Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста: важность и эффективные упражнения

Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей.

Роль мелкой моторики

Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

  1. Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
  2. Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
  3. Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
  4. Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
  5. Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.

Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.

Виды моторики

Существуют 2 вида моторики: крупная и мелкая. Первая заключается в способности удерживать равновесие, ходить, бегать и прыгать. Благодаря ей человек может двигать руками, ногами и телом. Крупная моторика является базой для формирования мелкой. Последняя позволяет взаимодействовать с небольшими предметами.

Этапы развития моторных навыков

В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:

  1. 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
  2. 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
  3. 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
  4. 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
  5. 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
  6. 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
  7. 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
  8. 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
  9. 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
  10. 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.

В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.

С какого возраста нужно помогать в развитии

Определение оптимального возраста бессмысленно, т.к. ребенок почти с рождения начинает развивать моторику. Вы можете помогать младенцу с того момента, как он начнет концентрироваться на предметах и частях тела. Однако занятия будут эффективны и после 3-4 лет. Моторику могут развивать даже взрослые люди.

Что должен делать родитель

Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:

  1. Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
  2. Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
  3. Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
  4. Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
  5. Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
  6. Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
  7. Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.

Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.

Занятия с мелкими предметами

Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.

Важно сообщить ребенку, что таким образом он поможет вам, и похвалить его после выполненного задания. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например, попросить перебрать гречку и убрать черные зерна или рассортировать бисер по цветам.

Пальчиковая гимнастика

Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.

Взрослый ребенок может проводить полноценную зарядку. В комплекс упражнений можно включить сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности и вместе, встряхивание кистями и т.д.

Лепка из пластилина или глины

Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

Дополнительные предметы

Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.

Дети могут развивать мелкую моторику с помощью паззлов и мозаики. Количество деталей и их размер подбирают индивидуально в зависимости от возраста. Паззлы также развивают воображение.

Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.

Методички по занятию с детьми

Для занятия с детьми 3-5 лет подойдет методичка А.В. Артемьевой. В ее книге присутствуют теоретическая и практическая части. Материал изложен доступно, без лишней информации. Предоставлены схемы и способы диагностики уровня развития ребенка. Дан комплекс упражнений.

С маленькими детьми можно заниматься по методичке Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года». Учебник содержит много идей для игр. К упражнениям даны фото, иллюстрирующие процесс выполнения. Некоторые задания подходят даже полугодовалым детям, поэтому книгу можно приобрести заранее.

Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

Несмотря на то, что исследования на тему «Моторика рук для развития речи» стали появляться относительно недавно, на Руси и в Древнем Китае интуитивно догадывались о связи ловкости пальцев и детской речи. Так в нашей культуре сложились знаменитые игровые прибаутки, во время которых малыш шевелит пальчиками, а мамы-китаянки в качестве игрушек выбирали камни и ракушки.

Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи

Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.

Звучную метафору употребил известнейший отечественный педагог В.А Сухомлинский, заметив, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Эту мысль подхватили специалисты-практики, развивая более узкое предположение о речи на кончиках пальцев.

Появились игровые программы на развитие мелкой моторики — пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. В нее включены задания, разграниченные по возрастам, комплексно стимулирующие детскую речь благодаря одновременной работе пальчиков и проговариванию строчек.

Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Выяснив, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны, они предложили свой «Пальчиковый игротренинг».

Пальчиковые игры как средство развития речи в дошкольном возрасте

По мнению Кольцовой, основное значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой.

Например, при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование. После многочисленных повторений движение становится автоматическими, необходимость в первом этапе отпадает.

Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать.

По мнению психологов и логопедов, произнесение звуков строится по аналогичной схеме. Общее развитие моторных функций позволяет ребенку быстрее осваивать не только звуки и слова, но и помогает произносить их правильно, тщательно выговаривая.

Используя упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:

  • в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;
  • действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.

Примером тренировки пальчиков и развития речи в 3-4 года может служить игра «Зайка». Важно, чтобы ребенок произносил стихотворные фразы, одновременно играя, используя все 10 пальцев.

Существует признанная на международном уровне классификация игр для одновременного развития моторики и речи, в рамках которой выделяют два типа упражнений:

  1. «Сидячая» игра пальчиков под речитатив стишков – Finger play.
  2. «Активные» движения, дополняющие перебор пальцами поворотами головы, взмахами рук и даже притопыванием — Action rhyme.

Главное достоинство подобных игр в том, что они автоматизируют произношение слов, согласуя с движениями. У ребенка происходит ассоциация звука и смысла слова с собственным телом.

Как пример, для старших дошкольников рекомендуется игра, развивающая мелкую моторику и речь, которая дополнительно помогает запомнить дни недели.

Упражнения, кроме улучшения четкости звуков и произнесения слов, помогут ребенку:

  • Тренировать память – в процессе игры необходимо запомнить веселые стишки и непростые манипуляции, которые нужно правильно повторять.
  • Дополнительно развивать воображение и способность к фантазированию.
  • Улучшать пластичность, ловкость и гибкость самих пальцев.
  • Усиливать концентрацию внимания – умение сосредотачиваться на одном деле.

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.

Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.

Использование подручных материалов

При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:

  • Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
  • Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
  • Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность;
  • Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
  • Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку;
  • Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
  • Играть со шнуровкой, создавая разные плетения;
  • Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
  • Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.

Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.

Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.

Выполнение творческих заданий

Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.

Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).

Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.

Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

  • Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
  • Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
  • Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
  • Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.

Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Практически каждый родитель, имеющий детей в возрасте до 7 лет, знает о том, что физическое развитие детей дошкольного возраста должно идти в соответствии с нормативами данной возрастной категории. Все знают, что мелкую моторику детей необходимо развивать, однако не всем известно, что необходимо для ее развития. С физиологической точки зрения, мелкая моторика — это работа небольших мышц, которые расположены в кистях рук.

Читайте также:  Сенсорное развитие детей трёх лет: эффективные методы, приёмы и особенности

Для чего необходимо развивать моторику

Развитие мелкой моторики рук очень важно, так как центр, отвечающий за активную речь, располагается в голове, в непосредственной близости с центром, который несет ответственность за движения конечности кисти.

Следовательно, если мы активно стимулируем один из этих центров, то вместе с ним активируется и другой.

Кроме того, есть и еще одна не менее важная причина, на основании которой необходимо развивать мелкую моторику. Полученные навыки пригодятся ребенку в дальнейшем, когда ему будет нужно самому застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит, с какой скоростью ребенок научится держать в руках карандаш, кисточку и ручку.

Развитие мелкой моторики дошкольников

Уже с самого раннего возраста можно развивать детские пальчики при помощи легкого массажа, тем самым оказывая воздействие на речевые зоны. Для детей младшего дошкольного возраста самые простые упражнения, которые очень часто бывают в стихотворной форме, могут способствовать развитию мелкой моторики. Помимо упражнений, развитие ловкости у детей младшего возраста может происходить во время того, как они осваивают навыки самообслуживания.

Ну а в возрасте 6-7 лет развитие мелкой моторики у детей является неотъемлемой частью учебного процесса, так как на данном этапе просто необходимо подготовить руку ребенка к нагрузкам, с которыми он столкнется в школе.

Если вы решили развивать мелкую моторику своего малыша, то при подборе упражнений обращайте внимание на физическое развитие ребенка, так как каждый этап развития маленького человечка имеет свои особенности.

Упражнения для развития мелкой моторики

Существует большое количество упражнений, игр и занятий для развития детей дошкольного возраста. Самыми распространенными из них являются:

  • Гимнастика для пальцев — пальчиковые игры — являются самыми известными и эффективными упражнениями, благодаря которым сенсомоторное развитие происходит в интересной и увлекательной форме.

Постепенно, исходя из возрастных особенностей детей, игры усложняются и могут дополняться различным реквизитом, например, кубиками, домиками и прочими мелкими предметами.
Из всего разнообразия лучше всего выбирать те игры, где тренируется каждый палец в отдельности, а также существуют чередующиеся элементы расслабления, напряжения и растяжки. Во время тренировки необходимо выполнять упражнения в полную силу, иначе ожидаемого результата не будет. Однако, давая нагрузку, учитывайте особенности физического развития детей, не требуйте от них сразу многого.

Пальчиковая гимнастика — это великолепное средство для повышения тонуса коры головного мозга, поэтому, занимаясь с детьми, имеющими судорожную готовность повышенного уровня, нужно быть крайне осторожными.

Чтобы привлечь внимание детей, во время занятий можно использовать различные иллюстрации, стихи, рассказы или другой наглядный материал. Можно предложить ребенку выучить потешку или прибаутку наизусть, тем самым, помимо мелкой моторики, вы разовьете еще и память.
Продолжительность занятий зависит от возраста и физического развития детей. Для малышей оптимальное время для гимнастики составляет от 3 до 5 минут, а для старших дошкольников — до 15 минут.

Для достижения хорошего результата важно регулярно делать упражнения. Они могут быть как частью образовательного процесса, так и элементом домашних дел.

  • Игры с различными мелкими предметами. Для подобных занятий идеально подойдут:
    • крупа;
    • бусинки;
    • пуговицы;
    • маленькие камешки.

Игры такого типа полезны не только для моторики, но и для общего развития детей. Существует большое количество вариантов тех заданий, которые можно придумать, используя эти предметы. Можно предложить ребенку угадать предмет на ощупь, покатать его между большим и указательным пальцами, надавливать на предмет каждым пальцем по очереди, нанизывать пуговицы на нитку или придумать еще множество других увлекательных занятий.

  • Песочная терапия. Полезные свойства песка известны уже очень давно, не зря его активно используют в своей работе опытные психологи, педагоги и другие специалисты. Работа с песком помогает ребенку проявить себя и раскрыть творческий потенциал.

Для того чтобы организовать деятельность с песком, вам понадобится большая коробка, наполовину засыпанная песком. Лучше использовать речной песок, только его нужно для начала вымыть и высушить. Возьмите небольшую игрушку, покажите ее ребенку, пусть малыш отвернется, а вы в это время спрячьте игрушку в песке, после этого попросите ребенка найти спрятанный предмет. Со временем количество игрушек можно увеличить.

  • На развитие мелкой моторики благоприятно влияют фигуры, вырезание ножницами. Для начала необходимо предлагать ребенку вырезать фигуры, которые имеют прямые линии. Это может быть квадрат или прямоугольник. Постепенно нужно усложнять задания и научить ребенка вырезать снежинки, хороводы, силуэты и так далее.

Можно совместно с ребенком украсить дом к празднику, вырезав листочки или цветочки.

  • Аппликация. Подобное занятие позволит вам вместе с ребенком создавать различные картинки, открытки или другие оригинальные композиции. Для занятия вам потребуются цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы, картон и старые журналы.
  • Оригами, плетение бумажных ковриков. Подобные занятия необходимы для развития памяти и глазомера. Кроме того, создавая из бумаги фигурки животных, букеты цветов, кораблики и так далее, ваш ребенок развивает воображение и усидчивость.

