Методы познавательного развития в дошкольном возрасте: важный элемент воспитания

«Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
консультация

Консультация для воспитателей

«Методы и приемы в развитии познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Консультация для воспитателей «Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«М етоды и приемы в развитии познавательной активности детей

старшего дошкольного возраста»

Целью развития познавательной активности является формирование у детей таких качеств, как: любознательность, находчивость, фантазия, изобретательность, оригинальность, гибкость, самостоятельность, широта и глубина мышления.

Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у дошкольников

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;

Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку);

Лэпбук – тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.

Так же хочется отметить, что при сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. Это отличный метод создания ЕОП (единого образовательного пространства) между детским садом и родителями (законными представителями).

Экспериментально-исследовательский метод, как средство развития познавательной активности дошкольников

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно- следственных связей происходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования.

В ходе экспериментально – исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д. почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем).

Итак, специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

– постановка и решение вопросов проблемного характера;

– моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

– фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.

– «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

– подражание голосам и звукам природы;

– использование художественного слова;

– дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

– трудовые поручения, действия.

Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии.

Целью ТРИЗ-педагогики является формирование у ребенка логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.

Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.

Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид – наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например, опыты «Притяжение магнитом предметов», «Намагничивание предметов» и др.), второй вид – наблюдение за изменением и преобразованием объектов (опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.). Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно.

Практические методы , такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом .

Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. («Внутри человека есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).

Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Определяя цели и задачи образовательной деятельности, воспитатель должен также продумать приемы активации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующим образом:

К вербальным приемам можно отнести:

• чтения художественной литературы,

• малые фольклорные формы.

При чтении литературных сказок можно предложить детям:

нарисовать иллюстрацию к произведению,

вылепить героя из пластилина,

сочинить свою сказку с таким же началом или похожими персонажами,

подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку.

Невербальные приемы это:

• гимнастики для глаз,

На сохранение заинтересованности детей оказывают влияние:

• нетрадиционные формы занятий,

• современные образовательные технологии.

Основной вид деятельности детей в детском саду – это игра и использование игровых приемов активации детей поможет поддержать их интерес в любой деятельности.

К игровым приемам активации относятся:

-Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Интерес у дошкольников вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.

-Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению знаний

-Ещё большую активность у дошкольников можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр: шарад, головоломок, загадок.

-Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

-Занятие-сказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает занятие более эффективным).

Таким образом, все методы и приемы должны использоваться в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат познавательной активности дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Она раскрывает основные методы и приемы, которые использует воспитатель в режимных моментах и во время занятий для обеспече.

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых.

Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:&middot.

Памятка для педагогов.

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ&raquo.

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и .

Методы и приемы при организации занятий по познавательному развитию.

Методы и приемы при организации занятий по познавательному развитию.
Дети по природе своей – исследователи. «Почему распускаются листья? Куда плывут облака? Зачем кошки усы?»- эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть её красоту, научить любить и охранять этот мир – одна из основных задач воспитателя.
Ознакомление с природой родного края начинается с первых шагов по родной земле. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности.
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
Путём исследовательских действий и экспериментирования, я учу своих воспитанников находить разные способы решения одной задачи, формирую основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.
Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду – в льдинки.
В среднем и старшем дошкольном возрасте опыты усложняются.
Для развития познавательной компетенции дошкольников в элементарной исследовательской деятельности необходимо использовать более эффективные методы и приемы познавательной активности детей.

