Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста: особенности и советы специалистов

Особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
koltsova_2.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

1.1. Особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей младшего дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира – форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др.[1]. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание .

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность заключается и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения ( отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека»

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.

Задачами сенсорного воспитания младшего дошкольного возраста являются:

– создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

– поддержание и развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

– знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов и способами обследования предметов; содействие запоминания и использования детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий.

– формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер), устанавливая тождество и различие; подбирание пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.

Содержание сенсорного воспитания – круг свойств и качеств предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности.[12,67]

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые.[11,134] Наиболее значимыми в этом направлении являются такие отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.

Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в формировании у ребенка сенсорной культуры.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Именно в младшем дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества (А.В. Запорожец) .

Необходимо, чтобы ознакомление с эталонами не просто проходило путем их показа и называния, а включало действия детей 3-4 лет, направленные на сопоставление разных эталонов, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование этих названий, что в итоге ведет к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий на их основе по словесной инструкции.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. [10,23]

Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем – с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки. Представителями дошкольной педагогики были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Ребенок младшего дошкольного возраста развивается путем «социального наследования», которое в отличие от наследования биологического предполагает не наличие врожденных способностей, а приобретение способностей при усвоении общественного опыта.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов [3,134]. Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям.

Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.[7,81]

На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом, приобретении сенсорного опыта.

Сенсорный опыт — это информация, воспринятая через органы чувств (глаза, уши, кожу, нос и язык), а также знание о внешнем мире, которое порождается этой информацией.

В результате сенсорного развития младший дошкольник овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для детей младшего дошкольного возраста сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Таким образом, особенностями сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста являются: формирование чувственного опыта, направленное на развитие полноценного восприятия; воспитание умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, формирование внимания к этим свойствам; ознакомление детей с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, нельзя не сказать о том, что сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации следующих организационно-педагогических условий:

– повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ в вопросе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, которое может быть реализовано в ходе реализации методического сопровождения педагога в его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности;

– пополнение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ материалами для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, такими, как специальные обучающие материалы для различения цветов и их оттенков, силы звука, формой, величиной, длиной, шириной предметов;

– повышение педагогической грамотности родителей по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста через систематически проводимую работу по передаче знаний, формированию представлений и практических умений у родителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат.

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. «Руки дают человеку голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки сноваспособствуют разви.

Материал в помощь родителям.

Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности предназначен для детей второй младшей группы. НОД носит характер познавательного и физического развития детей. Занятие основную цель преследует: п.

Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»С использован.

Сенсорное развитие младших дошкольников средствами дидактических игр

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 127 “Берёзка”, г. Иркутск, Иркутская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Семенова С.Г. Сенсорное развитие младших дошкольников средствами дидактических игр // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120188.html (дата обращения: 11.03.2020 ).

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается, при этом немалую роль в познании играют ежедневные впечатления от общения с людьми.
Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное развитие, в процессе сенсорного воспитания, в этот период занимает важнейшее место, так как является еще и основой для умственного развития.
Полноценному восприятию окружающей действительности помогают дидактические игры, которые служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
По мнению Э.Г. Пилюгиной, В.И. Логиновой, эффективное управление сенсорным развитием детей младшего дошкольного возраста осуществляется на занятиях или в организованной деятельности. Педагог, системно планируя проведение дидактических игр по сенсорному воспитанию, способствует эффективному развитию ощущений и восприятия, что влияет на сенсорное развитие ребенка.
Наблюдая за работой своих коллег-педагогов, я поняла, что в дошкольной организации не всегда используют планомерно дидактическую игру для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в образовательной деятельности. Поэтому, для себя поставила несколько задач, решая которые, я увидела влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей младшего возраста в процессе образовательной деятельности.
Сенсорика – это совокупность чувствующих подсистем организма.
В сенсорику любого человека входит несколько подсистем: зрительная, вестибулярная, слуховая, проприоцептивная, тактильная.
Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны: 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений. 2) овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объёмно воспринимать окружающий мир. Следовательно, сенсорное развитие – это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира с помощью подсистем организма: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Сенсорное развитие осуществляется в процессе сенсорного воспитания.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Для сенсорного развития педагог может использовать различные возможности:

  • в изобразительной деятельности: цвет и оттенки;
  • в конструктивной: форма, величина, пространственные отношения, свойства поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая);
  • в музыкальной деятельности: темп, ритм, характер музыки;
  • на лепке: свойства пластилина, глины (твёрдый, мягкий, пластичный);
  • в ознакомлении с окружающим миром: цвет, запах, звук и т.д.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте осуществляется в трех направлениях: развитие органов чувств; овладение сенсорными эталонами; усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов).
По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, я опиралась наследующие задачи:

  • развивать восприятие детей в различных видах деятельности; создавая условия для ознакомления детей со свойствами предметов и явлений окружающей действительности. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
  • обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
  • совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств;
  • развивать образные представления.

