Методика развития речи детей дошкольного возраста: советуют специалисты

Развитие речи детей дошкольного возраста

Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. Родителям важно помнить, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная. Поэтому развитие речи детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях должно быть на первом месте.

Этапы развития речи у детей от рождения до школы

Новорожденные дети примерно до двух месяцев только кричат. С трех-четырех месяцев появляется гуление. После полугода малыш начинает лепетать, знает свое имя, с удовольствием играет с мамой в ладушки, сороку-ворону, козу рогатую.

Около года или чуть позже ребенок произносит первые осознанные слова. Постепенно словарный запас расширяется и улучшается произношение. До трех-четырех лет ошибки нормальны. Дети могут неправильно обобщать слова, сокращать их до одного ударного слога или переставлять слоги местами.

После трех лет в речи ребенка появляются простые и сложные предложения. В три-четыре года с ребенком можно вести диалог. Дети в это время часто говорят торопливо, взахлеб.

К пяти годам у ребенка значительно расширяется словарный запас. Он может пересказывать, сочинять рифмы, правильно произносить слова. Развитие речи детей дошкольного возраста должно завершиться хорошим овладением родного языка, достаточным словарным запасом. К сожалению, не все дети это осваивают. Поэтому образовательные стандарты для детских садов и развивающих центров делают основной упор на формирование речи.

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Диагностика речевого развития призвана выявить лексический запас ребенка, понимание им употребляемых слов. Обследование детей проводится индивидуально. Для этого им демонстрируются предметы или картинки с их изображением, так же на картинках могут быть отражены признаки предметов и некие действия.

Ребенок должен ответить на вопросы:

Проверяется и наличие в лексике обобщающих слов при предъявлении группы предметов.

Результаты обследования фиксируются и анализируются.

Принято использовать несколько уровней при оценке словаря детей по конкретным словам:

  • нулевой – в активном и в пассивном словаре ребенка слово отсутствует;
  • первый – слово присутствует в активном словаре, но понимание его неверно или вовсе отсутствует;
  • второй – слово присутствует в словаре, но при его использовании имеются ошибки или оно применяется в речи ограниченно (только в определенных ситуациях);
  • третий – слово, независимо от ситуации, употребляется и понимается правильно.

Развитие речи у детей

Речевое развитие дошкольников по ФГОС

Дошкольное образование – главный этап в развитии ребенка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо в школе. Он с радостью познает новое, и речь должна стать ему помощником. Поэтому развитие речи в детском саду – это одна из первостепенных задач педагогов.

Развитие речи дошкольников по ФГОС решает такие задачи, как:

  • Формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми.
  • Обогащение активного словарного запаса ребенка.
  • Развитие творческой речи: сочинение рассказов, сказок, стихов.
  • Приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы.
  • Развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах.

Эти задачи специалисты дошкольных учреждений выполняют с помощью различных методик и упражнений.

Методика развития речи детей дошкольного возраста

Существует несколько методик, учитывающих особенности развития речи детей дошкольного возраста и помогающих детям освоить речь. Применять их нужно в комплексе, чтобы ребенок правильно слышал, говорил и понимал слова.

С самого рождения с ребенком нужно постоянно общаться. Самым маленьким рассказывайте о своих действиях и окружающих предметах. У детей постарше спрашивайте о том, как они провели день, что понравилось, запомнилось, не понравилось и почему.

Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Уже доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.

Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.

Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка.

Все занятия по развитию речи надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Упражнения для развития речи

Упражнения помогают ребенку лучше усвоить речь соответственно возрасту. Подбирая задания, важно помнить, что речевое развитие детей дошкольного возраста необходимо проводить в ненавязчивой игровой форме.

Вот некоторые упражнения на развитие речи, которые можно использовать в садике и дома:

  • Назвать предметы одним словом, какого предмета не стало.
  • Упражнения на сравнение, сочинение рифмы к слову, сочинение сказок по картинкам.
  • Нахождение ошибок в описании, их исправление.
  • Назвать предметы во множественном и единственном числе.
  • Для развития артикуляции проговаривать звукоподражательные слова, имитировать голоса животных.
  • Для дикции подойдут чистоговорки, стишки с определенной группой звуков, упражнения, где ребенок должен закончить слово.
  • Упражнения на образование глаголов: добавить слово; назвать действия животных, людей; назвать все возможные действия с предметом.
  • Образовать глаголы с помощью суффиксов (на дудочке дудят, на гитаре играют).
  • Упражнение на правильное использование пространственных предлогов.
  • Придумывание продолжения сказки, пересказывание.
  • Упражнения на звучание слова, нахождение первого звука, слова на заданный звук, проговаривание слов близких и разных по звучанию.
  • Упражнения на понимание структуры текста: что такое начало, основная часть, что бывает в конце.
  • Упражнения на отработку фонетической стороны речи: скороговорки, загадки, потешки, стихи.

Это далеко не полный список упражнений, которые желательно делать с детьми регулярно, чтобы стимулировать развитие речи у детей дошкольного возраста.

Родителям важно знать и помнить, что постоянные, систематические игровые занятия с детьми помогут им вовремя освоить правильную и грамотную речь.

