Развитие старших дошкольников: индивидуальные особенности и практические советы

Индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста

1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент. Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:
– активность — это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные).
– преобладающее отношение к новому (положительное — улыбка, интерес, отрицательное — тревога, страх, избегание, безразличное)
– преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)
– эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)
– гибкость – отражает способность быстро переключаться, приспосабливаться (гибкие, умеренно гибкие и негибкие люди)
Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.

2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.

З. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.

4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате — к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов. Среди ожидаемых эффектов Монтессори – группы — высокая мотивация к познавательной деятельности, отсутствие или исчезновение психосоматических причин для заболеваний.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.

I. Универсальными законами развития являются:
1. наличие базисных человеческих потребностей,
2. возрастная периодизация развития,
3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,
4. сензитивная периодизация развития.

Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.
II. Индивидуальными особенностями являются:
1. характеристики темперамента,
2. способности,
3. состояние здоровья,
4. темпы соматического развития, формирования ЦНС

I. Универсальные законы развития.
1. У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот — если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Базисными мы считаем потребности:
– В пище, тепле, сне
– В безопасности – В принятии и принадлежности
– В уважении
– В самореализации.
2. По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой нами возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального, чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого), абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды.
3. Впитывающее сознание — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм
познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.
4. Сензитивные периоды – периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.

III. Средства образования.
В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.
1. Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт, для того, чтобы ребенок мог ПОЛНОЦеННО развиваться. Ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мира.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2016

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Особенности познавательного развития старших дошкольников

Уржумова А.С., Степанова Н.А.

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Cognitive development of the senior preschool children

Urzhumova A.S., Stepanova N. A.

«Magnitogorsk state technical university of G. I. Nosov»

Одним из главных аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов. Познавательная активность дошкольников очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы.

Согласно ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательно развитие – это одна из основных образовательных областей в развитии ребёнка. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [5].

Согласно позиции Д. Б. Эльконина, ребёнок дошкольного возраста посредством ведущего типа деятельности усваивает смысл человеческой деятельности. В дошкольном возрасте формируется мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Он в этом возрасте ищет ответы на вопросы, ради чего следует что-либо делать, совершать, учить. Поиск ответов на эти вопросы – одна из ценностей данного возраста [2]. Познание ребёнка в значительно большей степени, чем познание взрослого, аффективно, событийно и индивидуально.

У дошкольников 6-7 лет познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем его мире, в себе самом и регулируют его деятельность [1].

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.

Нет необходимости доказывать, что в старшем дошкольном возрасте темп умственного развития детей является весьма интенсивным и динамичным. Ребенок хочет знать все. Его интеллектуальная сфера приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Шестилетний ребёнок может многое. Но не следует, и переоценивать его умственные возможности. Тип его мышления специфичен и во многом зависит от эмоций ребёнка.

Восприятие ребёнка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребёнок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребёнка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребёнка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Ребёнок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется [2].

Благодаря различным видам деятельности память ребёнка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Ребёнок способен представить в рисунке или в уме не только конечные результаты действия, но и его промежуточный этап. С помощью речи ребёнок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Динамику развития логического мышления исследовал А. В. Запорожец. Впервые познавательная задача начинает выступать перед ребёнком в дошкольном возрасте. А. В. Запорожец отмечает, что отношение дошкольника к познавательной задаче характеризуется некоторым своеобразием, которое заключается в том, что решение интеллектуальной задачи происходит не в контексте особой познавательной деятельности, а побуждается практическими и игровыми мотивами. Так, основной задачей у старших дошкольников становится понимание принципа решения той или иной головоломки, в то время как интерес к самому процессу игры, к выигрышу отступает на задний план [3].

Возникновение особых познавательных задач вызывает к жизни особые, внутренние интеллектуальные действия, направленные на решение этих задач, – особый процесс рассуждения. А. В. Запорожец призывает относиться бережно к первым попыткам ребёнка рассуждать.

Одним из основных путей развития познавательной активности ребёнка – расширение и обогащение его опыта, развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования [2].

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребёнок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значимым для развития творчества дошкольника является сам процесс поисковых преобразований.

Преобразование ребёнком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет чёткий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами, и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребёнком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребёнок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и имеет значение для становления личности. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных решений.

Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребёнок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. С помощью моделей ребёнок материализует математические, логические, временные отношения.

