорт, пища) или игрушек (мячи, машины, кубики, куклы). Начало формирования произвольного внимания.

Следим за развитием ребенка сами

С помощью подобных таблиц мамы могут с легкостью выяснить, все ли из того, что уже должен уметь, освоил их ребенок. Есть другой вариант такой работы: можно самостоятельно начертить такую таблицу на большом листе бумаги и отмечать крестиком или галочкой время, когда у ребенка обнаруживается очередной навык.

Кстати, совсем не обязательно копировать все колонки как есть. Мама может добавить в таблицу пункты, которые сама хочет отслеживать. Например, могут появиться графы «тактильные ощущения» или «социальный опыт», в графе «речь» можно различать активную (произносимые слова) и пассивную (понимаемые слова), к физическиму развитию добавить отдельно мелкую и крупную моторику, координацию, появление зубов. А графу «интеллект» можно разбить более подробно, добавив такие понятия, как «внимание», «память», «логика», «мышление».

К тому же, каждую графу можно раздробить на части: начало освоения навыка, овладение навыком, уверенное овладение.

Показав своему педиатру такую таблицу на приеме, родители помогут ему значительно быстрее и точнее сделать заключение об уровне развития ребенка на конкретном этапе. Особенно если их что-то тревожит и они хотят развеять свои сомнения или своевременно обнаружить проблему.

А иногда доктора сами просят родителей вести такие записи, если возникают какие-то сомнения или подозрения в отклонениях от норм. Часто бывает, например, что малыш немного отстал, потому что в этом месяце сильно болел и ослаб. Но он догонит сверстников, если нет других нарушений. А вот ребенок, который отстает от норм от этапа к этапу, требует более пристального внимания.

Известные педиатры Марта и Уильям Сирс настоятельно рекомендуют вести такие таблицы. Но что примечательно, они советуют сравнивать в них развитие ребенка не с нормами или развитием окружающих детей, а с достижениями самого малыша, только на предыдущем этапе. Если развитие ребенка прогрессирует от месяца к месяцу, но оказывается чуть ниже общепринятого – это его индивидуальный темп развития. Главное, чтобы малыш прошел последовательно все этапы.

Сохраняйте такие таблицы на память. Когда дети подрастают, им становится любопытно, какими они были в детстве. Мама сможет без труда рассказать ребенку об этом, основываясь на данных такой таблицы, даже если сама уже что-то забыла. Ей и самой будет интересно вспомнить, как развивался малыш в том возрасте.

Таблица развития ребенка – отличный и удобный наглядный способ четко отследить темпы развития маленького человека. Попробовав однажды ими пользоваться, родители быстро оценят их пользу. К тому же, они станут прекрасной памятью о том, как ребенок прожил первый год своей жизни.

Психология воспитания ребенка от рождения до года

С какого возраста лучше всего начинать воспитание ребенка? Большинство современных воспитателей и психологов единодушны во мнении: этот процесс начинается задолго до рождения ребенка. Именно поэтому задача родителей – с самого раннего возраста внимательно следить за ходом его процесса. Психология ребенка от момента рождения до года и будет предметом нашего сегодняшнего изучения.

Не является исключением и ранний возраст. Несмотря на то, что согласно распространенному заблуждению, младенцы еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события, на самом деле они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям.

Уже к первому году жизни он прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него. происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств. Именно поэтому воспитание ребенка до одного года является задачей не менее важной, чем соблюдение режима питания, соблюдение правил гигиены и т.д.

Календарь развития малыша от 0 до 12 месяцев

Возрастной период от рождения до года психология условно подразделяет на четыре основных периода.

Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев

Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.

Новорожденный малыш большую часть времени спит

Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности. Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией. Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения. Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке). Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности.

Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать

Приучение детей к режимным моментам выражается, главным образом в том, что их приучают спать, просыпаться, принимать пищу в специально отведенное для этого время.

Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких.

Читайте также:  Ходунки от А до Я: от выбора до сравнения фирм

Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка.

Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.

Игрушки для младенца должны быть безопасными

К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:

  1. Способность держать головку.
  2. Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
  3. Активно реагировать на свет, звук.
  4. Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
  5. Засыпать самостоятельно и без пустышки.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.

Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Например, выводя ребенка на прогулку, нужно акцентировать его внимание на пении птиц, звук журчащего ручья или шелест листьев и трав. А дома – включать ему музыку различных стилей и жанров.

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.

Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

  1. Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
  2. Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
  3. Фигурки животных, растений и т.д.
  4. Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым. Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира. В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.

Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Когда интерес детей к окружающему миру растет, очень важно сделать все возможное, чтобы познавательная активность не угасала, а лишь возрастала со временем.

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира. Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.

Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, развивающие подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно приучить к горшку и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры. Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике. Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.

В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Приучение ребенка к ограничениям и запретам – еще один важный воспитательный момент, который предполагает психология этого возраста.

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.

Развивающие игрушки для малышей

Развивающие игровые комплексы позволяют не только как следует развить навыки мелкой моторики, но также позволяют ребенку запомнить, а позднее и применять на практике формы ролевого поведения.

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года

Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики. Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь. Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.

Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.

Малыш 11 месяцев может длительное время играть один

Когда ребенок усваивает даже простейшие функции и свойства предметов, можно приступать к развитию способностей выделять ключевые признаки предметов и классифицировать их по тем или иным свойствам.

В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им. Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям. Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной.

Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.

Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир

Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.

Для развития мышления, формирования представлений детей о части и целом, можно предложить собирать и разбирать конструкции из кубиков, пирамидки, подбирая элементы по размеру, цвету и форме.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?

Тесный контакт с мамой – главное условие полноценного развития

  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

Как правильно развивать ребенка до года по месяцам?

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь раннем развитии. Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой Глена Домана, и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия Марии Монтессори не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу. Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Самое главное, без чего нет никакого развития при самом великолепном уходе – это эмоциональный контакт младенца с близкими людьми, а, самое главное, с матерью. Читайте также «Первые месяцы жизни ребенка и самочувствие мамы».

Если вам понравилась эта статья, приглашаю вас поделиться ею с вашими друзьями в социальных сетях. Подписывайтесь на обновления моего блога, и вы узнаете много интересного.

Календарь развития ребенка до года по месяцам

Развитие ребенка в первый месяц

У ребенка несколько основных рефлексов: “подошвенный”: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; “сосательный”: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать cосательные движения; “хватательный”: Если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.

  • Ребенок удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
  • Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
  • Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
  • Реагировует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;
  • К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
  • Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке
  • Кулачки крепко сжаты. Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить
  • Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя
Читайте также:  Почему новорождённый плачет перед мочеиспусканием: список всех причин и методы эффективной помощи

Развитие ребенка во второй месяц

  • Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку;
  • Провожать взглядом предмет (прямо перед ним);
  • Издавать звуки (агукать).
  • Лежа на животе, поднимать голову на 45°;
  • В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно
  • Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
  • Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
  • Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
  • Может успокоиться сосанием
  • Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека
  • Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик младенец сосредоточенно его сосет

Развитие ребенка в третий месяц

  • Смеется вслух;
  • Капризничает и хнычет, протестующе кричит;
  • Гулит в ответ на звуки
  • Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
  • Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;
  • Захватывает игрушку и тянет ее в рот;
  • На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок;
  • Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
  • Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны
  • Находит источник звука и света
  • Ручки к уже вполне разворачивают кулачки
  • Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног
  • Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными
  • Подтягивает свое тело, когда его берут на руки
  • Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.

Развитие ребенка в четвертый месяц

  • Узнает маму и предпочитает ей всем остальным;
  • Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать
  • Произносит первые слоги;
  • Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот
  • Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими
  • Приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
  • Лежа на животе, поднимает голову на 90°;
  • Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
  • При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
  • В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
  • Громко смеется,
  • Визжит от восторга
  • Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит
  • Переворачивается (в одну или обе сторону);
  • Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке
  • Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему
  • Смеется, когда его щекочут
  • Затихает, когда слышит музыку

Развитие ребенка в пятый месяц

  • Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо
    Кувыркается, раскачивается и сгибается
    Подтягивается на руках, пытаясь сесть
    Сосет пальцы на ногах
    Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы
    Играет с погремушкой, вложенной ему в руку
    Умеет держать бутылочку одной или двумя руками
    С удовольствием рассматривает лица на картинках
    Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам
    Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку
    Различает знакомых и незнакомых людей
    Любит играть во время еды
    Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м)
    Осматривается в незнакомой обстановке
    Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет

Развитие ребенка в шестой месяц

  • Пытается ползти на животе
    Поворачивается и наклоняется в любых направлениях
    Перекатываясь со спины на бок
    Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку
    Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
    Может сидеть сам, с поддержкой короткое время
    Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия
    Любит играть едой
    Перекладывает предметы из одной емкости в другую
    Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку
    Внимательно вслушивается в речь
    Откликается на свое имя
    Издает самые разнообразные звуки
    У него могут резко меняться настроение и эмоции
    Долго и тщательно изучает предметы
    Находит взглядом предметы, о которых вы говорите
    Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н)
    Может сравнивать два предмета

Развитие ребенка в седьмой месяц

  • Ребенок становится более подвижным.
    Совершенствуется умение сидеть.
    Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
    Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках
    Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые – ползают задом.
    Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
    Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
    Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга
    Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта
    Гладит свое отражение в зеркале
    Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
    Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки “да”, “па”, “ма”, “та”, “ба”.

Развитие ребенка в восьмой месяц

  • У малыша проявляется повышенный интерес ко всему
    Ребенок ползает
    Он любит играться сидя, но иногда “заваливается” на бочок
    Может долго играться с предметами
    Привязан к родителям, остерегается посторонних
    Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать
    Осознано говорит «мама» и «папа»
    Ползает с игрушкой в руке
    Встает у опоры
    Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо
    Хлопает в ладоши и машет руками
    Гладит и целует свое отражение в зеркале
    Все пробует на вкус

Развитие ребенка в девятый месяц

  • Хлопает в ладоши и стучит предметами
    Поднимает и играет двумя предметами одновременно
    Может листать толстые страницы картонной книжки
    Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками
    Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа
    Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
    Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
    Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает
    Может разворачиваться, когда ползает
    Сует пальчики во все дырочки;
    Может научиться защищать себя и свои игрушки
    Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
    Имитирует различные звуки
    Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят
    Находит игрушку, спрятанную у него на глазах
    Выполняет простые просьбы

Развитие ребенка в десятый месяц

  • Может вставать у опоры
    Ходит, держась обеими руками
    Садится из положения стоя
    Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться
    Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает»
    Может унести два мелких предмета в одной руке
    Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела
    Обожает играть с водой
    Подражает жестам, выражениям лица, звукам
    Боится незнакомых мест
    Любит подражать действиям других
    Понимает и выполняет некоторые просьбы
    Открывает ящики и исследует их содержимое
    Любит помещать предметы друг в друга

Развитие ребенка в одиннадцатый месяц

  • Самостоятельно садиться из положения на животе;
    Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев
    Понимать слово “нельзя”.
    Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
    Ходить, держась за мебель;
    Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
    Короткое время стоять без посторонней помощи;
    Отчетливо произносить “папа” или “мама”, “дай”;
    Выражать свои желания другим способом, кроме плача;
    “Играть в мячик” (катить вам мяч обратно);
    Пить из чашки без посторонней помощи;
    Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
    Произносить 3 (или больше) слова, кроме “мама” или “папа”;
    Отвечать жестом на короткую команду (“дай это мне” – протягивать руку);

Развитие ребенка в двенадцатый месяц

  • Самостоятельно стоит
    Самостоятельно ходит
    Встает из положения сидя на корточках
    Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
    Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков
    Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам
    Начинает капризничать
    Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности
    Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили
    Начинает проявлять чувство юмора
    Откусывает, жует твердую пищу;
    Пользуется ложкой и чашкой
    Понимает почти все из того, что ему говорят
    Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов
    Узнает животных на картинках
    Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал
    Проявляет самостоятельность.

Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни больше никогда он не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют. Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.

Таблица развития ребенка до года по месяцам

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в 5 месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Таблица развития ребенка до года

1 месяц

  • прибавка в весе 600 г, в росте 3 см;
  • кроха учится жить вне организма матери;
  • примерно 70% времени новорожденный проводит во сне;
  • движения ребенка в 1 месяц еще не скоординированные, поэтому во время бодрствования он постоянно хаотично машет ножками и ручками;
  • при резком громком звуке он моргает и вздрагивает;
  • к концу 3-й недели жизни может ненадолго удерживать взгляд на ярком предмете или лице взрослого;
  • к концу 4-й недели жизни пытается приподнять головку и удерживать ее на несколько секунд лежа на животе.

2 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

3 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 2,5 см;
  • осмысленно улыбается и громко хохочет;
  • трехмесячный малыш узнает родителей по голосу и зрительно;
  • отвечает гулением;
  • движения рук становятся целесообразными и сознательными;
  • начинает сосать свой кулачек или пальчик;
  • все предметы, попавшие в руки, тянет в рот;
  • лежа на животике может приподняться на локти и удерживать голову в течение нескольких минут;
  • крутит головой во все стороны;
  • переворачивается со спинки на бочок;
  • при поддержке за подмышки, будет упираться ногами в твердую поверхность;
  • поворачивает головку в сторону источника звука;
  • исследует при помощи рук свое лицо, лицо и волосы взрослого.

4 месяц

  • прибавка в весе 750 г, в росте 2,5 см;
  • прекрасно узнает маму, предпочитая ее всем остальным (плачет, когда она исчезает из поля зрения);
  • переворачивается со спины на живот;
  • ребенок уверенно держит голову в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивая ее в разные стороны;
  • осмысленно захватывает игрушку одной или двумя руками и тут же тянет ее в рот;
  • может держать некоторое время игрушку в руке и трясти ей;
  • лежа на спине приподнимает голову;
  • предпочитает играть с любимой игрушкой, отвергая другие;
  • ребенок в 4 месяца может испытать страх, радость, разочарование, любопытство;
  • визжит, машет ручками и ножками от восторга;
  • затихает, когда начинает играть музыка;
  • улыбается своему отражению в зеркале;
  • отличает знакомого человека от чужого;
  • к концу этого периода жизни кроха начинает произносить свои первые слоги: «па», «ма», «ба».

5 месяц

  • прибавка в весе 700 г, в росте 2 см;
  • неосознанно произносит первые слова: «мама», «баба»;
  • лежа на спинке пытается сесть, подтягивая голову и ручки вперед;
  • ощупывает, хватает, тянет к себе, бросает предметы и наблюдает как они падают;
  • длительно играет с любимой игрушкой, перекладывая ее из одной руки в другую, трясет ее, пробует на вкус;
  • может держать бутылочку ручками;
  • играет в игру «ку-ку»;
  • пятимесячный ребенок прекрасно различает знакомых ему и незнакомых людей;
  • у многих детей в этом возрасте начинают прорезываться зубки.

6 месяц

  • прибавка в весе 650 г, в росте 2 см;
  • ребенок в 6 месяцев меньше спит и длительное время бодрствует;
  • делает первые попытки ползти на животе, отталкиваясь ножками;
  • пытается сидеть;
  • хорошо переворачивается со спины на живот, бочок и обратно;
  • постоянно играет с игрушками;
  • может перекладывать маленькие предметы из одной емкости в другую;
  • откликается на свое имя;
  • постоянно издает разнообразные звуки;
  • повторяет за взрослыми произношение некоторых звуков: «а», «у», «ма-ма»;
  • подражает взрослым: чихает, смеется.

7 месяц

  • прибавка в весе 600 г, в росте 2 см;
  • семимесячный ребенок становится более подвижным, теперь его нельзя оставлять без присмотра;
  • постоянно переворачивается, крутится вокруг своей оси;
  • уверенно сидит, держа спинку прямо;
  • делает первые попытки вставать у опоры;
  • некоторые малыши делают попытки передвигаться у опоры;
  • может показать пальчиком, где кошка, а где собака;
  • длительно играет с игрушками, умеет нажимать на кнопки, музыкальной игрушки, чтобы послушать музыку или звук;
  • прекрасно различает папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку и других членов семьи, постоянно контактирующих с ним;
  • ребенок становится на четвереньки и раскачивается вперед назад;
  • начинает ползать или же ползание совершенствуется;
  • любит рассматривать свое отражение в зеркале, общается, гладит ручками;
  • понимает слово «нельзя»;
  • постоянно лепечет, визжит, произносит различные слоги и звуки;
  • появляются в речи новые слоги: «дай-дай», «та-та», «да-да», «на-на».

8 месяц

  • прибавка в весе 550 г, в росте 2 см;
  • ребенок в 8 месяцев активно ползает, изучая все вокруг;
  • умеет вынимать/вкладывать мелкие предметы из емкости;
  • может открывать крышки коробок;
  • уверенно стоит у опоры, держась одной рукой;
  • машет ручкой «пока-пока», играет в игру «ладушки»;
  • любит исследовать лицо, волосы, мамы, нравиться играть с ее бусами;
  • понимает и может выполнить простые просьбы взрослого, например, «дай руку»;
  • любит наблюдать за играющими детьми на улице, проезжающими машинами.

9 месяц

  • прибавка в весе 500 г, в росте 1,5 см;
  • поднимает два предмета, может играть с ними одновременно;
  • стучит игрушками или предметами о поверхность;
  • хлопает в ладоши;
  • листает толстые страницы детской книги;
  • большие предметы берет двумя руками, а маленькие пальчиками;
  • может сесть из положения лежа и лечь из положения сидя;
  • приседает и ритмично прыгает у опоры;
  • танцует под музыку, держась у опоры;
  • самостоятельно садится, быстро ползает, встает и ходит у опоры;
  • показывает на игрушке где глазки, носик, ротик;
  • ребенок в 9 месяцев произносит много различных звуков;
  • может найти предмет, спрятанный у него на глазах;
  • выполняет простые просьбы взрослых: «дай игрушку», «дай руку».
Читайте также:  Масло туи при насморке у детей, инструкция: помощь малышу, подробные разъяснения по применению

10 месяц

  • прибавка в весе 450 г, в росте 1,5 см;
  • без особого труда встает у опоры;
  • ходит, держась за руки мамы;
  • может сесть из положения стоя;
  • танцует под музыку, раскачиваясь, притопывая и двигая попой;
  • повторяет жесты, звуки, выражения лица взрослых;
  • остерегается незнакомых людей и мест;
  • понимает простые просьбы и выполняет их;
  • открывает все дверцы и ящики в зоне досягаемости, вытаскивает из них все, что найдет;
  • любит играть с игрушками, которые можно помещать друг в друга;
  • некоторые десятимесячные дети начинают совершать свои первые шаги.

11 месяц

  • прибавка в весе 400 г, в росте 1,5 см;
  • ребенок в 11 месяцев прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда его выполняет;
  • может самостоятельно сеть из положения на животе;
  • подбирает очень маленькие предметы двумя пальчиками;
  • машет рукой «пока-пока»;
  • играет в «ку-ку», «ладушки»;
  • уверенно ходит, держась за предметы мебели, руки взрослого;
  • пытается ходить самостоятельно;
  • может недолго самостоятельно стоять;
  • отчетливо произносит; «мама», «баба», «папа», «дай»;
  • показывает пальчиком, что желает взять;
  • самостоятельно пьет из чашки или бутылочки;
  • постоянно произносит различные звуки.

12 месяц

  • прибавка в весе 350 г, в росте 1,5 см;
  • самостоятельно стоит;
  • ребенок в 1 год начинает ходить или умение ходить совершенствуется;
  • может встать из положения сидя на корточках;
  • знает применение некоторых предметов, например, молотка, телефона;
  • собирает пирамидку, строит небольшую башню;
  • капризничает, если что-то не нравится;
  • сильно привязан к матери, резко реагирует на ее уход;
  • может отказываться от нелюбимой пищи;
  • откусывает твердую пищу;
  • пользуется ложкой;
  • понимает почти все простые фразы, которые ему говорят родители: «пойдем гулять», «пошли кушать»;
  • осознанно говорит «мама», «папа», «ав-ав» (собака), «кис» (кошка), «баба»;
  • узнает и показывает животных на улице и картинках;
  • проявляет самостоятельность.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Календарь развития ребенка по месяцам до 1 года: основные этапы и нормативные показатели

Первый год для младенца является очень важным. В это время организм адаптируется к окружающему миру, формируется нервная и иммунная системы. От того, как пройдет этот период, зависит дальнейшее психическое, эмоциональное, физическое и умственное развитие. После появления на свет, младенец начинает быстро расти, прибавлять в весе, осваивать новые навыки.

Заботливые родители интересуются тем, как должно проходить развитие ребенка по месяцам.

Основные этапы развития новорожденных и грудных детей

С каждым месяцем, родители замечают определенные изменения в физическом и психоэмоциональном состоянии своего малыша. Педиатры утверждают, что развитие ребенка проходит поэтапно.

После рождения, младенец адаптируется к новым условиям жизни. Привыкнув к внешней среде, он начинает изучать окружающий мир. У него совершенствуется работа органов чувств и нервной системы, моторика.

Ребенок стремительно набирает вес. Его тело становится длиннее с каждым месяцем. Молодым родителям полезно знать, как проходит развитие младенца по месяцам. Это поможет им вовремя заметить отклонения и устранить их.

Основные этапы развития новорожденных и грудных детей:

  • первый (длится 0-30 дней);
  • второй (это период 2-4 месяцев);
  • третий (4-6 месяцев);
  • четвертый (длится с полугодовалого возраста до 8 месяцев);
  • пятый (8-10 месяцев);
  • шестой (10 месяцев – 1 год).

