Принципы развития детей дошкольного возраста: нормы, особенности и упражнения

Принципы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста

Для того чтобы добиться высокого уровня сформированности когнитивных процессов дошкольников и эффективно развивать их, необходимо учитывать принципы обучения, развития и воспитания дошкольников, в наибольшей степени характерные этому периоду.

Рассуждая о познавательной деятельности ребенка-дошкольника необходимо отметить главную черту воспитания этого периода.

Принципы воспитания должны базироваться на любви к ребенку

Из объекта познания ребенок постепенно переходит в состояние субъекта, способного к активной преобразовательской деятельности.

В саму структуру познавательной деятельности детей входят:

  1. Цели (приобретение знаний, умений, навыков).
  2. Способы (уже имеющиеся навыки и умения, которые способствуют достижению цели).
  3. Методы.
  4. Мотивы обучения (могут различаться в зависимости от условий).
  5. Условия (среда, определенным образом организованная для достижения ребенком целей).
  6. Результат (уже полученные ребенком знания и умения).

Для того чтобы процесс обучения детей-дошкольников строился успешно, необходимо позаботиться о том, чтобы в нем присутствовали его базовые структурные компоненты.

Ключевым моментом, помимо всего прочего, является познавательный интерес, позволяющий ребенку самостоятельно организовывать собственную деятельность и проявлять активность.

Рассмотрим принципы и методы воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Закономерности и принципы развития когнитивных процессов дошкольников

Внимание

В дошкольном возрасте внимание ребенка привлекает не только яркость и новизна предметов, но также эмоциональные переживания и чувства, так или иначе с ними связанные. Кроме того, внимание, как и большинство психических процессов в дошкольном возрасте, приобретает произвольность. Благодаря этому ребенок такого возраста может останавливать свое внимание и задерживать на необходимое время на том объекте или действии, которое им требуется. Улучшаются такие его характеристики, как устойчивость, концентрация, распределение и переключаемость.

Развитие внимания – принцип от простого к сложному

Принципы развития внимания дошкольников

  1. Постепенное усложнение задач обучения, поставленных перед ребенком. Очень важно, чтобы на первых порах ребенок получал задания, справиться с которыми ему по силам – в противном случае его интерес надолго угаснет. Переходить к более продвинутому уровню можно только после того, как родитель убежден, что на текущем ребенок не испытывает никаких проблем.
  2. Надежное запоминание инструкций, данных к заданию. Это позволит ребенку выполнять предложенные задания самостоятельно, не прибегая к помощи взрослых, что является важной чертой воспитания.
  3. Развитие самоконтроля детей. По мере продвижения обучения, ребенок дошкольного возраста должен ненавязчиво приучаться к тому, что выполнение заданий – это не воля его родителей, а интересное занятие, приносящее и пользу, и удовольствие прежде всего ему. Важную роль в этом играет правильно выбранные методы.

Советы родителям

  • Для улучшения внимания дошкольников необходимо постепенно приучать к режимным моментам воспитания. Учитывая то, что совсем скоро ребенок пойдет в школу и в его жизнь войдет еще больше ограничений и запретов, эти методы важны особенно
  • По мере выполнения того или иного видом деятельности ребенком, важно следить за тем, чтобы нагрузка оставалась стабильной. Чрезмерная нагрузка может сразу утомить ребенка и ослабить его внимание.
  • Методы и сам материал для занятий должен представлять интерес для ребенка, сохранять яркость и эмоциональную наполненность
  • Важно эпизодически чередовать виды деятельности. Это не только поспособствует всестороннему развитию ребенка, но также улучшит такие свойства внимания, как концентрация и переключаемость.

Задание на развитие внимания для 5-6 лет

Память

Так же, как и внимание, память в дошкольном возрасте уже начинает становиться произвольной.

Однако по большей части оно еще очень слабо контролируется ребенком. И поэтому, значительно легче ребенком запоминается то, что вызывает у него сильные эмоциональные реакции.

Задача родителя в это время – помочь ребенку этого возраста усвоить базовые закономерности запоминания при помощи организованного обучения, подобрать методы, благодаря которым ребенок сможет контролировать процесс запоминания, «подключая» к этому волевые качества (что также является задачей воспитания).

Виды памяти у дошкольников

В младшем дошкольном возрасте запоминание детей механическое – ребенок усваивает материал после многократных повторений.

К концу этого периода ребенок начинает уже понимать смысл запоминаемого материала. Развиваются навыки смыслового запоминания. Образная память также преобладает на ранних этапах возраста, затем, по мере развития речи на смену ей приходит словесная. Активно развивается двигательная память.