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка ещё сохраняются ошибки. Так, ребёнок охотно считает членов своей семьи, но не учитывает себя самого. Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребёнка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть, целое, пространство, предмет, система предметов, случайность и т.д.).

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:

Знания и умения, которыми ребёнок овладевает без специального обучения в последовательном общении со взрослыми, в играх, в наблюдениях и др;

Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, чтение, грамота, письмо и др).

Система знаний включает две зоны – зона устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок и гипотез. Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначение предметов, задания для того, чтобы получить помощь и одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектическое мышление, способность к прогнозированию будущих изменений.

Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные. Второй этап невозможен без умения обобщать. В основном, к моменту поступления в школу, ребёнок владеет эмпирическим, т.е. основанным на опыте обобщением. Это значит, что, сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Обобщение развивается в процессе познания ребёнком свойств различных предметов. Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры, например лото. Походу таких игр ребёнок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире [3].

Читайте также:  Как происходит психологическое развитие у ребёнка 4-х лет: принципы, этапы и методы

Эмоции сильно влияют на познавательное развитие ребёнка, так как в старшем дошкольном возрасте происходит кризис 7 лет. Упрямство, строптивость и своеволие влияет на стремление ребёнка к самостоятельности, желанию всё делать самому. От ребёнка требуются особые эмоционально-волевые усилия, интеллектуальное напряжение для продуктивной мыслительной деятельности.

В 6–7-летнем возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребёнок начинает осознавать свои переживания и понимания, что значит «Я радуюсь», «Мне стыдно» и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознаёт свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, но и возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то познавательной деятельности, то у него возникает негативная оценка своих возможностей («Я это не умею») и наоборот. Формируется способность анализировать свои действия [4].

В ходе эмоционально-познавательной деятельно­сти ребенок мысленно занимает определенную позицию в предла­гаемых обстоятельствах, совершает известные воображаемые действия, проигрывает в идеальном плане различные варианты возможных решений. Так у ребенка появляется эмоциональное предвосхищение познавательных результатов. Результатом развития эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе являются следующие показатели: способность ребенка эмоционально относиться к школе, адекватно переживать свои успехи и неудачи в учебных ситуациях; мобильность мыслительных процессов; способность ребенка к произвольной регуляции мыслительных процессов и эмоциональных состояний [6].

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте идёт активное развитие познавательной деятельности. Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливости ума.

Ермолаева, М. В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. – Москва [и др.] : [Изд-во МПСИ], 2006.- 223 с.

Интелектуальное развитие и воспитание дошкольников : Учеб. пособие для пед. Вузов / Под ред. Л. Г. Нисканен. – М. : Академия, 2002. – 201 с.

Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.

Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе [Текст] : Пособие для практ. Психологов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Степанова Н.А. Подготовка педагогов к развитию эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорск, 2002

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

5-7 лет, или старший дошкольный возраст, – это важный период в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания. Это так называемый подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень – и начнется кризис 7 лет, характеризующийся сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный, увеличением самостоятельности и социального окружения.

Чтобы помочь малышу правильно пройти этот этап, необходимо знать возрастные особенности старших дошкольников, характеристики данного возраста и сферы, благоприятные для развития. Не забывайте, что здоровье вашего ребенка – это основа его успешного будущего, поэтому ему нужно именно помогать, а не заставлять делать и уметь то, на что у него пока не хватает возможностей.

Что умеет ваш ребенок?

К 5 годам малыш уже имеет навыки, ориентируясь на которые, вы можете судить о нормальном развитии своего ребенка, а также организовывать его дальнейшую деятельность, развивающие игры и занятия.

Рассмотрите общие показатели развития старших дошкольников.

Речевое развитие

  • Выстраивает сложные предложения, глаголы использует в различных временных формах.
  • Интересуется значением слов, пытается объяснить смысл какого-то слова самостоятельно, может придумать его.
  • Рифмует слова. Иногда для рифмы искажает слово (например, дед – красодед).
  • Пользуется интонацией.
  • Учит стихотворения, даже большие по размеру.

Социальное и эмоциональное развитие

  • Частично умеет контролировать свои эмоции.
  • Может манипулировать взрослыми через эмоции. Понимает, что если поплачет, ему дадут конфетку. Не стоит в этом случае потакать ребенку.
  • Интересуется чувствами и эмоциями: «Что такое любовь? Почему я злюсь? Почему девочка кричит?».
  • Пытается самостоятельно справиться с трудностями в общении (например, если кто-то обидел или отнял игрушку).
  • Использует ролевые игры и игрушки-заместители.
  • Становится более выраженной половая идентификация: «Я мальчик. Мальчики сильные, а девочки красивые!».
  • У мальчиков проявляется роль защитника (сражаться, драться, защищать маму), а у девочек – роль матери (забота об игрушках, игры в дочки-матери).