Что дает познавательная деятельность
В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Цели и задачи познавательной деятельности
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:
Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
Развитие творческих задатков и воображения.
Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество.
Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами

Методы воспитания
– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.
Методы обучения
– совокупность путей, способов достижения целей.
Приём обучения
– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .
Наглядные методы и приемы обучения
Методы
1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы
• показ способов
действий;
• показ образца.
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .
3- Беседа.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4- Чтение художественной литературы.
Приемы
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
• указание (целостное и дробное) ;
• пояснение;
• объяснение;
• педагогическая оценка;
• беседа (после экскурсии, прогулки,
просмотра диафильмов и т. п.) .
Игровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых
действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .
2- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
– содержания учебного материала;
– возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
– формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;
– оснащенности педагогического процесса;
– личности воспитателя
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Средства воспитания
– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
Классификация средств воспитания
(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)
1.
Средства материальной культуры
– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.
2.
Средства духовной культуры
– книги, предметы искусства, речь.
3.
Явления и объекты окружающего мира
– явления природы, растительный и животный мир.
Средство обучения
– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний
Выбор средств обучения зависит от:
– закономерностей и принципов обучения;
– общих целей обучения, воспитания и развития;
– конкретных образовательных задач;
– уровня мотивации обучения;
– содержания материала;
– времени, отведенного на изучение того или иного материала;
– объема и сложности материала;
– уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;
– возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
– типа и структуры занятия;
– количества детей;
– интереса детей;
– взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;
– материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
– особенностей личности педагога, его квалификации.

Познавательное развитие дошкольников

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.

К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.

Воспитатель в первой младшей группе организует работу так, чтобы учитывая непроизвольность внимания, развивать познавательные способности детей. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.

На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают мир.

Сюжетно-ролевые игры позволяют расширить возможности для развития познавательных способностей. Так, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

позволяет получить детям знания о росте волос, о необходимости стричь волосы, вырабатывается модель поведения в парикмахерской.

Ролевые игры «Пора кушать», «Баюшки – баю» вызывает положительные эмоции у детей, т. К. для них это хорошо знакомые ситуации, которые педагог может использовать для расширения знаний детей о предметах быта.

В игре «Купание куклы Кати» дети узнают предметы личной гигиены, учатся последовательности действий при уходе за своим телом.

Игра «Доктор Айболит» учит поведению детей в больнице. Через игру дети овладевают моделью поведения врача и пациента, перестают бояться докторов.

Через ролевые игры дети опробируют модели поведения в той или иной ситуации, что в дальнейшем способствует их ровному эмоциональному состоянию.

Любопытство – первый этап познания, дети проявляют любопытство к предметам, их функциональности, яркости красок, действиям с различными предметами. Познавательное развитие получает благоприятную почву в предметной деятельности, организованной в первой младшей группе на основе парциальной программы Е.О. Смирновой «Первые шаги».

Дети в предметной деятельности знакомятся с действиями предметов в организованных играх: «Игры с кнопками», «Игры с застёжками», «Замочками».

Внимание детей 2-3 лет привлекают игры «Секреты с сюрпризом», «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек». Формируют познавательные способности игры на развитие восприятия и мышления: «Спрячь кубик», «Башня из мисочек», «Найди окошко для фигурки».

Целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности развивают игры «Гараж для машинки», «Собери цветочек»

Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребёнка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик – кубик- кирпичик); величине (большой – маленький); количестве предметов (один – много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определённому признаку, материалам.

Сформированность познавательной деятельности, на первом этапе – любопытство, позволяет ребёнку перейти к следующему этапу познавательного развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в которых игры и другие виды деятельности будут строиться с учётом развития познавательных способностей.

Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень. Ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

Развитие любознательности у детей 3-4 лет можно реализовать через организацию игр «Определи на ощупь», «Назови предмет по описанию», «Объедини», «Куда что положить?», «Что в коробке?», где у ребёнка формируется необходимость мыслить, использовать свой незначительный, но собственный опыт. Активно в игровую деятельность включаются речевые игры: «Назови близких», «Доскажи словечко», «Какая игрушка», игры ситуации «Короб со сказками», «Валя у парикмахера» и др., позволяющие реализовывать стремление к познанию.

Дети воспринимают сведения на уровне слов, постигая и усваивая разнообразные знания о нашем мире. При этом новая информация должна основываться на прошлом опыте детей, на их уже имеющихся представлениях об окружающем мире. Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями. Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.