Для плетения ковриков можно использовать ивовые прутья, солому, шпон, бумагу или картон, ткань, ленты и тесьму.

Кстати, оригами — довольно популярное занятие. Эту технику в своих занятиях активно используют психологи и педагоги.

  • Лепка. Все дети очень любят лепить из пластилина. Для того чтобы сделать это занятие не только приятным, но и полезным, можно предложить ребенку сделать поделку из глины или соленого теста. Такие фигурки получаются более крепкими и долговечными, к тому же они очень красиво смотрятся.

Можно разнообразить занятия, к примеру, покрыть пластилином бутылку или тарелку, а потом добавить элементы их природного материала: семечки, веточки, фисташки, ореховые скорлупки или что-нибудь другое.

  • Сегодня стали набирать популярность всевозможные шнуровки. Можно выделить несколько видов:
    • Сюжетные;
    • Художественное плетение;
    • Тканевые шнуровки.

Сюжетные шнуровки — чаще всего это незаконченная картинка, которую необходимо закончить, присоединив недостающую деталь при помощи шнурков.

Художественное плетение — создание картины на цельном предмете. Основа картины чаще все сделана из дерева или других безопасных материалов. К таким играм обязательно прилагается инструкция и веревочки.

Тканевые рисунки — игра представляет собой пазл, части которого необходимо соединить между собой при помощи шнуровки.

  • Рисование и раскрашивание картинок. Эта деятельность очень полезна для детей, имеющих такие отклонения физического развития, как слабый двигательный аппарат активной руки. Такие дети очень плохо держат ручку, плохо контролируют свою деятельность. Рисование позволяет устранить этот дефект и укрепить пишущую руку.

С чего начинается развитие детского воображения

Во время рисования происходит развитие детского воображения, прививается интерес к искусству, ребенок учится различать цветовую гамму и так далее. На занятиях можно использовать разнообразные техники, тем самым расширяя детский кругозор.

Начинать лучше всего с таких заданий как:

  1. Обводка по контору.
  2. Рисование по точкам.
  3. Рисование второй части рисунка.
  4. Рисование элементов, не отрывая руки.
  • Графические упражнения. Если ребенок посещает детский сад, то подобные упражнения входят в обязательную программу. Однако для более успешного развития мелкой моторики необходимо закреплять полученные знания и дома.

Благодаря графическим упражнениям ребенок лучше ориентируется на листе бумаги, а также получает хорошую подготовку руки для учебы в школе.

  • Штриховка. Подобные занятия необходимо выполнять на чистом листе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отрывал руку от бумаги во время ведения линии. Многие считают, что штриховка — это один из наиболее легких упражнений, однако это не уменьшает ее эффективности.

Выделяют несколько видов штриховок:

  1. Короткая и частая.
  2. Мелкая штриховка с возвратом.
  3. Центрическая.
  4. Длинная параллельная.

Каждый вид штриховки подразумевает определенные правила.

Как можно развивать моторику рук дома

Сегодня довольно важным является физическое развитие детей дошкольного возраста, однако не стоит забывать и о других критериях. Если ваш ребенок не посещает дошкольное учреждение, не стоит огорчаться, так как развивать мелкую моторику можно и в домашних условиях.

Не нужно быть профессионалом, чтобы придумать полезное и увлекательное занятие для своего любимого чада. К примеру, можно попросить его перемотать клубок с нитками или завязать, а потом развязать ленточку, застегнуть пуговицы, перебрать крупу и многое другое.
Старайтесь давать ребенку больше возможностей, чтобы проявить себя, не забывайте его хвалить, так как похвала и уважение близкого человека являются залогом развития личности. Но будьте осторожны, с похвалой не стоит перебарщивать.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлованова О В

Введение. В статье отражена актуальность внедрения новых средств развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста ; представлен обзор основных взглядов современных исследователей и педагогов на проблему развития мелкой моторики . Цель статьи – представить эффективные упражнения по песочной анимации для обогащения сенсорного опыта и развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста . Материалы и методы. Основными методами являются анализ научной литературы, обобщение и систематизация педагогического опыта по проблеме, а также описание опыта использования песочной анимации для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с подробными примерами упражнений. Результаты. В статье рассмотрена проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста . Раскрываются проблемы сенсорного опыта современного дошкольника, отражается теоретический анализ изучаемой темы, раскрываются педагогические условия развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе занятий по песочной анимации . В статье представлены упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации . Обсуждение. Подчеркивается, что в современных условиях популяризации гаджетов, новые средства развития мелкой моторики и обогащения сенсорно-насыщенной окружающей среды приобретают особую актуальность. Заключение. Делается вывод о положительном воздействии педагогических занятий с детьми дошкольного возраста по песочной анимации на развитие высших психических функций в целом и мелкой моторики в частности.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котлованова О В

