Художественно-эстетическое и познавательное развитие ребенка дошкольного возраста через рисование

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Обобщённый педагогический опыт педагога

муниципального образовательного учреждения

детский сад № 93 г. Карталы

Мордвинцевой Анастасии Юрьевны

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»

Сведения:

Мордвинцева Анастасия Юрьевна образование средне-специальное, закончила Магнитогорский педагогический колледж в 2008 году. По специальности дошкольное образование, квалификация – воспитатель детей дошкольного возраста и руководитель физического воспитания.

В данный момент работаю в МДОУ №93 в должности воспитатель. Педагогический стаж и стаж в занимаемой должности 5 лет. Имею вторую квалификационную категорию, которая была присвоена 30.11.2009 года. Награды: Грамота за участие в конкурсе педагогический дебют «Воспитатель года 2012»; Благодарственное письмо от главы Карталинского городского поселения С.В. Кочнева, 2009г.

Предисловие.

Изобразительная деятельность очень интересна для ребёнка-дошкольника, потому что удовлетворяет его желание действовать вообще и продуктивно – в частности, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному, пережитому.

Ребенок любит узнавать что-то новое. Занимаясь рисованием, он не только активно и самостоятельно действует, но и создает сюжетные картинки, композиции. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.

Другая значимая потребность – познавательная.Изобразительное искусство – специфическая форма познания. Следовательно, занимаясь деятельностью, сходной с искусством, ребёнок познает жизнь в разных ее направлениях. Ученые (философы, искусствоведы Ю.Борев, В.Ванслов, А.Лилов), определяя функции искусства, называют познавательную одной из главных. Искусство является важнейшим средством эстетического познания мира. А.Лиловпишет поэтому поводу: «Искусство – одна из богатейших сокровищниц человеческого познания. История человечества немыслима без этой сокровищницы. В своем движении вперед человек каждый день обращается к ней. Художественно-эстетическое понимание жизни является главной предпосылкой ее художественно-эстетического изменения, освоения и позаконом красоты». Далее Лилов отмечает, что познавательная способность составляет закономерную особенность всех искусств и что художественный образ всегда является восприятием определённой информации, идеи о мире, о человеке. А изобразительная деятельность как раз и может в естественной форме, логически связанной с задачами деятельности изображения, обогащения содержания детского творчества, обеспечить удовлетворение потребности ребенка в познании. И, поскольку данная потребность не насыщаема, постоянное расширение представлений об окружающем мире и последующее их отражение в изобразительной деятельности будут вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение к деятельности. В свою очередь процесс отображения предметов и явлений в рисунках способствует уточнению, закреплению ранее полученных представлений и знаний и приобретению новых.

Условия формирования опыта.

На формирование опыта работы на меня оказал следующий фактор:во время работы в детском саду я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, знаний. Стимулом побудить детей к деятельности – заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, но и ещё могут познавать окружающий мир через рисование. И мне удалось найти то, что нужно.

Проанализировав рисунки детей старшего дошкольного возраста, пришла к выводу – у детей недостаточно развито мышление, творчество, воображение, необходимо не толькооблегчить им навыки рисования, но и ещё нужно познавательное развитие детей. Именно этот анализ натолкнул меня на мысль: «А не попробовать ли в практике приёмы нетрадиционных техник рисования?». Ведь дошкольник в своём познавательном, творческом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Такжеэтим можно на много повысить интерес дошкольников к окружающему миру.

Теоретическая база опыта.

Мной творчески реализуется такая теория, как формирование творческой личности.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней её развитие начинается с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чембольше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Актуальность.

Чтобы привить любовь к познанию окружающего мира вызвать интерес к рисованию, я использую нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, мелкую моторику рук, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов способствует снятию детских страхов, обретение веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее, ярче.

Ведущая идея опыта работы.

Изучив работы различных авторов, таких как:парциальная программа «Росток» А.В.Шестакова; Е.В.Баранова,А.М.Савельева «От навыков к творчеству»; Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе»; Г.Н.Давыдова «Техники нетрадиционного рисования», Т.С.Комарова « детское художественное творчество»;Л.Н.Вахрушева «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7»; Н.В.Микляева «Комментированное рисование в детском саду»; под редакцией А.В.Можейко «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников»; «Воспитатель» №5/2012; Т.Н.Яковлева «Пластилиновая живопись»; «Воспитатель №9/2009стр.57»; «Воспитатель №6/2012стр.73»; Н.В.Микляева, С.Н.Толстикова, Н.П.Целикина «Сказкотерапия в ДОУ и семье» и др. источники, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

– познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;

– научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования;

– сформировать познавательный интерес к окружающему миру, через использование нетрадиционных техник рисования;

Целью моей работы является – создание педагогических условий для познавательного развития детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается вразработке и внедрении в воспитательно-образовательный процесс непосредственно организованной деятельности по художественному творчеству использование нетрадиционных техник рисования развивающих у дошкольников познавательный интерес.

Познавательный интерес детей при применении нетрадиционных техник рисования развивается в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов; в расположении; в создании предметов, картин; в умении найти способ изображения и оформления; в перенесении задуманного на бумагу. В процессе работы над опытом, написала и разработала педагогические проекты«Новогодний калейдоскоп», «Снежная семья» (см.приложение).

Адресность опыта.

Применение данного опыта возможно в условиях работы с детьми дошкольного возраста в творческих кружках, в детском саду воспитателями в непосредственно образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности, в форме индивидуальных, подгрупповых взаимодействий педагога с воспитанниками.

Организация образовательного процесса.

Мой опыт работы предусматривает познавательное развитие старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования и включает в себя знакомство с окружающим миром.

Тщательно изучив материалы, касающиеся познавательного развития детей, я использую такие методы и приемы как:

· Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, открыток, наглядных пособий)

· Словестный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)

· Практический (самостоятельное выполнение детьми картин, изделий).

Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность самостоятельного выбора средств изображения. Так, например, для рисования «осенней березы» я приготовила несколько средств изображения листвы: сухие листья, смятая бумага, трафареты, где ребята выбирали сами, чем и как они будут рисовать листву(см.приложение).Создала условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, пластилин, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрированный материал (см.приложение). Для игровых и сюрпризных ситуаций, для мотивации детской деятельности изготовила куклу – Весёлый карандаш (см.приложение). Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.На занятиях стараюсь решать познавательные, обучающие и творческие задачи. В ходе занятий использую различные техники рисования.В целях эмоционального воспитания, рассматривание предметов сопровождаю художественным словом, потешками, образными словами ( см.приложение). Также использую сказки и легенды, которые помогают детям окунуться в атмосферу.

В процессе работы составила и написала перспективные планы кружка «Весёлый карандаш и его друзья» 2009-2010 гг., «Радуга красок» 2012-2013гг. (см. приложение) составила конспект занятий для детей дошкольного возраста (см. приложение). Занятия провожу с группой детей по 8-10 человек один раз в неделю. Написала алгоритм проведения занятий (см. приложение). Продолжительность занятий 20-30 мин. Выбрала следующие направления в работе с детьми:

· Расширенное знакомство детей с окружающим миром.

· Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

· Самостоятельное создание детьми рисунков с творческим применением полученных знаний.

Формыработы с детьми по ознакомлению с окружающим миром различные:

§ Занятия на основе метода интеграции;

§ Рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

§ Выставки детских работ.

§ Экспериментирование с различными художественными материалами;

§ Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

§ Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;

§ Также в работе с детьми использую здоровьесберегающие технологии такие как:

Сказкотерапия» – сочинение, рассказывание сказок на определенную тему. Рисование по мотивам сказки.

Сказкотерапию использую как в начале занятий, так и в конце. Сказка может сыграть большую роль в познавательном развитии детей.

– «Синквейн» – (от франц. слова «пять») – приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Например:

1. «Новый год» – слово-предмет, отражающее главную идею;

2. радостный, долгожданный – два слова-признака к первому;

3.приходит, веселит, радует – три слова-действия;

4.Я радуюсь новому году! – фраза отражающая отношение автора к теме;

5.праздник, подарки – три слова-предмета, ассоциативно связанные с первым словом.

Составление «синквейна» я использую, как итог в познавательной работе с детьми.

Выбрала тему для самообразования «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Существует много техник нетрадиционного рисования (см.приложение):

· «Печать листьями на бумаге»

· «Оттиск мятой бумагой»

· «Процарапывание рисунка кусочками картона»

· «Эффект смятой бумаги»

· «Эффект потрескавшегося полотна»

· «Рисование способом тычка»

Иногда при создании работы использую с детьми несколько нетрадиционных технологий сразу, например: «Дерево в снегу» ребенок рисует дерево с помощью техники «монотипия» и дорисовывает снег техникой «способ тычка» (см. приложение), такая любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать. Стараюсь показать ребятам, что сложные узоры состоят из простейших, знакомых частей – точки, кружка, кольца, прямых, волнистых линий. Объясняла, как нарисовать несложный узор с помощью техник «отпечатки», «оттиск орнамента», а затем предлагала детям самим его выполнить, например: «Укрась вазу», «Укрась поднос» (см.приложение).

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений. Большинство работ ребята выполняют аккуратно, с хорошей техникой рисования.Необычность техник состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. С помощью них у детей формируется познавательный интерес к окружающему миру. Такие методы и приёмы помогают мне интересно организовать творческий процесс во время работы с детьми. Свою работу стараюсь строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармонично. Формы проведений занятий разные: путешествия в «осенний лес», превращения в мастеров художников.

В работе с педагогами приготовила консультацию на тему «Нетрадиционные техники рисования» (см.приложение). Приготовила листки-памятки с рекомендациями для педагогов, где и как можно использовать нетрадиционные техники рисования (см.приложение).

В работе с родителями провела «Мастер-класс» на тему «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования».Познакомила родителей с тем, чему собиралась учить детей, объясняла, с какой это целью делается. Родители пробовали рисовать в технике «монотипия», им очень понравилось, они остались довольны.

Результативность опыта

Результативность опыта отслеживалась в течение 2-х лет (в старших группах) посредством исходной и итоговой диагностики. Я проводила 2-е диагностики: «уровень овладения изобразительной деятельностью» и «уровень развития познавательных процессов»(см. приложение). Итоговые диагностики организовывалааналогично тем, которые проводила в начале работы. Диагностики позволили мне оценить результаты педагогического воздействия на детей разного уровня развития. Представленные в таблицах (см. приложение) результаты обследования воспитанников свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей.

Так в 2009-2010 г обследовала 9 детей старшего дошкольного возраста, уровень овладения изобразительной деятельности увеличился со 117 общих баллов до 149 (где наивысшее число 189, низшее 63). Развитие познавательных процессов у 55,5% детей преобладал уровень ниже среднего, у 44,5% – средний уровень, то к концу года увеличилось количество детей со средним уровнем на 33,3%, стало 77,8%, и у 22,2%детей уровень выше среднего. Детей с ниже средним уровнем нет.

В 2012-2013 г было обследовано 10 детей старшего дошкольного возраста, где уровень овладения изобразительной деятельности увеличился со 149 до 175 баллов (где высшее число 210, низшее 70). Развитие познавательных процессов у 60% детей преобладал уровень ниже среднего, у 40% – средний уровень, то к концу года у 100% детей преобладал средний уровень развития.

Полученные в ходе диагностики результаты позволяют мне сделать вывод, что занятия в кружке по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционными техниками рисования комплексно воздействуют на развитие детей.

Читайте также:  Задержка развития у ребёнка в 4 года: причины и эффективные методы лечения

Нетрадиционный подход к выполнению изображения в познавательном развитии дал большой толчок развитию детского интеллекта, подтолкнул творческую активность детей, научил их нестандартно мыслить.

