Подборка эффективных логопедических занятий с ребёнком трёх лет: развиваемся дома

Логопедические занятия для детей 3 лет

Каждая мама желает видеть своего ребенка здоровым, активным, интеллектуально развитым. А с каким нетерпением ожидаем от своего чада первых слов! Увы, но не всегда желания родителей сбываются. И всему есть причины. Давайте разберёмся в них по подробнее.

Причины нарушений речи

Медицинские

  1. Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
  2. Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
  3. Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
  4. Травмы головы в период до трех лет.
  5. Нарушение слуха у ребенка.
  6. Особенности строения речевого аппарата.
  7. Генетический (наследственный) фактор.
  8. Длительное сосание пальца или соски.
  9. Леворукость.

Социальные

  • Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями. Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях.
  • Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье». В итоге ребенок подражает тому, что слышит.
  • Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).

Хочется отметить, что неправильное произношение не передается по наследству. Могут наследоваться некоторые анатомические особенности, например, строение зубов, инертность нервной системы. Но эти нарушения могут быть исправлены врачами – специалистами.

Характеристика ребенка 3-летнего возраста

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.

Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Обратиться нужно к таким специалистам как невролог, психолог, логопед. Они проведут необходимое обследование и, в случае необходимости, назначат лечение. Помните, чем раньше малышу будет оказана квалифицированная помощь, тем эффективнее она будет. Тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.

Какие занятия можно проводить с ребенком дома?

Каждая мама знает, что если правильно организовать деятельность ребенка дома, то можно добиться больших успехов в его развитии.

Давайте остановимся на том, какие виды деятельности этому способствуют:

  1. Пальчиковые игры. Сейчас уже всем известно, что развитие моторики сказывается на развитии речи. Все дело в строении коры головного мозга, в которой зоны, отвечающие за развитие моторики, отвечают и за речь.
  2. Артикуляционная гимнастика. Куда без нее? Ведь только хорошо развитые мышцы артикуляционного аппарата, способствуют правильному положению языка, губ во время произнесения звука.
  3. Игры на развитие слуха.
  4. Заучивание стихов, чтение, рассказывание.

Остановимся на этом подробнее.

Пальчиковые игры

Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными. Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй – для дошкольного возраста. Гимнастика подразумевает следующие виды деятельности: массаж, пальчиковые игры, которые сочетаются с рифмованным текстом (стихами) и манипуляции с мелкими предметами.

Какими же преимуществами обладает пальчиковая гимнастика?

  1. Развитие речи. По-другому, за работой пальчиков следят те же полушария, что и за развитием речи. Поэтому совершенствую мелкие движения, вы тем самым совершенствуйте и речь.
  2. Развитие осязания. Понятно, что, работая пальчиками, ребенок учится чувствовать поверхности и размер разных предметов, развивая тем самым тактильные ощущения.
  3. Развитие моторики. Ясно, что чем чаще ребенок работает пальчиками, тем более совершенны и тонки его движения, лучше координация.
  4. Развитие чувства ритма и развитие памяти. Пальчиковые игры не проходят без произнесения каких-либо стихов, потешек, повторение которых в сочетании с ритмичными движениями рук служит развитием памяти и чувства ритма.

Малыши возраста трех лет с интересом играют в пальчиковые игры, которые поддерживаются речью. Иногда им самим трудно выговаривать текст, поэтому достаточно вначале это делать взрослому. Не забывайте произносить слова выразительно, то понижая, то повышая голос, делая паузы. После нескольких повторений малыш запомнит новую игру и с удовольствием будет повторять за вами.

Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.

Замок

Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).

Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).

Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).

И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.)

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.

Я веселый Майский жук.

Жу-жу. (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)

Еще несколько упражнений по пальчиковой гимнастике смотрите в нижеследующем видео.

Артикуляционная гимнастика

Выполнение артикуляционных упражнений является неотъемлемой частью работы по формированию правильного звукопроизношения. Их польза очевидна, они укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, делают их более подвижными, способствуют увеличению объема и силы движения.

С их помощью ребенок вырабатывает навыки использования точных позиций органов артикуляции для правильного произнесения звука. Эти упражнения несложные и вполне могут использоваться родителями дома.

Важно, чтобы при проведении артикуляционной гимнастики соблюдались определенные условия:

  • упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своего языка в полости рта. Нужно задавать уточняющие вопросы «Где находится язычок?», «Что у тебя делают губы?».
  • не стоит выполнять упражнения слишком долго, ребенок может утомится и потерять интерес к занятию. Оптимальным будет считаться 5-10 минут.
  • темп упражнений должен быть ровным, затем постепенно ускоряться. Необходимо наблюдать, чтобы движения при этом были точными, в противном случае упражнения не будут приносить пользу.

Дома лучше всего при проведении игр на развитие артикуляции использовать стихи и картинки. Это сделает занятие более ярким, интересным. Приводим пример упражнений на развитие артикуляции.

«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться.

«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться.

В следующем видео предлагается артикуляционная гимнастика от логопеда, которая поможет быстро и правильно научиться произносить звуки.

Игры на развитие слуха

Формирование звукопроизношения напрямую зависит от того как хорошо ребенок различает звуки речи на слух. По-другому это свойство называют фонематический слух. Для того, чтобы ребенок чисто говорил, ему необходимо уметь различать звуки речи. Он должен уметь сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение.

К 3-4 годам ребенок уже умеет различать в речи окружающих гласные звуки, затем согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие. Чтобы развитие слуха происходило в соответствии с нормой, нужно с малышом выполнять упражнения на развитие этой способности. Они включают в себя задания на различение громкости звука, источника звука, узнавание предмета, который издает звук – такие игры предлагаются детям младшего возраста.

Ребята, которым исполнилось 3 года, чаще предлагают задания на нахождение и различение звуков в словах. Это могут быть следующие игры: «Где звук?» – необходимо определить местонахождение звука в слове (в начале, в конце, посередине); «Кто больше придумает слов со звуком . » – игра на придумывание слов с заданным звуком; «Топни, если услышишь звук . » – развивать умение услышать заданный звук в слове и др.

Заучивание стихов, чтение, рассказывание

Многие родители знают, что заучивание стихов детьми полезно. Давайте разберемся, чем?