Следующей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.

Федеральный государственный стандарт ДО определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно – следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям. Благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.

ФГОС ДО рекомендует виды деятельности, обеспечивающие познавательное развитие дошкольников:

– организацию и решение познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

в процессе которых ребёнок приобретает навыки исследователя, познаёт свойства, качества предметов и материалов, устанавливает связи и зависимости явлений. При выполнении познавательных задач под руководством воспитателя получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого. В ходе проектной деятельности ребёнок учится самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Содержание познавательного развития детей предполагает:

– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания;

– развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

– формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

– формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

– формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

– Формирование элементарных математических представлений.

– Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

– Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно – пространственная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно – насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.

Целевые ориентиры ФГОС позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.

К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

2. Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

3. «Основы психологии» Л.Д. Столяренко 4-е изд., Ростов н/Д: «Феникс, 2001.-672с.

4. Выготский Л.С. «Психология развития человека». – М.: Смысл, 2010.-360с.

5. Эльконин Д.Б. «Детская психология».- М.: Педагогика, 2010. – 304с.

Педагогические условия и методы развития познавательной деятельности дошкольников

Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.

Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

– в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

– намечать план действий;

– отбирать способы решения поставленной задачи-

– добиваться результата и анализировать его.

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес— направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса:

1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

2) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Что может сделать воспитатель ДОУ в сотрудничестве с родителями для развития познавательного интереса дошкольников: (педагогические условия)

-развивать интересы в рамках всех занятий

-использовать методы и приемы направленные не на передачу знаний ребенку (перенасыщение информацией, без учета подготовленности дошкольников), а необходимо активизировать процесс освоения знаний -использовать блоково-тематическое планирование

-реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме

-использовать методы обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать), формировать представления о значимости некоторых открытий -рассматривать детские энциклопедии и книги -использовать приемы «Чего не хватает?» (отсутствие достопримечательности на карте), «Я не знаю» (поиск информации по книгам, фотографиям), обмена информации «Я сегодня узнала»

-коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности

-сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность

-создавать ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности» Педагогические условия направленные на формирование познавательного интереса:

-отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач

-определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта

-единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей

-развитие в единстве когнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса

-соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий

-вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми

-«погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств -включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении.

Личностно-ориентированный подход педагога к развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста

-цель деятельности педагога создание условий, способствующих саморазвитию личности, максимальная опора на интерес, личные особенности, на субъектный опыт каждого человека, накопленный им индивидуально и социально -дать возможность воспитаннику самому участвовать в отборе нового содержания образования, опыта применения заранее усвоенных способов выполнения различных видов человеческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру

-педагогом в личностно-ориентированном подходе ставится акцент на овладение способами деятельности, а не накопление фактических знаний

-отношение между педагогом и воспитанником становятся сотрудничеством

– человек рассматривается как сложная саморазвивающиеся система. Признается его уникальность, неповторимость личности в траектории его развития

-смещается целевые установки образования на создание условий и помощь в развитии личности в целом (цель не столь усвоение системы знаний, сколь понимание мира и самого себя, самоопределение в окружающем мире и культуре)

-изменяется позиция и место ребенка в образовательном процессе, который должен строиться в соответствии с его интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл его деятельности, способствовать становлению личности реализующей ценности в жизни.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

– демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;

– некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.

НАБЛЮДЕНИЕ – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

– репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

– ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

– планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

– учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

– высокая умственная активность и самостоятельность детей.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД: ДЕМОНСТРАЦИЯ ДИАФИЛЬМОВ, КИНОФИЛЬМОВ, ВИДЕОФИЛЬМОВ, СПЕКТАКЛЕЙ в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение знаний детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов:

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.