Все эти задачи я решала с помощью игры. Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра, являясь формой практики ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Большая роль в умственном воспитании детей принадлежит дидактическим играм. Эти игры имеют готовое содержание и четкие правила.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов).
Для сенсорного воспитания детей младшего возраста, я использовала следующие виды дидактических игр:

  • Игры – поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками (предметами): подобрать, складывать, вставлять, нанизывать и т.д. (матрешка, пирамидки и др.).
  • Игры с прятаньем и поиском, основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезанию предмета, их поиску и нахождению.
  • Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: “Узнай”, “Что здесь?”, “Что изменилось”, “Волшебный мешочек”.
  • Сюжетно-дидактические игры – изображение жизненных ситуаций, в выполнении роли взрослых или животных (“Напоим Машу чаем”, “Постираем кукле платье”, гуси, медведь, зайчик и т.д.).

Используя дидактическую игру в рамках образовательной деятельности, я планомерно и в системе осуществляла сенсорное развитие детей. При этом использовала дидактическую игру в образовательной деятельности как самостоятельную форму и как метод в одной из его части.
Для того, чтобы сделать свою работу наиболее эффективной, я всех детей разделила на две подгруппы, учитывая уровень развития каждого ребенка. Также мной были спланированы следующие дидактические игры, которые были направлены:

  • на формирование представлений о цвете и оттенках (два оттенка каждого цвета);
  • на формирование представлений о форме;
  • на формирование представлений о величине и размере;
  • на формирование умения обследовать и обозначать свойства реальных предметов;
  • на развитие глазомера.

Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра — “красный”, “оранжевый”, “желтый”, “зеленый”, “синий”, “фиолетовый”.

Закреплять у детей представления о шести цветах.

Подбери по цвету
1 вариант

Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

Подбери по цвету
2 вариант

Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

Подбери по цвету
3 вариант

Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

Дать детям представление о том, что цвет — признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Закреплять названия цветов спектра.

Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Какие бывают фигуры
Вариант 1

Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их).

Какие бывают фигуры
Вариант 2

Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат — треугольник, квадрат — прямоугольник, круг — овал.

Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Подбери по форме
Вариант 1

Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины

Подбери по форме
Вариант 2

Дидактическая задача. Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Кому какая форма
Вариант 1

Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Кому какая форма
Вариант 2

Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Найди предмет такой же формы

Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Что лежит в мешочке?

Закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Дидактическая задача. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: “большой”, “маленький”, “средний”, “больше”, “меньше”, “самый большой”.

Башня
Вариант 1

Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

Башня
Вариант 2

Дидактическая задача. Закрепить представления об отношениях по величине между плоскими и объемными объектами. Научить располагать в порядке убывания величины четыре предмета.

Продолжать учить детей устанавливать отношения по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.

Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

Формировать умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины.

Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Все дидактические игры были проведены мной в строгой последовательности. Сначала были проведены игры, направленные на развитие цвета, затем на развитие восприятия формы, затем на развитие восприятия величины, и в завершении на развитие глазомера. В процессе проведения большинства дидактических игр развивала навыки обследования у детей. Такая последовательность обусловлена тем, что дети сначала должны усвоить цвет и форму, только потом величину.
Чтобы привлечь внимание детей я вначале образовательной деятельности использовала сюрпризные моменты: “А кто это стучится к нам?”, “Посмотрите, что нам принесла Машенька в волшебном мешочке!” и т.д.
Дети младшего дошкольного возраста быстро устают, и чтобы их внимание не ослабло, все объяснение, и проведение дидактических игр осуществляла в процессе предметной практической деятельности. Для того, чтобы разнообразить деятельность детей я использовала физкультурные минутки, такие как: “Зайка серенький сидит…”, “Буратино” и др., пальчиковую гимнастику: “Сорока-ворона”, “Пальчик-мальчик, где ты был?” и т.д. А затем снова возвращалась к решению дидактических задач.
В процессе работы с детьми, я побуждала детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегала к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволило детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.
Во время игр и образовательной деятельности старалась заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Привлекала внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживала интерес к образовательной деятельности через введение персонажей (“пришла Катя посмотреть на нас”, “пальчики хотят помочь” и т. д.).
Все полученные представления о сенсорных эталонах я закрепляла с помощью продуктивных видов деятельности.
На занятиях по изобразительной деятельности я закрепляла с детьми основные цвета, форму. Во время конструктивной деятельности закреплялись все сенсорные представления детей: цвет, форма, размер (величина) с непосредственной практической деятельностью. Кроме того, я использовала игры для закрепления знаний на одном из этапов образовательной деятельности. Например, в водной части (предметные дидактические игры), в основной в качестве физкультминутки и подготовки мелкой моторики рук к рисованию (на данном этапе проводились словесные игры). В заключительной части использовала настольно-печатные игры.
Всё вышеперечисленное я использовала на занятиях по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, и, соответственно отражала в перспективном планировании.