  • Расширяется кругозор, увеличивается активный словарь ребенка. Ребенок начинает использовать в речи не просто заученные слова, он использует уже знакомые ему грамматические конструкции. Таким образом его речь становится более правильной и богатой.
  • Развивается память. Доказано, что ребенок лучше запоминает рифмующиеся конструкции. Чем больше малыш запоминает небольших четверостиший, тем легче ему будет заучивать более сложные произведения в старшем возрасте.
  • Повышается общий уровень культуры человека. Ведь в стихах писатели отражают нормы поведения, которые запоминаются малышом вместе с рифмованными строчками.

Хочется посоветовать авторов, произведения которых наиболее понятны и интересны детям. Это А. Барто, К. Чуковский, С. Михалков, С.Маршак, А.Пушкин и др.

О пользе чтения можно говорить бесконечно. Давайте сформулируем основные плюсы этого увлекательного занятия: художественные произведения учат добру, объясняют, чем оно лучше зла, знакомят с окружающим миром, расширяют словарный запас, учат преодолевать трудности, развивают фантазию, воображение. Кроме указанной пользы, семейное чтение сближает маму и малыша, дает положительный эмоциональный настрой. Малыши с удовольствием слушают взрослого, и еще интересней им становится, когда прочитанное подкрепляется яркими и четкими иллюстрациями.

Для того чтобы это увлекательное занятие пошло на пользу малышу, давайте вспомним несколько правил, которые должны соблюдать родители.

  • Выбор книги зависит от времени суток, настроения малыша и его самочувствия.
  • Не читать на ночь страшные сказки.
  • Прежде чем начать читать ребенку, познакомьтесь с произведением. Оцените, понравится ли оно малышу, и каков конец истории.
  • Читайте выразительно, а не механически. Вникайте в каждое слово.
  • Читайте регулярно, а не от раза к разу.

Следуя этим простым правилам, вы превратите общее с ребенком времяпрепровождение в настоящее удовольствие для вас обоих.

Помните, занятия, которые вы решитесь проводить с ребенком, вовсе не должны выглядеть как занятия. Все должно проводиться в игровой форме, в те моменты, когда ребенок хорошо себя чувствует и находится в приподнятом настроении. Иначе это может иметь противоположный эффект, ребенок замкнется или станет агрессивным.

Главное – систематичность занятий, и скоро вы заметите успехи, которые непременно порадуют вас и ребенка и дадут стимул к дальнейшим достижениям.

Пример логопедических занятий с ребенком в 3 года вы можете увидеть в следующих видео.




Логопедические занятия с ребенком 2-3 лет: упражнения и игры по развитию речи дома

Отставание в развитии речи может быть вызвано самыми различными причинами. Часть из них лежит в биологической области жизни ребенка. Нарушения в развитии слухового аппарата, позднее освоение речевых навыков по наследственному признаку, частые болезни малыша. Другие причины скрыты в социальной плоскости, когда родители уделяют мало внимания ребенку, в семье царит негативная атмосфера, малыш растет в обстановке непонимания и халатного отношения к родительским обязанностям.

Нехватка родительского внимания может стать одной из причин задержки речевого развития

Почему ребенок может не говорить в 2-3 года?

Искать причину молчаливости малыша 2-3 лет следует не только в анатомических патологиях, много значит и манера общения родителей с ребенком. Некоторые мамы окружают своих маленьких карапузов чрезмерной опекой, что приводит к невостребованности речи. Стоит крохе чего-то пожелать, мама исполняет желание. Активно используя в общении с малышами 1-3 лет жесты и мимику, вы невольно замедляете развитие у них речи.

Более того, пытаясь заговорить, малыш произносит длинные, бессмысленные фразы, имитируя услышанное из телевизора или радио. Родителям следует научиться говорить со своим ребенком, а не разговаривать при нем или занимать его мультфильмами.

Трудно развить речевые навыки там, где родители оправдывают недостаток общения нехваткой времен или попросту не желают много разговаривать с малышом. Полагаться на логопедов и воспитателей детсада ошибочно, ведь первые свои навыки речи дети получают в семье. Кроме того, для малышей важно развитие мелкой моторики и артикуляции. Регулярные занятия (самомассаж рук, пальчиковая гимнастика, дидактические игры) помогают улучшить речь.

Столь любимые малышами мультики на самом деле могут тормозить речевое развитие

Что советуют логопеды?

Семь простых и мудрых советов от логопедов помогут взрослым правильно построить свое общение с ребенком, чтобы его речь развивалась быстро. Приведем каждый из них:

  1. Поддерживайте и поощряйте активность ребенка, открыто выражайте радость, когда малыш пытается произносить звуки и слоги.
  2. Помогайте своему сокровищу, покупайте дидактические игры. Пазлы, разрезные картинки, кубики с картинками, игры-вкладыши помогут развить мелкую моторику.
  3. Придумайте для крохи игры с пальчиками. Кончики пальцев изобилуют нервными окончаниями, которые влияют на стимуляцию моторной зоны головного мозга. Давно придумана простая игра, в которой каждому пальчику дают названия членов семьи. Перебирайте пальчики малыша и придумывайте различные истории, чтобы все пальцы были включены в сюжет.
  4. Обязательно читайте вместе с ребенком книжки, рассказывайте ему сказки, учите наизусть стихи, пойте песенки. Возьмите себе в помощники произведения известных детских писателей (Михалкова, Барто, Бианки, Маршака, Чуковского).
  5. Все, что вы видите с ребенком, обсуждайте в деталях. Куда едет машина, почему птичка за окном весело поет, какая у папы работа, во что играют детки во дворе – любое событие или действие должно сопровождаться подробными словесными пояснениями.
  6. Рассказывайте малышу о домашних и диких животных, научите его «языку» зверей и птиц. Коровы говорят «му-му», воробей чирикает – «чик-чирик».
  7. Заучивайте с ребенком веселые детские стихи про «Сороку-воровку», косолапого мишку, про Таню и ее мячик. Позовите на помощь бабушек, они, как правило, знают много таких стишков.

Чем больше мама общается с ребенком (читает книжки, учит стишки, разговаривает), тем быстрее он выучится хорошо говорить

Основы для развития речи дома

Домашние базовые упражнения помогут вам развить у ребенка речь (подробнее в статье: как развить речь у ребенка 3-х лет?). Самое простое из них – «скажи мама». Упражнение применяют в общении с маленькими детками, в возрасте до года, которые только учатся воспроизводить звуки. Для детей постарше следует использовать более сложные методики, стимулирующие у ребенка осмысленное понимание речи, ее значения, осознанного произношения слов.