УПРАЖНЕНИЕ – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

ИГРОВОЙ МЕТОД предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1.Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

2. Рассказы детей.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

3. Чтение художественных произведений детям.

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9779 – | 7480 – или читать все.

Характеристика средств и методов для воспитания дошкольников

Воспитание и обучение детей в дошкольном возрасте – это довольно трудный и ответственный процесс. На этом этапе развития у ребенка происходит становление личности, что ведет к последующему формированию его характера, привычек и способностей. Часто родителей волнует вопрос, с помощью каких средств и методов воспитания дошкольников можно провести подготовку к школе.

Особенности дошкольного возраста

Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.

Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:

  1. Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
  2. Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
  3. Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.

3 периоды дошкольного возраста

Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.

Ключевые новообразования дошкольного возраста

Совет родителям: формирование психики ребенка происходит от трех до четырех лет и очень важно в этот момент быть примером для малыша. От поступков родителей зависит дальнейшее установление целеустремленности, независимости и личности.

Методы для воспитания дошкольника

Воспитательные действия – это формы общеобразовательного процесса совмещенные с обучением. Воспитание детей до шести лет присутствует в общественных отношениях в семье и в учреждениях дошкольного возраста.

Воспитательная методика направленна включает в себя четыре категории воспитания:

  • формирование личности – установление взглядов, суждений и оценка возникших ситуаций;
  • организация действий – общение, взаимоотношения, приобретение опыта;
  • самооценка поведения, самоконтроль и анализ своих действий;
  • мотивация и побуждение к деятельности.

Формы воспитания детей

Для результативной подготовки ребенка к новому этапу его жизни используются различные приемы и формы воспитания. Поощрение, убеждение, наказание и упражнение являются ключевыми способами воздействия на сознание, чувства и волю малыша для развития необходимых положительных качеств.

Эффективность процесса воспитания и обучения дошкольника достигается комплексным использованием всех форм организации педагогических действий.

Поощрение

Такой метод направлен на корректировку поведения ребенка. С помощью его можно научить дошкольника различать хорошие и плохие действия и понимать, что дозволено, а что нет. Поощрение укрепляет позитивные стороны поведения и мотивирует к хорошим поступкам.

Дети до шести лет восприимчивы к похвалам. Одобрительные слова придают им уверенности в себе и своих способностях. Ребенок старается быть лучше, чтобы заслужить одобрение и активно развивается, выполняя различные задания.

Поощрение для малышей – очень важное средство

Формы поощрения всегда базируются на индивидуальной особенности ребенка. Иногда для малыша лучшей наградой становиться улыбка или подбадривающие слова. Часто за хороший поступок может быть игрушка или подарок. Можно отметить достижения малыша поездкой за город или походом в кинотеатр.

Поощрение должно совмещаться с требованиями. Дошкольник должен знать, что от него ожидают и как необходимо поступать. Чтобы привить ему желание с раннего возраста чистить зубы или убирать за собой игрушки следует часто подбадривать и одобрять эти действия.

Совет родителям: любое поощрение ребенок должен заслужить своими действиями. Не следует на каждом шагу хвалить его, иначе малыш не сможет отличить, какие поступки являются правильными и важными.

Наиболее значимым является поощрение, когда дошкольник сам осознает последствия своего поступка.

Наказание

Современные приемы воспитания часто исключают суровые формы воздействия на детей. Но иногда без них не обойтись. Наказание ни в коем случае не должно вредить здоровью малыша и использоваться только за конкретные проступки. Польза от такого метода может быть, только если иметь к нему правильный подход:

  • нельзя наказывать за давние проступки;
  • не ругать ребенка для профилактических целей, за нарушение дисциплины в будущем времени;
  • наказание не должно вызывать панического страха;
  • недопустимо проявлять свое неудовольствие после того как малыша уже простили;

Наказание для ребенка не должно быть страшным

Ни в коем случае не нужно путать наказание с унижением, которое нанесет только вред собственному достоинству дошкольника. Родители должны быть рассудительными, сдержанными, так как жестокость или наказание в общественном месте может привести ненависти и злобе.

