Как приучить ребенка к коляске: ТОП-7 главных правил

Как приучить ребенка к коляске: полезные советы

Коляска – это невероятно удобное приспособление, способное облегчить жизнь молодой мамы. Благодаря коляске прогулки могут быть долгими и комфортными, что очень полезно для малыша. С коляской мамины руки свободны – она может сходить на рынок за продуктами, не переживая о том, кто будет нести тяжести. Коляска – это незаменимая домашняя помощница. Но иногда случается так, что ребенок просто отказывается сидеть и лежать в коляске, разбивая все мамины планы на день. Носить ребенка на руках долгое время тяжело, поэтому нужно постараться как можно скорее приучить ребенка к коляске. Но почему малыш отказывается от личного транспорта?

Почему ребенок не хочет сидеть в коляске

  1. Неудобно. Иногда малыш отказывается проводить в коляске время только лишь потому, что ему там неудобно. Обязательно позаботьтесь о теплом и мягком матрасике для малыша. Тщательно ощупайте поверхность коляски и матраса – возможно, там остались крошки или посторонние мелкие предметы, которые колют или натирают нежную кожу ребенка. Даже одного инцидента бывает достаточно – малыш помнит о причиненном ему дискомфорте и больше не хочет сидеть в коляске, хоть раздражающий фактор уже и был устранен.

Устранение этих потенциальных неудобств позволит вам сделать прогулку на коляске более комфортной. Но иногда бывает так, что малыш наотрез отказывается сидеть в коляске. Как заинтересовать его?

Как приучить ребенка к коляске

Для начала хотелось бы отметить, что приучать ребенка к коляске следует как можно раньше, с самого его рождения. Тогда он будет воспринимать коляску, как сам собой разумеющийся фактор. Гулять с ребенком в коляске нужно не только на улице, но и дома. Когда малыш начнет засыпать – его можно осторожно переложить в мягкую коляску и покачать.

  1. Чтобы ребенку было интересно находиться в коляске, нужно подвесить сверху небольшой мобиль с цветными погремушками. Это будет забавлять ребенка, и он не заметит, что его поместили в нелюбимую коляску.
  2. Ребенка постарше можно уговорить спокойно лежать в коляске при помощи любимой игрушки. Положите на матрасик рядом мишку, машинку или куклу, которую любит ваш малыш.
  3. Если во время прогулки ребенок так и норовит вылезти из коляски, займите его вкусным угощением. Это может быть печенье, кусочек яблока, хлеб. Также можно дать ребенку молоко из бутылочки.
  4. Иногда для того, чтобы кроха сидел в коляске спокойно, достаточно, чтобы ему было интересно за чем-либо наблюдать. Это могут быть быстрые машины, снующие туда-сюда по дороге, лающая собака или деревья, колышущиеся от ветра. Обратите внимание ребенка на что-то увлекательное, и он забудет о том, что пару минут назад хотел выбраться из нелюбимой коляски.
  5. Выходя на улицу, поместите ребенка в коляску заранее, чтобы он мог немного адаптироваться в новом пространстве.
  6. Во время прогулки можно привязывать к его запястью яркую ленту и воздушный шарик. Это его позабавит. Со временем прогулка на коляске будет ассоциироваться с чем-то веселым и радостным.
  7. Если малыш упорно выгибается и не хочет сидеть в коляске, можно увлечь его специальными игрушками, которые мама должна надеть на руку. Просто включите фантазию и покажите, как любимые герои разговаривают и поют, выглядывая из-за края бортика коляски.
  8. Иногда малыш не хочет находиться в коляске, просто потому, что не видит, что происходит вокруг. Если малышу уже есть 4-5 месяцев, его можно слегка приподнять – не более 30 градусов. Это поможет крохе с большим удобством наблюдать за происходящим вокруг. А уже после полугода можно смело ребенка сажать.
  9. Можно разнообразить прогулку быстрым и медленным темпом катания коляски. Малыши воспринимают это как игру – мама будто управляет машиной, сопровождая высокие скорости веселыми жужжащими звуками.

Хочется отметить, что процесс приучения ребенка к коляске не должен быть насильственным. Не заставляйте малыша, иначе совсем отобьете у него желание оставаться в коляске.

Если малыш уже достаточно большой, чтобы внимать словам мамы, она может объяснить ему, что мама не может взять его на руки, потому что у мамы болят руки. И вообще, остальные детки будут смеяться, если увидят малыша, сидящего у мамы на ручках.

Чаще гуляйте с детьми, которые спокойно сидят в колясках. Обратите внимание ребенка на этот факт. Если ваш малыш все же вылез из коляски, попросите другого ребенка постарше сделать вид, что тот собирается сесть в коляску вашего крохи. Чувство защиты собственного имущества заставит вашего малыша сесть к себе в коляску и охранять ее.

Обычно в арсенале у мамы много хитростей и уловок для того, чтобы удержать ребенка в коляске. Однако, если малыш не поддается на уговоры, возможно, стоит воспользоваться эрго-рюкзаком. В нем очень удобно носить ребенка – руки остаются свободными. Будьте терпимы к своему ребенку, любите его, каким бы упрямым он ни был!

Видео: как приучить ребенка спать в коляске на балконе

Как научить ребёнка ходить: основные упражнения, полезные рекомендации и советы по безопасности

В определённый момент многие мамы и папы начинают размышлять над тем, как научить ребёнка ходить. Вопрос этот может возникать в том случае, если родителям кажется, что навык хождения по каким-то причинам у их чада задерживается. Однако следует понимать, что у каждого ребёнка это умение возникает в своём возрасте, вот почему, по меньшей мере, неразумно равняться на знакомых малышей.

Существуют несколько несложных, но эффективных упражнений и методов, которые позволяют укрепить детский позвоночник, развить мышцы нижних конечностей и стимулировать интерес ребёнка к познанию окружающего мира.

Сроки появления навыка

Первые шаги ребёнка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.

В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?

  • очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует;
  • рано. Если ребёнок пошёл в 9 месяцев, то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения;
  • поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.

Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.

Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.

Что может затормозить появление навыка?

Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но в то же время развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

  • чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение;
  • темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации;
  • генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы;
  • климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий;
  • боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей;
  • стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности;
  • заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

Создание условий для ходьбы

Если родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно, следует обратиться к наблюдающему малыша доктору. Вполне вероятно, что он порекомендует взять на заметку один из следующих популярных методов обучения:

  • в обуви. Многие специалисты рекомендуют обувать детей, прежде чем они начнут передвигаться самостоятельно. Естественно нужно брать только качественные ортопедические башмачки. Такая обувь изготовлена из натуральных материалов, плотно охватывает ножку, отличается наличием жёсткого задника и супинатора, который поддерживает свод ступни;
  • босиком. Согласно этому подходу, спешить с обуванием ребёнка не стоит, особенно если навык ходьбы начал появляться в тёплое время года. Хождение «нагими» пятками по твёрдой поверхности позволяет укрепить связочно-мышечный аппарат, суставы, сформировать правильный свод стопы;
  • на безопасной поверхности. Ребёнок двигается неуверенно, поэтому нужно ограничить его передвижение по скользким поверхностям: кафельной плитке, линолеуму, паркетным доскам. Если малыш всё же по полу скользит, нужно приобрести носочки с резиновой подошвой, улучшающей сцепку с поверхностью;
  • по свободной территории. Когда малыш учится ходить, родителям стоит обеспечить ему простор. Это означает убирание подальше крупногабаритных предметов с пути юного «путешественника», а также предоставление доступа и в другие помещения квартиры;
  • с вожжами. Родители, ведущие ребёнка «на поводке», подвергаются всяческой критике, а также косым взглядам со стороны окружающих. Однако такое приспособление сможет поспособствовать, если малыш боится ходить без поддержки.

Учим ребёнка ходить

Прежде чем приступать к обучению, нужно удостовериться в том, что ребёнок готов к усвоению этого навыка. Поторапливать младенца не следует, но и пропускать наиболее подходящий момент также не стоит.

Чем больше признаков готовности наблюдается, тем проще будет научить малыша ходить. А поспособствуют ускоренному обучению определённые упражнения, о которых и пойдёт речь дальше.

Подготовительный этап

Многое будет зависеть от того, что заложат родители в начале его жизненного пути. Вот почему перед тем, как быстро научить ребёнка ходить, необходимо подготовить детский организм к последующим нагрузкам.

Младенец, много двигающийся, проявляющий активность и заинтересованность в познании окружающего мира, начнёт ходить скорее сверстников, которые постоянно лежат и мало шевелятся.

Чтобы ребёнок подрастал более физически подготовленным и крепким, нужно ежедневно выполнять определённые упражнения:

  • выкладывание на животик. Как только малыш начнёт переворачиваться на животик, можно почаще его выкладывать в такое положение. Это позволит укрепить шейные и спинные мышцы;
  • перевороты. Ребёнок в 2 месяца уже пробует переворачиваться во время снятия одежды или смены пелёнок. Маме стоит поощрять такие «выкрутасы», ведь они совершенствуют мускулатуру конечностей и шейно-спинного отдела;
  • принятие сидячего положения. Примерно в 4 — 6-месячном возрасте ребёнок начинается присаживаться, а уже в 8 месяцев способен сидеть полноценно. Когда он находится в сидячем положении, предлагайте ему дотягиваться до куклы или машинки.
  • ползание. Ребёнок, желая достать нужный предмет, пытается ползать. Это очень важные упражнения, поэтому родителям следует стимулировать малыша передвигаться на четвереньках или по-пластунски как можно чаще.
Читайте также:  До какого возраста кормить ребёнка смесью: нормы и правила кормления искусственников

Упражнения для раннего возраста

Как правильно научить маленького ребёнка ходить? Прежде всего, не нужно настаивать, напротив, рекомендуется внимательно следить за развитием младенца. Следующие занятия помогут совершенствованию навыка хождения:

  1. Упражнения на фитболе. Ребёнка 6 — 9 месяцев можно усаживать на большой мячик спиной к себе, поддерживая его за бёдра. Маленького «наездника» покачивают в разные стороны для тренировки вестибулярного аппарата и координированности действий.
  2. С 9-месячного возраста детей можно приучать стоять на твёрдой поверхности. Ребёнка поворачивают спинкой к себе, поддерживая за грудину. Потом приподнимают его вверх, чтобы он смог сам подняться с корточек и выпрямить ножки. Это упражнение можно сделать под музыку.
  3. Также 9-месячного малыша нужно стимулировать подниматься с коленок. Для этого нужно привлечь его внимание с помощью куклы либо машинки, которую кладут подальше на диван. Ребёнок, стремясь достать игрушку, встаёт и пытается пойти.
  4. Ещё один вопрос: как научить ребёнка стоять без опоры. Специалисты советуют дождаться момента, когда младенец будет стоять у надёжной стойки, и дать ему любимую игрушку. Потом ему предлагается ещё один игровой предмет, чтобы он вынужденно отпустил опору, за которую держится.

Упражнения для детей постарше

Ребёнок учится и растёт быстро, поэтому нужно постоянно придумывать новые занятия.

Специалисты советуют выполнять несколько полезных упражнений:

  • с 10 месяцев можно использовать для тренировки навыка хождения обычную детскую коляску (для девочек) или толокар (для мальчиков). Коляска толкается вперёд, а ребёнок следует за ней. Родители же подстраховывают его со спины;
  • как только кроха научится уверенно держаться (на десятый месяц жизни), подключают упражнения с палочками. Длина этих устройств – примерно 100 см. Ребёнок их захватывает, а родитель кладёт свои руки на детские ручки. Переставляя палочки вперёд, малыш обучается ходьбе;
  • в 10 месяцев дети обычно пытаются ходить самостоятельно, однако некоторые боятся больших пространств. Ребёнка запускают в обруч, а потом это спортивное приспособление перемещают таким образом, чтобы малыш был вынужден ходить;
  • если малыш уже умеет ходить (обычно в 11 месяцев), придерживаясь за родительскую руку, можно обучить его передвигаться с препятствиями. На небольшой высоте нужно натянуть верёвку, а ребёнок должен её переступать.

Техника безопасности

Прежде всего, следует озаботиться безопасностью ребёнка во время тренировки навыков хождения. Первый совет – не ставьте кроху на ноги, если он ещё слишком мал и не готов к передвижению. О чём ещё необходимо помнить?

  • приобретайте специальную обувь, предназначенную для прогулок. Откажитесь от пинеток и мягких сандалий. Оптимальные туфли – облегчённые, с жестковатой подошвой. Если нижняя часть кажется родителям скользкой, её можно отшлифовать наждачкой;
  • как уже было отмечено, откажитесь от тренировки хождения на скользкой поверхности, чтобы избежать травм и повреждений. Кроме того, некоторые малыши перестают даже пытаться ходить, столкнувшись со слишком гладким покрытием;
  • неопытному «ходоку» нельзя сталкиваться с преградами: ступеньками, порогами, коврами и прочими барьерами. Только когда ребёнок научится ходить, можно придумывать различные препятствия, на начальном же этапе их следует обязательно избегать;
  • также следует обезопасить младенца от острых мебельных уголков, больших напольных вазонов, распахивающихся дверей и лежащих в шкафах коробок и банок с бытовой химией, хрупких предметов и свисающих скатёрок;
  • откажитесь от применения ходунков, в которых малыш будет не ходить, а ездить, причём очень быстро. К тому же такое приспособление не будет стимулировать ребёнка самостоятельно передвигаться.

Заботясь о детской безопасности, необходимо не удариться в другую крайность – чрезмерную опеку. Дети должны двигаться самостоятельно, свободно, а родителям нужно просто помогать и подстраховывать малышей от травмы.

Решение возможных трудностей

Вышеописанные рекомендации отвечают на вопрос, как помочь ребёнку быстро научиться ходить.

Обычно процесс обучения проходит гладко, но в некоторых случаях возможны некоторые проблемы, о которых следует знать:

  1. Постоянные падения. Ребёнок только учится ходить – следовательно, он будет падать в силу неумелости и неразвитости вестибулярного аппарата. Однако если падения слишком частые, можно заподозрить плохое зрение и обратиться к офтальмологу.
  2. Страх самостоятельного хождения. Обычно такое случается с чрезмерно чувствительными ребятишками. Если малыш испугается чего-то во время ходьбы или упадёт, нужно не ругать его, а поддерживать и всячески стимулировать к ходьбе.
  3. Повышенный тонус голенных мышц. Если ребёнок ходит на носочках, следует обратиться к доктору. Причина в гипертонусе мышц? В таком случае специалист назначит специальную расслабляющую гимнастику и массаж.
  4. Неверное положение ступней. Как научить ходить ребёнка, если тот постоянно косолапит, «заваливает» наружу или внутрь стопы? Эти положения неправильные, поэтому важно проконсультироваться с ортопедом и провести коррекционные занятия.

Нужно ли учить ребёнка ходить? Неожиданный вопрос, поскольку именно об обучении мы писали выше. Однако следует понимать, что под учением мы понимаем скорее тренировку, если малыш развивается в оптимальном темпе.

Целенаправленное обучение необходимо лишь в том случае, если ребёнок запаздывает с навыком и доктор назначает специальные упражнения. Помните, что все ребятишки развиваются индивидуально!


Колясочная гиподинамия.(про осанку и правильное сидение малышей)

О колясочной гиподинамии

В наше время, кого ни спроси, у всех есть какие-либо проблемы с позвоночником. Почему? Дело не только в гиподинамичном сидячем образе жизни человека. В нашей цивилизации способы правильного положения сидя практически забыты. Современные приспособления для сидения не всегда могут обеспечить для человека правильное положение. Высокие спинки, мягкие сидения, не всегда правильно подобранная высота стула и т. д. Кроме того, что мы сами неправильно сидим, мы и детей своих приучаем к неправильному, хотя и кажущемуся комфортным, сидению: в колясках и стульчиках для кормления…

Давайте попробуем разобраться, в чем опасность сидения ребенка в коляске и стульчике для кормления и какие пути решения проблемы есть.
Владимир Карпинский, инструктор по йоге школы Шивананда, учитель «Йоги-сиромани» пишет: «Йоги считают, что когда мы сидим на стуле, мы нерационально расходуем свою энергию. Ведь ноги в позе сидя практически не работают, однако они продолжают потреблять энергию на поддержание постоянной готовности к ходьбе».

Только представьте, насколько нерационально используется энергия в случае с начинающим ходить ребенком! «Специалисты-медики тоже уверяют нас, что долгое сидение на стуле в неправильной позе ослабляет мышцы спины и поясницы, вызывает нарушение кровообращения ног, что нередко приводит к остеохондрозу и радикулиту. К счастью, проблема не столько в самом стуле, сколько в том, как на нем сидеть». С коляской сложнее, поскольку производится она специально для создания максимального комфорта ребенку, чтобы он смог просидеть в ней как можно дольше. Но насколько полезна эта комфортность для позвоночника?

Для правильного положения сидя очень важно, чтобы у ног была устойчивая опора, ноги должны пятками упираться в пол, т. е. высота стула должна соответствовать росту человека. В коляске у ребенка, как правило, ноги не достают до перекладинки, которая так же не является ровной поверхностью, на которую можно было бы упереться ногами. Тоже самое касается и стульчиков. Лучше всего, чтобы положение перекладина регулировалось по высоте.

Сидение должно обеспечивать опору на так называемые седалищные бугры. Эта опора должна быть действительно устойчивой. В коляске же, как правило, мягкое сидение. Более того, порой маме кажется, что ребенку сидеть будет жестковато, и поэтому она не ленится подложить под попу малыша что-нибудь мягенькое. При этом жесткое сидение – это фундамент устойчивости положения сидя. В противном случае захочется откинуться на спинку и разгрузить позвоночник. Меж тем спинка вовсе не помогает разгрузить уставший позвоночник, а, наоборот, надолго в неправильном положении его фиксирует и вызывает защемления в нижнем отделе позвоночника. Опора на седалищные бугры не дают нам запрокинуться на спинку.

Кроме того, что мягкое сидение не позволяет правильно сидеть, в коляске под действием инерции, корпус опрокидывается на спинку, поэтому по закону экономии энергии ребенок очень быстро привыкает к тому, что в коляске нужно сидеть, опираясь на спинку.

Владимир Карпинский пишет: «По мнению йогов, спинка стула далеко не всегда помогает нам расслабиться; она только создает нам проблемы. Привычка часто откидываться назад ведет к неправильному распределению нагрузки вдоль позвоночника. В результате – боли в спине, быстрая усталость, излишнее напряжение, зажатость, нервозность и даже неправильное положение внутренних органов. Поэтому лучше сидеть, не опираясь на спинку». В коляске это невозможно. Более того, на позвоночник создается дополнительная нагрузка за счет постоянной тряски. Если ребенок иногда и сидит в коляске, то теоретически это должно быть непродолжительным сидением с возможностью позу сменить.

Когда ребенок начинает сидеть в полгода, заметьте, что находится он в этом новом для него положении непродолжительное время. Практически в то же самое время ребенок начинает и ползать: самой природой предусмотрена возможность поддерживать свою подвижность и не застывать в одном положении. А мы сажаем ребенка на полных основаниях в коляску не на несколько минут, а на часы.

Продолжительное сидение не только вызывает привыкание к определенной неправильной позе. Довольно вредно, находясь в положении сидя, поворачиваться всем корпусом и надолго оставаться в какой-либо скрученной позе. В коляске ребенок зафиксирован так, чтобы он «ни в коем случае не вывалился». Возможности двигаться, менять свое положение очень мало. Прогуливаясь, например, вдоль дороги ребенок поворачивается в сторону проезжающих мимо машин, и в таком скрученном положении он находится столько, сколько коляска едет вдоль дороги. Это очень вредно и может привести к сколиозам и нарушениям осанки. Снова обращусь к Карпинскому: «Помните, что йоги всегда делают наклоны и скрутки симметрично в обе стороны».

Во время сидения очень важна перемена позы, в коляске сложно переменить позу, т. к. ребенок пристегнут.

Исходя из всех этих предпосылок и нужно выбирать приспособления для положения сидя и для переноски младенцев:

• Сидение должно быть достаточно твердым,
• Положение перекладины для ножек должно регулироваться,
• В ремнях безопасности нет необходимости (важно, чтобы ребенок сидел, не опираясь на спинку)
• Не заставляйте ребенка по долгу сидеть в стульчике – пусть лучше он стоя играет с посудой или крупами.

Читайте также:  Почему ребёнок кашляет, когда спит: причины и экстренная помощь

Что касается передвижения с ребенком, то вместо коляски лучше предпочесть слинг, т. к. в нем ребенок, во-первых, не сидит так, как сидел бы на горизонтальной поверхности да еще со спинкой и ремнями безопасности, во вторых, в слинге у ребенка позвоночный столб находится в правильном положении. Нагрузки на позвоночник нет, а, следовательно, нет столько усталости, которая накапливается у ребенка во время сидения в коляске.

Давайте беречь здоровье наших деток с самого начала!

Как приучить детей к уборке: 2 важных правила

Ключевым моментом в воспитании детей многие родители считают приучение ребенка наводить порядок в своей комнате. Безусловно, это важный и практически необходимый навык. Начинается все с уборки игрушек в самом раннем возрасте. Но не все дети с готовностью выполняют эту обязанность. Как приучить свое чадо к порядку?

Ключевым моментом в воспитании детей многие родители считают приучение ребенка наводить порядок в своей комнате. Безусловно, это важный и практически необходимый навык. Начинается все с уборки игрушек в самом раннем возрасте. Но не все дети с готовностью выполняют эту обязанность. Как приучить свое чадо к порядку?

Приучаем ребенка к порядку

Для этого существуют 2 важных правила

Не думайте, что ваш сын (или дочь) с готовностью и без напоминаний станут делать в доме уборку и следить за порядком, если вы сами его не поддерживаете. Ключ к любому воспитанию – собственный позитивный пример.

Когда мама ест пиццу у компьютера и оставляет тарелку с крошками тут же, забывая о ней, когда папа надевает утром не чищенные ботинки, для ребенка это – образец порядка. И не стоит требовать от него чего-то иного.

Важно учить детей следить за порядком еще в ранние годы, чтобы не сформировалась привычка разбрасывать вещи. В противном случае любовь к беспорядку будет крайне сложно искоренить. В этом вопросе не бывает «рано»: правила поддержания чистоты и порядка закладываются у малышей рано: это происходит, когда ребенок начинает ходить, внятно говорить и осознает себя отдельной личностью.

В каждом возрастном периоде имеется специфика приучения к порядку и уборке

Возраст 2-3 года

В данный период придется набраться терпения. Дети еще не могут держать в памяти правила поведения, концентрировать внимание. Поэтому вам придется раз за разом напоминать о том, что надо, например, собрать игрушки в корзину (коробку).

Это необходимо знать! До 4-х лет малыши в силу физических и психологических нюансов не могут самостоятельно и без напоминаний наводить порядок и раскладывать предметы по местам.

Детям приятно пребывать в хаосе, им присущ данный способ организации пространства. Но прививать любовь к чистоте и порядку следует начинать с первых лет.

Превратите уборку в увлекательную игру. Совместная деятельность объединяет, дарит положительные эмоции. Пусть это будет веселая забава, результатом которой явится убранная комната.

Пока ребенок вам только помогает в меру своих возможностей. Если вы заметили, что сын или дочь проявляет инициативу и начинает сам выполнять какие-либо домашние дела – не останавливайте, не критикуйте, а, наоборот стимулируйте и поощряйте его.

Выделите ребенку персональные подручные средства (тряпочку для стирания пыли, веничек, совок). В возрасте «я сам!» это очень важные моменты. Делать уборку вместе необходимо систематически, не «под настроение».

Возраст 4-6 лет

Навык убирать и складывать вещи уже сформирован, и ребенок, поиграв, уже в состоянии располагать игрушки по местам без помощи взрослых.

Процесс уборки должен быть комфортным. Например, выдвижные ящики, полки – на соответственном для ребенка уровне.

Закрепляйте в памяти сына или дочки, как именно должны располагаться предметы, игрушки. Пусть это будет так, как ему удобно.

Прекрасное подспорье в формировании навыка уборки – это сказки.

Это необходимо знать! Сказочные образы и герои – язык, наиболее понятный детям 4-х-6-ти лет. Берите на вооружение знакомые нам с детства сказки и придумывайте их вместе с ребенком в процессе уборки.

Возраст 7-8 лет

Первые школьные годы – это время, когда порядок крайне необходим для школьника, чтобы процесс обучения проходил максимально эффективно.

Важность приобретают систематизация окружающего пространства: организуйте на пару с ребенком порядок в помещении таким образом, чтобы каждый предмет находился на своем месте. Книги – на полке, игрушки – в специально приспособленном ящике, одежда – в платяном шкафу, школьные принадлежности – в письменном столе.

В этот период пора привлекать ребенка к посильным ему делам по дому.

Это необходимо знать! Стоит ли поощрять денежно работу по дому? Нет, если мы говорим о ежедневных, беспрекословных обязанностях ребенка. Однако, не возбраняется поощрять работу, проделанную сверх нормы.
Важно понимать, что не все является мусором. Это могут быть ценные для ребенка мелочи, его «сокровища»: коллекция камешков, поделки, различные материалы для творчества.

Подростковый период

А теперь вспомните себя в этом возрасте. Как для вас было необходимо персональное пространство, как вы ревностно оберегали тайны и собственное право пользоваться вещами и комнатой. Теперь вы можете понять своего дорогого подростка.

Не нарушайте его персональные личные границы. Не начинайте наводить порядок в его вещах. Не посягайте на подростковые тайны.

Это необходимо знать! Если беспорядок в помещении, где живет подросток – только верхушка айсберга, и вас тревожит его поведение, имеет смысл проконсультироваться с психологом, чтобы наладить отношения и вместе справиться с проблемой ребенка.

Конкретная форма порядка или, наоборот, беспорядок в детской комнате – это внешнее проявление его сути. Учитесь понимать своего ребенка, не теряйте с ним контакт, будьте ему другом.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Как научить ребенка убирать за собой игрушки и наводить порядок

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.

“Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?

Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся. Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства. Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?”

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1. Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

2. Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

3. Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4. Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Читайте также:  Кокон для новорожденных: неутешительные выводы

Есть 2 варианта объяснить это:

В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Кризис 3 лет у ребенка

Правила развития мозга ребенка

Как правильно хвалить ребенка

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку

    Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты. Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.

До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.

В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.

В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.

В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.

С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное – научите хорошо.

  • Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?
  • Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.
  • Родители платят.

    Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел. Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.

    А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?

  • Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.
  • Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.
  • Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.
  • Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите.

    «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,

    «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,

    «Твои игрушки лежат на полу».

    Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.

    Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».

    Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь – это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.

    Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

    Как приучить ребенка к коляске?

    Особо говорить об удобстве детских колясок нет никакого смысла. Коляски заметно облегчают жизнь родителей. Гуляя с ребенком, не приходится носить его на руках, так что вы можете совершать продолжительные прогулки без всяких проблем. Помимо ребенка, вы также можете погрузить в коляску покупки, поэтому руки будут свободны и от них.

    Увы, но иногда у ребенка возникает собственное мнение по поводу удобства коляски, и он начинает капризничать, ни в какую не желая садиться в свой личный транспорт. Что делать в такой ситуации? Как приучить ребенка к коляске и сделать так, чтобы ему нравилось находиться в ней, а не только в маминых руках? Собираясь купить коляску в Челябинске, лучше заранее знать об этой потенциальной проблеме, и тогда вам будет легче ее предупредить.

    Почему малыш не желает садиться в коляску

    Есть четыре основные причины того, почему малыш постоянно начинает капризничать и не хочет садиться в коляску:

    1. Ему неудобно. Коляска должна быть как детская кроватка дома – матрасик должен быть теплым и мягким, малышу должно быть комфортно. Имейте в виду, что если ребенок хотя бы однажды испытывал неудобство из-за каких-нибудь крошек или посторонних мелких предметов, которые кололи или натирали его кожу, у него появляется ассоциация с коляской как с местом, где ему было некомфортно. Запомнив это, ребенок не захочет садиться в коляску даже тогда, когда раздражающие факторы были устранены.
    2. Ему холодно. Еще один фактор дискомфорта – холодный воздух. Если на улице холодно, не гуляйте с малышом долго и постоянно следите во время прогулки за тем, не мерзнет ли он. Признаки того, что ребенок замерзает: ручки, щечки и носик становятся холодными. Понятно, что зимой на ребенке должен быть комбинезон, при необходимости необходимо использовать теплое одеяло.
    3. Ему одиноко. Ребенок может пугаться, если в поле его зрения нет мамы. Некоторые модели колясок, особенно летних, имеют такую конструкцию, когда мама находится за спиной малыша. Если у вас такая модель коляски, постоянно напоминайте ребенку о своем присутствии, разговаривая с ним и время от времени показываясь в его поле зрения.
    4. Ему темно. Иногда мамочки переусердствуют со своей заботой и полностью укрывают ребенка в коляске, перекрывая даже солнечный свет. Они думают, что свет мешает малышу заснуть, но ребенок только пугается темного замкнутого пространства, в котором оказывается. Стоит оставить крохе возможность наблюдать за тем, что находится вокруг него.

    Эти потенциальные неудобства нужно знать и нужно делать так, чтобы ребенок их не испытывал. Но бывает все же, что малыш в любом случае ни в какую не хочет находиться в коляске. Что делать в таком случае?

    Приучаем ребенка к коляске

    Имейте в виду, что приучить ребенка к коляске тем проще, чем раньше вы начнете это делать. Если помещать малыша в коляску с первых дней его жизни, этот транспорт станет для него чем-то самим собой разумеющимся. Вы можете гулять с малышом в коляске и по улице, и дома. Вы можете, к примеру, укачивать малыша в коляске, а потом осторожно перекладывать его в кроватку.

    Вот еще несколько советов, которые помогут вам удержать ребенка в коляске и приучить его к чувству комфорта от нахождения в его личном транспорте:

    1. Подвесьте внутри коляски цветные погремушки, как над кроваткой. Они будут забавлять и развлекать малыша.
    2. Если ребенок вырос из забав с погремушками, вы можете использовать его любимую игрушку. Пусть рядом с ним лежит мишка, машинка или кукла – то, что особенно нравится вашему чаду.
    3. Собираясь выйти на улицу, по возможности посадите свое чадо в коляску еще дома. Так он адаптируется к ней, и на улице ему будет более спокойно находиться внутри коляски.
    4. Если вы гуляете с ребенком, и он постоянно хочет выбраться из коляски, а возможности дать ему погулять нет, можно занять его вкусными угощениями: печеньем, кусочком яблока, хлебом или просто бутылочкой с молоком.
    5. Еще один способ отвлечь ребенка от идеи выбраться наружу – показать ему что-то интересное, за чем можно долго следить. Для малыша такой забавой может стать поток автомобилей, колышущиеся кроны деревьев, самолет и т.д.
    6. Вы также можете привязать к запястью малыша что-нибудь яркое – ленту или воздушный шар. Это порадует его и вызовет ассоциацию с прогулками в коляске как с чем-то очень веселым.
    7. Чтобы отвлечь малыша, можно изобразить ему небольшой кукольный театр. Для этого нужно использовать надевающиеся на руки игрушки.
    8. Подрастающий ребенок любит наблюдать за тем, что происходит вокруг него. Не лишайте его такой возможности. 4-5-месячного ребенка можно немного приподнять, но не более чем на 30 градусов. Когда ребенку исполнится 6-7 месяцев, вы можете сажать его. Малыш будет видеть, что творится вокруг него, для него это интересно и познавательно. Более того – его умственные способности будут развиваться лучше, когда мозг будет постоянно получать какие-то новые впечатления и информацию.
    9. Старый прием – менять темп прогулки, превращая ее в игру. Вы можете идти то быстро, то медленно, при этом изображая голосом мотор автомобиля или самолета, меняя тональность в зависимости от скорости движения.

    Благодаря таким нехитрым приемам даже самые упрямые непоседы обычно становятся спокойнее и перестают стремиться сбежать из коляски.

    Помните, что приучая малыша к коляске, не стоит давить на него. Если вы будете заставлять ребенка, желания сидеть в коляске не останется вовсе.

  • Ссылка на основную публикацию