Интеллектуальное развитие трёхлетнего малыша

Особенности развития ребенка в 3 года

Физическое и умственное развитие ребенка в 3 года прошло уже много этапов. Он из младенца неожиданно превратился в дошкольника. Родителям пришлось пережить нелегкий переходный период двухлетки, и теперь они могут в той или иной мере вздохнуть спокойно.

Особенности развития ребенка в 3 года

Основные эмоции и желания у трехлетних малышей уже более контролируемы, они становятся в меру послушными, хорошо понимают взрослых. Ребенок быстро бегает, перелезает через препятствия, может совершать два действия одновременно. Разговаривают детки предложениями, могут на словах объяснить, чего хотят. В этом возрасте они неплохо контактируют между собой, умеют играть в общие игры. Одним словом, малыш становится почти взрослым.

Физическое развитие ребенка трех лет

Средняя масса мальчика в три года – 13-17,4 кг, девочка весит 12,5-17 кг. Рост мальчиков 91-102 см, девочек – 91-101 см. Таблица физического развития ВОЗ подает немного другие показатели, вес мальчика в ней 11,3-18,3 кг, девочки – 10,8-18,1 кг, рост соответственно – 88,7-103,5 см, и 87,4-102,5 см. По своему физическому развитию дети в трехлетнем возрасте все больше отличаются друг от друга. У них начинают проявляться генетические особенности, масса тела и рост могут зависеть от качества питания и других факторов.

К трем годам ребенок обрел много двигательных навыков. Он уверенно поднимается и спускается по лестнице, попеременно переставляя обе ножки. Играет с мячиком, может забрасывать его в коробку, копать одной ногой. Катается на трехколесном велосипеде, умеет поворачивать его в нужную сторону. Поднимается на носочках, чтобы что-то достать, прыгает на одной и двух ножках. У малышей получается стоять на одной ножке более пяти секунд. Они уверенно преодолевают разные препятствия, умеют ходить по наклонной плоскости, поворачиваться во все стороны, пятиться назад. Ребенок в этом возрасте должен выполнять два действия одновременно. Например, хлопать в ладошки и топать ножкой.

Проходит у малышей интенсивное развитие мелкой моторики. Они уже справляются с конструктором, даже если в нем детали маленьких размеров. Умеют вырезать ножницами, лепить фигурки из пластилина. Дети неплохо рисуют, могут изобразить круг, квадрат, прямую линию, некоторые большие буквы, человечков с ручками и ножками. Самостоятельно строят башенки из 8-9 кубиков, полностью складывают цветную пирамидку. Игры малышей становятся все сложнее, они придумывают роли, делают из конструкторов домики, гаражи, селят туда своих кукол, зверушек и машинки. Складывают и сортируют разноцветные картинки и карточки с рисунками, начинают по ним сочинять собственные истории. Умеет складывать пазлы из 4-5 деталей.

Увеличивается к трем годам и количество бытовых навыков. Дети самостоятельно одеваются и раздеваются, пытаются завязывать шнурки и застегивать пуговички. Они хорошо едят ложкой, почти не пачкаются, пьют из кружки, умеют закручивать и откручивать крышку на бутылке. Сами моют ручки и вытирают их без помощи родителей. Умеют пользоваться носовым платком и салфетками. Просятся на горшок и хорошо регулируют свои физиологические потребности.

Умственное развитие ребенка

Когнитивное развитие ребенка в 3 года очень прогрессивное. Активизируются все мыслительные процессы, начинает проявляться логическое мышление, улучшается концентрация внимания, совершенствуется деятельность головного мозга. Дети этого возраста становятся почемучками, для них не существует вещей, о которых невозможно задать вопрос. Кроме привычных уже «что это?», «кто это?», появляется все больше «почему». Ребенок старается выяснить причину тех или иных явлений, действий. Он не отстанет от родителей, пока не удовлетворит своей любознательности. Важно давать малышу как можно более пространственные ответы, тогда его мышление будет глубоким, а не поверхностным.

У малыша к трем годам от рождения начинает развиваться фантазия. Девочка придумывает имена своим куклам, пробует сочинять простые сказки и разыгрывать их в ходе игры. Мальчикам больше нравится воображать себя смелым воином или суперменом, шофером или строителем. Дети начинают придумывать ролевые игры с 2-3 персонажами. Их уже не так просто отвлечь или переключить внимание на что-то другое. Пока что ребенок и дальше ломает свои игрушки, но уже пытается сложить их обратно. В его руках они могут обретать новые функции.

Начинают формироваться математические навыки

Ребенок к трем годам умеет сортировать предметы по цвету и форме. Увеличивается количество математических навыков, малыши умеют считать до пяти, понимают простые числа. Может выполнить сразу три команды взрослого. С удовольствием разглядывает картинки в книжках, рассказывает, что на них нарисовано. Узнает на фотографиях родителей, бабушек и дедушек, своих знакомых. Особенности его зрения позволяют различать даже самые мелкие детали на картинках, оттенки разных цветов. Учит кроха стихи и песенки, с удовольствием танцует под музыку. Может рассказать связно содержание сказки, отгадывать простенькие загадки. Сортирует предметы по их свойствам, различает форму, цвет, материал из которых они сделаны. Умеет обобщать. Например, знает, что глаза могут быть у собачки, тигренка и у человека. Что у людей нижние конечности — это ноги, а у зверей – лапы. Группируют объекты дети и по способам действия. Собака и комар кусается, самолеты и вертолеты летают.

Речевое развитие ребенка

Словарный запас у малышей к трем годам значительно увеличиваются. Они активно пользуются почти тысячей слов. Строят из них сложные предложения, активно используют прилагательные, предлоги, глаголы. Умеют правильно ставить в предложениях падежи и времена. Дети хорошо знают свое имя и фамилию, отвечают на вопрос «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?». Также они называют имена близких людей. Умеют четко выражать свои желания и чувства словами. Во время игры постоянно разговаривают, комментируют свои действия и действия персонажей. Речь малышей достаточно четкая и понятная, они все реже делают ошибки, выговаривают почти весь алфавит, основные гласные и согласные. Усидчивость и внимательность у деток становится лучше, потому с ними легче заниматься.

Дети могут запоминать стишки, сказки, песни. Разглядывая картинки на страницах книги, пересказывать сказку, которую вы читали несколько дней назад. Они могут рассказать, что делали вчера или позавчера, в начале недели и даже в начале месяца. Начинают ориентироваться, сколько времени прошло от того или иного события.

Долгосрочная память может охватывать целый год. Хорошо знают, где лежат в доме их игрушки, посуда, где находится шкаф для одежды. Узнают людей, которых видели хотя бы раз в жизни. Начинают неплохо ориентироваться на местности, могут запомнить дорогу от детской площадки до дома. Ближе к четырем годам они могут неплохо знать родной город.

Эмоциональное развитие ребенка

Психоэмоциональное, как и умственное развитие ребенка в 3 года выходит на новый уровень. Он реже капризничает и закатывает истерики, у него пропадают приступы гнева. Проблемы переходного возраста понемножку отступают. Теперь он учится контролю своего эмоционального состояния, слушает взрослых, реагирует на замечания, не кричит в общественных местах, намного реже плачет. Почаще хвалите малышей, это им нравится и вырабатывает положительное отношение к жизни. А вот ругать кроху нужно только в крайних случаях, трехлетние дети очень болезненно реагируют на порицания.

Важным моментом эмоционального развития является умение давать оценки. Малыш начинает понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Когда он сделает что-то не так, ждет наказания от родителей, прекрасно понимая свой проступок. Также он может оценивать чужое действие, характеризуя его положительно или отрицательно. Речь ребенка становится эмоционально окрашенной. Рассказываю о каком-то событии малыш повышает голос от переизбытка чувств, путает слова, употребляет множество восклицаний. Такими же эмоциональными становятся его игры. Пределам воображения ребенка нет, потому вы сами удивитесь, насколько оригинальными бывают их персонажи.

Спектр эмоций к трем годам у малышей более разнообразный. Они умеют не только смеяться и плакать, но и смущаться, восхищаться, грустить. Иногда выражение лица крохи становится мечтательным или задумчивым. Усилится могут и страхи. Ведь фантазия в этом возрасте бурная, карапуз может придумать себе множество чудищ, которые живут в шкафу, и всерьез их боятся. Родители не должны игнорировать такое поведение. Лучше вместе с ребенком «проверить» все тайные места, где могут жить монстры, для того, чтобы убедиться в их отсутствии.

Социальное развитие ребенка

Психологическое и личностное развитие трехлетних малышей позволяет им строить более прочные социальные связи. Главными авторитетами для них остаются родители. Дети активно копируют их поведение, речь, разговорные интонации. Потому маме с папой надо следить за своим поведением при ребенке. Если они ссорятся, их общение проходит на повышенных тонах, малыш будет нервничать и копировать такой тип поведения в контактах с другими. Когда родители показывают свою любовь друг к другу, кроха будет расти спокойной и сможет делиться похожими чувствами с друзьями и сверстниками. В трехлетнем возрасте разлука с мамой воспринимается уже не так трагически, как раньше. Потому дети могут спокойно посещать садик, школу раннего развития, более охотно остаются с няней.

Дети учатся вместе играть

Трехлетние дети уже научились вместе играть. Они способны взаимодействовать, создавать и запоминать правила игры. Часто копируют движения и навыки друг у дружки, что очень положительно влияет на их развитие. Поведение малышей может быть разным, кто-то с удовольствием отдает свои игрушки, кто-то жадничает. Одним больше нравятся спокойные ролевые игры, другие более охотно бегают и прыгают. Есть среди детей драчуны, есть болтуны и молчуны, кто-то из них общительный, а кто-то замкнутый. Это означает, что к трем годам начинают проявляться индивидуальные черты характера и особенности темперамента. Гуляйте с ребенком там, где есть дети. В трехлетнем возрасте без общения со сверстниками он не сможет полноценно расти и развиваться.

Питание и режим трехлетнего ребенка

Малыш к трем годам ест практически все. Это не значит, что он может полностью питаться со взрослого стола, его немного отличаются от потребностей взрослых. Количество пищи, которую должен съедать малыш в сутки, 1500-1600 грамм. Около 500 г составляет молоко и молочные продукты. Готовьте еду вместе с ребенком, спрашивайте, что он будет есть. Таким образом малыш будет учиться делать свой выбор, понимать собственные вкусы, и гордиться, что с его мнение считаются.

Чтобы малыш получал все необходимые витамины, его пищеварительная система хорошо работала, в меню должны быть овощи, ягодки и фрукты, а также сухофрукты. Ограничений практически нет, разве что у ребенка на какие-то фрукты аллергия. С осторожностью дают бобовые, чтобы не вызвать вздутия живота. Кроме овощей и фруктов в рационе малышей должны быть каши. Выбирать их желательно на вкус малыша, больше ограничений нет. Самые полезные крупы в детском питании – гречка, рис, овсянка, пшено, также можно давать ребенку перловку, кукурузную и ячменную кашку.

Протеины – один из самых необходимых пищевых ингредиентов. Они должны составлять не меньше, чем 70-80 грамм от всего суточного количества еды. Ребенок должен есть рыбку, мяско, яйца. Пока не рекомендуется давать малышу жирную утку и гуся, но немножко свинины, без сала, ему не повредит. Жирные сорта рыбки будут полезными, ведь в них есть много витамина Д. Часть белков малыш получает из молочных продуктов, можно ему давать творожок, сыр твердый и плавленый, кисломолочные напитки. Яичками детей кормят не чаще, чем 3-4 раза в неделю. Нельзя забывать о жидкости, ребенку необходимо выпивать около 600-700 миллилитров в сутки. Поупражняйтесь в приготовлении домашних соков, компотов, киселей и муссов. Они полезней, чем покупные. Вот приблизительное меню для трехлетнего малыша:

  • Утренний прием пищи. Пюре из картошечки с укропчиком, кефир, хлебушек с маслом и джемом.
  • Обед. Супчик овощной на бульоне из курочки, рагу из картошки, морковки, цветной капусты и помидорчика, курочка вареная, компот, кусочек ржаного хлебушка.
  • Полдник. Творожок с сахаром, стакан молочка, печенье овсяное.
  • Вечерний прием пищи. Макароны, запеченные с капустой и сыром, чай, хлебушек с маслом и повидлом.
Читайте также:  Эффективные приёмы по развитию речи у ребёнка четырёх лет

Для детей трех лет важно правильно составить режим дня и его придерживаться. Спит малыш один раз в день 1-3 часа, ночью – 9-10 часов, просыпается редко. Пред дневным и вечерним сном следует с ребенком прогуляться 1-2 часа. Если погода хорошая, полезной будет утренняя прогулка, сразу после завтрака. Лучшее время для физических упражнений – первая половина дня. Можно делать гимнастику после завтрака или после того, как ребенок пришел с улицы. Уроки для интеллектуального развития с ребенком лучше делать перед обедом, а творческие занятия перенести на вечер. Режим для каждого ребенка может иметь свои нюансы. Если малыш посещает садик, следует и в домашних условиях, на выходных или летом, придерживаться такого распорядка, который есть в детском учреждении. Иначе ему трудно будет адаптироваться после возвращения.

Важно следить за гигиеной ребенка. Приучите его мыть руки перед едой, после туалета и прогулки. Дважды в день чистите с ним зубки. Ногти на пальчиках нужно подстригать раз в неделю. Купают малыша через день или ежедневно. Научите малыша собирать свои вещи, после того как он разделся. Чистые пусть складывает в шкаф, а грязные относит в ванную. Это повлияет на его привычки в дальнейшем, приучит малыша к аккуратности.

Занятия для физического и умственного развития

В трехлетнем возрасте важно уделять внимание и физическому, и умственному развитию малышей. Гимнастика должна быть ежедневной, минут по 20-30. Сделайте ее интересной и веселой, занимайтесь с ребенком под музыку. Пускай ребенок вытянет ручки вверх, поднимется на цыпочках и скажет: «Я большой». Затем присядет и проговорит «Я маленький». Попросите малыша подольше постоять на одной ножке, как цапля, а затем попеременно попрыгать, то на одной, то на другой ноге. Лежа на спине ребенок поднимает ноги, качая таким образом мышцы пресса. Затем ложится на животик и пытается дотянуться носочками до затылка. Полезными будут занятия с большим гимнастическим мячом. Попробуйте найти обучающие видео ролики или специальные картинки в интернете, где более подробно описаны упражнения для трехлетних малышей.

В развитии речи к трем годам у детей наблюдается большой прогресс. Сейчас их нужно учить правильно формировать свои мысли, объяснять процессы и события, выражать эмоции словами. Очень помогут в этом игры с множеством вопросов. Попробуйте с ребенком группировать предметы по признакам.

Например, выясняйте, что может быть сладким, холодным, высоким. Приготовьте карточки с рисунками, пускай раскладывает и сортирует предметы по их основным признакам. Учите ребенка ориентироваться во времени. Можно начинать осваивать с ним календарь, пускай запоминает название времен года, месяцев. Рассказывайте ему о последовательности действий. Подчеркивайте, что сперва моются руки, а потом можно садится есть. Сначала из одежды нужно надеть колготки, потом штанишки, затем ботинки, и только после этого вы идете гулять.

Очень полезными будут занятия с ребенком на последовательность рядов. Для этого понадобятся карточки с рисунками, цветные картинки. На них могут быть нарисованы детки на разных этапах одевания, времена года, утро, день и ночь. Можно начинать игры, в которых нужно по признаку выделить одинаковые предметы или найти лишние, создать смысловые пары. Важное место должны занимать творческие занятия, лепка, рисование, аппликация. Пускай ребенок сам фантазирует, вы ему только подсказывайте, какие краски лучше взять, какая формочка поможет создать желаемую фигурку. Детали для аппликаций могут быть готовыми, но неплохо если малыш сам будет их вырезать по нарисованным линиям. Обязательным материалом для занятий с ребенком должны быть раскраски, цветные карточки, кубики с буквами и цифрами и другие развивашки. Любой род деятельности сопровождайте комментариями. Разговаривая с ребенком, вы совершенствуете его речь.

Занятия для эмоционального и психологического развития

Для эмоционального развития, совершенствования сенсорики и слухового восприятия пригодятся музыкальные занятия и танцы. Показывайте в книжке веселые картинки, учите шуточные стихи и песни. Ведь смех – одна из самых положительных эмоций, а чувство юмора поможет ребенку в будущем позитивно относиться к жизни, справляться с самыми сложными ситуациями. Родителям стоит знать, что у веселых детей возрастные кризисы проходят намного быстрее и легче. Правильное эмоциональное развитие не менее важно для ребенка, чем познавательное. Кроме того, музыка, цветные картинки, книги, способствуют развитию у малышей сенсорных способностей, фантазии, инициативы. Только в творчестве, которое соединено с обучением, дети могут расти и совершенствовать свои навыки.

Очень хорошо развивает мелкую моторику конструктор. Детали его могут быть разных размеров, и больших, и маленьких. Попробуйте вместе с ребенком построить домик из лего, затем поселите в него зайчика, придумайте вместе сказку об этом. Если вы практикуете раннее развитие, вам пригодится азбука, карточки Домана или кубики Зайцева, тетради, альбомы и другой полезный материал, который совершенствует умственные навыки, логику. Алфавит можно изучать и с помощью обычных книжек, с буквами, рисунками и стишками. Развитию математических способностей способствует изучение цифр, последовательных рядов, в три года можно уже начинать обучать ребенка простым арифметическим действиям. Тематическое занятие должно быть интересным, чтобы малыш не заскучал, и не утратил к нему интерес.

Как развивать ребенка в 3 года


Если в двухлетнем возрасте малыш еще является наблюдателем, то в три года он становится любознательным исследователем окружающего мира. На плечи мамы и папы ложится непростая задача – помочь ребенку получить необходимый опыт и знания и в то же время, оградить его от возможных травм. Важно следить, чтобы малыш развивался гармонично, как в физическом и психическом отношении, так и в интеллектуальном плане.

Физическое развитие ребенка

Основная цель – сделать ребенка более сильным, выносливым, ловким, научить его хорошо координировать свои движения. Специалисты центра «Каркуша» рекомендуют ежедневно выполнять следующие упражнения:

  • перешагивание через небольшие препятствия;
  • хождение по наклонной плоскости;
  • прыжки через нарисованную линию (типа игры в классики);
  • хождение по бечевке, положенной на пол;
  • прыжки на обеих ногах вперед себя;
  • прыжки с маленькой высоты.

Трехлетним малышам очень полезно плавать, танцевать, играть в различные игры с мячом, кататься на велосипеде, выполнять различные упражнения на детской спортивной стенке. Обязательно приучите ребенка делать утреннюю зарядку или занимайтесь фитнесом вместе с ним.

Интеллектуальное и творческое развитие

В три года ребенок активно познает окружающие предметы и явления, исследует свои возможности, а для этого необходимо развивать внимание, логическое мышление, память, фантазию. Какие упражнения помогут?

  • Поиск нужного цвета по образцу или названию.
  • Собирание матрешек, пирамидок, формочек разных размеров.
  • Подбор объемных и плоских квадратов, кругов, треугольников и других геометрических фигур.
  • Игры на различие понятий «маленький», «большой», «средний».
  • Складывание картинки-загадки: сначала из 2 двух, потом из 3-4 частей.
  • Поиск целой картинки по ее кусочку.
  • Обобщение предметов по главному признаку: живой-неживой, съедобный-несъедобный и т. д.
  • Игра в мозаику, лото, домино.
  • Поиск соответствий, например, тени и фигурки.
  • Поиск лишнего предмета в группе других предметов.
  • Добавление недостающих деталей.
  • Совместное чтение сказок. Если ребенок знает некоторые буквы, попросите найти их в тексте.

Используйте каждую возможность, чтобы сообщить малышу что-то новое. Например, во время прогулки рассказывайте ему о деревьях, животных, явлениях, транспорте – словом, обо всем, что вам встретилось по пути.

Изучение элементарных математических понятий, цифр должно проходить в игровой форме. Добейтесь того, чтобы ребенок не просто зазубрил названия цифр, а научился именно определять количество предметов.

Для развития творческого мышления специалисты центра «Каркуша» советуют регулярно выполнять с ребенком следующие упражнения:

  • игра с конструктором, кубиками, создание конструкций по образцу;
  • собирание несложных пазлов;
  • рисование и раскрашивание красками, карандашами, фломастерами;
  • рисование разнообразных геометрических фигур, можно использовать трафарет или лекало;
  • лепка простых фигурок из пластилина, соленого теста, глины;
  • аппликации из природных материалов, цветной бумаги и картона, журнальных вырезок;
  • вырезание ножницами по контуру и т. д.

Дети в 3 года с удовольствием играют в сюжетные игры, кукольный театр, участвуют в несложных коротких инсценировках.

Развитие речи

В норме трехлетний ребенок хорошо владеет примерно 1000 словами и уже умеет неплохо говорить, поэтому развитию речи следует уделить особое внимание. Что вы можете делать?

  • Общайтесь с ребенком как можно больше, интересуйтесь тем, что он говорит.
  • Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Это поможет правильно поставить звуки речи.
  • Обсуждайте сюжетные картинки. Сборник сказок Владимира Сутеева идеально подойдет для занятий.
  • Разучивайте стихи и песенки. Успехом у малышей пользуются стихотворные загадки.

На развитие речи положительно влияют игры и упражнения, где задействована мелкая моторика, например:

  • всевозможные игры с крупами, фасолью, пуговицами, песком, ракушками, макаронами и т. д.;
  • застегивание пуговиц, шнуровка;
  • пальчиковая гимнастика;
  • оригами;
  • игры с водой.

Развитию речевого слуха помогают музыкальные занятия: пение, угадывание привычных звуков, игры на музыкальных инструментах, угадывание песен, пропевание гласных звуков.

Социальное развитие

Развитие социальных навыков особенно важно, если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад. Для этого поощряйте игры и общение с другими малышами на детской площадке во дворе. Кроме того, приучите малыша к самостоятельности:

  • давайте посильные поручения, например, заправить постель, убрать игрушку, помыть тарелку за собой;
  • просите помочь, когда вы готовите или делаете уборку;
  • научите одеваться и раздеваться, застегивать ботинки, аккуратно складывать вещи;
  • познакомьте с правилами поведения за столом, на улице, в общественном месте, в гостях и т.д.
  • научите словам вежливости: спасибо, пожалуйста и т. д.

Как заниматься в домашних условиях?

Развивающее занятие должно проходить в подходящих условиях: при хорошем освещении, в проветренной комнате. Телевизор и компьютер нужно выключить, игрушки убрать, чтобы ничего не отвлекало малыша. Убедитесь, что ребенок отлично выспался, не устал, его не мучает голод или жажда. Старайтесь, чтобы ваши занятия проходили регулярно, в одно и то же время, ведь трехлетки весьма чувствительно относятся к изменениям режима.

Если ребенок отказывается выполнять предложенные задания, не заставляйте его силой, займите его чем-нибудь другим. Через некоторое время повторите попытку, скорее всего, она окажется успешной.

Кризис трех лет

Трехлетний кризис считается самым бурным в развитии ребенка, и он является серьезным препятствием для регулярного проведения развивающих занятий. Негативизм, истерики, упрямство, игнорирование просьб, ревность – со всем этим вы можете столкнуться в любой момент. Как поступить в этом случае?

  • Меняйте тактику своего поведения и не обращайте внимания на истерику.
  • Дайте ребенку больше времени, чтобы он мог прийти в себя.
  • Предоставьте выбор или его иллюзию.
  • Вместо того чтобы заставлять ребенка, предложите помощь.
  • Не критикуйте и не ругайте.

Если вы чувствуете, что не справляетесь с собой и ребенком, воспользуйтесь помощью детских психологов и педагогов раннего развития. Скорее всего, в незнакомой обстановке ребенок начнет вести себя более спокойно. Занятия в центрах раннего развития проходят в небольших группах до 6 человек, где дети чувствуют себя комфортно и им уделяется много внимания.

Развитие ребенка в 3 года

Трехлетние дети активно развиваются и физически, и эмоционально, и психически. Они очень многому уже научились, если сравнить с умениями в годик или два. Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.

Особенности возраста

  • Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
  • Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
  • Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
  • Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
  • Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.
Читайте также:  Художественно-эстетическое и познавательное развитие ребенка дошкольного возраста через рисование

Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

  • Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
  • Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
  • Длительно слушать сказки.
  • Задавать много вопросов.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
  • Рассказывать знакомую сказку по картинке.
  • Разучивать стихи и песни.
  • Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
  • Показывать части тела и знать их назначение.
  • Называть себя «я».
  • Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
  • Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
  • Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
  • Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
  • Считать до трех.
  • Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
  • Собирать игрушки из 4-6 деталей.
  • Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
  • Рисовать по своему замыслу.
  • Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
  • Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
  • Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Использовать носовой платок.
  • Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.

Что такое «кризис трехлетки»?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.

Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:

  1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
  3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
  4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
  5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
  6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
  7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.

Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.

Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.

Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.

Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

  • Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
  • Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
  • Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
  • Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
  • Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
  • Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
  • Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:

Показатель

Среднее значение в 3 года

Границы нормы для мальчиков 3 года

Границы нормы для девочек 3 года

Топ-8 обучающих игрушек для детей от 3 лет

Сегодня полки детских магазинов переполнены товарами на любой цвет и вкус. С каждым днем становится все сложнее сориентироваться, какие игрушки действительно полезные и развивающие для детей 3 лет, а какие нет. Мнение психологов на этот счет однозначно: при выборе предметов для игр важно руководствоваться не дороговизной, популярностью или наличием «крутых» функций, а здравым смыслом. Нужно задать себе вопросы: «Какие качества будут развиваться у малыша? Насколько позитивным будет его представление о внешнем мире? Соответствует ли игрушка возрасту?».

Особенности развития в 3 года

Трехлетний малыш продолжает активно развиваться, совершенствуется работа его нервной системы, формируется опорно-двигательный аппарат. В этом возрасте повышается выносливость и концентрация внимания. Ребенок начинает проявлять терпение. Он стремиться сделать все сам.

В 3 года дети начинают задавать сотни вопросов: «А это зачем? Почему? Как?». Таким образом формируется представление о внешнем мире. Позже они научатся оперировать полученными знаниями, подвергать их глубокому анализу.

По-прежнему основной деятельностью малыша остается игра. Теперь в ней появляется сюжет, состоящий из нескольких событий: машина выезжает из гаража и перевозит груз, кукла просыпается и идет кушать.

Развивается воображение, к концу 3 года малыш примеряет на себя разные роли: доктора, пожарного, полицейского, своих родителей. Примерно к этому же времени появляется способность к анализу. Ребенок может выделить лишний предмет по определенному признаку, найти отличия на картинке. При решении задачи он все меньше действует экспериментальным путем, больше обдумывает свои действия. К примеру, строит из конструктора дом, оставляя место для двери, окна, соизмеряет проем с размером игрушки, которая будет в нем жить.

Актуальные игрушки

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с двигательной активностью. Чем подвижнее малыш, тем выше его мыслительные способности. Поэтому в возрасте 3 лет особенно актуальны игрушки, которые требуют подвижности: мячи, велосипед, беговел, детский спортивный уголок и т. д.

Кроме того, 3 года – возраст накопления представлений о внешнем мире. Ребенок активно усваивает названия предметов, учится правильно произносить их. Важно рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг, и при этом называть вещи своими именами (например, птица голубь, птица ворона, легковая машина, грузовая машина). Из игрушек будут полезны развивающие карточки, книги со сказками, детские энциклопедии, обучающие плакаты, планшеты, магнитная азбука.

Другие актуальные сферы развития:

  • концентрация внимания;
  • память;
  • ориентация в пространстве и времени;
  • наглядно-образное мышление;
  • воображение;
  • мелкая моторика;
  • речь.

Топ-8 игрушек для детей 3 лет

Психологи считают, что для детей в большей мере полезны игрушки, в игре с которыми задействуется воображение. То есть, выбирая между говорящей куклой и обычной, стоит отдать предпочтение второму варианту. Лучше будет, если ребенок сам придумает диалог, сможет менять его в зависимости от игрового сюжета.

Конечно, музыкальные игрушки имеют место быть. Различные летающие экземпляры, машины на радиоуправлении интересны и вызывают восторг у детей. Но по большей части они подходят для развлечения, а не для развития. Читайте далее список актуальных развивающих игрушек для детей 3 лет.

Конструкторы и мозаика

Такие игрушки однозначно полезные. Они тренируют мелкую моторику, усидчивость, ориентацию в пространстве, положительно влияют на речь, воображение и мышление малыша. Тем более что вариаций конструкторов существует множество:

  • магнитные;
  • блочные;
  • кубики;
  • на присосках;
  • в виде липучек;
  • в виде сот;
  • с болтами и гайками.

Фигурки людей, животных, сказочных существ

С помощью таких игрушек можно учить названия или разыгрывать различные сюжеты, развивающие воображение и знакомящие малыша с нормами поведения в социуме.

Для возраста 3 лет актуальны такие персонажи:

  • домашние и дикие животные;
  • пупсы;
  • куклы женского и мужского пола;
  • любимые персонажи сказок, мультфильмов.

Причем неправильно полагать, что куклы – лишняя игрушка для мальчиков. Одна или две принцессы найдут применение в игре, где малыш будет рыцарем. Через игру в куклы проще объяснить, как правильно вести себя с девочками, что они слабее, почему им нужно уступать и помогать.

Головоломки

В 3 года становятся актуальными логические игры. Они тренируют смекалку, речь, все виды мышления.

Вот перечень самых популярных игрушек-головоломок:

  • журнал с наклейками, которые нужно приклеить на определенные места;
  • пазлы с 8–16 элементами: деревянные, кубиками, картонные, 3D;
  • матрешка;
  • сортеры;
  • шнуровки;
  • детское лото, домино, другие настольные игры;
  • лабиринты.

Транспортные средства

Подобные игрушки развивают логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук. Они учат пространственной ориентации, а у мальчиков пробуждают интерес к механике.

Детям 3 лет интересны такие транспортные средства:

  • коляски для кукол (для девочек);
  • гоночные машины, трек, паркинг (для мальчиков);
  • поезд с железной дорогой;
  • строительная техника;
  • спецмашины: пожарная, полицейская, скорая.

Игрушки для улицы

Для трехлетнего ребенка важно много времени проводить на свежем воздухе. Поэтому у него должно быть достаточно игрушек для улицы. Какие из них лучшие?

  • Мячи.
  • Велосипед.
  • Трехколесный самокат.
  • Беговел.
  • Набор для песочницы.
  • Мыльные пузыри.
  • Цветные мелки.

Игрушки для творчества

Занятия творчеством не только тренируют фантазию. Они способствуют лучшей концентрации внимания, улучшают память, совершенствуют мелкую моторику и речь малыша.

Для трехлетки особенно интересными покажутся:

  • раскраски;
  • альбом и цветные карандаши, фломастеры;
  • цветная бумага и клей;
  • кисточка и краски (гуашь, акварель медовая, пальчиковые);
  • пластилин и тесто для лепки;
  • тематические наборы (например, для раскрашивания фигурки из гипса).

Обучающие игрушки

В 3 года ребенка можно знакомить с буквами, счетом, геометрическими фигурами, оттенками цвета.

Для интеллектуального развития подойдут следующие игрушки:

  • детские планшеты и плакаты с азбукой;
  • обучающий телефон, ноутбук;
  • карточки и детские энциклопедии;
  • магнитная доска с алфавитом.

Важные характеристики

Актуальность и развивающая польза игрушки – далеко не единственные качества, которыми должны руководствоваться родители при покупке. Важно обратить внимание на такие характеристики и особенности:

  • Безопасность. В 3 года ребенок все еще может пробовать предметы на вкус. Важно, чтобы игрушка была сделана из нетоксичных материалов, не имела неприятного запаха, не содержала слишком мелких деталей.
  • Соответствие возрасту. В жизни часто происходит так, что ребенок интересуется игрушками младших или старших детей. Не нужно запрещать ему это делать. Например, в 3 года вполне можно познакомить малыша с домино или шашками, дать погреметь погремушкой. Но целенаправленно выбирать лучше те варианты, которые соответствуют развитию. Например, то же домино, но детское, или вместо погремушки – маракасы или другой музыкальный инструмент.
  • Влияние на развитие. Прежде чем приобрести ту или иную игрушку, важно задуматься, какие качества у ребенка она будет формировать. Конечно, не все экземпляры должны быть полезными, нужны также интересные и развлекательные. Но их доля должна быть небольшой, до ⅓ от общей массы.
  • Влияние на психику. Родители также должны обращать внимание, какое представление о мире формирует та или иная игрушка. Для психического здоровья важно, чтобы ребенка окружали добрые персонажи, реалистичные животные. Сказочные существа тоже нужны, но их доля должна быт разумной. Если малыш будет играть сплошными монстрами, роботами, собаками фиолетового цвета или пушистыми розовыми слонами, то это не лучшим образом скажется на его восприятии реальности.
  • Здравомыслие. На одной международной выставке игрушек был представлен экземпляр, который нужно было разрезать, после чего из него выпадали внутренности: сердце, печень, легкие. Или взять те же куклы с детальным изображением половых органов. Подходят ли они для игр и во что с ними можно поиграть? Руководствуясь здравым смыслом, лучше оставить их в магазине.
Читайте также:  Как с ребенком учить стихи: 5 важных моментов