От теории к практике: обзор лучших методик развития речи детей дошкольного возраста

Речь играет важную роль в психологическом и социальном становлении ребенка. Нарушения в данной сфере приводят к замедлению формирования познавательных процессов, возникновению сложностей с усвоением школьной программы, делают малыша замкнутым и нерешительным.

Чтобы минимизировать вероятность появления подобных проблем, необходимо знать методики развития речи детей дошкольного возраста.

Этапы развития речи у детей от рождения до школы

Речь человека развивается поэтапно. Ее становление начинается с самого рождения. Отечественный психолог и лингвист Алексей Леонтьев выделил ряд важных этапов формирования речи, через которые проходит малыш: подготовительный, преддошкольный и дошкольный.

Подготовительный охватывает отрезок времени от рождения до года, он подразделяется на 3 этапа:

  1. крик. С его помощью новорожденный общается с окружающими людьми. Это первая голосовая реакция. Ею ребенок говорит маме о своем дискомфорте. Благодаря крику тренируются артикуляция, голос, дыхание;
  2. гуление. Длится до шестимесячного возраста. Младенец воспроизводит определенные звуки, их вариации (а-гы, бу-у-у, а-гу). На этом этапе важно поддерживать желание ребенка общаться. Для этого родителям следует повторять сказанное малышом;
  3. лепет. Этот этап длится до года. Является завершающей стадией подготовки младенца к полноценной речи. Дети начинают произносить повторяющиеся слоги (ма-ма, ва-ва, ба-ба, да-да, па-па). Сначала простые слова ребенок выговаривает неосознанно. Но уже к 10-12 месяцам дети начинают осмысленно употреблять «ма-ма», «ба-ба» и т.п.

Преддошкольный этап закачивается, когда груднички начинают осознанно произносить первые слова. Он длится с 12 месяцев до 3 лет. Первые детские слова носят обобщающий характер. Например, «дай» может означать просьбу, желание или предмет. Поэтому малыша пока понимают только члены семьи.

С полуторагодовалого возраста дети начинают выговаривать слова полностью, а не в усеченной форме. Продолжает пополняться лексикон. Малыши пытаются складывать простые слова в предложения без предлогов. Например, «Маша ам-ам» означает, что Маша хочет есть. К трем годам в речи формулируются вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?».

Малыши до трех лет активно пользуются жестами

Ребенок учится использовать предлоги, согласовывать слова в падеже, числе, роде. Четырехлетние дети уже общаются при помощи сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Дошкольный этап формирования речи длится с 3 до 7 лет. Это время активного пополнения лексикона.

Методики речевого развития в детском саду

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Существует множество приемов обучения малышей. Одной из популярных считается методика Алексеевой М.М. и Яшиной В.И.

Методика предполагает поэтапное обучение речи:

  • наполнение лексикона;
  • правильное воспроизведение звуков;
  • грамматическое построение предложений;
  • обучение ведению монологов, диалогов.

В методике развития речи Яшиной В.И. применяются такие приемы:

  • словесные (осуществляется путем бесед, чтения, рассказов);
  • наглядные (реализуется при помощи обследования предметов, знакомства с рисунками, фотографиями);
  • практические (это театральные игры, рисование, конструирование, хороводы).

Методика развития речи Яшиной В.И. и Алексеевой М.М. предполагает использование таких словесных приемов:

  • проговаривание;
  • образец речевого общения;
  • повторение;
  • указание;
  • объяснение;
  • вопрос.

Чтение сказок и рассказов – отличный способ пополнения словарного запаса

Группы в дошкольных учебно-воспитательных учреждениях делятся на младшие, средние и старшие. Продуманная речь специалиста используется как образец для подражания. Чтобы мотивировать ребенка активно общаться, воспитатель подчеркивает его положительные качества, достижения. Словарные недочеты принято исправлять корректно и аккуратно.

В младших группах

Методика развития речи ребят предполагает освоение слов, понимание их смысла, ассоциацию. В младших группах, как правило, проводят занятия в виде игры. Запоминание слов происходит при изучении окружающего мира, разглядывании рисунков, игрушек и прочих предметов.

Методика трехлетних малышей направлена на обучение правильному произношению звуков. Ребята учатся слышать и выговаривать согласные и гласные буквы. Дети часто путают шипящие и глухие звуки, пропускают их.

В садиках нередко проводят игры на дедукцию: «Завариваем чай», «Угадай, что спрятали», «Режем салат» и др. В ходе таких занятий ребенок учится не только разговаривать, но и выполнять действия с предметами. Также задачей воспитателя является создавать ассоциации для правильного формирования речи. С этой целью проводятся игры на количество.

В средних и старших группах

В средних и старших группах используют методику сравнения и коррекции речевых нарушений. Многократное повторение словесного элемента дает ребенку возможность запомнить звук и научиться произносить его правильно. Воспитатель объясняет суть и значение разных явлений, предметов. Это позволяет быстрее запомнить слова.

Задачей специалиста является закрепить освоенные навыки и сформировать разговорную речь у ребенка. Малышам предлагается вести связный диалог, слушать и поддерживать беседу. Проводятся простые занятия взаимосвязи и структуры предложений.

Для построения морфологической речи используются такие приемы:

  • чтение литературы;
  • разучивание стихов;
  • постановка театральных сцен.
Читайте также:  Практические советы и популярные методики развития детей трёх — четырёх лет

Методика становления речи Стародубовой Н.А. предполагает проведение обучающих коллективных занятий, направленных на воспитание усидчивости, оценку речевого уровня, творческих качеств. В средних и старших детсадовских группах малыши много общаются со сверстниками, используют речевые обороты, навыки. Участие в играх более взрослых детей способствует быстрому становлению речи.

Но такое объединение должно проходить под контролем воспитателей. Ведь некоторые старшие ребята могут дразнить и обижать малышей, смеясь над их еще неотработанной речью. Это негативно влияет на процесс развития. Лексикон малышей пополняется за счет рассказа-описания. Методическая система дает возможность развить воображение, память.

Игры по описанию включают:

  • рассматривание предмета;
  • выделение его особенных черт;
  • определение составляющих предмета относительно друг друга;
  • нахождение мелких составляющих;
  • повторное восприятие.

Шестилетние дети должны уметь воссоздавать образы вещей в памяти, отвечая на вопросы воспитателя. Малыши способны рифмовать слова, сочинять простые стишки, составлять логически осмысленные рассказы.

Методика Ушаковой

Методика Ушаковой развития речи детей дошкольного возраста достаточно известная и эффективная. В ее основу включено усвоение простого материала, элементарных техник, с последующим переходом к более трудным занятиям.

Усложнение задач для малыша проводится поэтапно и незаметно. Уже после четырех занятий можно увидеть положительные результаты в становлении речи.

Большую роль в становлении речи младенца играют его родители, поэтому матерям даются такие рекомендации:

  • правильно разговаривать с ребенком;
  • просить малыша повторять несложные слова;
  • во время игры называть предметы;
  • регулярно рассказывать сказки, читать вслух детские книги;
  • при неправильном произношении слов ребенком пытаться исправлять ошибки.

Речевые упражнения

Для развития речи рекомендуется выполнять специальные упражнения. Проводить занятия можно в форме игры, чтобы заинтересовать ребенка.

Эффективные речевые упражнения:

  • поиск предмета. Перед малышом ставят минимум три игрушки. Просят его отвернуться и в этот момент прячут одну из вещей. Затем взрослый предлагает назвать, описать, какого предмета не хватает;
  • сравнение картинок. Показать малышу рисунок с изображенными животными. Попросить его провести анализ. Например, жираф большой, а собачка маленькая;
  • имитация голосов птиц и животных;
  • запоминание скороговорок, чистоговорок;
  • название предметов в единственном и множественном числе;
  • описание сказки по картинке;
  • поиск слов на предложенную букву;
  • рифмование слов.

Видео по теме

Лекция по методике развития речи детей дошкольного возраста:

Таким образом, существуют разные методики развития речи. Все они предполагают выполнение занятий в игровой форме. Программу обучения следует разрабатывать с учетом возраста, генетических особенностей, состояния здоровья.

Методика развития речи детей дошкольного возраста

Развитие речи детей дошкольного возраста — процесс длительный и непростой, требующий внимания родителей, а иногда и участия специалистов. Речь не является врожденной способностью человека, а формируется наравне с развитием других умений. Активное развитие речи происходит в возрасте 1-3 лет, поэтому крайне важно уделить особое внимание формированию общения именно в этом возрасте.

Если речь ребенка раннего возраста связана главным образом с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, то дошкольник начинает понимать и сам ведет разговоры о вещах более отдаленных, которые он может лишь вообразить, мысленно себе представить. При правильном построении работы над формированием общения связная речь дошкольников в возрасте 3-7 лет намного лучше, чем у некоторых их старших товарищей. Малыши могут похвастаться довольно обширным словарным запасом, умением активно и грамотно им пользоваться. Развитие речи у дошкольников включает в себя умение владеть речью как средством общения с окружающим миром, понимание речи взрослых, умение пользоваться ею во время совместной деятельности, формирование собственной речи, изучение родного языка. Чем раньше будет начато развитие связной речи у дошкольников, тем свободней ребенок будет чувствовать себя в дальнейшем общении и понимании происходящего вокруг.

Речевые этапы

Развитие речи дошкольников можно разделить на 2 этапа:

  1. Возраст 1-3 года. Период активного знакомства и освоения окружающего пространства. Характеризуется основной мотивацией к общению, увеличением словарного запаса. Слова между собой грамматически не связаны, нет четкого применения множественных чисел и предлогов.
  2. Возраст 3-7 лет. Речь грамматически связная за счет собственного восприятия произношения фраз и предложений. Увеличение словарного запаса до 5 тысяч слов, применение множественных чисел. Появление дефектов произношения шипящих, свистящих звуков и букв.

Проблемы и диагностика

Актуальность проблемы речевого развития детей довольно велика, т. к. с возрастом они все больше учатся и подражают взрослым. При минимальном лексическом запасе дети испытывают довольно большие проблемы в процессе дальнейшего обучения. Крайне важно следить за произносимыми словами и фразами, постоянно общаться с ребенком, читать литературу, включающую в себя составление рассказов по картинкам. Развитие речи дошкольников формируется под влиянием взрослых, поэтому необходимо строить полноценную речевую атмосферу.