Совет родителям: следует избегать наказаний, когда ребенок болеет, после пробуждения или перед сном. Не нужно карать за проступки едой.

Ребенок всегда должен понимать, за что он наказан. Родители обязаны разъяснить его вину и последствие плохого поступка.

Убеждение

Этот прием обучения и воспитания детей требует наибольших усилий. Действия родителей должны быть направлены к чувствам и сознанию ребенка. Огромное влияние при убеждении имеет пример хорошего поступка.

Чтобы достигнуть желаемого результата от данной воспитательной формы следует применять ряд правил, которые соблюдаются при общении с дошкольником:

  • объяснять ребенку нужно основываясь на определенные примеры и указывать конкретные доводы;
  • беседа должна проводиться на понятном для малыша языке;
  • убеждения базируются, только принимая во внимание все индивидуальные черты характера ребенка;
  • разговор должен иметь правильную логическую цепочку;
  • словесный разбор поступков следует проводить, разъясняя все темные и светлые стороны действий дошкольника;
  • при разговоре нужно всегда следовать всем этическим и моральным нормам.

Убеждение – одно из средств воспитания

Хоть такой прием воспитания довольно сложный, но все же он является хорошим помощником для внесения изменений в поведение и мышление малыша.

Упражнение

Данный метод основан на закреплении ребенком правильных необходимых для жизни действий. Упражнения состоит из регулярного повторения, закрепительного процесса и усовершенствования приобретенных навыков.

Упражнение не является механическим повторением действий и для его проведения необходимо:

  • сочетать повторение с примерами правильного поведения;
  • вызывать у ребенка положительные эмоции при очередном закреплении определенного действия;
  • закреплять навыки при различных обстоятельствах и в разных ситуациях;
  • давать позитивную оценку всем достижениям дошкольника;
  • поощрять проявление инициативы и самостоятельности при закрепительном процессе.

Упражнения с детьми должны быть регулярными

Упражнения проводятся как периодически повторяющиеся действия для формирования устойчивости и умения преодоления трудностей, что так необходимо для школьного обучения.

Такая воспитательная форма привлекает детей к организованному общественному процессу, который служит основой для развития привычек, навыков, старательности и терпения.

Правильное общественное поведение у детей формируется при совмещении всех приемов и методов воспитания в дошкольном возрасте.

Средства и методы умственного воспитания

Умственное воспитание ребенка дошкольного возраста значительно облегчит ему переход к школьной жизни. Для этого следует с малых лет развивать детскую любознательность и мышление.

Также необходимо регулярно вырабатывать речь, тренировать память и внимание.

Умственное развитие – главная задача родителей

Дошкольник первым делом в шесть лет должен уметь:

  • точно повторять движения и копировать узоры;
  • разукрашивать соответствующими цветами и картинки и четко обрисовывать контуры;
  • рассказывать выученные наизусть небольшие стихотворения и пересказывать содержимое прочитанной ему книжки;
  • различать формы предметов и их соотносительное количество – больше, меньше;
  • знать о себе всю необходимую информацию – место проживание, имя, фамилию и отчество.
  • разбираться во временах года и времени суток.

В дошкольном образовании многое зависит от родителей, которые могут использовать различные средства обучения для подготовки к школе. Популярными действующими приемами являются:

  • развивающиеся игры, которые формируют у детей различные умения и знания;
  • общение, чтение книг и изложение всей информации об окружающих предметах.

Развивающие игры – средство умственного развития

Можно определить малыша в дошкольное учебное заведение или водить на занятия с профессионалами, где по разработанной методике проведут подготовку к школе.

Совет родителям: правильное развитие ребенка происходит в семьях, где правит согласие и взаимосвязь. Необходимо не только всегда высказываться вслух свои мысли и проявлять свои чувства, но и уметь выслушать.