DEVELOPING PRE-SCHOOL CHILDREN’S MANUAL DEXTERITY BY MEANS OF SAND ANIMATION

Introduction. The article reflects the urgency of introducing new means of developing preschool children ’s manual dexterity. The paper provides an overview of the main modern researchers and educators’ points of view on the process of developing small motor skills. The purpose of the article is to present effective sand animation exercises for enriching preschool children ’s sensory experience and developing their manual dexterity. Materials and Methods. The main methods in the research are: analysis of scientific literature, generalization and systematization of pedagogical experience in the problem, as well as description of the experience of using sand animation for developing preschool children ’s manual dexterity with detailed examples of exercises. Results. Firstly, the paper reveals the problems of developing modern preschoolers’ sensory experience. Secondly, the author presents specific pedagogical conditions for developing preschool children ’s manual dexterity in the course of training in sand animation . Thirdly, the theoretical analysis of the topic is also reflected in the research. Finally, the paper proposes exercises for the developing preschool children ’s manual dexterity by using sand animation . Discussion. It is emphasized that recently in the conditions of popularizing gadgets, the need for new means of developing children’s manual dexterity and enriching their sensory-saturated environment has become especially urgent. Conclusion. The author comes to the conclusion about the positive impact of lessons of sand animation for pre-school children on the developing the latters’ higher mental functions in general and fine motor skills in particular.

Текст научной работы на тему «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации»

16. Katz I.R. (2013) Testing Information Literacy in Digital Environments: ETS’s iSkills Assessment. Information Technology and Libraries. Vol. 26, 3-12.

17. Katz I.R., Macklin A.S. (2007) Information and Communication Technology (ICT) Literacy: Integration and Assessment in Higher Education. Systemics, Cybernetics and Informatics. Vol. 5, 50-55.

18. Kiuru K.V., Popova E.E. (2016) Model’ formirovanija mediagramotnosti u molodezhi [Model of media literacy in young people] Alma mater. Vestnik vysshej shkoly. 10, 112-114. (In Russian).

19. Kiuru K.V., Popova E.E. (2016) Mediagramotnost’ kak sociokul’turnaja problema: interaktivnye metody formirovanija [Media literacy as a sociocultural problem: interactive methods of formation] Vestnik Cheljabinskojgosudarstvennoj akademiikul’tury i iskusstv. 3 (47), 61-65. (In Russian).

20. Kiuru K.V., Popova E.E. (2016) Formirovanie mediakompetentnosti studentov v obrazovatel’nom processe vuza fizicheskoj kul’tury [Formation of media competence of students in the educational process of the university of physical culture] Teorija i praktika fizicheskoj kul’tury. 5, 30-32. (In Russian).

УДК 372.5 ББК 74.100.575

ORCID № 0000-0003-0602-9675, педагог первой категории, Образовательно-досуговый центр «Креатив», г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: kovchel08@mail.ru

РАЗВИТИЕ МЕЛКОй МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ АНИМАДИИ

Введение. В статье отражена актуальность внедрения новых средств развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста; представлен обзор основных взглядов современных исследователей и педагогов на проблему развития мелкой моторики. Цель статьи – представить эффективные упражнения по песочной анимации для обогащения сенсорного опыта и развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы. Основными методами являются анализ научной литературы, обобщение и систематизация педагогического опыта по проблеме, а также описание опыта использования песочной анимации для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с подробными примерами упражнений.

Ре.зультаты. В статье рассмотрена проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Раскрываются проблемы сенсорного опыта современного дошкольника, отражается теоретический анализ изучаемой темы, раскрываются педагогические условия развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе занятий по песочной анимации. В статье представлены упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации.

Обсуждение. Подчеркивается, что в современных условиях популяризации гаджетов, новые средства развития мелкой моторики и обогащения сенсорно-насыщенной окружающей среды g приобретают особую актуальность.

то Заключение. Делается вывод о положительном воздействии педагогических занятий с детьми

° дошкольного возраста по песочной анимации на развитие высших психических функций в о целом и мелкой моторики в частности.

^ Ключевые слова: дети дошкольного возраста, развитие мелкой моторики, песочная ани-

• определена актуальность новых педагогических подходов к развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в условиях современности;

• отражен теоретический анализ изучаемой темы с раскрытием педагогических условий занятий по песочной анимации;

• представлены эффективные упражнения для развития мелкой моторики и высших психических функций у детей дошкольного возраста средствами песочной анимации.

1. Введение (Introduction)

Известно, что ребёнок гармонично развивается в том случае, когда у него есть достаточное количество различных по модальности сенсорных стимулов. В первую очередь речь идёт о зрительных, слуховых и тактильных раздражителях [1]. Имея в виду особенности виртуальных игр, мы сталкиваемся с проблемой недостатка тактильных стимулов у ребят. Дети, живущие в условиях постоянно развивающихся информационных технологий, постоянно сталкиваются с новыми гаджетами [2]. К сожалению, доля времени, которое дети дошкольного возраста проводят, играя в виртуальном пространстве и на виртуальных площадках, неуклонно растёт1 [3; 4].

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

Используя теоретические методы: анализ научной литературы, обобщение и систематизацию педагогического опыта – установлено, что специалисты дошкольного образования всё чаще актуализируют проблему развития мелкой моторики рук детей. По мнению В.А. Та-бурца, от компьютера ребенок не получает нужных сенсорных ощущений, мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим стимуль-ным материалом [5]. Учитывая тот факт, что игры на взаимодействие с природными материалами, пальчиковые игры занимают всё меньшую долю игрового времени современного дошкольника, новые исследования по проблеме разработки и внедрения методов улучшения мелкой моторики являются актуальными

и должны быть современными и более привлекательными для ребёнка, чем новые игры в виртуальном пространстве. Понятие «мелкая моторика» рассматривается такими науками, как педагогика, логопедия, психология, медицина. Под данным термином мы будем понимать совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук (Н.И. Козлов).

«Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», -писал Кант. Известный педагог В.А. Су-хомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Значительный вклад в изучение проблемы важности развития мелкой моторики для гармоничного созревания большинства высших психических функций у детей дошкольного возраста внесли отечественные исследователи и педагоги: В.Н. Бехтерев, Т.А. Ткаченко, Н.В. Тихомирова, О.А. Горлова [6], С.Р. Прищепа [7], А.И. Гребнев [8].

В отечественной педагогике выделяют следующие методы развития мелкой моторики: различные виды и способы рисования и нанесения изображений, в том числе нетрадиционное рисование [9], лепка из пластилина [10] и пластили-нография [11], глины и соленого теста, работа с бумагой, оригами [12], плетение

Читайте также:  Развитие речи у детей 3-х лет: ТОП самых эффективных приёмов

1 Бабичева Е. Гаджеты в руках ребёнка. К чему приведёт увлечение смартфоном и планшетом? [Электронный ресурс] / Е. Бабичева // АиФ Здоровье. 2015. № 27. Режим доступа: http://www.aif. m/health/cЫldren/gadzhety_v_rakah_rebyonka_razvivayut_iH_tormozyat_razvitie. [Дата обращения: 08.04.2018]

и ткачество [13], аппликации, конструирование, вырезание ножницами, игры с крупой, бусинками (в том числе бисеро-плетение [14]), пуговицами [15], мелкими камешками, пальчиковая гимнастика и самомассаж [16], пальчиковые игры

[17]. Важность новых исследований и применение новых подходов в области развития мелкой моторики отражены в ФГОС дошкольного образования2. Физическое развитие включает приобретение опыта в видах деятельности детей, способствующих правильному формированию мелкой моторики обеих рук.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

3. Результаты (Results)

Одним из методов в педагогике является песочная анимация, которая объединила в себе песочную терапию с рисованием: акцент ставится на изобразительном творчестве с помощью песка на специальном световом столике

[18]. Рассмотрим особенности и преимущества данного педагогического метода.

Исследователи считают, что негативные эмоции, конфликты и страхи выражаются в песочных картинках в символическом виде, негативные тенденции ослабевают, «уходят» в песок (М. Ло-венфельд, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко). В настоящее время песочная анимация используется в педагогике со следующими целями:

1. Общеоздоровительные: нормализовать эмоциональный фон, обеспечить и укрепить психическое здоровье ребёнка путём создания безопасного и удобного пространства для творчества, создать

ощущение расслабления и комфорта [19], развить речь через повышение тактильной чувствительности, снизить проявления гиперактивности, способствовать развитию концентрации внимания, работать над избавлением от страхов, тревожности и агрессивности, стабилизировать физические и эмоциональные процессы [20].

2. Воспитательные: соединить обучение с воспитательным процессом, воспитать навыки социального общения, коллективного творчества, доброжелательного отношения друг к другу, выработать позитивное отношение к себе и к окружающим, воспитать самостоятельность при работе над картиной и анимацией, побуждать к свободному и нестандартному творчеству.

3. Обучающие (научно-педагогические): привить аккуратность и точность, умение работать над ошибками, научить основам художественной грамотности, научить практическим навыкам, приёмам создания песочной картины и песочной анимации, научить творчески использовать полученные умения и навыки.

4. Развивающие: развивать фантазию, творчество и образное мышление ребенка, пространственное воображение, композиционные навыки, развивать уверенность и любознательность, умение принимать самостоятельные решения и адаптироваться в меняющихся условиях, воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, стимулировать исследовательский интерес, любознательность, развивать способность концентрировать внимание, усидчивость, развитие мелкой моторики через развитие сенсорного восприятия природного материала (натурального песка), улучшение скоординированности в работе пальцев рук, повышение ловкости в выполнении точных мелких движений [21].

Использование песочной анимации в педагогической практике для развития мелкой моторики представляет собой учебно-воспитательный процесс, который построен на следующих принципах:

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2013 г. № 1155.

• доступности – для посещения занятий по песочной анимации и выполнения работ никаких обязательных принадлежностей ребёнку иметь не нужно. Строгими противопоказаниями к методике являются только нарушение целостности кожных покровов рук ребёнка, самоагрессия и агрессия (риск попадания песка в глаза);

• систематичности – позволяет получить и закрепить универсальные учебные навыки и навыки в упражнениях с песком для улучшение моторики;

• индивидуальности при работе с каждым ребёнком, учитывая интересы и предпочтения в выборе тем для рисования;

• актуальности выполняемых упражнений и заданий в соответствии с потребностями ребёнка в развитии сенсорной чувствительности и мелкой моторики рук;

• последовательности процесса обучения от простых к более сложным манипуляциям с песком;

• привлекательности песочных игр и упражнений для ребёнка и отсутствие его переутомления;

• обогащение предметно-пространственной развивающей среды различными материалами для создания детьми продуктов творчества с индивидуальным почерком.

Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности на практических занятиях включает теоретическую часть (демонстрация основных упражнений для развития мелкой моторики детей) и практическую часть (тактильное привыкание к песку, упражнения по работе кистью и пальчиками, различные методы захвата песка, игры с песком и мелкими предметами, изучение следа на песке от различных предметов, трафаретов и манипуляций с ними. Рекомендовано проводить педагогические занятия в формате «мама с ребёнком», совместное овладение упражнениями, которые можно использовать для занятий дома. Рассмотрим примеры упражнений, направленных на эффективное развитие мелкой моторной функции рук детей дошкольного возраста.