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста имеет большое значение. Сюсюканье и изменение слов могут в дальнейшем негативно повлиять на речевое развитие детей дошкольного возраста. Наряду с новыми словами ребенок должен также овладеть и их значениями. Важно тщательно истолковывать значение нового слова, т. к. порой, не имея конкретного представления о значении того или иного слова, в разговоре ребенок не может четко выразить свою мысль. Произносимые не по возрасту сложные речевые конструкции или односложное общение могут также привести к отрицательному результату. В процесс формирования развития речи дошкольников можно и нужно включать игры, например, с названием предметов или составлением предложений по определенным сюжетам, ведь всем известно, что для детей игра — один из самых простых и действенных методов восприятия и изучения окружающего мира. Применение разного вида игр будет способствовать наилучшему результату — дидактических или творческих.

Нельзя не принять во внимание влияние сверстников на развитие речи у старших дошкольников. Огородить ребенка от произносимых слов на улице, в детском саду или любом другом месте просто невозможно. Но в этом можно найти положительный момент — это является поводом и возможностью для объяснения недопустимости произношения определенных фраз и выражений и отсутствия их в словарном запасе культурного человека.

На правильное и грамотное развитие связной речи может также повлиять и психологический фактор. Между речью и психологическим состоянием малыша стоит довольно тонкая грань. Начиная с 3 лет бурно развивается воображение и логика, и родители обеспокоены чрезмерным проявлением фантазии, начиная обвинять ребенка во лжи или большом проявлении эмоций. Делать подобное совершенно не нужно, т. к. это может привести к замкнутости, и ребенок совсем перестанет разговаривать. В данном случае лучше всего будет не ограждать малыша от фантазии, а направить ее в нужное русло.

Помощь логопеда

Нередко развитие речи детей дошкольного возраста требует вмешательства специалистов. Ожидание момента, когда малыш сам начнет разговаривать, может привести к ухудшению состояния. Многие родители сталкиваются с тем, что малыш начинает говорить довольно поздно или его словарный запас крайне невелик. Переживать по этому поводу не стоит, ведь это не является нарушением, и методы коррекции имеют очень щадящее воздействие. И такие детские состояния вполне удачно поддаются корректировке, принося малышам огромное удовольствие от полученного результата.

В данном случае крайне важно взаимодействие специалиста с родителями, возможно даже составление особой индивидуальной программы, по которой малыш будет заниматься не только в логопедических и психологических группах, но и дома. При правильно выбранной тактике и совместной тщательной работе к окончанию корректирующего курса ребенок будет обладать необходимым словарным запасом, основами звуковой культуры речи и правильным построением предложений, что положительно повлияет на дальнейшее обучение.

Существующие методики

Методика развития речи у детей старшего дошкольного возраста — это комплекс упражнений, направленных на формирование связной речи у дошкольников. У каждого комплекса упражнений определенная направленность и специфика, исходя из этого, пренебрегать тем или иным комплексом не советуется.

Для проведения анализа словарного запаса и правильности построения определенных фраз можно использовать упражнения, такие как:

  • перечисление слов, начинающихся на определенную букву;
  • составление фраз с включением слов и словосочетаний на выбранную тематику;
  • решение загадок на угадывание предмета по имеющемуся описанию.

При исследовании звуковой стороны речи предлагается разобрать слова по слогам, буквам и звукам. Для отработки дикции используются стишки-потешки, несложные скороговорки, фразы, содержащие определенные звуки. Данная методика развития речи детей дошкольного возраста позволяет уделить внимание использованию интонации, правильному голосовому звучанию, спокойному изъяснению.

Упражнения на развитие грамматической составляющей направлены на правильное построение предложений:

  • образование существительных во множественном числе и разных падежах;
  • согласование существительных с прилагательными;
  • использование уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • образование глаголов с применением приставок.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста состоит из упражнений на составление рассказа по готовым картинкам. Предлагается несколько картинок на определенную тему, которые ребенок должен составить в правильной последовательности и самостоятельно сочинить по ним рассказ. Рассказ может быть не только повествовательного характера, а, например, с описанием конкретного предмета или животного.

Монолог

Развитие монологической речи — это правильное построение речи одного человека перед определенной аудиторией. Обучение монологической речи у детей старшего дошкольного возраста включает в себя:

  1. Составление рассказа исходя из определенного события или произошедшего факта. Рассказ может быть в объяснительной форме или сравнительной.
  2. Подробное описание предмета.
  3. Пересказ услышанного литературного произведения.
  4. Повествование о себе или своей семье, любимом занятии.

Диалог

Диалогическая речь — это разговор между двумя и более собеседниками, в процессе которого одни слушают, другие повествуют. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста может включать в себя:

  • беседы на конкретные темы;
  • коллективное обсуждение события, с выражением мнения и сложившегося впечатления;
  • создание ситуаций, требующих максимального речевого изъяснения;
  • ролевые игры;
  • совместную деятельность, требующую максимального изъяснения.

Диалогическая речь у детей дошкольного возраста активно развивается в быту, так как основное общение между людьми складывается из диалога. Ввиду этого стоит максимально обращать внимание на правильное построение и ведение диалога с малышами в период активного развития.

Параллельно со всеми вышеперечисленными методиками будет развиваться логическое мышление ребенка, фантазия, представление об окружающем мире.