Средства и методы физического воспитания дошкольника

Для общего развития ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет физическое воспитание. Дети в этот период наиболее подвижны. Правильно направленная активность ведет к формированию выносливости и приобщению к здоровому образу жизни.

Физическая форма воспитания детей до семи лет заключается в использовании некоторых методов:

  • оздоровление – зарядка, закаливание, процедуры для профилактики сколиоза и плоскостопия;
  • приобретение двигательных умений – плавание, бег, прыжки, лазанье;
  • формирование выносливости, быстроты и ловкости.

Состав физического воспитания – описание

Способы привлечь ребенка к физической активности довольно простые:

  • совместные занятия спортом и выполнение всех оздоровительных процедур всей семьей;
  • приобретение спортивного снаряжения – турник, скакалка, шведская стенка, мячи;
  • определения ребенка в специальные спортивные секции.

Физическое воспитание помогает развить у дошкольника:

  • положительные качества характера – организованность, сдержанность, стойкость;
  • базовые основы нравственности – ответственность, взаимоуважение, справедливость, взаимоотношения в коллективе;
  • волевые качества – преодоление трудностей, решительность, смелость, выдержка.

Занятие физкультурой – это важная форма обучения и воспитания, которая готовит ребенка к дальнейшей жизни.

Занятия физкультурой – важный элемент развития

Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста включает в себя совокупность всех необходимых методов и средств, направленных для формирования положительных индивидуальных качеств дошкольника, которые позволят ему легко адаптироваться в коллективе. Но все воспитательные работы не принесут желаемого результата без любви, заботы и терпения.

Методы познавательного развития в дошкольном возрасте: важный элемент воспитания

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

Ребенок раннего возра­ста – настоящий исследователь. Стремление к познанию пронизывает все сферы его деятельности. И самое главное, что ребенок не только хочет рассматривать предметы, но и действовать с ними – разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать.

Деятельность с предметами способствует развитию восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов. Наиболее ин­тенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие – фундаментальная психи­ческая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.

Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб и ошибок ребенок мо­жет собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соот­ветствующей формы и размера.

Практический результат ребенок получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей.

Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребенок примеривает, пробует и через ошибки, их ис­правление достигает результата. Однако после полутора лет происходит быстрое сокращение предварительных примери­вающих действий, переход к зрительному восприятию и оценке отношений между предметами (статичных и дина­мичных). Особенно ярко это заметно в возрасте 1 года 9 ме­сяцев – 1 года 10 месяцев.

В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет наглядно-действенный характер. Путем практическо­го экспериментирования ребенок открывает новые сред­ства для достижения целей. Например, достает один пред­мет с помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки; встает на стул, чтобы дотянуться до понравившегося предмета.

Изобретая новые средства, ребенок открывает и новые свойства вещей. Например, зачерпывая воду с помощью ре­шета для просеивания песка, обнаруживает, что вода выли­вается. Это вызывает у него удивление, что стимулирует дальнейшие пробующие действия и новые открытия.

С помощью бытовых предметов (стульев, кресел, поду­шек и др.) открывает новые формы передвижения: скольже­ние, скатывание, перекатывание.

Постепенно к концу третьего года жизни ребенок начина­ет обходиться без внешних проб, экспериментируя и фанта­зируя в уме.

Расширение познавательной деятельности ребенка и обобщение его опыта проявляются в детских вопросах (на­пример, «Это птица?», «Это грузовик?», «А зачем?», «Кто это?», «Что это?»).

На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми дети строят собственные представле­ния об окружающем.

К концу третьего года жизни ознакомление с окружаю­щим приобретает ярко выраженный познавательный харак­тер. Дети активно стремятся получить информацию об ок­ружающем мире, задавая взрослому множество вопросов (на­пример, «Где ночует солнышко?», «Как зовут козлят, которые не пустили волка?», «Где живет лиса?», «Что ест слон?» и т. п.).

