Развитие детей среднего дошкольного возраста: рекомендации лучших педагогов

Рекомендации воспитателям по развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста

Рекомендации воспитателям по развитию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

Особенности общения ребенка среднего дошкольного возраста

Психологические исследования показали, что общение дошкольника со взрослым имеет ряд специфических черт.

Во-первых, дошкольник часто общается со взрослым ситуативно: в одной ситуации – это один ребенок и одни формы поведения, в другой ситуации тот же ребенок резко меняется. Он по-другому двигается, по-другому разговаривает.

Во-вторых, несмотря на ситуативность, у ребенка-дошкольника вырабатывается определенный стиль поведения с разными взрослыми. Третья особенность общения дошкольника со взрослым касается того, что оно постепенно начинает носить деловой (содержательный) характер.

Основные направления развития начальных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста:

►Развитие внимания, интереса к партнеру по общению;

►Развитие умения входить в контакт, вести диалог;

►Развитие навыков невербального общения;

►Развитие навыков взаимодействия детей в группе;

►Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.

Примеры игр на развитие внимания, интереса к партнеру по общению

Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге. Один ребенок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.

Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

Игры на умение входить в контакт, вести диалог

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Выжигалы» и т.д.).

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

Игры на телесный контакт
«Возьмемся за руки, друзья»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.

«Рисунок на спине»

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ. Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

Игры на развитие невербального общения

«Как говорят части тела» Цель: учить невербальными способам общения. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи: — как говорят плечи «Я не знаю»; — как говорит палец «Иди сюда»; — как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»; — как говорит голова «Да» и «Нет»; — как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания». Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

Цель: развитие невербальных способов общения. Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

Цель: развивать навыки группового взаимодействия. Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Рекомендации для воспитателей по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания,приветствия, благодарности), то ем можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого. (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание говорят. (до свидания)», «Но давно уже от . (имя ребенка) я не слышу слова. (здравствуйте), а слово-то какое, очень дорогое».

2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.

• «Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это — его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

• «Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

• «Комплимент»- дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье. »). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».

3 Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё настроение:

Предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой – хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.

4.Предложите детям игры и упражнения из цикла « Я и мои эмоции». ·«Лица»- дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое. ;

·Мимическая гимнастика – дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;

·«Маски» один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

·«Глаза в глаза» — дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть!», «Я не хочу с тобой дружить»;

·«Как ты себя сегодня чувствуешь?»— ребенок выбирает из предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы.

5. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:
· «Угадай» — один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

· «Походки» – один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Иностранец» — один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

·«Расскажи стихи без слов», «Изобрази пословицу».

6. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям: ·изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга. Золушка и другие сказочные персонажи; · произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

7. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:

· участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

· сюжетные творческие игры, с повторением сцен — ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

· разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;

· следующие упражнения, игры:

«Опиши друга»- двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее;

«Подари подарок другу» — при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;

«Царевна-Несмеяна» — дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру. ;

«Сравнения» — дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почемуони выбрали такое сравнение;

«Волшебный магазин» — взрослый предлагает детям купить что-нибудьсвоим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

8. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», «Бармалея» и т.д.

9. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

Методические рекомендации «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

«Развитие творческих способностей

детей дошкольного возраста»

Берникова Светлана Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

На сегодняшний день творчество достаточно высоко ценится, а специальности, связанные с ним, становятся все более востребованными. Парикмахеры и создатели телепередач, организаторы праздничных мероприятий и фотографы, дизайнеры одежды и веб-дизайнеры, флористы, бармены и даже специалисты по диагностике автомобилей – все эти профессии требуют определенных талантов и творческих способностей. Однако немногие родители уделяют достаточно внимания развитию ребенка в этом направлении. Преимущество отдается речи, мышлению и памяти, а фантазия и воображение формируются у маленького человека сами собой. Конечно, многое зависит от природных задатков: кто-то с младых ногтей выказывает яркие творческие способности, ну а кто-то на протяжении всей жизни абсолютно равнодушен к музыке и искусству.

Что такое творчество и творческие способности

Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию. Даже к бухгалтерскому учету и химическим исследованиям – таким вроде бы нетворческим занятиям – можно (и нужно!) применять творческие способности, чтобы успешно осуществить задуманное и прийти к позитивному результату.

