Социальное развитие младших дошкольников — важный элемент формирования личности

Социально-личностное развитие младших дошкольников в процессе игры

Галина Пивоварова
Социально-личностное развитие младших дошкольников в процессе игры

Тема социализации и адаптации детей в обществе, тема социальных взаимоотношений, в настоящее время является актуальной. Так как множество негативных явлений в обществе, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность)., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Повышенный спрос на различные тренинги среди взрослых, связанные с развитием коммуникативных навыков, межличностных взаимоотношений, на развитие навыков стрессоустойчивости, на умение решать конфликтные ситуации, говорит о том, что человек сейчас нуждается в психологической поддержке и помощи.

Способность к построению отношений, коммуникативные навыки с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений в семье и в детском саду является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом влияет на особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей на протяжении всей жизни.

Дошкольное детство – это самые важные первые шесть-семь лет, когда развитие детей идет стремительно и интенсивно, когда закладывается основа, фундамент для дальнейшего роста и развития личности.

Приходя в детский сад, ребенок попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с новыми людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности. От того, как проходит социализация и адаптация ребенка в детском обществе, зависит последующий путь социального и личностного развития человека.

Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности, как правило, отсрочен во времени. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром и преобразованием его индивидуальности благодаря этому взаимодействию. Перед нами, педагогами, стоит очень сложная задача, работая с группой детей, найти такие действенные методы и приёмы работы, которые дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей.

Особенность социализации в дошкольном возрасте – существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний уже не только во взаимодействии с взрослым, но и через игровые контакты со сверстниками. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.

Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра.

Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ соблюдается принцип значимости всех видов деятельности и рационального сочетания игры и других видов деятельности.

«Давай поиграем!» – как часто в житейской суете мы не придаем значение этому призыву, просьбе, а иногда голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далекого детства и звучащему из уст ребенка.

«Давай поиграем, ну давай!» И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.

«Да некогда мне…Не могу. Я устала… Тороплюсь….Не успеваю…» – говорим мы своему ребенку.

«Идите, играйте» – часто говорим мы детям в детском саду.

И дети идут и играют: они играют в человека-паука, монстров, которых потом же и боятся, другие в какие-то любовные романы из современных сериалов…

В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит обеды и ужины, занимается стиркой, уборкой. Чаще это свадьбы, шоппинг, бизнес…

То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем детей спать, совершаем такие поступки, смотрим такие телепередачи и фильмы, это мы покупаем детям такие игры.

В своей работе я уделяю большое внимание игре. Использую игры и игровые приёмы в разных видах деятельности, в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности.

Особое место в воспитательно-образовательном процессе, во всех возрастных группах занимают сюжетно-ролевые игры – это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются их знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет, содержание роли. В этих играх дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для возникновения сюжетно-ролевой игры необходимо наличие у ребёнка знаний об окружающей его среды, событиях и явлениях общественной жизни. Сейчас я работаю в младшей группе. В младшем возрасте в сюжетно-ролевой игре несложный сюжет. Ребёнок стремится определить для себя роль, может на некоторое время увлечься ею, но через некоторое время забывает об этом и «переключается» на другую роль и зачастую неопределённо меняет сюжет игры. Поэтому в этом возрасте главную роль я беру на себя. Главным приёмом является совместная игра. Я показываю в игровой ситуации действия с игрушками, предметами-заместителями. Хорошо зная характер детей, я могу увлечь их в совместные действия с игрушками. В этом возрасте одной из важных задач является воспитание простейших навыков совместной игры. Она доставляет детям радость и даёт возможность обмена знаниями.

Чаще всего включаюсь в процесс игры сама и показываю образцы игрового действия, рассказываю о правилах игры, вношу элемент (атрибут).

Провожу работу по развитию общения детей в игре. Поощряю доброжелательные отношения детей во время игры, учу договариваться, проявлять сочувствие, уважительное отношение к партнёрам по игре, улаживать спорные вопросы и ситуации. В процессе организации разных видов игр учитываю желания детей, их индивидуальные особенности и эмоциональное состояние, а также дружеские привязанности.