Совместное познавание предметов

Перешагнув годовалый рубеж, дети приступают к активному знакомству с окружающим их миром. Интерес малышей распространяется на все предметы в доме. Придите на помощь своему сокровищу, описывайте каждое его движение вслух, простыми предложениями. Рассказывайте о каждом предмете, который его заинтересовал. Если сын взял ложку, скажите ему, что он держит, для чего это нужно, как предмет называется, не ленитесь повторить свое пояснение несколько раз, чтобы малыш запомнил.

Читайте также:  Развитие речи у детей 6-ти лет: ТОП лучших упражнений и основные особенности

Рассматривание и изучение картинок

Для этого упражнения запаситесь различными детскими книжками с картинками. Издательства предлагают прекрасные иллюстрированные книжки различных рубрик. Например, рубрика «Кто я?», рассказывающая о животных.

Книжки с картинками или карточки помогают пополнить словарный запас ребенка

Рассматривая картинки, укажите малышу на изображение собачки, спросите у него, как она «разговаривает», произнесите «гав-гав». Изучение животных и их «языка» облегчит вам задачу обучения малыша произношению отдельных звуков. Больше внимания уделяйте тем животным, которых встречаете с ним на улице, наглядно показывая и рассказывая о них. Пройдет немного времени, и увидев на улице собаку или кошку, ребенок вдруг произнесет «мяу» или «гав».

Звуковое образование

Обозначайте доступные понимания малыша действия простыми звуками. Ребенок хлопает в ладоши – говорите «хлоп-хлоп», малыш упал – не спешите его поднимать и охать, скажите «бах, бух, бум». Игра веселит маленьких детей, они принимают ее, могут даже специально падать, чтобы снова услышать «бум или бах». Кроме того, вы помогаете узнать ребенку, что каждое движение можно озвучить.

Как побудить ребенка говорить?

Изучая с ребенком звуки, просите его повторять то, что произносите вы. Например, вы говорите «гав-гав», пусть малыш повторит за вами. Если у него не получается точно воспроизвести звуки, не переживайте, повторите вместе с ним то, что у него получилось. Главная ваша задача в этом логопедическом упражнении – побудить ребенка к произношению звуков. Обязательно поощряйте кроху за любые звуки, даже если они не похожи на те, что предложили ему вы.

Учим правильно подражать речи взрослых

Выстраивая логопедические занятия для детей 2-3 лет, соблюдайте главное правило общения с малышом: никогда не коверкайте слова.

Следующий этап – звукопроизношение. Желая научить ребенка простым звукам, облеките занятия с ним в игровую форму. Используйте следующие упражнения:

  • Дудочка. Музыкальные инструменты всегда вызывают у детей любопытство и интерес, они помогают неговорящим деткам легче освоить звуки. Игрушку можно купить в магазине или имитировать игру на инструменте пальчиками. Покажите малышу, как звучит дудочка, произнося «ду-ду-ду», затем попросите его повторить звуки.
  • Езда на машине. Любимая игра всех детей. Усадите сына или дочку к себе на колени, заведите мотор, и поехали. Крутите «баранку», сигнальте, произнося «би-би». Малышам очень нравится такая поездка, они с удовольствием в нее играют и быстро учатся «бибикать».
  • Домашний зоопарк. Соберите мягкие игрушки или магнитики животных в одном месте и устройте экскурсию по домашнему зоопарку, предлагая ребенку вместе с вами произносить звуки, которые издает то или иное животное. Помогут освоить звуки и мультики про зверей.

Подражание голосам различных животных – отличное упражнение для ребенка

Как развить фонематический слух?

Развитие фонематического слуха необходимо для правильного распознавания детьми фонем родного языка. Фонемами считаются слова с одинаковой звуковой основой – например, «кабан-банка» или «сон-нос». Способность распознавать фонемы дается человеку с рождения, но без грамотной систематизации не обойтись. Логопедия предлагает массу веселых игр, направленных на развитин этой способности. Остановимся на некоторых подробнее:

  • Узнай инструмент. Для тренировки фонематического слуха идеально подходят музыкальные инструменты. Если у вас в доме есть барабан, дудочка, гитара, бубен – отлично. Возьмите все инструменты и спрячьтесь за дверью или в другой комнате. Поочередно играйте на каждом из них, предлагая малышу на слух определить, какой инструмент прозвучал.
  • Кто говорит? Заготовьте для упражнения картинки с изображением разных животных. Показывайте картинку ребенку и просите его проговорить тот звук, который характерен для выбранного вами животного.
  • Повтори за мной. Обучаем малыша ритму.Простучите несложный ритм и предложите ребенку повторить его. Постепенно усложняйте упражнение, задавая более сложное сочетание звуков. Если кроха успешно справляется с заданием, попросите его простучать свою композицию, а вы за ним повторите.

Обучение ребенка ритмике и развитие его слуха – большой шаг к правильной речи

Ждать быстрых результатов от крохи в год-два не стоит, но регулярные уроки обязательно принесут положительный эффект. Пройдет время и ваш маленький ученик научиться владеть звуками и речью. Игры помогут развить у ребенка абстрактное мышление и память, разбудят способность к восприятию фонематического слуха, улучшат речевые навыки. Логопеды часто дают подобные советы родителям, указывая на их простоту и доступность.

Как влияет мелкая моторика на развитие речи?

Мелкая моторика оказывает существенное влияние на становление речи. Принцип заключается в том, что при выполнении упражнений на мелкую моторику в головной мозг поступает импульс, начинается работа мозга. Дома можно предложить малышу игры с обычными предметами. Предлагаем такие домашние игры:

  • Найди, что на дне. Возьмите две мисочки, в одну насыпьте фасоль, в другую – гречку. Под крупу положите маленький сюрприз, предложите малышу порыться в крупе обеими руками, чтобы достать подарок (рекомендуем прочитать: хорошие и приятные подарки на рождение девочки).
  • Найди одинаковые пакетики. Заготовьте 9 матерчатых мешочков, положите в каждые три одинаковый материал: вату, бумагу, крупу. Попросите ребенка по ощущениям определить три мешочка с одинаковым содержимым.