Развитие мышления и познавательных навыков

  • Умеет считать до 10 или до 20.
  • Знает название некоторых букв или проявляет интерес к их изучению, может даже читать слоги.
  • Называет свое имя, фамилию, возраст и адрес.
  • Знает цвета и различные формы предметов.
  • Ориентируется в пространстве: назад, вперед, влево, вправо, дальше, ближе, выше, ниже.
  • Может пользоваться гаджетами (звонить по телефону, включать мультики на телевизоре/планшете).
  • Становится более самостоятельным в соблюдении личной гигиены.
  • Умеет решать простые логические задачи.
  • Знает названия окружающих предметов.
  • Копирует или стремится скопировать поведение взрослого того же пола: «Я рыбачу, как папа!», «Крашу губы и причесываюсь, как мама!».

Игровые навыки и навыки обихода

  • Играет с мячом (ловит, бросает).
  • Может прыгать через препятствия.
  • Лазает по турниковой лестнице.
  • Заправляет постель.
  • Вырезает ножницами.
  • Стремится изображать объекты (дом, человек, солнце, машина).
  • Проявляет интерес к спорту, танцам или музыке.
  • Знает, что переходить дорогу или играть на дороге – опасно.

Физическое развитие

  • Активизируется процесс роста (за год ребенок может вырасти на 10 см). Рост мальчиков в среднем составляет 106-116 см, а вес – от 16 до 20 кг. Рост девочек – от 102 до 112 см, вес – от 15 до 19 кг.
  • Улучшается координация движений.
  • Активно развиваются двигательные навыки, благодаря чему ребенок может уже совершать более сложные действия. Следует заметить, что процесс окостенения в этом возрасте еще не закончен, поэтому кости легко ломаются при падении.

Какие сферы активно развиваются?

Особенности развития детей 5-7 лет также обусловлены сензитивным – т. е. наиболее благоприятным – периодом для формирования личности и социальных навыков. Уже сейчас закладывается база будущей личности ребенка.

Проявляется интерес к коллективным играм и стремление быть хорошим, лучшим, первым. Это положительная установка, которая имеет в своей основе мотив для какой-либо деятельности. Ребенок начинает понимать: чтобы победить, нужно совершить определенные действия, приложить усилия, а не просто поплакать.

Формируются морально-этические установки: чего делать нельзя, а что можно, или что делать разрешено со своими игрушками и вещами, а с чужими – нет. Выстраиваются границы личности: «Не нужно на меня кричать. Я не хочу, чтобы на меня кричали. Почему на тебя кричать нельзя, а на меня ты кричишь?». Возникает потребность в одобрении и уважении окружающих, желание приносить пользу: «Я помогу тебе. Я донесу пакет».

Дети старшего дошкольного возраста учатся сдерживать свои желания и потребности, понимают, что не все можно получить прямо сейчас. Если ребенку будут объяснять, то он поймет, что необходимо подождать, когда мама закончит убираться, и тогда можно будет пойти погулять. Ребенок начинает осознавать последствия своих поступков: не собрал за собой игрушки – до вечера играть в них не будешь.

Формируется образ своего «Я». Старший дошкольник начинает осознавать, какое место занимает в обществе, в семье (есть взрослые, а есть дети), какое отношение к нему имеют окружающие («Мама и папа меня любят и защищают»). Также ребенок начинает давать оценку самому себе (я хороший, умный, добрый). Складывается образ «идеального Я», т. е. каким бы малыш хотел быть. Чаще всего он ориентируется на ближайших взрослых: хочет быть сильным, как папа, красивой, как мама. Важно поддерживать этот идеальный образ и трансформировать его в «Я реальное». Говорить ребенку: «Ты сильный!» или «Ты очень красивая».

Следует учитывать, что в 5 лет самооценка у ребенка завышенная, а вот ближе к 7 годам она становится более реалистичной. К этому моменту он уже достаточно развил способность к самоанализу, поэтому в привычных ситуациях оценивает себя нормально, а в непривычных превышает свои возможности, так как у него еще не сложился мысленный образец идеального результата. Заниженная самооценка у ребенка – это патология! Обязательно нужна консультация психолога в такой ситуации.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться наглядно-образное мышление и закладываются основы абстрактно-логического. Иногда малышу все еще требуется совершать действия с предметами, особенно с незнакомыми, чтобы понять их предназначение, но он все чаще оперирует мысленными образами.

У старших дошколят активно развивается внимание, память и способность осознанно концентрироваться на какой-либо деятельности. Формируется усидчивость, что является необходимым навыком, когда малыш пойдет в школу и переключится на учебную деятельность. Более подробно о сензитивных периодах развития определенных сфер вы можете прочитать в статье «Сензитивные периоды».

Занятия в помощь малышу

Чтобы помочь ребенку в развитии, вы можете включать в его деятельности различные игры и упражнения, которые будут способствовать формированию определенных навыков и умений. Обязательно вводите подвижные игры, совмещая их с развивающими. Помните, что малыш еще не готов послушно сидеть за партой и выполнять все ваши требования.

Стоит рассмотреть следующие примеры игр – они нравятся большинству старших дошкольников.

Цель: развивать мышление и расширять словарный запас.

Вы говорите ребенку, что собрались на природу и вам нужно собрать корзину необходимых вещей. Можете начать их перечислять: вода, бутерброды…, а малыш должен продолжить. Используйте различные вариации игры: соберите чемодан в путешествие, пакет на прогулку, корзину в магазине и т. п.

Цель: развивать логику, мышление, внимание, координацию, память.

Для игры вам понадобится мячик. Желательно, чтобы участвовало несколько человек. Выберите тему и назовите ее – например, транспорт. Ведущий кидает мяч, а участники ловят и называют любой известный им транспорт. Повторять, разумеется, нельзя. Когда ребенок или дети начнут часто ошибаться, переключитесь на другую тему.

Цель: развитие абстрактно-логического мышления.

Необходимо предложить ребенку несколько групп предметов (начните с одной, для этого можете использовать картинки). Это могут быть овощи или фрукты, посуда или игрушки – главное, чтобы один предмет был лишним. Ребенок должен понять, какой именно. Это довольно сложная для малышей игра, поэтому давайте подсказки: «Как все эти предметы можно назвать одним словом?»

  • «Кого поймает орел?».

Цель: развивать внимание и двигательную активность.

Участвовать должно несколько человек. Сначала может быть один орел, который будет ловить зайчиков. Кого поймает, тот и становится следующим орлом. Потом можно усложнить игру, сделав несколько орлов и несколько зайчиков.

Цель: развивать воображение, логическое и образное мышление.

Обычно в шарадах изображают животных, но можно попробовать показывать предметы. Вы можете использовать картинки, которые поместите в шляпу. Дети по очереди будут вытягивать и показывать изображенный предмет, а остальные должны угадать, кто это.

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, помощь в формировании образа семьи и себя.

На листе А3 или ватмане нужно будет собрать аппликацию дома, в котором живет малыш, можно его комнаты. Туда же поместить членов семьи, включая его самого.

Для этого вам понадобятся либо краски, либо изображения различных предметов, которые можно вырезать (диван, кровать, ящик с игрушками и т. п.), а также ваши семейные фотографии или их распечатка на листе А4, ножницы или кисточки. Пусть малыш вырежет все необходимые предметы и фото членов семьи. Дальше вам нужно будет распределить их на ватмане. Например, мама может быть на кухне, папа в кабинете, ребенок играет в игрушки и т. п.

Цель: развитие, памяти внимания, мышления, воображения, логики.

Для этого вам потребуются две схожие картинки, но на одной должны быть некоторые предметы и детали, отсутствующие на другой. Покажите ребенку первую картинку и попросите запомнить, что на ней изображено. Потом уберите ее и попросите рассказать об этом изображении. Задавайте наводящие вопросы, которые помогут малышу описать картинку. После этого покажите ему вторую и спросите, что нового появилось на ней, чего не было на первой?

Читайте также:  Эффективные приёмы по развитию речи у ребёнка четырёх лет

Если ребенку сначала будет трудно выполнять это упражнение, показывайте сразу оба изображения и просто попросите рассказать, чем они отличаются.

Цель: развитие мышления и логики.

Вам понадобятся предметы разных цветов и форм. Необходимо дать ребенку задание объединить все предметы, например, розового цвета в одну группу, а белые – в другую. То же самое с формой: квадратные вправо, треугольные влево. Потом можно усложнить и попросить сложить треугольные в белую коробочку, а розовые в квадратную.

Заключение

Ваш малыш постепенно превращается во взрослого, ведь у него появляются собственные цели и заботы. Конечно, он еще очень мал, поэтому любое достижение ребенка, к которому он приложил усилие, нельзя оставлять незамеченным, особенно в старшем дошкольном возрасте, когда малыш так сильно зависит от вашего внимания и оценки. На той личностной основе, которая будет заложена в этот период, в дальнейшем выстроится уже взрослая личность. Во многом от вас зависит то, кем вырастет ваш ребенок и будет ли он счастлив.

Особенности психологического развития старших дошкольников

[dropcap]С[/dropcap]тарший дошкольный возраст – это один из самых важных периодов в жизни детей, когда ребенок начинает налаживать первые осознанные социальные контакты, расширяет границы восприятия мира и делает первые шаги в регулировании собственного поведения.

Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

Этот возрастной период отличается особой динамичностью: ребенок совершает скачок в психологическом и физическом развитии, совершенствуются его тактильные навыки, память, внимание и воображение. Ребенку особенно нужно внимание родителей, взрослых он начинает воспринимать как учителей и наставников, перенимая их манеры и поведение. В этом возрасте в группах дети происходит развитие лидерских качеств, они принимают в рамках своего круга социальные роли.

Старший дошкольный возраст – [highlight]это жизненный этап человека, где формируются особенности его личности и его психология, развиваются его способности к обучению и творчеству.[/highlight] У детей начинает формироваться система ценностей, понимание того, что ему интересно, а что нет. В его сознании появляются новые социальные потребности, они стремятся не просто общаться со сверстниками, а завоевывать их внимание и признание. Именно на этом этапе зарождается стремление быть первым, формируется собственная воля, желания перестают быть непроизвольными.

Психологические характеристики развития мышления детей 5-6 лет выглядят следующим образом:

  • Малыш перестает воспринимать происходящие с ним события исключительно с собственной точки зрения, и уже способен увидеть ситуацию со стороны.
  • Ребенок усваивает отдельные детали, но не в состоянии связать их друг с другом и увидеть общую картину.
  • Он учится анализировать и понимать природу и происхождение предметов.

Ребенок старшего дошкольного возраста, как правило, обладает хорошим словарным запасом, он может выстраивать сознательные логичные диалоги.

Именно в этом возрасте человек постигает моральный аспект существования: формируется совесть, чувство вины, целеустремленность. Благодаря этому у детей появляется искреннее желание пойти в первый класс.

В этот период у детей происходит развитие скрытности, они теряют свою детскую непосредственность и прямолинейность: они начинают скрывать свои психологические проблемы и огорчения от родителей, начинает контролировать себя и свое поведение.

Психологическое развитие старшего дошкольника

В этот период жизни ребенок переживает быстрое психологическое развитие, формируются новые для него механизмы психологической деятельности и особенности восприятия окружающего мира. Малыш задает много вопросов, стремится узнать как можно больше новой информации, пытается выстраивать логические цепочки и увидеть взаимосвязь различных процессов. В конце этого возраста превалирует интерес к практическим занятиям. Это сложный жизненный этап, состоящий из разных слагаемых: эмоционального восприятия ребенком мира, вопроса мотивации и самосознания, психологического развития, которое формируется к окончанию старшего дошкольного возраста.

Эмоции

Дети старшего дошкольного возраста становятся уравновешеннее. Связано это, в первую очередь, с тем, что у детей расширяется и сегментируется восприятие реальности. Конфликтов и приступов неконтролируемого поведения становится ощутимо меньше.

Особенности этого возраста заключаются в том, что происходит развитие эмоциональных процессов, их переживания становятся глубже и сложнее. Формируется сочувствие, сопереживание, ребенок еще не может полностью оценивать происходящее глазами другого человека, но уже понимает, что значит сопереживать.

Мотивация

У ребенка формируется психологическая система моральных и этических ценностей, выстроенная на основе принятых в обществе понятий.

В этом возрасте отмечается развитие первых мыслей о том, чтобы повзрослеть. Ребенок воспринимает родителя как надежного друга, наставника, учителя и помощника, человека, который может и умеет абсолютно все. [highlight]Ребенок стремится быть лучше и завоевывать авторитет среди сверстников, а главный авторитет для него в таком возрасте – взрослый.[/highlight] Ребенок проецирует себя на своих родителей и хочет не просто быть похожим на них, а быть как они.

У детей формируется мотивация, и ребенок становится в состоянии принимать простые решения. Он понимает, что ему нужно для достижения успеха и результата, и начинает осознанно совершать действия. Именно в этом возрасте некоторые дети начинают манипулировать взрослыми. Это происходит, потому что ребенок, еще не понимая, как его действия будут расценены со стороны и какое влияние они окажут на окружающих, уже поступают так, как они подсказывают им их внутренние мотивы.

Самосознание

На этом этапе у ребенка, благодаря желанию выделиться на фоне сверстников, появляется мотивация к обучению и творчеству. Здесь происходит серьезный психологический прорыв на интеллектуальном уровне, малыш начинает видеть общую картину, особенности, учится оценивать поступки других людей и свои собственные. Он дает оценку также качествам и способностям, зарождается критическое мышление, происходит становление личности.

[highlight]Еще одной крайне важной особенностью самосознания является развитие понятия половой идентификации:[/highlight] девочки осознают свою женскую роль, меняется их поведение, оно становится соответствующим модели поведения женщины, заложенной, чаще всего, по образу матери. Мальчики, напротив, корректируют свое поведение в сторону мужественности.

Формируется временное пространство: малыш начинает осознавать, что такое будущее и прошлое, воспринимать себя в будущем и вспоминать моменты, связанные с прошлым. Происходит процесс осознания не только явления, но и интерпретации себя во времени.

[pullquote-left]Важнейший аспект формирования самосознания ребенка – его самооценка.[/pullquote-left] В ее формировании ключевую роль играют родители и их отношение к ребенку. Родители должны поддерживать детей, вознаграждать их позитивные действия и подробно и доступно объяснять ошибки, если они недовольны поведением. Некорректное поведение взрослых губительно для детской самооценки, малыш может иметь как заниженную, так и завышенную самооценку.

Старший дошкольный возраст – это сложный и очень ответственный этап, отдельные аспекты в развитии личности особенно важны. [highlight]Если вовремя не обратить внимания на проблемные зоны этого периода, развитие личности может быть заторможено.[/highlight]

  • Плохое настроение детей, страхи, тревога.
  • Проблемы с интеллектуальным развитием, нарушение внимания.
  • Расстройство сна, хроническая усталость или повышенная утомляемость.
  • Обособленность ребенка от группы детей, или, напротив, чрезмерная амбициозность в общении.

Сюжетно-ролевая игра и ее значение в психологическом развитии

В любой детской игре, с игрушками или без, прослеживаются жизненные реалистичные сюжеты: дочки-матери, казаки-разбойники и прочее. В игре они примеряют первые социальные роли: матери, ученика, повара и прочие. Происходит это потому, что ребенок в этом возрасте начинает чувствовать себя самостоятельным и отделяется от взрослых. Малыш не в состоянии быть полноценным участником взрослой жизни и различать особенности, поэтому он создает с помощью воображения свой иллюзорный мир, где транслирует поведение взрослых на себя. Во время игр они проживают определенные жизненные аспекты, учатся новым эмоциям, ответственности, необходимости принимать решения.

Сюжетно-ролевая игра протекает по следующему сценарию:

  • Ребенок примеряет на себя взрослую социальную роль.
  • Воссоздает максимально достоверно реальную ситуацию, при этом реальные предметы он заменяет своими игрушками.
  • Малыш не может работать как взрослый человек, поэтому в своих действиях он лишь образно подражает действиям родителей. Игра остается в рамках игры, а ребенок получает опыт той или иной ситуации.

[highlight]Сюжетно-ролевые игры старшего дошкольного возраста помогают ребенку воссоздать картину устройства мира на его собственном языке[/highlight], так он постигает, что такое человеческий труд, какие существуют способы общения между людьми, происходит его психологическое развитие и взросление. Параллельно развивается его фантазия, воображение, умение выстраивать логические цепочки.

В рамках игры ребенок изо всех сил старается спасти пациента на своем хирургическом столе или научить другого ее участника азбуке, он применяет весь свой опыт, свои знания и умения. [pullquote-right]Сюжетно-ролевые игры – прекрасный инструмент для того, чтобы адаптировать ребенка ко вступлению в ответственную часть его жизни, к началу школьного периода, к общению со сверстниками и самостоятельному принятию некоторых решений.[/pullquote-right]

Игры, которые ребенок воспринимает как развлечение и погружается в них с азартом, могут стать отличным помощником в развитии интеллектуального уровня ребенка и его эмоционально-психического восприятия.