В процессе работы по данной теме, пришла к выводу, что познавая мир через нетрадиционное рисование, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга, образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по познавательному развитию через использование нетрадиционных техник рисования способствует:

§ получению углубленных знаний, о качестве и возможностях различных материалов;

§ приобретению практических умений по работе с различными изобразительными материалами;

§ развитию художественного вкуса, умению видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;

§ выражению эмоционального отношения через свое творчество;

§ возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;

§ появлению интереса к окружающему миру;

В дальнейшем, на основе полученных знаний из этого кружка, в перспективе разработать и приготовить план кружка «Юный журналист». Где ребята будут выпускать стенгазету.

Конспект ОО «Художественно-эстетическое развитие» Декоративное рисование в старшей группе. Тема: «Волшебные узоры»

Ирина
Конспект ОО «Художественно-эстетическое развитие» Декоративное рисование в старшей группе. Тема: «Волшебные узоры»

Цель: развитие творческих способностей детей через рисование нетрадиционными методами.

Художественно-эстетическое развитие:

-формирование умения самостоятельно составлять простой узор по образцу;

-закрепление навыков пользованию кистью: промывать, отжимать, осушать её, подбирать краску;

-учить детей аккуратно закрашивать узор, не заходя за линию;

-развивать у детей мелкую моторику рук, память, чувство цвета и ритма;

-воспитывать умение слушать до конца, следовать советам воспитателя, самостоятельность в работе, развивать творческую активность.

Познавательное развитие: продолжать знакомство с дымковской росписью, формирование навыков использования деталей росписи;

Речевое развитие:активизация словаря: дымковская роспись, мастера, кружок, полоска, кольцо, точка, волнистая линия, отгадывание загадок.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать интерес и бережное отношение к народному наследию.

-Личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей;

Оборудование и материалы: запись русского народного проигрыша «Плясовая», музыка для релаксации,пазлы для игры «Собери чайник», фигуры посуды для игры «Найди посуду», презентация и оборудование для её показа, готовые формы для росписи (силуэты посуды, гуашь 4-х цветов (красная, синяя, жёлтая, зелёная, салфетки (для каждого ребёнка, детали росписи из бумаги (для аппликации, клей, кисточки, подставки для кисточек.

Ход НОД:

1. Вступительная беседа.

(Звучит сказочная музыка. Дети с воспитателем заходят в зал.)

Воспитатель: Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

Воспитатель: А хотите отправиться в сказочное путешествие? У меня с собой есть волшебная палочка. Она нам поможет оказаться в сказке. Вы готовы? Для этого я произнесу волшебные слова (на фоне волшебной музыки).

Волшебство сейчас начнется

Стоит палочкой взмахнуть

Детям ярко улыбнется

Позовет в далекий путь.

(Звучит музыка с плачем. На экране -сидит грустная Федора).

Воспитатель: Кто это?

Воспитатель:Хотите Федора сейчас окажется рядом с нами? У меня же есть волшебная палочка. (Звучит музыка) Закройте глаза. Раз, два, три Федору покажи.

(Воспитатель превращается в Федору, садится и горько плачет)

Федора: Ко мне же должны прийти гости, а вся посуда от меня сбежала. Как мне быть? Смогу ли я без посуды обойтись?

Федора: А для чего нам нужна посуда?

Дети: Чтобы кушать из неё и варить еду.

2. Основная часть.

Федора: А какая бывает посуда?

Дети: Чайная, кухонная, столовая.

Федора: у меня вся посуда перемешалась, помогите найти чайную посуду

Игра «Найди посуду»(среди предметов посуды найти чайную посуду)

Федора: это получился сервиз.

Федора: А ещё какие предметы посуды вы знаете?

Дети: (называют предметы посуды)

Федора:я хочу загадать вам загадки. Для того чтобы отгадать загадку, мы должны с вами присесть на ковер, где лежат волшебные листочки с загадками (под музыку дети садятся на ковер и по просьбе воспитателя дают лист определенного цвета).

(отгадки высвечиваются на экране)

Варю я пищу вашу,

К обеду суп и кашу. (Кастрюля)

Ш-ш-ш шипит картошка,

Подлейте маслица немножко.

Вот это жар, вот это да!

Бывает глубокой и мелкой,

А называется (Тарелкой)

На столе стою, пыхчу,

Чаем угостить хочу? (Чайник)

На столе она стоит,

Чай горячий в ней налит. (Чашка)

Федора: Молодцы, отгадали все мои загадки! А скажите, так почему вся посуда сбежала от меня?

Дети: ты её била, не любила и не мыла.

Федора: я несла чайник и нечаянно разбила его, помогите мне его собрать.

Игра «Собери чайник» (из разрезанных картинок собрать фигуры чайника)

Федора: Что же ещё надо сделать? Давайте мы ее сейчас помоем.

Физкульт минутка «Моем посуду»

Кран с водою мы открыли,

И посуду перемыли!

Тёрли, тёрли, мыли, мыли,

Всё кругом в воде и мыле!

Федора: Ой, какая моя посуда теперь чистенькая, беленькая. Может мы ее украсим Дымковской росписью? Мы уже с вами знакомились с изделиями Дымковских мастеров (на слайдах).Найдите предмет с дымковской росписью. Какими деталями узора мы будем украшать посуду?

Дети: Кружки, кольца, полоски, змейки, точки.

Федора: Какие цвета используют мастера?

Дети: Красный, жёлтый, зелёный, голубой, синий.

Федора: два стола- с белой скатертью будут разукрашивать предмет посуды с помощью ватных палочек, маковки и кисточки. Стол с зелёной скатертью, будет составлять узор и выполнять аппликацию. Давайте вспомним как будем использовать ватную палочку и «маковку». А вот элемент капельку можно рисовать пальчиком, для этого обмакиваем пальчик в краску и рисуем.

