Помощь ребёнку — правильное развитие фонематического слуха у детей 5-ти лет

5 способов развития фонематического слуха у детей 4-5 лет

Фонематический слух – это способность различать, дифференцировать и анализировать звуки речи на слух. Без фонематического слуха невозможно правильное развитие устной и письменной речи, становление звукопроизношение. Фонематический слух не развивается сам по себе, малыш не может сам им управлять. Более того, если ребенок не понимает верно характер того или иного звука, то он никогда не сможет правильно воспроизвести их ни письменно, ни устно.

Развитие фонематического слуха следует начинать не позднее 4 лет, к этому возрасту ребенок обычно осваивает все звуки речи, отличает их от неречевых. В 5 лет он может узнать заданный звук в речевом потоке и верно подобрать несколько слов, где тот стоит в начале. В 6 лет ребенок должен уметь правильно произносить все звуки и слова, вне зависимости от их слоговой структуры, определить расположение звуков, их высоту, тембр, различить сходные звуки. Обязательно покажите ребенка логопеду, даже если у него нет видимых проблем, чтобы специалист мог точно определить соответствие развитие фонематического слуха возрастной норме.

Зачем нужно развивать фонематический слух?

Плохой фонематический слух приводит к ряду серьезных последствий:

  1. Малыш постоянно путает звуки, неправильно их слышит и произносит, поэтому в большинстве случаев его высказывания непонятны окружающим.
  2. Такие дети с трудом читают – по слогам и даже по буквам, слоги и слова сливаются в единую кашу. Прочитанное плохо усваивается.
  3. В школе, когда начинается много письменных работ, малыш делает много ошибок из-за того, что он не может правильно соотнести звук и букву, проявляется дисграфия.

В начальных классах дети очень чувствительны к оценкам, боятся закрепления за ними статуса «неудачника», «двоечника», «тупого», который будет с ними практически до окончания школы. Это серьезное испытание для детской психики. Поэтому к развитию фонематического слуха следует подходить ответственно. Многое можно сделать дома, во время повседневных занятий с ребенком.

Учимся различать неречевые звуки

Для упражнений вам потребуются детские музыкальные инструменты – например, дудочка, ксилофон, барабан, а также несколько пустых коробочек. Скорее всего, они уже есть в вашем ящике с игрушками и кухонном шкафу.

  • Дайте послушать малышу, как звучат различные инструменты – подуйте вместе в дудочку, постучите в колокольчик, по барабану или по ксилофону. Убедитесь, что он запомнил. А теперь сыграйте в угадайку: завяжите малышу глазки и попросите угадать, на каком инструменте вы только что сыграли, с какой стороны вы стоите.
  • Можно усложнить задачу: при звучании определенного инструмента малыш должен выполнить то или иное действие. Естественно, инструмент он видеть не должен.
  • Насыпьте в отдельные коробочки фасоль, крупу, камушки, пуговицы и т. п. Нужно дать ребенку с завязанными глазами послушать, как гремит одна из них, а затем попросить его найти ее среди других.
  • Послушайте вместе, что происходит вокруг: пылесосит бабушка, поют птицы, жарится котлетка на сковородке, моют посуду… Пусть малыш попробует определить по звуку, что делают в квартире.

Учимся различать высоту и силу звука

Здесь на помощь приходят игры, которые хорошо знакомы малышу и вам.

  • Жмурки – ребенок с завязанными глазами должен найти вас, ориентируясь на хлопки или звон колокольчика.
  • Танцы – под тихую музыку танцуем медленно, плавно, а под громкую – быстро.
  • Предложите нарисовать звук: например, при долгом звуке он должен изобразить длинную палочку, если звук короткий – короткую, и т. д. Здесь удобнее всего взять дудочку.

Учимся различать звуки и слова, близкие по звучанию

Для игры вам понадобятся разные картинки – можно купить специальный набор или взять их из детского лото, вырезать из журнала.

  • Разложите несколько картинок. Попросите ребенка громко похлопать вам, когда вы назовете изображение правильно, например, коска – кожка – кошка. Поменяйтесь ролями.
  • Карточкам можно найти и другое применение: произносите похожие слова типа рак – мак, коза – коса, мышка – мишка и т.д. Ребенок должен найти и показать вам нужные рисунки.
  • Наверняка, ваш ребенок знает немало стихов. Читайте их вслух и намеренно сделайте в конце паузу или ошибку, заменив слово на похожее. Ребенок обязательно вас исправит.

Учимся различать слоги и определять длину слов

  • Пропойте несколько одинаковых слогов и добавьте в конце слог с другим звуком, лучше всего, парным, например: га-га-га-ка, па-па-па-ба и т. д. Пусть малыш скажет, какой слог здесь лишний.
  • Объясните, как образуются слоги. Вместе посчитайте, сколько слогов в медленно проговариваемом слове, отмечая каждый слог условным знаком: звоном колокольчика, хлопком, стуком и т. д.
  • Попросите малыша повторять за вами слоги с похожими звуками: ши-жи-щи, си-зи-си, во-фо-во и т. д., при этом он не должен видеть, как вы произносите звуки. Стройте цепочку дальше, пока ребенок не собьется.

Учимся различать фонемы и развиваем способности к анализу и синтезу

  1. Хорошая игра – подобрать слова на определенную букву. Задайте вопрос: «Сколько цветов ты знаешь на букву Р?», «Какие у тебя есть игрушки на букву Н?», «Сколько есть животных в зоопарке на букву С?» и т. д.
  2. Игра в города. Вряд ли, малыш 4-5 лет знает достаточное количество городов, а вот словарный запас у него уже приличный. Принцип тот же: слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего.
  3. Назовите несколько слов, где есть один и тот же звук, например, Чашка – тоЧка – мяЧ. Ребенок должен назвать этот звук. Игру можно усложнить: задайте вопрос, где этот звук в начале, а где середине? в конце?
  4. Разложите карточки, ребенок должен выбрать из них те рисунки, в названиях которых звуки стоят либо в начале слова, либо в конце, либо в середине: Ракета, гРиб, тигР и т. д.
  5. Расскажите сказку, в которой все слова спрятала в замке колдунья, и слова теперь не знают, из каких звуков они состоят. Малыш должен их расколдовать. Называйте отдельные звуки, например, Р – О – 3- А, освобожденное слово: роза.

Немного о кубиках Зайцева

Среди родителей очень популярны кубики Зайцева, занятия по ним предлагают многие центры раннего развития. Кубики различаются по цвету и звучанию, на их грани нанесены готовые склады (а не слоги, не звуки и фонемы!). Принято считать, что это наиболее простой и эффективный способ для ребенка научиться читать и освоить звуки родного языка, так как абстрактные понятия обретают ясную для восприятия материальную форму. Читать ребенок научится действительно быстро. Но, по мнению специалистов, кубики Зайцева никак не развивают фонематический слух, наоборот, значительно его ухудшают.

В школе у ребенка начинаются серьезные проблемы с русским языком, он с огромным трудом осваивает орфографические правила, морфемный, слоговый состав слова, плохо запоминает слова-исключения, так как не может правильно соотнести букву и фонему, он изначально привык читать «по кубикам». Поэтому выбирайте развивающие занятия с осторожностью и не поддавайтесь рекламе.

Как видите, игры для развития фонематического слуха простые и веселые, и дети занимаются с большим удовольствием. Упражнения не требуют много времени и дорогостоящего оборудования, их можно выполнять дома, на улице, в дороге, в очереди, а результаты дают отличные. Хороший фонематический слух – залог успешного обучения в школе!

Играя, развиваем! Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет с помощью игр

Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям. В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.

Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
  3. различение близких по звуковому составу слов;
  4. различение слогов;
  5. различение фонем.

В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.

I. Узнавание неречевых звуков.

1. Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.

1. Игра «Узнай по голосу».

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

2. Игра «Эхо».

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

3. Игра «Скажи, как я».

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

III. Различение близких по звуковому составу слов.

1. Игра «Светофорик».

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, , и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

2. Игра «Хлопни – топни».

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка

Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

3. Игра «Исправь ошибку».

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

4. Упражнение «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша

5. Игра «Доскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).

Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).

Би – би – би – гудит машина
– Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

Читайте также:  Аллергия на щеках у ребёнка чем лечить: эффективные методы и выяснения причин

IV. Различение слогов.

1. Игра «Повторюшки».

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

  • со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
  • с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
  • с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
  • с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
  • с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
  • с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

2. Игра «Сигнальщик».

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

3. Упражнение «Простукай слово».

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V. Различение фонем.

Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

1. Игра «Поймай звук».

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).

2. Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

3. Упражнение «Повторялки».

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.

Играть в предлагаемые игры можно с детьми с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и полного отсутствия фонематического слуха до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.

Гладышева Инна Валерьевна,
уучитель-логопед высшей кв. категории,
МБДОУ д/с № 17 комбинированного вида,
г. Лысково Нижегородской области

Развитие фонематического слуха у детей 4-5-6 лет

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.

Хорошая новость — на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.

Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты и тембра произносимых звуков;
  • различение в речи слов, близких по своему звучанию;
  • определение длины слова и количества слогов;
  • правильное определение фонем в слове.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  1. «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  2. «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
  3. «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  4. Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза

  1. Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
  2. Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
  3. «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
  4. Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР, матРос.
  5. «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).

Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека по логопедии на тему

Консультация и картотека игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
033416razvitie_fonem_konsultaciya.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.

Причинами нарушения фонематического слуха у дошкольников являются:

1) недостаточная функциональная активность левой височной доли головного мозга,

2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).

Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. В собственной же речи данной категории детей наблюдается обилие литеральных парафазий, в некоторых случаях выявляются морфемные аграмматизмы.

Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к

недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

Фонематический слух и фонетический слух ( они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;
  2. местоположение звуков в слове;
  3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.

Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза.

Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.

Игровые упражнения, направленные на развитие

фонематического слуха у детей .

1 этап. Игры на узнавание и различение неречевых звуков.

1.Игра «Покажи, что звучит» . Логопед приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

2.Игра «Повтори за мной». Ребенок вслед за логопедом должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие звуковых сигналов осуществляется на слух.

3.Игра «Самый , внимательный». По инструкции логопеда дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук шарманки — развести их в стороны.

4.Игра «Узнай по звуку». Логопед предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услышали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т.п.). Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде логопеда («день») открывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.

2 этап. Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз .

При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

1.Игра «Волк и зайцы». Один ребенок — «волк», остальные — «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети (« зайцы ») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках — спокойно играют, при усилении громкости — настораживаются (останавливаются), при громких звуках — разбегаются.

2.Игра «Найди мишку». Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).

3.Игра «Близко — далеко». Логопед включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).

4.Игра «Тишина». Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать (нарисовать), что они услышали.

5. Игра «Коробочки гремят». Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.

Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.

6.Игра «Покажи звук». Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена короткая полоска, на другой — длинная. Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.

7.Игра «Нарисуй звук». Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому — короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

Различение высоты звука отрабатывается в упражнениях, первоначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровождающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий» — «низкий» звук, «звучит высоко» — «звучит низко». Например, логопед, демонстрируя на детских музыкальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металлофоне, барабане, свистке т.п.) высокие и низкие звуки, сравнивает их звучания с лесенкой, высокими и низкими предметами, голосами и движениями взрослых животных и их детенышей.

8.Игра «Высоко — низко». Дети идут по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки — приседают.

9.Игра «Угадай звук». Перед каждым ребенком на столе лежат по две игрушки: одна звучит низко, другая — высоко (барабан и игрушка, издающая писк; погремушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.). По словесной команде логопеда («Высокий звук» или «Низкий звук») дети выбирают подходящую игрушку и проверяют себя, воспроизводя звучание.

10.Игра «Похожие звуки». На доске выставляют ряд картинок, на которых изображены животные, птицы, различные предметы (картинок больше, чем последующих звучаний). Дети называют предметы на картинках. Логопед просит их внимательно прослушать звучания (высокие и низкие), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.

11.Игра «Собака и щенок». Дети прослушивают аудиозапись голосов взрослой собаки и щенка, соотнося звучания их с изображениями животных. После этого логопед сообщает, что собака и щенок хотят прийти в гости и известят о своем приходе голосом. Дети, ориентируясь на высоту звуков, должны определить, кто первым пришел, а кто — следующим: щенок или собака.

12. Игра “Три медведя”. На доске выставляются картинки с изображением трёх медведей ( медведя, медведицы и медвежонка) Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

13.Игра “Узнай по голосу”. Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

14.Игра «Угадай, кто позвал». Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!») , а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.

Определение количества звучаний и звучащих предметов осуществляется в процессе подсчета:

  • последовательных однородных сигналов;
  • последовательных контрастных сигналов;
  • предметов, последовательно воспроизводящих контрастные звучания;
  • предметов, одновременно воспроизводящих контрастные звучания.

Вначале используются звуки, воспроизводимые натуральными предметами, затем — аудиозаписи. Количество звуков и звучащих предметов, подсчитывается детьми с помощью символов (палочек, фишек и т.п.). Задания нужно предъявлять в игровой форме.

15.Игра «Один — два». Логопед договаривается с двумя детьми о том, что на один сигнал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигнала — два ребёнка. После этого дети садятся спиной к логопеду и встают по условленному сигналу.

16.Игра «Мишка». Логопед показывает детям плюшевого медвежонка и говорит :«Мишка пришел к нам в гости и хочет поиграть. Он очень капризный и часто топает ногами. Когда мишка будет топать, посчитайте, сколько раз он топнул. Скажите, сколько раз топнул мишка?»

17.Игра «Ворона». Логопед сообщает детям, что утром в детском саду была гостья. Она оставила свою «фотографию» (дети по изображению узнают ворону) и «подарок» (аудиокассету). Предлагается прослушать «подарок» (аудиозапись голоса вороны). После прослушивания дети пробуют отгадать, что «сказала» ворона. При этом соотносится количество услышанных звучаний («кар») с количеством слов в предложениях, составляемых детьми.

18.Игра «Сколько звуков?» Дети прослушивают аудиозаписи различных звуков (голоса животных, птиц, шумы) и определяют их число.

19.Игра «Сколько предметов?» Логопед одновременно воспроизводит звучания 2-3 предметов, имеющих контрастные звучания (например, свистка и погремушки; бубна, пищалки и свистка). При этом зрительное восприятие детьми звучащих предметов исключается. Дети определяют число звучащих предметов.

Развитие неречевого слуха включает работу по активизации пространственного слуха. Тренировочные упражнения направлены на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.

20.Игра «Покажи, где звук». Посередине кабинета становится ребенок, которому завязывают глаза. Он — «водящий». Остальные дети делятся на две команды и становятся спереди и сзади (или справа и слева) от водящего. По знаку логопеда одна из команд приводит в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление источника звуков.

21.Игра «Круг». Дети образуют круг. Одному из детей завязывают глаза и ставят его в центре круга. Остальным вручают различные звучащие игрушки. По знаку логопеда кто-либо из детей приводит в звучание свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами идет по направлению звука и дотрагивается до звучащей игрушки. Затем эти дети меняются местами.

22.Игра «Иди за звуком». Один ребенок становится в центре кабинета, ему завязывают глаза. Несколько детей — в разных местах кабинета, в руках у них разнообразные звучащие игрушки (затем можно использовать одинаковые игрушки). По знаку логопеда один из детей озвучивает свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами начинает движение в направлении услышанного звука, но в это время звучание прекращается и слышится звук, произведенный игрушкой другого ребенка (также по сигналу логопеда). Ребенок с завязанными глазами меняет направление и продолжает двигаться в сторону следующего источника и т.д. Затем на середину круга приглашается другой ребенок.

4 этап. Дифференциация слогов .

1.Игра «Лишний слог». Логопед произносит слоговой ряд, например: на – на – на – па . Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.

2.Игра « Одинаковые или разные слоги». Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например “па”. Ребенок вслух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па – па, па – ба или ва – фа, ва – ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять чёрные треугольники, если слоги одинаковые, если разные – спокойно сидеть или поднять чёрный и белый треугольники.

3.Игра «Короткие и длинные слова». Логопед объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях по звукопрозношению и по обучению грамоте, но и некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи. Часть игр, способствующих развитию фонематического слуха, логопед предлагает использовать в своей работе воспитателям и музыкальному руководителю.

При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.

Как развить фонематический слух у ребенка

Фонематический слух (фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Для развития фонематического слуха в логопедии и нейропсихологии применяются специальные упражнения. Предлагаем вашему вниманию упражнения, разработанные Тумаковой Г.А. — автором методических пособий «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» и «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом». В статье журнала автор рассказывает, как проводить занятия по развитию фонематического слуха у дошкольников.

Как звучит слово

Мама с ребенком развивающие занятия. Одно из непременных условий успеха ребенка в будущих школьных занятиях – развитый фонематический слух, то есть умение различать звуки в потоке речи.

В играх и упражнениях ребенку четырех-шести лет надо показать, что слово звучит, что оно состоит из звуков.

Проводить эти занятия можно таким образом.

1. Взрослый говорит:

— Ты уже знаешь, что слова звучат. Послушай, как они ПО-РАЗНОМУ звучат в стихотворении Агнии Барто.:

Скажи погромче слово «гром» —

Грохочет слово словно гром.

Скажи потише: «шесть мышат»,

И сразу мышки зашуршат.

Скажи: «кукушка на суку»,

Тебе послышится «ку-ку».

Затем взрослый продолжает:

— Слова звучат потому, что они состоят из звуков. Звуки бывают разные, послушай: грроомм, ззаашшууршшаат. Повтори вместе со мной так, чтобы были слышны разные звуки… Хорошо. А теперь сам произнеси слово шалунишка так, чтобы ясно были слышны разные звуки: шшааллуунниишшкаа. А теперь сам вспомни какое-нибудь слово и так же отчетливо произнеси его.

2. – Что это за зверек? (Покажите картинку с изображением мышки или игрушку-мышку).

— Мышка. Маленький зверек, который живет под полом.

— А это кто? (на картинке нарисован медведь).

— Это мишка, большой зверь, он живет в лесу и на Севере.

— Ты прав, это разные животные и называются они по-разному, хотя эти названия и звучат похоже. Вслушайся внимательно: мыыышка – мииишка. Слышишь, чем они различаются? А теперь произнеси сам. Хорошо получается…

3. – Вот еще два слова, они разные, но похожи друг на друга по звучанию: мммак – рррак. Произнеси их так же. А теперь ты назови одно какое-нибудь слово, а я к нему подберу другое, похожее по звучанию. Начинаем.

— Анна. А сейчас я буду называть слова, а ты будешь подбирать похожие по звучанию. Галка…

4. — А теперь играем по-другому. Подыскиваем два слова, непохожие по звучанию. Вот какие я знаю: дом – пушка. А твои слова?

— Хорошо, а мои такие: жарко – суп…

5. Послушай, какое имя я назову, а ты вспомни другое, сходное по звучанию: Ирина – Марина. Слушай еще: Мая – Рая – Тая. Внимание: Коля…

6. занятия с картинками- Посмотри картинки. Вот на этой картинке нарисована птичка. Какое слово можно добавить, чтобы звучало похоже, подумай. Не вспомнил? Я помогу тебе: синичка. Слушай, что получилось: птичка-синичка. Можно сказать: птичка-невеличка. А кто на этой картинке изображен?

— Хорошо звучит: зайка-побегайка.

Так же рассматриваются другие картинки, к названиям которых ребенок должен подобрать рифму: скворец-певец, лисичка-сестричка, сорока-белобока…

7. – Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово, похоже звучащее, например, корзина, и перебрось мяч мне. Начали играть! Сверчок!

— Зверюшка! Погремушка! Хлопушка!

8. А теперь будем перебрасывать друг другу мяч только после того, как вспомним слово, оканчивающееся на звуки ок. Начинам… молоток!

9. А теперь будем называть непохожие, разные по звучанию слова. Я скажу: гол, а ты?

— Хорошо, продолжаем: мак…

Ваш ребенок научился вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы были отчетливо слышны составляющие их звуки. Следующий этап – умение различать слова по количеству звуков (короткие — мало звуков в слове, длинные – звуков много).

С ребенком можно провести такие занятия.

1. – Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Послушай еще: он, шар. Если шагать под эти слова, то всего только один шаг и успеваешь сделать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: мяч, он, шар, уж. А если взять длинное слово, то и произносится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотри: ленивица, рукодеьница, воспитательница. Произносятся эти слова так: ллее-ннии-ввии-ццаа, рруукоо-деелль-ннии-ццаа, ввоосспии-тааа-теелль-ннии-ццаа. Слышал, как много звуков в этих словах?

2. – Посмотрим, какие предметы находятся в этой комнате…

Можно заранее расположить их так, чтобы на виду были предметы и с короткими и с длинными названиями. Ребенок должен отыскать сразу два предмета: название одного должно быть длинное, название другого – короткое. Например, мяч – грузовик. Затем то же делаете вы, потом снова малыш и т. д.

3. – Теперь надо вспомнить знакомые короткие слова… А теперь вспомни и назови только длинные слова.

4. – Я буду называть разные слова- длинные и короткие. Правила игры следующие: когда я произнесу короткое слово, ты хлопни в ладоши, а когда скажу длинное слово – не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом. Иванушка, кит, черноглазый, солнышко, кот. Правильно понял задание, ты внимателен…

Затем взрослый меняется ролями с ребенком.

5. – Новое задание будет более сложное. Мы будем короткие слова превращать в длинные, будем их изменять. Например. Короткое слово кот превратим в длинное. Подумай, как это сделать? Теперь скажи.

— Очень хорошо, а я предлагаю еще такое длинное слово: котеночек. Коотееннооччеек, вот как долго звучит это слово, оно длиннее, чем короткое слово кот? Изменим короткое слово лис, превратим его в длинное. Интересно, какие это будут слова?

— Лисица, лисичка, лисенок, лисеночек…

6. – Теперь будем вспоминать похожие по звучанию короткие слова. Какие есть слова, похожие на слово мак?

— Рак, лак, мак, бак, так, как …

— Хорошо. И звучат похоже и все короткие. Можно предлагать свои слова, даже такие, которых не бывает, но они должны бвть похожими по звучанию и такими же короткими. Начинаем подбирать слова к слову нос.

— Пос, мос, рос, кос, трос, гос, фос…

— Все правильно. А к слову стол?

— Пол, кол, гол, тол, бол, мол, лол, дол…

— А слово футбол удачное или нет? Правильно объясняешь: звучит-то оно похоже, да слово это не короткое.

7. – А к длинному слову зайчонок какие длинные слова будут подходящими по звучанию?

— Цыпленок, жеребенок, козленок…

Самые разные упражнении можно провести « с опорой на рисунок». Здесь возможны такие направления занятий:

1. занятия с рисунками. Осознание звуковой стороны слова:

— Назови предметы, нарисованные на картинке так ясно и четко, чтобы слышно, как звучат слова.

— Назови слова, похожие по звучанию.

Какие еще слова звучат так же, как мышка-мишка?

К этим словам можно подобрать и придуманные слова, которых нет, — пусть только они звучат похоже (двишка, вельмишка).

— Какие слова звучат так же, как слово галка?

— Всмотрись в картину и найди два предмета, названия которых по звучанию не похожи.

— Какие звуки слышны в этих словах? Вспомни другие слова с такими же звуками. Эти слова короткие или длинные?

2. Осознание слоговой стороны слова:

— Произнеси слово галка по частям.

— Сколько частей в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая? А теперь произнеси по частям слово палка. Назови первую часть.

— Подумай, какая часть в словах галка и палка одинаковая?

— Скажи слово машина по частям и назови каждую часть отдельно… Вспомни слова с первой частью ма. А какие можешь назвать слова со второй частью ши? А с частью на? Рассмотри все картинки и назови слова, в названии которых только две части. А теперь – только три части… Ты сказал, что в слове палка две части. Как можно изменить это слово, чтобы в нем стало три части?

— Произнеси еще раз слово палочка по частям и нарисуй на листочке столько клеток сколько частей в этом слове. Сейчас задание будет сложнее: ответь одним словом из двух частей на мой вопрос: «Галка – это кто?»

— А теперь ответ твой должен состоять из слова, в котором будет три части: Галка какая?»

Напоследок литературная игра: — Придумай рассказ о том, «как однажды машина рассердилась на шину».

Развитие фонематического слуха у детей

Детская речь формируется под воздействием самых разных обстоятельств и факторов. Будет ли ребенок к 3-4 годам хорошо говорить, зависит и от того, нормальным ли физиологически слухом он обладает от рождения, часто ли с ним разговаривают, есть ли у него мотивация пытаться повторять услышанное. Немаловажное значение имеет и состояние фонематического слуха.

Что это такое?

Фонематическим слухом называется способность улавливать отдельные элементы родной речи — фонемы (звуки). Такой слух позволяет ребенку узнавать знакомые фонемы из общего звучания других, сравнивать их, повторять, то есть воспроизводить звуки. Фонематический слух — уникальная природная данность, подарок природы человеку. Он эффективно дополняет физиологический слух (способность улавливать звуки и анализировать их).

Если ребенок плохо говорит, у него в первую очередь проверяют слух физиологический, и если с ним никаких проблем нет, переходят к диагностике фонематического слуха. Именно он дает ребенку возможность из всего многообразия звучания миры выделять составляющие речи.

Если восприятие фонем нарушено, это обязательно сказывается на речи малыша, который просто не может выделить определенные звуки (фонемы) или не может распознать их. Соответственно, малыш затрудняется с воспроизведением, повторением услышанного.

Часто дети с нарушениями фонематического слуха неправильно ставят звуки местами в слове, искажают их звучание, а потому малышей бывает сложно понять не только посторонним, но и собственным родственникам.

Почему важно развивать такой слух? Да потому что маленькие проблемы маленького ребенка могут превратиться в большие проблемы ученика — дети, которым своевременно не была оказана логопедическая помощь, допускают большое количество ошибок при письме и значительно хуже учатся.

Существует огромное количество игр, упражнений, которые помогут развить детский фонемный слух и улучшить фонематическое восприятие. Такое восприятие помогает ребенку определять звуковую конструкцию слов. Если оно нарушено, то ребенок с трудом может анализировать собственную речь и повторять то, что он слышит.

Этапы развития

Если физиологическая способность слышать дается еще до рождения, и новорожденный прекрасно слышит окружающий мир, то фонематический слух развивается поэтапно. Сначала дети учатся находить определенный звук в слове, потом они узнают последние звуки в словах, а позднее — и первые.

Возможность повторять слово по звукам приходит после формирования первых стадий. Поначалу это короткие слова. Формирование фонемного слуха считается завершенным, когда ребенок может легко находить место, на котором должны стоять определенные фонемы в конкретном слове.

Начальные стадии происходят самостоятельно, но повтор и нахождение звуков в слове — задачи, с которыми карапуз способен справиться только при помощи взрослых, которые будут его обучать родной речи, говорению. Именно из-за отсутствия такого участия у так называемых «детей-маугли» отсутствует способность воспроизводить фонемы, даже если они различают их на слух. Если рассмотреть этапы с точки зрения их временного наступления, то следует отметить несколько важных моментов:

  • новорожденный — реакция на звуки есть, но в основном лишь на громкие и резкие, значения и осмысления звуков не происходит;
  • 3-4 месяца — ребенок пытается повторять, воспроизводить первые свои звуки (гуление);
  • после 6 месяцев ребенок начинает определять не только знакомые и знакомые ему главные, но и улавливать ритмический рисунок услышанных слов;
  • в возрасте 1 года слово для малыша становится неделимым, это — единица речи, и при звучании знакомых слов происходит ассоциативная идентификация (представляется тот или иной предмет);
  • Возраст от 1 года до 1,5 лет– период наиболее бурного и активного развития фонемного слуха и восприятия. Именно в течение этого периода очень важно много и разборчиво разговаривать с малышом, повторять для него незнакомые слова, названия.
  • Период с 1,5 до 2 лет — это время совершенствования полученных навыков, но речь все еще остается неразборчивой, и пугаться этого не стоит — речевой аппарат еще не достаточно силен, чтобы воспроизвести все как надо.
  • Возраст 2-3 года — возраст обретения четкости произношения, разборчивости. Если в 3 года речь остается неразборчивой, «скомканной», это повод заподозрить нарушения фонематического слуха.

Нарушения могут быть разнообразные. Чаще всего проверку фонематического слуха у логопеда нужно провести в ситуациях, когда:

  • малыш в 3-4 года не может произносить или затрудняется в произношении слов, длина которых превышает 2-3 слога;
  • малыша систематически допускает замену звуков на созвучные, меняет местами слоги (магазин — гамазин, собака — басака и т. д.);
  • ребенок в 4-5 лет не произносит четко все звуки, не может точно воспроизводить какой-то из них;
  • после 3 лет нет речи или ребенок общается слогами.

Если ничего не предпринимать, неверное речевое поведение станет нормальным для ребенка, потом это существенно ограничит его коммуникативные способности и способности к успешному обучению в школе.

Когда и как развивать?

В идеале заниматься развитием фонематического слуха у детей нужно заниматься не тогда, когда ему предстоит скоро идти в школу (в 6-7 лет), а раньше, причем намного. Как только ваш кроха появился на свет, нужно разговаривать с ним, даже если он не понимает сути сказанного вами. Грудничок прекрасно слышит интонации, звучание, мелодику речи, и это потом очень поможет ему успешно пройти дальнейшие этапы речевого фонематического развития.

На этом этапе говорите с малышом в любое время, пока он не спит. И нет разницы, что вы будете говорить: сказку, стишок или перечислять элементы периодической системы химических элементов Менделеева.

Важны интонации, выразительность и четкость произношения фонем. Позднее, когда кроха начнет активно интересоваться миром вокруг, нужно описывать словами все, что он видит, к чему тянется. И не стоит для этого использовать «сюсюканье»: машинка не должна быть из ваших уст «бибикой».

Для развития речи очень важное значение имеет развитие мелкой моторики, а потому уже с года активно используйте кубики, конструкторы, лепите с малышом, собирайте пирамидку, играйте в пальчиковый кукольный театр — это отличная тренировка для фонематического слуха. Если же проблем избежать не удалось, не стоит ждать, пока все решится само собой — обращайтесь к логопеду и приступайте вместе со специалистом к развитию.

Почему важно посетить логопеда? Потому что этот специалист имеет возможность проверить текущее состояние фонемного восприятия, диагностировать нарушение, охарактеризовать его. Выявление уровня такого слуха для непрофессионалов довольно сложное занятие. Потом вам дадут упражнения, таблицы, логопедические карточки, которые помогут развить слух и устранить речевой дефект именно у вашего малыша.

Для самостоятельных домашних занятий можно воспользоваться готовыми методиками, например, методом Елены Колесниковой, а можете разработать собственную программу занятий, зная основные правила и последовательные этапы:

  • обучение узнаванию звуков неречевых (издаваемых предметами, животными);
  • обучение различию тембра, высоты, силы голоса;
  • изучение слов, близких по звучанию;
  • изучение слогов в слове;
  • обучение разделению слогов на звуки и распознавание их.

Развивать фонемный слух нужно в игровой форме. Это будет интересно и познавательно для малыша. Для занятий вам могут потребоваться:

  • различные картинки, иллюстрации, нарисованные самостоятельно, распечатанные из интернета или вырезанные из журналов и газет;
  • предметы, которые могут издавать звуки.

​​​​​На первом этапе можно играть в игры, которые направлены на узнавание звучащих предметов: вы производите звук, держа предмет за спиной, а ребенок угадывает, что издает звуки (шуршание бумаги, звон колокольчика, ключей, тиканье часов, бульканье воды в бутылке и т. д.). Хорошо помогает освоить первый этап классическая игра в жмурки — с завязанными глазами малышу нужно двигаться на звук, который вы оговорите как главный. Например, хлопки в ладоши. Остальные звуки, которые вы будете производить для отвлечения — сигнал стоять на месте.

На втором этапе нужно находить разницу в звучании речи человека. Запишите и воспроизводите речь папы, бабушки, брата и собственный голос ребенка. Задача — угадать, кто именно говорит в данный момент. На этом этапе читайте сказки с элементами имитации (медведь говорит грубым голосом, а мышка тонким), изображайте это собственным голосом.

На третьем этапе нужно научиться узнавать слова. Тут пригодятся картинки, заранее заготовленные. Показываете картинку и называете изображаемое на ней сначала правильно, а потом с ошибкой, подменяя один звук на другой (корова — морова, собака — кабака). Задача ребенка определить, когда вы говорите правильно, а когда — нет. На правильное слово нужно похлопать в ладоши, а при звучании ошибочного — потопать ногами. Также можно попросить ребенка выбрать картинку с нужным изображением среди созвучных (мышка-книжка-мишка-крышка).

Далее будет несколько проще. Делить на слоги слово можно с прихлопыванием в ладоши, согласно ритмике слова.

Только освоив все предыдущие этапы, можно переходить к делению слогов на звуки, подсчету звуков в слове и выявлению лишних звуков (которые мама в слово добавила сознательно). Такие игры для детей дошкольного возраста обязательно помогут улучшить фонетический слух.

Базовые приемы развития фонематического слуха у детей с ОВЗ с применением интерактивного контента смотрите в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Читайте также:  Чем лечить насморк у грудничка: поиск действующих препаратов и средств для быстрой помощи
Ссылка на основную публикацию