Но, тем не менее, важно не забывать, что каждый ребенок дошкольного возраста – это пусть маленькая и зарождающаяся, но уже вполне сознательная личность, со своей системой ценностей и мотивацией. Нужно принимать во внимание его интересы и желания, чутко реагировать на возникающие проблемы или отклонения. Малыш сам решает, что ему интересно, а что нет, в этом возрасте он уже в состоянии самостоятельно выбирать занятия по душе.

Каждый ребенок – особенный и не похожий ни на любого другого, со своим психологическим развитием и способом взаимодействия с миром. Важно помнить это и всегда стремиться искать индивидуальный подход.

Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста

Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами и нашли свое освещение в работах З. Икуниной, Н. Поддьякова, Л. Венгера, А. Леонтьева и др.

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями. Физически ребенок стал еще крепче. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.

На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания.

Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая. Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник в основном верно осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т. д.

У детей этого возраста уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Ребенок овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств, 5 – 6-летний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т.д. Он усваивает «язык» чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.

Конструирование, рисование, лепка – это наиболее свойственные дошкольнику занятия. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело трудиться. Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением таких заданий к ребенку придут и первое познание радости собственного труда – дела, сделанного для общего блага.

Читайте также:  Принципы развития детей дошкольного возраста: нормы, особенности и упражнения

Еще одна деятельность, элементы которой усваиваются в дошкольном детстве, – это учебная деятельность. Основная особенность ее состоит в том, что, занимаясь ею, ребенок изменяется сам, приобретая новые знания и навык и. В учебной деятельности главное – это получение новых знаний.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста нелегко.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Старший ребенок – дошкольник уже может сначала отобрать все предметы, необходимые ему для игры в доктора, а только затем начинать игру, не хватаясь уже в процессе ее то за одну, то за другую вещь. Наряду с сюжетно – ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества (новообразования), которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности поведения. Это означает умение ребенка действовать в соответствии с каким – либо образцом (или правилом) и контроль им своего поведения. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой – контролирует свое поведение. Взрослея, малыш учится организовывать сам себя. Поведение его как бы освобождается от игровой ситуации. Игры с правилами более содержательные у старших дошкольников. К шести – семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»

Однако имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Познавательные интересы возникают в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых. Большое значение для познавательного развития ребенка старшего возраста имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.п.), привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них.

При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание и на развитие словесной памяти.

Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.

К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развивается понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. Постепенно расширяя представления детей об окружающем. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности.

В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Главным итогом развития всех видов деятельности выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер) и формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

К концу дошкольного возраста ребенок может уже довольно долго выполнять какую-либо деятельность, пока она ему интересна, не требует никаких внутренних усилий, основываясь только на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованность внимания в дошкольном возрасте достигается с помощью игр.

К шести годам жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога, в результате чего понижается способность к внушаемости. Дети способны отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации. По данным исследований, старшие дошкольники в характерных жизненных ситуациях самокритичнее, требовательнее к себе, чем младшие школьники в новой для них учебной деятельности. Важные изменения в личности ребенка связаны с изменением его представлений о себе (его образе – я) и осознанием отношений к нему окружающих.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.

Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно – ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе – я.

Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности дошкольника

В основе индивидуального развития ребенка лежат его природные особенности органов чувств, головного мозга, типа нервной деятельности.

Темперамент – это совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей, своеобразия проявлений психики (Р.С. Немов). Темперамент складывается из следующих компонентов:

1) интенсивность и объем взаимодействия индивида со средой;

2) внешнего поведения и реакций на возможные действия;

3) моторики (быстроты и количества движений);

4) речи (темпа, силы голоса);

Физиологическую основу темперамента составляет тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность процессов возбуждения и торможения)

Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшем – при засыпании, в процессе сна и бодрствования.

В раннем и дошкольном возрасте свойства темперамента проявляются в играх, бытовых процессах, в общении со взрослым и сверстниками.

Первый признак темперамента заключается в том, сколько и как ребенок кричит в течение суток, насколько интенсивны сосательные движения и насколько скоординированы первые спонтанные движения младенца.

Состав свойств темперамента возникает не сразу, а в определенной последовательности, которая обусловлена:

  • общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики;
  • созреванием эндокринного аппарата;
  • особенностями типа высшей нервной деятельности.

К специфическим возрастным особенностям нервной системы ребенка относятся:

– слабость нервной системы (быстрое истощение, пониженная работоспособность, повышенная возбудимость и чувствительность). Педагог должен оберегать нервную систему ребенка, определять допустимую силу стимула.

– неуравновешенность нервных процессов (малая выносливость, быстрое утомление, охранительное торможение, когда ребенок перестает слышать взрослого, участвовать в деятельности, что говорит о перегрузке нервной системы и ребенку требуется отдых).

Слабость торможения выражается в нарушении запретов (импульсивность поведения); преждевременных реакциях (ребенок напоминает холерика).

На основе слабости нервной системы характерными возрастными особенностями ребенка

1) быстрое восстановление сил;

2) ситуативность поведения ребенка;

3) плохой перенос ограничений (во времени);

4) быстрое забывание обид, огорчений, обещаний;

5) неустойчивость привычек.

Темперамент ребенка характеризуется пластичностью, которую воспитатель должен учитывать и направлять деятельность детей, способствуя тренировке тех свойств нервной системы, которые необходимы.

Таким образом, в дошкольном возрасте может происходить следующие изменения

– изменение отдельных свойств;

– частичное изменение типа темперамента вследствие повышенной впечатлительности, склонности к подражанию; складывающихся черт личности.

Характеристика детей с разными типом темперамента.

  1. Преобладание хорошего настроения, жизнерадостен.
  2. Активен, подвижен, с богатой живой мимикой, яркие положительные эмоции.
  3. Легко приспосабливается к новым условиям, коллективу, но настроения неустойчивы.
  4. Может руководить и подчиняться; бросая начатое дело, легко берется за новое; высокая работоспособность при наличии интереса к деятельности.
  5. Легко засыпает и просыпается, предпочитает шумные игры и двигательную активность.
  6. Чувствительность к стимулам понижена, поэтому не реагирует на тихие замечания.
  7. Речь громкая, энергичная, темп быстрый.

Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт: распыленность, разбросанность интересов.

Учет свойств темперамента сангвиника:

  1. Формирование устойчивых привязанностей и интересов.
  2. Требование доводить начатое дело до конца.
  3. Воспитание уважительного отношения к достоинствам других; умения считаться с их мнением.
  1. Частая смена настроения. Эмоции имеют крайние проявления (рыдания, хохот).
  2. Бурная реакция на внешние раздражители, вспыльчивость, несдержанность.
  3. Большая активность и подвижность (просто бегает по группе).
  4. Трудности в переключении внимания; с дисциплиной; импульсивность.
  5. Нарушения правил поведения.
  6. Бурный протест на запреты взрослых; плохое засыпание и сон; не сдерживает чувство
  7. Речь быстрая, сбивчивая, непонятная.

Возможные отрицательные черты: несдержанность, резкость, неуживчивость.

Учет свойств темперамента холерика

  1. Направление энергии на полезные дела, решение сложных заданий.
  2. Исключение перевозбуждения, реализация потребности в двигательной нагрузке.
  3. Систематический контроль за соблюдением правил, требований взрослого.
  1. Очень раним, долго помнит переживания и обиды, подвержен страх аи
  2. Повышенная чувствительность; чутко улавливает настроение других, сопереживает.
  3. Мимика и движения вялые.
  4. Нервная система быстро истощается, особенно в новой обстановке.
  5. Нуждается в длительном отдыхе и восстановлении сил.
  6. Не стремится к общению со сверстниками, предпочитает одиночные игры.
  7. Речь очень тихая, невыразительная.

Возможные отрицательные черты: застенчивость, замкнутость, неуверенность, повышенная обидчивость.

Учет свойств темперамента меланхолика

  1. Повышенная теплота, доброжелательность, такт.
  2. Одобрение, поддержка положительных эмоций, уверенности ребенка
  3. Создание ситуаций успеха.
  4. Развитие активности, смелости.
  1. Низкая эмоциональность, неявное выражение эмоций.
  2. Невыразительная бедная мимика.
  3. Высокая работоспособность; высокая концентрация и тщательность в выполнении задании.
  4. Медлительность; навыки формируются крайне медленно, но очень устойчивы.
  5. Предпочитает спокойные одиночные игры; избегает двигательной нагрузки.
  6. Болезненное переживание изменений обстановки, плохо сходится с детьми.
  7. Легко засыпает, много спит.
  8. Речь медленная, негромкая, с длительными паузами.

Возможные отрицательные черты: безынициативность, апатия, вялость, лень.

Учет свойств темперамента флегматика:

  1. Тренировка процесса торможения.
  2. запас времени для выполнения задания.
  3. Спокойный ровный тон в общении с ребенком.
  4. Любая нагрузка дается на положительном эмоциональном фоне, включает элемент игры.

Ссылка на основную публикацию