  • Веселый Еж. Берем плотную бумагу или картон, вырезаем из нее фигурку ежа, закрепляем по краю прищепки, которые имитируют у нас иголки. Предлагаем ребенку снимать прищепки и закреплять снова.
  • Много – мало. Игра направлена на изучение количества. Раскладываем игрушки на две кучки, маленькую и большую. Объясняем ребенку, что означает много и мало.
  • Раскраски. Покупайте книжки-раскраски, пластилин, карандаши, бумагу для рисования. Пусть малыш рисует часто и много, сколько ему хочется, поощряйте его творчество, хвалите. Одновременно изучайте с ним цвета, размеры, формы.

Польза артикуляционной гимнастики

Речевая гимнастика – это своеобразная логопедическая тренировка, позволяющая правильно освоить произношение слов родного языка. Владея речью, детям проще высказывать свои желания и мысли. Задача взрослых – научить малыша выговаривать слова грамотно и понятно. Естественно, что в 2-3 года трудно точно определить речевую проблему, однако артикуляционная логопедическая гимнастика играет здесь роль профилактики.

Если мы обратимся к законам логопедии, то найдем в них мудрые и полезные рекомендации для родителей. Используйте для речевой гимнастики с детьми следующие правила:

  1. Проводите упражнения регулярно, чтобы развивать и закреплять освоенные навыки.
  2. Опасайтесь увлечься и отвратить малыша от занятий. Предлагайте для тренировки 2-3 упражнения.
  3. Продолжительность одного занятия с 2-4 летними малышами не должна превышать 10-15 минут.
  4. Полезно в течение дня закреплять пройденные упражнения. Просто попросите малыша повторить пройденное, чтобы удостовериться, что он его запомнил.
  5. Обязательно облекайте ваши занятия артикуляционной гимнастикой в игровую форму (рекомендуем прочитать: как проводится артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет?). Малышам легче сосредотачивать внимание на увлекательной игре, чем на скучном уроке.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

Для тренировки речи разработаны специальные упражнения, которые ребенок может освоить с помощью взрослых. Используйте видео для отработки навыков. Проводите артикуляционные тренировки так:

  1. Предлагаем ребенку открыть рот и на несколько секунд замереть в такой позе. Для удобства обучения называем эту позу «Открой и закрой ворота».
  2. Следующий урок называется «Покажи забор». Ребенок должен сомкнуть зубки и показать их вам, широко улыбаясь.
  3. «Чистим зубки». Попросите ребенка открыть рот и поводить по зубкам языком, дотрагиваясь до внешней и внутренней поверхности зубов.
  4. «Рисуем языком» Высунув немного язык, малыш должен рисовать им, мысленно представляя, что он рисует. Кружок-мяч, елочка, дорога – все, что легко выполнить язычком.

Если вы замечаете, что речевое развитие вашего сокровища явно задерживается, либо во время беременности или родов малыш получил стресс или травму, вы подозреваете, что причина в серьезной патологии – немедленно покажите кроху специалистам. Помните, что активное развитие речевых навыков приходится на возраст от 1 года до 3-х лет, когда вы должны следить за этим процессом и вовремя его корректировать. Наверстать упущенное время в 4-5 лет будет гораздо труднее, вплоть до того, что у малыша может остаться речевой дефект.


57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 12 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. По первому образованию Анна – учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму – возрастной психолог, преподаватель психологии.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

Читайте также:  Социальное развитие младших дошкольников — важный элемент формирования личности

РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
Итак.чем же нужно заниматься?
*Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
*Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
*Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
*Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
*Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
*Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
-протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
-протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
-выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
*Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
*Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
*Работа с мозаикой,с пазлами.
*Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
*Играть на воображаемом пианино.
*Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
*Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
*Застегивать пуговички,крючки,замочки.
*Различные пальчиковые игры.
*Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
*Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
*Чистка зеркал металла,обуви.
*Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
*Складывание салфеток.
*Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
*Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
*Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
*Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
*Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
*На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
*Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
*Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
*Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
*Запускать пальцами мелкие волчки.
*Разминать пальцами пластилин ,глину.
* Рисование в воздухе.
* мять руками поролоновые шарики, губку.
*»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
*В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
*Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
*Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
*Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
.Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
*Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
*Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
*Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
*Ловить мяч после удара по полу.
*Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
*Перекатывать мяч из одной руки в другую.
*Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
*Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
*Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
*Вставать,приседать под счет.
Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

спасибо огромное за полезную информацию, еще многое для себя подчерпнула для занятия с малышом)

Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях

Роль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь – это основа взаимодействия в социуме. Нарушения речи мешают ребенку выражать свои мысли и поддерживать разговор, они могут привести к появлению комплексов и повлиять на успеваемость в школе.

При обнаружении в речи у малыша звуков, которых нет в родном языке или если вам кажется, что речь ребёнка недостаточно развита для его возраста, нужно сразу же обратиться к логопеду. Чем раньше проблема будет обнаружена, тем быстрее и эффективнее можно будет ее исправить. Как правило, логопедические занятия проводятся с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Но сейчас появилось новое направление – «логопедия раннего возраста», ориентированная на предупреждение и исправление доречевых и первичных речевых проявлений отклоняющегося развития у детей в период до трёх лет. В Детском Центре «ЛОГОС» есть логопеды, которые работают как с детьми от 3-х лет, так и логопеды, которые специализируются именно на раннем возрасте.

Чтобы достичь максимального эффекта и помочь ребенку сделать его речь правильной, грамотной и четкой, мало отдать ребенка в детский центр, где с ним будет работать логопед. Не менее важную роль играют занятия ребенка с родителями дома. Максимально эффективна будет совместная работа логопеда на занятиях и родителей дома. Важно, чтобы логопед объяснял и показывал родителям не только какое упражнение делать дома с ребёнком, но и как именно его выполнять. Ведь только специалист знает нюансы выполнения того или иного упражнения и секреты, которые помогут сделать задание или упражнение максимально эффективным для конкретного ребёнка. Кроме того – никто не отменял главное правило всех врачей и педагогов «Не навреди». А навредить по незнанию не так уж и сложно, к примеру, закрепив в речи неправильно поставленный звук. Зачастую это происходит, когда родители самостоятельно пытаются вызвать звук. Исправить такой звук будет непросто. Поэтому в нашем Центре приветствуется присутствие родителей на занятии — это помогает родителям понять, как именно продолжать заниматься дома. Но есть простые упражнения, которые мамы и папы могут легко выполнять с малышом самостоятельно. Эти упражнения никак не навредят малышу, а напротив, укрепят его речевой аппарат, моторику и слуховое внимание, подготовив его к произнесению трудных звуков.