Упражнение 1 «Купание» рук – максимальный контакт с песком. Цель упражнения: развитие тактильной чувствительности рук. Приветствуется поощрение описания чувств и эмоций при работе с песком, так ребёнок учится открыто говорить о своих переживаниях. Важно обсудить с детьми, какой это песок: мягкий/твёрдый, сухой/мокрый, тёплый / холодный и т.д. Спросить у ребёнка, где он уже видел песок? (пляж, песочница, аквариум и т.д.) Для лучшего обогащения сенсорного опыта рекомендовано «потоптать» песочек ручками разными способами – кулачком, разными пальчиками, тыльной стороной. Обычно это позволяет детям освободиться от негативных эмоций «выпустить их в песок», тогда и дальнейшая работа по методу песочной анимации пойдёт более спокойно.

Упражнение 2 «Песочный дождик» -насыпаем фон для работы. Цель упражнения: улучшение координации движений в работе с мелкими предметами, выработка аккуратности на занятиях с песком. Упражнение выполняется каждой рукой отдельно и двумя вместе. Просим ребёнка контролировать движения: «не растерять ни одну волшебную песчинку».

Упражнение 3 «Следы на облачках». Оставляем отпечатки ребра ладони в кулаке (двумя руками вместе и поочерёдно), помогаем превратить в весёлые отпечатки «ножек». Рисуем кулачками облачка. Цель упражнения: развитие тактильной чувствительности ребра ладони, налаживание координации движений, что важно для формирования навыка письма в будущем.

Упражнение 4 «Узоры». Придумываем различные узоры на песке (можно в виде рамки для любой песочной детской картины), ребёнок продолжает – волны, зигзаги, пунктиры и т.д. Цель упражнения: развитие мелкой моторики, координации каждого пальчика. Тренировка достаточного сосредоточения внимания. Работа над узорами требует от ребёнка сосредоточения и завершённости. Идеальный вариант упражнения – это работа каждым пальцем отдельно. Следите за качеством узоров в конце строки. Если ребёнок уже хорошо справляется с упраж-

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ “Детский сад “Василёк”, с. Доброе, Симферопольский район, Республика Крым

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мурадасилова Э.Р. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2015. N2. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00046.html (дата обращения: 11.03.2020 ).

“Истоки способностей и дарования детей

находится на кончиках их пальцев.

От них … идут тончайшие ручейки,

которые питают источник образной мысли.”

В. А. Сухомлинский

Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат,ноиразвивать мелкую моторику.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают серьезные трудности.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость.

К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики

Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки.

Социализация (игровая деятельность).

Безопасность (сохранение жизни и здоровья).

Познавательно – речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).

Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).

Коммуникация: (общение со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).

Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж))

Предметно-развивающая образовательная среда

В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики.

У нас есть определённое место в группе, где представлены различные игры и материалы для развития мелкой моторики. Работа здесь осуществляется с небольшой группой детей. Иногда, в утренний и вечерний отрезки времени, занимаемся индивидуально. Сейчас замечаем, что дети самостоятельно и с большим интересом действуют с дидактическим материалом.

Цель и задачи

Цель: развитие мелкой моторики у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики.

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.

Развивать тактильную чувствительность рук.

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.

Тренировать тонкие движения пальцев рук.

Развивать память, внимание, терпение и связную речь.

Развивать навыки ручной умелости.

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Методы и приёмы

Доминирующий метод – игровой.

Словесный (объяснение и рассказ)

Наглядный (показ, демонстрация, схемы)

Практический (совместный показ, рассказ педагога, игра)

Системность и последовательность.

Единство обследования (диагностики) и педагогического процесса.

Сотрудничество воспитателя и родителей.

Обработка данных обследования.

Определение уровня развития мелкой моторики у детей.

Поставив перед собой цель и задачи, а так же исходя из моего личного педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, опираясь на развёрнутое тематическое планирование, предложенное в программе “От рождения до школы” (под редакцией авторов Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой) я подобрала наиболее приемлемые для решения поставленных задач виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики.

Для удобства, те виды игровых упражнений, которые я использую в работе, были разбиты на комплексы:

Использование нестандартного оборудования.

Комплекс элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.

Комплекс “Пальчиковые игры”.

Комплекс игрового массажа.

Развитие графической моторики.

Игры с крупой

Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время.

Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь.

Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком.

Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.Разверни, не порви…

Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу.

Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал.

Игры со счётными палочками.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички ( без серы).
“Сложи колодец”
“Выложи картинку”
“Выложи геометрическую фигуру”

Игры с прищепками
Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Игры с конструктором лего
Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Сухой бассейн
Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

Игры – шнуровки
Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий “вверху”, “внизу”, “слева”, “справа”.
Способствуют развитию речи.
Развивают творческие способности.
Развивают усидчивость, внимание, терпение.
Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

Рисование
Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…
А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие…
Игры с пластилином
Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

Игры с бумагой
Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами…
Такие игры помогут детям узнать как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки.
Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.
Игры с природным материалом
Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Пазлы и мозайка
Пазлы – в переводе с английского “головоломка”, “затруднение”. Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей.
Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.
Работа с ножницами
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Пальчиковые игры
Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.
Массаж кистей рук и пальцев
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.
Развитие графической моторики
Развитие графических навыков
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непосредственно образовательная деятельность проводится в тетрадях с крупной клеткой. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких точных движений, а так же создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.
Цель: развитие графических навыков, путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка.
Задачи:
Совершенствовать навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи.
Формировать мелкую моторику, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции.
Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, а так же умения различать правую и левую стороны.
Учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.
Учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв в подготовительной группе.
Учить детей рисовать наклонные линии по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв.
Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями.
Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.

Вывод
Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

Литература
1. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей
2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Степени общения: от года до семи
3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология
4. Холмовская В.В. Воспитание и обучение детей пяти, шести лет
5. Фомина Л.Ф. Воспитание у детей правильного произношения
6. Кольцова М.М. Развитие моторики
7. Данилова E. Пальчиковые игры
8. Гризик Т.И. Детство и отрочество
9. Справочник старшего воспитателя.
10. Журнал “Дошкольное воспитание”
11. Журнал “Дошкольное воспитание”
12. Дубровина И.В. Готовность к школе, развивающие программы
13. Данилова Е.Е.”Психология”
14. Строгонова И.А. Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка

Читайте также:  Развитие творческих способностей

Развивающие игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

2.Высказывания учёных о взаимосвязи между развитием мелкой моторики рук и развитием всех видов деятельности.

3. Перечень и описание игр на развитие мелкой моторики у детей младшего возраста.

“Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.” (Сухомлинский В.А.)

“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. (В.А.Сухомлинский)

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеет особое развивающее воздействие. Даже у новорожденного малыша кисти всегда сжаты в кулачки, если взрослый вкладывает свои пальцы в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает. Однако все эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзира создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено много акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на развитие памяти, мышления и т.д.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие таких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Кроме того доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для развития мелкой моторики, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Существует множество приёмов и методов для развития у детей мелкой моторики. Это традиционные и нетрадиционные методы к которым относятся массаж и самомассаж пальчиков и кистей рук, упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук, упражнения с предметами и без предметов, гимнастика для пальцев, пальчиковые игры и т.д. Чем раньше начата работа по развитию мелкой моторики рук, тем лучше для ребёнка, тем лучше ребенок будет готов к школе.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из “практических” ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика – основа развития, своего рода “локомотив” всех психических процессов.

Пальчиковые игры – один из эффективных способов развития мелкой моторики. Ребёнок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребёнок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным способам действия на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с “живого созерцания”, с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы “обучает” руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.

Последние десятилетия характеризуются усилением внимания к изучению механизма психомоторного развития мелкой моторики детей

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Уже с давних времен было известно влияние воздействия руки на мозг человека. Речевая область в головном мозгу расположена рядом с двигательной областью. Еще И. Кант говорил: “Рука является вышедшим наружу головным мозгом”

В своей работе мы используем “пальчиковую гимнастику каждый день. Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к. кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Для своих детей в младшей группе мы сделали разные игры, помогали собрать материал родители и дети. Нам принесли для игр: пуговицы, разных цветов и размеров, игрушки от киндер сюрпризов, крышки от пластиковых бутылок, разных цветов. Коробка стояла в раздевалке, ребята клали туда, принесенные крышки, и считали, кто сколько, каких принес, также мы приобрели бельевые прищепки(деревянные). часть из них покрасили в разные цвета. Ребятки с удовольствием играют с ними, выкладывают из крышек разные узоры, силуэты зверей, разных предметов, перебирают разноцветные пуговички. А самое главное развивают свои пальчики.

Сенсорика – это самый многогранный доступный способ изучения, обработки и понимания всего нового. Она открывает для ребенка огромный мир ощущений и понятий. Дети с самого рождения используют тактильное восприятие. Сенсорная игра в действительности является основой познавательного процесса.

С помощью своих чувств и навыков дети познают окружающую среду и соответственно находят ответы на свои вопросы. Также, сенсорная игра помогает детям в психологической разгрузке и успокоении. Пересыпание любых сыпучих материалов, или переливание воды благоприятно будут действовать на вспыльчивого или обиженного ребенка и снижают эмоциональную нагрузку.

От уровня развития мелкой моторики руки напрямую зависит общий интеллектуальный уровень ребенка. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста влияет на развитие таких свойств сознания, как мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь.

Жизнь ребенка-это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет.

“Пальчиковые игры”

Для развития речи, внимания и мелкой моторики мы в своей группе используем, и советуем родителям, дома делать пальчиковую гимнастику и игры, которые являются элементом “методики раннего развития ребенка”. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как “выше”, “ниже”, “лево”, “право”, разучивают счет, да и просто улучшается настроение.

Как известно, наиболее качественное обучение у детей происходит в процессе игры. Рассмотрим несколько простых и веселых развивающих игр, которые будут интересны ребенку.

На начальном этапе для повышения интереса к занятиям, мы использовали перчатки, на которых были изображения веселых лиц, мордочек животных.

Начинали с простых упражнений, используя потешки: “Мальчик-пальчик, где ты был?”, “Этот пальчик – дедушка”. “Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Дети часто сами придумывают сюжеты сказок и историй, научившись делать из пальчиков животных, птиц, разные предметы.

Дом – ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию( труба, балкон).

Стул – левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

Стол – левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.

Заяц – вытянуть вверх указательный и средний палец, остальные соединить.

Заяц играет на барабане – безымянный и мизинец стучит по большому пальцу.

Волк (собака) – правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.( собака лает), и другие.

Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как “выше”, “ниже”, “лево”, “право”, разучивают счет, да и просто улучшается настроение

Роль взрослого – поддержать интерес детей, подсказать, дополнить творчество детей, придумать сказку вместе. Обучая маленького ребёнка в процессе игры в сказку, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Вместе с пальчиковой гимнастикой мы ежедневно проводим и артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика предоставляет возможность всем, и взрослым и детям, научиться говорить правильно, красиво и четко.

Язык – главная мышца органов речи. Всем известно, что чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными мы тренируем мышцы. Но, как и для всякой мышцы, гимнастика для языка также не меньше необходима.

Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Дефекты произношения отрицательно влияют на эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в будущем, необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Мы проводим артикуляционную гимнастику в виде сказки, стихов.

Для обеспечения богатства сенсорных впечатлений в нашей группе создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.

Мы подготовили для детей игры с крупами, которые развивают чувственное восприятие, фантазию, воображение, игры имеют медитативный, успокоительный эффект.

Особенно детям понравился “Пальчиковый бассейн”.

Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, координации движений, воображения и фантазии,

Задачи: развивать усидчивость и умение слушать, формировать элементарные математические представления (закрепление счетных навыков детей), прививать детям чувство радости за свои успехи и результаты своих друзей. (Ура! Получилось).

Для его создания, мы приобрели пластиковый контейнер с крышкой на 8-9 литров, и насыпали в него 4 кг фасоли.(белой и коричневой). Наши дети очень любят ощупывать фасоль, перебирать ее пальчиками, пересыпать в разные коробочки. часто возникают спонтанные игры с посудкой, набором игрушек из киндеров. Также мы приобрели наборы резиновых или пластмассовых маленьких игрушек: домашние животные.. дикие животные, животные Африки, морские животные и рыбы, буквы, цифры.

Игра “Найди клад”

Выбираются игрушки, которые дети будут прятать, например дикие животные: медведь, лиса, заяц, ежик, белка. Дети их ощупывают, считают. Затем один ребенок прячет их в бассейне, другой в это время закрывает глаза. Когда игрушки спрятаны, ребенок ищет их.

Вначале, просто находит, говорит кого нашел, затем их считает, все ли на месте. Вариант посложней: ребенок ищет с закрытыми глазами, ощупывает и говорит кого нашел, затем открывает глаза. Потом дети меняются местами.

Эта игра часто используется нами, как часть НОД по познавательному развитию, развитию речи, социально-коммуникативному развитию, самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работы. Девочки и мальчики очень полюбили эти игры

Чем разнообразней деятельность ребенка, тем успешнее идет его разностороннее развитие! Но не надо забывать о мерах безопасности ребенка: не оставляйте малыша, играющего с мелкими предметами или крупами одного.

В настоящее время придумано множество стихов, появилось разнообразие атрибутов для пальчиковой гимнастики и игр. Очень полезен в таких играх массажный мяч – Иглбол. Кроме своих стандартных функций игрового предмета-помощника мячик массирует кончики пальцев ребенка закругленными атравматичными шипиками, развивая тактильные ощущения.

Предлагаем Вам небольшое стихотворение с массажным мячом, ребенок держит мяч в одной руке, а другой ладонью поглаживает его сверху вниз.

И у сосен, и у елок много остреньких иголок
А еще на них похож, добрый, но колючий еж.

Игры с прищепками. (Монтессори пособие)

Цель игры: Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Материал: разноцветные, бельевые прищепки. Заламинированные картинки: солнышко ,рыбка, ствол дерева, тучка, птичка, ежик.

Предложите ребенку поиграть в прищепки, покажите, как их можно раскрывать и прицеплять на края коробочки. Рассмотреть с детьми картинки, что не так? Солнышку сделать лучики, дереву ветки, рыбке плавники, хвостик. После того, как дети одели прищепки на картинки, они придумывают сказку.

Игры с крышечками, пуговицами

Цель игры: развитие пространственных представлений, логического мышления, воображения. Закрепление счетных навыков.

Предложить ребенку, рассортировать пуговицы по размеру.

Выложить, по образцу фигуры.

Выложить, что хочешь (гусеница, цветок, домик)

Выложить контур изображения на раскраске из мелких пуговиц.

Вывод: Таким образом, занимаясь с детьми в течении пяти месяцев, мы заметили, что наши дети стали лучше говорить (в начале года было пять детей, плохо говорящих), сейчас они заговорили, улучшилась мелкая моторика, дети стали более открытыми, доброжелательными к взрослым и друг к другу. Стали больше общаться друг с другом.

Дети стали более самостоятельными: одеваются и раздеваются полностью сами, застегивают молнию, выворачивают и аккуратно складывают свои вещи, правильно держат ложку, аккуратно раскрашивают изображения. Родители и педагоги, тоже видят улучшение. Мы будем продолжать заниматься и изготовим вместе с родителями новые игры для наших ребяток. Нам интересно заниматься вместе. Спасибо за внимание!

Используемая литература.

1. Интернет-ресурсы: Н.Гуляева. “Пальчиковый бассейн”.

2. И. Гальченко. Сенсорные коробочки.

3. В.В. Цвынтарный. “Играем с пальчиками и развиваем речь” .изд. “Лань”, 2000г.Санкт-Петербург.

4. Е.Ю Тимофеева, Е.И. Чернова. “Пальчиковая гимнастика”.изд. “Корона-век”, 2007 г. Санкт-Петербург.

5. Е.Н. Бычкова., Е.В. Перминова. “Игры и упражнения на развитие мелкой моторики”.

6. Н. В. Новоторцева. “Обучение письму в детском саду”. Ооо “Академия развития”, 2012г, Ярославль.

Ссылка на основную публикацию