(Дети выбирают предметы. Садятся за столы. Проводится разминка с кистью).

Разминка с кистью.

Федора: Держим кисточку вот так (тремя пальцами возле металлической части)

Это трудно? Нет, пустяк!

Влево-вправо, вверх и вниз,

Побежала наша кисть (волнистая линия)

А потом, а потом,

Кисточка бежит кругом, (кольцо)

Закружилась, как волчок! (круги)

За тычком идёт тычок! (точки)

Федора: а сейчас, закрыли глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать посуду для Федоры, цвет, как расположите узор.

Самостоятельная работа детей.

(в процессе работы воспитатель подходит к детям, показывает как работать палочкой на своём образце, как расположить детали узора на силуэте посуды. при необходимости помочь детям).

Федора: Засверкала отовсюду новая посуда! И на душе у нас радостно и празднично. Спасибо, ребята, за вашу работу!

(Работы детей выставляются, рассматриваются)

-Ребята,где мы с вами сегодня побывали?

-Кому вы помогли?

-Что вам больше всего запомнилось?

(Под музыку выходит «чайник»)

Чайник: Вот я, чайник, молодец!

Чайному столу венец.

Всех друзей я приглашаю,

Вкусным чаем угощаю!

(Дети под музыку выходят из зала).

«Якутские узоры». Художественно-эстетическое развитие дошкольников В современное время гармоническое развитие личности невозможно без эстетического чувства, которое включает емкие многогранные понятия. Воспитание.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Украшаем платье кукле Кате» Художественно – эстетическое развитие Рисование «Украсим платье кукле Кате». Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к созданию изображения.

Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» — рисование в старшей группе. Тема «Снежинка». Программное содержание. Учить рисовать узор на форме розеты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумывать детали узора по.

Конспект НОД в подготовительной группе «Ежик» — «Художественно-эстетическое развитие-рисование…» Цель: Учить рисовать ежа способом отпечатка ладони. Программное содержание: напомнить детям технику рисования – отпечаток ладошкой, закрепить.

Конспект ООД в младшей группе по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Рисование (нетрадиционное) «Зимний лес» Цель: создание условий для развития творческих способностей детей Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие» Развивать продуктивную.

Конспект ООД в подготовительной группе «Морозные узоры» (декоративное рисование) Цели: учить детей рисовать морозные узоры в стиле кружевоплетения; расширить и разнообразить образный ряд (создание ситуации для свободного,.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Декоративное рисование «Филимоновские мотивы» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Декоративное рисование «Филимоновские мотивы» Программное содержание:.

Конспект занятия во II младшей группе Художественно-эстетическое развитие. Рисование Конспект занятия во II младшей группе Художественно-эстетическое развитие. Рисование Воспитатель: Кобякова Ксения Васильевна Тема: Мебель.

НОД Художественно-эстетическое развитие рисование Тема: «Путешествие в осенний лес» Название: «Путешествие в осенний лес» Тема: Раскрашивание гуашью осенних листьев Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Раздел «Рисование». Тема «Листочки для ежика» Цель: Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, формировать образные представления. Задачи: Образовательные: Способствовать.

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2019

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования раскрывает художественно – эстетическое развитие личности как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация) [1, с.268].

Художественно – эстетическое развитие личности является результатом освоения эстетического и художественного опыта человечества. Целью художественно-эстетического воспитания является приобщение к изобразительному искусству, развитие детского творчества, формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Содержание художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста представлено в разделах комплексных программ дошкольного образования и в парциальных программах. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева (М., 2014) художественно-эстетическое развитие предусматривает приобщение к искусству, развитие изобразительной деятельности, конструктивно – модельной деятельности, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста [2, с.337].

В данной статье мы выделяем два направления развития детей – приобщение к искусству и изобразительную деятельность.

В процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства происходит развитие эмоционального восприятия, положительного реагирования на произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, народного декоративно-прикладного искусства. У детей начинает формироваться способность понимать содержание произведений искусства, эстетическое восприятие.

Изобразительная деятельность включает в себя воспитание у дошкольников интереса к рисованию, лепке, аппликации, прикладному творчеству, формирование, развитие и совершенствование умений в данных видах деятельности.

У детей от 2 до 3 лет во второй группе раннего возраста должно развиваться художественное восприятие, отзывчивость на доступные им картины, рассказы, музыку. С детьми рассматривают иллюстрации к произведениям детской литературы, знакомят с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой и другими. При этом педагог обращает внимание на яркое оформление, характер игрушек. Речь педагога должна быть пропитана эмоциями, заинтересованностью к изучаемому. Ребенок должен почувствовать искреннюю радость воспитателя при ознакомлении с образцами.

В младшей группе (от 3 до 4 лет) детей продолжают знакомить с лучшими образцами искусства, книжной иллюстрацией. Детям представляют разнообразие видов изобразительного искусства подводят к восприятию произведений искусства. Знакомят с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства, готовят детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.

Начиная со средней группы (от 4 до 5 лет) детей знакомят с творческими профессиями артиста, художника, композитора и др. Побуждают детей узнавать и называть явления и предметы окружающей действительности в художественных образах. В этом возрасте дети учатся различать жанры и виды изобразительного искусства: картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура).

У детей 4-5 лет педагоги вызывают интерес к различным строениям, расположенным вблизи детского сада (детский сад, магазин, поликлиника, театр, кинотеатр, музей); привлекают внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять выделение различных частей здания (форма и величина входных дверей, окон, крыши, крыльца и других частей). Детей среднего дошкольного возраста начинают организованно вывозить на экскурсию в музей [3, c.48].

В целях формирования представлений об образцах отечественной живописи, для развития эстетического восприятия детям проводят ознакомительную работу с картинами русских художников: И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, В.М. Васнецова, И. И. Левитана, В. Г. Перова, А. А. Пластов, К. П. Брюллова и др. Картины отечественных художников данных авторов представлены в различных жанрах живописи и представляют собой прекрасное средство для развития у детей дошкольного возраста интереса к изобразительному искусству.

В среднем дошкольном возрасте детей знакомят с памятниками архитектуры родного края и мира: «в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца. В Золотое кольцо традиционно включают восемь основных городов — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир» [3, с.106].

Произведения И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, И. И. Левитана передают живописность русской природы: пейзажи представляют детям подробнейшее, яснейшее дыхание леса, родных просторов. Картины прекрасно отвечают принципу краеведения, доступности, сезонности при приобщении дошкольников к изобразительному искусству
[4, с.46].

Применяются разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению к изобразительному искусству, такие как:

– беседы с использованием репродукций,

-самостоятельная и индивидуальная работа.

Народное декоративно-прикладное искусство также является доступным для этого возраста видом искусства. Дошкольники продолжают изучать различные виды росписей – гжельская, хохломская, городецкая и др. Национальный промысел родного края также включается в содержание образовательного процесса.

В старшей группе (от 5 до 6 лет) у детей продолжают формировать интерес к изобразительному искусству, продолжают знакомить с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры. Расширяют представления о графике.

В подготовительной группе (от 6 до 7 лет) детей начинают знакомить с историей искусства и продолжают расширять ранее полученные знания, совершенствуются умения и навыки. Формируются представления о значении органов чувств человека для художественной деятельности. Воспитывается интерес к искусству родного края.

Изобразительная деятельность начинается со второй ранней группы (от 2 до 3 лет). В процессе занятий рисованием у детей обогащается опыт сенсорного восприятия: дети учат различать интенсивность цвета, закрепляют знание цветов. При изучении предметов у дошкольников развивается не только чувство цвета, а также чувство формы. Воспитатели просят изобразить контур предмета в воздухе, потом на бумаге. Детей заинтересовывают инструментарием: карандаши – это не просто палочки, а палочки, которые оставляют след на бумаге; фломастеры и кисти бывают одного и того же цвета, но рисуют разные линии; краски акварельные и гуашь, нужно растворять водой, только тогда ворс кисти оставляет яркие пятна на бумаге и пр. Детей учат преобразовывать каракули, рисовать линии, точки, используются нетрадиционные техники рисования, такие как, кляксография, штампы и др.

Читайте также:  Практические советы и эффективные методики по развитию детей дошкольного возраста

На занятиях по лепке у детей в возрасте 2-3 лет проводят ознакомительную работу с материалом: пластилином, восковым пластилином, глиной. Восковой пластилин, современный и безопасный пластический материал для лепки с детьми, не липнет к рукам, волосам, не оставляет следов на одежде и мебели, легко размягчается. Воспитатель рассказывает детям о пластилине, его пластических свойствах, показывает на примерах, что можно из него слепить. Дети учатся работать с пластилином, отрывая маленькие кусочки, соединяя их, раскатывая между ладошками. После этого, дети учатся лепить округлые и сплющенные предметы (колобок, яблоко, помидор, ягодка, бусинка, лепешки, тарелки и т.п.), соединять вылепленные формы в один предмет.

У детей 3 – 4 лет продолжают развивать умение пользоваться инструментарием: правильно держать кисть, наносить краску кончиком ворса кисти, убирать лишнюю воду с кисти. С детьми проводят индивидуальное и коллективное рисование, учитывая индивидуальные особенности детей. Дети учатся нанесению основных изобразительных приемов – линий, штрихов, пятен, мазков, тычков. С их помощью рисуют простые предметы, прямые линии в разных направлениях, перекрещивают их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Воспитатели подводят детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и комбинаций разных форм и линий (неваляшка, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Формируют умение создавать несложные сюжетные композиции.

Младшие дошкольники приобщаются к искусству аппликации. Дети учатся предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение, наклеивать их.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) в рисовании у детей к формированию умения рисовать отдельные предметы, добавляется создание несложных сюжетных композиций: к одним простым предметам добавляются другие и располагаются по всему листу. Дошкольники учатся закрашивать мазками или штрихами нарисованные формы, не выходя за их контур. Дети учатся пользоваться подходящими по ширине кистями: широкими или тонкими, кончиком, либо всей кистью. В декоративном рисовании продолжается формирование умения создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских, городецких узоров.

В аппликации усложняется содержание изображений. Детей обучают вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Дошкольники учатся вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов. Продолжают расширять количество изображаемых предметов из готовых форм. Учат детей преобразовывать эти формы, разрезая на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти; квадрат – на треугольники и т.д.) [4, с.257].

В лепке в средней группе закрепляют приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учат прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котёнка, клюв у птички), сглаживать поверхность вылепленного предмета.

В старшей группе (от 5 до 6 лет) продолжают развивать интерес к изобразительной деятельности, обогащают сенсорный опыт, развивают эстетическое восприятие. Детей продолжают знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), учитываются региональные особенности.

В подготовительной группе (от 6 до 7 лет) совершенствуются умения изображать предметы по памяти и с натуры, совершенствуется техника изображения, расширяется набор материалов. Продолжается формирование умения свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, плавно поворачивать руку при рисовании округлых линий, завитков в разных направлениях, осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

В сюжетном рисовании детей продолжают учить размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, передний и задний план). Формируется умение передавать движение людей и животных. В лепке продолжается обучение умению передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основным назначением которых является образное отражение действительности [5, с.25].

Содержание художественно-эстетического развития дошкольников представлено в комплексных программах, а также обогащенное содержание раскрывается в парциальных программах. Современные программы соответствуют ФГОС дошкольного образования и раскрывают данную область развития ребенка. Кроме этого, создаются региональные программы, учитывающие конкретную этнокультурную ситуацию, традиции, принятые в обществе. Согласно целевым ориентирам дошкольного образования ребенок к окончанию дошкольного возраста должен проявлять развитое творческое воображение, проявлять самостоятельность в изобразительной деятельности, эмоционально откликаться на произведения искусства.

В художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста для развития эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире для приобщения детей к миру искусства, для развития способностей к изобразительной деятельности воспитателю необходимо обеспечить активное взаимное взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы в изобразительной деятельности.

Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. – М.: Национальное образование, 2016. – 696 с.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солцевой. – СПб. : Питер, 2017. – 464 с.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб, пособие / С. В. Погодина. — 5-е изд., стер. — М. : Академия, 2014. – 352 с.

Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб, пособие / О. Н. Анцыпирович, Е. В. Горбатова, Д. Н. Дубинина [и др.]. — Минск: Новое знание; М. : ИНФРА-М, 2016. — 390 с.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

Дата публикации: 23.11.2018 2018-11-23

Статья просмотрена: 1544 раза

Библиографическое описание:

Кайсаканова Т. А., Зуйкова Г. В., Бернацкая А. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 357-358. — URL https://moluch.ru/archive/233/54026/ (дата обращения: 11.03.2020).

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие, культурные ценности.

В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения ребенка к культуре.

Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были выявлены проблемы художественно-эстетического развития дошкольников, которые могут быть успешно разрешены при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса.

В основе ФГОС ДО заложены следующие основные принципы:

– поддержка специфики и разнообразия детства;

– сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

– уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

– осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Содержание Образовательной Программы ДОУ обеспечивает развитие личности ребенка, их мотивации и способностей в различных видах деятельности по следующим направлениям:

Перед педагогом стоит задача в том, чтобы научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, эмоциональную сферу, способность к коммуникации через художественные образы. В целом назначение любого вида искусства — это отражение сегодняшней действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять об идее художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя ДОУ.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира; становление собственного эстетического отношения к нему; формирование начальных представлений о различных видах искусства — музыки, художественной литературы, фольклора. Огромную роль играет и эмоциональное отражение: умение сопереживать персонажам художественных произведений, видеть характеры героев и учит оценивать отношение автора произведения к написанному.

У педагогов есть немало возможностей для реализации программы художественно-эстетического направления. Необходимо обращать внимание детей на разнообразие форм, цветов, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у детей эмоциональной отзывчивости необходимо побуждать их к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения через проявление различных внешних признаков.

В реализации художественно-эстетического направления, создано вовлечение детей в разные виды деятельности: в сюжетно-ролевые и режиссерские игры. В изобразительной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании — экспериментирование с цветом, составление композиций; знакомство с техниками оригами, папье-маше, аппликация из рваной бумаги; работа с различными материалами: пластилином, глиной, бумагой, тканью, природным материалом и разными видами конструкторов: деревянный, бумажный, Лего, мягкий. Используются такие средства, как кисточки, карандаши, ножницы. В музыкальной деятельности — танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах — создаются художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно — ролевой и режиссерской игре — способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации учатся передавать характер, переживания и настроения персонажей.

Важным для художественно-эстетического развития является и приобщение детей к истокам народного творчества. Дошкольников знакомят с традиционными национальными и региональными промыслами, обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.

Таким образом, новые воспитательные цели в развитии личностных компетенций дошкольников предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития.

  1. Баранова, Е. В., Савельева, А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2–7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 288 с.]
  2. Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. — М.: ВЛАДОС, [2012. — 410 с.]
  3. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). — М.: Мзаика-Синтез, [2014. — 368 с.]
  4. Голоменникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 205 с.]
  5. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 315 с.]
  6. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 264 с.]
  7. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 296 с.]

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством рисования Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова Ольга Владимировна

В статье раскрывается роль изобразительной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников . Описываются средства формирования эстетического вкуса, эстетических чувств у дошкольников .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатова Ольга Владимировна

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством рисования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Солдатова Ольга Владимировна

магистрант Омского государственного педагогического университета,

г. Омск, РФ E-mail: olya310882@mail.ru

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ

В статье раскрывается роль изобразительной деятельности в эстетическом воспитании дошкольников. Описываются средства формирования эстетического вкуса, эстетических чувств у дошкольников.

Эстетическое воспитание, изобразительная деятельность, дошкольник.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности дошкольника, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное (Б.Т. Лихачёв). В настоящее время эстетическое воспитание и культура – главная задача дошкольного образования. Этой проблемой занимались отечественные и зарубежные педагоги, психологи Д.Н. Джон, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкий. Сегодня вопросам эстетического воспитания детей и подростков посвящены исследования Л.Г. Медведева [8], Н.В. Чекалевой [9], Е.С. Лыковой [4, 5], Р.И. Капустной [2], О.П. Савельевой [10, 11] и др.

Ветлугина Н.А. говорит об эстетическом воспитании, как о развитии способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [1]. По мнению Сластенина В.А. эстетическое воспитание – это способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Бубнова С.Ю. считает, что эстетическое воспитание – это работа совместной деятельности педагога и дошкольника.

В работе с детьми, по развитию эстетического воспитания необходимы следующие задачи: развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства; приобщать детей к деятельности; вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения; формировать основы эстетического вкуса, способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления; развивать художественно-творческие способности.

В эстетическом воспитании средством является искусство, условием художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и детьми. Воспитывать ребенка в деятельности -одна из закономерностей воспитания [3]. Изобразительная деятельность – это средство эстетического воспитания. Цвет и колорит – это средства выразительности в изобразительном искусстве, в творчестве детских рисунков. На занятиях по изобразительной деятельности, отмечается, что дети очень мало обращают внимания на цвет, игнорируют его. А также не используют разнообразную цветовую гамму и выполняют рисунок чаще одним цветом. В данном случае, следует развивать у детей восприятие цвета, обогащать сенсорный опыт. Таким образом, все эти средства позволяют формировать представление о цвете предметов, свойстве. У дошкольников возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Поэтому, необходимо развивать восприятие цвета, цветосочетания, вызвать эмоциональную реакцию ребенка на цвет и сочетание, учить находить цветовое решение, цветосочетание [6]. Ритм, также является средством художественной выразительности. Чувства прекрасного возникают у детей при восприятии формы предмета или ритмического строя. Эстетические чувства будут более глубокими и осознанными по мере обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений

Читайте также:  Художественно-эстетическое развитие дошкольников — приобщаем детей к прекрасному

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

окружающего мира. Посредством этого, у детей формируется эстетический вкус [7].

Важно отметить, что чувство прекрасного сформируется у ребенка тогда, когда красота предмета, явления становится в конкретном выражении. Описывая с детьми цветок, можно сказать, что красиво в цветке: ярко или нежно раскрашенная головка цветка, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, резные листья. Детям нужно подобрать такие слова, чтобы передать эстетическую характеристику этого предмета. Ребенок поймет, что значит красиво и начнет находить красоту в других явлениях, предметах.

У ребенка появится эстетический вкус тогда, когда он будет получать удовольствие, духовное наслаждение от красоты в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое, включает в себя не только понимание, наслаждение прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды. В формировании эстетического вкуса у детей, большая роль принадлежит обучению. На занятиях об изобразительной деятельности, дети учатся узнавать, любить произведения искусства. В художественной деятельности, присутствует воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети получают умения и навыки, которые имеют большое значение не только для повышения эффективности детского творчества, но и для осуществления других воспитательных задач. В творческой деятельности, эстетическое воспитание зависит от того, что берется для рисования (знакомые детям красивые предметы, игрушки, явления природы). Когда дети рисуют рисунок, отмечают, почему он нравятся, что в нем интересного, почему радует, или вызывает негативное отношение. Эстетическая оценка рисунка тоже играет свою роль, она переплетается с нравственной. Дети учатся адекватно оценивать свои рисунки и сверстников, делать небольшие выводы, умозаключения, что хорошо получается, а над чем необходимо еще поработать. На занятиях дети рисуют явления из окружающей жизни, отражают свое отношение к ней.

На занятиях по изобразительной деятельности, дети получают огромное удовольствие от рисования, так как в занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания сюжета, игр. Поэтому, очень важно поддерживать это стремление, не ограничивать детей только изображением отдельных предметов. Когда дети придумают сюжет своего рисунка, он не только радует их, но и развивает воображение, фантазию, уточняет представления.

В развитии творческой деятельности на занятии создаются положительные условия для развития ощущений и эмоций, которые перейдут в эстетические чувства, будут формировать эстетическое отношение к действительности. Практика работы показывает, что обогащать опыт детей целесообразно наблюдениями из окружающего мира, заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту дома; на занятии, чтобы дети получали возможность выразить эстетические впечатления; внимательно относились к подбору соответствующего материала [12].

Подводя итог, можно сказать следующее, что дошкольный возраст – это особенный возраст для эстетического воспитания. У дошкольников формируется отношение к миру, происходит развитие эстетических качеств будущей личности. Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе художественной деятельности происходит не само по себе, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности. Лучше использовать методы, приемы, которые будут вызывать хорошие эмоции у детей. Чем ярче будут впечатления, чем содержательнее и интереснее их жизнь, тем лучше будет развиваться воображение, а рисунки будут интересными, разнообразными и красивыми.

Список использованной литературы:

1. Ветлугина Н.В. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1962.

2. Капустина Р.И. Эстетическое воспитание дошкольников средствами искусства. – Шадринск, 1999.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 416 с.

4. Лыкова Е.С. Анализ возрастных особенностей развития детского рисунка // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. №3 (19). С. 134-139.

5. Лыкова Е.С. Критерии оценки детского рисунка // Омский научный вестник. 2015. № 4 (141). С. 177-180

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 2410-700Х

6. Лыкова Е.С. Методика развития декоративности в изобразительной деятельности младших школьников // Проблемы художественного образования. Межвузовский сборник научных трудов. – Омск, 1997. – С. 4047.

7. Лыкова Е.С. Эстетическое воспитание детей на занятиях печатной графикой // Воспитание школьников. 2015. № 8. С. 28-33.

8. Медведев Л.Г. Проблема эстетического воспитания учащихся средних школ на занятиях по изобразительному искусству // Проблемы развития творческих способностей учащихся, студентов на занятиях по изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. – С. 11-20.

9. Медведев Л.Г., Чекалева Н.В. Педагогика детского изобразительного творчества // Омский научный вестник. 2012.№ 2(106). С. 233-235.

10.Савельева О.П. Активизация изобразительной деятельности младших школьников в процессе изучения древнерусской архитектуры: Дисс. . канд. пед. наук. – М., 1996. 226 с.

11.Савельева О.П. Виртуальная выставка-конкурс детского творчества как современных социокультурный проект // Актуальные проблемы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного научного знания международная научно-практическая конференция: сборник статей. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2014. С. 245 -249.

12.Савельева О.П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства)// Начальная школа плюс До и После. 2006. № 5. – С. 7 – 13.

© Солдатова О.В., 2016

Солодовникова Ирина Николаевна

МОАУ СОШ № 56 им. Хана В.Д.

Г. Оренбург, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА,

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье рассмотрены содержательные и организационные особенности реализации индивидуального образовательного маршрута. Обозначена его роль в повышении эффективности деятельности школы. Рассмотрены функции педагога в реализации индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуализация, образовательная деятельность, модель образовательного пространства, субъекты образовательного процесса, индивидуальный образовательный маршрут.

В современном образовании индивидуальный образовательный маршрут обучающегося характеризуется определенной спецификой. С одной стороны, он является отражением ориентированности образовательной организации на обеспечение индивидуальных запросов, обучающихся [5; 6], с другой -его содержательное наполнение происходит в зоне неопределенности, обусловленной наличием смежных составляющих, а именно индивидуальным учебным планом, образовательной траекторией и программой [2; 3]. В практической деятельности педагоги сталкиваются с противоречием между различными представлениями субъектов образовательного процесса о ценностях и роли образования и отсутствием единого механизма удовлетворения образовательных потребностей данных субъектов. Считаем, что одним

Что такое художественно-эстетическое развитие дошкольников

Художественно-эстетическое развитие, это процесс, целью которого является воспитание творческой личности в ребёнке. Разносторонне развитый человек способен наслаждаться искусством. Ему легко заниматься творчеством самостоятельно.

Художественное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ

Художественно-эстетическое воспитание играет особую роль в жизни дошкольника.

Важно! Стоит с раннего детства привить ребенку чувство прекрасного и научить разбираться в произведениях искусства.

Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства

Младший возраст детей делает их более восприимчивыми к изобразительному искусству, которое имеет прямое влияние на художественное воспитание. Художественное развитие, это способность оценивать произведения искусства, понимать их, испытывать эмоции от контакта с ними и творить самостоятельно.

Малыши должны быть развиты

Дошкольников (желательно уже с 1 года) важно в качестве самообразования ознакомить со всеми видами изобразительного искусства:

  • Скульптура — работа, выполненная в объёме различными способами.
  • Живопись — выполненное красками на плоскости изображение.
  • Архитектура — создание зданий и сооружений.
  • Графика — изображение на плоскости без цвета, с использованием линий, штрихов, точек.
  • Декоративно-прикладное искусство — украшение чего-либо.

Дети любят картины

Также важно ознакомить с различными материалами, которых существует различное множество:

  • карандаши;
  • гелиевые ручки;
  • тушь и перо;
  • краски гуашь;
  • акварель;
  • масло;
  • акрил;
  • пастель масляная и сухая;
  • уголь;
  • сангина;
  • фломастеры;
  • бумага;
  • глина;
  • пластилин;
  • мрамор;
  • металлы;
  • стекло;
  • гипс и многие другие.

Условия успешного развития изобразительной деятельности ребенка

Художественное воспитание, это неотъемлемая часть воспитания человека. К условиям успешного развития изобразительной деятельности ребенка можно отнести:

  • Поддержка педагогом (при отсутствии давления на процесс).
  • Помощь в развитии фантазии дошкольника.
  • Свобода в использовании материалов для творчества.
  • Осведомлённость о существовании различных техник и материалов.
  • Содействие семьи в развитии ребенка (семья, как образец для подражания).

Малыши любят оформлять территорию садика

Эстетическое воспитание в условиях детского сада

Эстетическое воспитание призвано научить дошкольника:

  • видеть прекрасное вокруг;
  • понимать и ценить искусство;
  • тянуться к красоте.

Первое место в эстетическом воспитании в ДОУ занимает оформление территории детского сада и его помещений. Это первое, что видит ребенок, приходя в детский сад.

Территория должна быть ухоженной, в летнее время посажены цветы, побелены бордюры, убран мусор. Помещение, где расположена группа, не должно быть захламлено, быть пёстрым или темным и мрачным.

Важно соблюсти гармонию в цвете, нужна эстетика в деталях. Необходима библиотека в каждой группе с красивыми иллюстрированными книгами. Большую пользу принесут, развешанные репродукции картин или иллюстрации.

Не менее важно и созерцание природы. Этому дошкольника должен научить воспитатель на прогулках. Пример: обращать внимание на:

  • насекомых (прекрасных бабочек, трудолюбивых муравьёв, шустрых стрекоз);
  • росу на траве;
  • первые пожелтевшие листья;
  • красные гроздья рябины;
  • ранний приход зимы.

Обратите внимание! Все это тренирует ум детей, развивает их вкус, делает их более внимательными.

Проводим мастер-класс по художественно-эстетическому развитию

Будет полезен мастер-класс «Лебединая верность» (пальчиковое рисование).

Вид: практическое занятие.

Оборудование: плотная бумага формата А3, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка для воды, стол.

Задача: познакомить дошкольников с новой техникой рисования, развить фантазию и креативность.

Продолжительность: один академический час.

  • «Ребята, вы наверняка знаете про существование таких птиц, как лебеди. Они очень красивы и грациозны. Имеют гибкую, длинную шею. Бывают белого и чёрного цвета. Отличаются они тем, что создают пару на всю жизнь. И, если один лебедь погибает, то второй может умереть от тоски».
  • «Сегодня мы с вами нарисуем пару таких лебедей. Но рисовать самих птиц мы будем не кисточкой, а ладошками! Это такой изобразительный приём».
  • «Возьмите лист бумаги и положите его горизонтально».
  • «Простым карандашом наметьте фон, на котором у вас будут расположены лебеди (островок в воде, вода, трава, песчаный берег)».
  • «Далее большой кисточкой и красками заполните цветом фон».
  • «Лебедей изобразить нужно будет так: возьмите чёрную или белую гуашь».
  • «Поочерёдно нанесите плотным слоем краску на каждую ладошку по отдельности и отпечатайте ладошки так, чтобы головы лебедей (большие пальцы) тянулись друг к другу».
  • «Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижмите друг к другу. Посмотрите, какой классный рисунок получается».
  • «Мелкие делали можно доработать тонкой кистью или пальчиками. Посмотрите, какие необычные лебеди получились»!

Коллективное развитие приоритетнее

Особенности развития технического творчества дошкольников

Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:

  • Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
  • Планировать свою деятельность.
  • Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
  • Выделять части и объединять их в целое.
  • Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.

Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.

Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.

Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:

  • магнитные конструкторы;
  • строительные наборы;
  • различные кубики;
  • блочные конструкторы;
  • наборы для моделирования;
  • конструкторы с суставным креплением;
  • конструкторы с болтовым креплением.

Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников

Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.

К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:

  • Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
  • Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
  • Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
  • Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.

  • Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
  • Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
  • Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.

Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию