Развитие общения в старшем дошкольном возрасте, как элемент формирования уверенности ребёнка

Характерные особенности общения в дошкольном возрасте

Можно сказать, что личность ребенка формируется в общении. Благодаря взаимодействию с окружающими людьми ребенок устанавливает связи с миром во всех его проявлениях. Особенности общения в дошкольном возрасте основаны на том, что это одновременно эмоциональная среда и своеобразная школа, которая обучает ребенка всему, что ему важно знать, понимать и уметь.

Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста

Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.

Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.

Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.

Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.

Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность пообщаться со взрослыми или сверстниками. Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками. А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.

Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами. Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.

Основные условия развития общения в дошкольном возрасте

В жизни ребенка первостепенную роль играют близкие люди, и вовлечение малыша в общение зависит от них. В отличие от старших детей, любая деятельность дошкольников направляется взрослыми. Складываются соответствующие особенности общения детей дошкольного возраста:

  • Взрослый постепенно погружает ребенка в знания и умения, выработанные многими поколениями человечества, и без которых немыслима жизнь.
  • Ребенок воспринимает взрослых людей как образец — как вести себя, какие чувства и качества проявлять в разнообразных ситуациях.
  • Общаясь со взрослыми, дошкольник получает обратную связь в виде поддержки, похвалы.
  • Общение со сверстниками предоставляет возможность ребенку познавать себя и осознавать, что он один из таких же детей.

Мотивы общения дошкольников

Выясним, какие мотивы движут дошкольниками, когда они инициируют общение с взрослым или сверстником. 3-летний малыш подает папе детали конструктора – это уже приглашение к взаимодействию. 4-летний «почемучка» осаждает родителей вопросами, что да как. Дошкольник 5 лет усаживает бабушку в кресло и заявляет, что он будет ее лечить. 6-7-летний ребенок заявляет, что он пойдет играть с Мишкой, а вот с Владиком ему неинтересно.

В любом из этих случаев проявляется ведущий мотив. У младших дошкольников преобладают познавательные мотивы. Дети понимают, что взрослые многое умеют и знают, поэтому, кроме эмоционального притяжения к взрослым людям, ими управляет познавательный интерес.

В среднем дошкольном возрасте дети нуждаются в партнерах по игре. Их привлекают сюжетные игры, моделирующие повседневную жизнь.

А поскольку самым расторопным партнером по игре является взрослый, дети любят вовлекать в исполнение роли мам, бабушек и реже мужскую часть семьи. Пусть имеет место игровая деятельность, но преобладают в этом возрасте деловые мотивы общения.

Старшие дошкольники активно общаются как со взрослыми, так и с ровесниками. По отношению к сверстникам они становятся избирательными. У них появляются друзья, с которыми они готовы играть в «дочки-матери», в футбол и любую другую игру. Но выявляется и категория детей, с которыми они не намерены общаться. А если играть в командной игре, то в разных командах. На первый план на данном возрастном этапе выходят личностные мотивы.

К взрослым 6-летние дети также продолжают обращаться с вопросами или желанием услышать оценку, похвалу. Наряду с познанием мира, их теперь часто интересуют вопросы нравственного характера. Мотивы общения детей дошкольного возраста с взрослыми в подобных случаях также можно отнести к личностным.

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

Коммуникативная потребность особенная. Она складывается как необходимость познания себя и других людей. Для удовлетворения названной потребности важны хотя бы первичные навыки общения. О каких коммуникативных навыках можно говорить в возрасте 3-5 лет.

Чтобы направлять ребенка к развитию успешных взаимодействий, обратите внимание, как малыш проявляет себя, пытаясь общаться с такими же малышами. Для общения младших дошкольников характерно:

  • Внимание к сверстнику как к такому же «как я сам».
  • Эмоциональное восприятие взаимодействия с ровесником.
  • Стремление показать себя сверстнику: что умею, как делаю.
  • Чуткость и восприимчивость к тому, как относится маленький партнер по общению.

Все перечисленные компоненты важны. Наблюдая за ребенком, взрослым несложно заметить, что присутствует в избытке, а какие проявления и вовсе отсутствуют. Например, если дошкольник только демонстрирует свои достижения, необходимо вмешаться и предложить: «Давай посмотрим, как девочка/мальчик умеет делать…», «Показал свой экскаватор, а теперь твой друг хочет продемонстрировать, как ездят его машинки».

Полезно регулировать эмоциональный фон общения дошкольников. Насупившимся детям их настроение будет мешать. Изменению эмоций способствует удивление. Придумайте, как удивить малышей (построив необычную башенку, продемонстрировав неочевидные достоинства знакомой игрушки и пр.), и увидите, как положительно изменится их настроение и завяжется общение.

Если прививать культуру взаимодействий с раннего детства, со временем младшие дошкольники интуитивно проявляют столь важное качество — уделять внимание партнеру по общению. Это возможность развить коммуникативные способности ребенка.

Общение старших дошкольников более многопланово. После 5-ти лет дети проводят значительное время со сверстниками. Они связаны различными видами деятельности, требующими общения.

Это и сюжетно-ролевая игра, и творчество, и продуктивная деятельность. Взаимодействие с другими часто принимает форму сотрудничества.

Насколько успешно будет складываться сотрудничество, зависит от каждого участника. В старшем дошкольном возрасте развитие навыков общения тесно переплетено с формированием нравственных качеств. Доброжелательность и внимание к другому, приветливость и дружелюбие, готовность к взаимопомощи и способность уступить – те качества, без которых межличностные отношения не могут быть успешными.

Как способствовать развитию потребности в общении

Современные условия вносят свои коррективы в коммуникативную сферу, причем не всегда полезные. Быстрое распространение всевозможных гаджетов и интерактивных технологий захватило жизнь человека и проникло даже на этап дошкольного детства. В результате дети, вместо того чтобы тянуться к общению, с большим интересом застывают перед мигающим экраном.

Изучив особенности общения, присущие детям дошкольного возраста, видим, сколь велика роль взрослого человека в развитии у ребенка потребности к коммуникации. Безусловно, общительность дошкольника зависит от его природных данных, преобладания экстраверсии или интроверсии. Тем не менее, родителям важно осознавать свою причастность к развитию у малыша потребности в общении.

Как бы ни было удобно родителям, когда ребенок занят своими игрушками, лучше отложить свои дела и пообщаться с ним. Расспросить об игрушках или что малыш строит, рисует и т.д. В такие беседы всегда можно внести познавательный элемент и доступно рассказать о животных, о технике, обратить внимание на цвет, форму, размер. Главное, предлагать полезную информацию доступным ребенку языком.

Очень активных детей важно учить другому: не сыпать вопросами, а выслушивать ответ, проявлять внимание к партнеру по игре, следить за корректностью высказываний. Такие привычки способствуют формированию бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста.

Взрослые привьют ребенку полезные навыки для совместных игр, если несколько раз сами инициируют такую игру. Мама или папа легко могут выступить в роли организатора и участника действий. Введут правила игра, будут следить за их выполнением. Подобная совместная деятельность уместна и с 3-летними малышами (построить паровозик из кубиков одного цвета, поиграть в прятки) и старшими дошкольниками (придумывание слов на одну и ту же букву, рисование ребусов, игра в испорченный телефон). Вариантов совместных игр множество, и детям невероятно интересно играть с родителями.

Прочитав сказку или посмотрев детскую книжку, самое время пообщаться с ребенком, затрагивая нравственные качества героев. Кто из героев понравился, какие поступки совершали персонажи произведения, к кому возникло расположение и сочувствие, а кто, наоборот, заслуживает порицания. Детские произведения содержат богатый для обсуждения материал и способствуют формированию познавательных и личностных мотивов общения.

Очевидно, что развитие навыков общения в дошкольном возрасте происходит в естественных условиях. То, что получают дети в общении с родителями, в дальнейшем переносится в среду сверстников. Сугубо детское общение, конечно же, складывается иначе. Среди сверстников нет того рефери, который следит, как взрослый, чтобы все было по справедливости и по правилам. Тем не менее, каждый родитель ответственен за то, какие нормы и навыки его ребенок транслирует в детскую среду.

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.

Отношения между людьми выстраиваются естественным образом; но в реальности кто-то общается легко и непринужденно, а кому-то это стоит большого труда. А каково детишкам, которые впервые приходят из дома в детский коллектив!

Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует полноценное формирование у ребенка мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада.

Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

В конечном итоге, возникающие осложнения иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива.

Воспитатели не всегда в полной мере осознают значимость общения для детей, ведь в современном образовательном пространстве иные приоритеты, так например интеллектуальное развитие. Постоянные занятия, кружки не оставляют времени ни на сюжетно-ролевую игру, ни на совместную деятельность. А ведь именно они оказывают определяющее влияние на развитие взаимоотношений у дошкольников.

Зачастую, педагоги испытывают трудности во взаимодействии с конфликтными детьми, агрессивными, гиперактивными, порой не хватает навыков партнерского общения. Особенности отношений воспитателя с детьми, коммуникативная компетентность педагога оказывают влияние на установление доброжелательных отношений между детьми, отражаются на психологическом микроклимате группы.

Мы живем в эпоху противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в тоже время они чаще жалуются на скуку. Мы все больше говорим о чувствах, но в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием, готовностью помочь окружающим.

И этому есть объяснения. Изменилась атмосфера в семьях. Интенсивный темп жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляют времени для живого общения с детьми. А ведь именно семья, в которой растет ребенок: ее особенности, уклад жизни, взаимоотношения членов семьи, их взгляды, интересы и требования к детям, – оказывает большое влияние на характер общения ребенка с окружающими.

Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Актуальность данной проблемы определяет необходимость проведения системы мероприятий, направленных на формирование у дошкольников коммуникативных навыков. Методологическую основу данной работы составили избранные психологические труды М.И.Лисиной [5], Т.А.Репиной [9], лекции Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой[11]; идеи и разработки В.А. Петровского[13], Н.В. Клюевой, Н.Л. Кряжевой[4], М.А. Панфиловой[10], Ю.Б.Гиппенрейтер[1], Г.Мониной, Е.Лютовой[6], [7], [8], М.И Чистяковой[17], К. Фопеля[14]; программа “Тропинка к своему “Я” О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушиной[16]; программа “Давайте жить дружно!” С.В. Крюковой[3].

В ходе работы решались следующие задачи:

Задачи

  • Выявить основные причины, вызывающие трудности в общении у старших дошкольников.
  • Составить программу групповых занятий для детей старшего дошкольного возраста на формирование коммуникативных навыков.
  • Способствовать повышению социально-психологической компетентности воспитателей и родителей.
  • Методы работы

    1. Комплекс диагностических методик, направленный на изучение общения ребенка со сверстниками, а также выявление компетентности педагогов во взаимодействии с ребенком.
    2. Наблюдение за детьми в естественных условиях.
    3. Ролевые игры.
    4. Психогимнастические игры.
    5. Коммуникативные игры.
    6. Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
    7. Работа со сказкой. (Задания с использованием терапевтических метафор).
    8. Релаксационные методы.
    9. Эмоционально-символические методы.
    10. Методы проблемных ситуаций.
    11. Дидактические игры.

    1 этап. Диагностический этап позволил выявить “изолированных” и “непринятых” детей с помощью метода социометрического выбора, игры “Секрет”. Для анализа взаимоотношений в группе не всегда достаточно иметь данные о принадлежности ребенка к той или иной социометрической подгруппе. Для того, чтобы получить наиболее полную информацию о взаимоотношениях в группе детей, более точно определить статус каждого члена группы была использована методика “Два дома” Р.И. Бардиной. На основе полученных данных, а также анализа аргументов детей по поводу своих выборов, составлены характеристики, определяющие реальное положение каждого ребенка среди сверстников.

    Анкетирование воспитателей групп, а также метод наблюдения за детьми в естественных условиях позволили изучить уровень игровых умений и навыков, навыки культуры общения и особенности поведения в конфликтных ситуациях “непринятых” и “изолированных” детей, а также детей с низким личностным статусом.

    Читайте также:  Развитие старших дошкольников: индивидуальные особенности и практические советы

    Беседы с родителями и анкетирование выявили особенности эмоционального развития ребенка, семейной атмосферы, наличие потребности в общении, проявление эгоцентризма, конфронтации в семье, сотрудничества, семейных и внутрисемейных предпочтений.

    Исходя из наблюдений и полученных данных диагностики, можно сказать, что трудности в общении вызваны:

    • недостаточной развитостью у ребенка игровых умений и навыков, а также уровня общих знаний (в 66% случаев);
    • неумением строить взаимоотношения со сверстниками, недостаточной развитостью коммуникативных навыков (в 83 % случаев);
    • отсутствием умения управлять своим поведением (импульсивные дети в большинстве случаев оказываются вне игры из-за того, что невольно дезорганизуют ее, а медлительные дети, не “устраивают” сверстников, так как не могут обеспечить необходимый в игре динамизм действий);
    • несформированностью потребности в общении со сверстниками (ребенок предпочитает совместным играм игру в одиночестве);
    • непривлекательным внешним видом.

    2 этап. Систематизируя и проводя анализ имеющихся программ, способствующих развитию эмоционального мира и навыков общения, способности к эмпатии и использованию конструктивных способов решения конфликтных ситуаций, исходя из опыта практического применения этих программ, а также выявленных трудностей в общении у старших дошкольников была составлена программа “Тропинка дружбы”. В её основу легли следующие программы и разработки:

    • программа “Тропинка к своему “Я”” (О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина);
    • программа “Давайте жить дружно!” С.В. Крюкова;
    • разработки по конфликтологии В.Я.Зедгенидзе[2];
    • игры Клауса Фопеля, Н.Л. Кряжевой.

    Цель программы – формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников.

    Задачи программы:

    1. Формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему “Я” и к сверстникам.
    2. Развивать способность к эмпатии и сопереживанию, умение владеть своими чувствами.
    3. Прививать дошкольникам социальные навыки: умение выслушивать другого, согласовывать свои действия, оказывать взаимопомощь, делиться со сверстником и т.д.
    4. Развивать эмоциональную произвольность.
    5. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от гнева, разрешать конфликтные ситуации и др.).

    Программа рассчитана на детей 5-6 лет, включает в себя 17 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов.

    Условно программа состоит из трех этапов.

    Первый этап программы направлен на сплочение группы, формирование уверенности в себе и позитивного отношения к сверстникам. Включает в себя 5 занятий.

    Второй этап позволяет отработать с детьми тему “Дружба”. Данный этап включает в себя 8 занятий, предложенных О.В. Хухлаевой, И.М.Первушиной в программе “Тропинка к своему “Я”. Большую роль в развитии эмпатии, сопереживания, формировании дружеских взаимоотношений играют сказки. Поэтому в программе особое место отведено работе со сказкой.

    Третий этап включает игры и упражнения на снятие конфликтности и оказание помощи в совместной деятельности. Отрабатываются навыки реагирования в конфликтных ситуациях (“Ссора”, “Примирение”), дети учатся решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения (“Сладкая проблема”, “Коврик мира”). Совместные работы: “ Рисуем всей группой”, “Буря”, “Мастер и подмастерья” способствовали развитию навыков совместной деятельности, учили детей договариваться, развивали творческое воображение, формировали навыки групповой работы, развивали умение слушать и понимать других.

    Важную роль на занятиях отводится наглядности. Для этого используются сюжетные картинки, схематические изображения, маски. Придавая большое значение наглядности, детям была предложена карта тренинга “Тропинка дружбы”, которая наглядно-схематически отражала все этапы занятия и концепцию тренинга в целом. Карта стала мотивационным и систематизирующим компонентом каждого занятия, способствовала лучшему усвоению знаний и навыков, рефлексии.

    Для занятий изготовлен ряд дидактических игр. Среди них: “Азбука настроения”, “Пиктограммы”, “Ситуации”, “Ролевая гимнастика”, а также авторские разработки “Лото настроения”, “Путешествие в мир эмоций” (Приложение 1).

    Помимо групповой работы, с детьми, имеющими трудности в общении, проводилась индивидуальная работа. Она строилась, исходя из причин и природы трудностей, вызывающих неблагополучие взаимоотношений. Так, помощь детям с недостаточной развитостью игровых умений и навыков осуществлялась путем систематически проводимых совместных игр-занятий.

    Эта работа проводилась в тесном взаимодействии с воспитателями группы. Ведь обучение игровым навыкам еще не гарантирует, что ребенок будет принят в игру. Необходимым условием являлась также переориентация негативного отношения к нему сверстников, “активное устроение” ребенка в жизни коллектива, которое представляло, как правило, длительный процесс и требовало систематической поддержки со стороны педагога. Для достижения большей эффективности в установлении отношений таких детей со сверстниками мы объединяли их сначала с наиболее доброжелательными детьми в группе, с ярко выраженными положительными качествами.

    С детьми, трудности в общении у которых вызваны отсутствием умения управлять своим поведением, импульсивностью, двигательным беспокойством индивидуальная работа должна стать предварительной к групповой.

    Посредством индивидуальной работы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать — понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания, преодолевать двигательное беспокойство. С этой целью можно использовать игры, предложенные Г.Д. Черепановой “Клубочек”, “Послушай тишину”, “Маленькая птичка”, И.В.Щевцовой “Разговор с руками”, “Разговор с телом”, Н.Л.Кряжевой, Г.Мониной, Е.Лютовой, психогимнастику Чистяковой М.И.

    3 этап. Огромное значение для установления положительных взаимоотношений имеет организация благоприятного климата в группе, атмосферы непосредственного свободного общения и эмоциональной близости, а также построение педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Одной из наиболее значимых задач в профессиональной деятельности психолога является повышение компетентности воспитателей в развивающем общении с детьми. Обучение воспитателей партнерскому общению в тренинговых группах с использованием активных социально-психологических методов таких как: анализ педагогических ситуаций, работа со сказкой, мозговой штурм, блиц-опрос, проективные тесты, тренинговые упражнения – наиболее целесообразно. Разработанный цикл занятий для воспитателей “Учимся общаться с ребенком” (Приложение 2) проводится с целью – помочь педагогам преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребенку, вооружить их навыками партнерского, личностно-ориентированного общения с детьми, а также новыми педагогическими технологиями. Среди подобранных тем, особую значимость мы придаём рассмотрению специфики работы с детьми, имеющими эмоционально- волевые отклонения, ведь именно категория этих детей зачастую попадает в разряд “отвергнутых” и “непринятых”.

    Продолжая данную тему, необходимо сказать о важности проведения психологической работы с семьей. Предложенный родителям материал содержал различные игры, упражнения и советы для тех родителей, рядом с которыми растут дети с определенными трудностями в общении: застенчивость, агрессивность, замкнутость и конфликтность.

    При встречах с родителями, мы старались в непринужденной форме помочь им увидеть себя со стороны, глазами ребенка, используя при этом результаты проективных тестов “Рисунок семьи”, социометрической пробы “День рождения”. Были предложены циклы печатных консультаций для родителей:

    • “Как я расту. Советы психолога родителям” [12].
    • “Уроки общения с ребенком”.

    А также, отдельные консультации с использованием материалов Н.Л. Кряжевой об особенностях эмоционального мира дошкольников, влиянии родительских установок на развитие детей.

    Эффективной формой работы с родителями являются – фотоотчеты с тренинга. При помощи воспитателей эти фотовыставки сопровождаются стихами и приобретают замечательное оформление. При этом и воспитатели, и дети получают огромное удовлетворение, а родители проникаются доброжелательностью и отзывчивостью.

    Много полезной информации для родителей, которые только еще приходят устраивать ребенка в наш детский сад, содержит оформленный стенд “Азбука для родителей”.

    Разработанная система мероприятий, направленных на улучшение взаимоотношений между сверстниками в группе детского сада, формирование коммуникативных навыков показала положительный результат.

    Анализируя полученные данные диагностики, можно констатировать:

    • рост уровня благополучия взаимоотношений;
    • увеличение коэффициента взаимности;
    • снижение индекса изолированности.

    Изменился характер взаимоотношений ранее неавторитетных детей со сверстниками. Наблюдается повышение активности в установлении контактов со сверстниками, дети стали более доброжелательными, приветливыми, почувствовали себя более уверенными. В конце года большинство неавторитетных детей получили выборы, некоторые из них по несколько выборов, в том числе и взаимных. Среди “изолированных” остается категория детей, редко посещающих детский сад. В большинстве случаев – это дети, часто болеющие и гиперопекаемые, дети с кратковременным пребыванием.

    Несмотря на это, проведенная работа способствовала уменьшению количества отверженных детей. В целом, воспитатели отмечают, что отношения между детьми стали более дружными, прочными, стабильными и взаимными.

    В играх, вне занятий дети чаще стали оказывать помощь друг другу, проявлять умение сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.

    1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо. 2004.

    2. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. М., 2005.

    3. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., 2007.

    4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.

    5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.

    6. Лютова Е. К. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб.: Речь. 2006.

    7. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь. 2000.

    8. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. СПб.: Речь. 1999.

    9. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования/ Под ред.Т.А. Репиной.М, 1978.

    10. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.

    11. Смирнова Е.О. Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Владос., 2005

    12. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. М, 1996.

    13. Учимся общаться с ребенком. / Под ред. В.А. Петровский, А.М, Виноградова, Л.М. Кларина. М., 1993.

    14. Фопель К. С головы до пят. М, 2005.

    15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать (1—4 части). М., 1998.

    16. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М, 2004

    17. Чистякова М. И. Психогимнастика. 1990.

    Развитие общения детей старшего дошкольного возраста

    Эльвира Абдуллина
    Развитие общения детей старшего дошкольного возраста

    Умение общаться – это именно та способность, которая делает человека успешным, позволяет добиваться в жизни того, чего он хочет. Жизненный успех напрямую зависит от умения общаться. Те люди, которые умеют общаться эффективно, намного более успешны в личной и в деловой жизни.

    Решающее значение общения для психического развития человека признается всеми. Тем не менее, представления о сущности трудностей в овладении ею, а тем более о практических методах и приемах работы по преодолению недостатков развития общения детей дошкольного возраста до сих пор остаются весьма размытыми, нечеткими, неконкретными. Большинство детей в дошкольном образовательном учреждении в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр. ; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник.

    Однако специальные наблюдения И. Ю. Левченко, В. В. Ткачевой показывают, что определенная часть старших дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью, то есть общением. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.

    Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу – один из показателей сформированности индивида как личности. А. Г. Арушанова, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, считают, что отсутствие элементарных умений вести диалог затрудняет его общение со сверстниками и взрослыми, нарушает процесс общения в целом, не дает возможности включиться в ход занятий и, в конечном счете, влияет социальное и личностное развитие ребенка.

    М. М. Бахтин считает, важным овладение общением, поскольку в широком понимании общение – это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни.

    Н. И.Жинкин выделяет несколько групп диалогических умений:

    1.Собственно речевые умения:

    – вступать в общение (уметь и знать, когда и как моно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

    – поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);

    – говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

    2. Умения речевого этикета.В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

    3. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.

    4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

    5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

    В работах Е. О. Галицких указано, что общение – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в общении иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в общениитребует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки. Обучение детейумению участвовать в беседе сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника. Умение общаться позволяет ребенку легко входить в контакт со взрослыми и со сверстниками.

    Читайте также:  Развитие детей среднего дошкольного возраста: рекомендации лучших педагогов

    В общении со сверстниками дети старшего дошкольного возраста самостоятельно могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования. Общаясь друг с другом, старшие дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя со взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии общения детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении со взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними.

    Различные проблемы в развитии общения детей старшего дошкольного возраста спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

    Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: там, где сама деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения не только ярче проявляются, но и наилучшим образом формируются. Исследования, проведенные Е. И. Смирновой, свидетельствуют, что отношение дошкольников к сверстникам зависит от содержания их общения между собой. Они отмечают, что таким образом можно целенаправленно формировать добрые отношения детей старшего дошкольного возраста на основе удовлетворения их потребности в общении. Потребность в общении со сверстниками развивается, прежде всего, на основе совместной деятельности детей в игре, а также по поводу игры. Становление общения со сверстниками предполагает у детей специфического варианта общей коммуникативной потребности, выражающейся в стремлении к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей.

    Именно в условиях общения дети сталкиваются с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности непрерывно возникают ситуации, требующие согласования детей, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях старшие дошкольники далеко не всегда находят нужные способы поведения.

    Согласно концепции Л. С. Выготского, развитие ребенка происходит в форме присвоения общественно-исторического опыта человечества на основе общения, которое выполняет функции развития, познания, воспитания, обучения. Снижение потребности в общении ставит педагогов перед необходимостью моделирования коммуникативных ситуаций, изучения условий, способствующих возникновению и активизации общения детей старшего дошкольного возраста.

    Диагностика театральной деятельности дошкольника Диагностика театральной деятельности детей в младшей группе Дата Воспитатель Цель: Оценка результатов театрально-игровой деятельности детей.

    Формирование коммуникативно-речевого общения через сюжетно — ролевую игру Нам повезло – мы живем в век компьютеризации. Эта область так быстро развивается. что дошла очередь до самых маленьких – дошколят. самые.

    Развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками

    Ребенок – это маленькая частичка нашего общества. Он живет и развивается среди людей, а это значит, что он нуждается в общении с окружающими. Общительный человек всегда уверенно чувствует себя в компании людей, независимо от их социального статуса. С таким человеком всегда интересно и комфортно, как правило, они являются «душой» любой компании. Для того чтобы достичь таких результатов, ребенок за период своего дошкольного детства, проходит через определенные формы общения.

    Стадии развития общения детей со сверстниками

    При успешном развитии малыша, каждая из нижеперечисленных форм общения формируется на определенном этапе дошкольного детства.

    От 2-х до 4-х лет

    1. Одной из первых форм общения со сверстниками, которым овладевает малыш, считается ситуативно-личностной, для нее характерен период с 1до 6 месяцев. При рождении у ребенка отсутствует потребность в общении. Но его развитие не стоит на месте. Спустя месяц, малыш начинает реагировать на присутствие взрослого человека. Он начинает их узнавать и реагировать на их появление. Первичное общение основывается на гулении, лепете и первым несложным словам.
    2. Следующей формой общения, которой овладевает ребенок, носит эмоционально–практический характер.

    Особенности общения малышей между собой

    На втором – четвертом году жизни, попадая в детский коллектив, малыш приобретает свой первый опыт.

    Ему нравится находиться среди детей, ребенок испытывает повышенное внимание к ним и проявляет интерес к действиям других дошкольников. К трем годам, показывая свои достижения, малыш пытается привлечь внимание сверстников к себе, в надежде на самовыражение. Также, он с интересом принимает участие в забавах и шалостях других детей, усиливая веселье от общей игры.

    Роль общения со сверстниками – главные моменты

    Дети до 4-х лет

    До 4 лет для детей большое значение имеет их собственная значимость в детском коллективе.

    В общении со сверстниками они очень часто произносят: «ты мой друг», «ты моя подруга». Если ребенок, на подобную реплику, получает положительный ответ от сверстника, то он улыбается, и наоборот, фраза «нет, я не твой друг» – может вызвать у ребенка протест либо слезы. Подобная реакция говорит о том, что в сверстнике малыш способен воспринимать только отношение к самому себе, для ни какого значения не имеет настроение или действия своего товарища. В этом возрасте сверстник служит для малыша зеркальным отражением самого себя.

    Проблемы в общении проявляются с 4-х лет

    Дети 4-6-ти лет

    Следующей формой общения со сверстниками считается ситуативно-деловая.

    Для нее характерен период с четырех до шести лет. Если развитие ребенка происходит в дошкольном учреждении, то малыша больше привлекает общение со сверстниками, чем со взрослыми. К четырем годам ребенок уверенно владеет речью и имеет небольшой опыт социальной жизни, эти факторы способствуют развитию ролевой игры.

    От форм игровой деятельности в одиночку, где действия с предметами были ведущими, дети начинают играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры.

    В коллективных играх формируется социально-коммуникативное развитие дошкольников. Игры в магазин, больницу, зоопарк учат детей договариваться, избегать конфликтных ситуаций, правильно вести себя в обществе. Взаимоотношения дошкольников больше напоминают деловое сотрудничество и являются приоритетными, а общение со взрослыми являются второстепенными и больше похожи на консультации и советы.

    Сотрудничая со сверстниками, происходит и развитие личности ребенка.

    Для него очень важно, чтобы его признавали и уважали в детском коллективе. Ребенок, любыми способами, пытается к себе привлечь внимание товарищей. В их мимике и взглядах он старается найти признаки позитивного или негативного отношения к своей персоне. В эмоциональной форме он уже может выразить обиду или упрекнуть других дошкольников в недостаточном к себе внимании.

    В этот период детям свойственно проявлять интерес к действиям своих товарищей. Они являются их невидимыми наблюдателями. Ребята внимательно, с признаками некой ревности, следят за действиями дошкольников – сверстников, подвергая их поступки оценке и критике.

    В случае если взрослыми оценка поступка другого товарище не совпадает со взглядами ребенка, то он может в одной из острых форм отреагировать на нее.

    В 4-5 лет, в процессе общения со взрослыми, дети интересуются у них о некоторых успехах своих товарищей, при этом не забывают подчеркнуть на их фоне и свои преимущества, а о собственных неудачах и промахах в беседе стараются не упоминать. В этом возрасте положительная оценка взрослыми поступка сверстника может огорчить ребенка, и наоборот, он радуется любым его неудачам.

    К 5 годам у дошкольников изменяются отношения со сверстниками. Товарищ, в некоторой форме, служит объектом постоянного сравнения со своими поступками.

    Таким образом, ребенок пытается противопоставить себя со своим товарищем. На фоне сравнения с собственными умениями и навыками ребенок учится давать оценку своим качествам. Это позволяет ему начать смотреть на собственные поступки «глазами товарищей», таким образом, в одной из форм общения появляется соревновательное и конкурентное начало.

    Дети в 6 лет должны уметь общаться с коллективом

    Старшие дошкольники 6-7 лет

    С 6-7 лет общение дошкольников со сверстниками переходит на новый уровень и носит внеситуативно-личностный характер. Среди форм и средств общения преобладают речевые навыки. Ребята много времени уделяют общению. В дружбе наблюдаются устойчивые избирательные предпочтения.

    Среди вышеперечисленных форм, внеситуативно-личностное общение оказывает особое воздействие на развитие личности дошкольников. К 7 годам, в процессе ежедневного общения со взрослыми, дети не только усваивают определенные нормы поведения, но и успешно пытаются применять их в повседневной жизни. Они могут отличить плохие поступки от хороших, поэтому стараются поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Глядя на себя «со стороны» дети умеют сознательно управлять собственным поведением.

    Психологические аспекты общения детей со сверстниками

    Дети хорошо знакомы с некоторыми профессиями взрослых людей (воспитателя, продавца, врача), поэтому умеют подбирать соответствующий стиль общения со взрослыми людьми.

    Роль взрослого в формировании общения детей со сверстниками

    Развитие всех форм общения детей со сверстниками возможно только под непосредственным руководством взрослого человека. Ребенок должен последовательно пройти через все его формы.

    Но бывает так, что ребенок 4 лет не умеет играть со сверстниками, а в 5 лет не в состоянии поддержать элементарную беседу.

    Можно ли наверстать упущенное и научить ребенка общаться со взрослыми и сверстниками?

    Для этого существуют специальные занятия и носят они опережающий характер. Что это значит? Взрослый человек дает ребенку такие образцы общения, с которыми тот еще не знаком. Для этого необходимо достаточно хорошо научиться общаться самому. Основная проблема при организации таких занятий заключается в том, чтобы не просто продемонстрировать перед ребенком совершенную, пока недоступную для него форму общения – познавательную или личностную, а умение вести за собой ребенка, незаметно включая его в само общение.

    Сюжетные игры – пусть к общению

    Опираясь на достигнутый уровень общения, можно предложить ребенку поиграть в совместную игру, количество участников не должно превышать 5-7 детей.

    Особенность игры заключается в том, что взрослому отводится роль и ведущего и участника: он должен следить за правилами игры, давать оценку действиям дошкольников при этом быть, наравне с другими детьми, таким же участником игры. В процессе совместных действий у детей имеется возможность ориентироваться на игрока – партнера, и не обижаться в случае проигрыша. Совместно с другими детьми, они испытывают радость, ощущают свою значимость в совместной игре. При проведении таких занятий стеснительные или замкнутые дети начинают чувствовать себя непринужденно, свободно и легко. После совместных игр со взрослыми, такие дети перестают испытывать страх в общении и свободно обращаются ко взрослому с просьбой или вопросом. Таким образом, развитие внеситуативного общения со сверстниками и взрослыми медленными шагами продвигается вперед.

    В совместной игре дети раскрепощаются

    Рекомендации родителям

    Каждый ребенок индивидуален. Есть дети с заниженной самооценкой, агрессивные, застенчивые, конфликтные и замкнутые – все они в той или иной степени могут испытывать проблемы в общении. Мы предлагаем познакомиться с простыми играми и упражнениями, направленными на коррекцию некоторых форм общения дошкольников со сверстниками.

    Основы полноценного общения закладываются в семье

    1. Упражнение «Составь рассказ».

    Предложите ребенку составить небольшой рассказ на тему: «Я люблю, когда…», «Когда я сердитый…», «Меня беспокоит…», «Когда меня обижают…», «Я боюсь…». Позвольте ребенку составить развернутый рассказ и в полной мере изложить свои мысли. Впоследствии, все рассказы можно проиграть, но в главной роли должен быть сам рассказчик. Совместно с ребенком можно продумать и найти пути преодоления некоторых ситуаций.

    2. Беседа «Как стать самим собой».

    В процессе беседы нужно обсудить и выяснить причины, мешающие ребенку быть таким, каким он хочет. Подумать вместе с ребенком, какими способами можно от них избавиться.

    3. Упражнение «Рисуем себя».

    Упражнение “Нарисуй себя” поможет ребенку справиться со страхами

    Предложите ребенку изобразить себя цветными карандашами сейчас и в прошлом. После чего обсудите детали рисунка, найдите в них различия. Выясните у ребенка, что ему не нравится и нравится в себе. При помощи этого упражнения ребенок сможет осознать себя как индивидуум, взглянуть на себя с разных сторон.

    Эти простые игры помогут усилить внимание ребенка к самому себе, помогут увидеть свои чувства и переживания, а также способствуют развитию уверенности в собственных силах.

    Они научат детей с пониманием относиться к различиям между сверстниками и увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка.

    Развитие общения в дошкольном возрасте

    Основные формы общения ребёнка со взрослыми.

    Подготовительным этапом к общению со взрослыми считается период новорожденности, когда ребёнок учится выделять взрослого. Основной коммуникативной потребностью являются органические нужды ребёнка, а также потребность в новых впечатлениях. Но решающее значение имеет поведение и позиция взрослого по отношению к ребёнку. Он должен с самого начала относиться к малышу как к субъекту, полноправному партнёру по общению

    Первоначально возникает ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общения с близкими взрослыми. Она считается сложившейся, если ребёнок смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребёнок готов перестроить своё поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив – личный. Общение происходит с помощь экспрессивно-мимических средств.

    Функцию общения выполняет «комплекс оживления» (с 4-6 недель). В этом возрасте общение является ведущей деятельностью и протекает вне какой-либо другой деятельности.

    Данная форма общения стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания.

    Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 мес. – 2 года) разворачивается в процессе совместных со взрослыми манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность ребёнка – в сотрудничестве. На первый план выступают деловые мотивы. Взрослый рассматривается ребёнком как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребёнок выражает своё стремление к сотрудничеству позами, жестами.

    Читайте также:  Психология ребёнка в 5 лет: основные моменты и особенности

    Главной особенностью этого вида общения следует считать практическое взаимодействие ребёнка и взрослого, оно включено в предметную деятельность. Просьба о помощи, приглашение взрослого к совместным действиям, обращение за разрешением помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, т.к. она оказывает влияние на усвоение действий с предметами, способствует развитию речи.

    Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, т.е. приурочены к данному месту и времени.

    Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет). Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Признаком появления этой формы могут служить возникновение у ребёнка вопросов о предметах, их разнообразных связях. Ведущим становится познавательный мотив. Взрослый теперь выступает в новом качестве – как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный – теоретический «характер», т.к. обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией.

    У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьёзные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая позволяет получить максимально содержательную информацию, обсудить возможные причины разнообразных явлений окружающего мира. Сюда относится и сообщение новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.

    Данная форма общения помогает дошкольникам расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами.

    Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде».

    Ведущим мотивом являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребёнка искать с ним контакты. При данной форме предметом обсуждения является сам человек: жизнь, работа взрослых, их взаимоотношения. В основе лежит потребность ребёнка не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании, в эмоциональной поддержке и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым.

    Эта форма общения вводит ребёнка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребёнок постигает смысл человеческих взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

    Основные средства общения ребенка и их развитие

    На протяжении всего дошкольного детства растет словарный запас ребенка: по сравнению с ранним детством словарь увеличивается в три раза. Если к 3 годам нормально развитый ребенок употребляет до 500 слов, а понимает около 1500, то 6-летний ребенок знает от 3000 до 7000 слов и активно использует около 2000. но в то же время особенно видны индивидуальные различия, обусловленные условиями обучения и воспитания ребенка.

    Словарь ребенка включает все части речи, он умеет правильно склонять и спрягать. Дошкольник овладевает морфологической системой родного языка, осваивает сложные предложения, союзы, распространенные суффиксы (для обозначения пола, детенышей, в качестве уменьшительных и т.д.). Дети любят игры со словами, процесс словообразования, словоизменения (удеру – придеру, ногти – рукти, вазелин – мазелин и др.), ритмизацию и рифмовку слов.

    Влияние наглядно-образного мышления заметно и здесь: за каждым словообразованием ребенок видит реальный объект: так, если взрослая особь – большое животное, то его детеныши – маленькие, и ребенок пользуется суффиксом для уменьшения; но если взрослое животное – маленькое, то для него нужда в суффиксе отпадает: «лось» – «лосик», «слон» – «слонишка», «муха» – «тоже муха» и т.д.

    Дошкольный возраст чрезвычайно восприимчив к языку и речи («чуткость языка»). Ребенок испытывает интерес не только к значениям, но и звуковой форме слов: рифмует, распевает слова, часто забывая об их смысле. На 5-м году отчетливо заметны попытки осмысления значения слов и объяснения их этимологии: «город» – «горы», «деревья» – «деревня», «Хомяково» – «потому что там хомяков много водится» и т.д.

    В дошкольном возрасте продолжает развиваться фонематический слух: дети хорошо различают слова, отличающиеся хотя бы одним звуком, но производить звуковой анализ слова ребенок еще не может без специального обучения.

    Практически дети речью овладевают успешно, но осознание самой речевой действительности и словесного состава речи значительно отстает. Поэтому дошкольники в процессе общения ориентируются не столько на словесный состав речи, сколько на предметную ситуацию, которая и определяет понимание.

    В дошкольном возрасте дети осваивают и общение как функцию речи. Они много говорят, спрашивают, сопровождают речью свои действия. Речь младшего дошкольника во многом ситуативна – возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены и взрослый, и ребенок. Она не отражает полностью содержание в речевых формах. Поэтому такая речь свернута (выпадают подлежащие, они заменяются местоимениями; наречия и словесные шаблоны не уточняют содержания; много указаний типа «там» и т.д.), хотя и понятна при учете ситуации с опорой на невербальные средства участникам общения. Ситуативная речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.

    Под влиянием взрослых ребенок осваивает контекстную речь, требующую построения речевого контекста, независимого от конкретной наглядной ситуации. Ее отличает связность и единицей речи становится уже не слово, а предложение. Но, даже умея ею пользоваться, дошкольник продолжает употреблять ситуативную речь. Контекстная речь полностью заменит ситуативную только при обучении, но и у взрослых ситуативная речь присутствует в конкретных наглядных ситуациях.

    В дошкольном возрасте появляется и так называемая объяснительная речь, возникающая в совместной деятельности, когда нужно передать содержание и правила игры, разъяснить, как устроена игрушка и т.д. объяснительная речь еще более развернутая, чем контекстная, требует определенной последовательности изложения, выделения главного, указания причинно-следственных связей и отношений в ситуации, которые собеседник должен понять. Но у дошкольников этот тип речи только начинает развиваться, поэтому они и самим толком ничего объяснить не могут, и объяснения взрослого с трудом дослушивают до конца.

    И еще одна особенность речевого развития подмечена в исследованиях Ж.Пиаже: при решении задач в игре появляется много слов, которые будто бы никому не адресованы. Частично это эмоциональные восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично – слова, обозначающие действия и их результаты. Эта речь обращена к себе самому и называется эгоцентрической – она предваряет и направляет деятельность ребенка. На протяжении всего дошкольного возраста эта речь идет на убыль, подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Таким образом, эгоцентрическая речь является промежуточной ступенью, переходной формой между внешней и внутренней речью ребенка.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Портал образования

    Автор: Рекун Наталья Владимировна
    Должность: Воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУ “ЦРР – детский сад №5”
    Населённый пункт: г. Дальнереченск Приморский край
    Наименование материала: «Основные закономерности развития общения в детском возрасте»
    Тема: “Развитие общения в детском возрасте”
    Дата публикации: 05.12.2018
    Раздел: дошкольное образование

    «Основные закономерности развития

    общения в детском возрасте»

    От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей

    ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь. Надо хорошо понимать, что

    такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

    Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его

    теоретическими знаниями. Если они не будут знать, чувствовать внутреннюю

    потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, они не смогут его

    понимать, а значит — и правильно отвечать ему. Чтобы грамотно выстроить

    взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо

    з а к о н о м е р н о с т и

    р а з в и т и я

    в о з р а с т е .

    Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и

    развития детской психики, а также для становления человека как личности.

    Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он

    никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.

    Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его

    психические качества и свойства личности он приобретает исключительно

    через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к

    самообразованию и самовоспитанию.

    В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные

    Сфера общения — самый мощный источник, определяющий психическое

    требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в

    присутствии детей, так и с самими детьми.

    Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и

    в их личных отношениях с другими людьми.

    Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить

    общаться можно прежде всего примером самих родителей, взрослых.

    Особенности развития общения в дошкольном возрасте

    Общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие

    познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения, на

    возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии

    с правилами, на формирование личного самосознания.

    Депривация потребности в общении, узость и ограниченность контактов со

    классификации, опосредования памяти, произвольности внимания, развития

    речи). Дети, воспитывающиеся в условиях интернатного типа, отличаются

    сниженной эмоциональностью, скупостью выражения своих переживаний,

    агрессивностью и тревожностью, неспособностью к сопереживанию. Это

    показано в исследованиях И. А. Залысиной, Ю. В. Егошкина, Т. Н. Счастной,

    В дошкольном возрасте одним из условий развития общения является

    развитие сюжетно ролевой игры ребенка. Человеческие отношения, которые

    существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности

    детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме.

    Игра – это способ освоения социальной действительности, в котором

    выражается связь ребенка с обществом. Сюжетные игры могут оказывать

    принятие социальной перспективы и развитие сопереживания. Еще одним

    условием развития общения является развитие произвольности поведения,

    умения действовать по правилу.

    чувства, желания другого человека связана с преодолением эгоцентризма и

    определяет успешность коммуникации.

    Общение дошкольника отличается внеситуативным характером.

    Выделяют две основные формы общения со взрослыми. В период от 3 до 5

    лет появляется внеситуативно – познавательная форма общения ребенка со

    взрослым. Мотив общения – познавательный, то есть ребенок воспринимает

    взрослого как источник знаний об окружающей действительности. Ведущая

    потребность, которую ребенок стремится удовлетворить через общение –

    потребность в уважении взрослого. Главным средством общения становится

    В конце дошкольного возраста формируется внеситуативно – личностная

    форма общения. Содержанием общения становится взаимоотношения, нормы

    и правила сосуществования людей, то есть мотив общения – личностный.

    главной для внеситуативно – личностного

    общения. Ведущие средства –

    партнером по общению, чем взрослый. Причина заключается в том, что

    самосознание в дошкольном возрасте формируется через сравнение себя со

    сверстниками в процессе общения. М. И. Лисина, Е. О. Смирнова доказали,

    что сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет

    свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности.

    В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая

    становится более адекватной.

    Уже в дошкольном возрасте можно выделить популярных и непопулярных

    детей. Детей, которых отвергают сверстники в детском саду, скорее всего,

    будут отвергать и их одноклассники в начальной школе. В подростковом и

    социальной адаптацией. В отечественной психологии исследования Т. А.

    способности ребенка, нравственные качества. Е. О. Смирнова считает, что

    отношение ребенка к сверстнику, а именно: чувствительность и наличие

    интереса к сверстнику, наличие просоциальных действий, сопереживания

    На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом

    меняется форма общения со сверстниками.

    Для детей 2 – 4 лет характерно эмоционально практическое общение.

    манипуляции, переодевание, подползание, убегание).

    Основное содержание коммуникативной потребности – привлечь внимание

    к себе и получить оценку своим действиям. Дети мало слушают друг друга,

    главное – демонстрация себя. Дети часто действуют рядом, а не вместе.

    Данная форма общения способствует развертыванию инициативы детей, так

    возможность увидеть свои возможности. Основными средствами общения

    являются локомоции или экспрессивно выразительные движения. Контакты

    отличаются крайней ситуативностью.

    Ситуативно – деловая форма общения со сверстниками характерна для детей

    4 – 6 лет. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает

    обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения. Это

    связано с изменением ведущей деятельности. Формируется сюжетно ролевая

    игра, где ребенок моделирует человеческие отношения. Для этого необходимо

    сотрудничество. При ситуативно – деловом общении дошкольники заняты

    общим делом, которое требует согласования в достижении цели, выполнение

    роли. В игре можно выделить два типа отношений: реальные и ролевые. Дети

    четко отличают эти два типа отношений. Отличие такого сотрудничества от

    сотрудничества взрослых в том, что для дошкольников важен не результат, а

    процесс. Взаимодействия носят ситуативный характер.

    Основное содержание их коммуникативной потребности – стремление

    получить признание и уважение ровесника. Стремление привлечь сверстника

    максимальную яркость. Эти отношения выступают в форме «невидимого

    зеркала». В сверстнике в это время дошкольник видит самого себя (его

    отношение к себе) и видит только положительное; позже он начинает вдеть и

    сверстника, но только его недостатки. Ребенок постоянно сравнивает себя со

    сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник. Среди

    средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые – дети много

    разговаривают друг с другом, но их речь остается ситуативной.

    Внеситуативно – деловая форма общения складывается к 6–7 годам. Этот

    перелом внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей,

    дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между

    детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает

    внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей

    жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки.

    Ссылка на основную публикацию