Перспективный план использования дидактических игр в продуктивных видах деятельности
Название дидактической игрыДидактическая задача

Рисование
“Рисование шаров”

Дидактическая игра “Найди шар по цвету”
Цель: закреплять название цветов, учить находить шарик определенного цвета по слову воспитателя (вводная часть).

Дидактическая игра “Найди предметы по цвету и форме”
Цель: закреплять название цветов, учить находить предметы определенного цвета и формы по слову воспитателя (основная часть).

Лепка
“Бусы для мамы”

Дидактическая игра “Собери бусы для мамы”
Цель: учить чередовать цвет в определенной последовательности нанизывая на нитку: сначала крупный зеленый шарик, затем более мелкий красный шарик (заключительная часть) с переходом в самостоятельную игровую деятельность.

Рисование
“Курочка и цыплята”

Мозаика “Курочка и цыплята”
Цель: закрепление представления детей о том, что цвет может являться признаком и используется для обозначения (заключительная часть) с переходом в самостоятельную игровую деятельность.

Дидактическая игра “Найди по форме и величине”
Цель: учить находить по слову воспитателя предметы схожие по форме и цвету на картинках.

Рисование
“Огоньки ночью”

Дидактическая игра “Весёлый бассейн для пальчиков”
Цель: закреплять у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: “светлый”, “темный”, “светлее”, “темнее” (вводная часть).

Рисование
“Украшение матрешки”

Дидактическая игра “Собери матрёшку”
Цель: закреплять умение определять размер предметов на глаз. Складывать матрешку от маленькой к большой (основная часть).

Рисование
“Одуванчики и жук”

Дидактическая игра “Волшебный мешочек”
Цель: Закреплять умение обследовать предмет с закрытыми глазами, называть его на основе осязательных ощущений по форме и величине (вводная часть).

Также в работе использовался индивидуальный подход к детям, у которых был низкий уровень сенсорного развития.
Таким образом, благодаря дидактическим играм, данная группа детей продемонстрировала умения определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы; называть основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый); сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия, на основе обследования и развития глазомера.
В результате нашей совместной работы с детьми по развитию сенсорных способностей, могу с уверенностью сказать, что дидактические игры следует подбирать опираясь на возрастные и психологические особенности детей; знания, навыки и умения, приобретённые в дидактической игре, необходимо закреплять в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и в повседневной жизни. Это обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, а также развитию сенсорной культуры ребенка. И, конечно, система дидактических игр должна строится с постепенным усложнением, чтобы ребенок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями. Дидактические игры будут способствовать более эффективному сенсорному воспитанию детей лишь в том случае, если они носят целенаправленный и систематический характер.

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
  2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 2008. 315 с.
  3. Венгер Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 13. С. 42-46.
  4. Дерягина Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей. СПб: Литера, 2005. 32 с.
  5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
  6. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Учебная литература, 1996. 25 с.

Статья: Особенности сенсорного развития младших дошкольников

«сенсорное воспитание» – целостный, специально организованный специально организованный в дошкольном учреждении педагогический процесс.

«сенсорное воспитание» применительно к периоду раннего возраста – целостный, специально организованный в дошкольном учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое, индивидуализированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Статья: Особенности сенсорного развития младших дошкольников

Одна из задач дошкольного воспитания – сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. [4, с. 73].

В психолого-педагогическом словаре сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство) трактуется как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное развитие часто выступает исходным звеном умственного воспитания. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребенка.

Сенсорное развитие включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др. [1, с. 39].

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и т.д. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять соотношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи – слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков.

Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени [3, с.10, с.3].

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и другие.

Система сенсорного воспитания разрабатывалась на основе современных дидактических принципов.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. Тем самым совершенствование сенсорного воспитания должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом [5, с.4-5].

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны, которые в свою очередь выступают задачами сенсорного воспитания:

1) обеспечить накопление и усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;

2) овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объемно воспринимать окружающий мир [4, с.103].

Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.

Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям.

Таким образом, сенсорное развитие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью [2, с.6-9]

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева).

В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.

Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.

Речевой (фонематический) слух – это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, то есть формальной единицей.

Музыкальный слух – это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии [4, с.107].