1.2. Младший дошкольный возраст 3 – 5 лет

В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям:

– расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем,

– возникают новые средства ориентировки,

– содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качествен­но новые свойства сенсорных процессов: ощущение и вос­приятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства пред­метов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного дейст­вия и начинает развиваться как самостоятельный, целена­правленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету оп­ределяет движение глаз). Зрительное восприятие становит­ся в дошкольном возрасте одним из основных процессов не­посредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошколь­ном возрасте.

Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомле­нием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятель­ному восприятию – сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разно­образная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных об­разов. Действия восприятия развиваются благодаря усвое­нию системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геомет­рических форм и др.).

В этом возрасте ребенок начинает использовать симво­лические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от по­ля восприятия и непосредственных контактов с окружающи­ми предметами. Маленький ребенок умеет представлять объек­ты с помощью телесных движений (подражание, отсрочен­ное во времени), ребенок постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представле­ния – это символы. С помощью символов можно предста­вить как конкретные, так и абстрактные предметы. Яркий пример символических средств – речь.

Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в дан­ный момент перед его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые никогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспро­изводить скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей.

Символическая функция – качественно новое достиже­ние в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста – знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних опорах (игровые, изобразительные и другие символы).

Мышление младшего дошкольника отличается качествен­ным своеобразием. Ребенок – реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Ему свойственны анимистические пред­ставления: все окружающие предметы способны думать и чув­ствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориенти­руясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют ре­зультаты действия, однако он еще не умеет прослеживать про­цесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и те усло­вия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.

Способность к целеполаганию находится еще в стадии свое­го становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изме­нения тех или иных явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая любознательность, на­личие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их начинают интересовать причины разных явлений.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о пространстве, времени, чис­ле. В силу особенностей мышления ребенка (о которых уже было сказано) его представления также своеобразны и каче­ственно отличны от представлений более старших детей.

1.3. Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включаю­щий развитие познавательных процессов (восприятия, мыш­ления, памяти, внимания, воображения), которые представ­ляют собой разные формы ориентации ребенка в окружаю­щем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобаль­ный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойст­во предмета от него самого. Свойства или признаки предме­та становятся для ребенка объектом специального рассмот­рения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника воз­никают категории величины, формы, цвета, пространствен­ных отношений. Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправ­ленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Пере­страивается воображение: из репродуктивного, воспроизводя­щего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментиро­вание с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства связи и зависимости. При этом наиболее значим для разви­тия творчества дошкольника сам процесс поисковых пре­образований.

Преобразование ребенком предметов в ходе эксперимен­тирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется пор­циями, последовательными актами и после каждого тако­го акта происходит анализ наступивших изменений. После­довательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребенок часто получает неожидан­ные новые знания, у него формируются новые способы по­знавательной деятельности. Происходит своеобразный про­цесс самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и имеет важное значение для ста­новления творческой личности. Наиболее ярко этот процесс проявляется у одаренных и талантливых детей. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого ти­па», предполагающие множество верных решений (например, «Как вытащить машину из ямы?» или « Как можно использовать в игре кубик?»).

Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач.

В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы).

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Так, ребенок охотно счи­тает членов своей семьи, но не учитывает себя самого. Благодаря содержательному общению и обучению, разви­тию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления сис­тематизируются и становятся знаниями, начинают формиро­ваться общие категории мышления (часть – целое, причин­ность, пространство, предмет – система предметов, случай­ность и т. д.).

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:

  • знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрос­лыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телеви­зионных передач.
  • знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения (математиче­ские знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

Система знаний включает две зоны – зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полузнаний.

Вопросы детей – показатель развития их мышления. Во­просы о назначении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопро­сы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это – одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Читайте также:  Развитие речи у детей 6-ти лет: ТОП лучших упражнений и основные особенности
Ссылка на основную публикацию