И самое главное: при выборе игрушек в 3 года стоит учитывать наличие интереса к ним у ребенка. Не стоит навязывать свое мнение, руководствуясь только пользой выбранного экземпляра и стремлением развить малыша. У детей в этом возрасте уже есть свой характер, предпочтения, определенные наклонности. Также стоит учитывать, что для ребенка все еще важно участие родителя в игре. Нужно показывать, как обращаться с игрушкой, что делать, чтобы выполнить задание. Обязательно хвалите труды малыша, его смекалку, воображение, ум.

Интеллектуальное развитие или что должен уметь ребенок в возрасте 3 – 4 лет

Моему ребенку скоро три годика, а значит пора осваивать новые горизонты. Для начала составим план интеллектуального развития на ближайший год. За основу, как и в предыдущей статье на эту тему, возьмем методику Ольги Николаевны Земцовой, кандидата педагогических наук, руководителя Центра дошкольного развития и воспитания детей, заслуженного учителя России, автора уникальных пособий для детей от 2 до 6 лет.

Выбор в пользу этого автора не случаен, так как весь предыдущий год мы с дочкой работали по ее методике и, на мой взгляд, добились неплохих результатов, а именно: ребенок с легкостью выполняет большинство заданий по книжкам для детей 2-3 лет, эти занятия ей в радость и она не боится выполнять новые задания по ее книгам для деток более старшего возраста. А значит предложенные пособия разработаны с учетом возрастных особенностей детей.

Итак, что же должен уметь ребенок в возрасте 3 – 4 лет?

Память, внимание, мышление

  • Складывать по образцу несложные сооружения из конструктора.
  • Распознавать и правильно называть основные цвета.
  • Находить схожесть и отличия между двумя предметами или рисунками.
  • Решать простые логические задачи и из трех предметов выбирать нужный.
  • Отвечать на вопросы: «Зачем нужна ручка на сумке? Что нужно сделать, чтобы суп был соленым?» и под.
  • Находить ошибки и несоответствия на рисунках.
  • Находить пару предмету, объяснять, какая между ними связь.
  • Раскладывать от 4 до 6 предметов по порядку; знать, что было вначале, а что – потом.
  • Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 увиденных предметов, содержание сюжетного рисунка.
  • Называть свои имя, фамилию, отчество, имена родственников, свой домашний адрес.

В этом возрасте ребенок владеет огромным потенциалом, активно развиваются его познавательные способности. Ребенок учится понимать значения вопросов и соотносить их с предметами и явлениями окружающей среды, проявляет инициативу и самостоятельность во время выполнения заданий.

Математика

  • Определять размещение предметов: слева, справа, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
  • Узнавать и правильно называть круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник; а также все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
  • Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
  • Расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
  • Раскладывать числа 2, 3, 4, 5 (знать состав числа).
  • Сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте, толщине).
  • Сравнивать количество предметов, понимать значения слов «больше», «меньше», «поровну». Делать ровными неровные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

Ребенок усваивает количественный и порядковый счет; знакомится с графическим образом числа; учится правильно писать цифры.

Развитие речи

  • Называть предметы окружающей среды.
  • Правильно называть части предметов (например, детали одежды: рукав, манжет, карман).
  • Понимать, чем отличается строение тела человека от животного (руки – лапы, ногти – когти, волосы – шерсть, лицо – морда).
  • Находить предмет по описанию (мяч – круглый, желтый, резиновый).
  • Самостоятельно описывать предмет.
  • Подбирать противоположные слова (перо легкое, а гиря тяжелая).
  • Понимать значения предлогов (в, на, под, за, между, перед, возле и т.д.)
  • Поддерживать разговор: отвечать на вопросы и правильно их задавать).
  • Рассказывать на память несколько стишков, загадок, прибауток.
  • Составлять небольшой рассказ по рисунку при помощи взрослого.
  • Пересказывать содержание услышанной сказки.
  • Согласовывать слова в роде, числе, падеже.

В этом возрасте активно развивается речь ребенка, формируется его словарный запас; ребенок проявляет интерес к творчеству.

Графические навыки

  • Пользоваться разными художественными средствами: мелом, красками, карандашами, фломастерами.
  • Проводить линии разной длинны и в разных направлениях, рисовать круги, простые рисунки (домик, грибок) , обводить и раскрашивать рисунки.

Не все получается аккуратно, но многие дети с удовольствием выполняют эти задания.

Для успешного выполнения данного плана опять же советуем приобрести серию книг О. Н. Земцовой «Умные книжки» для детей 3-4 лет или подобные пособия других авторов.

Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет: каким путем пойти?

Привет всем от Татьяны Сухих, хозяйки авторского блога о воспитании и развитии деток! Некоторая моя зацикленность на вопросе всесторонней тренировки «соображалки» у дошкольников объясняется тем, что сегодня все больше родителей жалуются на то, что их дети менее сообразительны, чем были они сами в детстве, и просят совета, как это явление побороть. Итак, интеллектуальное развитие детей 3-4 лет – тема сегодняшнего разговора.

Как понять, что мозг ребенка нуждается в усиленной атаке?

Конечно, каждый малыш развивается в собственном темпе, но есть общие критерии, по которым можно сделать определенные выводы об уровне смышлености, уже полученных знаниях и умениях. Если хотите проверить себя и свое чадо, вам в помощь даю перечень желательных достижений трех-четырехлеток:

  • Общее развитие (память, мышление, внимание): знает основные цвета и может их правильно назвать; ловко работает с конструктором и складывает фигуры по образцу; умеет находить сходство и различие между предметами; умеет исключать лишний предмет из одной парадигмы; находит схожие предметы и может объяснить свой выбор.

Кроме того, знает назначение разных орудий труда, инструментов представителей основных профессий; видит ошибки или несоответствия на картинках; может разложить предметы (4-6 шт.) по определенному порядку в соответствии с поставленной задачей; способен запомнить и назвать 4-5 показанных предметов; может пересказать сюжет иллюстрации.

Также ребенок знает свои данные (ФИО), называет дату рождения и называет имена ближайших родственников, плюс – домашний адрес. При этом должна наблюдаться инициативность, стремление к самостоятельности, интерес к окружающему миру и новым знаниям.

  • Математика: определяет понятия впереди, сзади, вверху, внизу, справа-слева; знает цифры 0-9; узнает и называет основные геометрические фигуры. Может выбрать заданное количество (в пределах 10) предметов, посчитать их; сумеет посчитать в обратном порядке от 5 до 1; знает состав чисел 2, 3, 4, 5. Важно уметь сравнивать предметы по разным критериям (величина, высота, ширина, толщина).

Кроме того, четырехлетка определяет, где больше предметов, где меньше, а где – поровну. Учится писать цифры.

  • Практические навыки: умеет пользоваться красками, карандашами, мелками, фломастерами; обводит по контуру и разукрашивает рисунки; может нарисовать круг, прямые, прерывистые и волнистые линии.

Может изобразить простые предметы: домик, грибок и т.п. Всему этому мы обучаем малышей в детском саду, но для «домашних» ребят этот критерий очень важен, не всегда мамы уделяют обучению рисованию достаточно времени.

Отдельно стоит сказать об уровне развития речи, поскольку это самый главный критерий работы мозга.

О чем можно поговорить с четырехлеткой?

Критерии развитости речи: называет явления и предметы из среды, которая его окружает; знает названия деталей одежды и частей бытовых предметов; имеет четкое представление о различиях между телом человека и животных (птиц): руки – лапы, ногти – когти. Сумеет разгадать загадки-описания. Может самостоятельно описать предмет по признакам. Также понимает, как подобрать слово с противоположным качеством предмета (антоним).

Правильно использует предлоги в предложениях, правильно склоняет слова. Умеет задавать, отвечать на вопросы и поддерживать разговор. Знает несколько прибауток, стишков, потешек. По картинке способен составить короткий рассказик. Пересказ любимой сказки тоже не должен представлять сложности для детей 3-4 лет.

Речевая активность тесно связана с эмоциональным развитием. Малыш в этом возрасте умеет распознавать эмоции и сам может изобразить по просьбе взрослого какую-то «мину» на личике.

Эффективные материалы для «мозговой атаки»

Как обычно, направлю вас в «УчМаг», где есть много отличной литературы по вопросам развития интеллекта:

  • «Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет» – эта серия разработана известным педагогом-новатором Земцовой О.М., которая создала такие обучающие детские книги и пособия, которые заслуживают всеобщее восхищения, как педагогов, так и родителей. Помимо серии «Грамотейка», мне нравятся ее книжечки для знакомства с животным миром, математикой и т.д.
  • «Интеллектуальное развитие для детей 3-4 лет» – здесь есть и устные задания, и для выполнения карандашом, а также можно работать с наклейками.

Особое внимание стоит уделять работе над звукопроизношением, поскольку существует аксиома: «как говорю, так и мыслю». Я, если помните, писала два материала по этой теме, кому интересно, прочтите: «Игра на автоматизацию звуков З-С-Ц – «свистящие» нам под силу!» и «Игра на автоматизацию звуков Г-К-Х – исправляем дефекты речи».

Также могу посоветовать прекрасные дидактические игры на звуки:

  • «10 игр со звуками К, Г, Х для познавательного, речевого и интеллектуального развития детей 4-10 лет: комплект из 36 предметных карточек и 20 жетонов в коробочке» ;
  • «10 игр со звуками С, Сь, Ц для познавательного, речевого и интеллектуального развития детей 4-10 лет: комплект из 36 предметных карточек и 20 жетонов в коробочке» ;
  • «10 игр со звуками З, Зь для познавательного, речевого и интеллектуального развития детей 4-10 лет: комплект из 36 предметных карточек и 20 жетонов в коробочке» .

Какой же дорогой идти, чтобы развить мозг ребенка? Помимо авторских материалов Земцовой, стоит обратить внимание на развивающие игры и технологии Никитина Б.П. «Ступеньки творчества», игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича и Харько, а также мои любимые разработки Дьенеша и Кюизенера.

Есть универсальная программа по интеллектуальному развитию в рамках дополнительного образования «Умка» – здесь упор поставлен та ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).

В общем, направление поиска я дала, если нужно будет еще углубить материал, жду предложений и вопросов! А пока прощаюсь, и как обычно жду откликов в виде комментариев и лайков, а также – новых подписчиков.

Ссылка на основную публикацию