Творчество заключается в:

способности – возможности придумывать, изобретать что-то совершенно новое;

позиции – способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения, беспрестанном поиске путей к совершенству;

процессе, результатом которого является создание совершенно новых образов.

Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:

замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);

за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;

без труда ассоциировать отдаленные понятия;

применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;

целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;

самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;

Читайте также:  Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста: формируем кругозор

образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.

Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.

Для того чтобы определить степень развития творческих способностей у дошкольников, разработаны специальные методики диагностики. Наиболее распространена диагностика уровня развития творческих способностей у детей посредством анализа детских рисунков, по которым определяется:

умение правильно передать положение объекта в пространстве;

полнота содержания изображения;

эмоциональность созданного образа;

умение раскрыть задуманный сюжет.

Диагностика уровня развития творческих способностей помогает выяснить, что детям удается без труда, а на что следует обратить внимание, чтобы подтолкнуть маленьких фантазеров к более эффективному самовыражению.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Дошкольные годы – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Карапуз в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым.

Условия развития творческих способностей

Чтобы максимально раскрыть возможности и дать толчок к успешному творческому развитию ребенка, необходимо организовать определенные условия:

Раннее физическое развитие. Физические занятия, начатые с первых месяцев ребенка, – это первый шаг в закладывании основ творческих способностей сначала дошкольника, а потом и взрослого человека.

Создание обстановки, обгоняющей развитие малыша. По возможности кроху следует окружить тем, что будет побуждать его действовать с творческим подходом. К примеру, уже в один год карапузу можно подарить кубики с цифрами или буквами и называть их во время игр.

Усложнение и увеличение количества поставленных задач. Любые способности развиваются максимально успешно, если поставленную планку постоянно повышать. Процесс познания окружающего мира у маленьких детей проходит очень интенсивно, причем они не всегда могут воспользоваться опытом взрослых. Эту особенность необходимо усиленно использовать, давая малышу возможность самому находить решения, тем самым стимулируя развитие творческого мышления. Комфортный психологический климат. Теплая атмосфера в семье, дружные отношения в детском саду – важная предпосылка для развития творческих способностей у детей. Родители должны постоянно стимулировать малыша к творчеству, не осуждать и сочувствовать в случае провала, сдержанно относиться к любым выдумкам своего чада, пусть они кажутся нелепыми и странными.

Развитие творческого мышления

Развитие творческого мышления у малышей дошкольного возраста предполагает формирование таких качеств мышления:

Ассоциативность – это способность определять связь и похожие черты в объектах и событиях, которые на первый взгляд невозможно сопоставлять. С развитием ассоциативности детское мышление становится эластичным и нестандартным.

Диалектичность – это умение замечать в разнообразных системах противоречия, которые мешают их развитию, и способность ликвидировать эти противоречия. Благодаря этому качеству мышления рождаются открытия (например, изобретение самолета, который летает, невзирая на то, что он значительно тяжелее воздуха).

Для развития диалектичности мышления у дошкольников необходимо проработать:

умение выявить расхождения в любом событии или объекте;

способность точно сформулировать найденное расхождение;

возможность устранить расхождение.

Системность – это способность воспринимать объект целостно, со всем многообразием связей. Это качество мышления дает возможность увидеть все многообразие свойств предмета, определять на уровне отдельных элементов системы взаимосвязи, выделять степень отношения с другими системами. Благодаря системности можно проследить изменения объекта на отрезке времени «прошлое-настоящее» и применить полученный опыт к будущему.

Развитие творческого воображения

Различают четыре степени активности воображения:

самая низкая активность выражается во сне, когда восприятие не зависит от сознательных желаний человека;

более активная степень проявляется в приятных грезах;

еще активнее воображение во время чтения, прослушивания литературных произведений или музыки, когда на основе слухового восприятия или словесного описания создаются образы;

наивысшая степень воображения реализуется в творческой деятельности.

Творческое воображение – это рождение абсолютно нового образа, которого до сих пор не было. Существует несколько основных приемов творческого воображения:

Агглютинация (с греческого языка – «склеивание») – прием, с помощью которого созданы персонажи многих мифов и сказок. Например, русалка – девушка с рыбьим хвостом, избушка Бабы Яги – домик на курьих ножках.

Акцентирование – подчеркивание какой-то характеристики объекта, в результате чего он становится непропорциональным. Этот прием выделяет самое существенное в каждом отдельном образе (например, слишком длинный нос у Буратино).