Заключение

Речевое развитие дошкольников является одной из важнейших составляющих в формировании будущей личности. Ни в коем случае не стоит пренебрегать этим фактом и оставлять вопрос развития связной речи без должного внимания. Важно помнить, что лучше вовремя вложить силы, время и терпение в развитие своего малыша и предотвратить возможные речевые нарушения, нежели позднее заниматься коррекцией языковой сферы.

Читайте также:  Важный инструмент формирования личности — социальное развитие дошкольников

Методы развития речи дошкольников

Речь ребенка обогащается быстрее, если его естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Главным условием ускорения речевого развития является применение различных методов обучения.
Методом обучения называют способ работы педагога и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.
В основе развития речи дошкольников лежат определенные закономерности, опираясь на которые можно обосновать методы обучения речи. Рассмотрим некоторые из них.
Исследователи речевого развития дошкольников (К. И. Чуковский, А. Н. Гвоздев, А. Р.Лурия, А.А.Леонтьев, д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин и др.) стремились объяснить механизмы усвоения языка ребенком в возрасте двух — пяти лет, когда он, не зная никаких правил, не только строит предложения, но и склоняет имена существительные, спрягает глаголs, правильно строит словосочетания. С поразительной легкостью в процессе восприятия и продуцирования речи, на основе аналогий и первичных обобщений он овладевает языком. Как же это происходит?
Ребенок усваивает слова, их значения, формы, сочетания, синтаксические конструкции из речи окружающих людей, воспринимая и понимая ее, постоянно связывал языковые формы и их значения, улавливая и обобщая аналогии форм и значений. Поэтому для развития речи, как мы уже подчеркивали, нужны речевая среда, дающая образцы языка, и речевая активность самого ребенка.
Из этой закономерности выводится метод обучения, получивший название имитационного метода (метода обучения по образцу).
Когда речь идет об имитационном методе, то здесь важно отличать самостоятельную работу ребенка «по образцу» от простого механического заучивания и воспроизведения (догматический метод). По мнению М. Р. Львова, «обучение по образцу» отличается от догматического метода обучения тем, что использование образца всегда требует познавательной активности детей, их, самостоятельности. В работе «но образцу» применяется языковый анализ и синтез, делаются первичные обобщения [75].
Метод обучения по «образцу» предполагает:
— пересказ литературных произведений;
— составление предложений по типу данного, по схе1е; обучение произношению и интонациям;
— выразительное чтение стихотворений по примеру взрослого;
— сочинение рассказов по аналогии с прочитанным.
По образцу дети учатся составлять тексты — описание, повествование, рассуждение.
Исследователи детской речи считают, что ограничиваться только
образцами нельзя, необходимо организовать процесс познания ребенком языковой действительности, учитывая такую закономерность речевого развития детей, как элементарное осмысление и осознание явлений языка и речи [19]. добиться этого можно используя проблемный (поисковый) метод обучения, который направлен на появление заинтересованности в принятии информации, желания уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы, проявление элементов творчества, умения усваивать способы познания и применять их на другом материале.
Включение детей в процесс познания осуществляется через речевые логические задачи, проблемные вопросы, творческие задания, экспериментирование, моделирование, сравнение, упражнение, дидактические игры.
Назначение языка —. быть средством общения. Овладеть языком — значит овладеть средством общения, овладеть речью – значит научиться общению посредством языка.
Из функции языка выводится коммуникативный метод развития речи.
М. Р. Львов сформулировал следующие требования к этому методу:
— любое высказывание ребенка должно быть мотивированно, вытекать из потребности что-то сказать. Мотивацией речевой деятельности детей в детском саду могут служить игровые ситуации, побуждающие дошкольника говорить естественно, согласно выполняемой в игре роли, в связи со сложившимися условиями игры (убедить, доказать, объяснить, сообщить, спросить и тд.); ситуации, вызывающие интерес детей к слушанию сказки, рассказа; ситуации, вызывающие стремление писать письма детям в другие детские сады или заболевшему товарищу; ситуации, стимул ируюшие детей к беседе, разговору;
— ребенок должен быть подготовлен в достаточной мере к содержательному высказыванию, т. е. ему необходимо располагать существенным, важным материалом. Без свободного владения материалом говорящий не сможет осуществить коммуникацию;
коммуникативная цель будет достигнута лишь в том случае, если ребенок владеет достаточным словарным запасом, быстро образует грамматические формы, строит предложения и связывает их между собой в тексте, владеет интонациями [75].
Коммуникативный метод имеет свой арсенал методических приемов, к которым относятся: создание речевых ситуаций; беседы; ролевые игры; прогулки и экскурсии; наблюдения; труд и другие виды деятельности, которые могут вызвать у детей потребность в высказывании, а также помочь им в выборе материала для рассказов и т.д.
При развитии речи важным моментом является умение обеспечить обратную связь. Важно, чтобы ни одно высказывание до школьников не оставалось без внимания. Необходимо широко практиковать анализ высказываний детей воспитателем и сверстниками. Анализируя высказывания детей, важно делать замечания по существу, вносить конструктивные предложения, делать содержательные добавления, всем вместе обдумывать, как можно было бы сказать лучше, как удачнее построить рассказ. Важно, чтобы сверстники помогали говорящему ребенку исправлять речевые ошибки, советовали, как можно сказать по-другому, лучше, точнее, выразительнее. Такая языковая тренировка развивает речевые способности детей.
Вопрос и задание для повторения
1. Назовите основные методы развития речи дошкольников,
2. На какие закономерности развития речи детей следует опираться при выборе методов обучения?

Развитие речи дошкольника с помощью различных методов

Развитие речи у детей дошкольного возраста сегодня достаточно актуальная проблема в связи с целым рядом причин:

  1. В раннем возрасте у детей происходит активное развитие психических функций, и речевая активность позволяет дошкольнику усваивать правила и нормы родного для него языка.
  2. Уже в этом возрасте благодаря речевым навыкам ребенок получает определенный общественный опыт под руководством взрослых.
  3. Заболевания и нарушения в развитии могут помешать нормальному процессу развития речи.
  4. Число детей с нарушениями речи увеличивается в связи с недостаточным вниманием взрослых к процессу формирования их навыков.
  5. Взрослые все меньше обеспечивают детям «живое» общение.
  6. Речевая и познавательная культура в современном общества перешли на более низкий уровень.

Именно поэтому очень важно начинать работать с детьми, подбирая эффективные методы для развития речи, с раннего возраста, чтобы, способствуя развитию дошкольника, не допустить проявления нарушений разного характера и своевременно уменьшить вероятность отставания в формировании речевой функции.

Что говорят исследования?

Многочисленные исследования в области развития речи в дошкольном возрасте показали, что наибольшей активности в процессе овладения родным языком можно добиться, если вовлечь детей в не менее активную речевую деятельность.

Важно понимать, что в первые годы жизни дети сталкиваются с основной проблемой — необходимостью понимать то, о чем говорят взрослые как с ребенком, так и между собой. Кроме того, именно в этот период закладывается словарный запас малыша, с каждым новым годом пополняемый новыми словами. Принимая это во внимание, необходимо подбирать такие методы, которые позволят стимулировать развитие речевой активности у детей дошкольного возраста.

Принято выделять несколько основных групп методов, актуальных в дошкольном возрасте:

Работать с детьми можно как в группах, например в детских садах или школах раннего развития, так и в домашних условиях, уделяя занятиям время в повседневной жизни.

Необходимо сосредоточиться на том, чтобы стимулировать у ребенка активную речь, применяя к нему наиболее действенные методы и приемы.

Например, наглядные методы основаны на наблюдении за живыми людьми, животными, явлениями природы во время путешествий, прогулок и экскурсий и предполагают описание всего, что попадается на пути и с чем приходится сталкиваться дома.

Практические методы подразумевают использование для стимуляции речи специальных упражнений и игр.

Словесные методы построены на введении в жизнь дошкольника стихов, сказок и потешек с их чтением, пересказом и даже заучиванием.

С чего начинать?

Как только кроха появится на свет, с ним нужно сразу начинать говорить, чтобы речь была с ним постоянно. Отличный метод работы с совсем маленькими детьми — это применение малых форм фольклора, а также игровых песен, игр, потешек и приговорок, которые малышам особенно нравятся и приносят массу удовольствия.

Все действия малыша с первых дней жизни нужно сопровождать словами, тогда он привыкнет к речи, начнет вслушиваться в звуки, определять ритм, а со временем поймет и смысл слов, фраз, предложений. Это могут быть самые простые и знакомые всем с детства потешки и приговорки типа «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Петушок-петушок» и пр.

Важная роль всех этих песенок-потешек также заключается и в том, что они способствуют развитию тактильных навыков крохи (обычно сопровождаются прикосновениями), развивают его эмоциональную сферу. В раннем возрасте дети как никогда нуждаются в ласке, и такое народное творчество полностью удовлетворяет их потребности в физическом контакте с родителями.

Сказкотерапия для развития речи дошкольников

Изучая методы позитивного воздействия на развитие речи детей дошкольного возраста, нельзя не упомянуть такой приятный и интересный, а главное эффективный прием, как сказкотерапия. Методика подразумевает собой игру с ребенком, в процессе которой ему будет предложено сочинить сказку по собственному сценарию. Работать по этой методике смогут дети дошкольного возраста, которые уже достаточно уверенно овладели речью.

Сказкотерапия — это определенный алгоритм действий, позволяющих достичь поставленной воспитательной цели, в данном случае — стимулирования развития речи. Начинать работать с детьми можно с сочинения самых простых и коротких сказок, с одним или двумя героями.

Со временем, когда ребенок освоится, можно предложить ему придумать сказку на определенную тему, с несколькими героями и даже несколькими вариантами развития событий. Работа по этой методике позволяет не только усилить развитие речи у детей дошкольного возраста, но и способствует развитию фантазии, воображения и логического мышления.

Развитие мелкой моторики для стимуляции речи

Рассматривая эффективные методы работы с детьми дошкольного возраста над развитием речи, также можно упомянуть и развитие мелкой моторики рук. Специальные упражнения и игры, «завязанные» на движениях пальцев и кистей, будут способствовать стимуляции процесса развития речи, более того, ускорят развитие двигательного центра мозга ребенка, который отвечает за моторику рук.

