Как происходит психологическое развитие у ребёнка 4-х лет: принципы, этапы и методы

Как должно происходить в 4 года умственное и физическое развитие ребенка

У многих детей в возрасте 4 лет происходит признание себя как личности, они внутренне ощущают себя взрослыми, способными запомнить и переработать множество информации, хорошо владеют речью, самостоятельно одеваются, кушают и убирают за собой игрушки. К тому же они все еще остаются маленькими, еще не дошкольники, но уже и не младенцы. В данный период от родителей требуется максимум терпения и деликатности, чтобы при необходимости корректировать его поведение и направлять дальнейшее развитие.

Особенности развития детей

В этом возрасте большую роль играет особенности детской психологии, учитывая которую взрослые могут грамотно выстраивать формирование способностей малыша. Развитие ребёнка в 4 года идет по разным направлениям.

Физическое развитие

Они становятся более самостоятельными, начинают одеваться без помощи взрослого. В норме ребенок 4 лет должен уметь нижеследующее, если у него пока не получается, тогда следует проводить корректирующие занятия.

В 4 года малыш должен много прыгать и бегать

  • ходить уверенным шагом, при этом не шаркая;
  • во время бега изменять темп и ускорение, сохраняя равновесие;
  • выдерживать бег на расстояние от 10 до 20 метров;
  • бегать на протяжении 1 минуты;
  • на протяжении 3-4 секунд стоять на одной ноге;
  • производить прыжки вперед от 2 до 3 метров;
  • прыгать на одной ноге;
  • спрыгивать с 20 сантиметровой высоты;
  • перешагивать через маленькие препятствия;
  • проползать через низкие предметы;
  • лазать по лесенкам на шведской стенке;
  • бросать и ловить мяч;
  • кататься на велосипеде;
  • не паниковать перед водой;
  • катать мяч;
  • держать равновесие на низкой скамейке.

В 4 года детей можно записывать в спортивную секцию

Социальное развитие

Ребенок 4 лет довольно любознателен, ему нравятся новые знакомства. Он уже в состоянии заводить тесное общение, первые шаги дружбы. Однако, у детей дружеские отношения как легко возникают, так и распадаются, причем без какой-либо причины. Дети данного возраста делят людей на хороших и плохих. Исходя из психических данных, было бы неплохо водить детей вместе играть во двор, к друг другу в гости. Пока у детей происходят совместные занятия и общение, у их мам тем временем появится свободное время.

В 4 года у детей появляются друзья

В данном периоде ребенок нуждается в похвале, уважении со стороны родителей, он стает обидчив на замечания.

Именно поэтому задача взрослого заключается в том, чтобы корректно подходить к формированию характера малыша. Сейчас он учится вежливому общению, вниманию, сочувствию, конечно, опираясь на пример взрослого.

Умения и навыки самообслуживания развивают родители и воспитатели

Обучение чтению

Ребенок 4 лет вполне может начинать осваивать чтение. Однако, начиная занятия дома, нужно ориентироваться на уровень его устной речи. Если у ребенка развернутая речь, и он хорошо слышит и произносит звуки, тогда можно начинать обучение.

Развитие речи в 4 года

Прежде всего, необходимо понимать, что у каждого малыша свой темп восприятия нового материала. Он способен грамотно выражать свои мысли, но на страничках букваря вполне может забуксовать. Не стоит здесь раздражаться, можно на небольшое время отложить занятия, возможно он психологически не готов к данным нагрузкам.

Совет: выученные буквы для лучшего запоминания можно нарисовать, слепить, приклеить на холодильник, чтобы они находились как можно чаще перед глазами.

Обучать дома можно по нескольким методикам. Очень популярна в настоящее время методика Жуковой. На страницах своего букваря она дает рекомендации родителям, на что лучше обратить внимание и предлагает метод перехода от простого к сложному.

Кубики Зайцева – эффективный способ обучения чтению

Не менее популярная методика Зайцева с его знаменитыми кубиками. Зайцев предлагает действовать, опираясь на ведущую для малыша деятельность – игру. Во время этих занятий дети меньше утомляются.

Родители сами могут выбрать методику для занятий, не важно традиционная она или основанная на современных подходах. Главное-ребенку должно быть интересно, веселые занятия располагают к дальнейшему интересу в обучении.

Как обучать математике ребенка 4 лет

Многие родители задумываются, как организовать занятия дома. Ведь, когда ему интересно, то урок проходит быстро и качественно. Во время обучения счету необязательно сидеть на месте. Можно проходить количественный счет составляя на кухне тарелки.

Дома хорошо закрепляется счет во время игры в магазин, для детей будет увлекателен процесс оплаты за игрушки.

Для детей 4 лет разработано много занятий, помогающих закрепить знания об геометрических фигурах. Для этого хорошо использовать вырезанные фигуры разного цвета и размера. Если во время работы с предметами попутно собирать картинки, то можно одновременно формировать воображение. Развивать будущего математика можно собирая сюжеты из новых элементов, например, солнце из 2 полуовалов, а прямоугольник из большого квадрата и 2 маленьких.

Развитие дома математических способностей происходит во время формирования представлений о понятиях «много» и «один», «больше» и «меньше».

Можно играть в «пчелок», прячущихся от медведя. Медведь – один, а пчелок – много. На полянку вылетела пчелка – одна, еще вылетела – стало две, еще – три. Сколько стало пчелок на полянке? Снова много.

Роль сюжетно-ролевых игр

Игра- это основной вид деятельности для детей 4 лет. В процессе игры происходит формирование дисциплинированности, внимания, воображения, ловкости. Основная фишка данного занятия заключается в том, что ребенок придумывает себе роль, и сам ее играет, это важно для дальнейшей его социализации. Он в игре прорабатывает полученные впечатления и знания. К сожалению, на сегодняшний день дошкольное времяпровождение вытесняет игру, на ее место приходят компьютеры, телевизоры, смартфоны.

Совет: для того, чтобы у детей легче происходил процесс социализации, нужно находить время на игру с ними.

Сюжетно-ролевая игра в повара

Пользуются спросом у детей ролевые игры в семью, где мама может исполнять роль дочки, а дочка-мамы. Кстати, для этой игры можно использовать кукол. Данная игра способна научить взаимопониманию, усвоению домашних правил.

Поможет справиться с боязнью врачей игра «Больница». Причем, в качестве пациентов могут выступать, как зверушки, так и родители. Неплохо вначале ведущую роль доктора вести взрослому, а потом постепенно устраняться, при этом наблюдая за ходом событий.

Аналогичным способом можно играть с малышом 4 лет и в «Накрывание ужина», «Большую уборку», «Детский сад». Кстати, внимательный родитель именно во время этих игр может узнать о том, что беспокоит малыша.

Развитие мелкой моторики

Занятия на развитие мелкой моторики у ребенка 4 лет – это залог на будущий интеллект крохи.

Известные психологи утверждают, что именно в пальчиках находится ум малыша. Если у него хорошая моторика, то тогда он имеет неплохо развитую речь, память. Такие дети лучше рассуждают, строят предложения. Слабо развитая моторика 4-леток может спровоцировать неподготовленность к письму или проблемам с речью.

Развитие моторики с помощью лепки

Для развития мелкой моторики можно использовать подручные материалы: шнурки, капсулы от «Киндер-сюрпризов», пуговицы, прищепки, рис, гречку. Хорошо развивают пальчики нанизывание бусин на проволоку, пирамиды на штырь, застегивание пуговиц, замочков, кнопочек, молнии.

Отдельно хотелось упомянуть про гимнастику для пальчиков. Вначале занятия можно похлопать в ладоши, причем задавая определенный темп и громкость, походить по столу указательным и средними пальчиками. Затем пусть большой пальчик поздоровается со всеми остальными по очереди. На данном моменте можно повторить и названия пальчиков. Данные занятия следует проводить ежедневно.

Пальчиковая гимнастика – упражнения

Хорошо развивает моторику лепка, рисование, обведение фигуры по точкам, в летний период-рисунок песком на пляже. Главное условие результативности – это регулярность занятий.

Знания об окружающем мире

Ребенок 4 лет должен уже многое знать о себе и об окружающем его мире. Давайте посмотрим, что он должен уметь и знать, может быть на что-то ушло от взрослого внимания.

В 4 года дети активно интересуются окружающим миром

  • знать свою фамилию, имя, отчество, имена мамы, папы, бабушки, дедушки, сестер и братьев;
  • называть свой возраст;
  • название города, в котором он живет, домашний адрес;
  • разбираться со временами года, когда летают бабочки, падает снег, когда на деревьях желтые листья, когда тает снег;
  • иметь представление об основных явлениях природы, какие осадки бывают в летний период, что выпадает зимой;
  • различать знакомые бытовые приборы и давать им характеристику: форма, цвет, предназначение;
  • различать фрукты от овощей;
  • различать домашних и диких животных;
  • называть животных и их детенышей.

В данном возрасте дети стремятся к самостоятельности, они жаждут все узнать. Основная задача родителей – это не препятствовать получению новых знаний, нужно давать им больше самостоятельности, поддерживать, не зацикливаться на неудачах. Иначе может вырасти неуверенная в себе личность.

Возрастная психология. Этапы развития ребенка

Автор: admin · Опубликовано 29.11.2017 · Обновлено 29.11.2017

Современным родителям знакомы понятия возрастная психология, этапы развития ребенка, «кризис 3-х лет» и прочие «кризисы». При этом они слабо представляют, что именно эти явления объединяет.

Немного теории

Как формируется ребенок? Есть ли психические механизмы у этих метаморфоз? Сначала ребенок преумножает количество умений, когда они пройдут «критическую массу», происходит качественный скачок, и образуются новые свойства (умения), которых не было раньше. Вместе с новшеством появляется и разногласие (ребенок «обновился», а среда – нет). Только решив появившееся противоречие, малыш шагает на следующий этап. И снова накапливаются навыки, снова рывок и расхождение со старым. Главные условие для естественного развития – это рождение конфликта на основе нового образования.

Этапы разделяют на два вида:

  1. длинные и спокойные периоды, когда происходит накапливание количественных навыков и появление нового в психике ребенка;
  2. короткие и бурные периоды, когда не стыкуется старое и новое. Называют такую фазу – кризис.

В понимании большинства людей, кризисные проявления либо сами по себе, либо вовсе «выпадают». Хотя, психологи доказывают, что именно дисгармония кризисной стадии (хочу нового, но могу только старое) является силой, которая «двигает» развитие малыша.

Смена двух периодов – это закономерность развития всех детей, на котором зиждется возрастная психология. Этапы развития ребенка – и спокойные и бурные – нельзя разделять и воспринимать отдельно друг от друга, это части единого процесса. С психологической точки зрения, прохождение этапов обусловлено не очередным днем рожденья (исполнилось 3 года, хоп – новая ступень), а рождением нового, возникновением противоречий. Если этого не происходит, психологи говорят о психическом замедлении.

Возрастные «ступеньки» развития

В рамках возрастной психологии развитие ребенка (если говорят о нормальном развитии) чередуется длинными и короткими отрезками: определенными возрастными фазами и кризисными вехами. Для удобного понимания ниже нарисована схема, на ней хорошо видна динамика, то есть переходы от спокойного к кризисному этапу.

Рисунок 1 – Схема чередования этапов развития ребенка

В психологии (советской, потом и российской) встречаются дополненные периодизации. Например, дошкольников делят на: младших и старших. А школьников на: младших и средних. Пубертат называют старшим школьным возрастом. Хотя это не существенно, от названия законы детского развития не поменяется.

Возрастная психология: этапы развития ребенка

Всякий возрастной отрезок уникален. Это скажет каждая чуткая родительница. Но куда и на что именно смотрят ученые, когда умными фразами «кромсают» детство? На конкретные метки. Психолог задается вопросами:

  • появилось ли что-то новое;
  • какие отношения у «малютки» с окружающим миром;
  • какое «дело» самое-самое важное для него.

Ответы на эти краеугольные вопросы показывают: правильно ли растет ребенок, на какой «ступеньке» он прибывает.

Кризис рождения

Длится кризис первые 2 месяца после появления на свет «чуда». Что изменилось в жизни ребенка? Самое главное – положено начало для неповторимой психики. Взаимосвязь с миром довольно специфична: малыш беспомощен, полностью зависит от действий взрослого. В этом и заключается первый кризисный парадокс: полная зависимость от окружения и минимум возможностей для общения. Это станет толчком к последующим переменам.

Еще одно новшество – появление комплекса оживления, когда кроха сам проявляет инициативу в контактах. Появление этой реакции означает, что наступил спокойная стадия развития – младенчество.

Зачастую считают, что первые 6-8 недель – это 4 триместр беременности, когда мать и ее ребенок переживают разделение друг от друга. Маме нужно привыкнуть к тому, что ее малыш теперь не «животик», а новый отдельный от всех человек. Малыш же приноравливается к тому, что отныне нужно обращаться к другим, когда хочется кушать или ему некомфортно. Первые недели не просто нужно – это жизненная необходимость – держать малютку на руках, прикладывать к груди. Мама поймет, что ее «сокровище» всегда с ней, а малыш узнает, что все его просьбы «бегут исполнять» по первому «сопению».