Индивидуальный подход в организации игровой деятельности имеет важное значение в личностном развитии ребёнка. Понимая это, организовываю игрыс учетом личностных особенностей детей: застенчивых, гиперактивных, конфликтных. Организую игры для мальчиков и девочек, а также совместные. В сюжетно-ролевых играх девочки выполняют роли мамы, хозяйки, мальчики – роли, связанные с мужественными профессиями. Обращаю внимание на соответствующее поведение детей.

• Для развития игровой деятельности необходимо создание предметно-развивающей среды. К созданию предметно-развивающей среды подхожу творчески. Предметно-развивающая среда организуется мною таким образом, чтобы каждый ребёнок мог заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. А всё групповое пространство доступно детям. В игровых зонах представлены как крупные предметы «Кухня», «Парикмахерская», так и множество разных по размеру модулей, бросового материала.

• Имеются сюжетно-ролевые игры, атрибуты и предметы-заместители к ним,

• Имеются дидактические игры, картотеки подвижных игр,

• Имеются разные виды театров, уголок ряжения

Полноценное развитие игровой деятельности, становится возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении – семьи и ДОУ. Для этого мною организуется постоянная работа с родителями, включающая в себя как просвещение, так и обучение навыкам управления игровой деятельностью детей в семье на основании определённых принципов:

– играйте с детьми сами;

– приобретайте игрушки разных видов;

– обогащайте впечатления детей;

– собирайте вместе с детьми материал, заменяющий игрушки;

– продумывайте полезность игрушки.

Результат: если ребёнок увлечённо и подолгу играет,родители могут быть спокойны: малыш развивается правильно!

Консультации «Игрушки ваших детей», «Играйте с детьми». «Развитие речи ребенка в процессе игры».

Родительские собрания на тему: «Растём, играя», «Игра – дело серьёзное».

Провожу «Дни открытых дверей», где родители могут увидеть, как играют их дети, общаются со сверстниками и взрослыми.

Игровая деятельность – даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членам человеческого общества. В игре у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

В заключении хочу сделать следующие выводы:

• Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий

• Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным языком игры – общими способами ее осуществления

• Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей

• для игры важна практика, играйте с детьми как можно чаще

• приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения

• поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками

• обратите особое внимание на неиграющих детей

• дети благодарны не столько взрослому лидеру, сколько взрослому выдумщику

• в игре должно быть интересно и взрослому, и ребенку

• воспитатели должны радоваться шумной активности детей

Социально-личностное развитие детей 5–6 лет в игровой деятельности при подготовке к школе Существуют различные подходы к рассмотрению проблемы готовности детей к обучению в школе. На современном этапе подготовка к школьному обучению.

Консультация для воспитателей «Социально-нравственное воспитание дошкольников старшего возраста» В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять область социально – нравственных ориентаций и чувств детей: – Обогащаются.

Консультация для воспитателей «Обучения речевому этикету младших дошкольников» Обучение речевому этикету детей 4-го года жизни. В обучении речевому этикету в этом возрасте помогают кукольные персонажи. С помощью лисички,.

Мастер-класс на тему «Сенсорное развитие младших дошкольников с использованием соленого теста» Ребята, а вы любите играть в дни рождения? (Отвечают) А что бывает на дни рождении? (Отвечают) Правильно! А какие бывают угощения? (Отвечают).

Обобщение опыта на тему «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях,.

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры» Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации.

Перспективное планирование Социально-личностное развитие. Сентябрь социализация 1. «Времена года»Учить различать изменения природы в разное время года; развивать умение рассказывать о своих переживаниях,.

Консультация «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности» Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.

Игра как средство повышения двигательной активности младших дошкольников Статья. Воспитатель: Хазова Н. Ю. Игра как средство повышения двигательной активности младших дошкольников. О необходимости физического.

Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в н лучшие.

Особенности развития личности в дошкольном возрасте

Развитие личности в дошкольном возрасте неразрывно связано с осознанием образа себя самого. Ребенок шаг за шагом получает представление о человеке вообще и о себе, как об одном из людей. Этому осознанию способствует включенность дошкольника в разные виды деятельности и общение.

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте

Становление личности подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.

Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:

  1. Этап становления самостоятельности
  2. Этап формирования личностной инициативности.

Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.

Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!

Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.

На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.

Личностные новообразования дошкольного возраста

Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.

Особенно заметны изменения в критические возрастные периоды. На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.

В то время как дошкольник утверждает собственную самостоятельность, в его личностном поле закладывается еще одно важнейшее новообразование – воля.

Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…

Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.

Зарождение личной инициативы пробуждает формирование таких сопутствующих новообразований как целеустремленность и целенаправленность.

Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.

В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество.

Развитие личностных особенностей в общении

Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.

Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.

Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по игровой деятельности.

Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.

Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры. Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.

Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок включен в общение, тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.

Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.

Негативное влияние отрицательного оценивания

Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.

К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:

  • Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
  • Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).

Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях, вредят формированию самооценки и ограничивают личностное развитие.

Роль семьи в формировании личности дошкольника

В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), стиля воспитания до принятых форм проявления эмоций.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста: важность и эффективные упражнения

Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.

В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши с темпераментом холерика. Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: как воспитывать без наказаний.

Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.

Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей. В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые. Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.

Личностное развитие дошкольника. Развитие самосознания и возникновение элементов самооценки.

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

    Вводный урок бесплатно; Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных); Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50); Более 10 000 довольных клиентов. Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем – от 600 рублей, с носителем языка – от 1500 рублей

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С. Немов).

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

Личностное развитие дошкольника включает две стороны:

1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире;

2) развитие эмоциональной и волевой сферы.

Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона – развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Компоненты личностного развития. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части.

Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции.

Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции.

Третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.).

Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны и напряженны. Каждое из них, становясь мотивом, побуждающим и направляющим поведение, определяло цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу в значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Главное достижение дошкольного детства — соподчинение мотивов, а построение стабильной мотивационной системы, начавшейся в это время, будет завершаться в младшем школьном и подростковом возрастах.

Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы.

Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые.

У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у него настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества.

Личные мотивы проявляются в разных видах деятельности. Например, в игровой деятельности ребенок стремится обеспечить себя игрушками и атрибутами игры, заранее не анализируя самого процесса игры и не выясняя, понадобятся ли ему данные предметы в ходе игры.

Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребенка формируются и общественно значимые мотивы, выражающиеся в форме желаний сделать что-то для других людей.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду — хорошо, обманывать — плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду).

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки.

Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.п. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, т.е. такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции .

Начавшийся в среднем дошкольном возрасте процесс формирования произвольного поведения продолжается в старшем. В этом возрасте ребенок в достаточной степени знает свои возможности, он сам ставит цели действия и находит средства для их достижения. У него появляется возможность планировать свои действия и производить их анализ и самоконтроль. Д.Б.Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого («Я сам») до открытия своей внутренней жизни, самосознания. При этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определенной форме поведения.

Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.

Структурными звеньями самосознания являются:

1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени; что отмечается уже у детей месячного возраста, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;

2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;

3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;

4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;

5) социально-нравственная самооценка, которая формируется в подростковом и юношеском возрасте.

Самосознание не дается от рождения, это один из процессов развития.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» – т. е. он осознает себя как личность.

Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. В этом возрасте самооценка – чисто эмоциональное образование, она не содержит рациональных компонентов и основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии. А так как родители часто восторгаются ребенком и хвалят его, то самооценка у детей в раннем детстве как правило, завышена.

В дошкольном детстве (от 3 до 6–7 лет) продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: “я рад”, “я огорчен”, “я сердит”.

Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки – аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту большой”.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих и на основе знаний и мыслей о себе у ребенка постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности – наиболее сложного компонент самосознания.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального “Я” – “какой я есть”), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального “Я” – “каким бы я хотел быть”). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Самооценка появляется во второй половине периода дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки (“я хороший”) и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый.

Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но, в то же время, играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя сипы ребенка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им.

Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

Читайте также:  Особенности физического развития ребёнка среднего дошкольного возраста

К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

– возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

– оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя;

– дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

– к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

– развивается способность мотивировать самооценку;

– появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте

Тихолиз Вероника Михайловна

студент 6 курса специальность «Практическая психология» Гуманитарно-педагогическая академия филиал ФГАОУВО, РФ, г. Ялта

Султанова Ирина Викторовна

научный руководитель, канд. психол. Наук, Гуманитарно-педагогическая академия филиал ФГАОУВО, РФ, г. Ялта

Дошкольный возраст — важный этапов в жизни ребенка, это небольшой, но самый насыщенный период жизни человека. Развитие ребенка происходит очень стремительно. Наблюдается высокий рост психического, личностного, физиологического и эмоционального развития. Возрастает интерес к окружающему миру, социуму, появляются первые и довольно уверенные признаки самостоятельности. В этот период ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, связь своих поступков с результатами. У него формируются представления о морали и поведении в обществе, возникает чувство стыда и гордости, сопереживания и сочувствия, возникает потребность в контактах со сверстниками и взрослыми.

Каждый ребенок уникален в своем развитии. Его способности и умения зависят от многих факторов. В период дошкольного возраста ребенок проходит несколько стадий развития и становления своей личности. В таком возрасте ведущей деятельностью является игра. В игре, ребенок-дошкольник, впервые осознает правила и нормы поведения в коллективе. В связи, с чем формируются такие личностные качества, как общительность, организованность, инициативность, активность, ответственность и др.

В своих исследованиях А.Н. Леонтьев о детстве пишет: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» [5, с. 4].

Дошкольный возраст также является периодом интенсивного развития познавательной сферы, развития творческой активности. Дети дошкольного возраст еще не умеют различать свой субъективный мир и сопоставлять его внешнему миру. Познавая окружающий мир дошкольник учится совершенствовать свое восприятие. Жан Пиаже называл это явление «реализм».

Важнейшим аспектом дошкольного возраста является готовность к обучению.

По словам, Л.С. Выготского, можно сказать, что движущая сила психического развития — обучение [3]. Так же Л.С. Выготский утверждал, что развитие и обучение являются разными процессами. Л.С. Выготский писал, «что есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». Обучение, «есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека» [3].

По мнению Л.И. Божович обучение и развитие это две разные вещи. Обучение создает почву для развития и призывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит внутренние процессы к движению [2].

Выдающимся отечественным ученым, Л.С. Выготским, были проведены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л.С. Выготского, которое известно теперь психологам всего мира.

А.Н. Леонтьев предпринял серьезную попутку для создания теории развития личности дошкольника. При этом он опирался на отечественных и зарубежных авторов. Сама теория представляет собой изменения места которое занимает ребенок в общественных отношениях о движущих силах которые помогают развивать его психику. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития; оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, — это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней [6]. По мнению А.Н. Леонтьева, каждая стадия психического развития ребенка должна характеризоваться отношением ребенка к действительности. Признак перехода от одной стадии к другой это изменение типа деятельности ребенка, его отношения к действительности.

В дошкольном возрасте, взрослый является центральным звеном в деятельности ребенка. В таком возрасте дети подражают во всем своим родителям, совершенно не выделяя себя и свое поведение. И только к концу раннего детства такая связь со взрослыми начинает видоизменяться.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции связанные с желаниями ребенка. К концу этого периода ребенок сталкивается с кризисом 3-х лет. В этот период он пытается сделать что-то самостоятельно, но у него ничего не получается или не оказывается рядом взрослых чтоб вовремя помочь. Такой случай может повлечь за собой эмоциональную вспышку.

Алексеева Е.Е., говорит о том, что аффективные вспышки у детей гасятся лучше всего тогда, когда взрослые не обращают на них внимания или реагируют спокойно. В случае внимания взрослого на бурное поведение, ребенок замечает, что родители потакают его слезам и капризам. Такое поведение взрослых будет являться положительным подкреплением для ребенка и капризы будут первым способом добиться своей цели. Ребенка дошкольного возраста легко отвлечь. Если такой ребенок действительно чем-то расстроен, ему следует предложить заняться чем-то интересным или показать игрушку и внимание малыша мгновенно переключится на новое дело [1].

Одним из главных периодов развития личности является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок получает всю основную информацию об окружающем мире. Также в этот период он получает навыки которые влияют на становление его личности.

Как По мнению Л.С. Выготского, младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!») [4].

Следует отметить, что каждый возрастной период охарактеризован своими возрастными особенностями. В дошкольном возрасте развитие происходит интенсивно и формируются важнейшие системы и функций организма. Воспитание ребенка закладывает основы восприятия ребенком окружающего мира и его отношение между чужими и близкими людьми.

Развитию эмоциональной сферы уделяли особое внимание такие ученые: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев еще и другие. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии ребенка. Огромное значение в личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. В дошкольном возрасте формируется глубина и устойчивость эмоций. Одна из главных причин развития эмоций в дошкольном возрасте связано с умственным развитием человека. Ребенок продолжает познавать окружающий мир, расширяет границы своего сознания. Также он знакомится с тем, что его поступки имеют как положительный так и отрицательный окрас. Дети начинают осознавать, как можно поступать, а как нет по отношению к людям. Все эти знания отражаются в чувствах и эмоциях детей.

Когнитивной сферой дошкольника занимались такие ученые как Выготский Л.С., Пиаже Ж. еще и другие. Когнитивная сфера это познавательные психические процессы. С помощью познавательных процессов человек получает необходимую информацию, отображает объективный мир. Познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для удовлетворения своих потребностей ребенок должен постоянно развиваться, обдумывать, размышлять, запоминать, высказывать. Из этого следует, что без познавательных процессов человеческая деятельность невозможна.

Одной из важнейших познавательных сфер остается интеллектуальная. Особое внимание интеллектуальной сфере уделяли такие психологи как М.А. Холодная, В.В. Зеньковский, Д.Б. Эльконин и другие. Психические процессы у младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. В таком возрасте дети не умеют еще целенаправленно анализировать, выделять главное. Данную сферу дошкольникам могут помогать целенаправленно развивать взрослые, воспитатели в детских садах. Это может быть объяснение окружающего мира, что и как построено, явления природы и другое. К главной задачи в развитии интеллекта следует отнести: формирование правильных представлений о строении мира; развитие познавательных процессов: восприятие, ощущение, речь, мышление и так далее.

Таким образом можно сказать, что каждый возрастной период ребенка это важная часть в развитии его личности. Для ее плодотворного прохождения необходимо уделять внимание всем сферам в развитии дошкольника. Помогать преодолевать ему трудности. Необходимо развивать и максимально обогащать игровую, практическую и изобразительную деятельность, а также общение друг с другом и взрослыми.

Список литературы:

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Речь СПб 2008, — с. 283.
  2. Божович Л.И Личность и её формирование в детском возрасте М Просвещение, 1968 С. 436—446. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Речь СПб 2008, — с. 283.
  3. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005, — с. 1136.
  4. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. — 146 с.
  5. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
  6. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. М., 1959.

Cоциальное развитие дошкольников

Дата публикации: 03.02.2014 2014-02-03

Статья просмотрена: 6500 раз

Библиографическое описание:

Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715. — URL https://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 11.03.2020).

В cтатье раскрывается сущность социального развития дошкольника, его включение в систему общественных отношений. Описывается процесс социально личностного развития дошкольников, который включает различные виды деятельности, отличаются выдвигаемые требования, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях и обязательный минимум содержания программы (проекта стандарта дошкольного образования), разъясняются задачи, стоящие перeд педагогами.

This article deals with content of the social development of the pre-scool pupils, their includinq of the public relations. Process of the social-personal improvement, wich includes various types of activities is described in the article. Requiment realized in pre-scool proqrammes (standards of the pre-scool education), teachers aims are discussed in the article, too.

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

– норм, ценностей, традиций, правил;

– социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию положительных качеств у подрастающего поколения. Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях является социально-личностное воспитание дошкольников. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения.

Исходя из этого, мы ставим перед собой цели, которые позволяют развить у каждого ребенка:

творческое начало, воображение, изобретательность;

умение договариваться. взаимодействовать друг с другом;

способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

способность ставить проблемы и находить их решение;

неравнодушие к проблемам общества, страны, окружающей среды.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.

Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления:

– работа с детьми;

– взаимодействие с родителями;

– работа с педагогами.

При этом в работе с детьми особое внимание надо обратить на следующие аспекты:

– адаптация детей раннего возраста;

– совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств) в старшем дошкольном возрасте;

– выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.

В силу малого жизненного опыта ребенок понимает социальный мир по-своему. Вот некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми:

Дети очень наблюдательны и любознательны. Многое замечают. Задают вопросы. Иногда сами делают умозаключения и не обязательно правильные. Особенно трудно детям оценить поведение людей: взрослых и детей. Например, мама ругается с соседями, не сдержанна в выражениях и дочка поступает точно также, так как считает, что поступает верно. Социальный опыт приобретается ребенком в общении. Общение предполагает понимание людьми друг друга. В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются детьми.

С детьми раннего возраста, как в младших группах детского сада, так и в других возрастных группах должны использоваться:

– адаптационные игры, помогающие на телесно- и предметно-игровом уровнях формировать доверительные взаимоотношения детей со взрослыми, вызывать интерес к действиям взрослого, учить ориентироваться в игровом помещении, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;

– а также игры, направленные на социальное развитие, формирующее эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками и вызывающие положительные эмоции к партнеру по игре.

Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в детском саду, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать важное значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы.

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности:

– игровая деятельность — дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

– исследовательская деятельность — дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

– изобразительная деятельность — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

– предметная деятельность — удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

– наблюдение — обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

– коммуникативная деятельность — объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

– проектная деятельность — активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

– конструктивная деятельность — дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

Как происходит социально-личностное развитие детей?

Основная работа по данному направлению осуществляется в течении всего времени пребывания детей в детском саду. Совместная деятельность педагога с детьми начинается с утреннего кругового сбора, где он устанавливает эмоциональный контакт, обогащает словарный запас, учит детей взаимодействию друг с другом, каждому ребенку предоставляется возможность высказаться о прошедших значимых событиях, о накопленной информации по выбранной теме. Очень важный момент на сборе — это дидактическая часть, здесь дети вместе с педагогом планируют свою деятельность в центрах активности. В центрах активности они взаимодействуют друг с другом: общаются, конфликтуют, учатся договариваться, планируют дальнейшую деятельность, все это ведет к достижению поставленной цели.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми в виде совместной деятельности с взрослыми способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Читайте также:  Физическое развитие ребёнка четырёх лет: особенности и упражнения

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Для качественного развития социализации детей важным аспектом является микроклимат группе. В свою очередь, для улучшения микроклимата необходимы выявление и коррекция межличностных взаимоотношений. Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы, другие менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

Следующим важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния — это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха.

На занятиях с детьми происходит их знакомство с эмоциями. Мы учимся различать эмоции по определенным признакам (например. глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт — чувство страха и т. д.).

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики, работая по новым воспитательно-образовательным программам, какими бы хорошо разработанными и обеспеченными они не были, испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-личностного развития детей. На наш взгляд причины этого сводятся к следующему:

Во-первых, человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать. Подрастающее же поколение воспринимает реалии жизни как данность. В этом различии взрослых и детей, видимо, кроется сегодня самая большая проблема. Ибо воспитывать должны взрослые, среди которых большинство не вписываются органично в современную жизнь.

Во-вторых, социально-личностное развитие детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.

В-третьих, новый подход к социально-личностному развитию детей в нашем обществе и осознанная работа в этом направлении предполагают понимание педагогами сущности процесса социализации, а также сложнейших психогенных механизмов и их роли в развитии личности.

В-четвертых, не все современные вариативные программы развития и воспитания детей дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по реализации данного направления работы.

Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время, имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью реализации социально-личностного развития дошкольников. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета. Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице. Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в дошкольных образовательных учреждениях, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников.

«Программа дошкольного образования (куррикулум) в Азербайджанской Республике»(3–6 лет) была подготовлена на основе «государственного стандарта и программы дошкольного образования», подтвержденного решением № 137 Кабинетов Министров Азербайджанской Республики 16 июля 2010-го года. Утвержденным 10 июля 2012 года Кабинетом Министров АР документ относится ко всем дошкольно образовательных учреждениях, действующим на территории Азербайджанской Республики, независимо от их подчинения и гражданской формы. В документе даны стратегии обучения и механизмы оценивания для реализации принятых стандартов.

При подготовке куррикулума дошкольного образования руководствовались следующими принципами:

– обращение к детям;

– стремление к развитию;

– создание одинаковых условий для каждого ребенка;

– необходимость подготовки детей к школьному образованию.

В блоке cоциальное развитие дошкольников обрашаются внимание на социальные и эмоциональные качества ребенка.

Социальные и эмоциональные качества развиваются у дошкольников воедино. Ребенок контролирует свою эмоциональную сферу именно на основе норм социальной среды, в которой он живет. Посредством социально-эмоционального развития у детей формируются такие моральные качества, как положительное отношение к людям, заботливость, доброта, взаимопомощь, сочуствие и т. д. Дети осваивают первичные способности, применяемые в игре, трудовой деятельности, в коллективном поведении. С помощью коммуникации в различных видах совместной деятельности обеспечиваются межличностные отношения, взаимодействие и взаимопонимание. Коммуникация становится основным методом в формировании ребенка как социальной личности.

Основные принципы организации процесса социального воспитания

– индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

– воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

– развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

– развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения. присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

– становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики. Это аксеологический, культурологический, гуманистический, антропологический, синергетический, полисубъектный, системно-структурный, комплексный, деятельностный, средовой подходы.

А сейчас разберем конкретные задачи по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям.

В среднем дошкольном возрасте развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, стремиться к общению и взаимодействию, расширять представления об окружающем мире.

В старшем дошкольном возрасте обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях, уметь «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации.

Усвоение ребенком социального опыта, происходит не только в общении, но и в совместной деятельности с другими людьми по освоению предметного мира. На протяжении всего процесса социализации ребенок усваивает новые виды деятельности. В тот или иной период отдается предпочтение определенному виду деятельности.

Усвоение ребенком социального опыта происходит и в процессе развития самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа — Я.

Поэтому перед педагогами встают задачи:

– оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении. адаптации;

– способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе, уметь управлять поведением детей;

– развивать социальную компетентность дошкольников;

– уметь проводить диагностику социального развития детей дошкольного возраста;

– повышать правовую грамотность воспитанников;

– изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям.

Таким образом, краткий обзор основных проблем социального развития позволяет сделать следующие выводы:

– социальное развитие представляет собой многоаспектный процесс, в результате которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному».

– дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека.

– социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Наша задача — воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

1. Программа дошкольного образования (куррикулум) в Азербайджанской Республике» Баку, 2012.

2. Алиева Ш. Г. Дошкольная педагогика. Баку, АДПУ, 2010

3. Государственный стандарт и программа дошкольного образования Азербайджанской Республики. Баку, 2010.

4. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: «АРКТИ», 2006.

Консультация для воспитателей на педсовете на тему: «Социально-личностное развитие младших дошкольников в процессе игры».

Способность к построению отношений, коммуникативные навыки с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений в семье и в детском саду является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом влияет на особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей на протяжении всей жизни.

Дошкольное детство – это самые важные первые шесть-семь лет, когда развитие детей идет стремительно и интенсивно, когда закладывается основа, фундамент для дальнейшего роста и развития личности.

Приходя в детский сад, ребенок попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с новыми людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности. От того, как проходит социализация и адаптация ребенка в детском обществе, зависит последующий путь социального и личностного развития человека.

Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности, как правило, отсрочен во времени. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром и преобразованием его индивидуальности благодаря этому взаимодействию. Перед нами, педагогами, стоит очень сложная задача, работая с группой детей, найти такие действенные методы и приёмы работы, которые дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей.

Особенность социализации в дошкольном возрасте – существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний уже не только во взаимодействии с взрослым, но и через игровые контакты со сверстниками. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.

Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра.

Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ соблюдается принцип значимости всех видов деятельности и рационального сочетания игры и других видов деятельности.

«Давай поиграем! » – как часто в житейской суете мы не придаем значение этому призыву, просьбе, а иногда голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далекого детства и звучащему из уст ребенка.

«Давай поиграем, ну давай! » И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.

«Да некогда мне… Не могу. Я устала… Тороплюсь… .Не успеваю… » – говорим мы своему ребенку.

«Идите, играйте» – часто говорим мы детям в детском саду.

И дети идут и играют: они играют в человека-паука, монстров, которых потом же и боятся, другие в какие-то любовные романы из современных сериалов…

В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит обеды и ужины, занимается стиркой, уборкой. Чаще это свадьбы, шоппинг, бизнес…

То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем детей спать, совершаем такие поступки, смотрим такие телепередачи и фильмы, это мы покупаем детям такие игры.

В своей работе я уделяю большое внимание игре. Использую игры и игровые приёмы в разных видах деятельности, в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности.

Особое место в воспитательно-образовательном процессе, во всех возрастных группах занимают сюжетно-ролевые игры – это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются их знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет, содержание роли. В этих играх дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для возникновения сюжетно-ролевой игры необходимо наличие у ребёнка знаний об окружающей его среды, событиях и явлениях общественной жизни. Сейчас я работаю в младшей группе. В младшем возрасте в сюжетно-ролевой игре несложный сюжет. Ребёнок стремится определить для себя роль, может на некоторое время увлечься ею, но через некоторое время забывает об этом и «переключается» на другую роль и зачастую неопределённо меняет сюжет игры. Поэтому в этом возрасте главную роль я беру на себя. Главным приёмом является совместная игра. Я показываю в игровой ситуации действия с игрушками, предметами-заместителями. Хорошо зная характер детей, я могу увлечь их в совместные действия с игрушками. В этом возрасте одной из важных задач является воспитание простейших навыков совместной игры. Она доставляет детям радость и даёт возможность обмена знаниями.

Чаще всего включаюсь в процесс игры сама и показываю образцы игрового действия, рассказываю о правилах игры, вношу элемент (атрибут) .

Провожу работу по развитию общения детей в игре. Поощряю доброжелательные отношения детей во время игры, учу договариваться, проявлять сочувствие, уважительное отношение к партнёрам по игре, улаживать спорные вопросы и ситуации. В процессе организации разных видов игр учитываю желания детей, их индивидуальные особенности и эмоциональное состояние, а также дружеские привязанности.

Индивидуальный подход в организации игровой деятельности имеет важное значение в личностном развитии ребёнка. Понимая это, организовываю игры с учетом личностных особенностей детей: застенчивых, гиперактивных, конфликтных. Организую игры для мальчиков и девочек, а также совместные. В сюжетно-ролевых играх девочки выполняют роли мамы, хозяйки, мальчики – роли, связанные с мужественными профессиями. Обращаю внимание на соответствующее поведение детей.

  • Для развития игровой деятельности необходимо создание предметно-развивающей среды. К созданию предметно-развивающей среды подхожу творчески. Предметно-развивающая среда организуется мною таким образом, чтобы каждый ребёнок мог заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. А всё групповое пространство доступно детям. В игровых зонах представлены как крупные предметы «Кухня», «Парикмахерская», так и множество разных по размеру модулей, бросового материала.
  • Имеются сюжетно-ролевые игры, атрибуты и предметы-заместители к ним,
  • Имеются дидактические игры, картотеки подвижных игр,
  • Имеются разные виды театров, уголок ряженья

Полноценное развитие игровой деятельности, становится возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении – семьи и ДОУ. Для этого мною организуется постоянная работа с родителями, включающая в себя как просвещение, так и обучение навыкам управления игровой деятельностью детей в семье на основании определённых принципов:

  • играйте с детьми сами;
  • приобретайте игрушки разных видов;
  • обогащайте впечатления детей;
  • собирайте вместе с детьми материал, заменяющий игрушки;
  • продумывайте полезность игрушки.

Результат: если ребёнок увлечённо и подолгу играет, родители могут быть спокойны: малыш развивается правильно!

Консультации «Игрушки ваших детей», «Играйте с детьми». «Развитие речи ребенка в процессе игры».

Родительские собрания на тему: «Растём, играя», «Игра – дело серьёзное».

Провожу «Дни открытых дверей», где родители моей группы могут увидеть, как играют их дети, общаются со сверстниками и взрослыми.

Игровая деятельность – даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членам человеческого общества. В игре у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

В заключении хочу сделать следующие выводы:

  • Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий
  • Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным языком игры – общими способами ее осуществления
  • Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей
  • для игры важна практика, играйте с детьми как можно чаще
  • приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения
  • поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками
  • обратите особое внимание на неиграющих детей
  • дети благодарны не столько взрослому лидеру, сколько взрослому выдумщику
  • в игре должно быть интересно и взрослому, и ребенку
  • воспитатели должны радоваться шумной активности детей.

Ссылка на основную публикацию