Разумеется, дети дошкольного возраста не знают, как называются приемы творческого воображения. Однако малышей с раннего детства знакомят с ними родители, читающие сказки. А со временем дети активно используют эти приемы для создания выдуманных персонажей собственных сказок и рисунков.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста проходит в процессе игры.

Для малышей среднего дошкольного возраста важно, чтобы объект-заместитель имел определенное сходство с объектом, который он замещает.

Постепенно надобность во внешней опоре пропадает, а игровое действие может совершаться с объектом, которого просто нет. Этот объект наделяется новым смыслом, а действия совершаются в уме, а не в реальности. В этот момент происходит перерождение воображения в психический процесс, а придуманная ситуация воплощается в жизнь во внутреннем мире маленького человека.

Существует ряд способов , помогающих дошкольнику в развитии творческого воображения:

Обогащайте жизненный опыт малыша: читайте ему сказки и стихотворения, рассматривайте картинки в книгах и журналах, не упускайте возможность посетить с ребенком театр или музей, ездите с ним на экскурсии.

Поощряйте лепку и рисунки по замыслу. Если у крохи не все получается, обсудите с ним план и помогите в деталях представить задуманное.

Воображение формируется в результате творческой переработки пережитых моментов: научите малыша рисовать увиденное, пересказывать произошедшие интересные события.

Творческому развитию ребенка способствует сочинительство. Приветствуйте его во всех проявлениях: будь то рассказ, сказка или стихотворение.

Игра – ведущая деятельность для дошкольника, развивающая его во всех направлениях. Пусть малыш играет как можно больше.

Собирание детских конструкторов отлично развивает воображение. Чем разнообразнее предложенные ребенку конструкторы, тем лучше.

Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников

Упражнений и игр, которые направлены на развитие творческих способностей дошкольников, существует множество. Для того чтобы занятия давали положительный эффект, а малыш не терялся в правилах, достаточно выбрать пару-тройку игр и упражнений, постепенно усложняя и дополняя их. Когда маленький человек полностью освоится с предложенными задачами (и наверняка начнет терять к ним интерес), список игр следует сменить, открывая для ребенка новые вершины, к покорению которых нужно будет стремиться.

«Четыре цвета» (упражнение для развития творческих способностей и художественного восприятия у дошкольников). Малышу нужно выбрать четыре любые краски и полностью заполнить ими чистый лист бумаги. После кроха может рассказать, что он хотел выразить, и что означают отдельные детали рисунка.

«Волшебная клякса» (упражнение для развития творческих способностей и умения находить похожие черты между расплывающимся изображением и реальными объектами у дошкольников). Ребенку предлагают капнуть краску в центр листа, после чего бумагу необходимо сложить пополам. Когда лист разворачивается, на нем остается клякса с неясными очертаниями. Что или кого малыш видит в этой кляксе?

«Танец» (игра для развития творческих способностей и эмоциональности у дошкольников). Предложите крохе пофантазировать и придумать образ (возможны подсказки родителей – «ласковый щенок», «распускающийся подснежник», «летний ливень», «веселая обезьянка»). Под музыку образ необходимо передать посредством танца. Эту игру можно усложнить, попросив передать в танце определенное чувство («огорчение», «радость», «удивление»).

«Две феи» (упражнение для развития творческих способностей дошкольников). Для выполнения этого упражнения необходимо подготовить два листа с одинаковыми фигурами. Ребенку с помощью карандашей следует одну фигуру превратить в добрую фею, а другую в злую. Причем предварительно беседовать с малышом не нужно. Пусть сам подумает, как это сделать, и пофантазирует, что плохого совершила злая фея, а что хорошего – добрая.

«Фантазия-реальность» (упражнение для развития творческих способностей и умения отличать вымысел от реальности у дошкольников). Родители читают ребенку сказку и разбирают с ним, где выдумка чистой воды, а где то, что могло произойти в действительности. В результате получаются две абсолютно разные истории: одна – сказка, другая – реальность.

«Что это такое?» (игра для обучения детей созданию новых образов на основе восприятия предметов-заместителей). Для этой игры необходимо подобрать разноцветные круги и полоски разной длины. Малышу предлагается сначала описать какой-то из предметов, а после рассказать, что он напоминает. Каждому предмету должен соответствовать свой собственный образ.