Младенчество

Ведущее на этом отрезке – эмоциональное общение с мамой. Если у ребенка не будет эмоционального толчка, то все может закончиться плачевно. Всем известны случаи госпитализма у малышей в детских домах и последующую психическую задержку. Криком и плачем ребенок демонстрирует нужду в маминой ласке: «возьми меня на руки, а то я буду плакать», «я уже не хочу есть, но ты меня не убирай от груди, а то заплачу», «я так сладко спал на руках, зачем убрали на кровать, немедленно возьмите назад», «ночью спать я буду только рядом с мамой».

Через позитивные эмоции мамы, через общение с ней малыш не только учится первым приемам взаимных отношений, но и познает мир окружающих предметов. Он все еще крайне зависим от близких людей, но постепенно перехватывает инициативу в общении.

Речь – это то новое, чего у ребенка еще не было. Речь имеет несколько формпассивная, активная и промежуточная – автономная. До года младенец понимает многие простые слова и сам пытается что-то «изобразить губами». Но получаются лишь некоторые слова, а все чаще странные звуки. Это и есть промежуточная стадия или автономная речь. Такое название она получила от того, что детская речь независима от книжного языка, понять кроху могут только близкие люди.

Кризис 1 года

Главное, что происходит на этой ступеньке – недолгая автономная речь. Она появляется и заменяется активной. У людей два способа контроля – биологический и речевой. До года над ребенком властвуют «биологические часы». Речь эти часы как бы «сбивает» на некоторое время. При этом, полновесного речевого контроля еще нет, речь только начинает складываться. В этом главный конфликт кризиса.

Как это выглядит внешне? Малыша, по фазам сна которого можно было «сверять часы», теперь невозможно уложить спать. Время, когда его «выносит» вообще невозможно предугадать. Появились необъяснимые вспышки гнева: секунду назад еще радостный малыш внезапно начинает драться. Чтобы покормить мальца, нужно огромное терпение и «вагон» времени. По времени, кроха уже должен хотеть есть (раньше так и было), а он мотает головой: «неть».

Ранний возраст

На этом отрезке нового в психике становится больше. Карапуз делает первые открытия: есть Я и МОЕ (мое тело, моя мама, мои вещи). Ближе к 3 годам прорастают зачатки самосознания и самооценки, и малышу крайне важно, чтобы любимый взрослый его признал и оценил.

Постигание своего «Я» влечет за собой первое уяснение пола: я – девочка или мальчик. Любопытство к полу («как у меня», «а как у тебя», «а почему у тебя есть, а меня нет») не несет в себе ничего эдакого, это просто одно из открытий. От того, как будут реагировать взрослые («нельзя», «фу», «еще маленький», «у мальчиков так, а у девочек по-другому») зависит как скоро эта тема сойдет на нет.

Из нового важно отметить самостоятельную речь, ребенок начинает стремительно осваивать: запас активных слов годовалого ребенка – 5-10 слов, трехлетки – 900-1000. Чтобы скачок в освоении речи произошел, ранний период должен сопровождаться бесконечными разговорами взрослых с маленькими говорунами. Но не все разговоры «одинаково полезны»: как, что и где говорить – все важно. Самые продуктивные беседы проходят в развивающих играх. Если на предыдущей ступеньке были важны эмоции, но на этой – «дело» (собрать пирамидку, вывалить из шкафа все вещи, погреметь кастрюльками, построить из кубиков башню). Ведь через, казалось бы, обычные «каляканье и игрульки» рождается еще одно новшество – сенсорные образцы (звука, вкуса, цвета, формы и прочего).

Главная работа этого периода – всевозможные действа с вещами и предметами. Ребенку важны положительные эмоции, но еще важнее сотрудничество в «деле»: я буду собирать пирамидку 100-тысячный раз, а ты смотри», «покажи еще раз, как прячется мячик в коробочку» и не важно, что это уже миллионный мамин показ.

Кризис 3-х лет

По счету третий, а по сложности и остроте – первый. Наиболее известный всем мамам (да и папам тоже). Колоссальный эволюционный рывок рождает множество парадоксов. Первое из которых, противостояние «я хочу» и «я сам» с пока все еще ограниченными возможностями карапуза. Возникает противоречие на уровне «хочу – могу».

Читайте также:  Психология ребёнка в 5 лет: основные моменты и особенности

Примерно в возрасте 2-3 лет многие ребятишки начинают ходить в различные детские учреждения. Часто возникают ситуации с компонентами мягкого принуждения. Образуется второй конфликт на срезе «хочу – должен».

На этой стадии зарождаются первые «ростки» воли, детки становятся более самостоятельными. Но зачастую устоявшийся быт перестраивается медленнее (порой со «скрипом»), чем взрослеют трехлетки, что рождает еще одно столкновение.

Все сложившиеся противоречие дают очень острую форму кризиса. Ребенок вдруг трансформируется в какого-то упрямого тирана, революционера и бунтаря. На все призывы и уговоры взрослых ответ один – «сам» и «нет». И это нормально. Такой буйный нрав – другая грань воли.

Дошкольное детство

Основная «работа» всех дошколят – игра. Через нее, как через игольное ушко проходит все ниточки физического, эмоционального, умственного роста. Всеобъемлющая способность ребенка: играя, учиться – становится «цементом» всех обучающих методик.

Общение протекает в двух формах (примерно до 4-6 лет и после). Для младших дошколят предпочтительный партнер – старший, именно связка «ребенок – взрослый» дает толчок к росту. Ребятишки постарше уже предпочитают играть «на равных».

Важное новшество дошколят – это появление умения себя «заставить», это особый элемент воли (не хочу, но могу). Главным же образованием считается целый комплект желаний и умений, когда ребенок готов идти в школу.

Кризис 7 лет

Этот период схож с кризисом 1 года. Повзрослевший человечек как будто заново учится «ходить», он регулирует действия и поступки усилием воли. Это влияет на то, что эмоции «отделяются» от мыслей. 7-летка уже распознает свои чувства и пытается их координировать, как обычные физические навыки. Отсюда главный конфликт: понимает, что «несет», но управлять эмоциями ему очень трудно.

Как это выглядит со стороны? Кажется, что вся манера держаться неискренняя, ребетенок ведет себя наигранно, подчас чопорно и неестественно. А все потому, что старый образец действий утрачивается, а новый пока не наладился.

Школьный возраст

Первостепенная «работа» школьника – учение. Причем учиться для него желательно с таким же интересом и рвением, как раньше играть. Это существенный момент для полноценного становления.

Новое для него, чего не было до того, это – рождение внутреннего мира, где ребенок способен думать «про себя» и «о себе». Вообще, думать, в смысле логически размышлять – это еще одно новшество этой ступени грядущих изменений. Самооценка напрямую зависит от успехов в учебе, в умении наладить контакт со сверстниками.

На первое место уходит школьная жизнь. И здесь очень важны для школьника авторитетные взрослые, в прямом смысле слова. Умный, честный, «крутой», просто «высшая инстанция» – теперь это идеал, к которому растущий человек стремится. В тоже время, зарождение критичности позволяет ему довольно точно оценить различные поступки и черты личности взрослого («жадный», «злой», «дурак»). Дети 9-11 лет не любят фальши. И даже порой необходимую гибкость воспринимают в «штыки», они «за правду».

В отношении к учебе у 7-летнего школьника и 13-летнего подростка безусловно есть отличия. Семилетка бежит «в» школу (ему нравится сам процесс учебы, статус ученика), а в 13 лет бежит «от» нее (предпочитает любимые предметы, а не само учение).

Ближе к 13 годам школьники предпочитают контакты с ровесниками одного с ними пола. Но постоянных компаний с близкими друзьями еще нет.

Кризис 13 лет

Этот период похож на кризис 3-х лет, по сути, и по остроте протекания. В 3 года заявляет о своем телесном «Я», в 13 лет – о социальном «Я». Те же разногласия между «хочу – могу» и «хочу – должен». С одной стороны, стремление к идеалу, его поиск. А с другой стороны, разумное понимание его недосягаемости, чрезмерная критичность к окружающим. И, как следствие, свержение авторитетов. Многие подростки теряют интерес к учебе («не хочу», «не интересно»), у них появляются тройки и двойки, падает успеваемость.

Остроту кризису добавляет стремительное созревание мозговых структур, что объективно дает тинэйджеру резкое взросление. Тогда как субъективная оценка окружающих остается прежней – «ребенок», «да что ты понимаешь». Раньше эта граница проходила между детством и зрелостью.

Как это выражается? Повзрослевший «отрок» часто становится неуправляем, грубит, остро реагирует на запреты и ограничения.

Пубертат

Юноши и девушки продолжают грызть гранит школьной науки, но главной их заботой становится общение со сверстниками, причем разного пола. Они разбиваются на небольшие компании, мнение которой становится порой важнее, чем родительское. «Я» плавно смещается на «Мы».

Одно из «приобретений» возраста – это половое созревание. В организме подростка одномоментно «взрываются» новые («взрослые») гормоны, растет пристальное внимание к противоположному полу. Постепенно возвращаются и другие увлечения, но в это переходное время родителям кажется, что дитятко вообще ничем не интересуется.

Главные же образование данной ступени – понимание того, что ребенок на самом деле стал взрослым. Насколько спокойно будет протекать пубертат, зависит от поведения и реакций взрослых. Примут ли они взросление своего ребенка или, юноше/девушке придется через протест доказывать свою взрослость, теряя энергию и силы. При нормальном развитии повзрослевшие дети начинают:

  • лучше учиться, поскольку у них для этого появляются дополнительные мотивы;
  • влюбляться, вступать в романтические отношения;
  • пристально следить за внешним видом.

Если подростковый кризис не затянется, то на этом этапе школьник становится спокойнее, начинает аргументировано доказывать свою точку зрения.

Кризис 17 лет

Период напоминает кризисы 1 и 7 лет, когда происходила наладка контроля, сначала над телом, потом над эмоциями. В 17 лет молодые люди пытаются регулировать свое поведение согласно ценностям и смыслам их жизни.

Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, наблюдается тщательно осмысление всевозможных «зачем и ради чего жить». А с другой стороны, критичность ума и отсутствие опыт порой затрудняет выбор для молодого человека, ввергая его в бесконечные сомнения, раздумья, самокопания.

Поведение молодого человека становится противоречивым, сегодня он верит в одно, завтра в другое. Он часто впадает в состояние «не трогайте меня, я думаю», стремясь к уединению.

Понятия «возрастная психология», «этапы развития ребенка», «кризисы детства» — части одного целого беспрерывного процесса. Как белые клавиши на пианино чередуются с черными, так и разные периоды сменяют друг друга. Мамы, которые научаться чувствовать малейшие метаморфозы в развитии своей «кровиночки», будут «звучать» с ней в унисон.

Возрастные этапы психического развития ребенка

Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.

Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».

Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.

По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.

1. Младенчество

Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.

Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.

2. Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

3. Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

4. Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

5. Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

6. Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Основные этапы психического развития ребенка
статья

Развитие ребенка сложный диалектический процесс. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка: кризис новорожденности, младенчество (первый год жизни), кризис первого года, раннее детство, кризис трех лет, дошкольное детство, кризис 7 лет, младший школьный возраст, кризис 11-12 лет, подростковое детство. Некоторые психологи в последнее время вводят в периодизацию детства новый период – раннюю юность.

Возрастную характеристику определяют изменения положения ребенка в семье и школе, изменения форм обучения и воспитания, новые формы деятельности и некоторые особенности созревания его организма. В психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. Для каждого возраста характерны разные виды деятельности, существует потребность в каждом ее видов: в игре, учении, труде, общении. Ведущим видом деятельности является такой ее вид, который на данном этапе развития, на данном возрастном этапе обуславливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, в его психических процессах и психических свойствах личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovnye_etapy_psihicheskogo_razvitiya_rebenka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Младенчество. На первом году жизни ребенка на фоне его хаотической двигательной активности появляются ощупывающие движения. Но никаких направленных движений, уже имеющихся в зрении, еще нет. В зрительной системе присутствует слежение, конвергенция, сосредоточение, реакция на новое. Дело в том, что дальнейшие развитие движения происходит под контролем сенсорных систем. В хватательном акте ребенок впервые движет руку под контролем зрения. Иначе говоря, здесь на лицо некое восприятие пространства. И можно наблюдать, как оно формируется: сначала ребенок сосредотачивается на предмете, потом поднимаются руки, он что-то ловит в воздухе и, наконец, схватывает предмет. На основе акта хватания у ребенка развивается манипулятивная деятельность, поддерживающаяся посредством ориентировочной реакции на новое. Манипуляции ребенка не только приобретают характер предметных действий, но и получают функцию способа его общения с взрослым. Ребенок использует эти действия для привлечения их внимания. К 4 месяцам у ребенка появляется известная потребность в человеке, до этого у него были только органические нужды.

Во второй половине первого года начинают усиленно развиваться движения ребенка, усиливается голосовая активность, направляемая на общение с взрослым, и появляются элементы привлечения внимания взрослых в виде манипулятивных действий.

Основной тип деятельности ребенка на первом году жизни – непосредственно-эмоциональное общение с взрослым. Если оно своевременно не обеспечено, то все дальнейшее развитие ребенка идет медленно и ненормально. В первой половине 1-го года жизни ребенку совершенно необходимо живое эмоциональное общение с взрослым. Этот факт сам по себе имеет большое значение – он подтверждает то положение, что человек становится человеком только рядом с человеком.

Ребенок начинает ходить, а взрослый, следя за ним, охраняет каждое его движение. Своеобразие новой социальной ситуации состоит в том, что ребенок теперь живет не вместе с взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним. Увидев новый предмет, ребенок в первую очередь обращается к взрослому. Ситуации соответствует и новый тип деятельности ребенка – предметная деятельность, связанная с усвоением общественно выработанных способов действий с предметом. Но для ее осуществления ребенку нужна настоящая речь. Эмоциональной речи уже недостаточно. Предметная деятельность потому и становится постепенно ведущей, что она требует и обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребенка, в том числе и средств общения.

Самое замечательное в этот период психического развития ребенка связано с тем, что свойства предмета начинают превращаться в ориентирующие ребенка свойства – они становятся его ориентирами в самом предмете. Они начинают видеться ребенком, только по тому, что ориентируют его в предметной деятельности. Иначе говоря, восприятие вплетено в предметную деятельность ребенка и выступает ориентирующим в ней образованием.

Раннее детство охватывает период от 1 года и до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития. Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: ребенок-предмет-взрослый. Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, кукла, стул и т.д. Может возникнуть ощущение, что ему больше ничего не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку ребенок без взрослого не может овладеть человеческими способами употребления предметов. Совместная деятельность становится предметной. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета.

Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным. В этом возрасте развивается восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновения их произвольности. С года начинается активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая, метода проб и ошибок.

Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.

Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, установления связи между предметами путем экспериментирования, запоминания их и использовании при решении проблем.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад. В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослым, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как ведут они себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Таким образом, наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В развитии личности немаловажную роль играет и чувство привязанности, которое формируется к концу первого года жизни и продолжает развиваться в раннем детстве. Причина привязанности, возможно, кроется в том, что взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают безопасные условия существования и активного изучения окружающей действительности, формирую основу для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте.

В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания ведет к формированию самооценки. Отмечается развитие самостоятельности. Фраза « я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность. У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремится утешить расстроенного человека: он обнимет его, целует, дает ему игрушку и т. д.

Дошкольное детство – совершенно особый период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывание психологических механизмов личности, он так важен».

В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка с взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и понятна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе с взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь – жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участия в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной с взрослыми жизни. Такой формой идеальной совместной жизни с взрослым становится для ребенка игра.

Мышление в этот период находится на уровне конкретных операций, то есть оно наглядно-образное. Феномен центрации – основная особенность, которая обуславливает основные его характеристики: отсутствие понимания противоречий. С этим связана эгоцентрическая логика ребенка. Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Ориентация и пробы превращаются в развернутую поисковую деятельность, которая является одним из оснований мышления дошкольников. Вместе с тем дошкольный период – один из периодов становления личности, которая включает в себя систему мотивов (их соподчинение) и первичные этические нормы. Личность – это такой субъект, деятельность которого регулируется соподчиненными мотивами и этическими нормами и правилами.

Хорошо известно, что именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность – наличие не столько цели, сколько средств и способов осуществления этой цели, что выступает как важное психологическое обеспечение личности ребенка. В дошкольном возрасте возникает также элементы самосознания, первые элементы самооценки и оценки, которыми характеризуется его конец. У ребенка уже наблюдается тенденция к осуществлению реально общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании ребенка быть школьником.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально другой вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений с взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретение научных понятий.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать). Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного возраста появляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники). Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно.

Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

В 7-8 лет – сензетивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению). Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенности общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У не успевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятии спортом, музыкой.

Таким образом, младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Вспомним параллелограмм развития памяти по Леонтьеву. Чем выше мы поднимаемся по лестнице развития, тем более опосредованным становятся психические процессы. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Так, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта. Что же касается самого интеллекта, то в этом возрасте, по словам Л. С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который не знает самого себя.

Психическое развитие

Когда малыш появляется на свет, он умеет спать, сосать, глотать, плакать. Но уже буквально через 12 месяцев кроха осваивает ходьбу и произносит первые слова, а через 5-6 лет учится читать и писать. Как происходит психическое развитие ребенка на протяжении всего периода взросления? Как из маленького кричащего комочка он превращается в логично рассуждающего, умного взрослого человека?

Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка

Раскрывая тему психического развития ребенка, мы познакомимся с необходимым минимумом информации о нервной системе и психике. При этом будут рассматриваться важные факторы, влияющие на формирование и развитие психических процессов. Это:

  • биологические и генетические особенности — какие у ребенка заложены особенности нервной системы, физические данные, творческие задатки. Насколько развит головной мозг, сформирован речевой аппарат;
  • влияние окружающей среды — как формируют ребенка семья, группа в детском саду, школьный класс, спортивная секция, драматический кружок, друзья, улица;
  • воспитание — личностные качества, которые ближайшее окружение будет формировать в ребенке как собственным примером, так и специальными воспитательными приемами;
  • обучение — как развивать память, аналитическое мышление, речь, внимание, воображение, целостное восприятие окружающего мира.

О психическом развитии — его факторах, видах, диагностике, методиках работы с детьми будем говорить в этой рубрике.

Постараемся также дать родителям предельно полезные советы по проблемному поведению детей, сложностям их психического становления.

Личностное

Умственное

Социальное

Вредные привычки

Страхи у ребенка

Работа с детьми

Проблемы с поведением

Этапы формирования психики ребенка

Формирование психики ребенка начинается еще до рождения малыша. Нервная система включается в работу в первой трети беременности, позволяя малышу двигаться, ворочаться, сосать пальчик.

Развитие психики ребенка включает в себя различные умения и навыки:

  • двигательное развитие и познание собственного тела;
  • эмоциональное развитие;
  • речевое становление;
  • появление и развитие мышления, формирование базы знаний;
  • появление и развитие сложных форм обработки информации, переход с простой стадии на более сложную.

Выделяют несколько стадий развития психики ребенка:

  • 1-я стадия — развитие двигательных функций и зарождение первых психологических реакций. Начинается с момента рождения и длится приблизительно до 12 месяцев;
  • 2-я стадия — развитие сложных двигательных функций, появление речи, зарождение чувственной сферы. Характеризуется осознанием собственного Я. Продолжается приблизительно до 3-х лет;
  • 3-я стадия — развитие эмоциональной сферы, совершенствование речевого общения, зарождение мыслительных процессов (с 3 до 12 лет);
  • 4-я стадия — созревание мыслительной деятельности, развитие логического мышления, формирование сложных абстрактных понятий ( с 12 лет).

Следует помнить, что каждый малыш индивидуален и развивается с собственной скоростью, но сильное опережение стандартов или задержка развития требует контроля со стороны специалистов.

1-я стадия психического развития

Первый год жизни малыша характеризуется интенсивным созреванием нервной системы и активной подготовкой психики ребенка к разностороннему развитию.

В момент рождения нервная система крохи еще очень несовершенна. Все действия мальчиков и девочек обусловлены врожденными безусловными рефлексами, направленными на обеспечение организма питанием, защитой.

В первые недели жизни большинство реакций нервной системы — реакция на внутренние или внешние раздражители (кроха чувствует голод, приближение мамы). На протяжении первых трех месяцев нервная система обрабатывает первичную информацию об окружающем мире, составляет базовое понимание о приятном и неприятном.

В результате процессов, происходящих в нервно-психическом развитии, к 3 месяцам у ребенка появляются новые реакции:

  • улыбка на приятные ощущения;
  • новые звуки;
  • попытки контролировать движения своего тела.

С 3-4 месяцев движения ребенка все больше поддаются условным рефлексам, контролю. В этот период кроха учится управлять ручками, познает свое тело.

К первичным знаниям об окружающих предметах добавляются дополнительные знания о вкусе, о звучании.

К 6 месяцам малыш достаточно хорошо овладевает движениями ручками и ножками, становится физически сильнее, ему уже хочется узнать, что находится дальше доступного для взора.

К году, благодаря развитию двигательных навыков, количество и качество информации, получаемой ребенком от основных органов чувств, многократно возрастает. Головной мозг активно обрабатывает полученные данные, формирует общее представление о предметах и их свойствах.

Параллельно с двигательным развитием на первых месяцах жизни формируются первые эмоции и чувства. Вначале проявляются негативные реакции на голод и боль, выражающиеся плачем и криком. В основном они носят рефлекторный характер.

К 3-м месяцам начинают проявляться условные (связанные с определенными внешними условиями) эмоции:

Первичные условные позитивные эмоции вызываются знакомыми и приятными для малыша событиями и предметами:

  • приближение мамы;
  • появление перед глазами груди, бутылочки.

Эмоциональная реакция на игрушки появится ближе к 6 месяцам.

Постепенно расширяя познания о предметах, формируя первичную базу знаний, малышу к 9 месяцам доступны новые эмоции:

Их появление свидетельствует о:

  • зарождении познавательного отношения к предметам;
  • начальном этапе появления долговременной памяти;
  • развитии возможности сосредотачивать внимание на отдельном предмете.

В этот период память, как основной инструмент психики, еще слабо развита, но для ее развития ребенку нужно находиться в “хороших” условиях, ощущать любовь и теплоту родителей, развивать физические умения.

2-я стадия психического развития ребенка

Условно 2-я стадия психического развития ребенка начинается с того момента, когда малыш начинает учиться ходить. При этом:

  • усложняются двигательные реакции;
  • формируются новые навыки;
  • открываются новые, неизведанные горизонты.

Умение ходить вносит в жизнь маленьких мальчиков и девочек:

  • множество новых эмоций;
  • развивает возможность общения с людьми;
  • многократно увеличивает объем доступной информации.

С года до 3 лет происходит качественный перелом в восприятии окружающих предметов. Ребенок теперь не просто перемещает игрушки с места на место, а пытается осознанно понять их особенности, возможности, предназначение. От предметной деятельности постепенно переходит к игровой. Теперь карапуз не только стучит погремушкой об пол, он пытается понять, почему она издает шум.

Для 2-й стадии развития психики ребенка характерно активное развитие речи. Если до года ребенок общался преимущественно звуками и интонациями, то в течение последующих 2-х лет речь преображается, становится наполненной большим количеством слов, словосочетаний, предложений.

Для формирования психики ребенка характерно зарождение волевых качеств, проявление настойчивости. Малыш теперь не только хочет получить возможность изучить предмет, он требует этого, применяя доступные методы воздействия на окружающих людей. Через волю, настойчивость, познание своих возможностей у ребенка зарождается осознание собственного Я. Итогом психологического развития на 2-й стадии становится кризис 3-х лет.

Обычно к 2,5 — 3 годам малыш отделяет себя от родителей. Пытаясь соответствовать своему восприятию собственного Я, кроха проявляет повышенное желание контролировать свою жизнь, все делать самому, но двигательного развития для этого пока недостаточно. На фоне этого несоответствия происходят кризисные явления (в основном, истерики, смена настроения, попытка командовать взрослыми).

Если до 3-х лет скорость развития психических функций в большей степени зависела от наследственных и биологических факторов, то с 3-х лет основное влияние имеют:

  • воспитание;
  • обучение;
  • влияние окружающих людей.

С появлением осознанного восприятия собственного Я у ребенка начинают проявляться элементарные эстетические представления, познавательные эмоции. Удивление от увиденного начинает сменяться любознательностью.

3-я стадия психического развития ребенка. От 3 до 12 лет

На третьей стадии психического развития ребенка происходят процессы формирования глубоких, устойчивых эмоциональных реакций. Ребенок начинает испытывать такие важные чувства, как симпатия, привязанность.

С развитием психо-эмоциональной сферы ближе к 6 годам проявляются чуткость и забота, дружба, долг и другие морально-нравственные качества.

Наиболее качественно малыш может понять те нормы морали, которые может прочувствовать и представить. Самый доходчивый способ объяснить сыну или дочке правила поведения — наглядный образ героя, который попадает в сложную ситуацию:

  • сказки и рассказы;
  • мультфильмы;
  • детские фильмы (после 6 лет).

В психике ребенка продолжает накапливаться все больше информации. Постепенно малыш учится не только запоминать предложенный материал, но и применять к нему различные аналитические операции, формировать взаимосвязи, находить аналоги. Все эти операции доступны пока только с применением наглядного примера, умение выполнять их в уме постепенно появляется после 10 лет.

Речь наполняется большим количеством слов, используемых в правильной форме.

С 3 до 12 лет происходит видимое преображение используемых слов, ярко выражено словотворчество. Мальчики и девочки любят поиграть с разными слогами, создавая их

Между 3 и 12 годами продолжают развиваться и усложняться:

Психическая система ребенка к 12 годам уже обладает большинством функций, доступных взрослым людям.

4-я стадия психического развития. С 12 лет и старше

С 12 до 17 лет психическое развитие ребенка проходит завершающий этап. В этот период происходит завершение формирования мыслительной деятельности.

Дети учатся рассуждать и выстраивать логические цепочки. Опираясь на полученные ранее знания, мальчики и девочки учатся делать умозаключения, формируют собственное отношение ко всему происходящему.

На 4-й стадии ребенку становится доступным абстрактное мышление, оперирование фактами вне наглядных действий.

К 14 годам дети могут рассуждать, как взрослые, принимать осознанные решения, активно участвовать в жизни семьи.

4-й период психического становления ребенка — время отрицания. В этот период мальчики и девочки уже не воспринимают сказанное родителями или учителями на веру, они ищут доказательств. Обостренные эмоции: чувство справедливости, поиск правды, вместе с непонятными для ребенка изменениями, связанными с половым развитием, часто влияют на отношения между родителями и детьми.

“Время бунта” — подростковый возраст позволяет ребенку через кризис прийти к полноценному психологическому становлению.

Психическое развитие ребенка — сложный, многогранный процесс, который происходит в течение всего периода взросления. Для нормального, качественного закрепления всех необходимых знаний, умений, эмоций, детям необходимы нормальные условия, которые позволят учиться на положительных примерах в интеллектуальной и доброжелательной обстановке.

Психическое развитие ребенка – как пройти 4 важных этапа с малышом и преодолеть все кризисы?

Нервно-психическое развитие детей – это сложный, непрерывный процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека. Формирование личности происходит под влиянием биологических факторов, заложенных наследственно и социальных, зависящих от воспитания, окружения и обучения. Психика постоянно находится в процессе развития, и процесс этот имеет скачкообразный характер. Один период может протекать медленно, а другой – быстро и стремительно. Поэтому в один момент времени, ребенок может быть покладистым и спокойным, тогда как в другой – активным и непослушным.

Особенности детской нервной системы

Детская психика развивается поэтапно. Каждый этап усложняется в ввиду приобретения ребенком нового опыта, знаний, развития умственных способностей и формирования личного кругозора. С первых дней жизни нервная система малыша находится в процессе дозревания и такое положение дел, помогает ребенку быстро приспосабливаться к новым условиям жизни.

Головной мозг младенца составляет одну восьмую от общей массы тела ребенка. Для сравнения, мозг взрослого человека измеряется в соотношении 1 к 40. В течение первых 5 дней после рождения, мозг активно формирует извилины и площадь его коры значительно увеличивается. Скорость передачи нервных импульсов становится такой, как у взрослого человека только тогда, когда ребенку исполняется 6-9 лет. В этом возрасте происходит полное покрытие клеток миелином.

К особенностям психического развития ребенка нужно отнести и незрелость центров коры головного мозга, отвечающих за функционирование органов чувств. По этой причине дети в первые 3 недели жизни отличаются косоглазием, светобоязнью и учащением дыхания. Далее, когда малыш взрослеет, наблюдаются выраженные вегетативные реакции в виде повышенной возбудимости, непостоянства и склонности к генерализации.

Этапы психического развития ребенка

Периодизация психического развития имеет определенную градацию. Формирование психики ребенка начинается еще в утробе матери. В конце первого триместра малыш начинает двигаться и сосать пальчик, в этот момент в развитие включается нервная система. Каждый этап развития включает в себя новые навыки и опыт для ребенка. Он постепенно осваивает знания и умения, вместе с тем проходя нелегкие кризисы взросления.

Развитие психических функций подразделяется на 4 основных этапа:

1. 1-ый этап психического развития (с рождения до 1 года). В первый год жизни активно формируются нейронные связи в мозгу, и нервная система готовится к разностороннему развитию ребенка в дальнейшем. С момента рождения и в первые недели жизни развиваются основные реакции – кроха начинает реагировать на внешние и внутренние раздражители. Он чувствует голод, боль и приближение мамы.

К 3 месяцам малыш уже начинает обрабатывать информацию об окружающем его мире. Формируется понимание о приятных и неприятных вещах, ребенок учится улыбаться, осваивает первые звуки и начинает пробовать контролировать свое тело. В период 3-4 месяцев ребенок постепенно обучается контролировать рефлексы и свое тело. Здесь добавляются знания об окружающих звуках и вкусовых ощущениях.

К 6 месяцам ребенок уже хорошо владеет своим телом, приобретает физическую силу и тянется к освоению новых знаний. К году мозг начинает формировать четкое понимание о фигурах и формах окружающих предметов, тело отлично поддается контролю и органы чувств стремительно развивают свою основную функцию. В этот период малышу важно ощущать безопасность рядом с родителями, любовь и заботу, только так он сможет максимально использовать свои возможности развития.

2. 2-ой этап психического развития (с 1 до 3 лет). Период начинается с попыток сделать первые шаги. На этом этапе происходит первый переломный период в жизни ребенка. Он уже не просто сидит и управляет миром доступным ему по близости, но и может перемещаться в пространстве. Ребенок постепенно начинает осознавать, что он часть большого мира и изучать почему предметы издают определенные звуки, пытается попробовать все на вкус и всеми доступными способами.

В этот период ребенок начинает воспроизводить слова, он становится настойчивым и постепенно начинает осознавать наличие собственного «Я», отдельно от мамы. К 3-м годам ребенок полностью сепарируется от родителей и входит в «кризис 3-х лет». Ему хочется контролировать свою жизнь и делать все самостоятельно. Из-за несостоятельности и сложностей появляются истерики, происходит резкая смена настроения и наблюдаются попытки командовать взрослыми.

3. 3-ий этап психического развития (с 3 до 12 лет). Третья стадия развития включает в себя формирование эмоциональных реакций, ребенок учится испытывать симпатию и антипатию, а также привязанность к вещам или людям. К 6 годам ребенок уже знает, что такое дружба, долг, забота и чуткость. Сейчас важно читать малышу книжки, объяснять и приводить примеры правильных морально-нравственных качеств. В этот период активно развиваются: речь, восприятие мира, память, внимание. К 12 годам ребенку уже доступны все функции, используемые взрослыми людьми.

4. 4-ый этап психического развития (с 12 лет и старше). Подростковый период – это время бунта. На этом этапе дети уже имеют свою, четко сложившуюся, картину мира, они умеют апеллировать фактами и выстраивать логические цепочки. Им доступно абстрактное мышление и принятие важных решений.

К 14 годам ребенок уже обладает всеми качествами взрослого человека и имеет право на собственное мнение. Подростковый период насчитывает различные психологические кризисы, но самый главный из них – период отрицания. Подросток уверен, что только его картина мира правильная, и не позволяет никому ее разрушать. Период этот сложный, но только через него ребенок может пройти к полному психологическому становлению личности.

Психологические кризисы у детей

Закономерности психического развития подразумевают наличия кризисов на разных этапах формирования личности.

1. Кризис новорожденного. После рождения ребенок попадает в качественно новую для него среду обитания и испытывает сильнейший стресс. Часто до года ребенок находится в поле матери и полностью синхронизируется с ней. Это отражается даже на эмоциональном уровне. Если мама спокойна, ребенок спит, если мама нервничает, ребенок беспокоится.

В этот период важно, чтобы рядом с малышом постоянно находился один взрослый. Не обязательно это должна быть мама, главное, чтобы один и тот же человек подходил на плач ребенка, переодевал, кормил и купал. Сейчас малышу необходим человек, которому можно полностью довериться. По мере роста и развития, ребенок достигает следующего кризиса – 1 года.

2. Кризис 1-го года. Ребенок в это время делает свои первые шаги и начинает отделять себя от мамы. Он видит, что его реакции иногда не схожи с мамиными и пытается делать самостоятельный выбор. Родители тяжело переживают этот кризис, потому что привыкли за первый год, быть постоянно нужными. Они стараются по привычке управлять малышом, но у него другие планы на свою жизнь.

В этот период важно отвлекать ребенка от ненужных дел и направлять его, заинтересовывая полезными делами. Психическое развитие ребенка будет проходить легче, если понять, что у него на этом этапе закладывается самооценка, доверительное отношение к своему телу и личностные ценности. Поэтому важно давать ему свободу.

3. Кризис 3-х лет. Этот период характеризуется желанием ребенка делать все самостоятельно. Малыш пытается понять свое «Я», начинает отстаивать свои позиции и осознает, что он не центр вселенной, а лишь одна из ее частичек. Ребенку важно понимать, что он несет ответственность за свою жизнь и свои поступки, что он имеет право принимать решения, и с ними будут считаться.

Правильным выходом из ситуации будет предложение ребенку нескольких выгодных для вас вариантов действий. Он выберет то, что посчитает правильным, ощущая при этом свою самостоятельность, а по факту сделает то, что было нужно вам.

4. Кризис 7-и лет. Период поступления в школу. У малыша появляется много новых обязанностей и ответственности. Ребенку важно знать, что, придя домой после эмоционально сложного дня, он получит много заботы, внимания и всегда сможет обратиться к взрослым со своими проблемами.

В этот период правильно предложить школьнику выполнение определенной домашней работы, которая будет выполняться только им и никем больше. Такая ответственность будет полезна.

5. Пубертатный период (11-15 лет). Периодизация детской психики включает и пубертатный период. Ребенок чувствует физиологические изменения и испытывает стресс. Тело стремительно начинает расти и меняться, ребенку необходимо принимать свое новое тело и учиться жить с ним. В это время происходит гормональный взрыв и поэтому эмоциональное состояние очень шаткое. Внешние и внутренние изменения приводят к перегрузке нервной системы и вводят подростка в отрицание. Он начинает закрываться и выливать агрессию на всех.

При таком положении вещей очень важно относиться к ребенку с пониманием и ждать, когда он перебесится.

6. Кризис 17 лет. Переход от школьной скамьи во взрослую жизнь. Еще один переломный момент, когда на плечи ребенка ложится груз ответственности за свою взрослую жизнь.

Здесь важно оказывать поддержку, помогать в выборе дальнейшего пути и давать ему ощущение тыла за спиной.

Движущие силы психического развития

Условия психического развития помогают человеку адаптироваться в противоречиях, возникающих на каждом этапе развития. Движущими силами психического развития являются эти самые противоречия, которые постоянно усложняются, изменяются и заставляют ребенка испытывать дискомфорт. Противоречия эти могут быть между личными потребностями и не зависящими от них обстоятельствами, между духовными потребностями и физическими возможностями, между требованиями в силу деятельности и неразвитыми умениями.

Процесс психического развития ребенка

Процесс развития происходит поэтапно и не нуждается в четком ответе на вопрос, как развивать ребенка. Подгоняя малыша под общепринятые рамки, вы рискуете получить отстраненную и обозленную на весь мир личность. Каждый этап развития проходит самостоятельно.

Самое важное и нужное, что родитель может внести в психическое развитие ребенка, – это поддержка и понимание. Важно помогать развивать способности, к которым тянется личность, не навязывая свой взгляд на мир.

Психическое развитие младенца

Развитие психических процессов в младенчестве обуславливаются приобретением первого опыта. Младенец должен ощущать себя важным и иметь в подчинении одного взрослого в режиме 24/7. Формирование правильной картины мира возможно только при постоянной опеке и заботе. Психическое развитие ребенка подразумевает оттачивание навыков:

  • управлять своим телом;
  • распознавать ощущения;
  • реагировать на внешние в внутренние раздражители.

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

В дошкольный период ребенок очень тянется к знаниям и вопрос – как развивать ребенка от трех лет встает особенно остро. Все навыки, заложенные в раннем возрасте, формируют основу для дальнейшего успешного обучения малыша и формирования правильных социальных и личностных качеств. В этот период ребенок впитывает всю информацию как губка. Ему необходимо:

  • показывать правильную картину положительных персонажей;
  • читать добрые книжки;
  • объяснять, что к чему и почему.

Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Особенности психического развития детей школьников состоят в том, что на их хрупкие плечи в этот период обрушивается большая социальная ответственность. Ребенок накапливает багаж знаний и формирует словесно-логическое мышление. Память активно формируется и становится мыслящей, а восприятие действительности более острым и думающим. Школа помогает ребенку пройти эмансипацию от родителей и выработать самостоятельность в решении основных вопросов.

Психическое развитие детей старшего школьного возраста

Психическое развитие школьника в старшем возрасте завершает физическое созревание индивида. В это время физическое и эмоциональное состояния уже гармонизируют. Умственное развитие оттачивается и совершенствуется, личность вырабатывает собственное мировоззрение и начинает задумываться о смысле жизни и выборе дальнейшего пути. В эмоциональной сфере все еще преобладает повышенная ранимость и чувствительность.

Оценка нервно психического развития детей

Диагностика психического развития ребенка проводится в соответствии с возрастными особенностями:

  1. У новорожденных детей оценку не проводят, она отмечается только в медицинском заключении.
  2. В раннем возрасте – это процесс наблюдения за ребенком в комплексе. Оценка слуха, зрения и моторики.
  3. В дошкольном возрасте оценка проводится по 5 показателям: мышление и речь, развитие моторики, память и внимание, навыки общения с внешним миром.
  4. В школьном возрасте проводится оценка школьной зрелости, проверяется насколько ребенок готов к обучению.

Нормы психического развития детей

Уровни психического развития и нормы определяются рядом навыков и умений в зависимости от возраста. Существуют определенные критерии результативности, по которым психолог может определить, идет ли ребенок в ногу с общепринятыми нормами. Ребенок ведет беседу с психологом и после получает оценку.

Так, анализ проводится по основным критериям:

Проблемы психического развития

Задержка психического развития у детей может происходить из-за неспокойной обстановки в доме. Когда ребенок постоянно подвержен стрессу и не может направить свое внимание в правильное русло, отключившись от страха потерять жизнь или свободу, он не сможет развиваться психологически и физически правильно, в соответствии с возрастными изменениями. Проблемы возникают также из-за чрезмерного обучения, что пагубно влияет на психологическое состояние и давления со стороны родителей. Важно поддерживать дитя и давать ему ощущение защищенности.

Читайте также:  Развитие воображения в дошкольном возрасте: особенности и методы
Ссылка на основную публикацию