Что должен уметь ребёнок в 9 месяцев: полная оценка способностей малыша

Что умеет каждый ребенок в 9 месяцев: навыки и особенности развития мальчиков и девочек

Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Некоторые различия в восприятии мира мальчbками и девочками могут проявиться уже сейчас – так, малышки нередко отличаются повышенной эмоциональностью

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 – 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Сводная таблица с навыками

– В 9 месяцев я уже очень многое могу!

Сфера развитияЧто происходит?
Двигательная активностьДвигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому – смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.
Действия с предметамиПодолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)
НавыкиПьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.
ЭмоцииВсему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.
Понимание речиМожет выполнять поручения взрослых: “Покажи, как летает птица”, “Помаши ручкой”, “Покажи привет/пока” и др. Понимает запреты и указания типа “сядь”, “подойди сюда”, “встань”, “обними маму”. Знает свое имя и отличает его от других.
Самостоятельная речьГоворит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые слова и ходить?). Это автономная речь – т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.
ИнтеллектУмеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: особенности развития малыша в 8 месяцев). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы – все они “крутятся” относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.

Формирование мелкой моторики

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу – для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.

Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.

Развитие психики ребенка

В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.

Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».

  • Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
  • Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.

Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой. Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.

Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей. Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей – отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.

Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время

Здесь взрослым важно правильно повести себя – с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность: за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: что должен уметь 10-ти месячный ребенок?)

  • может сидеть самостоятельно;
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
  • выполнять просьбы взрослых;
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.

Максимальные знания о навыках и умениях детей можно получить, ознакомившись с видео-лекциями доктора Комаровского или других профильных специалистов. Зная, как развивать ребенка в 9 месяцев, родители будут растить здорового малыша (см. также: видео о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев).


Ребенок 9 месяцев: развитие, что должен уметь

Итак, вашему малышу 9 месяцев. Сейчас он прогрессирует в своем физическом развитии, а также в эмоциональном и психологическом. Каждый день вы можете наблюдать и отмечать для себя какие-то новые изменения в ребенке, его новые эмоции, повадки. Ребенок 9 месяцев развитие что должен уметь – обо всем этом мы и поговорим с вами.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев

Вес ребенка в 9 месяцев норма: 9,2 – 9,9 кг. Рост 70 – 73 см. Окружность головы ребенка: 45 — 47 см. Напоминаю, что это усредненные данные, ваши же показатели могут от них отличатся. Но отклонения эти будут незначительными. В любом случае вы должны видеть активные рост и здоровый набор веса.

Рацион питания ребенка в 9 месяцев

Питание ребенка 9 месяцев на искусственном вскармливании не очень-то и отличается от меню ребенка 9 месяцев на грудном. Ребенка следует кормить каждые 4 часа. Получится 4-5 кормлений за день.

Уже есть потребность в жевании, тем более режущиеся зубки не дают покоя. Это могут быть и сухарики, и печенье, и яблоко.

9 месяцев ребенку что можно кушать: практически все. Ребенок уже ест все каши, кисломолочные продукты, овощи и фрукты, все виды мяса.

Не забывайте предлагать чистую воду для питья ребенку.

Распорядок ребенка в 9 месяцев

Сколько спит ребенок 9 месяцев днем? Сколько раз спит ребенок в 9 месяцев? Ребенок 9 месяцев часто спит днем? На данном этапе развития количества сна у одного ребенка может отличаться от другого, причем разница эта может быть разительной. Все потому что у каждого ребенка уже есть свои предпочтения, и кому-то достаточно три раза по пол часа, а кому и два раза по три часа мало.

Стандарт здорового ночного сна – 10-12 часов. Днем же малыши чаще спят 2 раза по 2 часа.

Налаженный режим дня – залог спокойного и уравновешенного ребенка.

Ребенок 9 месяцев часто просыпается ночью? Или ребенок 9 месяцев не спит крепко? Ребенок 9 месяцев просыпается и плачет? В статье «Как развивать ребенка в 8 месяцев: что умеет и как играть» вы можете почитать о возможных причинах нарушения сна.

Ребенок 9 месяцев развитие что должен уметь

  1. Ребенок узнает свое имя. Иногда это происходит чуть раньше или чуть позже. То есть он уже реагирует на конкретные звуки: вы его окликаете – он отзывается, реагирует на звук своего имени.
  2. Сидит без какой-либо дополнительной помощи. При этом в положении сидя пытается еще и ухватить игрушку и играть ею.
  3. Пытается стоять, возможно даже без помощи опоры.

Вы можете помочь малышу: дать руку и помочь подняться на ножки, разрешить постоять пару секунд.

Обезопасьте малыша: чтобы приземлялся он на попку на мягкий ковер.

  1. Скорее всего у ребенка появился новый способ захвата игрушек: с помощью указательного и большого пальцев.
  2. С вашей помощи пьет из кружки.
  3. С помощью опоры передвигается по квартире.
  4. Активно ползает на четвереньках. Если же ваш малыш все еще ползает по-пластунски, то предлагаю посмотреть обучающее видео в статье «Как развивать ребенка в 8 месяцев: что умеет и как играть».
  5. Любит повторять за взрослым движения: поднимать руки, хлопать в ладошки, улыбаться. То есть понимает, что именно сейчас нужно делать.
  6. Знает где у него глазки, носик, ротик, ушки.
  7. Выражает свое согласие или несогласие кивком головы.

Развитие ребенка 9 месяцев: что умеет в эмоциональном плане

Активный ребенок в 9 месяцев каждый день учится чему-то новому, что-то познает для себя, запоминает, анализирует.

  • Малыш учится открывать емкость (коробку, ящик, банку), наполнять чем-нибудь и закрывать ее.
  • Ребенок пытается познать возможности своего голоса. Конкретных слов у него еще нет, а вот поиграть со звуками — это он уже может. С помощью интонации пытается воспроизвести разные эмоции.

Кстати в воспроизведении эмоции ребенок во всю копирует родителей.

  • Малыш сейчас очень четко понимает настроение родителей, своего собеседника, и очень ловко отдает ту же эмоцию. Также выражает своей интонацией свои собственные эмоции: радость, грусть, голод, страх.

Как раз сейчас время для демонстрации своего темперамента: одни детки улыбчивые и спокойные, другие то в смех, то в слезы.

  • Активно ползает.

Обеспечьте безопасность ребенку. Ему сейчас интересно абсолютно все: Мелкий мусор на полу, открытое окно, бытовая техника.

Маленькие дети 9 месяцев: их социальное развитие

Дети стараются копировать родителей, взрослых, которых любят. И копируют не только эмоции, но и повадки в общении и в движениях.

Если к вам придут гости, обязательно скажите об этом малышу несколько раз. Его уже пора воспринимать как полноценного участника компании. В этом возрасте детки либо радостно реагируют на новых знакомых, либо, наоборот, сторонятся, не идут к ним на ручки или вовсе плачут.

Если ребенок настороженно относится к незнакомцу, попытайтесь наладить их контакт. Объясните ему, что все в порядке, новый знакомый хороший. Малышу важно постоянно чувствовать себя в безопасности.

А еще наши дети как раз сейчас учатся хитрить. И тренироваться они будут конечно же на нас, родителях. Поначалу это буде совсем неловко. Когда пора идти спать и нужно заканчивать с любимой игрой, ребенок может сделать вид что у него что-то заболело, например.

Не будьте слишком строги сейчас – просто попытайтесь обыграть эту ситуацию в нужную вам строну.

Как развивать ребенка в 9 месяцев

Развивающие игры для детей 9 месяцев

  1. Прятки. Сейчас это конечно не совсем прятки. Но малыш учится закрывать и открывать глазки по просьбе родителей. Понимает кого искать. Радуется, когда находит сам или когда находят его.
  2. Чем громче игрушка, тем лучше. Ребенку сейчас нравятся музыкальные игрушки, шуршащие игрушки, надувные прозрачные игрушки с элементами внутри.

Вероятнее всего ваш малыш будет постоянно бросать игрушки на пол. Это у него такая игра, а не каприз. Отнеситесь с пониманием.

  1. Пирамидки. Развивают логическое последовательное мышление у ребенка. То есть малыш визуально анализирует, принимает решения, движется к цели собрать пирамидку.
  2. Книги. Это могут быть мягкие или бумажные книги, но яркие и с крупными рисунками.
  3. Мячики. Причем несколько разного размера и цвета.
  4. Кубики. Стройте вместе с ним башню.

Бумажная книга должна быть из картона, не с тонкими страницами. Иначе малыш может порезаться или от неловкости просто порвать ее.

Ребенок 9 месяцев развитие что должен уметь — видео (всего 3 минуты)

Все, что сейчас знает и умеет ваш малыш – это результат вашего кропотливого каждодневного труда, внимания и заботы.

Читайте также:  Поведение ребёнка, если выбрана неправильная смесь

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Кроха самостоятельно передвигается по комнате, выражает свое отношение к различным событиям, активно общается с родителями. Чему научился младенец к 9-месячному возрасту, как родителям определить, нормально ли он развивается и как помочь в дальнейшем развитии?

Физиологические изменения

  • Тело малыша активно готовится к ходьбе. Укрепляется мускулатура плеч и бедер, а также связочный аппарат, развивает нервно-мышечная координация.
  • Органы чувств ребенка уже хорошо развиты. У карапуза улучшается слуховое восприятие, поэтому теперь ребенок может не только слышать звуки из соседней комнаты, но и сопоставлять услышанное со своими знаниями. Например, услышав звуки кастрюль и тарелок, малыш поймет, что скоро обед.
  • Также активно развивается и эмоциональная сфера – кроха своим видом показывает такие эмоции, как радость, огорчение, удовольствие, обида и другие.
  • У многих 9-месячных малышей начинается прорезывание вторых резцов. Сначала они появляются на верхней челюсти, а немного позже – и на нижней. Одновременно развиваются и челюсти малыша, поэтому крохе постоянно нужно предлагать что-то жевать.

Физическое развитие

В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.

Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:

Показатель

Среднее значение в 9 месяцев

Мальчики в 9-10 месяцев

Девочки в 9-10 месяцев

Окружность грудной клетки

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Вы можете сделать массаж, технику которого в видео показывает Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.

Что малыш умеет?

  • Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
  • Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
  • Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
  • Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
  • Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
  • Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
  • Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
  • Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.

Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:

  • Не удерживает равновесие в сидячем положении.
  • Не переворачивается и не ползет вперед.
  • Не пробует снять шапку и пить из чашки.
  • Не стучит одной игрушкой о другую.
  • Не повторяет слоги за взрослым.
  • Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
  • Не сердится, если отобрать игрушку.

Занятия для развития

  • Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
  • Используйте для игр с 9-месячным малышом пальчиковые краски и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
  • Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
  • Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
  • Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
  • Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
  • Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.

Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.

Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.

Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды закаливания, как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.

С 9-месячного возраста к закаляющим процедурам можно добавить обливание ног. Начинайте с температуры воды +30° и постепенно понижайте ее на градус в день, пока не дойдете до холодной воды (+20°+24°). Когда малыш привыкнет к прохладным обливаниям, можно начать проводить контрастную процедуру, используя сначала теплую воду (+36°), а потом холодную (+20°).

Режим дня

Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.

Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.

Когда ребенок бодрствует, предлагайте крохе деятельность в соответствии со временем суток и настроением карапуза. Гимнастика и веселые активные игры предпочтительнее утром, а чтение и рассматривание картинок стоит оставить на время перед сном.

Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.

В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.

Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.

Подробнее о питании крохи читайте в статье про меню ребенка в 9 месяцев.

Каким должно быть развитие ребенка в 9 месяцев?

Ближе к 9-месячному возрасту ребенок меняется, он становится более подвижным, любопытным, больше времени проводит в комнате с игрушками. Развитие ребенка в 9 месяцев остается под контролем родителей. Важно не упустить момент воспитания, ведь каждая мелочь откладывает большой отпечаток на дальнейшее развитие и формирование характера и личностных качеств ребенка.

Физиология 9-месячного малыша

Главное достижение малыша в 9-месячном возрасте – умение сидеть без поддержки родителей. Если данный навык отсутствует, следует посетить педиатра. Причиной отклонений от норм могут служить неврологические расстройства, переданные в момент беременности от матери к младенцу.

В девятимесячном возрасте ребенок добирает 500 г в весе. Приблизительная норма роста должна колебаться в пределах 72-84 см. Объем головы ребенка в 9 месяцев должен составлять примерно 45-46 см, а обхват грудной клетки – 44-45 см.

В 9 месяцев продолжается или начинается рост зубов, а сопровождается это естественное явление высокой температурой и плаксивостью. Не стоит переживать, если рост зубов еще не начался – все будет, и возможно, что одновременно вырастет сразу несколько зубиков.

В этот период начинается подготовка к основной задаче – твердому стоянию на ногах. Встать на ноги поможет психологически правильный настрой малыша и концентрирование на движениях. Для родителей главное – не торопить малыша, все должно происходить с его согласия и готовности.

Данные физиологического развития детей 9 месяцев приведены в таблице:

Возраст – 9 месяцев

Объем головы, см

Рацион питания

Что можно есть ребенку в 9 месяцев – вопрос, интересующий молодых родителей. В рационе должны присутствовать продукты питания, что употребляются взрослыми. В качестве дополнения обязательными должны быть фрукты и свежевыжатые соки в расчете 100 мг ежедневно.

Девятимесячный ребенок должен сам удерживать в ручках стаканчик, а вот бутылочку с соской следует убрать подальше. Суточная норма рациона, состоящего из злаков и овощей, составляет 200 г.

Читайте также:  Как отучить ребенка от ночного кормления: способы при ГВ и ИВ

Пища, несмотря на наличие зубов, должна пропускаться через блендер, в блюдо можно добавлять сухарики или детское печенье. Рацион ребенка в 9 месяцев должен состоять из добавления не только овощных блюд, но и мяса курицы, яичного желтка. Если аллергическая реакция на новый продукт отсутствует, можно в дальнейшем давать мясо из индейки, кролика, говядину. В первое блюдо рекомендуется добавлять растительное (в приоритете оливковое) масло – оно улучшает работу пищеварительного тракта.

После усвоения мясных продуктов в рацион добавляют вареный желток, но не более половины. После года количество желтка можно увеличить до одного. Дети, употребляющие искусственные смеси, должны раньше быть приучены к полезной пище, такой как рыбное суфле, картофельное и другое овощное пюре.

Меню девятимесячного ребенка на грудном вскармливании можно увидеть в таблице:

Грудное кормление остается, но не чаще 3 раз в сутки.

Физическое, психическое, речевое и социальное развитие десятимесячного малыша: что должен уметь ребенок в 10 месяцев? — читайте тут.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев?, смотрите тут https://jliza.ru/rebenok-11-mesyaczev.html.

Психологический фактор

Ребенок на 9 месяце жизни осознает окружающее его положение, но разговором остается агуканье или обрывки слогов. Он научен играть, мышление и моторика активно набирают обороты в развитии.

Для физической подвижности в играх должны присутствовать развивающие наборы, состоящие из мозаики, картинок, сборного конструктора, кубиков. Во избежание травмирования предметы, которые берет ребенок, должны быть среднего размера, а в их составе не должно быть полимеров, мелких деталей.

В этом возрасте младенец различает слова «мама-папа», откликается на свое имя. Ориентация в пространстве проходит более адаптировано, с частичным пониманием окружающих его предметов.

Навыки и умения

Обязательные навыки ребенка в 9 месяцев:

  • устойчиво стоит стоя в кроватке, сидит самостоятельно, без опорных предметов;
  • ползает и переворачивается, опирается на кисти рук, предплечье;
  • передвигается по комнате, держась за руку, а иногда самостоятельно;
  • понимает, о каком предмете идет речь, когда на него указывают взрослые, поднимает его;
  • откликается на простые просьбы, например, подать предмет или взять его;
  • понимает, где расположены глазки, носик, ротик, ушки;
  • издает разнообразие звуков: от агуканья до простейших слогов.

Для активных занятий ребенку следует отвести детский уголок.

Игры для 9-месячного малыша

Для развития мышления ребенку следует устраивать кукольный театр, показанный с выражением и интонацией. На примере игрушек демонстрируйте то или иное правило поведения, несколько раз проговаривая названия разных предметов.

Если малыш активничает, пытается повторить действия, похвалите его старания. Детям очень нравятся жмурки: если спрятать в кулаке небольшой предмет, малыш обязательно постарается проверить, там ли он находится. Рисуйте с малышом мелками, маркерами. Можно приобрести акварельные краски и, окунув пальчики малыша, водить ими по бумаге. Такие игры не только вызывают интерес к различного рода деятельности, но и развивают мелкую моторику, познавательные способности.

Чувства и поведение

В 9 месяцев у ребенка обычно имеется особая игрушка или предмет, который наиболее полюбились. В этот период он становится независимым от матери, он больше времени проводит с игрушками. У ребенка этого возраста развиты кисти и пальцы рук, что позволяет ему прочно удерживать понравившийся предмет. Действия более осознаны, малыш знает, какая игрушка ему необходима на данный момент.

Если назвать предмет и спросить, где он, то при нормальном развитии ребенок должен перевести свой взгляд на этот предмет. Эмоции в этом возрасте наиболее ярко выражены, он наиболее чувствителен к эмоциональным изменениям и ситуациям, исходящим из внешнего окружения. Строго запрещено повышать голос на ребенка во время шалостей. При полноценном психическом развитии в этом возрасте дети более спокойны. Если этого не происходит, причиной может служить воздействие негативного постороннего фактора. Вполне вероятно, что так малыш выражает дискомфортное состояние – психологическое или физическое. Часто, разволновавшись по какому-либо поводу, ребенок начинает плакать, а через пару минут засыпает. Сонный час днем может сократиться до 1 раза в день, а ночной отдых остается без изменений и составляет 10-11 часов.

Познавательное развитие

9-месячный ребенок с любопытством рассматривает себя или родителей в зеркале. Играет и перебирает игрушки, рассматривает их, гремит погремушками, передает их из рук в руки.

Положительные эмоции малышу принесут песенки мамы, комментирование и показывание объектов окружения, тихая и спокойная обстановка в доме. Собираясь на прогулку, не все дети любят одеваться. Рассказывая в это время стишки или считалочки, вы не только отвлечете малыша от капризов, но и развеселите его.

Развитие речи

Ребенок на 9 месяце жизни продолжает имитировать услышанные слова и звуки, родителям же надо закрепить умения ребенка в 9 месяцев и более активно участвовать в дальнейшем его развитии. Нужно регулярно повторять вместе с ребенком звуки животных, напевать песенки, продолжать заниматься развивающими играми, складывать кубики, собирать мозаику, складывать картинки. При произношении малышом слов, не следует его копировать и повторять неправильное их значение. Не стоит называть предметы «неправильными» словами для наиболее простого запоминания малышу – это затруднит их восприятие и произношение в дальнейшем.

Советы взрослым

Родители должны давать свободу карапузу, воспитывать в нем самостоятельность. Принимая вечернюю ванну, рассказывайте и показывайте предметы туалета, давайте их рассмотреть малышу. В этом случае купание займет много времени, но это положительно отразиться на развитии. Для разработки кистей рук полезным занятием будет игра с пластиковой посудой, в которую малыш будет наливать и выливать воду.

Родителей должны насторожить такие данные состояния и развития малыша:

  1. Неспособность ползти или переворачиваться со стороны в сторону.
  2. Неустойчивое сидячее положение.
  3. Ребенок не удерживает пальчиками мелкие предметы, не интересуется погремушками.
  4. Нежелание придерживать чашку и надевать вещи.

При наличии одного из проявления следует посетить врача. Но не нужно паниковать, если ребенок отстает немного в развитии, это зависит от физиологических процессов, индивидуальных для каждого из детей. Некоторые начинают ходить в годовалом возрасте или чуточку позже, а есть те, что вообще не ползают – только ходят. Помните, только ваша выдержка и забота помогут преодолеть барьер психического и физического формирования.

9 месяцев ребенку

К девятому месяцу жизни грудничок активно осваивает окружающее пространство, учится манипулировать предметами, развивает речевые навыки, может порадовать родителей первыми шагами. В 9 месяцев ребенку свойственно любопытство, он охотно наблюдает за действиями взрослых и подражает им, проявляет интерес к общению.

С мамой весело играть

Основные навыки

Родителей беспокоит вопрос, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Каждый младенец развивается индивидуальными темпами, но к этому возрасту здоровые дети приобретают необходимые умения:

  • садятся без помощи взрослого и сидят без опоры до 10 минут;
  • держат равновесие в сидячем положении;
  • освоили ползание со сменой направления (некоторые ползают по-пластунски – задом наперед);
  • встают с поддержкой взрослого или у опоры;
  • пытаются ходить у опоры;
  • манипулируют предметами и игрушками (рвут бумагу, мнут пластилин, стучат игрушкой об игрушку, мелкие игрушки берут двумя пальчиками, крупные – всей ладошкой, листают книги с толстыми страницами из картона);
  • повторяют за взрослыми некоторые движения (хлопки в ладоши, поднимание ручек, топанье ножками);
  • по просьбе родителей показывают части тела (глазки, носик, ротик, ушки) и знакомые предметы;
  • находят предмет, спрятанный у них на глазах;
  • произносят большое количество звуков, повторяют за взрослыми слоги или простые слова;
  • перенимают эмоциональное состояние окружающих людей (смеются, если рядом кто-то смеется, плачут, если видят плачущего человека).

В 9 месяцев кроха может самостоятельно занять себя на некоторое время. В этом возрасте распознают некоторые черты будущего характера малыша: одни дети активно проводят день, нарушая все запреты, другие – тихонько сидят в одном месте и возятся с предложенными игрушками.

Сколько интересного вокруг

К 9 месяцу наблюдается существенная разница в развитии и воспитании девочек и мальчиков:

  • Девочки сильнее привязываются к родителям, быстрее, чем мальчики, развиваются в эмоциональном плане.
  • Девочки предпочитают спокойные игры и манипуляции с предметами, мальчики проявляют независимость и любознательность (влезают на низкую мебель и падают с нее, ломают игрушки и бросают их).
  • Мальчики любят активное общение со взрослыми (совместное хождение за ручку), девочки отдают предпочтение спокойному тактильному контакту (тихонько сидят на коленях у взрослых).
  • Малышки скорее, чем мальчики, начинают говорить, прислушиваются ко взрослым, скорее выполняют просьбы старших людей.
  • Мальчишки в этот период становятся очень энергичными и практически неуправляемыми, часто щипают или бьют окружающих людей (делают это не со злом, а из интереса к результату от такого поступка). Несмотря на это, специалисты считают более уравновешенными мальчиков, а не девочек.

Важно! Каждый ребенок развивается индивидуально, и отклонение от средних параметров необязательно является нарушением развития.

Как развивать девятимесячного ребенка

Современные родители стараются не упускать ни одной возможности для развития ребенка. Для этого существует большое количество методов и приемов.

Познавательное развитие ребенка в 9 месяцев

Познавательная деятельность – это процесс освоения окружающей действительности. В возрасте 9 месяцев ребенок познает мир непроизвольно, взрослые создают условия для возникновения познавательных процессов:

  1. обеспечивают безопасное перемещение младенца по квартире;
  2. предоставляют малышу разные варианты интересного предметно-игрового окружения;
  3. развивают мелкую моторику рук через обучение манипуляциям с предметами разной величины, фактуры, веса (дети с удовольствием складывают мелкие предметы в банки и коробки, открывают и закрывают крышки в них);
  4. прививают элементы правильного поведения.

Важно! Как только малыш научился передвигаться самостоятельно, в зоне доступности не должно быть опасных для него предметов.

Для расширения умения ориентироваться в пространстве используют стульчик для кормления – кроха следит за действиями родителей и манипулирует предложенными игрушками. Разноцветные кубики, баночки, коробочки, пирамидки, всевозможные игрушки способствуют всестороннему развитию карапуза. Прежде, чем дать малышу игрушку, взрослые показывают, какие манипуляции с ней можно проводить.

Важно! Мелкие предметы полезны для развития ребенка, но родителям следует помнить, что оставленный без присмотра карапуз может не только проглотить мелкий предмет, но и засунуть его в нос или ухо.

Развитие познавательных процессов

Психология утверждает, если познавательные процессы развиты правильно, то в девять месяцев ребенок:

  • вынимает и складывает предметы в коробки и банки, при складывании сопоставляет размеры – маленькое вкладывает в большое;
  • умеет ощупывать предметы пальцами и засовывать пальчик в отверстие;
  • знает расположение и назначение всех помещений в квартире;
  • способен самостоятельно исследовать пространство в жилище;
  • с интересом наблюдает за происходящим.

Умственное и речевое развитие ребенка

Умственное и речевое развития тесно связаны между собой. Малыш уже способен в течение нескольких минут удерживать внимание на одном предмете, многократно повторяет одни и те же действия, знает, как выглядят свои и чужие взрослые.

Родители читают крохе книжки с крупным изображением зверей, овощей, фруктов, карапуз старается повторить их названия или произносить звуки, которые издают животные (ав-ав, му-му, мяу и другие). К этому времени у ребенка появляется любимая игрушка, которая вызывает положительные эмоции и надолго привлекает внимание крохи.

Активный словарь 9-ти месячного ребенка небогат: мама, папа, баба, дада, дай, на, ам – самые часто произносимые слова в этом возрасте. У каждого малыша появляется индивидуальный активный словарь, который понимают только близкие люди.

Дети хорошо подражают интонациям знакомых взрослых людей, «поют» и пританцовывают под музыку. Понимают слова-запреты и слова-одобрения, соотносят слова с образами людей, предметов, действий. Проявляют интерес к общению не только с людьми, но и с домашними животными и очень огорчаются, если общение не состоялось.

Постепенно малыш учится простейшим правилам общения: машет ручкой при прощании, прячется, закрыв глаза рукой. Активно включается в совместные игры-потешки (Ладушки, Сорока-ворона), исполняет понятные простые просьбы взрослого, ориентируется в знакомом пространстве, приучен к режиму дня.

Физиологическое и психологическое развитие ребёнка

При сбалансированном питании в течение девятого месяца малыш вырастает на 1-1, 5 см и набирает веса около 450-500 г., по отношению к массе тела при рождении карапуз прибавляет до 6 кг.

Физическое развитие мальчиков и девочек немного отличается. Мальчики к 9 месяцам вырастают в среднем до 71,3 см и весят 9-9,5 кг. Рост девочек – от 68,5 до 70 см, вес – 8,2-8,7 килограммов. Средний размер окружности головы для обоих полов – от 43,8 до 45 см, обхват грудной клетки – 46,6-47,2 сантиметра.

Читайте также:  Опрелости у новорожденных: сущность, причины, устранение

В 9 месяцев ребенок умеет проявлять различные эмоции. В зависимости от ситуации он негодует, гневается, обижается, радуется или удивляется. Пользуется утвердительными и отрицательными жестами, помогает взрослому одевать себя.

Упражнения и игры для малыша

Для гармоничного роста и развития малыша родители организовывают для него различные игры и упражнения.

Игры с ребенком 9 месяцев

Для совершенствования двигательных умений из подручных средств (диванные подушки, скрученные в валик одеяла, крупные игрушки) устраивают своеобразную «детскую полосу препятствий», в конце которой находится заинтересовавший малыша предмет (пульт, телефон, любимая игрушка).

Важно! Все развивающие игры должны быть доступны для малыша, чтобы не пропал интерес к упражнению.

Манипуляции с рулоном туалетной бумаги, прикрепление к ручке малыша кусочка скотча, поиск игрушек, спрятанных в мисках с крупой, игры с сундучком, наполненным предметами с разной фактурой, – все это занятия, развивающие мелкую моторику рук.

На развитие познавательных процессов хорошо влияют игры с пирамидкой и кубиками. 9 месячный малыш не сразу сможет сложить башенку из кубиков или пирамидку, но ему точно понравится их разрушать. Родители показывают крохе куклу, потом переворачивают ее вверх ногами и просят ребенка положить игрушку правильно.

Малыши такого возраста любят «помогать» маме: с удовольствием вытирают пыль, мешают половником суп в кастрюле, моют посуду.

Игрушки для девятимесячных детей подбирают самые простые: мячики, кубики (мягкие и твердые), куклы, машинки, музыкальные игрушки. Во время игр с ними обращают внимание на их фактуру, форму, цвет, звук.

На прогулке родители знакомят кроху с окружающими предметами, позволяют подержать в руках травку, поиграть с песком.

В прятки играют своеобразно: взрослые набрасывают на малыша прозрачную ткань и ищут его.

Помните! Маленький ребенок может испугаться, если накрыть его непрозрачной тканью.

Если игрушки надоели карапузу, родители устраивают ему представление пальчикового театра. Для этого на пальцах взрослого рисуют забавные рожицы и иллюстрируют сказку или придуманную историю.

Интересно. Кастрюли, ложки, контейнеры и другие кухонные предметы привлекают ребенка больше, чем игрушки.

Для развития мышц с младенцем занимаются гимнастикой: позволяют катать коляску, учат держать равновесие на фитболе и переступать через невысокие препятствия.

Плюсы и минусы раннего развития

Раннее развитие – комплекс мероприятий, направленных на наиболее полное развитие интеллектуальных и физических способностей малыша.

Доктор Комаровский считает, что развивать ребенка нужно, но без фанатизма. Если родители занимаются с крохой умеренно, в игровой форме и не стараются перегружать его энциклопедическими знаниями, то вреда от таких занятий не будет.

Разработаны различные методики раннего развития, наиболее популярные из них:

  • Методика М. Монтессори проводится под девизом: «Научат ребенка, и он сделает это сам». Для занятий используются объемные разнофактурные фигуры, буквы и цифры, которые малыш изучает на ощупь и визуально.
  • Методика Глена Домана предлагает работу с карточками, на которых изображены буквы, цифры, слова и фото.
  • Методика М. Гмошинской предлагает развивать детей через рисование пальчиками специальными красками.

Школа раннего развития

Противники раннего развития детей утверждают, что:

  1. Интенсивное развитие познавательных процессов ущемляет другие сферы развития малыша.
  2. Для проведения полноценных занятий нужны специальное оборудование, определенные знания и трудозатраты.
  3. Ускорение естественного процесса развития несет угрозу детскому здоровью.
  4. Раннее развитие не имеет перспективы в будущем – в школе все дети занимаются по одинаковым программам.
  5. Растить талантливого малыша очень сложно, и он может стать изгоем среди обычных детей.
  6. Раннее развитие отнимает у малыша полноценное детство.

Сторонники раннего развития малышей считают, что:

  1. Раннее развитие не исключает участия малыша в других сферах жизнедеятельности.
  2. Если человек заботится о своем ребенке, то он найдет немного времени для занятий с ним.
  3. Далеко не все методики требуют большого количества учебных пособий, многие из них родители могут сделать самостоятельно.
  4. Современные условия требуют от человека умения постоянно обучаться чему-то новому, раннее развитие с детства приучает кроху к быстрому ритму жизни.
  5. Раннее развитие не предполагает обязательное воспитание вундеркинда, только развивает природные способности ребенка.
  6. Использование приемов раннего развития не отбирает у крохи счастливое детство, наоборот, делает его интереснее и полноценнее, ведь все занятия проходят в интересной форме.

Поводы для беспокойства у девятимесячного малыша

Каждый ребенок развивается индивидуально, но родители обращаются к специалисту, если малыш в 9 месяцев:

  • в сидячем положении не может удерживать равновесие;
  • не умеет стучать игрушками друг об друга;
  • не повторяет за родителями звуков и слогов;
  • не делает попыток пить из чашки без помощи родителей.

Видео

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?

Девять месяцев — возраст, когда очередной прогресс в развитии ребёнка можно отмечать едва ли не каждый день. Причём речь идёт не только о физическом развитии, но и о психологическом, социальном, эмоциональном.

Что происходит в этом возрасте?

Пожалуй, самое важное, что умеет ребенок в девять месяцев (иногда чуть раньше или чуть позже), — это распознавание собственного имени. Он реагирует уже не на интонацию, а на сочетание звуков, которые начинает отождествлять с собой: вы зовёте — он отзывается. При этом одиночества ребёнок по-прежнему боится и не переносит — ему важно знать, что мама или папа где-то рядом.

Что должен уметь ребенок?

Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев? По сравнению с более ранним возрастом, можно отметить в первую очередь:

  • умение сидеть без дополнительной опоры;
  • попытки стоять;
  • новый способ брать предметы — большим и указательным пальцами;
  • попытки подражать действиям взрослых.

Ребёнок принимает более сложные решения, чем раньше: ставит цель и держит её в голове, пытается хитрить, играет с интонацией голоса.

Физические навыки

Среди всего, что должен уметь ребенок в девять месяцев, физические навыки будут особенно заметны. Если раньше малышу надо было опираться на кресло, диван или ещё какую-нибудь мебель, чтобы сидеть и не падать, то теперь в качестве опоры служит одна рука. При этом второй рукой ребёнок пытается дотянуться до игрушки или другого предмета.

Ползает малыш уже активно, но пока не по-пластунски, а всем телом. Ближе к десяти месяцам многие дети уже учатся стоять на подошвах — им ещё предстоит многому научиться, прежде чем положение станет устойчивым и можно будет делать первые шаги. Можно подбадривать ребёнка в этих попытках, поддерживать за руку; следить за тем, чтобы он падал на мягкий ковёр и не ушибался (падения при попытках встать неизбежны).

Наконец, ребёнок учится по-новому брать предметы. Для этого он складывает большой и указательный пальцы, используя так называемый щипковый захват. Это позволяет брать в руку мелкие предметы и удерживать их гораздо прочнее, чем раньше, когда захват производился всей ладонью. Всё ещё неловко и не без помощи взрослого, но ребёнок учится пить из чашки.

Рост и вес

В среднем рост ребёнка в этом возрасте — от 70 до 73 сантиметров, а вес — от 9,2 до 9,9 килограмма, хотя уже возможны небольшие отступления от стандартных значений. Окружность головы составляет в среднем от 45 до 46 сантиметров, а обхват грудной клетки — от 44 до 45.

Режим питания

Кормить ребёнка в этом возрасте необходимо четыре-пять раз в день, примерно через каждые четыре часа.

Распорядок дня

Ночной сон в этом возрасте — 10–11 часов. Днём спать ребёнку лучше всего дважды, примерно по два — два с половиной часа. У ребёнка уже формируются собственные предпочтения относительно режима дня, но его следует приучать к регулярности и стабильности.

Эмоциональное развитие

Активное развитие ребенка в 9 месяцев приводит его к новым открытиям: он учится открывать, заполнять и опустошать ёмкости, а также осознаёт, что преграда может быть прозрачной (стекло аквариума или оконное стекло). А вот скрытые источники звука всё ещё вызывают недоумение: ребёнок может подолгу трясти игрушку, которая издаёт звук, пытаясь «вытряхнуть» источник шума.

Малыш осваивает в качестве «музыкального инструмента» свой голос, начинает играть с интонацией и с громкостью, хотя слов пока ещё нет — есть только нечёткий лепет и отдельные слоги, часто повторяемые. Ребёнок уже не только определяет по тону голоса настроение мамы или папы, но и использует собственную интонацию, чтобы передать эмоцию: желание играть, радость, печаль, боль, тревогу. Однако эмоции пока не превращаются в чёткие приоритеты. Например, если ребёнок услышит вопрос «Где?», он может найти несколько любимых игрушек и выложить их все перед собой.

Социальное развитие

Малыш наблюдает за родителями и за другими взрослыми людьми, пытается подражать разным занятиям. На гостей он может реагировать по-разному: кого-то принимает радостно и дружелюбно, кого-то сторонится, побаивается или стесняется. Ребёнка уже следует воспринимать как полноценного участника событий, говорить с ним и заранее предупреждать о том, что кто-то собирается прийти.

В этом возрасте многие дети уже учатся хитрить, и это огромное достижение. Пока ещё очень наивно и неправдоподобно, но они пытаются сделать вид, например, что плохо себя чувствуют, если надо отвлекаться от игры и идти купаться. Не ругайте ребёнка за эти попытки — обыгрывайте хитрость без лишней строгости.

Игры и игрушки

Одна из любимых игр ребёнка, который научился ориентироваться в окружающем мире, — прятки. Это всё ещё упрощённая версия пряток: на самом деле мама или папа только делают вид, что прячутся. Но ребёнок уже радуется возможности самостоятельно их «найти» за диваном или за дверцей шкафа.

Из игрушек отлично подойдут погремушки и другие предметы, способные издавать различные звуки. Кроме того, мелкую моторику ребёнка будут развивать игрушки с наполнителем, способные менять форму (их можно мять), пищащие молоточки, прозрачные игрушки с наполнителями, игрушки с липучками.

Развивать последовательность мышления помогают пирамидки, где нужно надеть кольца в определённой последовательности. Это комплексное развитие: визуальный анализ, моторика, умение планировать и достигать результата — то есть целеустремлённость. Наконец, можно играть с ребёнком, используя книжки с красочными картинками — это должны быть мягкие книги или книги с толстыми картонными страницами, чтобы ребёнок не порезался и не порвал книгу неловким движением.

На что обратить внимание

Ребёнок уже воспринимает и различает других людей! Не думайте, что можно просто так общаться с другими взрослыми, потому что малыш «всё равно ничего не понимает» — уже понимает, и очень хорошо. Обращайте внимание на то, как он реагирует на гостей. Если увидите, что реакция настороженная или испуганная, наладьте у ребёнка контакт с новым человеком, расскажите о нём, дайте понять, что бояться нечего.

Игрушки в этом возрасте уже должны быть развивающими. В этом возрасте пора от «неизменных» игрушек переходить к интерактивным: трансформируемым, собираемым-разбираемым, меняющим цвет или издающим звуки. Вполне возможно, что ребёнок будет брать и кидать игрушки — не запрещайте ему этого! Таким образом он тренирует пальцы и руки, а заодно учится соотносить желаемое с результатом.

Возможные проблемы в этом возрасте

С учётом того, что умеет ребенок в 9 месяцев, проследите за тем, чтобы он оставался в безопасности и чувствовал себя хорошо:

  • Малыш теперь способен хватать и удерживать мелкие предметы. Внимательно следите за тем, чтобы он не засунул ничего себе в нос или в рот.
  • Попытки ползти, сидеть или стоять чреваты падениями. Не бойтесь этого, но следите за тем, чтобы пол и мебель были мягкими, а вблизи не оказывалось острых углов и травмирующих предметов.
  • Следите за тем, чтобы ребёнок не оказывался вблизи от ступеней, открытого окна, работающей бытовой техники. Ему всё интересно, и он всюду попытается дотянуться, чтобы исследовать неизведанную часть мира.

Помимо всего прочего, следите за тем, чтобы вокруг не появлялось ничего пугающего: резких звуков из телевизора, громко работающего пылесоса, агрессивных животных. Пережитый стресс может потом сказываться очень долго.

Ссылка на основную публикацию