Мелкие и сложные движения пальцами подключают к работе участки мозга. Чем больше будет таких движений, тем больше участков будет задействовано в работе. С дошкольниками в зависимости от возраста можно играть в разные пальчиковые игры, например, с совсем маленькими это может быть игра в ладушки или «Сороку-ворону», а с детьми постарше лучше позаниматься конструктором, лепкой из теста или глины, сложить мозаику.

Кстати, продуктивная деятельность, а именно к ней можно отнести творческие занятия лепкой, аппликацией и рисованием, действительно играет важную роль в процессе работы над развитием речи детей дошкольного возраста. Во время занятий дети получают возможность узнать, что такое:

Читайте также:  Особенности физического развития ребёнка среднего дошкольного возраста

Кроме того, в процессе игры у малышей формируются образы и понятия, на новый уровень переходит и речь.

Методика развития речи «пескотерапия»

Выбирая методы для работы с детьми дошкольного возраста над развитием речи, не стоит обходить вниманием и такой интересный вариант, как пескотерапия. Речь идет об увлекательных занятииях с детьми с использованием песка (на сегодняшний момент — кинетического, с которым можно играть даже дома). Такого рода терапия детям особенно близка и понятна, ведь с самых первых лет свой жизни они проводят много времени в песочнице, где учатся говорить первые слова, ищут способы наладить контакты со сверстниками.

Именно поэтому так важно, чтобы у дошкольника была возможность играть с песком, как дома, так и на улице. Во время таких игр малыш чувствует себя свободно, не ощущает опасности и, что важно, развивает мелкую моторику рук, избавляясь от мышечной напряженности. Методы с использованием песка считаются наиболее эффективными для развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Методика Зайцева: как работает?

Итак, заканчивая анализировать и сравнивать методы, подходящие для работы над процессом развития речи у детей дошкольного возраста, остановимся на еще одной методике — Зайцева. Суть ее сводится к тому, чтобы показать дошкольнику, что базовая и наименьшая составляющая речи — это слог. Детям показывают кубики со слогами, помогая составлять разные цепочки. Заниматься таким образом можно как в группе детского сада, так и в домашних условиях.

Со старшими дошкольниками также можно работать над прививанием навыков чтения, используя кубики Зайцева и его методику. Занятия обязательно должны проходить в игровой форме. Особенность кубиков — вмонтированные в них предметы, издающие разные звуки: деревяшки, бусины, колокольчики. Кубики со звонкими слогами звучат звонко за счет колокольчиков, тогда как кубиков с глухими слогами почти не слышно из-за такого же глухого внутри них звука деревяшек.

Такое необычное устройство кубиков помогает дошкольникам научиться отличать звонкие слоги от глухих, группировать их и складывать между собой, проговаривая и пропевая.

В заключение отметим, что активизация речи у детей дошкольного возраста может быть осуществлена в разных вариантах деятельности. Важно правильно подобрать методы работы с детьми, учитывая их возраст и индивидуальные особенности. Результатом правильной работы станет богатая, раскрепощенная и грамотная речь ребенка.

Основные вопросы методики развития речи: проблемы и подходы

Дата публикации: 18.02.2019 2019-02-18

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Акбарова З. А., Хайдаралиева Н. У. Основные вопросы методики развития речи: проблемы и подходы // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 148-150. — URL https://moluch.ru/archive/245/56469/ (дата обращения: 11.03.2020).

Методика обучения родному языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика преподавания родного (узбекского) языка в начальной и средней школе. Каждая из них имеет свои цели, задачи и содержание.

Методика развития речи в детском саду имеет свои специфические особенности. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста. Основные вопросы методики заключаются в следующем:

1) Какие речевые умения воспитывать у детей?

2) Какие методы и приемы следует использовать при формировании детской речи?

3) Какие должны быть условия для обучения дошкольников?

4) Почему детей детсадовского возраста важно учить именно так, а не иначе?

5) Какими данными теории и практики обосновываются методы, способы и приёмы развития детской речи? И др.

В методологической теории отражены специфические и объективные особенности обучения детей родному языку, обобщено все лучшее, что создавалось в отечественном и зарубежном дошкольном воспитании. Как известно, методикой устанавливаются определённые нормы при решении тех или иных задач развития детской речи. В связи с этим, на наш взгляд, важна и полезна определенная структура речевых упражнений и заданий в целях развития и совершенствования речи детей, которая включает в основном игровые методы, а также специальные занятия по заучиванию стихотворений детских писателей (К.Чуковского, А.Барто, Д.Родари и др.), чтению детской художественной литературы (сказки, рассказы), разнообразные речевые тренинги (считалки, скороговорки) и др.). Необходимо, на наш взгляд, чтобы указанные учебные нормы были научно обоснованы, целенаправленны, аргументированы, доступны, поняты для детей, а также осмыслены каждым педагогом, воспитателем.

Бесспорно, методологическая теория и практика развиваются в единстве. Практика проверяет и обосновывает правильность, жизненность отдельных методологических положений, концепций, теорий онтогенеза детской речи. Но и, в то же время выдвигает перед современной наукой актуальные и важные, еще не рассмотренные и не решенные исследователями вопросы.