Принципы развития памяти

  1. Принцип построения ассоциативных связей. Память ребенка дошкольного возраста будет развиваться быстрее и значительно эффективнее в том случае, если ребенку предложить запоминать материал, выстроенный в строгую систему, где будут прослеживаться отчетливые логические связи. А информация подаваться для детей порционно, в виде самостоятельных лексических тем.
  2. Принцип синестезии. Этот принцип предлагает задействовать в процессе запоминания максимальное количество органов чувств. Это дает возможность запоминать больше материала и сделать само запоминание более осознанным и эффективным.
  3. Принцип связи с другими психическими процессами. Чем активнее в процессе обучения будет участвовать воображение и другие процессы, тем лучше она будет развиваться.

Механизм возникновения синестезии

Советы родителям

  • Необходимо работать над улучшением таких характеристик памяти детей, как объем, качество запоминания, длительность
  • На ранних этапах для занятий необходимо использовать большое количество яркого наглядного материала. Однако по мере взросления ребенка все большую роль должны играть знаковые системы (цифры, буквы и т.д.)
  • Очень важно, чтобы работа проводилась над различными видами памяти – кратковременной и долговременной; слуховой, зрительной и двигательной и т.д.
  • Для развития логического запоминания ребенка возраста до 6 лет необходимо, чтобы материал, предоставляемый на занятиях, был четко структурирован.

Восприятие

Восприятие объединяет в себе не только другие психические процессы, но также опыт, накопленный ребенком. Оно позволяет не только отражать, но также перерабатывать полученную информацию и делать из нее определенные выводы. Воспринимая тот или иной объект, ребенок со временем учится не только видеть целостный предмет, но и его отдельные характеристики и свойства.

Ребенок начинает накапливать информацию о тех предметах или видах деятельности, которые наиболее важны для него. У него формируется круг интересов.

Принципы развития восприятия

  1. Принцип последовательности обучения. Ребенок, начиная с самого младшего возраста, должен постепенно приучаться воспринимать все более сложные и детализированные объекты.
  2. Принцип последовательности проявляется в необходимости выстраивать преподносимый материал в строгую систему
  3. Принцип психологического комфорта. Для того, чтобы ребенок мог направлять, распределять и контролировать свое внимание, обстановка вокруг него должна быть максимально благоприятной и психологически комфортной.

Формирование слухового восприятия – принципы

Советы родителям

  • Для того чтобы во время обучения восприятие ребенка дошкольного возраста активно развивалось, важно приобщать ребенка к различным видам деятельности, где он мог бы проявить себя. Досуг ребенка должен быть активным.
  • Особого внимания заслуживают ролевые игры детей. Их применяют для воспитания в ребенке норм поведения, актуальных для тех или иных социальных групп.
  • Нужно поощрять ребенка рассказывать о пережитых им событиях, пересказывать содержание прочитанных книг, просмотренных мультфильмов и телепередач.

Развитие восприятия через игрушки

Мышление

В качестве основы мышления чаще всего используется опыт, который ребенок уже успел накопить к тому или иному возрасту. Оперирование образами, словами, ощущениями со временем расширяет границы познания, позволяя ребенку приобретать все новые знания, умения и навыки.

Конечно же, мышление дошкольника еще далеко от идеала – оно своеобразно и строится на особых, доступных только ребенку закономерностях. В частности у него наблюдаются попытки сопоставлять несовместимые и абсолютно не относящиеся друг к другу свойства предметов, перенос свойств от частного к частному.

Занимательный материал для старших дошкольников – подготовка к школе

Тем не менее, уже к пяти годам ребенку доступны понимание связей между простыми предметами или явлениями, способность к объяснениям, поиск общих закономерностей между предметами.

Принципы развития мышления

  1. Принцип целеполагания обучения. Мозг и психика человека значительно практичнее, чем мы думаем. Именно поэтому исключительно важно, чтобы ребенок понимал не только что он делает, но и для чего все это
  2. Принцип сбора и сортировки и информации. Информация, преподносимая ребенку, должна быть правильно структурирована. Просто нагрузив ребенка фактами невозможно добиться от него работы мышления.
  3. Принцип практикоориентированности. Приобретя какие-либо новые знания ребенку необходимо применить их на практике. Это позволит вывести мыслительные процессы на качественно новый уровень

Советы родителям

  • Поскольку уровень мышления зависит, в основном, от познавательной активности ребенка, важно чтобы к этому возрасту у ребенка такого возраста уже сложилась потребность в регулярных занятиях, привычка к ним.

Игры на развитие мышления: лото. шашки, кубик Рубика

  • Необходимо поощрять ребенка рассуждать. Для воспитания этого качества даже если первое время он будет допускать ошибки, не стоит сразу исправлять его – лучше дать время на самостоятельное исправление своих недочетов.
  • Развитие мышления строится на чувственном опыте. Именно поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок регулярно получал необходимые ему новые впечатления.

Воображение

Также как во многих других случаях воображение вначале носит непроизвольный характер, и лишь после выходит на уровень активных форм, контролируемых ребенком. Инициатором процессов воображения выступает уже не родитель или кто-либо из взрослых, а сам ребенок. Особенно ярко это проявляется в сюжетно-ролевых играх, а также творческой деятельности, которая приобретает новые черты, становясь разнообразнее и ярче.

Благодаря воображению у дошкольников происходит обогащение словарного запаса и поведенческого репертуара ребенка.

Оно также учит дошкольника планировать свою деятельность, просчитывая варианты развития событий, предполагаемый результат. Ребенок создает замысел и ищет пути, позволяющие воплотить его в жизнь.

Что такое воображение и его роль в развитии

Специфика воспитания, обучения и развития восприятия детей на разных этапах возрастного развития также различна. В раннем дошкольном периоде ребенок лишь незначительно преобразует реально существующие и хорошо известные ему предметы или явления. В старшем он уже пробует себя в создании принципиально новых образов, сюжетов. еще одной важной чертой, которая формируется у ребенка к концу дошкольного периода – умение четко разделять реальный мир и вымышленный, свою жизнь и фантазии.

Принципы развития воображения

  1. Принцип связи воображения и речи (методы активного обучения). Ни одна мысль не может быть высказана до того момента, как она будет четко словесно сформулирована в уме.
  2. Принцип поощрения самостоятельной активности детей.
  3. Принцип поиска оптимального решения.
  4. Принцип воображения как формы построения диалога.

Игры на развитие воображения

Советы родителям

  • Развитию воображения способствует приобщение ребенка к любым видам творческой деятельности (начиная с раннего возраста). Именно поэтому ему всегда должны быть доступны краски, карандаши, пластилин и многие другие средства изобразительного искусства.
  • Дошкольников необходимо поощрять в сочинительстве, фантазировании. Но использовать подобные методы нужно с осторожностью – в сознании должна существовать достаточно четкая грань, разделяющая реальный мир и вымышленный.

Работа с пластилином отлично развивает воображение

В дошкольном возрасте словарный запас существенно расширяется в связи с приобретенным им новым опытом. Сеть социальных связей ребенка расширяется, а общение приобретает уже внеситуативный характер. Ребенок начинает диалог с кем-либо не только потому, что того требует совместная деятельность, но ради удовлетворения совершенно иных потребностей (обмен информацией, разговор о взаимных интересах, взаимное времяпрепровождение).

Пока еще недостаточно хорошо развитая речь детей зачастую приводит к тому, что в речи ребенка наблюдается словотворчество (придумывание ранее несуществующих, нелогичных слов и выражений), преобладание простых нераспространенных предложений в речи.

Развитие речи – принципы

Со временем в распоряжение ребенка также поступает функция планирования речи, а также внутренняя речь. Это позволяет ему сначала спланировать и тщательно обдумать и лишь затем высказать то, что ему нужно.

Принципы речевого развития детей дошкольного возраста следующие

  • Взаимосвязь умственного, сенсорного и речевого развития. Уровень развития речи напрямую зависит от того, насколько активно ребенок познает мир вокруг себя. Взаимодействие с людьми и средой в свою очередь, активизирует мышление. Таким образом, легко прийти к выводу о неразрывности функционирования и созревания таких процессов психики, как речь, мышление, ощущение. Именно поэтому для полноценного развития ребенка недостаточно уделять одним функциям внимание, упуская из вида другие.

Например, наблюдая с ребенком за происходящим вокруг, родитель должен не только делать акцент на расширении понятийного аппарата, но и позволять ему анализировать события, делать из них выводы. Это также является обязательным элементом воспитания дошкольника.

Расширение понятийного аппарата в игровой форме

  • Коммуникативно-деятельности подход напрямую указывает на практическую направленность развития когнитивных процессов, в частности – речи и воспитание в ребенке культуры общения. А также благоприятствует использованию этого психического процесса для эффективного общения ребенка и его успешной социализации.
  • Принцип развития «языкового чутья». Методы интуитивного изучения языков. Необходимо для того, чтобы ребенок усваивал, а затем и применял в повседневной жизни новые, ранее неизвестные ему речевые обороты и формы. В этом случае необходимые аналогии будут формироваться у ребенка после многократных повторений усваиваемого материала.

Метод азвития речи – через чтение

Советы родителям

Для того, чтобы речь ребенка могла в полной мере выполнять свою коммуникативную функцию (то есть служить средством общения ребенка с окружающими) необходимо, чтобы он регулярно имел возможность взаимодействовать с представителями самых разнообразных возрастных и других социальных групп. Это позволит ему не только обогащать словарный запас и учиться пользоваться речевыми конструкциями, но также усваивать нормы поведения, правила этикета и т.д.

Обогащению активного словарного запаса для воспитания правильной речи как ни то иное способствует совместное чтение художественной литературы с ребенком.

Изучив принципы и обучения воспитания дошкольников, можно составить максимально эффективную программу развития ребенка.

Читайте также:  Эффективные приёмы по развитию речи у ребёнка четырёх лет

Принципы обучения дошкольников в детском саду

Эльвина Хакимова
Принципы обучения дошкольников в детском саду

Принципы обучения — это такие методы обучения, исходные положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения. Они отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения.

Принципы обучения не являются раз и навсегда принятыми категориями. По мере развития психолого-педагогической науки они совершенствуются, приобретая более глубокое обоснование (принцип активности обучения, развивающего обучения и т. д.)

Одновременно у детей формируется более лояльное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности взрослых, трудолюбие. Обучениеи воспитание обычно находятся в одном целом: обучая, мы воспитываем, а воспитывая — обучаем.

Вместе с тем обучение и воспитание как своеобразные стороны единого процесса имеют свой состав, свои определенные методики, свои материальные и психологические предпосылки. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступают в более тесном единстве, и дифференцировать их трудно, но по мере того, как ребенок подрастает, воспитание и обучение все четче дифференцируются. Но это совсем не значит, что обучение теряет свою воспитательную силу, а воспитание перестает быть обучающим. Обучение на всех этапах развития ребенка остается воспитывающим, а воспитание — обучающим.

Принцип научности.

Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе менее глубокого. Бесспорно, нелегко придерживаться этого принципа при объяснении дошкольникам самых простых вещей. Дидактика и призвана подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной Стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой — был бы понятен и доступен детям.

Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико-материалнстического понимания окружающего мира.

Ученые не раз задумывались над данной проблемой. Где тот возрастной рубеж,указывая на который мы могли бы с уверенностью сказать: вот то время, когда нужно начинать формирование элементов материалистического понимания окружающей ребенка действительности. Многие, кто понимал важность и актуальность этой проблемы,в нерешительности опускали руки при возгласах оппонентов: а возможно ли решение данной проблемы относительно дошкольного возраста?

Принцип наглядности.

Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым.

При этом не исключено, что в процессе развития ребенка, в нем формируют, качества, прямо противоположные тем, которые нам хотелось бы видеть.

Период дошкольного детства — благоприятное время для постепенного формирования у ребенка основ научного миропонимания, что приобретаемые на этой возрастной ступени знания, опыт деятельности, отношении, поведения — все это, вместе взятое, подготавливает в ребенке тот качественный скачок, который происходит в процессе формирования мировоззрения на более поздней возрастной ступени — школьном обучении.

Не случайно дети любой рассказ стремятся провести на образный язык, представить себе в форме какой-то наглядной картины, события. Самые сложные мыслительные умения — рассуждать, считать, доказывать, анализировать и сравнивать — происходят от первоначальных внешних действий, от работы с конкретными предметами. Чтобы научиться считать в уме, надо немало потрудиться, считая реальные предметы. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности детей. Значение наглядности обучения убедительно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше времени.

Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада — значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка уточнять его эмпирические знания.

В детских дошкольных учреждениях в процессе обученияиспользуются следующие виды наглядности: предметная и изобразительная. Используя предметную наглядность, воспитатель показывает детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (чучела птиц, муляжи овощей, фруктов). При использовании изобразительной наглядности воспитатель показывает картины, схемы и другой иллюстративный материал.

В обучении детей на занятиях наглядность применяется прежде всего в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.

К наглядности, используемой на занятиях,предъявляются следующие требования: они должны в полной мере отражать все вокруг, соответствовать уровню развития дошкольников, быть высокохудожественными по содержанию и оформлению,

Принцип доступности.

То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

Ни о чем так не спорят в наши дни педагоги и психологи, как о доступности. Какие знания, с какого возраста и при каких условиях можно давать детям?Лет 15 назад еще уважали традиционный запрет: нельзя начинать обучение грамоте и письму раньше пяти лет. Сегодня разрешается учить ребенка и раньше,лишь бы свято соблюдалось правило: вызвать интерес, побудить самого ребенка ожидать очередной «урок». Лишь бы не было принудительного обучения, учить с игрой, с увлечением.

Чтобы овладеть грамотой, ребенок должен научиться различать фонетическую сторону текста. Кроме этого, у ребят в этом возрасте характерно физиологическое косноязычие (не умеют произносить шипящие, свистящие звуки и т. д., а значит, их невозможно подготовить к непосредственному обучению грамоте.

Существенный признак принципа доступности — связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям.

Однако доступное в обучении детей нельзя приводить в пример с легким. Легкое обучение не вызывает у ребят никакого умственного усилия, напряжения, а следовательно, и не содействует их развитию. Доступное обучение всегда предполагает постановку перед детьми таких задач, таких заданий, решение или выполнение которых было бы посильно детям и в то же время вызывало некоторое напряжение их умственных сил.

Принцип активности и сознательности.

Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.

Практика детского сада показывает, что многие дети интеллектуально пассивны из-за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает в нем заранее приемов, активизирующих познавательные способности, мышление и поведение ребенка, когда все до мелких деталей «разжевывает» сам, не опираясь па активность и самостоятельность ребенка, которому ничего не остается, как только «проглотить» очередную дозу материала.

Значение этого принципа и состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие.

Важнейшим показателем эффективности обучения является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности. В основе этой реакции лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

От воспитателя и применяемых им методов и приемов зависит развитие познавательных способностей и творческих сил ребенка.

Принципы систематичности, последовательности и постепенности.

Это означает, что состав обученияи конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

Принцип связи с жизнью вытекает из диалектико-материалистического закона единства теории и практики. Конечно, связь с жизнью для маленьких детей ограничена их возможностями. Их жизнь — это игра, труд, занятия. Приобретаемые знания следует использовать в указанных видах деятельности.

Принцип развивающего обучения.

В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Секрет возникновения интереса к учебной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей, в овладении учебным материалом. Значит, чем больше успехов у ребенка в знаниях, в учении, тем выше и устойчивее его желание приобретать новые знания.

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении.

Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.

Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.

Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок. Кто из 25—30 ребятишек быстро схватывает учебный материал, а кто — медленно. Нельзя требовать от дошкольника невозможного. Надо изучать личность ребенка, присматриваться к нему, выявлять его характер.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях садят ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала.

Детей импульсивных, со слабыми тормозными реакциями воспитатель сдерживает, развивая их волю. Некоторые дети, особенно только что пришедшие в сад, часто отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Таких детей нельзя торопить при ответах, рассказывании. Нужно воспитывать благожелательное отношение к ним и со стороны товарищей.

В детском саду встречаются дети, у которых нет привычки к умственному труду, они любят играть, но занимаются неохотно. Именно таким детям необходимо дать возможность испытать радость успеха, что повысит их интерес к содержанию занятия, к умственному труду.

Методы обучения лепке детей раннего возраста в детском саду Мастер-класс «Методы обучения лепке детей раннего возраста в детском саду» Подготовил: Коновалова Татьяна Михайловна, воспитатель МАДОУ.

Адаптация в детском саду младших дошкольников Незаметно пролетит лето, а это значит, что с приходом осени начнется новый учебный год. Не только тысячи учеников первый раз сядут за парты,.

Система обучения ПДД в детском саду Свою работу мы строим по принципу СВЕТОФОРА Светофор – это все мы детский сад, семья, социум. Красный цвет – Стойте это –дети! которых мы.

Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Наглядные, словесные.

Методика обучения рисования человека в детском саду Изобразительная деятельность-это своеобразная форма отражения окружающей действительности. С самого рождения ребенка окружают люди: мать,.

Принципы обучения детей с ОВЗ На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить, помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание. Учить.

Профилактика агрессивного поведения у дошкольников: принципы общения Истоками агрессивного поведения у дошкольников зачастую выступает некорректное воспитание ребенка. Дело в том, что на детей оказывают влияние.

Родительское собрание в разновозрастной младшей группе «Занятия как форма обучения в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 поселка Ясенская Переправа муниципального образования Ейский.

Консультация для молодых специалистов «Дидактические принципы и методы обучения» Конечно все перечисленные методы обучения используются в соответствии с возрастом и возможностями детей. В данной классификации можно использовать.

Выставка «Лего-Город». Формы и принципы организации обучения дошкольников конструированию Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение.

Читайте также:  Как научить ребёнка говорить: почему двухлетний малыш может молчать

Гармоничное физическое развитие дошкольников

Гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста подразумевает своевременное развитие целого ряда навыков и умений, а также перманентный интерес к различным спортивным упражнениям, требующим проявления ловкости, выносливости, быстроты. Отдельно стоит отметить важность прививания дошкольникам нравственно-волевых качеств для целостного физического воспитания.

По ходу физического воспитания дошкольников нужно решать целый ряд задач, среди которых первоочередные — это:

  • совершенствование двигательных навыков;
  • улучшение осанки;
  • прививание навыков гигиены и пр.

Добиться позитивного результата возможно будет только при условии комплексного развития перечисленных выше навыков и применения специальных упражнений.

Существует несколько принципов физического воспитания, которые нужно учитывать при планировании физического развития дошкольника:

  1. Принцип развивающего обучения. Речь идет об упражнениях, которые будут способствовать повышению уровня подготовки ребенка за счет необходимости приложения целого ряда усилий для овладения навыками.
  2. Принцип воспитывающего обучения. Здесь главным должно быть развитие двигательных навыков наряду с воспитанием в ребенке дошкольного возраста таких важных качеств, как смелость, выдержка и настойчивость.
  3. Принцип всесторонности. Подразумевается использование упражнений, направленных на повышение функциональности возможностей организма.
  4. Принцип систематичности. Применяются упражнения с последовательным усложнением алгоритма, связанные с ранее усвоенными упражнениями и требующие качественного выполнения.
  5. Принцип индивидуального подхода. Подразумевается подбор упражнений с учетом особенностей дошкольника.

Качества физического развития и их характеристики

Для начала определимся с трактовкой. Физические качества — это быстрота, глазомер, ловкость, гибкость, равновесие, выносливость и сила. Проанализировать каждое из качеств достаточно просто, если понаблюдать за тем, как выполняет те или иные упражнения ребенок. Например, скорость и выносливость лучше всего проверять во время бега дошкольника как на короткие, таки на длинные дистанции, а силу – во время выполнения прыжков в длину.

Правильное развитие дошкольника в физическом отношении— это планомерное совершенствование его основных физических качеств. Расскажем подробнее о каждом из них.

Быстрота — это навык дошкольника преодолевать дистанции в самое короткое время. Нервные процессы у детей достаточно пластичны, поэтому в дошкольном возрасте развивать быстроту — самое правильное решение.

Ловкость — это навык освоения новых движений с активной перестройкой их выполнения согласно быстро изменяющимся правилам.

Сила — это степень напряжения мышц в процессе их сокращения.

Выносливость — это навыки человека справляться с долговременными физическими нагрузками.

Глазомер — навык правильно рассчитывать расстояние, пользуясь не только зрением, но и мышечными ощущениями.

Гибкость — навык увеличения амплитуды движения в определенном направлении при выполнении тех или иных упражнений.

Равновесие — умение человека сохранять устойчивость при изменении положения тела, в том числе и при частичном отсутствии опоры.

Какова роль физических факторов в процессе развития дошкольника

Планомерное развитие ребенка — это непростой многоэтапный процесс. Когда речь идет о целенаправленном физическом воспитании, то стоит отметить главную цель — улучшение двигательных навыков, а также укреплении здоровья в целом. Воспитание у ребенка физических качеств является частью целенаправленного физического воспитания. Важно понимать, что все перечисленные выше физические качества каждому ребенку даны от рождения, при этом все они нуждаются в развитии и совершенствовании.

Об уровне подготовки дошкольников можно судить по совокупности уже имеющихся двигательных навыков с приобретенными двигательными способностями.

Наиболее ярко эти качества можно заметить во время двигательной активности младшего дошкольника, то есть в процессе ходьбы или бега, лазанья, прыжков или спортивных игр.

Примечательно, что одно качество может стать залогом успешного выполнения целого ряда действий. Так, например, если ребенок достаточно быстрый, то он сможет быстро не только бегать, но и плавать или кататься на велосипеде. Высокие показатели силы пригодятся дошкольнику во время прыжков, метания или лазанья по снарядам.

Физические качества, описанные выше, в дошкольном возрасте имеют тесную связь с двигательными навыками. Так, например, если в ходе развития дошкольника формирование двигательных навыков осуществляется на фоне невысокого уровня развития физических качеств, избежать закрепления неправильного выполнения упражнений вряд ли получится.

Чтобы справиться с основными упражнениями, предназначенными для детей дошкольного возраста, малыши должны иметь достаточно высокие показатели силы, ловкости, быстроты и выносливости. Если эти качества будут плохо развиты, то упражнения детей будут выполняться с максимальными затратами энергии и минимальным результатом.

От чего зависит развитие физических показателей?

Во многом физическое развитие, а значит, и физические показатели зависят от функционирования организма. Так, например, наиболее быстрым малыш сможет стать только при благоприятном эмоциональном состоянии. А утомленность организма на фоне негативных эмоций станет причиной снижения скоростных показателей, замедлит двигательную активность, станет причиной сбоев в выполнении сложных упражнений.

Чтобы оценить показатели развития ребенка, необходимо принимать во внимание его возрастные особенности. Нужно учитывать, что в дошкольном возрасте физиологические структуры находятся на этапе формирования, а также тот факт, что ребенок обладает повышенной чувствительностью к внешним воздействиям.

Для дошкольников особенно характерно быстрое изменение пропорций тела с неравномерностью развития действующих систем организма, что, в свою очередь, предполагает работу с детьми по специально разработанным в соответствии с их возрастными особенностями методикам.

Как воспитывать физические качества?

Как уже было отмечено выше, физические качества в ходе развития дошкольника нужно совершенствовать. Для каждого из них разработан ряд упражнений, регулярное выполнение которых обеспечит положительный и стабильный эффект.

Итак, для развития быстроты нужно учить детей выполнять разные упражнения во время бега, как быстрого, так и медленного. В дошкольном возрасте малыши уже способны выполнять упражнения в соответствии с сигналом, поддерживая высокий темп выполнения на протяжении всего занятия.

Для развития ловкости у дошкольников можно практиковать последовательное и согласованное выполнение упражнений. В процессе необходимо будет сменять упражнения, вносить в них коррективы, таким образом сохраняя интерес дошкольника к выполнению, повышая его координационные способности.

Глазомер также можно и нужно тренировать, так как это качество позволит ребенку в будущем справляться с повседневными задачами, где важно определять расстояние быстро и на глаз.

Для развития гибкости нужно выполнять с дошкольниками упражнения на растягивание связок и мышц, обучая их умению расслаблять и напрягать мышцы по требованию. Очень важно в процессе по мере освоения навыков ребенком усложнять занятия.

Для развития силы в программу дошкольников можно включить упражнения, направленные на развитие сгибающих и разгибающих мышц. Кроме того, необходимо контролировать процесс развития мышц дошкольника, обучая его рациональному проявлению мышечного усилия.

Выносливость. Воспитать это качество в дошкольном возрасте можно путем задействования ребенка в играх, оказывающих на его организм длительную физическую нагрузку. В ходе таких игр получится потренировать не только выносливость дошкольника, но и его сердечно-сосудистую систему.

И, наконец, равновесие. Его также нужно тренировать в дошкольном возрасте, используя упражнения, предполагающие постепенное уменьшение площади опоры и приложения усилий для сохранения равновесия. Это может быть метание мячей, прыжки в длину и так далее.

Правильные упражнения для развития в дошкольном возрасте

Для повышения уровня ловкости у детей дошкольного возраста нужно выполнять упражнения, принцип которых будет постоянно меняться. Желательно, чтобы они были представлены в наиболее приемлемой для дошкольников форме — в игровой. В ходе такого обучения у детей повысится пластичность нервной системы, улучшатся показатели координации и, конечно, ловкости. Отличные варианты таких упражнений:

  • бег между препятствиями (фишками);
  • катание на лыжах;
  • работа с обручем, шнуром и другим физкультурным инвентарем.

Для развития быстроты можно применять бег и ходьбу с постепенным наращиванием скорости, изменением темпа, а также игры, где дети смогут проявить навыки скорости. Также отличные варианты для развития этого качества — пряжки, толчки и метание. В процессе работы с детьми над развитием быстроты необходимо принимать во внимание их возраст, уровень физической подготовки, состояние здоровья.

Развивать глазомер с дошкольниками можно в рамках выполнения самых разных упражнений. Например, можно предложить ребенку прыгнуть в том или ином направлении, коснувшись цели в виде фишки или доски, метнуть что-либо в цель. Важно показать малышу, что от него требуется и как правильно на глаз измерять расстояние от одного предмета до другого, тренируясь это делать сначала с помощью шагов.

Физическое развитие с ОНР

Необходимо учитывать, что у детей с нарушениями речи двигательная активность на порядок ниже, чем у детей их возраста без таких нарушений. Высокая двигательная активность характерна для минимального количества детей с нарушениями речи. Подавляющее же большинство нуждаются в специальном, корректирующем физическом развитии.

В процессе обычных физических нагрузок, рассчитанных на детей без нарушений речи, дошкольники с ОНР требуют больше времени для восстановления. Это необходимо учитывать, формируя коррекционный план их физического развития.

Для физического воспитания таких детей необходимо будет использовать не только физкультурные упражнения, но и разного рода игры, массажи, в обязательном порядке пальчиковую и дыхательную гимнастики.

Эффективные приемы коррекционной работы по физическому воспитанию детей с нарушениями речи:

  1. Упражнения с элементами баскетбола в команде и в индивидуальном порядке
  2. Подвижные игры
  3. Игры для развития мелкой моторики рук
  4. Упражнения для профилактики падения зрения
  5. Гимнастика для улучшения работы вестибулярного аппарата и координации
  6. Занятия с элементами фитбол-гимнастики
  7. Дыхательная гимнастика.

Целенаправленное физическое развитие детей с общими нарушениями речи на основе проверенных упражнений позитивным образом скажется не только на качестве их речи, но и на здоровье в целом, а также на познавательной и двигательной активности. Кроме того, занятия с такими детьми помогают им поднять самооценку, улучшить отношения со сверстниками.

Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали.

Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста яв ляется наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка — птица, потому что летает, а курица — это не птица, потому что летать не может»), С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.

Ребенок 4—5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в 3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд.

Для детей 6—7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.

Читайте также:  Социальное развитие младших дошкольников — важный элемент формирования личности

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал.

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т.е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности.

У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания – 30 в минуту, 5-6 лет – 25 в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей 3-4 лет составляет 400- 500 см, 5-6 лет -800-900 см3.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей до 3 лет. В этом периоде заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

У детей в этом возрасте процесс образования костей не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон.

Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

У 6-летних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Можно от­метить такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменны­ми — замечается тенденция к их росту. Современные дети в сред­нем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в пси­хическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя.

Основные принципы обучения детей дошкольного возраста

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – объективные закономерности обучения, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель при отборе содержания, организации и методов обучения.

Принципы обучения – категории исторические. По мере развития психолого-педагогический неуки и совершенствования практики появляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы обучения.

Принципы обучения –это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения.

В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики.

Принципы делятся на две большие группы:

1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста,

2. Принципы, определяющие организацию процесса обучения.

• Принципы, определяющиеособенности содержания обучениядетей дошкольного возраста.

Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка.Знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются детьми в жизни (в игре, труде, занятиях). Благодаря этому возрастает воспитывающее значение обучения.

Принцип научности и системности знаний. На занятиях воспитатель формирует у детей реальные представления, знания об окружающем мире. Со временем они становятся основой для формирования научных знаний. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности. Поэтому правильное объяснение явлений окружающего возможно на всех этапах обучения, значит, и в дошкольном возрасте. Эти знания не вступят в противоречие с теми, которые будет давать школа.

Принцип доступности.Учебный материал, излагаемый педагогом, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом. Доступное в обучении детей нельзя отождествлять с легким. Легкое обучение не вызывает у детей умственного напряжения, а, значит, и не способствует их развитию.

Принцип интеграции

Принципы, определяющие особенности организации процесса обучения

Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения.Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение и воспитание всегда выступают в единстве, хотя и имеют свое содержание, свои методы, свои психологические предпосылки.

Умственное развитие ребенка зависит от обучения. То, что входило в зону ближайшего развития ребенка, в процессе его обучения перешло на первый уровень наличных знаний, а роль обучения и заключается в том, чтобы снова создавать для ребенка новую зону ближайшего развития.

Принцип наглядности.Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно-схематическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее. В детском саду используются различные виды наглядности: естественная (реальные предметы, растения, животные). Картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.). Объемная наглядность (модели, муляжи), аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы), графическая (схемы, чертежи), экспериментальная (элементарные опыты). Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста.Усвоить учебный материал можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов ребенка, при его активном психическом состоянии. Чем больше ребенок решает познавательных и практических задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Если ему удается самостоятельно выделить те или иные свойства предметов или явлений, которые важны для решения практической задачи, если их удается ему связать, то ребенок решит задачу и его мышление будет характеризоваться активностью, самостоятельностью.

Принцип систематичности, последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала.Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. По каждому разделу программы воспитатель намечает определенную систему в подаче материала детям на занятии. Систематичность в обучении требует, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, постепенно и последовательно. Последовательность предполагает – усвоение нового материала опирается на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее, изученным.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.Ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности воспитателей и педагогов. Эта особенность педагогического процесса нашла отражение в принципе индивидуализации развития детейв процессе обучения.

Принцип гуманизации и демократизации заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждого ребенка, в возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализации программы обучения.

Названные выше принципы обучения придают единство практической деятельности воспитателей и педагогов и познавательной деятельности детей.

Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие личности ребенка.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 1822 ;

Ссылка на основную публикацию