Тем самым содержание сенсорного воспитания составляют сенсорные эталоны – обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за вся историю своего развития; общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы – это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета – семь цветов спектра, белый и черный цвета.

Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и т.д.

Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на старший дошкольный и школьный возраст.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период жизни малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений.

В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предметами.

На первом году жизни задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатые возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности – своя сенсорная основа [4, с.4-с.14].

Поскольку в раннем детстве еще не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм. На втором году жизни прием «опредмечивания» формы, цвета приводит к успешному выполнению заданий.

Обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то у ребенка должны складываться в первую очередь представления об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Следовательно, в программу систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить вышеперечисленные цвета (8 при рассмотрении голубого цвета как оттенка синего), 5 фигур и две величины (большой, маленький).

Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой как раз и является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение цвета, формы, величины.

Поскольку в раннем детстве еще не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм. На втором году жизни прием «опредмечивания» формы, цвета приводит к успешному выполнению заданий. Почвой для введения опредмечивания свойств, усвоения детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. Например, уже на третьем году жизни детей можно научить наносить цветовые пятна, передающие специфику определенных предметов и явлений, можно использовать цветную мозаику [4, с.13-с.16].

Необходимо отметить, что в развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчетливому различению.

На стыке содержания и методов сенсорного воспитания следует подчеркнуть способы сенсорного развития:

– практический способ (наложение, приложение, примеривание);

– зрительное соотношение (практические способы являются перспективой развития действий).

А.В. Запорожец выделяет этапы сенсорного развития:

  1. Переход к внешне ориентированному действию.
  2. Развернутая перспектива действия.
  3. Этап соединения перспективных действий.

Таким образом, основное содержание сенсорного развития в детском саду и в повседневной жизни – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

В соответствии с этапами рассматриваются уровни сенсорного развития по годам жизни ребенка:

1 – основная задача – предоставить ребенку максимальную возможность сенсорных ощущений;

2 – практическое усвоение сенсорных ощущений путем проб, соотношения предметов;

3 – манипуляционная функция: соотношение цвета, предметно-продуктивная, словесная деятельность;

4 – переход от предметной деятельности к нормативной;

5 – понятие о цветовом спектре, систематизация и закрепление понятия о геометрических фигурах, параметрах величины;

6 – сформированность представлений об основных и дополнительных цветах, светлотах, геометрических фигурах, параметрах величины, анализ сложных форм предмета [3, с.155].

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил конкретизировать понятие «сенсорное воспитание» применительно к периоду раннего возраста и определить его как целостный, специально организованный в дошкольном учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое, индивидуализированное взаимодействие воспитателя с детьми, обеспечивающее своевременное формирование предпосылок к освоению сенсорной культуры.

  1. Дубова В.П., Милашевич Е.П. Педагогический практикум в детском саду: Учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
  2. Загвоздкин В., Хилтунен Е. Монтессори и Вальдорф. – М., 1999.
  3. Запорожец А.В. Психология действия. – М. – Воронеж, 2000. – 232 с.
  4. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. – М.: Юрист, 1998 – 463 с.
  5. Монтессори М. Воображение // Мир образо­вания. – 1996. – № 9.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

Дата публикации: 09.10.2017 2017-10-09

Статья просмотрена: 936 раз

Библиографическое описание:

Смирнова Т. С., Вульферт А. В. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 177-178. — URL https://moluch.ru/archive/174/45844/ (дата обращения: 11.03.2020).

Проблема формирования сенсорных эталонов в современной педагогике достаточно востребована и изучена. Вопросом развития сенсорных способностей через дидактические игры и в процессе предметной деятельности занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи — педагоги и психологи. И в своем исследовании мы обратились к трудам таких зарубежных ученых, как J. Piaget, D&Е. Gibson, M. Montessori, F. Fröbel.

Важным моментом концепции J. Piaget, заслуживающим нашего внимания, является то, что ученый обратил внимание на совершенствование перцептивной деятельности через восприятие. Концепции D.&Е. Gibson впервые раскрыли и проанализировали систему изменяющихся в ходе развития отношений между информацией и восприятием.

Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет место у отечественных психологов. Нами рассмотрена и, отличная от зарубежной, позиция отечественных представителей психолого-педагогической науки — А. И. Ануфриевой, Т. Г. Васильевой, Р. И. Теплицкой, А. Р. Лурии, В. Г. Нечаевой и др.

Сейчас система воспитания и образования, реализует новую концепцию дошкольного воспитания, которая уже не опирается на критерии усвоения определенных знаний, приобретения навыков и умений каждым ребенком, а стремится к поиску неформальных, альтернативных путей развития личности ребенка. В современной отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к дидактическим системам F. Fröbel, M. Montessori, G. J. Dekroli, которые следовали основному принципу образования Песталоцци, который говорил, что обучение должно строиться в соответствии с естественным ходом умственного развития ребенка.