«О чем говорит музыка» (упражнение для развития творческих способностей дошкольников). Звучит яркое классическое музыкальное произведение («Марш Черномора» Глинки, «Полет Валькирий» Вагнера, «Танец с саблями» Хачатуряна, «Картинки с выставки» Мусоргского). Малышу с закрытыми глазами нужно представить, о чем рассказывается в музыкальном произведении. После можно нарисовать свои фантазии и описать их

Развитие детей среднего дошкольного возраста: рекомендации лучших педагогов

Автор: Мантурова Ольга Вячеславовна

Организация: МБДОУ детский сад № 11

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Средний дошкольный возраст – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.

Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений:

– осмысленно употребляют в речи предлоги (в, на, над, под, за, из-за, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.д.), указывающие на расположение предметов;

– выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией;

– активно используют в речи слова, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы – садовые, луговые; животные – дикие, домашние и т.д.);

– используя аналоги, легко усваивают способы образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок);

– в общении ориентируются на особенности человеческих отношений.

Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов.

Задачами по развитию речи в среднем дошкольном возрасте являются:

– формирование грамматически правильной речи;

– воспитание звуковой культуры речи;

– развитие монологической речи;

– приобщение к художественной литературе.

Для обогащения и активизации словаря предусматриваются следующие задания, дидактические упражнения:

– речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);

-повторение воспитателем нового слова в различном контексте;

– объяснение происхождения (этимологии) слова;

– ответы на вопросы, требующие ответа-констатации и ответа-размышления;

– договаривание слов, недосказанных воспитателем;

– игра «Подскажи словечко».

При формировании грамматически правильной речи следует обращать внимание детей на использование:

– существительных во множественном числе в родительном и винительном падежах: ножей, груш, лисят, волков;

– существительных среднего рода в сочетании с прилагательными: зеленое ведро, красное яблоко;

– глаголов: хотеть, лежать, бежать, скакать, рисовать;

– предлогов: под, из-за, из-под, между;

– на образовании слов по аналогии: лес – лесник.

Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи:

– показ и объяснения артикуляции звука;

– отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах;

– выделять в слове, фразе, четверостишии знакомый звук, слегка интонируемый воспитателем;

– предусматривать задания, способствующие формированию интонационной выразительности речи.

Работа над каждым звуком делится на несколько этапов:

– многократное произношение изолированного звука, при котором отрабатывается чистота его воспроизведения, речевое дыхание и формируется звуковая и интонационная выразительность речи;

– проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук то мягкий, то твердый;

– произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи.

Работа по обучению детей монологической речи включает:

– формирование умения рассматривать сюжетные картины с составлением небольшого рассказа, выделяя фразы-связки, нацеливающие детей на более пристальное внимание к определенному предмету;

– задания по созданию и описанию картинок, выполненных с опорой на картинку-матрицу.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому при приобщении к художественной литературе следует:

– обращать внимание детей на содержание литературного произведения;

– обращать внимание детей на некоторые особенности литературного языка: образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения;

– формировать умение отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения;

– способность замечать красоту и богатство русского языка, выделяя ритмичность, подчеркивая образные выражения.

К концу года дети могут:

– значительно увеличить свой словарь;

– активно употреблять слова, обозначающие эмоциональные состояния, эстетические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов;

– осмысленно работать над собственным произношением;

– осмысливать причинно-следственные отношения;

– подробно с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;

Читайте также:  Задержка развития ребёнка 6-ти лет: возможные причины и методы борьбы

– рассказывать истории, которые являются следствием развития фантазии;

– активно сопровождать речью свою деятельность.

1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2010.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-синтез, 2014.

3.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грайзер Елена Витальевна

В данной статье приводятся результаты изучения мелкой моторики у детей среднего возраста и особенности ее развития

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грайзер Елена Витальевна

Текст научной работы на тему «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста Грайзер Е. В.

Грайзер Елена Витальевна /GrayzerElena Vitalyevna -студент, кафедра психологии и педагогики дошкольного образования, факультет педагогики,

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация: в данной статье приводятся результаты изучения мелкой моторики у детей среднего возраста и особенности ее развития.

Abstract: the results of the researching of middle aged children s fine motor skills and some special aspects of their development are presented in this article.