До месяца

Малышей до месяца называют новорожденными. На первом этапе развития детский организм приспосабливается к новым условиям жизни.

Ребенок адаптируется к внешней среде посредством таких врожденных рефлексов:

  • сосательного (сосет предметы, оказавшиеся во рту);
  • плавательного (если опустить ребенка в воду животом вниз, то он будет выполнять движения, напоминающие плавание);
  • хватательного (если прикоснуться к ладошке малыша, он сожмет пальцы в кулак);
  • поискового (при прикосновении к щеке младенец начинает искать грудь матери);
  • шагательного (если поставить ребенка на ноги, он станет выполнять движения, похожие на ходьбу).

Для периода новорожденности характерно следующее:

  • туловище находится в согнутом положении;
  • большую часть времени малыш спит (около 20 часов в сутки);
  • мышцы тела находятся в состоянии гипертонуса.

Малыш реагирует на громкие звуки, яркий свет и прочие негативные внешние факторы плачем. С крика начинается становление речи. Зрение месячного малыша развито плохо. Поэтому знакомство с внешним миром происходит через кожу. Первый опыт контакта ребенок получает, когда мать берет его на руки.

2 – 4 месяца

Этот этап развития педиатры называют «оживлением». У малыша наблюдается активизация работы органов чувств: улучшается зрение, обоняние, слух. Это позволяет начать познавать окружающий мир.

Продолжают совершенствоваться эмоциональные, психические, физические навыки. Малыш меньше спит, больше бодрствует, начинает интересоваться родными людьми, собой.

Ребенок долго способен рассматривать свои руки или игрушку. У него развивается трехмерное восприятие предметов. К концу этого этапа начинают угасать врожденные рефлексы: они трансформируются в осознанные действия. У ребенка появляется понимание подвижности мира. Это вызывает новые эмоции, стимулирует работу мозга.

4 – 6 месяцев

Младенец уже умеет уверенно держать голову и поворачивать ее в разные стороны. У ребенка начинает развиваться мелкая моторика, мышление. Малыш может сам брать погремушку и подолгу с ней играть. Активизируется работа нервной системы.

Ребенок начинает различать интонации в голосе, понимать эмоции взрослых. У детей появляется интерес к собственному отражению. Повышается двигательная активность. Младенец может сидеть непродолжительное время, делает первые попытки переворачивания с живота на спину.

Малыш уже отличает своих родителей от чужих людей. Но социальное развитие находится на низком уровне: незнакомые лица ребенка пугают. Грудничок продолжает осваивать эмоции: он может сердиться, грустить, смеяться.

6 – 8 месяцев

На этом этапе ребенок продолжает активно познавать мир. Совершенствуются умения, формируются новые навыки. Мышцы тела становятся более крепкими. Ребенок уже умеет долго сидеть с прямой спиной, вставать на ноги.

Он пытается делать первые шаги, начинает выражать просьбы. Легко и быстро ползает на четвереньках, может вставать на колени, переступать и стоять с поддержкой родителей.

Развивается мелкая моторика. Формируются и совершенствуются бытовые навыки: малыши учатся пить из чашки, есть из ложки (пока делают это с помощью родителей). Активно развивается интеллект. Дети начинают понимать последствия своих действий (если нажать на кнопку – раздастся писк, когда бросить погремушку – она упадет). Продолжается становление речи.

8 – 10 месяцев

На этом этапе продолжает развиваться крупная и мелкая моторика, мимика. Ребенок может самостоятельно сесть, активно пытается встать на ноги. У малыша формируются устойчивые связи (кушать – идти на кухню, гулять – на улицу).

Совершенствуется речь: малыш произносит первое осмысленное слово. Дети много времени бодрствуют: могут подолгу рассматривать разные игрушки, кидать их.

К девяти месяцам они уже хорошо различают предметы. Развиваются поисковые навыки. Малыши могут залазить на возвышенность (диван, кресло, стул). В этом возрасте происходят определенные изменения в органах чувств. Активно развивается мыслительная деятельность. Из-за избытка количества новой информации, дети могут становиться раздражительными.

Ребенок начинает проявлять свой характер (сопротивляется одеванию, купанию, даже если раньше переносил эти процедуры спокойно). У малыша улучшается память. Это способствует пополнению пассивного словарного запаса. Активно развивается мелкая моторика.

10 – 12 месяцев

На этом этапе продолжают совершенствоваться приобретенные навыки. Ребенок осознает причинно-следственные связи, учится делать выводы. Начинает играть осмысленно, совмещать различные предметы.

Малыши отличаются высокой степенью активности и повышенной эмоциональностью. Навыки движения развиты достаточно хорошо. Дети уже без помощи родителей встают на ноги, начинают ходить. Активно подражают движениям взрослых, копируют их мимику.

В этом возрасте малыши уже начинают осмысленно произносить односложные слова. Ребенок становится более самостоятельным. Он пытается сам надеть или снять одежду, пить из чашки, есть ложкой. Продолжает развиваться мышление.

Дети начинают осмысленно отвечать на вопросы, знают слова «нет», «да», «нельзя», могут утвердительно либо отрицательно махать головой. Груднички на данном этапе осваивают навыки вежливого общения. Они запоминают жесты «пока», «привет», охотно машут рукой. Малыши перенимают эмоциональное состояние родителей.

График правильного развития малыша по месяцам до года

Существует календарь развития новорожденных и грудных детей. Он имеет вид таблицы либо графика, описывающей те навыки, которыми овладевают малыши в определенном возрасте.

Подобная информация позволяет контролировать процесс становления ребенка. Доктора сравнивают фактические данные, полученные в ходе осмотра и обследования малыша, с эталонными, приведенными в календаре.

Таблица развития ребенка по месяцам до года приведена ниже.

Возраст в месяцахРазвитие грудничка
двигательноеречевоепсихическое
1делает попытки приподнимания головы, движения рук и ног хаотичнытихо гулитобращает внимание на игрушки, реагирует на внешние раздражающие факторы
2лучше координирует движения, удерживает голову около минуты, пытается перевернуться набокгулит, издает гласные звуки, прислушивается к своей «речи»удерживает взгляд на движущемся предмете, узнает родителей по запаху, осознанно улыбается
3держит голову около двух минут, пытается приподняться на локтях из позиции лежа на животегулит, начинает издавать согласные звукиищет источник звука (поворачивает голову в сторону возникновения шума); проявляет интерес к игрушкам; привлекает внимание родителей требовательным криком, плачем; изучает свои руки, тянет пальцы в рот; некоторые дети начинают смеяться
4не отрывает взгляд от движущегося предмета, поворачивается набок, пытается садитьсяначинает лепетать, появляются первые внятные слогиможет сам брать погремушку; отличает маму от других людей; реагирует на свое имя; различает голоса; играет с погремушками (пытается их ловить); появляются любимые игрушки; разглядывает свое отражение в зеркале; прислушивается к разным звукам
5переворачивается в разные стороны, пытается ползать «по-пластунски», поднимается на локти из положения лежа на животелепечет, произносит слоги «ма», «ба», «па»боится чужих людей, настораживается, когда слышит незнакомый голос, увлеченно рассматривает и ощупывает разные предметы
6ползает «по-пластунски», перекладывает предметы из одной руки в другую, пытается встать на коленииграет с громкостью голоса, произносит простые слоги, выговаривает согласные «з», «ф», «с»выражает эмоции (недовольство, радость), тянет руки ко всем интересующим его предметам, берет все в рот, просится на руки, знает особенности разных игрушек (пищалок, музыкальных каруселей)
7ползает вперед, передвигается на четвереньках, сидит с опорой, может удерживать в каждой руке по игрушкелепечет, выговаривает новые слоги («на», «та», «да»)различает интонацию речи, понимает слово «нет», узнает известные предметы, начинает подражать звукам, которые издают животные
8самостоятельно сидит, пытается передвигаться у опоры, активно ползаетлепечет, пытается повторять речь взрослых, начинает выговаривать простые слованачинает выражать настойчивость, удивление; хлопает в ладоши, машет ручкой; знает расположение комнат в той квартире, в которой живет; игры становятся более осмысленными; может выполнять простые просьбы родителей, показывает свои части тела
9стоит и ходит с опорой, активно передвигается по квартире, может разворачиваться и ползти в обратную сторону, пытается встать на ногиактивно лепечет, слова произносит со смысломпонимает простые просьбы взрослых, интересуется маленькими предметами, может мять и рвать бумагу, перелистывать страницы книги, стремится к активному общению с родителями, быстро запоминает названия новых предметов
10пытается ходить, садиться из положения стоя, активно ползает по квартирепроизносит простые словакопирует мимику взрослых; различает родных и чужих; стремится общаться и играть с другими детьми; появляется привязанность к часто встречающимся людям; понимает смысл игрушек (может катать машинку, собирать пирамидку, строить башню, кидать мяч)
11делает первые шаги, может пройти небольшое расстояние без опорывыражает желания словами «на», «дай», четко произносит «мама», «папа», «баба», увеличивается активный словарный запассопротивляется, когда из рук забирают интересующий предмет; легко возбуждается, быстро переходит от смеха к плачу; в новом месте настораживается, пугается незнакомых людей
12самостоятельно ходит, ложится, встает, приседает, поднимает игрушку, учится перешагивать через препятствиямного лепечет, осознанно выговаривает «баба», «папа», «мама»понимает, что говорят взрослые; реагирует на запреты, просьбы; наблюдает и комментирует все происходящее вокруг; в игре появляется сюжет (укладывает или расчесывает куклу, возит в машине мячик)

Сравнивая данные ребенка с теми, что указаны в таблице, родителям следует помнить, что все дети развиваются по-разному. Это зависит от того, в каких условиях они живут, как с ними занимаются. Недоношенные младенцы отстают в развитии от появившихся в срок малышей на 1-1,5 месяца.

Как помочь ребенку развиваться правильно с самого рождения?

Развитие ребенка во многом зависит от родителей: от того, сколько времени они уделяют малышу, как занимаются с ним. Важно создавать благоприятные условия для становления малыша, помогать ему в освоении полезных навыков. Развивать ребенка следует с самого рождения.

Педиатры дают такие рекомендации родителям:

  • часто общаться с малышом, изменяя тембр голоса. В разговоре стоит называть имя ребенка. Петь младенцу колыбельные, рассказывать стишки;
  • делать массаж, выполнять упражнения на фитболе. Это стимулирует физическое развитие, улучшает работу нервной системы;
  • когда младенец научится держать голову, стоит начать ходить с ним по квартире, дотрагиваться рукой до вещей, произнося одновременно их названия. Это закладывает базу для правильного становления речи;
  • развивать осязание. Например, прикасаться к животу, лицу, конечностям мягким перышком, помещать в ладошку небольшие предметы. Нужно регулярно обнимать и гладить малыша;
  • над кроваткой повесить карусель. Включать классическую музыку (Чайковского, Штрауса, Моцарта). Это развивает слух и хорошо влияет на психику;
  • повесить возле ребенка контрастные фотографии, яркие игрушки. Это будет благотворно влиять на развитие зрения. Каждые несколько дней предметы нужно менять для привлечения внимания;
  • кормящей матери следует постепенно вводить в рацион разные продукты. Это будет способствовать развитию вкусовых ощущений у ребенка.

Нормы роста и веса мальчиков и девочек до 1 года

Но нужно учитывать, что на физическое состояние ребенка влияют такие факторы:

  • срок появления на свет (вес и рост недоношенных детей меньше, чем у тех, что родились вовремя);
  • половая принадлежность (мальчики рождаются крупнее девочек).

Нормы параметров тела детей до года по месяцам приведены в таблице.

Возраст в месяцахРост, смВес, кгОкружность головы, смОкружность грудной клетки, см
девочкимальчикидевочкимальчикидевочкимальчикидевочкимальчики
49503,23,333,934,533,935,0
154554,24,436,537,336,036,3
257585,15,538,339,138,139,0
360615,86,339,540,540,041,3
462646,47,040,641,641,842,8
564666,97,541,542,643,044,3
666687,38,042,243,344,345,4
768707,78,342,844,045,046,4
869718,08,743,444,546,047,2
970728,39,043,845,046,747,9
1072738,59,244,245,447,348,3
1173758,89,444,645,847,748,7
1274769,09,744,946,147,749,0

Незначительные отклонения от нормы не должны сильно пугать родителей. Каждый ребенок индивидуален, на его рост и развитие влияет наследственный фактор. Большое значение имеет отношение и забота близких.

Причинами плохого набора массы тела и задержки в росте могут быть:

  • нерациональное, несбалансированное питание;
  • недоедание;
  • отсутствие режима;
  • наличие патологий (врожденных и приобретенных);
  • степень активности малыша.

Видео по теме

О развитии ребенка по месяцам до 1 года в видео:

Таким образом, развитие грудничков проходит поэтапно. С каждым месяцем наблюдаются определенные изменения в физическом и психическом состоянии малыша. Важно помочь ребенку развиваться правильно. Для этого родителям следует создавать определенные условия, уделять много внимания малышу, проводить обучающие занятия.

Ссылка на основную публикацию