Одним из таких вопросов на современном этапе развития онтогенеза детской речи является активизации речи детей с различным уровнем речевого развития. В связи с этим возникает потребность в разработке обоснованной и целенаправленной системы работы, в частности, использование эффективных форм и приёмов по развитию детской речи. Для этого, на наш взгляд, важна подготовка более конкретных и чётких методических рекомендаций и методических указаний к рабочему плану занятий.

Безусловно, сегодня актуален тезис: без теории нет практики. Однако, необходимо помнить, что практика, обоснованная теорией, действенна и опровергает предположения и догадки, предусматривая и утверждая всё самое лучшее, выработанное поколениями опытных воспитателей и педагогов, что суммировано в методической теории.

К сожалению, в жизненной практике часто встречаются нарушения речи детей дошкольного возраста, следствием которого в основном, по-нашему мнению, является не только нарушения и дефекты генетического характера, но и таких, когда взрослые сами при общении с детьми непроизвольно или специально искажают детскую речь (неправильным произнесением слов, трансформированием её, изменением звуковой стороны высказывания и т. д.).

Обзор и изучение научной литературы, научные изыскания показали, что для выявления закономерностей детского речевого развития в первую очередь необходимо и важно правильно диагностировать речевую патологию и своевременно её преодолеть. Кроме того нарушения и отклонения детской речи подлежат обязательному как можно раньше их исправлению. Главное, это необходимо для грамотного построения коррекционно-воспитательной работы по предупреждению (или лечению) речевой патологии. В таких случаях, считаем, важным вовремя обратиться к врачу, в частности, дефектологу или логопеду.

Безусловно, каждый ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. На данном этапе, т. е. с первых же дней рождения малыша, по-нашему мнению, хорошо бы показать ребёнка специалисту, чтобы узнать компетентное мнение о существовании (или не существовании) каких-либо отклонений или наоборот, нормальном течении речевого развития ребёнка. Первоначальная диагностика может предусмотреть проблему и незамедлительно решить её.

Прежде чем говорить об особенностях детской речи, на наш взгляд, важно обратиться к дефиниции понятия «онтогенез». Термином «онтогенез речи» в логопедической науке принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до их совершенного состояния.

Термин «онтогенез» рассматривается также исследователями для обозначения и изучения:

− того периода динамического развития детской речи, которая начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи;

− тех данных о нарушенном или нормальном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения рече-коррекционного обучения: словарного запаса, нарушения слоговой структуры слов, нарушения звукопроизношения и др.

Исследователи (Гвоздев А. Н., Леонтьев А. Н. и др.) выделяют «разное количество этапов в становлении речи детей», по-разному называя их и указывая различные возрастные границы каждого. Гвоздев А. Н. прослеживает «последовательность появления в речи различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений» и на этой основе выделяет ряд этапов.

Известный психолог Леонтьев А. Н. устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный (подготовка к овладению речью) — с момента рождения ребенка до 1 года; преддошкольный этап (первоначального овладения языком) — начинается этап становления активной речи (от 1 года до 3 лет); дошкольный — формируется фонематическое восприятие, продолжается быстрое увеличение словарного запаса (от 3 до 7 лет); школьный — сознательное усвоение слов и выражений (от 7 до 17 лет).

При этом в процессе анализа особенностей звукового состава речи исследователи выделяют три аспекта, характеризующие механизм отклонения от нормы:

  1. Фонологический аспект. Группы акустически близких звуков усваиваются детьми хуже, чем группы акустически более ярких звуков, что объясняется наличием у данной категории детей определенных нарушений слухового восприятия речи, это отрицательно влияет на усвоение правильного произношения, что вызывает у них дискомфорт.
  2. Артикуляционный аспект. Нарушения в произношении проявляются одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков, что проявляется преимущественно в искажении звуков речи, которые обусловлены взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов.
  3. Артикуляционно-фонологический аспект. Нарушения функции речедвигательного анализатора между сенсорным и моторным компонентом, который играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков, что способствует стойкому сохранению нарушения звукопроизношения в речи и объясняет причины нарушения фонематического слуха у детей.

Тихеева Е. И. указывала, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». С этим нельзя не согласиться.

Основное содержание курса методики развития детской речи — формирование устной речи ребёнка, навыков речевого общения с окружающими людьми. Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю жизнь и деятельность детей.

Необходимо отметить, что овладевая той или иной методикой, родитель, воспитатель или преподаватель должен быть хорошо информирован о закономерностях детской речи, знать о существовании нарушений или отклонений, быть осведомлённым в умении их предотвратить, получать у специалиста консультации по руководству детской речи, так как в любом виде деятельности ему приходится развивать словарь детей, формировать навыки речевого общения (умение слышать и слушать, отвечать, спрашивать, умение связно передавать свои мысли о выполненной работе, игре и т. д.). Любые отклонения или нарушения детской речи от норм могут привести к значительным и серьёзным проблемам. Для того, чтобы не допустить подобного, важно комплексное изучение теории вопроса и его непосредственное применение в жизненной практике. Курс методики развития речи и онтогенеза речи явятся хорошим подспорьем в работе как педагога и воспитателя, так и родителей.

  1. Горелов И. Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. — Челябинск, 1974.
  2. Гвоздев А. Н. Методика развития речи. — Москва: Просвещение, 1989.
  3. Леонтьев А. Н. Развитие речи. — Москва, 2000

Ссылка на основную публикацию