Сенсорное воспитание (развитие) как нельзя лучше отвечает этим принципам и формирует полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира. На данный момент в отечественной педагогике все больше исследователей заинтересованы в создании системы сенсорного воспитания. Теоретически обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств детей младшего дошкольного возраста; обсуждаются и внедряются изменения в практике дошкольного образования на основе правительственных постановлений, касающихся проблем воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Все это позволяет говорить о высокой актуальности выбранной нами темы. В нашем исследовании мы обратились к изучению процесса формирования сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.

Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения), также, у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют основу умственного развития.

К трем годам у ребенка появляется желание взаимодействовать со взрослым, что дает возможность взрослому (воспитателю, родителям) руководить деятельностью ребенка. Основная задача этого взаимодействия — способствовать расширению и углублению естественные для раннего возраста урони развития. Это возможно при умелом руководстве традиционными в раннем возрасте видами деятельности. При этом, конечно, необходимо знать, чему и как учить, какие методы использовать.

Руководство взрослого, его непосредственное участие в формировании представления об окружающем мире облегчает, ускоряет, приводит в систему восприятие ребенка. Без формирования взрослым правильного восприятия и обучения ребенка основным умственным операциям, восприятие ребенком новых объектов и явлений может оказаться поверхностным и неполным. Все дети разные, и развитие каждого ребенка индивидуально. Но вместе с тем есть некий минимум умений в развитии, который соответствует уровню трехлетнего ребенка:

1) Умеет играть. Использует игрушки и предметы-заместители для построения простейшей последовательности игровых действий.

2) Способен построить предмет из двух деталей (домик из кубика и призмы, стульчик для куклы из кубика и кирпичика). Воспринимает постройку как игровой материал.

3) Проявляет желание рисовать. Рисует изображения, узнаваемые для него, которые может описать.

Определяющим будет являться то, что наблюдая за игрой нам необходимо выяснить — ребенок играет? Или манипулирует предметами, повторяя действия взрослого? На основании исследований Л. А. Венгер отметим некоторые характеристики игры в младшем дошкольном возрасте.

По мнению исследователя, ребенок играет, если: воспринимает игрушечную машинку как настоящую, видит в кукле настоящего ребенка, готовит в игрушечной посуде воображаемую еду и принимает ее за настоящую.

Мы использовали методику восприятия сенсорных эталонов Л. А. Венгер с целью выявления первоначального уровня сформированности сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста. Мы руководствовались следующими критериями: принятие и понимание задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат.

На начало учебного года дети показали следующие результаты. В диагностике и участие дети младшей возрастной группы, в количестве 21 человек. Низкий уровень восприятия сенсорных эталонов был выявлен у 3 детей. Это означает, что ребёнок не понимает и не принимает задания даже в условиях обучения (показа взрослым). Средний уровень у большинства детей — 15 человек. Дети данной группы действуют, не ориентируясь на образец, а после обучения продолжают опускать игрушки без учета основного принципа. Качественный высокий уровень показали 3 человека. На этом уровне ребенок опускает игрушки, но не во всех случаях ориентируется на образец, но заинтересован в конечном результате и стремится к нему после обучения.

Для того чтобы успешно формировать развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте, рекомендуется использовать ведущий вид деятельности ребенка — игру. Нами с этой целью используются дидактические игры. Через дидактическую мы сможем развивать у детей внимание, зрительную память, умение группировать предметы по цвету. Помочь детям сформировать творческие, мыслительные способности, развивать восприятие и воображение. Такие игры нетрудно изготовить своими руками из обычных бытовых предметов — разноцветных пластиковых крышек, прищепок, цветной бумаги и других подручных материалов.

Таким образом, формирование сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте обусловлено полноценным восприятием детьми окружающей действительности, служит основой познания мира. Можно сказать, что почти все дети обладают способностями с ярко выраженной сенсорной основой. Сензитивным периодом для развития сенсорного восприятия является ранний и младший дошкольный возраст. Упускать этот возраст ни в коем случае нельзя: он важен для дальнейшего развития ребёнка. Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений, потому что невозможно представить себе жизнь без визуальных. слуховых, зрительных ощущений и впечатлений. Для полноценного развития с самого рождения ребенку жизненно необходима тренировка органов чувств. Тогда во взрослой жизни он приобретет способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

  1. Абельская Т., Неопихонова Я. Проблема развития в немецкой психологии и ее влияние на советскую педологию и психологию // Педология. — 1932. — № 4. — С. 27–36.
  2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: «Просвещение», 1969. — С. 34–38.
  3. Усова А. П., Сакулина Н. П., Аванесова В. Н., Венгер Л. А., Запорожец А. В., Поддьяков Н. Н. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. — М.: «Просвещение», 1965.