Ключевые слова: мелкая моторика, движения, критерии оценки мелкой моторики, упражнения.

Keywords: fine motor skills, motion, criteria of fine motor skills, exercises.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с младенческого возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Большое внимание исследователи уделяют роли мелкой моторики в развитии речи (М. И. Аксенова) [1].

А. В. Запорожец указывает, что в младших и средних группах дошкольных образовательных учреждений у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами [3].

В психолого-педагогической литературе проблема развития мелкой моторики рассматривается в разных аспектах и для разных групп детей (с нарушением интеллектуального развития, с нарушениями речевого развития), но представляемые исследователями подходы носят обобщенный характер, не раскрывающий особенности развития мелкой моторики детей в конкретной возрастной группе, в частности – в средней. Это обусловило цель исследования: изучить особенности развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста и разработать рекомендации по их развитию.

В широком смысле слова мелкая моторика означает тонкие и точные движения пальцев. В более узком определении, под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [2].

Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы.

Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления.

Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений.

Основными критериями оценки мелкой моторики, выделенными нами на основе анализа научной литературы, являлись:

Для изучения мелкой моторики детей нами был использован тест Н. И. Озерецкого, включающий комплекс диагностических заданий, позволяющий оценить все показатели развития мелкой моторики.

Результаты исследования мелкой моторики показали, что у детей среднего дошкольного возраста статическая координация развита в целом лучше, чем динамическая.

Наименее сформированными компонентами мелкой моторики у дошкольников 4-5 лет являются координация движения, сила тонуса рук, согласованность действий рук.

Каждый уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста имеет свои отличительные характеристики. У преобладающего большинства детей среднего дошкольного возраста мелкая моторика развита недостаточно.

Поскольку результаты проведенного нами обследования показывают, что наименее развита у средних дошкольников динамическая координация, а в частности, такие ее показатели как координация движения, сила тонуса рук, согласованность действий рук, то нам было важно в первую очередь учесть это при разработке рекомендаций по развитию у детей среднего возраста мелкой моторики.

Для развития координации движений целесообразно использовать такие задания и упражнения:

– расстегивание и застегивание пуговиц;

– завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков;

– перекладывание мелких предметов;

– плетение из ниток различных поделок;

– лепка, рисование и штриховка;

Развитию силы тонуса рук детей среднего дошкольного возраста могут способствовать используемые педагогами и родителями такие задания и виды деятельности:

– работа со штампами;

– лепка из пластилина, глины;

– работа с бумагой (мять, рвать, разглаживать, резать);

– использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ежики);

– работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание);

– изготовление поделок из природного и бросового материала.

Развитию силы рук дошкольников помогают:

– работа со шнуровками;

– использование игровых предметов (пирамидка, матрешка);

– складывание разрезных картинок;

– игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров);

– выкладывание узоров из счетных палочек.

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте необходимо осуществлять целенаправленно. Для этого могут быть использованы разные средства: продуктивные виды деятельности, упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), самомассаж, массаж, игры, графические упражнения.

Эффективность работы по развитию мелкой моторики зависит от количества и качества тех упражнений, которые проводятся с детьми. При их подборе важно учитывать индивидуальные особенности детей, выстраивать упражнения по нарастанию сложности, сочетать упражнения и задания, направленные на статическую и динамическую координацию движений и т. д.

1. Аксенова М. И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи / М. И. Аксенова // Дошкольной воспитание. – 1990. № 8. – С. 62-65.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С. Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

3. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. – М.: Астрель, 1990. – 320 с.

Методические рекомендации к организации игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста

Никифорова Татьяна
Методические рекомендации к организации игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста

Уровень организация игры в каждом детском саду зависит от позиции воспитателя.Для эффективности данного процесса необходимо следовать следующим правилам и указаниям:

1. Педагогам в процессе организации игровой деятельности важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

2. В начале и в конце учебного года проводить мониторинг для выявления уровня формирования интегративных качеств в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие. Игра».

3. Изучать теоретическую базу по организации игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

4. Выполнять санитарные правила и нормы (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек и т. п.).

5. Осуществлять комплексно-тематическое планирование по организации игровой деятельности в соответствии с программой, по которой работает дошкольная образовательная организация.

6. При организации детской игры необходимо создавать предметно-развивающую среду так, чтобы игра являлась средством формирования игровых умений у детей. Игровые уголки в групповой комнате должны оснащаться разнообразным полифункциональным материалом. В состав предметно-игровой среды должно входить игровое оборудование с учетом возрастных особенностей, все игровые средства должны являться безопасными для детей.

7. Что касается роли педагога во время игровой деятельности детей, то, помимо организатора, каждый педагог на начальном этапе игры должен быть участником. Дети в среднем дошкольном возрасте еще играют «не вместе, а рядом», но уже интересуются играми других ребят, не противятся мимолетным игровым контактам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру.

Самодеятельные игры детей этого возраста просты, в них много внимания отводится предмету (игрушке, но использование только предмета в качестве партнера по игре может тормозить дальнейшее развитие игровых умений. Воспитатель должен, приветствуя и развивая игры ребенка с партнером-игрушкой, перенастраивать его и на партнера-взрослого, а в дальнейшем – все более на партнера-сверстника.

Одним из основных приемов руководства играми детей среднего дошкольного возраста является участие воспитателя в играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.

Воспитатель может принимать участие в играх,беря на себя ту или иную роль: мамы, врача, учительницы, шофера и др. Это дает возможность объединить нескольких детей для совместной игры. А роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх детей может быть направлено также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками.

По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это способствует становлению сюжетно-ролевой игры.

В средней группе при проведении дидактических игр воспитателю необходимо использовать то стремление к самостоятельности, которое довольно ярко проявляется у детей данного возраста. В то же время взрослый, несмотря на потребность ребенка действовать независимо, по-прежнему интересен ему как носитель самой разнообразной информации. Взрослый должен умело направлять самостоятельность детей в нужное русло.

Применение воспитателем методов и приемов прямого руководства (показа, объяснения, упражнения) в дидактической игре возможно лишь в пределах, не разрушающих саму игру, ее игровой замысел и игровые действие.

Подвижные игры усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей накопления ими двигательного опыта.

Театрализованные игры также требуют умелого руководства педагога. Немаловажным является то,как взрослый готовится к предстоящей постановке: выбирает художественный материал, оборудование, продумывает драматургию спектакля, репетирует, пробуя разные средства выразительности для решения поставленных задач. Сюжет постановки будет интересен детям, если воспитатель использует в нем яркие куклы, подбирает музыку, соответствующую характеру сценической ситуации, эффективно пользуется средствами художественной выразительности.

Воспитатель должен использовать стремление детей к самостоятельности (выполнить действие, участвовать в инсценировке, поощрять малейший проблеск фантазии, направлять ее в развивающее русло). Необходимо привлекать к работе идейно-содержательный материал, так как в этом возрасте детям доступны и нравственные выводы, и юмор, содержащиеся в играх и сказках. Театрализованная деятельность не должна носить стихийно-развлекательный характер, она должна воспитывать ребенка.

8. Педагогам необходимо не только непосредственно играть с детьми, но и внимательно наблюдать самостоятельную игру всех детей и каждого ребенка в отдельности. Наблюдение за детьми во время их самостоятельных игр позволяет лучше узнать стремления ребят, выявить их предпочтения и интересы, а также игровой потенциал.

9. Планировать и организовывать игровую деятельность не только в самостоятельной деятельности, но и в других различных формах работы с детьми (образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в рамках непосредственно образовательной деятельности) с учетом интеграции образовательных областей.

10. Совершенствовать условия игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания, образования и развития в условиях ФГОС ДО.

В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Итак, развитие детской игры напрямую зависит от руководства ею педагогом. Воспитателям необходимо помнить, что дошкольный возраст – самый благоприятный период для детского развития. И игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, способствует полноценному развитию личности.

1. Бабенкова, Е. А., Параничева, Т. М. Подвижные игры на прогулке / Е. А. Бабенкова, Т. М. Параничева; под ред. Т. В. Цветковой. М. : Сфера, 2015. 96 с.

2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. СПб. : Букинист, 1991. 160 с.

3. Горина, Л. В., Колесниченко, Ю. Ю., Кошкина, И. В. Дошкольная педагогика: учебное пособие для бакалавров.Саратов: ИЦ «Наука», 2014. 92с.

4. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е. И. Касаткина. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 176 с.

Рекомендации к организации Рппс по театрализованной игровой деятельности с детьми среднего возраста Оснащение театрального уголка: • различные виды театров: театр картинок; фланелеграф; настольный театр; театр коробочек и шариков; театр.

Методические рекомендации для занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Знакомим с цветом» Дидактическое пособие для занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «ЗНАКОМИМ С ЦВЕТОМ» МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие дошкольников — практические советы специалистов

Методические рекомендации «Игра — не забава» для родителей по игровой деятельности детей раннего возраста Игра – не забава, а длительный и плодотворный процесс обучения детей раннего возраста. Все свои знания они получают в игровой деятельности,.

Методические рекомендации по организации и проведению словесных игр с детьми старшего дошкольного возраста ЗНАЧЕНИЕ СЛОВЕСНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Одной из основных задач умственного воспитания.

Методические рекомендации по организации обучения счёту детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 Методические рекомендации по организации обучения счёту.

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мир вокруг нас» Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации.

Методические рекомендации по организации эколого-краеведческому воспитанию детей дошкольного возраста Знакомясь с историей родного города, края, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных.

Педагогические рекомендации родителям и педагогам по развитию творческих способностей детей и подростков

Педагогические рекомендации родителям и педагогам

по развитию творческих способностей детей и подростков.

Мы уже говорили о том, что творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одергивать и ограничивать.

Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный -потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Воспитывать ребенка нужно с первых дней его жизни.

Задача родителей в этой ситуации – воспринять как будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие, хотя порой и утомительные. Если же родители, как и учителя — склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребенка лишь как повод для раздражения, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребенка, которому придется непросто в развитии личностной и социальной сторон Я – концепции.

Педагоги часто говорят, что лучший способ для учителя воспитать творческую личность – это самому быть творческой личностью. Формула эта кажется вполне приемлемой и к родителям. Родители, стремящиеся развить в ребёнке творческие способности должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель – прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость достижений даёт ребёнку прямой и убедительный пример.

В этом отношении личностные характеристики творчески
одарённых людей обнаруживают высокий уровень индивидуальной
андрогинии. Т. е. творчески одарённые мальчики обладают многими
чертами, стереотипно считающимися «женскими»,

интроспективностью, чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом.

Полин Пепински (1960) предложила ряд очень полезных приёмов, которым взрослые могут научить детей, рискующих оказаться в сложном положении в коллективе.

1. Переводи свои идеи на язык, доступный для других, чтобы они восприняли твой вклад, как служащий их собственным нуждам (или, во всяком случае, им не противоречащий).

2. Критику в адрес других людей высказывай с позитивных позиций, с желанием помочь.

3. Давай понять, что в основном ты поддерживаешь то же, что пользуется уважением других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы.

4. Старайся не быть воспринятым в качестве агрессора, позволяй другим сохранить собственное достоинство, выслушай их внимательно.

5. Заработай собственный «кредит» для большей личной свободы в течение какого – то периода времени, не бойся изначально воспринять господствующие требования, когда они не вступают в серьёзный конфликт с твоими основными принципами.

6. Концентрируйся на задании, которое необходимо выполнить, а не на «личностях», не на достижении статуса.

7. Принимай во внимание фактор времени, так чтобы у тебя была возможность отсрочить ответ, а также избрать способ действий.

Эти приёмы призваны помочь одарённой личности – ребёнку или взрослому – разрешить конфликт между сохранением независимости и подчинением групповым интересам. Такой творческий конформизм позволит ему сочетать продуктивный неконформизм и личным равновесием.

Следует обратить внимание родителей и педагогов на то, что длительное насильственное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей творчески одарённых детей может привести к эмоциональным сложностям, неврозу и даже психозу. Неврозы могут вызываться продолжительными периодами сильной подавленности, когда ребёнок не в силах понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений. Бегство в воображение может стереть границу реальности и фантазии. Такой ребёнок может принимать оборонительные модели поведения, сходные с психопатическими. Столь крайние формы неприспособленности редки, но в той или иной степени все плохо приспособленные к окружающему миру дети подвержены стрессам.

Для того, чтобы быть творческой личностью необязательно страдать. Но почему-то страдание всегда сопровождает творчество. Семья может дать психологическую защиту и укрепить в нём самопознание и самоприятие.

Джон Гоуэн (1971) предложил целую серию полезных советов родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей.

1. Создайте уютную и безопасную психологическую базу
подростку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. (Не следует говорить ребенку, как его произведение можно улучшить: «Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы. » В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.)

3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи подростка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

4. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. (Желания и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения.)

5. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.

6. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство без опасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скова на основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.

7. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, но придет. (В этой связи дневники и автобиографии известных творческих личностей могут помочь ребенку понять, что он не одинок в своей борьбе. Правда, официальные биографии, написанные восхищенными учениками, склонны преуменьшать эксцентричность и отчуждение великих творцов.)

8. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно, для этого требуется время, а с его стороны – терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

9. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного. (Острая словесная карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной, но и очень недоброй.)

10. Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих. Есть некоторые основания полагать, что такие предсознательные фантазии являются полуоформившимися, нестройным истоком интимно го творческого вдохновения.

11. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыт – как бы ни были они не удачны. Относитесь к ним с симпатией и тепло той: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

12. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном на правлении.

13. Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей, для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одного ребенка, похожего на нее. Если этот сотый ребенок оказывается мальчиком – проблемы не кончаются, поскольку незыблемым правилом школьных и дворовых площадок является однополое группирование. Ей нужна девочка, которой может быть 8 лет, но мыслит она как 11-летняя. Родителям, возможно, придется объездить все окрестности, но это лучше, чем позволить ребенку погрузиться в одиночество и избегать общения.

Знайте, что, если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе

Поэтому, если Вам достался такой подарок судьбы, как творчески одарённый ребёнок, то постарайтесь как можно лучше адаптироваться к нему и помочь ему адаптироваться к окружающему его миру.

Для развития творческой одаренности рекомендуем:

1. Использовать прием творческого воображения – аналогию. Используя аналогию, наше воображение создает определенные соотношения и связи.

Аналогии бывают связаны не только с формой и цветом, но и с ритмом, со звуком (тембр, высота и др.) и другими характеристиками. Аналогия считается одним из – самых простых приемов творческого воображения, но вместе с тем создание аналогий – сложный процесс. Тем более, что реальный поиск аналогий идет в нашем мозгу на уровне подсознания и мы сами не всегда готовы дать себе отчет в том, почему тот или иной предмет, звук, действие вызывали у нас ту или иную аналогию. Потренируемся искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Так, например, на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками – на что они похожи. Если удается создать необходимый настрой, задание вызывает большой интерес. Необходимо фиксировать количество идей, их оценку можно провести по трем параметрам: количество идей (продуктивность), оригинальность и гибкость мышления.

2. Пробуждать способность пользоваться цветом как выразительным средством. Задание, тесно связанное с выразительными возможностями цвета – это выразить заданное настроение цветом путем раскрашивания одинаковых контуров. Необходимо дать ребенку 2 заготовки, на которых изображены контуры, например, сказочного дворца (контуры должны быть идентичны), и предложите цветом добиться того, чтобы один дворец стал «дворцом злого», а другой «дворцом доброго» сказочного героя.

3. Учить устанавливать связи между явлениями, событиями, предметами, понятиями. Легкость ассоциирования, умения связать между собой разные, часто очень далекие по содержанию понятия и предметы – необходимое качество творчески одаренного человека.

Для развития интеллектуальной одаренности рекомендуем:

1. Использовать методику незаконченного рассказа.

2. Применять задания, позволяющие формировать у ребенка причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи. Примером может быть задание: перед ребенком разложены картинки, которые все перепутаны. Необходимо их разложить по порядку на столе, а потом рассказать по ним какую-нибудь историю.

3. Использовать дивергентные задачи, которые предполагают, что на один поставленный вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов.

Наши рекомендации дополнят работу воспитателя, которая осуществляется в соответствии с уровнем их профессионализма и личностных особенностей.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитующая сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы. не могут заменить личности в деле воспитания. Только характером можно образовать характер» (). Многое зависит от личностных способностей преподавателя, его педагогической интуиции. Но, даже имея преподавательский талант, нужно обязательно учиться педагогическому общению. Это позволяет воспитателю рефлексировать, а значит – анализировать свои действия, понимать детей, устанавливать с ними контакт, адекватно реагировать на их действия. Эффективность труда воспитателя связана с педагогической культурой и его знаниями.

Рекомендации носят примерный характер и могут быть интерпретированы в процессе работы.

Ссылка на основную публикацию