Общие советы по проведению занятий дома.

Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.

Ни в коем случае не злитесь, если у ребенка что-то не выходит! Исправить произношение непросто, нельзя за одно занятие научить малыша произносить четко и ясно все звуки, а также использовать сложные слова. В любом занятии важную роль играет время. Ошибки – это неотъемлемая часть процесса обучения.

Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживаете, если что-то не выходит. Если срываться и ругать малыша, то лучше говорить он не будет, а лишь замкнется в себе, что может усугубить речевые проблемы.

Занятия должны быть регулярными. Лучше упражняться по 5 минут в день, чем раз в неделю 1,5 часа. В самом начале можно начинать занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая их до 15-20 минут два раза в день.

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные упражнения играют огромную роль, т. к. они способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему дети учатся управлять им и справятся с произношением даже сложных звуков.

Делать артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5 минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует выполнять по пять раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счёт, который ведёт взрослый). В день добавлять по одному новому упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться к более простому.

Базовый комплекс артикуляционных упражнений:

  • «Заборчик» – удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
  • «Трубочка» – вытягивание губ вперёд трубочкой (зубы сомкнуты).
  • «Заборчик-трубочка» – чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
  • «Лопатка» – удерживание широкого языка на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.
  • «Иголка» – удерживание узкого языка между резами.
  • «Лопатка-иголка» – чередование соответствующих упражнений.
  • «Шлагбаум» – поднимание языка за верхние зубы (рот открыт, но не слишком широко).
  • «Качели» – чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.
  • «Блинчик» – удерживание языка за нижними зубами в спокойном, расслабленном состоянии.
  • «Потягушки» – высунуть язык и тянуться им к носу, к подбородку, к правому уголку рта и к левому.

Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Делайте упражнения вместе с ребенком. Лучше купить большое зеркало, в котором будет видно не только ребенка, но и вас. В этом случае малыш сможет повторять все действия. Так как оптимальный вариант – упражняться сидя, то лучше приобрести настольное зеркало.

Упражнения со специальной литературой.

В настоящее время ассортимент методических пособий огромен. При выборе нужно ориентироваться на издания с яркими иллюстрациями, они привлекают внимание и поддерживают интерес у ребенка.

Если ваш малыш выговаривает все звуки, но испытывает трудности в согласовании слов и в пересказе или имеет скудный словарный запас, то отдавайте предпочтение литературе : Н.В. Нищева «Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки», Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать», Н.Э. Теремков «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика».

Упражнения для развития мелкой моторики.

Уровень развития речи ребенка напрямую связан с развитием мелкой моторики. Для её тренировки эффективным инструментом станет даже обычный пластилин. Малышам достаточно мять этот материал и лепить простые одноцветные фигуры. С детьми постарше учитесь делать более сложные многоцветные фигурки, к примеру, разных животных.

Во время игр с пластилином изучайте цвета и формы.

Можно слепить несколько фигурок и придумать им историю, в этом случае у ребенка будут развиваться воображение, и увеличиваться словарный запас. Например, история про поход в овощной магазин – можно слепить фрукты и овощи, выставить их на «прилавок» и играть в продавца и покупателя. Благодаря такой игре ребёнок расширит свой словарный запас, запоминая названия овощей и фруктов, сможет повторить цвета и формы.

Вот ещё несколько идей и приёмов как развить моторику малыша:

* Купите шарик су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки. Пружинку надевайте поочередно на пальчики, проговаривая потешки или просто называя пальчики, а шарик катайте по ладошкам и пальчикам малыша.

* Соревнуйтесь в перетягивании пальчиками ленточек, верёвочек, карандашей, шнурков.

* Заверните в фольгу мелкие предметы – пусть малыш их разворачивает.

* Пусть ребёнок летом, по дороге с дачи, обрывает по одному лепестку с ромашки.

* Пускай давит пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной пленке.

* Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.

* Дайте миску со смешанным горохом и фасолью или с более мелкими крупами для усложнения задачи – попросите ребёнка рассортировать.

* Дайте ребёнку мелкие предметы и попросите сложить их по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Вариант игры на море – собирание мелких камушков в бутылку. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.

* Пусть ребёнок наматывает ленту на палочку или пальчик.

* Поиграйте с прищепками! Пусть ребёнок развешивает сушиться кукольную одежду. А если присоединить прищепки к желтому кругу, вырезанному из картона, то получится солнышко!

Игра «Кто что ест» должна быть в арсенале как специалистов, так и мам. В этой игре реализуется большое количество педагогических задач, а самое главное – она привлекательна и интересна для детей (да и для взрослых). Можно отработать грамматику, лексику, автоматизировать непослушный звук. А ещё такая игра полезна для неговорящих малышей: используя правильные игровые инструкции, взрослый может стимулировать речевую деятельность ребёнка.

* Очень полезно заняться аппликацией. Движения руки, которые задействованы в вырезании с использованием ножниц – очень хорошо влияют не только на мелкую моторику, но и отлично развивают мозг. Полезно будет сделать аппликацию и придумать историю про неё. Например, делая аппликацию стрекозы, предложите ребёнку придумать про неё рассказ. Помогите малышу, задавая ему наводящие вопросы:

Как зовут твою стрекозу? Какая она? Что она любит делать? Где она летала? Кого встретила?

Вот пример рассказа, который может получиться:

«Стрекоза Забава»

Жила-была стрекоза. Её звали Забава. Она была разноцветная и крылышки у неё переливались на солнце всеми цветами радуги. Однажды, стрекоза полетела охотиться на пруд. Она мечтала поймать комара пожирнее. Над прудом она увидела толстого-претолстого комара, который летал над водой и весело распевал песенку: зу-зу-зууууу, зу-зу-зууууу, не борюсь я стрекозуууу!

Песенка так понравилась стрекозе, Забаве, что она передумала ловить комара и решила с ним подружиться. Она подлетела к комару и стала подпевать ему: за-за-заааа, за-за-заааа – я большая стрекозааааа. Так и началась первая в истории дружба стрекозы и комара.