Слово педагога

Автор: Даминова Гульнур Фасхутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №70
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: “Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста”
Дата публикации: 20.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены

направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное

развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира – форме, цвете, размере, материале,

пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений

осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о

внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,

вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической

деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном

возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные

способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства,

зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность проблемы

исследования заключается еще и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с

«живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений

действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия

(отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на

органы чувств). Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности

современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие

успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие

отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются такие

отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А.

Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные

педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития

дошкольника с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную

деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство

восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов,

необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития

восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру

обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

Кроме восприятия цвета, формы и величины, манипулирование с предметами приводит к

открытию в предметах все новых и новых свойств: перемещение, падение, звучание, мягкость

или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Для чувственного познания этих свойств важно

обогащать сенсорный опыт ребенка, предлагая ему самые разные игрушки – твердые и мягкие,

наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские. Такими

предметами могут быть не только игрушки, но и разного рода домашняя утварь: крышки от

кастрюль, миски, скалки, ложки и пр. Малыш может засовывать разные предметы в кастрюлю,

примерять крышки разного размера, стучать ложкой по столу. Таким образом кроха развивает

свое восприятие и начинает понимать, что разные предметы устроены по-разному и требуют

разных способов действия. Однако, все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он

действует – как только прекращается действие, исчезает и «знание». Поэтому он готов вновь и

вновь возвращаться к этим занятиям.

Занятия рисованием и другими видами творчества также помогают сенсорному развитию,

формированию речи ребенка, расширяют его кругозор, учат навыкам игры. Поэтому, чем раньше

ребенка познакомить с разными видами творчества, тем интенсивнее будет их влияние на общее

У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и

несколько медленнее, чем на первом году жизни. Самый главный навык, который начинает

формироваться у ребенка на втором году жизни это, конечно же, речь. В этот период ребенку

важно не только слышать речь других людей, но и развивать мелкую моторику руки. Развивая

пальчики малыша, мы развиваем его речь. Поэтому так важны пальчиковые игры и игрушки,

стимулирующие выполнение мелких и точных движений, дающие богатые сенсорные ощущения.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в

процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики,

мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы,

строительный материал разного размера.

Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и

закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать

кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую. Показывайте ребенку, как

пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д.

Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружающее: различает, сравнивает,

устанавливает сходство предметов по их признакам — по цвету, форме, величине. Сначала по

образцу, а потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать кубик требуемого

цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать маленькую матрешку.

Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то

связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что

затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует

путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного

развития с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

Сенсорное воспитание ребёнка означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей

сенсорных процессов. Цель сенсорного воспитания – формирование сенсорных способностей у

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной

деятельностью и решать следующие задачи:

1. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к

сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать

его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет,

форма, размер и так далее.

2. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить,

пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.

3. Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево,

стекло, металл). Дать понятия об их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьется;

бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).

4. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие качества, свойства предметов и

действия с ними. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и

правильное соединение чувственного опыта со словом, формирование плана представлений.

5. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию

сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).

6. Организовать включение сенсорного опыта в деятельность ребенка (предметную,

продуктивную, трудовую). При этом главное внимание должно быть уделено тому, чтобы

активизировать восприятие, обеспечить реализацию чувственного опыта.

7. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в

соответствии с назначением и их свойствами

Волосова Е.Б., Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие.

/Методическое пособие./ М.: Мозайка-Синтез, Творческий центр «Сфера», 2003г.

Демина Е.С., Казюк Н.В. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. / Учебно-

методическое пособие. / М.: Творческий центр «Сфера», 2006г.

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. / Учебно-

методическое пособие./ М.

Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. / Развитие восприятия цвета, формы и

величины у детей от рождения до трех лет./ М.: Мозайка-Синтез, 2003г.

Пилюгина Э.Г., Година Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. /

Книга для воспитателя детского сада. / М.

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Первые Шаги. / Программа воспитания и

развития детей раннего возраста. / М.: Мозайка-Синтез, 2007г.

Теплюк С.Н. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. /Программа и

методические рекомендации. /М.: Мозайка-Синтез, 2007г.

Буянова, Р. Сенсорное развитие детей /Р.Буянова //Социальная работа. – 2006. – №12. – С.32.

Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан.– Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Организация сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Сологубова Елена Александровна, воспитатель Детский сад №177 ОАО «РЖД» г. Новокузнецк

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом ДОУ в ходе сенсорного воспитания детей.

В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.

Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П.Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Анализ психолого-педагогической литературы (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.

В экспериментальном исследовании, который осуществляли в двух детских садах, были сформированы группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. В контрольную группу вошли дети из ДОУ №А, а в экспериментальную группу дети из ДОУ № В. Эксперимент проходил в три этапа.

В процессе экспериментального исследования нами были подобраны методики для выявления уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (автор Г. А. Урунтаева), который устанавливался на основе изучения восприятия формы; изучения восприятия цвета; изучения умения ориентироваться в величине предметов; изучения особенностей осязательного восприятия предметов.

Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах. Было выявлено, что в контрольной группе с высоким уровнем сенсорного развития 1 ребёнок (10%). Ребенок по образцу и просьбе взрослого без ошибок находил предметы такого же цвета, ориентировался в контрастных величинах, а так же без затруднений ориентировался в формах, подбирал их по образцу. 6 детей (60%) показали средний уровень сенсорного развития. Дети по предложенному образцу с помощью педагога находили предметы названного цвета, ориентировались в величинах, но путались в названиях контрастных форм. 3 ребенка (30%) были выявлены с низким уровнем сенсорного развития. Эти дети затруднялись по образцу найти предметы данного цвета, путали цвета, так же не ориентировались в величинах, формах.

В экспериментальной группе высокий уровень сенсорного развития был выявлен так же у 1 ребенка (10%) который без затруднений находил предметы нужного цвета, не путал их, ориентировался в трех величинах и контрастных формах. 5 детей (50%) показали средний уровень сенсорного развития. Дети знали названия цветов, ориентировались в величинах, но иногда путали их, хорошо ориентировались в формах. 4 ребёнка (40%) затруднялись в выборе фигуры, затруднялись при выборе цвета, не ориентировались в трех величинах, т.е. продемонстрировали низкий уровень сенсорного развития.

Констатирующий эксперимент показал, что в контрольной и экспериментальной группе преобладает средний и низкий уровень сенсорного развития детей, что, подвели нас к необходимости изучить имеющиеся подходы в организации сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в этих ДОУ.

Анализ педагогической документации в экспериментальных детских садах показал, что в ДОУ №В ведется более целенаправленная работа по сенсорному воспитанию с детьми. Занятия, содержащие задачи сенсорного воспитания проводятся 4 раза в месяц. Дидактические игры включены в перспективное планирование. Практически после каждого занятия даются определенные домашние задания, для закрепления знаний и чувственного опыта детей которые предлагают выполнить родителям вместе с детьми. В ДОУ №А педагоги так же планируют занятия, но не везде прослеживается взаимосвязь содержания специально организованной работы по сенсорному воспитанию детей на обязательных занятиях и самостоятельной деятельности детей в течение дня. Анкетирование педагогов показало что, в детских садах воспитатели знают содержание раздела программы по сенсорному воспитанию, выделяют наиболее эффективные средства, такие как дидактические игры, пирамидки, кубы. Ориентируются в содержании программы при этом, знают формы работы и используют их в своей деятельности.

При изучении предметно-развивающей среды групп данных ДОУ обращали внимание на оснащение предметами, материалами, пособиями, способствующие обогащению сенсорных впечатлений и формированию сенсорных эталонов, а так же соответствие требованиям программы к предметно-развивающей среды. В ДОУ №А все оборудование находится в доступном для детей месте. Дети знают, где расположены игры, игрушки и т.д. Предметно-развивающая среда групп пополняется по мере необходимости. В ДОУ №В учтены все направления развития ребенка и разнообразие сред, рационального их расположения, и разнообразие которых обеспечивает возможность для поисковой деятельности и экспериментирования. В группе имеются разнообразные дидактические игры, материалы которые подобранны в соответствии требованием программы и способствующие совершенствованию сенсорного опыта детей.

Таким образом, изучая практически опыт ДОУ по сенсорному воспитанию детей показал, что работая в этом направлении учтены ни все направления работы по сенсорному воспитанию. Исходя из результатов констатирующего эксперимента нами был сделан вывод о необходимости совершенствования системы сенсорного воспитания детей в группах младшего дошкольного возраста. Была разработана модель сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, которая отразила предложенную нами систему сенсорного воспитания детей в ДОУ (см. схема№1).

Специально организованная работа по сенсорному воспитанию детей строилась исходя из выделенных условий.

Необходимым и обязательным условием сенсорного воспитания является самостоятельная деятельность детей в специально созданной развивающей среде.