Такая аппликация будет способствовать не только развитию моторики, но и фантазии, связной речи, укрепит добрые отношения со взрослым, поднимет настроение, а также будет способствовать закреплению в речи звука [З], если этот звук находится на этапе автоматизации.

Закрепление отдельных звуков.

Нередко бывает, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, но в речи его не употребляет. В этом случае нужно автоматизировать трудный звук.

Важно, чтобы автоматизация звука была поэтапной: сначала звук автоматизируется в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и только затем в связной речи. Правильно подобрать материал для автоматизации поможет специалист (подберёт слова, где автоматизируемый звук будет находиться в правильной позиции, исключит слова со смешиваемыми звуками или слова со звуками, которые ребёнок искажает).

Чтобы ввести звук в спонтанную речь, максимально используйте в повседневном общении с ребенком слова, где есть сложный для него звук. К примеру, если малыш не справляется со звуком «р», то в магазине, подходя к рыбному отделу, спросите ребёнка: «что здесь продается»? Если видите что-то красное, то попросите ребёнка называть это слово: к примеру, «красная крыша», «красный шарик» и пр. Открывая дверь, попросите ребёнка проговорить действие: «поворачиваю ручку» и т. д.

Полезным будет заучивание стихов с трудным звуком, например для дифференциации (различения) и закрепления в речи звуков Р, РЬ и Л, ЛЬ, ребёнку будет полезно выучить стихотворение Самуила Маршака «Мэри»:

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет,
– Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Но только смотри береги!

Роль родителей в обучении и воспитании ребенка огромна. Справятся ли родители самостоятельно с трудностями малыша будет зависеть в первую очередь от того, какое нарушение явилось причиной нарушения речи. Например, проблемы с речью, связанные с дислалией, могут выровняться сами по себе, а вот дизартрические нарушения нуждаются в подключении логопеда и часто – невролога. Но в любом случае важно заниматься с малышом дома, тогда ребенок быстрее сможет справиться со всеми речевыми трудностями и освоить навыки общения.

Записать ребёнка на занятия с логопедами нашего Центра, вы можете по телефону: +7(495)999-03-17

Речевое развитие детей 3-4 лет: для чего нужны логопедические упражнения?

На четвертом году жизни дети переживают один из самых значительных скачков в своем развитии. Человеческая речь начинает представлять для них небывалый интерес, они активно пытаются разговаривать, повторяя все звуки, которые им доступны. Именно в это время родители и педагоги должны внимательно прислушиваться, отмечая, укладываются ли особенности детской речи в норму, не требуются ли ребенку 3-4 лет логопедические занятия.

Какой должна быть речь ребенка 3-4 лет?

Ученые подсчитали, что в этом возрасте словарный запас ребенка в среднем колеблется от 1500 до 2000 слов. Подобные вычисления сложно произвести в домашних условиях, но есть несколько более простых показателей, по которым легко можно определить, насколько развитие речи малыша укладывается в рамки нормы.

Читайте также:  Развитие речи пятилетнего ребёнка: нормы и эффективные упражнения

Поводов для беспокойства нет, если ребенок:

  • активно пытается воспроизводить все звуки и слова, которые слышит, особенно новые для него;
  • занимается словотворчеством;
  • составляет простые предложения, называющие действия (шарик летит, рыбка плывет, собака лает);
  • пробует составлять сложные предложения и рассказы, но при этом говорит не очень понятно и допускает много речевых ошибок;
  • может говорить о себе в третьем лице;
  • с удовольствием повторяет множество слов за взрослыми, цитирует фразы из мультфильмов;
  • выговаривает не все звуки, особенно часто возникают проблемы с [р], [л], [с] и [ш];
  • переставляет местами буквы и слоги в словах;
  • сам при этом понимает сложные предложения, внимательно слушает сказки, любимые знает наизусть;
  • знает и умеет называть свое имя, фамилию, имена родных, друзей, город, в котором живет.

Перечисленные признаки относятся как к мальчикам, так и к девочкам, хотя специалисты утверждают, что девочки по речевому развитию опережают мальчиков в среднем на 4-5 месяцев. Бывают молчаливые дети, которые не разговаривают при посторонних, но это далеко не всегда означает отклонение от нормы: чуткий родитель обычно сам знает, на что действительно способен его малыш.

В это время важно как можно больше разговаривать с ребенком, следя при этом за правильностью собственной речи, не сюсюкать, с выражением читать малышу книги.

Как распознать нарушения и когда обращаться к логопеду?

Представленный выше перечень носит общий характер, но если хотя бы три пункта из него не характерны для речевого поведения малыша — это повод задуматься.

Вот несколько признаков, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии речи ребенка:

  • темп его речи неоднороден — говорит то слишком быстро, то растягивает слова;
  • говорит неразборчиво, понимает его только мама;
  • если говорит фразами — то не собственными, а только услышанными от взрослых или по телевизору;
  • сам с трудом понимает, что ему говорят взрослые;
  • постоянно приоткрытый, словно безвольный рот;
  • повышенное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов.

При наличии одного или нескольких признаков из этого списка целесообразно провести диагностику развития речи ребенка. Возможно, действительно имеет место патологическое нарушение, требующее специального лечения, а возможно, малышу просто нужны логопедические упражнения. Но прежде чем обращаться к логопеду, нужно показать ребенка неврологу, психиатру и дефектологу: они помогут определить, связана задержка в речевом развитии с нарушениями работы ЦНС или проблема только в произношении звуков. Также может понадобиться помощь сурдолога — это специалист, выявляющий дефекты слуха. Если врачи не нашли никаких физиологических причин для ЗРР, то малышу помогут занятия с логопедом.

Виды и особенности логопедических занятий

Логопедические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. С одной стороны, как более эффективные себя зарекомендовали занятия один на один, когда все внимание специалиста направлено на конкретного ребенка. С другой — в группе малыши чувствуют себя более комфортно. Чаще всего положительный результат достигается чередованием этих двух видов деятельности: на групповых, или фронтальных, занятиях дети закрепляют навыки, полученные на индивидуальных.

Индивидуальные занятия

Самое главное для логопеда здесь — найти подход к ребенку, суметь его увлечь, «расшевелить». Малыш должен чувствовать себя непринужденно, играть, показывать язык перед зеркалом, повторять за специалистом все, что он попросит. Поэтому и настрой занятию дается соответствующий: все это просто игра. Чтобы научиться произносить трудные звуки, ребенку даже не обязательно знать, для чего он сюда пришел. Для каждого такого звука у логопеда имеется подборка специальных игровых упражнений, выполняя которые, маленький ученик незаметно для себя совершенствует речевые навыки. Дыхательная гимнастика, песенки, скороговорки, «зарядка» для языка — все это эффективные средства в арсенале специалиста.

Групповые (фронтальные) занятия

Если индивидуальные занятия логопеда с детьми чаще всего направлены на исправление отдельных звуков, то фронтальные подразумевают работу с более широким спектром отклонений в развитии речи. Это могут быть как дефекты звукопроизношения, так и нарушения слуха, и грамматические проблемы, и заикание. Группы подбираются небольшие, в идеале — 7 человек, дети должны быть примерно одного возраста и с похожими речевыми нарушениями. Занятию всегда задается какая-то интересная тема, дающая много возможностей для расширения словарного запаса детей и тренировки устной речи. Например, зимой актуальна тема «Новый год»: помещение украшается соответствующим образом, создавая у детей праздничное, приподнятое настроение, которое способствует результативности упражнений.

Как и в индивидуальных занятиях, здесь многое зависит от личности специалиста, от его умения создать нужную обстановку, вызвать у детей желание проявить себя. Для детей 3-4 лет, у которых процесс социализации еще только начинается, непросто создать такие условия. Многие из них бывают стеснительными и замкнутыми именно в силу своих речевых нарушений. Чтобы групповые логопедические занятия приносили плоды, малыши на них должны чувствовать себя уверенно и свободно.

Как работают специалисты: упражнения, игры, пособия

Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков — несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.

Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.

  • «Окошко» — самое простое упражнение, в котором малыш сначала должен разинуть рот как можно шире («жарко, открываем окошко!»), а потом закрыть его («холодно!»).
  • «Чистим зубы» — ребенку нужно улыбнуться и в таком состоянии приоткрыть рот, после чего языком пройтись по верхним и нижним зубам, как будто зубной щеткой.
  • «Чашка» — снова открыть рот в улыбке, высунуть язык подальше и придать ему форму чаши, приподняв кончик и края.
  • «Дудочка» — старательно вытянуть губы, как будто с намерением посвистеть, зубы при этом сжаты.
  • «Красим потолок» — улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка поводить по небу, словно закрашивая его кисточкой.

Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера. Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий). В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.

В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки — для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.

Как заниматься с ребенком дома?

От родителей, прежде всего, требуется максимум внимания к малышу, к его интересам и открытиям, страхам и печалям. Нужно создавать ему условия для общения с миром, брать с собой на прогулки, показывать новые места, знакомить с людьми разных возрастов. Все это расширяет кругозор и развивает мозг, а также укрепляет привязанность между детьми и родителями.

На качество речи прямое влияние оказывает развитие мелкой моторики, поэтому любые занятия с мелкими предметами, конструкторами, песком, крупами принесут большую пользу в этом отношении.

Можно попробовать проводить дома и специальные упражнения. Например, произношение шипящих и свистящих звуков относительно легко отработать самим, без вмешательства специалиста. Что касается звуков [р] и [л], то они считаются более сложными для коррекции, хотя можно попробовать «поставить» и их.

Воспроизвести дома логопедическую гимнастику сможет каждый родитель — малышу намного веселее и проще будет повторять за мамой, чем за незнакомой тетей. Это займет совсем немного времени, зато принесет большую пользу и подарит приятные эмоции участникам. Для занятий понадобится зеркало – желательно большое, чтобы ребенок мог свободно видеть и свое отражение, и отражение мамы, выполняя упражнения «Дудочка», «Чашка» и другие.

После гимнастики можно поиграть в игры с ответами на вопросы, а можно потренироваться произносить слова, содержащие проблемные звуки. Если написать эти слова на карточках, учиться будет удобнее. Также отлично работают скороговорки, подобранные так, чтобы в них часто повторялись нужные звуки. При этом важно помнить, что на ребенка нельзя оказывать давление. Игры, занятия не должны приносить ему ничего, кроме радости и удовольствия, иначе эффект может оказаться прямо противоположным.

Логопедические упражнения для развития речи у детей от 3 до 4 лет

Каждый родитель желает видеть своего ребенка не по возрасту развитым и смышленым. Однако далеко не всегда желаемое сходится с действительным. В возрасте 3-4 лет дошкольник уже имеет обширный пассивный словарь и огромную страсть к познанию окружающего мира. К этому времени уже становятся заметны некоторые нарушения в произношении слов и построении фраз. Как их обнаружить и не начать бить тревогу раньше времени?

Характеристика развития ребенка 3-4-летнего возраста

В 3 года малыш открыт к познанию родного языка, он с удовольствием повторяет все за взрослым и активно занимается словообразованием. Пассивный словарь к 4-м годам достигает 2500 слов, большинство из которых составляют глаголы и существительные.

Дети трехлетнего возраста имеют обширный пассивный словарь

В речи ребенка также присутствуют:

  • простые прилагательные (красивый, маленький, большой);
  • притяжательные местоимения (мой);
  • слова-обобщения (животные, овощи).

Дошкольник еще не имеет большого жизненного опыта и производит образование новых слов по-своему. От этого возникают курьезные словоформы, например: «У мамы учеба, а у меня лежоба». Ребенок трёх лет способен поддерживать простой диалог.

Наиболее сложные для произнесения звуки — «Р» и «Л», а также свистящие «Ш», «С», «Ф». Часто даже по достижению четырех лет малыш не способен их выговорить.

Важно! Если в 3-4 года ребенок не произносит все звуки чисто, это не повод бежать к специалисту-логопеду. Звуки «Р», «Л», «Ш», «С», «Ф» ставятся, как правило, в более позднем возрасте. Однако если к 3-м годам малыш совсем не говорит, а в период беременности/родов/в первый год были серьезные заболевания или травмы — требуется консультация специалистов. По результатам обследований психолог, логопед и невролог расскажут, какие логопедические упражнения для детей 3-4 лет нужно выполнять.

Возможные причины нарушений

Нарушение речевого развития дошкольника может быть связано с медицинскими показателями или социальным окружением ребенка.