Предметно-развивающая среда экспериментальной группы была дополнена: разнообразными элементами, пирамидками, плоскостными геометрическими фигурами, различными кубами выполненные из разных материалов, треугольниками, машинами с вырезными отверстиями разной формы, смонтирован развивающий сенсорный стол. В создании комфортной для детей среды помогают различные пособия, которые делают воспитатели своими руками. Нами было создано многофункциональное пособие «Чудо-теремок». Пособие способствует развитию движений пальцев рук, т.е. мелкой моторики через пристегивание, затем использование шнуровки, прикрепление элементов на «липучки», «молнии» и т.д. Данное пособие использовали так же в организации театрализованной деятельности. Дети как самостоятельно, так и под руководством воспитателя могут обыгрывать сюжеты сказок.

Для реализации задач формирующего эксперимента, таких как: формирование у детей перцептивных действий и умения самостоятельно их применять формирование систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов и умения пользоваться ими в разнообразной деятельности были использованы следующие формы организации сенсорного воспитания детей 2 младшей группы: сенсорные занятия, дидактические игры, совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми. Проводилась индивидуальная работа с теми детьми, у которых низкий уровень сенсорного развития. Детям предлагались игры-упражнения, в которых они решали определенные задания. Дети выполняли задания с удовольствием, так как они были представлены в игровой форме.

Одним из направлений нашей системы сенсорного воспитания была работа с родителями. При включении данного направления мы исходили из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества ДОУ и семьи. Был разработан перспективный план по ознакомлению родителей с содержанием сенсорного воспитания детей в младшем дошкольном возрасте. Для родителей были организованны консультации, семинары-практикумы, беседы. Были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов.

Контрольный эксперимент, проведенный на следующем этапе работы, был направлен на выявление динамики сенсорного развития детей после реализации специально разработанной нами системы сенсорного воспитания детей младшего возраста.

Результаты показали, что в контрольной группе высокий уровень сенсорного развития имеет 1 ребёнок (10%), 6 детей (60%) показали средний уровень сенсорного развития, 3 ребенка (30%) – низкий уровень сенсорного развития. Исследования, проведенные с детьми экспериментальной группы показали, что высокий уровень развития имеют 3 детей (30%), 4 детей (40%) имеют средний уровень развития, 3 ребёнка (30%) – низкий уровень сенсорного развития. По результатам контрольного эксперимента нами был сделан вывод о том, что большинство детей экспериментальной группы имеют высокий и средний уровень сенсорного развития: дети успешно справились с заданиями на узнавание формы, цвета, величины, использовали разнообразные перцептивные действия. Качественная оценка результатов эксперимента, показала, что у некоторых детей уровень сенсорного развития в целом не изменился, но произошли качественные изменения в некоторых показателях сенсорного развития: некоторые дети стали уверенно выполнять задания на различение цвета, формы, величины.

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что развитие сенсорных способностей, формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий детей младшего дошкольного возрастав условиях современного ДОУ действительно возможно при включении задач сенсорного воспитания в различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительную деятельность), организованны преимущественно в таких формах, как сенсорные занятия, дидактическая игра, игра-экспериментирование в совместной деятельности воспитателя с детьми.

схема №1

Модель сенсорного воспитания в ДОУ

Цель:

целенаправленное и систематическое обогащение сенсорного опыта детей как основы познания мира предметов и явлений, их свойств и качеств, а так же развитие сенсорных способностей

Задачи:

1. Формирование у детей систем перцептивных действий;

2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в разнообразной деятельности.

Принципы:

1.Непрерывная связь содержания сенсорного воспитания с детским опытом.

3.Учет возрастных психофизиологических особенностей и индивидуальных различий детей.

4. Систематичности и последовательности, определенной повторяемости и концентричности.

5.Взаимодействие общественного и семейного воспитания.

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие со специалистами

Организация детской деятельности:

познавательно-речевая деятельность, художественно-эстетическая деятельность, конструктивная деятельность, игровая деятельность.

1.Педагогическое просвещение родителей по вопросам сенсорного воспитания;

2.Организация совместной деятельности родителей и педагогов, способствующая сенсорному воспитанию детей

Развитие сенсорных способностей детей посредством включения в различные виды деятельности.

Игры: Творческие: театрализованные, сюжетно-ролевые. Игры с правилами: подвижные, дидактические: настольно-печатные, игры с предметами и игрушками, музыкально-дидактические игры.

Занятия: Сенсорные занятия. Занятия по продуктивным видам деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ФЭМП.

1. Консультации, беседы, устная информация, семинары-практикумы, просмотр открытых занятий.

2. Участие в обогащении и создании развивающей среды, домашние задания для закрепления знаний.

Музыкальные занятия, занятия по физической культуре, дидактические игры, подвижные игры, досуги, развлечения.

Читайте также:  Физическое развитие детей трёх лет: нормы, навыки и эффективные упражнения
Ссылка на основную публикацию

Название образовательной деятельностиДидактическая игра
1