Причины медицинского характера:

  • Болезни матери во время беременности, курение, алкоголизм и наркомания;
  • Родовые травмы и другие осложнения;
  • Травмирование головы в первые 3 годика малыша;
  • Ребенок-левша;
  • Особое строение артикуляторного аппарата;
  • Наследственность и генетическая предрасположенность к речевым нарушениям.

Факторы социального окружения:

  • Малыш слышит мало правильно поставленной речи, взрослые не заинтересованы в постоянном общении с ним;
  • Взрослые говорят неправильно (с ошибками, картавят) либо «сюсюкаются» с ребенком. В результате, повторяя, малыш запоминает такую манеру речи;
  • Взрослый требует произнести звук правильно, но при этом сам не показывает верной артикуляции. Зачастую это приводит к неправильной постановке звука, которую впоследствии приходится исправлять (например, «Р» произносится горлом).

Родители должны много разговаривать со своими детьми

Тесты на определение патологий

Чтобы оперативно среагировать на изменения в развитии малыша, можно провести простые тесты.

  • К четвертому году дети уже различают простейшие геометрические фигуры. Нужно попросить ребенка нарисовать круг. Даже подобие данной фигуры — хороший результат. Однако если малыш не понимает, чего от него хотят, или его рисунок даже отдаленно не похож на требуемое, — тест не пройден.
  • Если ребенок не проявляет интереса к новым играм, не собирает маленькую башенку из кубиков — развитие замедленное.
  • К трем годам карапуз общается короткими фразами (не учитываются те, кто в этом возрасте уже говорит длинными предложениями). Минимальный рубеж речевого развития к 3-4 годам — это простейшие фразы. Если ребенок их не произносит — следует идти к специалисту.

В каких случаях еще необходимо обратиться к логопеду:

  • Малыш не отзывается на свое имя, не понимает простых просьб.
  • Не проявляет интереса к новым игрушкам, все сценарии его игр идут «по шаблону».
  • Не может собрать простейшую башенку или надеть на веревку крупную бусину.
  • Если к трем годам ребенок не говорит, при этом во время беременности или раннего развития были травмы, либо имеются наследственные заболевания.

Следует регулярно проводить занятия с детьми

Какие занятия можно проводить с ребенком дома для речевого развития

Ни для кого не секрет, что наибольшее количество времени ребенок проводит дома.

Обратите внимание! Поэтому так важно правильно организовать деятельность малыша, направленную на развитие детской речи.

Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

  • Улыбка — растянуть губы в улыбке, показав при этом зубы (то же самое без зубов).
  • Дудочка — сложить губы в трубочку и сильно вытянуть вперед.
  • Шарик — надуть щеки и подержать так воздух 3-5 секунд.
  • Лопатка — на нижнюю губу положить распластанный язык, зафиксировать.
  • Иголочка — язык сильно напрячь, сделать максимально тонким и вытянуть вперед, зафиксировать.
  • Варенье — облизать языком верхнюю и нижнюю губу.
  • Почистим зубы — языком провести по верхним зубам, затем по нижним.
  • Горка — язык упирается в нижние зубы, середина его при этом стремится к небу, образуя горочку. При такой тренировке ребенок запоминает положение языка, используемое для произношения многих звуков.

Игры на развитие слуха

Детям младшего дошкольного возраста предлагаются игры на различение громкости звука или узнавание предмета, который издает звук. Для многих логопедических заданий, предлагаемых детям 3-4 лет, используются такие музыкальные инструменты, как дудочка, барабан, фортепиано.

Также в данном возрасте уже можно учить ребенка различать звук на слух. Это можно сделать, предложив игру: «Хлопни в ладоши, когда услышишь песенку водички (звук «С»): сон, рама, коса, мама, Саша и т. д.».

Важно! Звуки лучше всего называть особыми «именами»: звук «С» — песенка водички, звук «Ш» — шипение змеи и т. д. Ребенку будет проще запомнить и сориентироваться. При произнесении слова, в котором малыш должен выделить звук, его следует утрировать.

Пальчиковая гимнастика

Данная гимнастика используется в качестве занятия для развития речи 4 года дома и в ДОУ. К этому возрасту малыш понимает простые указания и способен их выполнить, а детская мелкая моторика уже достаточно развита для того, чтобы составлять из пальцев небольшие «композиции». Вот некоторые из них:

  • Замок — руки крепко сцеплены в замок, при этом пальцы обеих рук переплетены друг с другом.
  • Царапки — поочередно правой и левой рукой изображать «лапки».
  • Согреем ручки — сильно потереть правой ладошкой левую.
  • Очки — из большого и указательного пальцев каждой руки сделать круг и поднести к глазам — надеть очки.

Пальчиковая гимнастика развивает речь

Заучивание стихов, чтение и рассказывание

Дети 3-4 лет зачастую в процессе логопедических занятий дома разучивают стихи, пересказывают сказки, учатся читать. Этому способствуют многочисленные пособия и рабочие тетради для младших дошкольников, которые можно приобрести в любом детском магазине или распечатать, найдя в Интернете.

Лучшие авторы детских художественных произведений: Корней Чуковский, Александр Пушкин, Агния Барто, Самуил Маршак. Основной задачей заучивания небольших стихотворений и пересказов произведений является обогащение словарного запаса малыша, расширение его фантазии и воображения.

Обратите внимание! В 2017 году Бардышевой Т. Ю. и Моносовой Е. Н. было издано специальное пособие, направленное на всестороннее речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Тетрадь Моносовой и Бардышевой представляет собой 120 страниц качественных упражнений и игр, которые помогают увеличить активный и пассивный словарь ребенка, развить фонематическое восприятие и связную речь, улучшить процессы мышления, внимания и памяти. Данное пособие создавалось как для профессиональных логопедов и дефектологов, так и для родителей — написано оно простым и понятным языком.

Основные правила для логопедических занятий дома для детей в возрасте 3-4 лет

Домашние занятия должны:

  • Быть системными, а не от случая к случаю.
  • Быть интересными и увлекательными, иначе ребенок откажется принимать в них участие.
  • Проводиться в то время, когда малыш находится в приподнятом настроении.

В идеале занятия логопедии должны проводиться специалистом с подтвержденной квалификацией. Однако даже самые простые упражнения, приведенные выше, помогут в домашних условиях с пользой проводить время с малышом, развивая и обучая его.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию